Автор: Титаренко Елена Николаевна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБОУ ПОО
Населённый пункт: города Магнитогорск, Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: Взаимосвязь всех сторон подготовки квалифицированного рабочего
Раздел: среднее профессиональное
Взаимосвязь
всех
сторон
подготовки
квалифицированного рабочего
В
основных
направлениях
реформы
общеобразовательной
и
профессиональной
подготовки
перед
системой
профессионального
образования поставлены задачи повысить качество образования и
воспитания. Обеспечить более высокий научный уровень преподавания
каждой дисциплины, прочное овладение основами наук, улучшить
идейно-политическое,
трудовое
и
нравственное
воспитание,
усовершенствовать учебные планы и программы, учебники и учебные
пособия, методы обучения и воспитания.
Профессиональная
подготовка
рассматривает
как
главное
направление
своей
экономической
стратегии,
основной
рычаг
интенсификации и повышения его эффективности, а значит, и решения
важнейших общественных вопросов.
Для
решения
поставленных
задач
мастерам
производственного
обучения и преподавателям необходимо не только широко использовать
достижения педагогической науки, передовой опыт, накопленный в
учебных
заведениях,
но
и
настойчиво
искать
новые
пути,
способствующие повышению качества обучения и воспитания. Одним из
главных
направлений
в
решении
этих
сложных
задач
является
повышение уровня учебно-познавательной активности обучаемых как на
теоретических занятиях, так и на уроках производственного обучения.
Наиболее
эффективно
такое
построение
учебно-воспитательного
процесса, когда предмет изучения дидактически становится объектом
учебно-познавательной
деятельности
обучающихся
и
обучающиеся
самостоятельно добывают, расширяют и углубляют знания, умения и
навыки.
Содержание подготовки квалифицированных рабочих в
колледже
можно условно подразделить на три цикла, представляющих собой единую
систему: общеобразовательный, общепрофессиональный и специальный
(специальные предметы и производственное обучение). Предусматривается
такая
последовательность
изучения
предметов
этих
циклов,
чтобы
общеобразовательная
подготовка
являлась
основой
для
общепрофессиональной, а на ней, в свою очередь, базировалась специальная
подготовка и производственное обучение.
Взаимосвязь всех сторон содержания подготовки квалифицированного
рабочего неотделима от связи теории с практикой в целом при опережающей
роли
теории. Исключительно важное значение в этом имеет организация
учебного процесса на основе связи обучения с производительным трудом
обучающихся. Доступность. Соответствие возрасту и уровню подготовки
обучающихся.
Рассматривая
проблему
формирования
профессионально
важных
качеств как одно из важных направлений воспитания интереса к профессии,
следует иметь в виду, что их структура, характер проявления определяются
содержанием, спецификой, требованиями конкретной профессии. И чем
сложнее профессиональный труд, чем выше уровень профессионального
мастерства, тем более значимым является роль профессионально важных
качеств. Есть все основания полагать, что их структура не сводится к
профессиональным
знаниям,
умениям,
навыкам,
а
определяет
профессиональные способности работника.
У обучающихся только тогда будет развиваться и укрепляться интерес к
профессии,
если
они
чувствуют,
что
в
своем
развитии
постоянно
приближаются к требованиям профессии. Все это говорит о том, что важным
условием воспитания интереса к профессии является ясное представление о
структуре профессиональных требований к работнику как со стороны
мастера, так и обучающегося, анализ уровня их развития на разных этапах
профессионального обучения.
В структуру профессионально важных качеств входят общие, базисные:
трудолюбие,
дисциплинированность,
инициативность,
настойчивость,
организованность и т. д. Однако и эти качества работника должны быть
соответствующим образом адаптированы к той сфере профессионального
труда,
которую
осваивают
обучающиеся.
Так,
например,
мастер
производственного обучения должен воспитывать у обучающего не вообще
самостоятельность,
а
профессиональную
самостоятельность,
т.
е.
«способность будущего молодого рабочего проявлять глубокие и прочные
знания в своей профессии, владеть техническим мышлением, умениями,
навыками,
свободно
ориентироваться
в
изменяющихся
условиях
современного производства, самому видеть задачу, правильно оценивать
предъявляемые требования, проявлять свой подход к их выполнению в
установленное время и в заданном количестве». Она находит свое
проявление также в умении будущего молодого рабочего самостоятельно
изменять свои действия в зависимости от отклонения в ходе работы или
возникновения новых условий, вносить поправку в намеченный план и
способы ее осуществления.
Как уже подчеркивалось, профессия может предъявлять повышенные
требования
к
тем
или
иным
социально-психологическим
качествам
работника.
Роль
этих
качеств
в
профессиональной
деятельности
работника
свидетельствует о необходимости их выделения и акцентирования на них
внимания со стороны мастера производственного обучения.
Особо следует выделить качества, которые соотносятся с сенсомоторной
организацией личности и во многом определяют сенсомоторную культуру
работника, т.е. его способность к восприятию, переработке информации и
исполнительскую деятельность.
Прежде
чем
рассматривать
методические
средства
развития
профессионально важных качеств, следует подчеркнуть, что одним из
условий воспитания является осознание их структуры как мастером
производственного обучения, так и самими обучающимся. Они отчетливо
должны осознавать, какие требования к ним предъявляет профессиональная
деятельность, какие черты личности они должны воспитывать в себе. Анализ
педагогической
практики
и
результаты
экспериментальной
работы
показывают, что в развитии профессионально важных качеств наиболее
эффективны следующие методические средства:
а) предъявление обучающимся системы требований к организации
учебно-производственной деятельности;
б) целенаправленность производственного обучения на развитие и
закрепление того или иного комплекса профессионально важных качеств;
в) изучение и освоение опыта новаторов, передовиков производства;
г) осуществление индивидуального подхода;
д) организация производственного обучения студентов на выпуске
сложной товарной продукции по заказам;
е) включение обучающихся в активную общественно-организаторскую
деятельность;
ж) организация производственного обучения на основе принципа
посильности и напряженности.
Если при воспитании морально-волевых качеств доминирующую роль
играет система требований, то при развитии сенсомоторной культуры акцент
должен делаться на выполнение обучающимися специальных упражнений. В
развитии морально-волевых профессионально важных качеств будущих
молодых
рабочих
основную
роль
играет
организация
учебно-
производственной
деятельности
обучающихся.
Данные
требования
проявляются в двух наиболее важных аспектах. Первый аспект включает в
себя
общие
требования
к
организации
учебно-производственной
деятельности учебной группы, выполнение которых в основном зависит от
мастера
производственного
обучения,
от
подготовленности
учебно-
материальной базы учебного процесса, от методического обеспечения.
Рассматривая индивидуальный подход в качестве важного фактора
воспитания интереса к профессии, следует подчеркнуть, что чаще всего в
педагогической
практике
он
связывается
со
слабоуспевающими
обучающимися, с теми, кто нарушает дисциплину. Однако индивидуальный
подход требуется и тем, кто успешно осваивает профессию и не вызывает
тревоги
педагогического
коллектива.
Несмотря
на
важность
индивидуального
подхода
в
его
реализации,
мастера
испытывают
определенные трудности в связи с тем, что очень сложно уделить внимание
каждому студенту при наполняемости группы в 25 - 30 человек. Однако эта
работа
станет
более
эффективной,
если
мастер
пойдет
по
пути
дифференциации обучающихся на группы: а) студенты с высоким уровнем
развития
морально-волевых
качеств
и
соответственно
с
хорошими
показателями
учебно-производственной
деятельности;
б)
студенты
со
средним уровнем развития морально-волевых качеств; в) студенты с низким
уровнем развития морально-волевых качеств. Естественно, пристального
внимания требуют обучающиеся всех групп, но характер воздействия будет
разным. Так, для студентов первой группы индивидуальный подход должен
быть связан с подбором учебно-производственных заданий повышенной
сложности, с включением их в активную общественно-организаторскую,
творческую деятельность, чтобы они в полной мере использовали учебное
время для интеллектуального и морально-волевого развития.
Для обучающихся второй группы основу индивидуального подхода
составляет оказание помощи при выполнении учебно-производственных
заданий, которая должна сочетаться с активной моральной поддержкой, с
положительной оценкой даже незначительных успехов. Контроль должен
быть направлен на процесс деятельности, ее результаты. Целесообразно к
оказанию помощи подключить обучающихся первой группы.
Особого внимания требуют студент третьей группы. Прежде всего, за
ними нужен постоянный контроль, который должен сочетаться с мерами по
развитию у них познавательной и трудовой активности.
В
учебной
группе,
как
правило,
можно
выделить
еще
одну
специфическую группу обучающихся - равнодушных. Прежде всего, следует
выявить истоки равнодушия. Это может быть и отсутствие веры в свои силы
и в возможность освоить профессию в связи с пробелами в знаниях.
Причиной могут быть и педагогические просчеты мастера и других членов
педагогического коллектива. В соответствии с этим и выбираются методы
педагогического воздействия. Первой оказывается помощь в ликвидации
пробелов в знаниях. Для этого мастер должен подключить преподавателя,
вовлечь к оказанию помощи более сильных учащихся. Тех, кто проявляет
равнодушие к профессии, целесообразно увлечь творческой деятельностью в
кружках, клубах, в конкурсах, соревнованиях. Опытные мастера таким
обучающимся поручают сложные задания, связанные с выполнением заказа
базового предприятия. Это стимулирует активность обучающихся, ставит
перед необходимостью защищать честь колледжа, учебной группы.
Характеристика уровней освоения деятельности применительно к
периодам (курсам) производственного обучения.
Таблица № 1.
Уровни
деятельности
Характер
деятельности
обучающихся
Период
производственного
обучения
Кур
с
1
–
репродуктивный,
несамостоятельный
Деятельность выполняется
под
непосредственным
наблюдение
и
руководством мастера п/о,
на
основе
его
указаний,
документов,
письменного
инструктирования;
технологических
карт,
производственных
инструкций,
типовых
правил и т.д.
Первоначальное освоение трудовых
приемов
и
операций,
способов
выполнения
несложных
работ
комплексного характера.
1
2
–
репродуктивный,
самостоятельный
Деятельность выполняется
самостоятельно на основе
технологической
последовательности
выполнения
работы,
чередование
этапов,
элементов
воспроизводимых
по
памяти.
Выполнение
работ
комплексного
характера
средней
сложности,
освоение
приемов
и
способов
работы с электроинструментом.
2
3 – продуктивный,
самостоятельный
Деятельность выполняется
на основе самостоятельно
созданных
алгоритмов.
Учащийся
самостоятельно
принимает
решение
по
выполнению
сложных
работ.
Аттестация
учащихся
на
повышенный
уровень
квалификации (разряд) – проверка
сформированности
профессионального мастерства по
профессии «сварщик»
3
Таблица №2. – Контроль качества знаний, умений и навыков учащихся.
Нормы контроля
Выявление дефектов в
работе сварщик
Умение самостоятельно
устранять дефекты
Курс
1
1
Количество обучающихся
36
36
Количество правильно
выполненных работ
17
21
%
47,2
58,3
Курс
2
2
Количество обучающихся
36
36
Количество правильно
выполненных работ
30
32
%
83,3
88,9
Курс
3
3
Количество обучающихся
36
36
Количество правильно
выполненных работ
36
36
%
100
100
Таблица № 3 – Динамика успеваемости по производственному обучению за 2 года в
группе 084.
Учебный год
Абсолютная успеваемость,
%
Качественная успеваемость,
%
2009 - 2010
100
87
2010 - 2011
100
90
Исходя из выше изложенного можно сделать следующие выводы:
:
У обучающихся развивается:
- способность творческого подхода к реализации своих знаний, умений и
навыков;
- самостоятельность в выполнении заданий;
- чувство ответственности за порученное дело;
- умение осуществлять качества усвоения учебного материала на уроках
производственного обучения.
Задачи последующей работы:
- использовать когнитивный, системно – деятельный и личностно –
ориентированный подходы к организации производственного обучения и
профессиональной подготовки обучающихся;
- в воспитательном аспекте своей деятельности акцентировать внимание
на становлении и развитии таких способностей у обучающихся как
самоанализ, самоконтроль и самосовершенствование.