Напоминание

Взаимосвязь всех сторон подготовки квалифицированного рабочего


Автор: Титаренко Елена Николаевна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБОУ ПОО
Населённый пункт: города Магнитогорск, Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: Взаимосвязь всех сторон подготовки квалифицированного рабочего
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Взаимосвязь

всех

сторон

подготовки

квалифицированного рабочего

В

основных

направлениях

реформы

общеобразовательной

и

профессиональной

подготовки

перед

системой

профессионального

образования поставлены задачи повысить качество образования и

воспитания. Обеспечить более высокий научный уровень преподавания

каждой дисциплины, прочное овладение основами наук, улучшить

идейно-политическое,

трудовое

и

нравственное

воспитание,

усовершенствовать учебные планы и программы, учебники и учебные

пособия, методы обучения и воспитания.

Профессиональная

подготовка

рассматривает

как

главное

направление

своей

экономической

стратегии,

основной

рычаг

интенсификации и повышения его эффективности, а значит, и решения

важнейших общественных вопросов.

Для

решения

поставленных

задач

мастерам

производственного

обучения и преподавателям необходимо не только широко использовать

достижения педагогической науки, передовой опыт, накопленный в

учебных

заведениях,

но

и

настойчиво

искать

новые

пути,

способствующие повышению качества обучения и воспитания. Одним из

главных

направлений

в

решении

этих

сложных

задач

является

повышение уровня учебно-познавательной активности обучаемых как на

теоретических занятиях, так и на уроках производственного обучения.

Наиболее

эффективно

такое

построение

учебно-воспитательного

процесса, когда предмет изучения дидактически становится объектом

учебно-познавательной

деятельности

обучающихся

и

обучающиеся

самостоятельно добывают, расширяют и углубляют знания, умения и

навыки.

Содержание подготовки квалифицированных рабочих в

колледже

можно условно подразделить на три цикла, представляющих собой единую

систему: общеобразовательный, общепрофессиональный и специальный

(специальные предметы и производственное обучение). Предусматривается

такая

последовательность

изучения

предметов

этих

циклов,

чтобы

общеобразовательная

подготовка

являлась

основой

для

общепрофессиональной, а на ней, в свою очередь, базировалась специальная

подготовка и производственное обучение.

Взаимосвязь всех сторон содержания подготовки квалифицированного

рабочего неотделима от связи теории с практикой в целом при опережающей

роли

теории. Исключительно важное значение в этом имеет организация

учебного процесса на основе связи обучения с производительным трудом

обучающихся. Доступность. Соответствие возрасту и уровню подготовки

обучающихся.

Рассматривая

проблему

формирования

профессионально

важных

качеств как одно из важных направлений воспитания интереса к профессии,

следует иметь в виду, что их структура, характер проявления определяются

содержанием, спецификой, требованиями конкретной профессии. И чем

сложнее профессиональный труд, чем выше уровень профессионального

мастерства, тем более значимым является роль профессионально важных

качеств. Есть все основания полагать, что их структура не сводится к

профессиональным

знаниям,

умениям,

навыкам,

а

определяет

профессиональные способности работника.

У обучающихся только тогда будет развиваться и укрепляться интерес к

профессии,

если

они

чувствуют,

что

в

своем

развитии

постоянно

приближаются к требованиям профессии. Все это говорит о том, что важным

условием воспитания интереса к профессии является ясное представление о

структуре профессиональных требований к работнику как со стороны

мастера, так и обучающегося, анализ уровня их развития на разных этапах

профессионального обучения.

В структуру профессионально важных качеств входят общие, базисные:

трудолюбие,

дисциплинированность,

инициативность,

настойчивость,

организованность и т. д. Однако и эти качества работника должны быть

соответствующим образом адаптированы к той сфере профессионального

труда,

которую

осваивают

обучающиеся.

Так,

например,

мастер

производственного обучения должен воспитывать у обучающего не вообще

самостоятельность,

а

профессиональную

самостоятельность,

т.

е.

«способность будущего молодого рабочего проявлять глубокие и прочные

знания в своей профессии, владеть техническим мышлением, умениями,

навыками,

свободно

ориентироваться

в

изменяющихся

условиях

современного производства, самому видеть задачу, правильно оценивать

предъявляемые требования, проявлять свой подход к их выполнению в

установленное время и в заданном количестве». Она находит свое

проявление также в умении будущего молодого рабочего самостоятельно

изменять свои действия в зависимости от отклонения в ходе работы или

возникновения новых условий, вносить поправку в намеченный план и

способы ее осуществления.

Как уже подчеркивалось, профессия может предъявлять повышенные

требования

к

тем

или

иным

социально-психологическим

качествам

работника.

Роль

этих

качеств

в

профессиональной

деятельности

работника

свидетельствует о необходимости их выделения и акцентирования на них

внимания со стороны мастера производственного обучения.

Особо следует выделить качества, которые соотносятся с сенсомоторной

организацией личности и во многом определяют сенсомоторную культуру

работника, т.е. его способность к восприятию, переработке информации и

исполнительскую деятельность.

Прежде

чем

рассматривать

методические

средства

развития

профессионально важных качеств, следует подчеркнуть, что одним из

условий воспитания является осознание их структуры как мастером

производственного обучения, так и самими обучающимся. Они отчетливо

должны осознавать, какие требования к ним предъявляет профессиональная

деятельность, какие черты личности они должны воспитывать в себе. Анализ

педагогической

практики

и

результаты

экспериментальной

работы

показывают, что в развитии профессионально важных качеств наиболее

эффективны следующие методические средства:

а) предъявление обучающимся системы требований к организации

учебно-производственной деятельности;

б) целенаправленность производственного обучения на развитие и

закрепление того или иного комплекса профессионально важных качеств;

в) изучение и освоение опыта новаторов, передовиков производства;

г) осуществление индивидуального подхода;

д) организация производственного обучения студентов на выпуске

сложной товарной продукции по заказам;

е) включение обучающихся в активную общественно-организаторскую

деятельность;

ж) организация производственного обучения на основе принципа

посильности и напряженности.

Если при воспитании морально-волевых качеств доминирующую роль

играет система требований, то при развитии сенсомоторной культуры акцент

должен делаться на выполнение обучающимися специальных упражнений. В

развитии морально-волевых профессионально важных качеств будущих

молодых

рабочих

основную

роль

играет

организация

учебно-

производственной

деятельности

обучающихся.

Данные

требования

проявляются в двух наиболее важных аспектах. Первый аспект включает в

себя

общие

требования

к

организации

учебно-производственной

деятельности учебной группы, выполнение которых в основном зависит от

мастера

производственного

обучения,

от

подготовленности

учебно-

материальной базы учебного процесса, от методического обеспечения.

Рассматривая индивидуальный подход в качестве важного фактора

воспитания интереса к профессии, следует подчеркнуть, что чаще всего в

педагогической

практике

он

связывается

со

слабоуспевающими

обучающимися, с теми, кто нарушает дисциплину. Однако индивидуальный

подход требуется и тем, кто успешно осваивает профессию и не вызывает

тревоги

педагогического

коллектива.

Несмотря

на

важность

индивидуального

подхода

в

его

реализации,

мастера

испытывают

определенные трудности в связи с тем, что очень сложно уделить внимание

каждому студенту при наполняемости группы в 25 - 30 человек. Однако эта

работа

станет

более

эффективной,

если

мастер

пойдет

по

пути

дифференциации обучающихся на группы: а) студенты с высоким уровнем

развития

морально-волевых

качеств

и

соответственно

с

хорошими

показателями

учебно-производственной

деятельности;

б)

студенты

со

средним уровнем развития морально-волевых качеств; в) студенты с низким

уровнем развития морально-волевых качеств. Естественно, пристального

внимания требуют обучающиеся всех групп, но характер воздействия будет

разным. Так, для студентов первой группы индивидуальный подход должен

быть связан с подбором учебно-производственных заданий повышенной

сложности, с включением их в активную общественно-организаторскую,

творческую деятельность, чтобы они в полной мере использовали учебное

время для интеллектуального и морально-волевого развития.

Для обучающихся второй группы основу индивидуального подхода

составляет оказание помощи при выполнении учебно-производственных

заданий, которая должна сочетаться с активной моральной поддержкой, с

положительной оценкой даже незначительных успехов. Контроль должен

быть направлен на процесс деятельности, ее результаты. Целесообразно к

оказанию помощи подключить обучающихся первой группы.

Особого внимания требуют студент третьей группы. Прежде всего, за

ними нужен постоянный контроль, который должен сочетаться с мерами по

развитию у них познавательной и трудовой активности.

В

учебной

группе,

как

правило,

можно

выделить

еще

одну

специфическую группу обучающихся - равнодушных. Прежде всего, следует

выявить истоки равнодушия. Это может быть и отсутствие веры в свои силы

и в возможность освоить профессию в связи с пробелами в знаниях.

Причиной могут быть и педагогические просчеты мастера и других членов

педагогического коллектива. В соответствии с этим и выбираются методы

педагогического воздействия. Первой оказывается помощь в ликвидации

пробелов в знаниях. Для этого мастер должен подключить преподавателя,

вовлечь к оказанию помощи более сильных учащихся. Тех, кто проявляет

равнодушие к профессии, целесообразно увлечь творческой деятельностью в

кружках, клубах, в конкурсах, соревнованиях. Опытные мастера таким

обучающимся поручают сложные задания, связанные с выполнением заказа

базового предприятия. Это стимулирует активность обучающихся, ставит

перед необходимостью защищать честь колледжа, учебной группы.

Характеристика уровней освоения деятельности применительно к

периодам (курсам) производственного обучения.

Таблица № 1.

Уровни

деятельности

Характер

деятельности

обучающихся

Период

производственного

обучения

Кур

с

1

репродуктивный,

несамостоятельный

Деятельность выполняется

под

непосредственным

наблюдение

и

руководством мастера п/о,

на

основе

его

указаний,

документов,

письменного

инструктирования;

технологических

карт,

производственных

инструкций,

типовых

правил и т.д.

Первоначальное освоение трудовых

приемов

и

операций,

способов

выполнения

несложных

работ

комплексного характера.

1

2

репродуктивный,

самостоятельный

Деятельность выполняется

самостоятельно на основе

технологической

последовательности

выполнения

работы,

чередование

этапов,

элементов

воспроизводимых

по

памяти.

Выполнение

работ

комплексного

характера

средней

сложности,

освоение

приемов

и

способов

работы с электроинструментом.

2

3 – продуктивный,

самостоятельный

Деятельность выполняется

на основе самостоятельно

созданных

алгоритмов.

Учащийся

самостоятельно

принимает

решение

по

выполнению

сложных

работ.

Аттестация

учащихся

на

повышенный

уровень

квалификации (разряд) – проверка

сформированности

профессионального мастерства по

профессии «сварщик»

3

Таблица №2. – Контроль качества знаний, умений и навыков учащихся.

Нормы контроля

Выявление дефектов в

работе сварщик

Умение самостоятельно

устранять дефекты

Курс

1

1

Количество обучающихся

36

36

Количество правильно

выполненных работ

17

21

%

47,2

58,3

Курс

2

2

Количество обучающихся

36

36

Количество правильно

выполненных работ

30

32

%

83,3

88,9

Курс

3

3

Количество обучающихся

36

36

Количество правильно

выполненных работ

36

36

%

100

100

Таблица № 3 – Динамика успеваемости по производственному обучению за 2 года в

группе 084.

Учебный год

Абсолютная успеваемость,

%

Качественная успеваемость,

%

2009 - 2010

100

87

2010 - 2011

100

90

Исходя из выше изложенного можно сделать следующие выводы:

:

У обучающихся развивается:

- способность творческого подхода к реализации своих знаний, умений и

навыков;

- самостоятельность в выполнении заданий;

- чувство ответственности за порученное дело;

- умение осуществлять качества усвоения учебного материала на уроках

производственного обучения.

Задачи последующей работы:

- использовать когнитивный, системно – деятельный и личностно –

ориентированный подходы к организации производственного обучения и

профессиональной подготовки обучающихся;

- в воспитательном аспекте своей деятельности акцентировать внимание

на становлении и развитии таких способностей у обучающихся как

самоанализ, самоконтроль и самосовершенствование.



В раздел образования