Автор: Зубкова Анна Владимировна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ РО
Населённый пункт: г. Шахты, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Дидактические средства как способ формирования временных представлений детей младшего школьного возраста
Раздел: среднее профессиональное
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ
ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Зубкова А.В.
преподаватель математики
ГБПОУ РО «Шахтинский педагогический колледж», г. Шахты, Россия
Дидактические средства развития временных представлений младших
школьников – важная составная часть педагогического процесса.
Исследование
временной ориентации младших школьников и ее роли в процессе учебной
деятельности
невозможно
без
осмысления
уровня
теоретической
и
практической разработанности вопросов в этой области. Без оперирования
категориями пространства и времени невозможно обойтись как в повседневной
жизни, так и в учебной деятельности, например, при овладении учащимися
письмом, чтением, счетом, решением математических задач с временными
характеристиками. При этом актуальной является проблема обеспечения
непрерывности
процесса
обучения
на
основе
соблюдения
принципа
преемственности при переходе из начального в среднее звено школьного
обучения, а также взаимосвязи обучения и развития.
Методика подачи материала по развитию временных представлений
младших школьников в начальной школе начинается с первого класса.
Учащиеся уже имею некоторые представления о времени, поэтому дальнейшее
изучение данного вопроса необходимо начать со сравнения знакомых, часто
встречающихся в опыте детей временных промежутков. Далее по мере
усложнения и углубления материала формировать знания можно через
практическую деятельность детей, через наблюдения и т.д.
Одним из методов формирования временных представлений младших
школьников являются дидактические средства. При развитии временных
представлений у младших школьников можно использовать визуальные,
аудиальные, аудиовизуальные средства. Они способствуют систематизации
знаний, четкому пониманию сути, изучаемого вопроса, делают изучаемый
материал доступным для понимания.
Говоря о формировании временных представлений важно помнить, что
пространственные представления непрерывно взаимосвязаны с временными.
Поэтому некоторые задания направленны на формирование пространственно-
временных представлений. Но какими бы интересными, грамотно и правильно
подобранными ни были бы задания, без закрепления полученных знаний
высокого результата не достигнуть.
И в этот момент важную роль играют родители, которые помогают
учащимся усвоить и закрепить материал. Но при этом необходимо помнить
определённые правила:
1.
Формирования временных представлений у детей:
ориентировка в «схеме собственного тела», ориентировка в «схеме тела»
человека, стоящего напротив;
понимание и употребление предлогов;
ориентировка на листе бумаги и на листе бумаги, перевернутом на 180°;
представления о частях суток, о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра».
представления о временах года, о месяцах, о днях недели.
понимание обратимых активных и пассивных конструкций.
2.
Задания для развития временных представлений:
Сутки: – Что наступит после ночи? Какое время суток перед днём?
Между утром и вечером какое время суток? Что раньше утро или вечер? Что
позже вечер или ночь?
Неделя: – Называем дни недели по порядку. Понедельник, – какой по
счёту в неделе? Как называется пятый (третий, шестой) день недели? Как
называются выходные (рабочие) дни? Если сегодня вторник, то завтра будет?
Если сегодня суббота, то вчера была…? Назови день недели между
воскресеньем и вторником? Назови день недели перед средой?
Месяцы: – Называем месяцы по порядку. Как называется первый месяц
года? Второй? Седьмой? Сколько месяцев в году? Назови зимние месяцы?
Осенние, весенние, летние? В каком месяце твой (мамин, папин) день
рождения? Помогут детям запомнить всё это приметы, пословицы, стихи,
загадки о месяцах года.
Времена года: – Называем времена года по порядку. Какое время года
перед зимой? После осени? Какое время года любимое? В какие игры мы
играем, какую одежду носим зимой? Летом? Ориентироваться в данных
понятиях помогут приметы, пословицы, стихи, загадки.
Игра «Вчера, сегодня, завтра». Оборудование: мяч. Ведущий бросает мяч
по очереди всем играющим, говоря короткую фразу, например,: «Мы лепили
колобка…». Ребенок, поймавший мяч, заканчивает фразу, отвечая своим
ответом на вопрос «Когда?». Пример фраз: мы пойдем гулять в парк… (завтра);
мы навещали бабушку… (вчера); Мы будем читать книгу… (завтра).
Игра «Назовите пропущенное слово» (время суток): Взрослый
говорит
предложение, пропуская названия частей суток: «Мы завтракаем утром, а
обедаем… (вечером)»; «Мы пойдем гулять…(в обед)».
Игра «Времена года»:
Оборудование: карточки из цветной бумаги.
Эмблемы времен года: снежинки - зима, верба - весна, кленовый лист - осень,
лето - клубника. Для ведущего: шапочка - солнышко и палочка - луч. Ход игры:
дети сидят на стульях по кругу. Каждый выбирает карточку по цвету или
эмблему. Красное Солнышко указывает лучом на одного из игроков (можно
считать
считалочкой).
Названный
ребенок
выходит
в
центр
круга
и
рассказывает о том, что он знает о «своем» времени года. Рассказать можно о
признаках, о деятельности людей, об играх детей в это время года. Карточки
или эмблемы можно раскладывать на столе и по считалочки выбирать
учащихся, который будет выбирать карточку или эмблемы, и рассказывать о
времени года.
3.
Задания для развития пространственных ориентировок:
Покажи левую руку? Правое ухо? Левую ногу? Правый глаз? Какие
предметы в комнате находятся слева от тебя? Справа? Сверху? Снизу?
Рассматривая иллюстрации в любой книге, можно задавать вопросы: что
находится слева от…, справа, сзади, за, над, перед, под, между, рядом, около?
Можно выполнить с детьми рисуночный диктант, например,: дать
ребёнку лист бумаги с нарисованной посередине листа ёлочкой и сказать ему:
«Нарисуй: под ёлкой гриб (пауза – ребёнок рисует), над ёлкой солнце, справа –
пенёк, слева – цветок, перед ёлкой зайца и т.д.
Графические диктанты.
Таким образом, можно сказать, что формирование представлений о
времени является важнейшей задачей работы с детьми младшего школьного
возраста. Это обусловлено тем, что с началом систематического обучения в
школе, детям будет необходимо реагировать на разные временные интервалы,
ускорять и замедлять темп своей деятельности, рационально использовать свое
время, укладываться в отведенный отрезок времени. Чувство времени
позволяет ребенку быть более организованным, собранным, точным. Но не все
дети успешно усваивают данный материал, что и является причиной
возникающих
трудностей
при
овладении
временными
представлениями.
Именно
разработка
дидактических
средств
является
сейчас
актуальной
проблемой в педагогике начального образования. В работе с детьми младшего
школьного
возраста
целесообразно
использовать
игры
с
предметами,
пособиями, которые «материализуют» время. Во внеурочное время в качестве
дидактических игр можно использовать подвижные игры.
Список использованных источников:
1. Крамаренко А.О., Дырив О.Ф. Формирование у школьников младших
классов представлений о времени и его измерении–XXVI международная
научно-практическая конференция – Новосибирск: Сибак, 2013 – 200 с.
2. Тихоненко А.В. Теоретические и методические основы изучения
математики в начальной школе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 349 с.