Автор: Кучина Елена Юрьевна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГАПОУ АО
Населённый пункт: село Красноборск Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование краеведческого материала на уроках истории"
Раздел: среднее профессиональное
Образование, как одно из важнейших структур общественной жизни,
призвано помочь человеку адаптироваться к жизни в разнообразных
условиях. На мой взгляд, именно изучение истории своей страны позволяет
привить молодежи любовь к Родине, чувство долга, желание видеть ее
развивающейся и сильной, а также способствовать бережному отношению к
истории Отечества, памятникам культуры и искусства.
Краеведение предполагает всестороннее изучение конкретной территории,
основанное на научном изучении документов, памятников истории и других
материалов. К объектам изучения относятся социально-экономическое,
политическое и культурное развитие села, города, района, области или края.
Именно поэтому, на сегодняшний день,
краеведение является важным
средством
повышения
качества
знаний,
и
формирования
основных
компетенций у обучающихся.
Анализируя опыт своей работы,
могу с уверенностью сказать,
что
обучающимся
достаточно
сложно
запомнить
исторический
материал,
который связан с чем-то далеким и незнакомым. Краеведческий материал
значительно облегчает усвоение курса данной дисциплины, делает знания
более прочными и обширными.
Благодаря использованию краеведческого материала на уроках истории,
происходит
расширение
и
углубление
общеисторических
знаний
обучающихся путем изучения истории родного края; дальнейшее развитие
умений и навыков работы с историческими источниками, научной и
художественно-исторической литературой, документами. Через изучение
истории своего края и семьи воспитывается любовь к Родине, интерес к
истории.
В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для
истории страны и края, местный материал может быть изучен до
прохождения темы, а так же использован в начале ее изучения, в ходе и в
конце. Прежде чем использовать местный исторический материал в учебном
процессе, необходимо определить его место, связи и соотношение с
общеисторическим материалом.
В качестве примера рассмотрим использование краеведческого материала по
теме «Красноборский район в годы Великой Отечественной войны».
До изучения данной темы обучающимся предлагаю познакомиться с
исторической
литературой
и
учебными
пособиями,
в
которых
рассматривается вклад Красноборского района, его жителей в дело победы.
(наиболее интересными считаю книги Власова Р.В., Антропова Л.Л.,
Корнякова К.А.)
Во время изучения темы посещаем Красноборский краеведческий музей,
где используя материал его экспозиций, нам рассказывают о том, как воевали
красноборцы на полях сражений, как жили и выживали в то трудное время
наши земляки в тылу, как помогали Родине бороться с врагом своими
трудовыми достижениями.
В конце изучения темы
на протяжении нескольких лет успешно
практикую работу по направлению: «Имя героя на карте Красноборского
района ». Обучающиеся собирают уникальный материал о героях-земляках.
Среди успехов обучающихся на ниве краеведения можно отметить работу
Сухановой Марины «Красноборский район в годы Великой Отечественной
войны» , которая отмечена дипломом 3 степени на 36-х общественно-
научных чтениях по военно-исторической тематике «Защитники Отечества»
в городе Архангельск в 2017 году. Диплом I степени заочного конкурса
учебных проектов «Поклонимся великим тем годам» заслужил Бараненко
Александр
в 2020 году.
Конкурс прошёл в рамках методического
территориального
объединения
преподавателей
дисциплин
обществоведческого
цикла
среди
обучающихся
профессиональных
образовательных организаций.
При изучении данной темы основное внимание сосредоточено на трудовом
подвиге рабочих, колхозников и интеллигенции района в годы войны, на их
вкладе в общую победу Родины над врагом.
Предлагаю использование некоторых методических приемов установления
связи содержания местного материала с материалом основного курса
истории страны:
1. При формировании целостных знаний по вопросам, общим для истории
России и истории Красноборского района, обучающиеся, составляя сложный
план по теме “Советская страна в годы гражданской войны (1918-1920)”,
включают
и
местный
материал
об
участии
земляков
в
борьбе
с
белогвардейцами.
С этой же целью обучающиеся составляют тематические таблицы, в которые
наряду с общеисторическим материалом включается и местный материал.
2. При выявлении общего и особенного в изучаемых событиях и явлениях
общеисторического и местного значения по
теме “Коллективизация в
СССР»,
обучающиеся
выясняют
особенности
создания
коллективных
хозяйств в Красноборском районе.
3. Для установления синхронности событий по истории России и истории
района составление синхронистических таблиц: «Основные черты развития
промышленности России в первой половине XIX века», «Экономика России
в 1901–1913 гг», «Модернизация экономики СССР в середине 1920-х —
середине 1930-х гг.» , « Советский тыл в годы войны».
4.Использование на уроках выступления обучающихся с докладами и
сообщениями: «Герои Афганской войны», «Мои родственники приближали
Победу», «Я горжусь своей семьей», «Алекса
́
ндр Алексе
́
евич Бори
́
сов-
русский художник, первый живописец Арктики» «Самсон Суханов: не
корысть, но любовь к Отечеству».
Данные приемы нельзя считать универсальными, выбор того или иного
приема определяется содержанием учебного материала, образовательными и
воспитательными целями урока, умениями и навыками обучающихся. Связь
между историей района и историей страны необходимо проводить тогда,
когда она логична и педагогически целесообразна.
Благодаря применению в процессе обучения разнообразных методических
приемов
и технологий работы с краеведческим материалом, мы
способствуем формированию у обучающихся заинтересованности к истории
страны, проявлению самостоятельности, инициативы, умения отстаивать
свою точку зрения, анализировать и делать выводы.