Напоминание

"Использование краеведческого материала на уроках истории"


Автор: Кучина Елена Юрьевна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГАПОУ АО
Населённый пункт: село Красноборск Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование краеведческого материала на уроках истории"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Образование, как одно из важнейших структур общественной жизни,

призвано помочь человеку адаптироваться к жизни в разнообразных

условиях. На мой взгляд, именно изучение истории своей страны позволяет

привить молодежи любовь к Родине, чувство долга, желание видеть ее

развивающейся и сильной, а также способствовать бережному отношению к

истории Отечества, памятникам культуры и искусства.

Краеведение предполагает всестороннее изучение конкретной территории,

основанное на научном изучении документов, памятников истории и других

материалов. К объектам изучения относятся социально-экономическое,

политическое и культурное развитие села, города, района, области или края.

Именно поэтому, на сегодняшний день,

краеведение является важным

средством

повышения

качества

знаний,

и

формирования

основных

компетенций у обучающихся.

Анализируя опыт своей работы,

могу с уверенностью сказать,

что

обучающимся

достаточно

сложно

запомнить

исторический

материал,

который связан с чем-то далеким и незнакомым. Краеведческий материал

значительно облегчает усвоение курса данной дисциплины, делает знания

более прочными и обширными.

Благодаря использованию краеведческого материала на уроках истории,

происходит

расширение

и

углубление

общеисторических

знаний

обучающихся путем изучения истории родного края; дальнейшее развитие

умений и навыков работы с историческими источниками, научной и

художественно-исторической литературой, документами. Через изучение

истории своего края и семьи воспитывается любовь к Родине, интерес к

истории.

В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для

истории страны и края, местный материал может быть изучен до

прохождения темы, а так же использован в начале ее изучения, в ходе и в

конце. Прежде чем использовать местный исторический материал в учебном

процессе, необходимо определить его место, связи и соотношение с

общеисторическим материалом.

В качестве примера рассмотрим использование краеведческого материала по

теме «Красноборский район в годы Великой Отечественной войны».

До изучения данной темы обучающимся предлагаю познакомиться с

исторической

литературой

и

учебными

пособиями,

в

которых

рассматривается вклад Красноборского района, его жителей в дело победы.

(наиболее интересными считаю книги Власова Р.В., Антропова Л.Л.,

Корнякова К.А.)

Во время изучения темы посещаем Красноборский краеведческий музей,

где используя материал его экспозиций, нам рассказывают о том, как воевали

красноборцы на полях сражений, как жили и выживали в то трудное время

наши земляки в тылу, как помогали Родине бороться с врагом своими

трудовыми достижениями.

В конце изучения темы

на протяжении нескольких лет успешно

практикую работу по направлению: «Имя героя на карте Красноборского

района ». Обучающиеся собирают уникальный материал о героях-земляках.

Среди успехов обучающихся на ниве краеведения можно отметить работу

Сухановой Марины «Красноборский район в годы Великой Отечественной

войны» , которая отмечена дипломом 3 степени на 36-х общественно-

научных чтениях по военно-исторической тематике «Защитники Отечества»

в городе Архангельск в 2017 году. Диплом I степени заочного конкурса

учебных проектов «Поклонимся великим тем годам» заслужил Бараненко

Александр

в 2020 году.

Конкурс прошёл в рамках методического

территориального

объединения

преподавателей

дисциплин

обществоведческого

цикла

среди

обучающихся

профессиональных

образовательных организаций.

При изучении данной темы основное внимание сосредоточено на трудовом

подвиге рабочих, колхозников и интеллигенции района в годы войны, на их

вкладе в общую победу Родины над врагом.

Предлагаю использование некоторых методических приемов установления

связи содержания местного материала с материалом основного курса

истории страны:

1. При формировании целостных знаний по вопросам, общим для истории

России и истории Красноборского района, обучающиеся, составляя сложный

план по теме “Советская страна в годы гражданской войны (1918-1920)”,

включают

и

местный

материал

об

участии

земляков

в

борьбе

с

белогвардейцами.

С этой же целью обучающиеся составляют тематические таблицы, в которые

наряду с общеисторическим материалом включается и местный материал.

2. При выявлении общего и особенного в изучаемых событиях и явлениях

общеисторического и местного значения по

теме “Коллективизация в

СССР»,

обучающиеся

выясняют

особенности

создания

коллективных

хозяйств в Красноборском районе.

3. Для установления синхронности событий по истории России и истории

района составление синхронистических таблиц: «Основные черты развития

промышленности России в первой половине XIX века», «Экономика России

в 1901–1913 гг», «Модернизация экономики СССР в середине 1920-х —

середине 1930-х гг.» , « Советский тыл в годы войны».

4.Использование на уроках выступления обучающихся с докладами и

сообщениями: «Герои Афганской войны», «Мои родственники приближали

Победу», «Я горжусь своей семьей», «Алекса

́

ндр Алексе

́

евич Бори

́

сов-

русский художник, первый живописец Арктики» «Самсон Суханов: не

корысть, но любовь к Отечеству».

Данные приемы нельзя считать универсальными, выбор того или иного

приема определяется содержанием учебного материала, образовательными и

воспитательными целями урока, умениями и навыками обучающихся. Связь

между историей района и историей страны необходимо проводить тогда,

когда она логична и педагогически целесообразна.

Благодаря применению в процессе обучения разнообразных методических

приемов

и технологий работы с краеведческим материалом, мы

способствуем формированию у обучающихся заинтересованности к истории

страны, проявлению самостоятельности, инициативы, умения отстаивать

свою точку зрения, анализировать и делать выводы.



В раздел образования