Напоминание

Разработка открытого урока по русскому языку на тему: "Имя существительное. Род, число, падеж".


Автор: Топалян Розалия Погосовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ МО
Населённый пункт: город Щелково
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Разработка открытого урока по русскому языку на тему: "Имя существительное. Род, число, падеж".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Топалян Розалия Погосовна,

преподаватель русского языка и литературы

СП№8 ГБПОУ МО Щёлковский колледж»

Открытый урок по русскому языку.

Тема урока: «Имя существительное. Род, число и падеж имен

существительных».

Базовый учебник

Учебник Е. С. Антоновой, Т. М. Воителевой Русский язык. Академия.

Москва. Издательский центр «Академия».2013 г.

Тип урока

Обобщающий урок

Цели и задачи урока

1.

Приблизить урок русского языка к выбранной профессии;

2.

Использовать межпредметные связи для лучшего усвоения знаний

по русскому языку и спецпредметам.

Развивающие: Развитие

логического

мышления

студентов,

их

аналитических способностей: умения сравнивать, делать выводы, умения

применять полученные знания в профессиональной деятельности;

• Развитие монологической речи студентов;

• Развитие умения анализировать свою деятельность.

Воспитывающие: воспитать уважительное отношение к родному

языку;

Обучающие:

• Обобщение

и

систематизация

знаний

по

теме:

«Имя

существительное».

• Совершенствование

навыков

работы

по

развитию

устной

и

письменной речи (мини-сочинение)

Время реализации занятия

Продолжительность урока - 1 час 20 минут

Технологии, методы:

Информационно-коммуникационные технологии.

Здоровьесберегающие технологии.

Технология проблемного обучения.

Методы: наглядные, практические.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята!

Тема сегодняшнего нашего урока:» Имя

существительное. Род, число, падеж.»

Запишите тему урока.

Сегодня у нас необычный, дистанционный урок. В конце урока мы

должны ответить на проблемный вопрос: для чего будущим парикмахерам

знать о такой части речи, как имя существительное? Какую роль она играет в

их профессиональной деятельности?

Эпиграфом к уроку я взяла высказывание лингвиста В. Ветвицкого: »

Существительное – дирижёр грамматического оркестра.»

- Скажите, ребята, что хотел сказать известный лингвист этим

высказыванием? (Что велика роль имени существительного в нашей речи).

Учёные установили, что имя существительное- самая многочисленная

часть речи по количеству слов. Более 40 % всех слов в русском языке- имена

существительные. С помощью существительных можно нарисовать картины

природы, портреты людей и многое другое. Мы сейчас посмотрим с вами

видеоматериал, послушаем стихотворение А.С. Пушкина «Весна, весна, пора

любви» и подумаем над вопросом: Слов какой части речи больше в этом

стихотворении»? (просмотр видеоматериала)

-Какие ассоциации вызвало у вас стихотворение? Что вы представили,

слушая это стихотворение? (Я представил весеннюю картину природы, когда

природа

пробуждается,

наполняется

светом,

запахами

зелени

и

раскрывающихся почек, пением птиц).

-Какое настроение вызвало? (праздничное).

-Какие чувства у вас возникли? (чувство умиротворения, спокойствия,

восторга, удивления, радости).

-Да, ребята, красивую картину вы представили. Это замечательно,

особенно сейчас, когда мы на самоизоляции и в полной мере не можем

насладиться красотой весенней природы.

-Благодаря чему создаётся такое настроение? (благодаря словам, в

первую очередь, существительным)

- Ребята, что мы должны вспомнить об имени существительном?

(Морфологические признаки, синтаксическую роль.)

Итак,

ребята,

наша

с

вами

задача

и

цель:

обобщить

и

систематизировать знания по теме: « Имя существительное», разобраться в

том, какое место занимает имя существительное среди других частей речи.

Мы должны их видеть, слышать, уметь находить в тексте, пользоваться

именами существительными в устной и письменной речи и ,конечно.

обогащать

свой

словарный

запас,

что

крайне

необходимо

в

профессиональной деятельности. И, конечно, не забыть о проблемном

вопросе, который требует от нас ответа.

-Но, прежде чем

приступить к изучению новой темы, давайте

вспомним, повторим материал, изученный на предыдущем уроке.

Опрос по пройденному материалу.

-Назовите тему предыдущего урока? (Морфемы. Морфемный разбор.)

-Из чего состоит слово? - (Из морфем)

-Что мы называем морфемами? -(Это значимые части слова-корень,

суффикс, приставка, окончание) Слайд2.

-Хорошо, а сейчас дайте определение частям слова.

-Что означает корень? (Корень - это значимая часть слова. которая

служит для образования новых слов.)

-Что означает приставка? (Приставка тоже значимая часть слова, при

помощи которой образуются новые слова.)

-Что означает суффикс? (Суффикс -это значимая часть слова, которая

служит для образования новых слов.)

-Что означает окончание? (Окончание-это изменяемая часть слова,

которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении и

словосочетании. Поэтому, она не словообразующая, а формообразующая

морфема.) Какие морфемы называются словообразующими? (приставка,

суффикс) Какие формообразовательными? (суффикс, окончание).

А морфемный разбор слова что означает? (Это выделение частей слова

из которого оно состоит).

Разберем слово ПРИЧЁСКА по составу.

1.Выделим окончание и основу слова и определим грамматическое

значение окончания. Мы видим, что окончание –А, выражает жен. р., Им. П.,

ед. ч.

2. Есть ли в этом слове другие части? – есть. Приставка (при-), корень

(-чёс-), суффикс (-к-). Хорошо, всё правильно.

А сейчас мы поработаем с вами по таблице.

Напишите предложение под диктовку и заполните таблицу.

В

процессе обучения парикмахер раскрывает свои собственные таланты,

преподаватели дают ему представление о профессии, о психологии

людей. Таблица 1. (Слайд3). (Слайд 4)

Самостоятельные

(знаменательные )части речи.

Служебные части речи

Самостоятельные части речи запишите в левый столбик, служебные в

правый. По какому принципу вы распределили, разделили слова на

самостоятельные и служебные. Чем отличаются самостоятельные части речи

от служебных? (В предложении самостоятельные слова являются членами

предложения. Служебные части речи включают слова, которые не называют

ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения

между ними)

Перечислите

самостоятельные

части

речи (имя

сущ.

имя

прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.,

Служебные части речи - предлог, союз, частица, междометие,

звукоподражательные слова Они служат для связи слов в предложении и не

являются самостоятельными частями речи.

- Скажите, а какой раздел русского языка изучает части речи?

(Этот раздел – морфология)

- Имя существительное является

самостоятельной или служебной

частью речи? Почему?

(Самостоятельной. Оно обозначает предмет и является членом

предложения)

Давайте сформулируем: что такое имя существительное? (Имя суще-

ствительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и от-

вечает на вопросы: кто? или что?) (Слайд7)

- По какому плану можно проанализировать имя существительное?

Какие

вопросы

следует

рассмотреть?

Какие

категории

признаков

существуют? (постоянные и непостоянные признаки)

(Постоянные признаки) (таблица 2 (Слайд5, 6)

Поработаем по таблице. В 1 столбик запишите постоянные

признаки существительных, во второй непостоянные

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

-Что считают у имен существительных постоянными признаками?

Перечислите. Почему их так называют?

(Собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное,

род, склонение. Эти признаки не изменяются у каждого существительного).

-

А какие признаки являются непостоянными у существительных?

Перечислите. Почему их так называют?

(Число, падеж. Эти признаки могут меняться, т.е. существительное

может употребляться в единственном или во множественном числе и в

разных падежах).Ещё одна группа слов- это существительные, которые

отличаются по значению.

-На какие группы делятся существительные по значению? (По

значению

существительные

делятся

на

конкретные,

отвлечённые,

вещественные, собирательные)

-Сделаем такое задание: на слайде несколько существительных.

(парикмахер, стилист, ножницы, филировка,

радость, счастье, дружба,

синева, кислород, окислитель ,озон,

соль, молодёжь, студенчество.

Прочитайте существительные и заполните таблицу.

Таблица3. ( Слайд 8,9)

Конкретные

Отвлечённые

Вещественные

Собирательные

-Посмотрите

на

таблицу

и

скажите,

что

обозначают

конкретные,

существительные? (Конкретные существительные обозначают предметы,

явления, события, подлежащие счёту)

-Что

обозначают

отвлечённые

существительные?

(Отвлечённые

существительные обозначают отвлечённые понятия)

-Чем отличаются вещественные и собирательные существительные от

отвлечённых?

(Вещественные

существительные

обозначают

различные

вещества.,

собирательные

существительные

обозначают

множество

одинаковых предметов или лиц как неделимое целое). Вернёмся к нашему

кластеру. Мы пока анализируем постоянные признаки существительных

-Чем отличаются собственные существительные от нарицательных?

(собственные

существительные

-это

названия

отдельных

лиц,

единичных предметов, например: Александр Сергеевич Пушкин, имена,

отчества, фамилии людей, названия рек, озёр, газет, журналов, произведений

и т. д.; нарицательные – это слова, которые являются названием большой

группы однородных предметов, например: книга, телевизор, человек и т. д.)

К постоянным признакам существительных относятся одушевлённость

и неодушевлённость существительных.

-Чем

отличаются

одушевлённые

существительные

от

неодушевлённых?

(одушевлённые существительные обозначают

живые

предметы, неодушевлённые обозначают неживые)

-Как вы считаете, такие слова как «мертвец, покойник, утопленник» -

одушевлённые существительные или неодушевлённые? (одушевлённые)

Почему

вы

так

думаете?

(Одушевлённые

и

неодушевлённые

существительные

отличаются

формой

винительного

падежа.

У

одушевлённых

существительных

эта

форма

совпадает

с

формой

родительного падежа. Нет кого? Утопленника, мертвеца, покойника).

Молодцы! Мы сегодня должны вспомнить ещё об одной группе слов,

которые

называются

профессионализмами.

Они

входят

в

раздел

«Лексикология». А поскольку они напрямую связаны с вашей будущей

профессией, мы пропустить их не можем.

-Ответьте на вопрос: какие слова называются профессионализмами?

(Слова и выражения, свойственные речи той или иной профессиональной

группы.) Назовите профессионализмы, свойственные речи парикмахеров?

(парикмахерская,

стрижка,

ножницы,

бритьё,

бритва,

клиент,

парик,

шевелюра, макияж, косметика, локон, кудри, бакенбард, грим, косичка,

волос, копна, прядь, щетина, бородка, причёска)

-Для чего нужно знать значения этих слов? (Чтобы общаться с

клиентами. Эти слова обогащают наш язык) Да, обогащают наш словарный

запас и с вашей профессией они непосредственно связаны.

-Какими

функциями

характеризуются

существительные?

(морфологическими и синтаксическими)

-Какими

морфологическими

признаками

характеризуются

существительные? (род, склонение, число, падеж). Да, существительные

изменяются по родам, по числам и по падежам

А сейчас давайте вспомним, что ещё мы знаем об имени

существительном? К какому роду относятся имена существительные?

(Имена существительные относятся либо к мужскому, либо женскому роду,

либо среднему роду) А общий род? Какие существительные относятся к

общему роду? Приведите примеры. (забияка, сирота, неряха, обжора.) Это

слова, которые характеризуют человека, независимо от пола, и относятся к 1

склонению. Заводила, запевала, работяга, грязнуля, стиляга, пьяница, соня,

плакса.

- По скольким падежам изменяются имена существительные?

(6

падежей)

-Какие это падежи? Перечислите по порядку. (Именительный падеж,

родительный падеж, дательный падеж, винительный падеж, творительный

падеж, предложный падеж)

-Мы охарактеризовали постоянные признаки существительного,

а что вы можете сказать о непостоянных признаках существительных?

(У имени существительного есть непостоянные признаки – число и

падеж.)

-Что

обозначает

число

существительных?

(Число

указывает

на

количество предметов. Число может быть единственным и множественным.

Например: журнал – журналы.) Сколько падежей в русском языке? (Падежей

в

русском

языке

шесть.

Именительный,

родительный,

дательный,

винительный, творительный, предложный)

-Одно добавление по этому вопросу: есть существительные в русском

языке, которые имеют форму только единственного числа: молоко, сметана,

любовь, дружба, краснота. И есть существительные, которые имеют форму

только множественного числа: ножницы, брюки, очки, каникулы.

- Расскажите о трех склонениях имен существительных.

(Мы вспомнили, что к 1скл относятся существительные м.р. и ж.р. с

окончаниями –а, -я. Например: косметика, земля, дедушка. Ко 2скл относятся

существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями –о, -е.

Например: порт, горизонт, поле. К 3скл относятся существительные ж.р. с

нулевым окончанием, оканчивающиеся на Ь.)

- Как определить склонение существительного?

Чтобы определить склонение существительного нужно:

1Определить род существительного.

2.Определить окончание в И.п. в ед.ч.

3.По роду и окончанию определить склонение.)

Какие существительные относятся к 1 склонению? (Существительные

женского и мужского рода, которые оканчиваются на а или я.) Приведите

примеры

из

профессиональной

лексики

парикмахеров

:

стрижка,

парикмахерская, косметика, папа, дедушка, дядя)

Какие существительные относятся ко 2 склонению? ( Существительные

мужского и среднего рода) Приведите примеры. Массаж, бритьё, парик,

бакенбард.)

Какие существительные относятся к 3 склонению? (Существительные

женского рода с мягким знаком или на шипящий. Например: прядь, мышь,

лошадь, тетрадь и т. д,)

-Какие падежи мы называем косвенными? (Это все падежи, кроме

именительного падежа). Хорошо.

-Итак, мы рассмотрели морфологические признаки существительного,

а каковы его синтаксические признаки? Для этого мы разберём предложение

синтаксически и подумаем над вопросом: каким членом предложения

являются существительные? Напишите предложение под диктовку и сверьте

с правильным написанием.

Слайд 10. Парикмахер создаёт индивидуальный образ, помогает

раскрыть вашу душу.

-Разберём предложение синтаксически.

Какое это предложение?

(простое предложения с однородными сказуемыми)

-Почему простое? Найдите грамматическую основу предложения.

(Парикмахер -подлежащее, создаёт и помогает раскрыть – сказуемые. Одна

грамматическая основа. Образ- это прямое дополнение. Индивидуальный -

согласованное определение. Душу- прямое дополнение. Вашу- согласованное

определение.

Следующее задание: выпишите из предложения существительное

ПАРИКМАХЕР и произведите морфологический разбор по схеме.

Слайд 11.Задание. Найди лишнее существительное.

(На слайде слова)

Пальто, воротник, карман, рукав, платье.

(слайд12)

-Что общего у этих слов? (Значение. Одежда и детали одежды)

-Найдите

лишнее

слово.

(Пальто,

т.к.

это

существительное

несклоняемое)

-Что такое несклоняемые существительные?

(Это сущ., которое во всех падежах имеет одинаковую форму )

-Какие несклоняемые существительные вы знаете?

(метро, кафе, кофе, ателье, меню, кенгуру, жюри.)

-Запишите их в тетрадь.

Слайд 12. Задание. Определите род данных существительных.

Авокадо, алоэ, бандероль, бра, вуаль, вуз, Гоби, денди, жабо, желе,

имбирь, казино, кофе, кашне, колибри, маэстро.

Мужской род

Женский род

Средний род

вуз

бандероль

авокадо

денди

вуаль

алоэ

имбирь

Гоби

бра

кофе

колибри

жабо

маэстро

желе

казино

кашне

8. Рефлексия учебной деятельности.

Вот и подошёл к концу наш урок.

А сейчас обобщим всё, о чём мы говорили на уроке и ответим на

проблемный вопрос, который был поставлен в начале урока: для чего

будущим парикмахерам знать о такой части речи, как имя существительное?

Какую роль она играет в их профессиональной деятельности?

-Какая была тема урока? (Имя существительное. Род, число, падеж.»)

-Какие цели мы преследовали по ходу всего урока? (повторить и

обобщить знания по теме « Имя существительное», разобраться в том, какое

место занимает имя существительное среди других частей речи,

какие

морфологические и синтаксические признаками имеет)

Итак, ответим на проблемный вопрос: для чего будущим парикмахерам

знать о такой части речи, как имя существительное? Какую роль она играет в

их

профессиональной

деятельности?

Где

эти

знания

вы

можете

использовать? (Применить практически на работе, общаясь с клиентами.

Правильная, грамотная речь нам необходима в любых жизненных ситуациях.

Сложно даже представить, какой бы была наша речь, если бы в ней не было

существительных? Тогда мы не смогли бы даже элементарно назвать

предметы, которые нас окружают. Без них наша речь потеряла бы смысл и

стала бы непонятной.

Какой вывод мы можем сделать из вышесказанного?

(Существительное- неотъемлемая часть русского языка и нашего

мира!)

-Как вы считаете, мы достигли цели урока? (я считаю, что мы достигли

цели) Какие виды работ мы выполнили? (Устные ответы на вопросы,

выполнили письменные задания, работали по таблицам, презентации)

Все ли было легко? Или были трудности? Сможете ли вы применить

свои знания на практике?

Какие задания вам показались наиболее интересными?

9. Домашнее задание: «Написать мини- сочинение на тему:» Имя

существительное-хлеб языка» (Л.В. Успенский)

.



В раздел образования