Напоминание

Роль распевок в формировании певческих навыков


Автор: Миннахметова Ландыш Тальгатовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ "Набережночелнинский педагогический колледж"
Населённый пункт: Республика Татарстан город Набережные Челны
Наименование материала: Cтатья
Тема: Роль распевок в формировании певческих навыков
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГАПОУ «Набережночелнинский педагогичнский колледж »

Кафедра музыкально – теоретических и вокально – хоровых дисциплин

Роль распевок в формировании певческих

навыков

В

методике

обучения

пению

большое

внимание

уделяется

распеванию. Однако не следует смешивать два понятия: распевание как

разогревание голосового аппарата и распевание как отработку техники

голосообразования и голосоведения. Если это сопоставить с занятием

спортсмена, то это смешение «разминки» и «тренировки». Разминка – это

разнообразные упражнения, направленные на разогрев и приведение в

рабочее состояние организма или отдельного органа. Тренировка – это

отработка, оттачивание отдельных элементов, направленных на повышение

мастерства.

То же самое происходит и у певцов. Первая часть упражнений

должна быть направлена на разогрев голосового аппарата, приведение его в

рабочее состояние. Затем следует переходить к части распевания, ставящей

определенные вокально-технические задачи, так как правильное пение

legato , staccato, ровность голосоведения, развитие диапазона становится

возможным только в состоянии распетости.

Методическое различие в «распевочной» и «рабочей» частях урока

состоит в том, что в начале, в «распевочной» части следует давать

привычные упражнения, не требующие от ученика особого внимания,

всегда выполняющиеся верно, т.е. хорошо впетые. Умеренная сила голоса

и работа в удобном центральном диапазоне способствует стабильному,

правильному выполнению этих упражнений.

На первом этапе распевки педагогу не следует делать много

замечаний, быть придирчивым, настойчиво добиваться максимально

хорошего качества звучания. Правильнее будет спокойно распевать,

«разогревать» ученика до тех пор, пока лучшие качества звучания не

проявятся сами как следствие верного постепенного распева. Только по

мере распевания голоса педагогу следует давать все более и более сложные

вокальные задания.

Последовательность распевочных упражнений и их характер не

следует оставлять изо дня в день неизменным, так как может образоваться

привычка-стереотип

их

повторения,

что

затруднит

в

дальнейшем

пользование каждым из них в отдельности.

Есть певцы, которые должны очень долго распеваться, чтобы обрести

состояние распетости. И чем дольше они поют, тем лучше звучит у них

голос.

Другие

певцы

обладают

обратными

качествами.

Каждый

исполнитель должен знать особенности своего голосового аппарата и то

время, которое ему требуется, чтобы обрести полную вокальную форму. В

среднем, достаточно 10-12 минут, чтобы распеться.

Перед

концертом

распевание

должно

включать

привычные

упражнения. Это приводит голосовой аппарат в рабочее певческое

состояние, помогает побороть излишнее сценическое волнение, оказывает

благотворное влияние на нервную систему, создает предпосылки к

успешному выступлению.

Виды распевок: распевание с закрытым ртом секунд, терций и квинт

на звуки «а» или «и»; пение staccato трезвучий; распевки для улучшения

артикуляции на слоги бра-брэ-бри, да-дэ-ди; выработка беглости («па-ба-

да-ба-да», «мы перебегали берега» и др.); пение хроматических интервалов

до квинты и обратно.

Одной из главных задач распевания является не только подготовка

голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся

основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

певческую установку;

певческое дыхание и опору звука;

высокую вокальную позицию;

точное интонирование;

ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

использование различных видов звуковедения;

дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Все вокальные навыки тесно взаимосвязаны , поэтому работа над

ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение

имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его

исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является

основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения

устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания,

умения и навыки, полученные на занятиях.

Хорошо

поставленный

певческий

голос

создаёт

у

слушателя

впечатление устойчивости звучания, спокойствия и ненапряжённости

голосообразования, а сам певец чувствует удобство, стабильность и

лёгкость работы голосового аппарата. Ему кажется, что голос на что-то

опирается. Это чувство позволяет ему хорошо управлять голосом и долгое

время избегать усталости. С потерей чувства опоры голоса отмечается

быстрая усталость в области гортани, звук «садится на горло».



В раздел образования