Напоминание

Использование речевого этикета в речи медицинских работников


Автор: Лобов Павел Александрович
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 7»
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Использование речевого этикета в речи медицинских работников
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Значение речевого этикета в подготовке будущей медсестры

Лобов Павел Александрович.

Преподаватель русского языка и литературы. Государственное

бюджетное

профессиональное

образовательное

учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж

№ 7» (ГБПОУ ДЗМ «МК № 7»)

Аннотация. Настоящая статья посвящена изучению значения речевого

этикета для профессиональной подготовки медицинской сестры .

Ключевые

слова:

медицинская

сестра,

речевой

этикет,

профессиональная подготовка медицинских работников.

Введение. Насколько важен русский язык для такой профессии как

медсестра? Безусловно важен. Как преподаватель я осознаю огромную

ответственность,

лежащую

на

мне,

за

подготовку

будущих

медицинских сестёр. Особенно их речевой культуре и этикету. В

данной статье мы постараемся разобраться, почему этому предмету

уделяется такое большое внимание.

Врач - лингвоактивная профессия (понятие ввела Формановская Н.И.).

Лучшие врачи во все времена понимали огромное значение общения

врача с пациентом и сознательно воздействовали на пациента в

лечебных целях. Медицинская сестра-первый помощник врача, без

которого не возможен процесс эффективной и качественной помощи

пациенту. От умения врача владеть словом, от уровня его речевой

культуры зависит его профессиональная компетенция. Медсестра также

должна владеть высоким уровнем речевой культуры. В связи с этим

язык врачей и медсестёр, их речевое поведение является важным

составляющим при обучении профессии.

Материалы

и

методы:

Предметом

изучения

в

нашей

работе

выступают стратегии и тактики

речевого поведения медицинской

сестры, а также

культура её речи как условие

эффективности

профессионального

медицинского общения. Методы исследования:

теоретический анализ и обобщение научной литературы.

Результаты:

Среди наиболее значимых, с психологической точки

зрения, для врача качеств С. Л. Соловьева выделяет следующие: 1)

коммуникативная компетентность; 2) коммуникативная толерантность;

3)

профессиональный

имидж

.

Соответственно,

профессия

предполагает интенсивное и продолжительное общение с больными, их

родственниками, медицинским персоналом. От умения общаться,

устанавливать и развивать взаимоотношения с людьми во многом

зависит профессиональная успешность. Какие же основные этикетные

требования предъявляются к современному врачу?

Приветствие - ключ к общению. По манере приветствия больных

можно судить об общей и профессиональной культуре медицинских

работников.

«Здравствуйте»

из

уст

медицинского

работника

воспринимается больным как искреннее пожелание быть здоровым,

готовность помочь .

Немаловажной темой является этичность в обращении к больным на

«ты» и «Вы», ведь «тыкающие» врачи, медсёстры, санитарки, студенты

-

явление

весьма

распространённое.

Обоснования

обращения

к

больным на «Вы» даны в докладе В. Ф. Бушуева в 1902 г. на VIII

Пироговском съезде: «И в самом деле, не ради выделения себя из

общей массы, не ради пустой игры в либерализм, а просто во имя

признания за простолюдином права на честь и доброе имя врачам

следовало бы раз и навсегда отрешиться от привычки обращаться на

«ты» со своими больными».

В медицине известно «заболевание ятрогения, возникающее как

реакция на слова или поведение врача. В опасных, критических

ситуациях, когда слова могут ранить и даже убить, многое зависит от

культуры врача». И если в общении медицинского персонала так

называемый «чёрный юмор» имеет место быть и даже иногда активно

приветствуется и культивируется, то в общении с больным он

абсолютно недопустим по целому ряду причин. Одной из них является

ятрогения, которая может стать естественной реакцией человека с

обострённым восприятием всего, что касается его заболевания.

Кроме вербальных средств общения, особое значение в медицинской

практике имеют невербальные (мимика, жесты, позы, взгляд, дистанция

и др.) и паралингвистические средства (логическое ударение, паузы,

темп, мелодика и сила голоса, интонация, дикция, дыхание). Врачу

«необходимо следить не только за тем, что он говорит, но и как

говорит. Большое значение имеет интонация, с помощью которой

передаются тончайшие нюансы наших мыслей и чувств. Интонация как

незримый спутник во взаимоотношениях врача и больного может

передать самые сокровенные намерения, она способна не только

выявлять, но и изменять значения слов» .

Таким образом, понятие врачебной этики и деонтологии связано с

речевой деятельностью в различных её аспектах: вербальном (речевой

этикет),

невербальном

(жесты,

мимика)

и

паралинвистическом

(интонация, логическое ударение, паузы, темп, мелодика, сила голоса,

дикция). Врач обладает огромнейшей властью над больным человеком,

поскольку пациент доверяет ему свою жизнь.

Вывод.

Подводя итог, следует отметить, что речевой этикет и

вежливость являются важнейшими

составляющими гармоничного

общения

медсестры

с

пациентом,

помогающими

достичь

эффективности

взаимодействия

и

тем

самым

способствовать

успешному осуществлению профессиональных целей. Основными

функциями речевого этикета и вежливости в профессиональном

общении медсестры с пациентом являются функции установления

контакта и поддержания официально-вежливых отношений.

Список литературы:

1. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М. 1990

2.Караулов Ю.Н. Предисловие к сборнику «Язык и личность»: Русская

языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. М. 1989;

3.Богданова Л.В. К вопросу о культуре профессионального общения //

Юбилейный сб. тр. ученых РГАФК, посвященный 80-летик/акад.

М.,1998.Т. 3;

4.Зарецкая И.И. Устная речь и культура общения // Русская речь. 2007.

№1;

5.Орлов, А. Н. Исцеление словом / А. Н. Орлов. - М., 1989.

6.Соловьёва, С. Л. Врачебная этика и деонтология / С. Л. Соловьева. -

М., 1984.



В раздел образования