Напоминание

Адаптация детей, лишенных родительской опеки и попечительства, в правовой среде


Автор: Хорунжая Виктория Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СО "Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса"
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация детей, лишенных родительской опеки и попечительства, в правовой среде
Раздел: среднее профессиональное





Назад




АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОПЕКИ И

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА, В ПРАВОВОЙ СРЕДЕ

© Виктория Викторовна Хорунжая

ГБПОУ СО «Уральский техникум автомобильного транспорта и

сервиса»

В

данной

статье

рассмотрены

проблемы

социально-зависимых

несовершеннолетних, их юридической и правовой неграмотности на фоне

которой, предложены варианты сопровождения этих лиц, субъектами

профилактической,

правовой

и

образовательной

деятельности

для

достижения детьми, лишенными родительской опеки и попечительства

максимального социального комфорта и ускоренной адаптации в социальном

современном мире.

Ключевые

слова:

дети,

лишенные

родительской

опеки

и

попечительства, сопровождение, социальная среда, адаптация, юридическая

и

правовая

помощь,

подготовка

к

самостоятельной

жизни,

самостоятельность.

На сегодняшний день вопросы адаптации в социальной среде детей,

лишенных родительской опеки и попечительства, а так же социально-

зависимых несовершеннолетних являются актуальными. В социальной и

психологической форме проблемы рассматриваются чаще и глобальнее, чем

в экономической, правовой и юридической.

Подготовку

к

самостоятельной

жизни

И.А.

Бобылева

и

О.В.

Заводилкина определяют как «процесс формирования у воспитанников

готовности преодолевать возможные трудности в решении возникающих

социальных

проблем,

ответственного

отношения

к

своей

жизни

и

приобретения ими социальных и бытовых навыков, необходимых для

самостоятельного проживания» [1]. Но, по нашему мнению, для социально-

зависимых несовершеннолетних, особенно в послеинтернатный период, этот

процесс, практически, невозможен, так как в интернатах у детей наставником

является воспитатель, который приучает, знакомит их с бытовыми и

социальными проблемами, пусть не так как в семье, но этот фактор все равно

присутствует

в

их

образовательном

процессе.

Так

же

с

несовершеннолетними работают психологи, помогающие детям разобраться

в себе, в отношениях со сверстниками, взрослыми людьми и другими

социальными вопросами, возникающими на их пути. В общем, в интернатах

и приютах за детей все их проблемы – социальные, психологические, а так

же правовые, экономические и юридические решают педагоги, бывает, что и

без их ведома а в послеинтернатный период несовершеннолетние, которые

поступают в профессиональные образовательные учреждения остаются один

на один со своими проблемами. И в 90% случаях с ними не справляются, что

и приводит к конфликтам и росту преступности среди детей, лишенных

попечительства и опеки.

Как показывает практика, только после произошедших конфликтов и

уже совершенных преступлений общество начинает принимать меры, для

предотвращения и профилактики преступлений и конфликтных ситуаций. А

профилактика должна начинаться, с того момента, когда ребенок вышел из

детского дома или приюта и поступил в профессиональное образовательное

учреждение, путем приставления к нему наставника, но, к сожалению, сейчас

наставничество существует, только формально и то не во всех случаях.

На

данный

момент

в

Российской

Федерации

система

профессионального образования пытается возродить наставничество для

улучшения

качества

образования,

что

по

нашему

мнению,

будет

положительно влиять на качество образования, адаптации на рабочем месте и

улучшению производительности труда. А в случае с детьми, лишенными

родительского попечительства и опеки – это будет идеальным вариантом для

адаптации ребенка в социальной и производственной среде, так как на

личном

примере

наставника,

несовершеннолетний

будет

видеть

и

участвовать в жизни общества и производственном процессе. Если ребенок

будет

правильно

спрофориентирован,

заинтересован

в

дальнейшей

профессиональной деятельности, то адаптироваться в современном мире ему

будет проще, так как у него будет цель в дальнейшую жизнь.

Жизненный цикл любого человека в идеале предполагает наиболее

полное развитие и становление его личности с целью её последующей

социальной интеграции. В обычных условиях (в условиях жизненной нормы)

важнейшим источником, условием и опосредствующим фактором этого

многогранного и поступательного процесса является близкое окружение

ребёнка, его родители, семья.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, по сути, лишаются этого

необходимого «посредника» между фактом своего развития и результатом

этого развития – жизненной самоактуализацией. Роль такого посредника и

должна принять на себя комплексная деятельность сопровождения детей,

оставшихся без попечения родителей [2]. Этим посредником(ами) должны

выступать

либо

наставники

от

производства,

либо

сотрудники

от

образовательной организации в которой обучается ребенок. Потому что без

опытного,

взрослого

человека,

находящегося

рядом

с

социально-

неадаптированными несовершеннолетними, невозможно ребенку привить

чувство ответственности и «нужности» в обществе.

Но кроме этих посредников между подростками и современным миром

в сопровождении должны принимать участие и другие субъекты государства,

которые будут поддерживать и помогать разобраться с правовыми и

юридическими

особенностями

жизни

социально-зависимых

несовершеннолетних.

Очень часто детям, лишенных попечительства и опеки нужна

юридическая и экономическая помощь, так как правовые и экономические

основы им преподносятся только в теории, которую освоить может не

каждый ребенок, а для того чтобы обратиться к квалифицированному

юристу, адвокату, либо другим специалистам – необходимы денежные

средства, которых у несовершеннолетних, естественно, нет. Несомненно,

государство выделяет, если в суде, то государственных защитников, если в

каких-либо других ситуациях, то назначаются законные представители, что

не

всегда

является

эффективным

инструментом

в

интересах

несовершеннолетних.

По нашему мнению, для достижения максимального социального

комфорта и социальной адаптации детей, лишенных попечительства и опеки,

необходимо:

- во-первых, привлечение наставника. Наставником для социально-

зависимого несовершеннолетнего может быть лицо, достигшее 25 лет, с

опытом работы в образовательном учреждении или на производстве не менее

5 лет (если лицо, не имеет педагогической подготовки, то необходимо ее

пройти,

возможно

даже

необходимо

разработать

курсы

подготовки

наставников, для детей, лишенных попечительства и опеки). Для мотивации

сотрудников

необходимо

использовать

различные

методы,

например:

денежные поощрения (премии, прибавки к окладу и др.), моральные

(грамоты, благодарственные письма, с занесением в трудовую книжку),

повышение в должности, поощрения в виде льготных путевок на отдых,

путевок в детские лагеря для их детей, бесплатных билетов в театры,

филармонии и другие развлекательные учреждения и т.п.

-

во-вторых,

привлечение

узконаправленных

квалифицированных

специалистов (адвокатов, юристов, работников финансовой сферы и др.). Их

мотивация

может

заключаться

в

помощи

государства

в

их

бизнес

деятельности, например: уменьшение налогов на ведение деятельности за

помощь

(проведение

бесплатных

консультаций

или

ведения

их

процессуального дела, помощь в оформлении документов при оформлении

жилья, проведения лекций на тему рационального использования денежных

средств) детям, лишенных попечительства и опеки.

Несовершеннолетние должны быть уверены в том, что при возникшей

трудной жизненной ситуации они будут услышаны и им не откажут в

профессиональной помощи.

Но в настоящее время нет никакой мотивации для сотрудников

заниматься наставничеством.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Подготовка воспитанников

интернатных учреждений к самостоятельной жизни // Вестник МГОУ. Серия:

Психологические науки. 2015. № 1. С. 6-15.

2.

Гапеенкова

С.

М.

Деятельность

сопровождения

детей,

оставшихся без попечения родителей // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.

2010. № 16 (20). С. 105–110.

3.

Иващенко А. В., Савелев А. И. Предупреждение преступности

несовершеннолетних. Омск, 2009. С. 35–37. Махина С. Н. Деликты

несовершеннолетних:

административно-правовое

регулирование

и

направления его совершенствования // Сборник «Актуальные проблемы

развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса:

экономические,

правовые

и

социальные

аспекты».

Материалы

II

Международной научно-практической конференции. 2014. С. 46.

4.

О деятельности органов внутренних дел по предупреждению

преступлений [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 17 января

2006 г. № 19 (ред. от 12.05.2016). Доступ из СТРАС «Юрист».

5.

Об

основах

системы

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: федер. закон

от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017). Доступ из справ.-правовой

системы «КонсультантПлюс».

6.

Цыбулевская

О.

И.

Нравственные

основания

современного

российского права. Саратов, 2004. С. 98.



В раздел образования