Автор: Хорунжая Виктория Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СО "Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса"
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация детей, лишенных родительской опеки и попечительства, в правовой среде
Раздел: среднее профессиональное
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОПЕКИ И
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА, В ПРАВОВОЙ СРЕДЕ
© Виктория Викторовна Хорунжая
ГБПОУ СО «Уральский техникум автомобильного транспорта и
сервиса»
В
данной
статье
рассмотрены
проблемы
социально-зависимых
несовершеннолетних, их юридической и правовой неграмотности на фоне
которой, предложены варианты сопровождения этих лиц, субъектами
профилактической,
правовой
и
образовательной
деятельности
для
достижения детьми, лишенными родительской опеки и попечительства
максимального социального комфорта и ускоренной адаптации в социальном
современном мире.
Ключевые
слова:
дети,
лишенные
родительской
опеки
и
попечительства, сопровождение, социальная среда, адаптация, юридическая
и
правовая
помощь,
подготовка
к
самостоятельной
жизни,
самостоятельность.
На сегодняшний день вопросы адаптации в социальной среде детей,
лишенных родительской опеки и попечительства, а так же социально-
зависимых несовершеннолетних являются актуальными. В социальной и
психологической форме проблемы рассматриваются чаще и глобальнее, чем
в экономической, правовой и юридической.
Подготовку
к
самостоятельной
жизни
И.А.
Бобылева
и
О.В.
Заводилкина определяют как «процесс формирования у воспитанников
готовности преодолевать возможные трудности в решении возникающих
социальных
проблем,
ответственного
отношения
к
своей
жизни
и
приобретения ими социальных и бытовых навыков, необходимых для
самостоятельного проживания» [1]. Но, по нашему мнению, для социально-
зависимых несовершеннолетних, особенно в послеинтернатный период, этот
процесс, практически, невозможен, так как в интернатах у детей наставником
является воспитатель, который приучает, знакомит их с бытовыми и
социальными проблемами, пусть не так как в семье, но этот фактор все равно
присутствует
в
их
образовательном
процессе.
Так
же
с
несовершеннолетними работают психологи, помогающие детям разобраться
в себе, в отношениях со сверстниками, взрослыми людьми и другими
социальными вопросами, возникающими на их пути. В общем, в интернатах
и приютах за детей все их проблемы – социальные, психологические, а так
же правовые, экономические и юридические решают педагоги, бывает, что и
без их ведома а в послеинтернатный период несовершеннолетние, которые
поступают в профессиональные образовательные учреждения остаются один
на один со своими проблемами. И в 90% случаях с ними не справляются, что
и приводит к конфликтам и росту преступности среди детей, лишенных
попечительства и опеки.
Как показывает практика, только после произошедших конфликтов и
уже совершенных преступлений общество начинает принимать меры, для
предотвращения и профилактики преступлений и конфликтных ситуаций. А
профилактика должна начинаться, с того момента, когда ребенок вышел из
детского дома или приюта и поступил в профессиональное образовательное
учреждение, путем приставления к нему наставника, но, к сожалению, сейчас
наставничество существует, только формально и то не во всех случаях.
На
данный
момент
в
Российской
Федерации
система
профессионального образования пытается возродить наставничество для
улучшения
качества
образования,
что
по
нашему
мнению,
будет
положительно влиять на качество образования, адаптации на рабочем месте и
улучшению производительности труда. А в случае с детьми, лишенными
родительского попечительства и опеки – это будет идеальным вариантом для
адаптации ребенка в социальной и производственной среде, так как на
личном
примере
наставника,
несовершеннолетний
будет
видеть
и
участвовать в жизни общества и производственном процессе. Если ребенок
будет
правильно
спрофориентирован,
заинтересован
в
дальнейшей
профессиональной деятельности, то адаптироваться в современном мире ему
будет проще, так как у него будет цель в дальнейшую жизнь.
Жизненный цикл любого человека в идеале предполагает наиболее
полное развитие и становление его личности с целью её последующей
социальной интеграции. В обычных условиях (в условиях жизненной нормы)
важнейшим источником, условием и опосредствующим фактором этого
многогранного и поступательного процесса является близкое окружение
ребёнка, его родители, семья.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, по сути, лишаются этого
необходимого «посредника» между фактом своего развития и результатом
этого развития – жизненной самоактуализацией. Роль такого посредника и
должна принять на себя комплексная деятельность сопровождения детей,
оставшихся без попечения родителей [2]. Этим посредником(ами) должны
выступать
либо
наставники
от
производства,
либо
сотрудники
от
образовательной организации в которой обучается ребенок. Потому что без
опытного,
взрослого
человека,
находящегося
рядом
с
социально-
неадаптированными несовершеннолетними, невозможно ребенку привить
чувство ответственности и «нужности» в обществе.
Но кроме этих посредников между подростками и современным миром
в сопровождении должны принимать участие и другие субъекты государства,
которые будут поддерживать и помогать разобраться с правовыми и
юридическими
особенностями
жизни
социально-зависимых
несовершеннолетних.
Очень часто детям, лишенных попечительства и опеки нужна
юридическая и экономическая помощь, так как правовые и экономические
основы им преподносятся только в теории, которую освоить может не
каждый ребенок, а для того чтобы обратиться к квалифицированному
юристу, адвокату, либо другим специалистам – необходимы денежные
средства, которых у несовершеннолетних, естественно, нет. Несомненно,
государство выделяет, если в суде, то государственных защитников, если в
каких-либо других ситуациях, то назначаются законные представители, что
не
всегда
является
эффективным
инструментом
в
интересах
несовершеннолетних.
По нашему мнению, для достижения максимального социального
комфорта и социальной адаптации детей, лишенных попечительства и опеки,
необходимо:
- во-первых, привлечение наставника. Наставником для социально-
зависимого несовершеннолетнего может быть лицо, достигшее 25 лет, с
опытом работы в образовательном учреждении или на производстве не менее
5 лет (если лицо, не имеет педагогической подготовки, то необходимо ее
пройти,
возможно
даже
необходимо
разработать
курсы
подготовки
наставников, для детей, лишенных попечительства и опеки). Для мотивации
сотрудников
необходимо
использовать
различные
методы,
например:
денежные поощрения (премии, прибавки к окладу и др.), моральные
(грамоты, благодарственные письма, с занесением в трудовую книжку),
повышение в должности, поощрения в виде льготных путевок на отдых,
путевок в детские лагеря для их детей, бесплатных билетов в театры,
филармонии и другие развлекательные учреждения и т.п.
-
во-вторых,
привлечение
узконаправленных
квалифицированных
специалистов (адвокатов, юристов, работников финансовой сферы и др.). Их
мотивация
может
заключаться
в
помощи
государства
в
их
бизнес
деятельности, например: уменьшение налогов на ведение деятельности за
помощь
(проведение
бесплатных
консультаций
или
ведения
их
процессуального дела, помощь в оформлении документов при оформлении
жилья, проведения лекций на тему рационального использования денежных
средств) детям, лишенных попечительства и опеки.
Несовершеннолетние должны быть уверены в том, что при возникшей
трудной жизненной ситуации они будут услышаны и им не откажут в
профессиональной помощи.
Но в настоящее время нет никакой мотивации для сотрудников
заниматься наставничеством.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Подготовка воспитанников
интернатных учреждений к самостоятельной жизни // Вестник МГОУ. Серия:
Психологические науки. 2015. № 1. С. 6-15.
2.
Гапеенкова
С.
М.
–
Деятельность
сопровождения
детей,
оставшихся без попечения родителей // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского.
2010. № 16 (20). С. 105–110.
3.
Иващенко А. В., Савелев А. И. Предупреждение преступности
несовершеннолетних. Омск, 2009. С. 35–37. Махина С. Н. Деликты
несовершеннолетних:
административно-правовое
регулирование
и
направления его совершенствования // Сборник «Актуальные проблемы
развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса:
экономические,
правовые
и
социальные
аспекты».
Материалы
II
Международной научно-практической конференции. 2014. С. 46.
4.
О деятельности органов внутренних дел по предупреждению
преступлений [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 17 января
2006 г. № 19 (ред. от 12.05.2016). Доступ из СТРАС «Юрист».
5.
Об
основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: федер. закон
от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017). Доступ из справ.-правовой
системы «КонсультантПлюс».
6.
Цыбулевская
О.
И.
Нравственные
основания
современного
российского права. Саратов, 2004. С. 98.