Напоминание

"Организация ГО в образовательном учреждении"


Автор: Савчук Виктор Андреевич
Должность: преподаватель ОБЖ
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация ГО в образовательном учреждении"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема: Организация ГО

Тема: Организация ГО

в образовательном

в образовательном

учреждении

учреждении

«Объектовое звено МГСЧС,

«Объектовое звено МГСЧС,

Гражданская оборона

Гражданская оборона

объекта».

объекта».

Учебные вопросы:

1.

Объектовое

звено

МГСЧС.

Структура,

назначение,

задачи

и

порядок

работы

при

проведении мероприятий РСЧС.

2. Задачи, структура и организация ведения ГО на

объекте образования.

3.

Правила

оформления

документов

по

ГО

и

действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Федеральный закон № 68-ФЗ от 21.12.94 г. «О защите населения и

территории от ЧС природного и техногенного характера».

Федеральный закон № 28-ФЗ от 12.02.98 г. «О гражданской обороне».

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой

государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Постановление Правительства Москвы от 20.9.2005 г. № 715-пп

«Положение о Московской городской территориальной подсистеме единой

государственной

системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Постановление Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании

(назначении) в организациях структурных подразделений (работников),

специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».

Приказ МЧС России от 31.07.2006 г. № 440

«Об утверждении Примерного

положения об уполномоченных на решение задач в области ГО структурных

подразделениях (работниках) организаций»

Приказ МЧС России от 23.12.2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка

создания нештатных аварийно-спасательных формирований».

Рекомендации по организации и ведению гражданской обороны в

организациях. МЧС России. 2008 г.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Федеральный закон № 68-ФЗ от 21.12.94 г. «О защите населения и

территории от ЧС природного и техногенного характера».

Федеральный закон № 28-ФЗ от 12.02.98 г. «О гражданской обороне».

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой

государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Постановление Правительства Москвы от 20.9.2005 г. № 715-пп

«Положение о Московской городской территориальной подсистеме единой

государственной

системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Постановление Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании

(назначении) в организациях структурных подразделений (работников),

специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».

Приказ МЧС России от 31.07.2006 г. № 440

«Об утверждении Примерного

положения об уполномоченных на решение задач в области ГО структурных

подразделениях (работниках) организаций»

Приказ МЧС России от 23.12.2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка

создания нештатных аварийно-спасательных формирований».

Рекомендации по организации и ведению гражданской обороны в

организациях. МЧС России. 2008 г.

На критерии оценки и классификации

объектов влияют:

Форма

собственности

объекта

Техническая

сложность

структуры

объекта

Виды

опасности,

исходящей

от объекта

Этапы

эксплуатации

объекта

Важность

объекта

Порядок работы

объекта в ЧС

Ведомственная

принадлежность

объекта

Классификация объектов по формам

собственности

Объекты экономики

Предприятия

коллективной

собственности

Предприятия

частной

собственности

Совместные

предприятия

Арендные

предприятия

Государственные

предприятия

Классификация объектов по возможной опасности

Объекты, не представляющие

опасность

для территорий и населения

Объекты, представляющие

опасность для

территорий и населения

Опасные объекты

Опасные

производственные

объекты

Потенциально

опасные объекты

Объекты

жизнеобеспечения

Гидротехнические

объекты

Основные виды опасных и опасных производственных

объектов

Биологически

опасные

объекты

Радиационно

опасные

объекты

Химически

опасные

объекты

Пожаровзрыво

опасные

объекты

Гидродинамически

опасные

объекты

Транспортные

объекты

Объекты

полигенной

опасности

Классификация объектов примени-

тельно к системе РСЧС и ГО

Классификация объектов примени-

тельно к системе РСЧС и ГО

Объекты, не

представляю-

щие опаснос-

ти для пер-

сонала и

населения

Объекты, не

представляю-

щие опаснос-

ти для пер-

сонала и

населения

Потенциаль-

но опасные

объекты

(ПОО)

Потенциаль-

но опасные

объекты

(ПОО)

Категориро-

ванные по

ГО объекты

Категориро-

ванные по

ГО объекты

Опасные

производст-

венные

объекты

Опасные

производст-

венные

объекты

Технически слож-

ные объекты

Технически слож-

ные объекты

Критически важные

объекты

Критически важные

объекты

Объекты жизнеобеспечения

Объекты, обеспечивающие

жизнедеятельность населения, в

том числе объекты

водоснабжения и канализации,

очистки сточных вод, тепло- и

электроснабжения,

гидротехнические сооружения.

ПОТЕНЦИАЛЬНО-ОПАСНЫЕ ОБЪЕКТЫ (ПОО)- объекты, на которых

используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют

радиоактивные, пожаровзрывоопасные химические и биологические

вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС.

По результатам прогнозирования ЧС техногенного характера ПОО

подразделяются на пять классов:

Первый класс – ПОО, аварии на которых могут стать источником

возникновения федеральных или трансграничных ЧС.

Второй класс – ПОО, аварии на которых могут стать источником

возникновения региональных ЧС.

Третий класс – ПОО, аварии на которых могут стать источником

возникновения территориальных ЧС.

Четвертый класс – ПОО, аварии на которых могут стать источником

возникновения местных ЧС.

Пятый класс – ПОО, аварии на которых могут стать источником

возникновения локальных ЧС.

Приказ №105 от 28.02.2003 г. «Об утверждении требований по

предупреждению ЧС на потенциально-опасных объектах и

объектах жизнеобеспечения»

Требования по предупреждению ЧС на ПОО и ОбЖО предусматривают:

осуществление комплекса мероприятий по уменьшению риска ЧС техно-

генного характера на ПОО, на которых используются, производятся, пере-

рабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, хими-

ческие и биологические вещества и, объектах, обеспечивающих жизнедея-

тельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки

сточных вод, тепло и энергоснабжения, гидротехнические сооружения).

Требования предъявляются на:

стадии разработки ходатайства о намерении инвестирования в строительство

и обоснования инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений;

стадии строительства и ввода в эксплуатацию;

стадии эксплуатации;

стадии вывода из эксплуатации.

Организация прогнозирования ЧС осуществляется:

на федеральном уровне - МЧС России;

на региональном уровне – РЦ по делам ГО ЧС и ликвидации последствий СБ;

на уровне субъекта РФ – КЧС и ПБ субъекта РФ;

на объектовом уровне – органом по делам ГОЧС и КЧС и ПБ объекта.

КАТЕГОРИРОВАННЫЕ ОБЪЕКТЫ

Отнесение к категориям по ГО подлежат важнейшие действующие,

реконструируемые, технически перевооружаемые, строящиеся и

проектируемые организации (ОЭ):

имеющие мобилизационное задание (заказ);

и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности

возникновения ЧС в военное и мирное время;

и (или) являющиеся уникальными культурными ценностями.

Устанавливаются следующие категории по ГО: особой важности,

первой категории, второй категории.

Отнесение ОЭ к категориям по ГО производится в зависимости от

показателей, определяющих их роль в экономике государства, а также

особых условий, характеризующих:

степень потенциальной опасности возникновения ЧС;

месторасположение организации (ОЭ);

значимость как объекта культуры.

Основными показателями для отнесения ОЭ к категориям по ГО

являются:

численность работающих в военное время;

объем выпускаемой продукции для государственных нужд в военное

время. (МЧС с Минэкономики по согласованию с ФОИВ и ОИВ субъектов

РФ устанавливают дополнительные показатели),

Постановление Правительства РФ «О порядке отнесения организаций

к категориям по ГО» от 19.09.1998 г. №1115.

ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Ядерные и (или) радиационно опасные объекты ( АЭС,

исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, объекты

временного и долговременного хранения ядерного топлива и

радиоактивных отходов);

Объекты уничтожения и захоронения химических и других

опасных отходов;

Гидротехнические сооружения 1 и 2 классов; объекты, связанные с

производством, получением или переработкой жидкообразных и твердых

продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к

спонтанному разложению;

Предприятия, по подземной и открытой ( глубиной разработки

свыше 150 метров) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных

ископаемых и др.

ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ – объекты, на

которых получаются, перерабатываются, хранятся, транспортируются и

уничтожаются опасные вещества. ФЗ «О промышленной безопасности

опасных производственных объектов» от 20.06.1997 г.

Общий подход к формированию перечня критически важных

объектов

Объекты, имеющие особое

политическое, оборонное,

экономическое и социальное

значение для национальной

безопасности и жизнедеяте-

льности страны

Объекты, имеющие особое

политическое, оборонное,

экономическое и социальное

значение для национальной

безопасности и жизнедеяте-

льности страны

Потенциально опасные объекты

Потенциально опасные объекты

Наиболее

опасные

объекты

Наиболее

опасные

объекты

Наиболее

значимые

объекты

Наиболее

значимые

объекты

КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ

КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ

(всего – около 5000)

Цель: сосредоточить основные силы, средства и финансовые ресурсы на

обеспечении

защиты

критически

важных

объектов

и

защищенности

населения

Объектовое звено РСЧС

Объектовое звено РСЧС

Органы управления

Органы управления

Силы и средства

Силы и средства

Резервы финансовых

и материальных

ресурсов

Резервы финансовых

и материальных

ресурсов

Система связи и

оповещения

Система связи и

оповещения

Нештатные

аварийно –

спасательные

формирования и

службы

Штатные аварийно-

спасательные

формирования

Нештатные

аварийно –

спасательные

формирования и

службы

Штатные аварийно-

спасательные

формирования

Координаци

онные

КЧС и ПБ

Координаци

онные

КЧС и ПБ

Постоянно

действующие

Структурн.

подразд.

(работники),

уполномоч.

на решение

задач в обла-

сти защиты

от ЧС и ГО

Постоянно

действующие

Структурн.

подразд.

(работники),

уполномоч.

на решение

задач в обла-

сти защиты

от ЧС и ГО

Повседневного

управления

ДДС (вахта,

охрана, деж.

администратор

Повседневного

управления

ДДС (вахта,

охрана, деж.

администратор

Дежурно-

диспетчерские

службы

Дежурно-

диспетчерские

службы

Локальные

системы

оповещения в

районах ПОО

Локальные

системы

оповещения в

районах ПОО

Наиболее часто встречающиеся ЧС и происшествия

в общеобразовательных учреждениях г. Москвы

Имеются случаи нанесения ущерба здоровью детей из-за чрезмерной физической

и нервно-психологической нагрузки в ходе учебного процесса, получения травм

по физической подготовке, в ходе загородных походов и экскурсий

Обрушение зданий,

отдельных

конструкций, опор,

с нанесением

травм, увечий

Обрушение зданий,

отдельных

конструкций, опор,

с нанесением

травм, увечий

Поражение

при авариях

на коммунально-

энергетических сетях

(взрывы, пожары,

затопление)

Поражение

при авариях

на коммунально-

энергетических сетях

(взрывы, пожары,

затопление)

Поражение

разлетающимися

осколками стекла,

а также при разного

рода взрывах, при

разрушении сосудов

и др.

Поражение

разлетающимися

осколками стекла,

а также при разного

рода взрывах, при

разрушении сосудов

и др.

Происшествия

криминального

характера

(похищение детей,

нанесение телесных

повреждений)

Происшествия

криминального

характера

(похищение детей,

нанесение телесных

повреждений)

Падение детей

с высоты (с крыш

зданий, пожарных

лестниц, деревьев,

со спортивных

снарядов и др.)

Падение детей

с высоты (с крыш

зданий, пожарных

лестниц, деревьев,

со спортивных

снарядов и др.)

Термические

поражения

(солнечные ожоги,

обморожения, ожоги

на пожаре,

на лабораторных

занятиях)

Термические

поражения

(солнечные ожоги,

обморожения, ожоги

на пожаре,

на лабораторных

занятиях)

Отравления

при воздействии

опасных веществ

(в т.ч. токсичных,

наркотических,

алкоголя)

Отравления

при воздействии

опасных веществ

(в т.ч. токсичных,

наркотических,

алкоголя)

Воздействие

опасных природных

явлений

(землетрясение,

смерчи, наводнение,

грозы, пожары и т.п.)

Воздействие

опасных природных

явлений

(землетрясение,

смерчи, наводнение,

грозы, пожары и т.п.)

Пожары

на территории ОУ

или вблизи них

Пожары

на территории ОУ

или вблизи них

Поражение

электротоком

Поражение

электротоком

Дорожно-

транспортные

происшествия

(наезды на детей,

происшествия

при транспортировке

детей и т.п.)

Дорожно-

транспортные

происшествия

(наезды на детей,

происшествия

при транспортировке

детей и т.п.)

Несчастные случаи

на воде

Несчастные случаи

на воде

Чрезвычайные ситуации и происшествия

Чрезвычайные ситуации и происшествия

Причины возможных ЧС

на территории общеобразовательных учреждений

Чрезвычайные ситуации и происшествия

ВНУТРЕННИЕ

Чрезвычайные ситуации и происшествия

ВНУТРЕННИЕ

Эксплуатация на территории неисправных механизмов, машин и устройств

Эксплуатация на территории неисправных механизмов, машин и устройств

Нарушение учащимися и работниками ОУ установленных мер безопасности

Нарушение учащимися и работниками ОУ установленных мер безопасности

Низкая трудовая и учебная дисциплина среди работников и учащихся ОУ

Низкая трудовая и учебная дисциплина среди работников и учащихся ОУ

Неудовлетворительное техническое состояние здания ОУ и прилегающей

к нему территории, а также имеющихся в ОУ

коммунально-энергетических систем

Неудовлетворительное техническое состояние здания ОУ и прилегающей

к нему территории, а также имеющихся в ОУ

коммунально-энергетических систем

Слабая обученность учащихся и персонала к действиям в ЧС

Слабая обученность учащихся и персонала к действиям в ЧС

Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние здания

и территории ОУ и недостатки в проведении профилактической работы

по предупреждению инфекционных заболеваний и пищевых отравлений

Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние здания

и территории ОУ и недостатки в проведении профилактической работы

по предупреждению инфекционных заболеваний и пищевых отравлений

Причины возможных ЧС

на территории общеобразовательных учреждений

Чрезвычайные ситуации и происшествия

ВНЕШНИЕ

Чрезвычайные ситуации и происшествия

ВНЕШНИЕ

Опасные явления природы, способные привести к стихийным бедствиям

(экстремальная температура воздуха, ураганы, смерчи,

землетрясения, наводнения)

Опасные явления природы, способные привести к стихийным бедствиям

(экстремальная температура воздуха, ураганы, смерчи,

землетрясения, наводнения)

Преднамеренные действия криминального характера

(поджоги, взрывы, умышленный вывод из строя различного рода систем,

обеспечивающих безопасность жизнедеятельности людей и т.п.

Преднамеренные действия криминального характера

(поджоги, взрывы, умышленный вывод из строя различного рода систем,

обеспечивающих безопасность жизнедеятельности людей и т.п.

Воздействие на ОУ опасных факторов, возникших при авариях

техногенного характера на потенциально-опасных объектах

и транспортных магистралях (нанос облака зараженного воздуха,

перенос на территорию ОЧ пожара от горящих соседних объектов,

затопление территории ОЧ вследствие аварии на коммунально-

энергетических системах, нанос радиоактивных веществ и т.п.)

Воздействие на ОУ опасных факторов, возникших при авариях

техногенного характера на потенциально-опасных объектах

и транспортных магистралях (нанос облака зараженного воздуха,

перенос на территорию ОЧ пожара от горящих соседних объектов,

затопление территории ОЧ вследствие аварии на коммунально-

энергетических системах, нанос радиоактивных веществ и т.п.)

Примерная структура построения объектового звена в образовательном

учреждении в системе МГСЧС

Руководитель ГО-

Директор ОУ

Председатель КЧС и ПБ

Зам. по безопасности

Зам. По АХЧ

Председатель

эвак. комиссии

Дежурный

администратор

З А М Е С Т И Т Е Л И

Члены КЧС - начальники аварийно-спасательных

служб(командиры нештатных АСФ.)

РХБЗ

Пож. Б.

УБ. и УКР.

ОП. и Св.

ООП

Мед. Сл.

МТО

Авар.тех

Эвак. К

Нештатные аварийно – спасательные формирования

Группа

(пост)

наблюд.

Пост

(группа)

Пожар.

тушения

Звено

по

обслуж.

убежищ

Группа

(пост)

оповещения

и связи

Группа

ООП

Медицинская

группа

Авар.тех

расчет

Группа

питания

Пункт

выдачи

СИЗ

Зам. по тех. части

Руководитель

гражданской обороны

Начальник штаба

гражданской

обороны

Группа

оповещения в

составе:

Группа охраны

общественного

порядка в составе:

Помощник

начальника штаба

Комиссия в

составе:

Председатель ЭК

Группа АСДНР

(противопожарная)

группа)

Группа АСДНР

Медицинский пост

Группа в составе:

Служба питания

Группа питания

в составе:

Группа (пост)

радиационной и

химической разведки

Комиссия по ЧС

Штаб ГО и ЧС

Управление

ГО и ЧС

ОБЪЕКТОВОЕ ЗВЕНО МГСЧС

(ГБПОУ «МССУОР № 1» Москомспорта)

ОБЪЕКТОВОЕ ЗВЕНО МГСЧС

(ГБПОУ «МССУОР № 1» Москомспорта)

Руководитель ГО

Комиссия по ЧС и ПБ

Комиссия по ЧС и ПБ

Штаб по ГО и ЧС

Штаб по ГО и ЧС

Зам.

предсе-

дателя ЭК

Зам.

предсе-

дателя ЭК

Предсе-

датель

ЭК

Предсе-

датель

ЭК

Члены

ЭК-2

Члены

ЭК-2

Зам.

НШ

Зам.

НШ

Начальник

штаба

Начальник

штаба

Зам.

начальника

штаба

по МТО

Зам.

начальника

штаба

по МТО

Предсе-

датель

комиссии

по ЧС и ПБ

Предсе-

датель

комиссии

по ЧС и ПБ

Члены

комиссии

по ЧС и ПБ

- 2

Члены

комиссии

по ЧС и ПБ

- 2

Спасательная

группа - 4

Санитарная

группа - 3

Пост

радиационного

и химического

наблюдения - 3

Группа пожаро-

тушения и

светомаскировки

- 4

Группа выдачи

средств

индивидуальной

защиты - 3

Эвакокомиссия

Нештатные аварийно-спасательные формирования

СХЕМА (ПРИМЕРНАЯ)

МАЛОГО ОБЪЕКТОВОГО ЗВЕНА МГСЧС

- штатная численность персонала объекта (чел.)

5 -50

- количество посетителей на объекте в рабочее время (чел.)

до 500

- возможный максимальный радиус поражения от потенциально

опасных источников на объекте

не выходящие

за территорию объекта

Элементы объектовой подсистемы

Численность персонала МОНХ, чел

5-15

16-25

26-35

36-45

46-50

Начальник ГО объекта

1

1

1

1

1

Нештатный начальник штаба

-

-

-

1

1

Комиссия по ЧС (оперативная группа)

-

-

-

2

2

Комендант объекта

1

1

1

1

1

Наблюдательный пост

-

-

-

-

2

Наблюдатель

1

1

1

1

-

Пожарный расчет

-

2

2

2

3

Пост охраны общественного порядка

-

-

1

1

2

Руководитель группы по проведению

занятий по ГО

-

1

2

2

2

ИТОГО:

3

7

9

12

15

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НОРМ ОСНАЩЕННОСТИ МАЛОГО ОБЪЕКТА ЭКОНОМИКИ

СРЕДСТВАМИ СПАСЕНИЯ И ЗАЩИТЫ

Элементы объектовой подсистемы Ед.

измер.

Численность персонала МОНХ, чел

5-15

16-25

26-35

36-45

46-50

Противогазы фильтрующие шт.

5-15

16-25

26-35

36-45

46-50

Бытовые дозиметры шт.

-

-

1

1

1

Приборы хим. разведки шт.

-

-

-

1

1

Телефон городской сети шт.

1

1

1

1

1

Радиоточка местного вещания шт.

1

1

1

1

1

Лопаты штыковые шт.

1-2

3-2

3-4

4-5

5-6

Лопаты совковые шт.

1

2

3

4

4

Лом обыкновенный шт.

1

1

2

2

3

Кувалда шт.

-

1

2

2

2

Кирко-мотыга шт.

1

1

2

2

2

Топор плотничий шт.

1

1

1

1

1

Пила поперечная шт.

-

-

-

1

1

Малогабаритн. гидравл. инструмент к-т

-

-

-

1

1

Фонари ручные шт.

2

2

2

3

3

Веревки спасательные пог. м.

-

-

25

25

25

Пояс спасательный с карабином шт.

-

-

-

2

2

Комплект сантехника к-т

-

-

1

1

1

Средства пожаротушения к-т

По нормам пож. надзора

Аптечка первой помощи к-т

1

1

1

1

1

Лестница переносная (3-5 м) шт.

-

-

-

1

1

Носилки медицинские шт.

-

-

-

1

1

Заместители

Заместители

Главный инженер

Главный инженер

Начальник

отдела ГОЧС

Начальник

отдела ГОЧС

Председатель

эакокомиссии

Руководители нештатных АСС и

председатели комиссий

Руководители нештатных АСС и

председатели комиссий

АСС

опов. и

связи

АСС

опов. и

связи

АСС

РХБЗ

АСС

РХБЗ

АСС

МТО

АСС

МТО

АСС

ООП

АСС

ООП

Медицин

ская

АСС

Медицин

ская

АСС

Противо

пожар.

АСС

Противо

пожар.

АСС

Эвакоком

иссия,

Комиссия

ПУФ

Эвакоком

иссия,

Комиссия

ПУФ

состав КЧС и ПБ ГБПОУ «МССУОР № 1»

Председатель КЧС и ПБ

заместитель по безопасности

Председатель КЧС и ПБ

заместитель по безопасности

Члены КЧС и ПБ

Члены КЧС и ПБ

Состав объектовой КЧС и ПБ

Председатель – руководитель

объекта ( главный инженер)

Главный инженер

Заместители

Заместитель по производству

Начальник штаба по

делам ГОЧС

Члены комиссии

Рабочим органом комиссии является штаб (отдел; сектор) по делам ГОЧС.

Численность комиссии и ее персональный состав определяет руководитель объекта.

Зам. директора по

режиму – нач.

службы

охраны общ.

порядка

Зам.

главного инженера

Юрисконсульт

Нач. мед. пункта –

нач. мед. службы

Главный энергетик –

нач. службы

энергоснабжения и

светомаскировки

Инспектор по

противопожарной

безопасности –

нач. противопожарной

службы

Нач. узла (АТС) - нач.

службы связи и

оповещения

Зам. директора по

кадрам –

нач. отдела кадров

Главный бухгалтер

Нач. отдела (ОКС) –

нач. службы убежищ

и укрытий

Нач. транспортного

отдела – нач.

транспортной

службы

Главный механик –

нач. аварийно –

технической службы

Инженер по

технике безопасности

Зам. директора по

МТО – нач. службы МТО

вариант

Начальник противопожарной службы

Звено связи

Начальник отдела

охраны

труда и техники

безопасности

Зам. главного инженера

(главный инженер)

Начальник штаба

ГОЧС объекта

Состав

оперативной группы

вариант

При

необходимости

из

состава

комиссии

формируются

оперативные

группы

с

привлечением

необходимых

специалистов

для

выявления причин ухудшения обстановки и выработки предложений по ее

нормализации.

Состав

оперативной группы

руководство

разработкой

и

осуществлением

мероприятий

по

предупреждению

ЧС,

повышению

надежности

работы

потенциально

опасных

объектов,

обеспечению

устойчивости

функционирования

объектов при возникновении ЧС;

организация работы по созданию на потенциально опасных объектах

локальных

систем оповещения

и поддерживание их

в постоянной

готовности;

обеспечение

готовности

ОУ,

сил

и

средств

к

действиям

в

ЧС,

руководство их ликвидацией и эвакуацией персонала объекта;

руководство

созданием

и

использованием

резервов

финансовых

и

материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также

персонала объекта к действиям в ЧС;

защита

жизни

и

здоровья

работников

объекта,

материальных

ценностей и окружающей среды, уменьшение возможного ущерба от

ЧС, прогнозирование и оценка последствий ЧС, определение на основе

прогноза

потребностей

в

силах,

материально-технических

и

финансовых ресурсах для ликвидации ЧС;

восстановление

объектов

жилищно

-

коммунального

хозяйства,

социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры,

поврежденных и разрушенных в результате ЧС.

Основные задачи

Основные задачи

КЧС и ПБ объекта

КЧС и ПБ объекта

:

:

Организация работы КЧС и ПБ объекта

Организация работы КЧС и ПБ объекта

Организация работы КЧС и ПБ объекта

Организация работы КЧС и ПБ объекта

А. При повседневной деятельности

А. При повседневной деятельности

.

.

Повседневная деятельность комиссии организуется на основе

годовых и месячных планов работы. Заседания проводится не реже 1

раза в квартал, при возникновении ЧС – незамедлительно.

Заседание комиссии является правомочным при наличии на заседании

более

половины

её

членов.

Решения

принимаются

открытым

голосованием,

простым

большинством

голосов.

Решения

оформляются

протоколами,

которые

подписываются

председательствующем и секретарём заседания.

Председатель

комиссии

либо

лицо,

исполняющее

его

обязанности, в пределах предоставленных полномочий имеет право

давать указания и поручения членам комиссии.

Распределение

обязанностей

в

комиссии

осуществляется

председателем и оформляется в виде функциональных обязанностей.

Оповещение

членов

комиссии

при

угрозе

возникновения

или

возникновении ЧС осуществляется дежурно - диспетчерской службой

объектов в соответствии со схемой оповещения и сбора.

Б. При угрозе возникновения и возникновении ЧС.

Б. При угрозе возникновения и возникновении ЧС.

Комиссия

осуществляет

руководство

всем

комплексом

мероприятий по защите работников и ликвидацией последствий

ЧС. С момента возникновения ЧС переходит на непрерывный

режим

работы.

Место

работы

служебный

кабинет

руководителя

объекта,

председателя

КЧС

и

ПБ

или

пункт

управления.

Комиссия

формирует

из

своего

состава

оперативную группу для решения задач на месте ЧС.

В. При ликвидации ЧС.

В. При ликвидации ЧС.

Ликвидацию ЧС организует КЧС и ПБ объекта. Для проведения

АСДНР

привлекаются

силы

и

средства

объекта,

которые

выделяются в соответствии с планом действий по П и Л ЧС

природного и техногенного характера. Комиссия организует

материально – техническое и финансовое обеспечение работ.

Если

масштабы

ЧС

таковы,

что

имеющимися

силами

и

средствами локализовать или ликвидировать ЧС невозможно,

то она обращается за помощью в вышестоящую комиссию.

Методика и последовательность работы

Методика и последовательность работы

председателя и членов комиссии в каждом

председателя и членов комиссии в каждом

конкретном случае будет определяться:

конкретном случае будет определяться:

типом аварии или видом стихийного бедствия;

масштабом последствий ЧС;

удалением источника аварии (стихийного бедствия) от

объекта (территории);

метеоусловиями на момент возникновения ЧС;

рельефом местности;

наличием средств индивидуальной и коллективной

защиты.

Организация работы КЧС и ПБ при возникновении ЧС

Организация работы КЧС и ПБ при возникновении ЧС

природного и техногенного характера

природного и техногенного характера

Этапы работы

Содержание этапа

1

Принятие экстренных

мер

Оповещение населения об опасности.

Оповещение и сбор комиссии.

Прогнозирование обстановки.

Принятие экстренных мер по защите населения,

оказанию помощи пострадавшим и локализации

аварий.

Организация разведки зоны ЧС.

Уточнение задач силам постоянной готовности.

Приведение в готовность сил РСЧС.

2

Оперативное

планирование

(организация АСДНР)

Оценка обстановки и выводы из неё.

Принятие решения на ликвидацию ЧС (краткие

выводы из обстановки, объем и характер

предстоящих задач, задачи подчиненным, порядок

всестороннего обеспечения и организация

взаимодействия, организация управления).

3

Ликвидация ЧС

(проведение АСДНР)

Развертывание работы, установление связи с ОГ

в районе ЧС и вышестоящим органом.

Сбор начальников подчиненных и

взаимодействующих ОУ в районе ЧС,

заслушивание докладов и предложений по

ликвидации ЧС.

Уточнение обстановки, состава сил и плана

действий.

Уточнение решения.

Доведение задач до подчиненных и

взаимодействующих ОУ.

Организация обмена информацией об обстановке

и принимаемых мерах.

Учет выполнения АСДНР и потерь среди

персонала и населения.

4

Выполнение мероп-

риятий по социальной

защите населения и

реабилитации терри-

тории, подвергшейся

воздействию пораж-

ающих факторов.

Реализация комплекса социальных программ,

направленных на возмещение ущерба,

причиненного имуществу и здоровью граждан

вследствие ЧС. (расселение персонала в

безопасных районах, проведение санитарно-

гигиенических, противоэпидимиологических

мероприятий, обеспечение продуктами питания,

водой, предметами первой необходимости,

организация материальной помощи).

Перечень основных документов КЧС и ПБ

I.

Документы

по

организации

создания

и

функционирования

Объектового звена МГСЧС

1. Приказ руководителя предприятия о создании Объектового звена

МГСЧС.

2. Положение об Объектовом звене МГСЧС.

3. Положение о КЧС и ПБ предприятия.

4. Функциональные обязанности членов КЧС и ПБ.

5. Документы, регламентирующие правила пожарной безопасности.

II. Документы по управлению мероприятиями и силами при угрозе и

возникновении ЧС.

1. План действий предприятия по предупреждению и ликвидации ЧС

природного и техногенного характера.

2. План работы КЧС и ПБ на год.

3. План график работы КЧС и ПБ при угрозе и возникновении ЧС.

4. Схема оповещения и сбора членов КЧС и ПБ.

5. Планы спасательных служб объекта по обеспечению мероприятий

объектового звена МГСЧС – по количеству созданных служб.

6. Планы объекта, города (района) с исходной обстановкой.

III. Рабочие документы КЧС и ПБ

1.

Табель

срочных

донесений

и

бланки

донесений

(по

установленным формам).

2. Справочник оперативных телефонов.

3. Протоколы заседаний КЧС и ПБ.

4.

Схема

размещения

членов

КЧС

и

ПБ

на

ПУ

Центре

управления в ЧС).

5.

Отчетные

материалы

по

выполненным

мероприятиям

ОЗ

МГСЧС (учениям, тренировкам, смотрам – конкурсам и т.д.).

IV. Информационно-справочный материал

Руководящие

документы,

методики

оперативных

расчетов,

справочный материал по составу сил и средств, их оснащению,

резервам

финансовых

и

материальных

ресурсов,

а

также

таблицы, графики, схемы, справки и т.д.

Документы комплектуются по рабочим папкам членов КЧС и

ПБ.

Гражданская оборона организации

Гражданская оборона организации

(объекта)

(объекта) –

это система мероприятий по

подготовке к защите и по защите персонала,

материальных и культурных ценностей

организации (объекта) от опасностей,

возникающих при ведении военных действий

или вследствие этих действий, а также при

возникновении чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера.

Структура гражданской обороны организации, а

также объем и способы решения задач определяются

заблаговременно в зависимости от возможной обста-

новки и уточняются с возникновением чрезвычайной

ситуации или военных действий.

Запасы

материально-

технических,

продовольственны

х медицинских и

иных средств

Запасы

материально-

технических,

продовольственны

х медицинских и

иных средств

Система связи и

оповещения

Система связи и

оповещения

Силы и средства

Силы и средства

Органы управления

Органы управления

Структурные

подразделения

(работники),

уполномоченные на

решение задач в

области защиты от

ЧС и (или)ГО

отделы (штабы,

работники) по ГОЧС

Структурные

подразделения

(работники),

уполномоченные на

решение задач в

области защиты от

ЧС и (или)ГО

отделы (штабы,

работники) по ГОЧС

Нештатные

аварийно –

спасательные

формирования и

службы,

обеспеченные

техникой и

имуществом

согласно

утвержденным

перечням

Нештатные

аварийно –

спасательные

формирования и

службы,

обеспеченные

техникой и

имуществом

согласно

утвержденным

перечням

Предназначены

для первооче-

редного обес-

печения персонала

в военное время и

оснащения фор-

мирований, исходя

из штатов и норм

оснащения

Накапливаются

заблаговременно в

мирное время

Предназначены

для первооче-

редного обес-

печения персонала

в военное время и

оснащения фор-

мирований, исходя

из штатов и норм

оснащения

Накапливаются

заблаговременно в

мирное время

Дежурно-

диспетчерские

службы

Локальные

системы

оповещения в

районах ПОО

Дежурно-

диспетчерские

службы

Локальные

системы

оповещения в

районах ПОО

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА ОБЪЕКТА

1. Планируют и организуют проведение мероприятий по ГО;

2.

Проводят

мероприятия

по

поддержанию

своего

устойчивого функционирования в военное время;

3. Осуществляют обучение своих работников в области ГО;

4. Создают и поддерживают в состоянии пост. готовности к

использованию локальные системы оповещения;

5. Создают и содержат в целях ГО запасы материально-

технических,

продовольственных,

медицинских

и

иных

средств.

Полномочия организаций в области ГО (ст. 9 ФЗ-28 «О ГО» )

Организации, имеющие ПОО, а также имеющие важное оборонное и

экономич. значение или представляющие высокую степень опасности

возникновения ЧС в военное и мирное время, создают нештатные АСФ

… и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

Документы, регламентирующие деятельность

объектового звена

Приказ о создании

объектового звена

Положение об

эвакуационной комиссии

Положение об

объектовом звене

Положение о КЧС и ПБ

объекта

Положение о ГО

организации

Положение о деятельности

комиссии ПУФО

Положение о деятельности штаба

(отдела, сектора, уполномоченного)

по делам ГО ЧС

Постановление Правительства РФ № 782 от 10.07.99

ПОЛОЖЕНИЕ

о

создании

(назначении)

в

организациях

структурных

подразделений

(работников),

специально-

уполномоченных

на решение задач в области ГО

Ст.3.

Создание

(назначение)

в

организациях

структурных

подразделений

(работников)

по

ГО

осуществляется

для

обеспечения:

а) планирования и проведения мероприятий по ГО;

б) создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к

использованию локальных систем оповещения;

в)

обучения

работников

организаций

способам

защиты

от

опасностей,

возникающих

при

ведении

военных

действий

или

вследствие этих действий;

г)

создания

и

содержания

в

целях

ГО

запасов

материально-

технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

д)

проведения

мероприятий

по

поддержанию

устойчивого

функционирования организаций в военное время;

е)

создания

и

поддержания

в

состоянии

постоянной

готовности

нештатных аварийно-спасательных формирований.

Количество работников в структурном подразделении

по ГО

(или отдельных работников по ГО в составе других

подразделений организации)

+

1

(

по

совм)

+

5-6

+

3-4

+

2-3

+

+

1

более 200

чел.

до 200

чел.

более

5000 чел.

2000-5000

чел.

500-2000

чел.

до 500

чел.

Организации, не

отнесенные к

категориям по ГО

Организации, отнесенные к категориям по

ГО

(Постановление

Правительства

РФ

№1115

от

19.09.1998г.

«О

порядке

отнесения

организаций

к

категориям

по

ГО»)

Кол-

во

осво-

божд.

рабо

тник

ов

+

5-6

+ *

3-4

+

2-3

+

1

свыше

5000 чел.

до 5000

чел.

свыше

15000

чел.

от 10000

до 15000

чел.

от 3000

до 10000

чел.

до 3000

чел.

Организации, не

отнесенные к

категориям по ГО

Организации, отнесенные к категориям по

ГО

(Постановление

Правительства

РФ

№1115

от

19.09.1998г.

«О

порядке

отнесения

организаций

к

категориям

по

ГО») с общим количеством работников:

Кол-

во

осво-

божд.

рабо-

тни-

ков

Количество работников в структурном подразделении по ГО

(или отдельных работников по ГО в составе других подразделений)

организации, имеющей дочерние и зависимые хозяйственные общества

(пр. МЧС России № 440 от 31.07.06)

+

+

Основные задачи структурных подразделений

Основные задачи структурных подразделений

(работников) по ГО объекта:

(работников) по ГО объекта:

(Пр. МЧС России от 31.07.06г. № 440 «Примерное положение об

(Пр. МЧС России от 31.07.06г. № 440 «Примерное положение об

уполномоченных на решение задач в области ГО структурных

уполномоченных на решение задач в области ГО структурных

подразделениях организаций»)

подразделениях организаций»)

Организация планирования и проведения мероприятий по ГО.

Организация

создания

и

поддержания

в

состоянии

постоянной

готовности

к

использованию

технических

систем

управления

гражданской обороной.

Организация

создания

и

поддержания

в

состоянии

постоянной

готовности к использованию локальных систем оповещения.

Организация обучения работников организаций способам защиты от

опасностей,

возникающих

при

ведении

военных

действий

или

вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного

и техногенного характера.

Участие в организации создания и содержания в целях ГО запасов

материально-технических, продовольственных и иных средств.

Организация

планирования

и

проведения

мероприятий

по

поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное

время.

Организация

создания

и

поддержания

в

состоянии

постоянной

готовности

нештатных

АСФ,

привлекаемых

для

решения

задач

в

области ГО.

Структура эвакуационных органов объекта экономики (вариант)

Председатель ОЭК

Зам. председателя

по ОЭК

Зам. председателя ОЭК

по заг..зоне

Зам. предсе-

дателя ОЭК

Зам. председателя ОЭК –

представитель в

ГЭК

Помощник

по ППЭ

Помощник по

размещению

Помощник

по учету

Помощни

к по СЭП

Группа

учета и

сбора

информации

Звено

связи

Группа

подготовки

документов

к

эвакуации

Помощни

к по ВУС

Группа выдачи

удостоверений

военнообязанным

Водител

ь

Руководитель

ЭГ-1

ПВ СИЗ

ППЭ

Медпунк

т

Группа ООП

Эвакогруппы

№1-..

Водитель

Водитель

Ответственность

Руководителей организаций за уклонение или непринятие мер

по защите населения и территорий от ЧС

.

(Кодексом Российской Федерации об административных

правонарушениях, Закон ФЗ-№ 295 от 06.11.2011г.)

Ответственность

Руководителей организаций за уклонение или непринятие мер

по защите населения и территорий от ЧС

.

(Кодексом Российской Федерации об административных

правонарушениях, Закон ФЗ-№ 295 от 06.11.2011г.)

Влечет наложение административного

штрафа на должностных лиц в размере

от десяти тысяч до двадцати тысяч

рублей; на юридических лиц - от ста

тысяч до двухсот тысяч рублей.

Влечет наложение административного

штрафа на должностных лиц в размере

от десяти тысяч до двадцати тысяч

рублей; на юридических лиц - от ста

тысяч до двухсот тысяч рублей.

Пункт

1.

Невыполнение

предусмотрен-

ных законодательством обязанностей по

защите

населения

и

территорий

от

ЧС

природного или техногенного характера,

а равно невыполнение требований норм и

правил

по

предупреждению

аварий

и

катастроф

на

объектах

производствен-

ного или социального назначения -

Пункт

1.

Невыполнение

предусмотрен-

ных законодательством обязанностей по

защите

населения

и

территорий

от

ЧС

природного или техногенного характера,

а равно невыполнение требований норм и

правил

по

предупреждению

аварий

и

катастроф

на

объектах

производствен-

ного или социального назначения -

2

1

Влечет наложение административного

штрафа на должностных лиц в размере

от

десяти

тысяч

до

двадцати

тысяч

рублей.

Влечет наложение административного

штрафа на должностных лиц в размере

от

десяти

тысяч

до

двадцати

тысяч

рублей.

Пункт

2.

Непринятие

мер

по

обеспечению готовности сил и средств,

предназначенных для ликвидации ЧС, а

равно

несвоевременное

направление

в

зону

чрезвычайной

ситуации

сил

и

средств,

предусмотренных

утвержден-

ным

в

установленном

порядке

планом

ликвидации ЧС -

Пункт

2.

Непринятие

мер

по

обеспечению готовности сил и средств,

предназначенных для ликвидации ЧС, а

равно

несвоевременное

направление

в

зону

чрезвычайной

ситуации

сил

и

средств,

предусмотренных

утвержден-

ным

в

установленном

порядке

планом

ликвидации ЧС -

4

Ш

Т

Р

А

ф

Ш

Т

Р

А

ф

3

Ст.20.6 Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации ЧС

Ответственность

Руководителей организаций за уклонение или непринятие мер

по защите населения и территорий от ЧС

.

(Кодексом Российской Федерации об административных

правонарушениях, Закон ФЗ-№ 295 от 06.11.2011г.)

Ответственность

Руководителей организаций за уклонение или непринятие мер

по защите населения и территорий от ЧС

.

(Кодексом Российской Федерации об административных

правонарушениях, Закон ФЗ-№ 295 от 06.11.2011г.)

влечет наложение административного

штрафа на должностных лиц в размере

от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

на юридических лиц - от пятидесяти

тысяч до ста тысяч рублей.

влечет наложение административного

штрафа на должностных лиц в размере

от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

на юридических лиц - от пятидесяти

тысяч до ста тысяч рублей.

Пункт

1.

Невыполнение

установленных

федеральными

законами

и

иными

нормативными

правовыми

актами

РФ

специальных

условий

(правил)

эксплуатации

технических

систем

управления

ГО

и

объектов

ГО,

использования

и

содержания

систем

оповещения,

средств

индивидуальной

защиты, другой специальной техники и

имущества ГО -

Пункт

1.

Невыполнение

установленных

федеральными

законами

и

иными

нормативными

правовыми

актами

РФ

специальных

условий

(правил)

эксплуатации

технических

систем

управления

ГО

и

объектов

ГО,

использования

и

содержания

систем

оповещения,

средств

индивидуальной

защиты, другой специальной техники и

имущества ГО -

2

1

влечет наложение административного

штрафа на должностных лиц в размере

от

десяти

тысяч

до

двадцати

тысяч

рублей; на юридических лиц - от ста

тысяч до двухсот тысяч рублей.

влечет наложение административного

штрафа на должностных лиц в размере

от

десяти

тысяч

до

двадцати

тысяч

рублей; на юридических лиц - от ста

тысяч до двухсот тысяч рублей.

Пункт 2. Невыполнение мероприятий по

подготовке

к

защите

и

по

защите

населения, материальных и культурных

ценностей

на

территории

РФ

от

опасностей,

возникающих

при

ведении

военных действий или вследствие этих

действий, -

Пункт 2. Невыполнение мероприятий по

подготовке

к

защите

и

по

защите

населения, материальных и культурных

ценностей

на

территории

РФ

от

опасностей,

возникающих

при

ведении

военных действий или вследствие этих

действий, -

4

Ш

Т

Р

А

ф

Ш

Т

Р

А

ф

3

Статья 20.7. Невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны

Невыполнение

предусмотренных

законодательством

обязанностей

по

защите

населения

и

территорий

от

ЧС,

а

равно

невыполнение

требований

норм

и

правил

по

предупреждению аварий и катастроф на объектах

производственного или социального назначения

Статья 20.6. Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и

ликвидации чрезвычайных ситуаций

Статья 20.7. Невыполнение требований и мероприятий в области гражданской

обороны

Невыполнение

мероприятий

по

подготовке

к

защите и по защите населения, материальных и

культурных

ценностей

на

территории

РФ

от

опасностей, возникающих при ведении военных

действий или вследствие этих действий

Непринятие мер по обеспечению готовности сил и

средств, предназначенных для ликвидации ЧС, а

равно несвоевременное направление в зону ЧС

10 000 – 20 000 руб.

наложение административного штрафа на:

должностных лиц

юридических лиц

100 000 – 200 000 руб.

10 000 – 20 000 руб.

50 000 – 100 000 руб.

Невыполнение

специальных

условий

(правил)

эксплуатации технических систем управления ГО

и объектов гражданской обороны, использования

и

содержания

систем

оповещения,

СИЗ,

другой

специальной техники и имущества ГО

100 000 – 200 000 руб.

10 000 – 20 000 руб.

5 000 – 10 000 руб.

Н А Р У Ш Е Н И Я

Кодекс РФ об административных правонарушениях

(ФЗ от 6.11.2011 г. № 295)



В раздел образования