Автор: Баханов Антон Владимирович
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: Рыбинского филиала ФГБОУ ВО "Волжский государственный университет водного транспорта"
Населённый пункт: г. Рыбинск
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Общая физическая, спортивная, профессионально-прикладная подготовки в образовательном процессе"
Раздел: среднее профессиональное
Общая физическая, спортивная, профессионально-прикладная подготовки в
образовательном процессе
Проблема соотношения средств физической культуры и учебной деятельности имеет
важное значение,
заключающееся
в использовании
физического
воспитания
для
подготовки к профессиональному труду и повышении его производительности. В этой
связи особое значение приобретает профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая
самостоятельная область. Вместе с тем, это специфический процесс и результат
человеческой деятельности, средство и способ физического и духовного
совершенствования личности. Физическая культура удовлетворяет социальные
потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности
через социально-активную полезную деятельность.
В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность
в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые
умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и
работоспособность.
К физической культуре относится достаточно широкий круг явлений, в частности:
-
тело
человека
с
его
характеристиками
(уровень
физического
развития,
функциональной и физической подготовленности);
- процесс физического развития и физического воспитания (изменение форм и функций
организма в процессе возрастного развития, средства, формы и методы физического
воспитания);
- знания, потребности, ценностные ориентации, социальные отношения и институты
(физическое
образование,
мотивы
занятий
физической
культурой
и
спортом,
специфические отношения между объектом и субъектом физкультурной деятельности,
социализация индивидуумов).
В научной литературе выделяют следующие разделы и виды физической культуры.
Базовая физическая культура. К ней относится в первую очередь та фундаментальная
ее часть, которая включена в систему образования и воспитания подрастающего
поколения в качестве основного физического образования и обеспечения базового уровня
физической подготовленности. «Базовой» она называется по следующим причинам: во-
первых, характеризуется приобретением основного фонда жизненно важных умений и
навыков наряду с необходимым в жизни уровнем разностороннего развития физических
качеств
и
связанных
с
ними
двигательных
способностей;
во-вторых,
является
фундаментальной предпосылкой (базой) для специализации в той или иной деятельности.
Спорт. По
сравнению
с
другими
компонентами
физической,
он
представляет
наибольшие возможности для поступательного развития физических качеств и связанных
с ними двигательных способностей, необходимых в качестве предмета спортивной
специализации. В связи с этим ряд общих функций физической культуры получают в
спорте свое специфическое выражение.
Профессионально-прикладная
физическая
культура. Она
подразделяется
на
собственно профессионально-прикладную и военно-прикладную физическую культуру.
Особенности этих разновидностей определяются тем, что они включены в систему
специальной подготовки человека к конкретной деятельности, которая становится
основной для него.
Профессионально-прикладная
физическая
культура
направлена
на
создание
предпосылок для успешного освоения той или иной профессии. на оптимизацию
профессиональной деятельности и ее воздействия на человека. Важно отметить, что
данный вид физической культуры тесно связан с базовым ее компонентом. Их
ограниченная связь заключается в том, что профессионально-прикладная физическая
культура строится на основе предпосылок, создаваемых в сфере общей физической
подготовки.
Оздоровительно-реабилитационная
физическая
культура. Этот
специфический
раздел
физической
культуры
выделился
на
основе
специально
направленного
использования физических упражнений в качестве средств профилактики различных
заболеваний и восстановления утраченных функций организма.
Профессионально-прикладная физическая культура.
Прикладные физические качества – это перечень необходимых для каждой
профессиональной группы физических качеств, которые можно формировать при
занятиях различными видами спорта.
Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью
специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими
в каждом случае (прикладными) видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так
называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически
развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче
переносит действие низкой и высокой температуры, более устойчив к различного рода
инфекциям, проникающей радиации и т.д.
При решении конкретных задач профессионально-прикладной физической подготовки
будущих специалистов следует обращать внимание на то, что такая подготовка
осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой, которая является
основой практического раздела учебной дисциплины «Физическая культура» в вузе. В
тоже время, только общая физическая подготовка не может полностью решить задачи
специальной подготовки к определенной профессии.
Профессионально-прикладная
физическая
подготовка
опирается
на
хорошую
общефизическую подготовленность студентов. Соотношение общей и профессионально-
прикладной подготовки может изменяться в зависимости от профессии.
Одна из форм ППФП – массовые физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые
мероприятия.
Факторы, определяющие ППФП.
Двигательную деятельность человека, его трудового активность определяют такие
компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений,
способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие
психофизические качества. Общепризнано, что все эти составляющие так же, как и
профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы.
Психофизиологическое
понятие
«трудовая
деятельность»
по
психофизическим
компонентам аналогично понятию «спорт». Так же сходны и принципиальные требования
и условия их совершенствования.
Итак, конкретное содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество
процесса и физической культуры и спорта. Благодаря именно этому тождеству на
занятиях физической культурой и спортом можно моделировать отдельные элементы
трудовых процессов.
Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:
- формы (виды) труда специалистов данного профиля;
- условия и характер труда;
- режим труда и отдыха;
- особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и
специфика их профессионального утомления и заболеваемости.
Формы (виды) труда. Основные формы труда – физический и умственный. Разделение
труда на «физический» и «умственный» носит условный характер. Однако такое
разделение необходимо, ибо с его помощью легче изучать динамику работоспособности
специалистов в течение рабочего дня, а также подобрать средства физической культуры и
спорта в целях подготовки к предстоящей работе по профессии.
Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфортность производственной
сферы) влияют на подбор средств физической культуры и спорта для достижения высокой
работоспособности и трудовой активности человека, а следовательно, определяют
конкретное содержание ППФП специалистов в определенной профессии.
Характер труда также определяет ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и
применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и
эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д.
Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может
быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют
неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций. В таких случаях у
специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные
прикладные знания, умения и навыки, разнонаправленные рекомендации по применению
средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.
Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической культуры, чтобы
поддерживать
и
повышать
необходимый
уровень
жизнедеятельности
и
работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии
считается
такой
режим,
который
оптимально
сочетает
эффективность
труда,
индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.
5. Средства ППФП классифицируются следующим образом:
- прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;
- прикладные виды спорта;
- оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;
- вспомогательные средства, обеспечивающие качества учебного процесса по разделу
ППФП.
Основным
средством
ППФП
является
физическое
упражнение.
Напряженная
умственная деятельность студентов в процессе обучения в сочетании с недостаточной
двигательной активностью приводит к снижению общей и умственной работоспособности
и состояния здоровья.
Уровень умственной работоспособности, безусловно, зависит от состояния здоровья и
общей работоспособности, а способность человека длительно выполнять умственную или
физическую работу определяется выносливостью, обуславливаемой, прежде всего,
функциями
сердечно-сосудистой
и
дыхательной
систем.
Важным
фактором,
определяющим совершенствование сердечно-сосудистой и дыхательной систем молодого
организма
студентов,
является
оптимальное
сочетание
умственных
нагрузок
и
разнообразных средств физической культуры.
Из многочисленных физических упражнений наиболее целесообразными и доступными
в применении следует считать циклические упражнения, такие как бег, ходьба, туризм,
плавание. Эффективны подвижные и спортивные игры, которые характеризуются
множеством циклических и ациклических движений и высокой эмоциональностью.
Умелое
сочетание
циклических
упражнений
со
спортивными
играми
дает
положительные сдвиги не только в развитии выносливости, но и других физических
качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость).
Итак, суть ППФП состоит в том, что в основе спортивных занятий и физического
труда лежит похожий двигательный процесс и по совпадению психофизических
характеристик можно определить прямое родство каждого вида спорта с той или
иной профессией. Занятия специальными упражнениями и рекомендуемыми видами
спорта совершенствуют определенные функции и системы организма, нужные для
приобретения высокой квалификации.
Биологические ритмы организма
Биологические ритмы организма – это изменения характера и интенсивности
биологических процессов в организме, которые имеют определенную периодичность. Они
присутствуют в каждом живом организме и являются настолько точными, что их даже
называют «биологическими часами» или же «внутренними часами». На самом деле,
именно биоритмы управляют нашими жизнями, хотя мы в этом даже не отдаем себе
отчета. Но ведь если задуматься, то важность биологических ритмов человека становится
очевидной, ведь даже основной орган – сердце, работает в определенном ритме, который
задается теми самыми «внутренними часами». Но что же такое эти биологические ритмы
и какую именно роль они играют в человеческих жизнях, каково их значение? Давайте
несколько более подробно разберемся в этих вопросах.
Виды биологических ритмов
Все биологические ритмы делятся по определенным типам. При этом существует
несколько разнообразных классификаций, основывающихся на разных критериях. Самой
распространенной, можно даже сказать, основной классификацией, является та, в которой
критерием считается длина периода биологических ритмов.
Согласно
этой
классификации,
существуют
циркадианные,
ультрадианные,
инфрадианные, циркалунарные и лунно-месячные биологические ритмы. Циркадианные
ритмы имеют периодичность около двадцати четырех часов и являются наиболее
изученными из всех. Ультрадианные ритмы – околочасовые. Инфрадианные – ритмы,
периодичность которых составляет больше, чем двадцать четыре часа. Остальные два
биологических ритма связаны с лунными фазами.
Также
есть
классификация
биоритмов
по
источнику
происхождения.
Они
разделяются на физиологические, геофизические и геосоциальные. Физиологические – это
биоритмы внутренних органов человека, которые не зависят от внешних факторов.
Геофизические биоритмы уже входят в плотную зависимость от внешних факторов
окружающей среды. А геосоциальные ритмы не являются врожденными в отличие от
первых двух и формируются под влиянием, как факторов окружающей среды, так и под
влиянием социальных факторов.
Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека,
его физических и духовных качеств
Физическая культура и спорт – важнейшая социальная сфера, деятельность которой
ориентирована
на
удовлетворение
жизненно
важных
потребностей
населения:
в
двигательной активности, хорошем самочувствии, здоровье, сохранении и повышении
работоспособности. Основной целью ее функционирования является всесторонне и
гармонично развитая личность, способная приносить пользу обществу благодаря
долголетней эффективной профессиональной и личной жизнедеятельности, а конечным
результатом – физическое, духовное, интеллектуальное здоровье и благополучие не
только личности, но и общества в целом
В первую очередь, физическая культура и спорт является эффективным средством
физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и
проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения
их досуга. Но, кроме этого, она влияет на другие стороны человеческой жизни: авторитет
и
положение
в
обществе,
трудовую
деятельность,
на
структуру
нравственно-
интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций
личности. В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из
важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное
богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Поэтому развитие и рост
социального влияния данной сферы относится к приоритетным направлениям социальной
политики Российской Федерации. Одним из факторов повышения значения, усиления
действенности физической культуры и спорта в жизни общества является полноценное
использование содержательно-методического, духовного, технологического потенциала
для воспитания и развития подрастающего поколения.
Для успешности жизни и деятельности человеку необходимы такие морально-
волевые качества, как дисциплинированность и ответственность, настойчивость и
целеустремленность. Они позволяют личности легко адаптироваться к моральным и
правовым нормам общества, без принуждения следовать им; качественно выполнять свои
обязанности, стремиться к успеху и добиваться его, и т.д. Современная молодежь
характеризуется, за редким исключением, недостаточной дисциплинированностью и
значительной безответственностью, стремлением получить «все и сразу» и нежеланием
прикладывать собственные усилия для достижения цели. Поскольку данные качества
относятся к сложным психическим образованиям, их воспитание должно начинаться с
детства, а особое внимание этому следует уделять в общеобразовательной школе.
Физическая культура обладает огромным потенциалом не только в физическом, но и
в нравственном развитии личности. Особая роль в воспитании морально-волевых качеств
школьников принадлежит учителю физической культуры, поскольку само содержание
педагогической работы на уроках физической культуры, особенности их организации и
проведения
позволяют
эффективно
использовать
педагогический
инструментарий
нравственного воспитания.
В современном образовательном процессе необходимо создать такое учебно-
воспитательное пространство, которое целенаправленно ориентирует личность на
самоопределение, саморегуляцию, саморазвитие. Это позволит учащимся полноценно
проявить себя в дальнейшей жизнедеятельности, а также даст возможность подростку
избежать влияния таких социальных явлений, как юношеский алкоголизм, наркомания,
токсикомания и др. Эти задачи частично решает физическая культура.
На воспитание характера влияет личный пример воспитателя, будь то родители или
педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем
то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным
нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы - все это
имеет огромное значение для воспитания характера детей.
Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с
которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические,
или моральные, беседы. Их цель - формировать у детей правильные моральные
представления и понятия. Для более старших школьников один из путей формирования
характера – самовоспитание. Однако и у младших школьников педагог должен
воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки,
выработать полезные социальные навыки. Данную часть образовательного процесса
невозможно осуществлять без опоры на индивидуальный подход к воспитанию личности.
К воспитательным задачам относится: формирование нравственных, эстетических,
волевых и иных свойств и качеств, отражающих социально-психологические особенности
личности и обусловливающих её физкультурно-спортивную активность; формирование
мировоззрения, убеждений и установок, целостных ориентаций, потребностей, мотивов,
интересов,
активного
и
осознанного
отношения
к
деятельности,
в
том
числе,
физкультурно-спортивной.
При
формировании
физической
культуры
личности
необходимо учитывать, что духовное и этическое начала в развитии человека
представляют неразделимое целое, что позволяет в ходе физического воспитания
эффективно решать и эти задачи.
По мнению практически всех ученых, физические упражнения являются средством
не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития
человека.
Следовательно,
занятия
физическими
упражнениями
имеют
огромное
воспитательное значение – способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства
ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Это в
одинаковой степени касается всех занимающихся, независимо от их возраста, социального
положения, профессии.
Значение двигательной активности для здоровья человека.
Работа любой клетки организма осуществляется за счет запасенной ранее энергии. В
развивающемся организме клетка запасает энергии больше, чем тратит, и следующий акт
ее работы будет большим по величине, чем предыдущий. В этом заключается так
называемое энергетическое правило скелетных мышц. Поэтому одним из основных
факторов,
вызывающих
и
определяющих
рост
и
развитие
организма,
является
двигательная активность мышц. В раннем детском возрасте физические упражнения
способствуют
развитию
речи,
в
школе
и
вузе
—
устойчивости
умственной
работоспособности и психической активности.
Мышечная активность влияет на формирование характера человека, его способность
творчески мыслить. Дело в том, что мышечная активность постоянно сопровождается
эмоциональным напряжением и «снимает» его излишек. Это происходит благодаря тому,
что движение стимулирует выработку гормонов — эндорфинов и сокращает избыток
адреналина и других гормонов, способствующих возникновению стрессов. Культура
Движений способствует развитию умения ; • «властвовать собой»,-т. е. сохранять в любой
ситуации эмоциональное равновесие, ровность поведения, доброжелательность, бережное
Отношение к эмоциональному состоянию другого человека. Движение — важная функция
организма человека, он должен овладеть культурой движения.
Эмоции и движение.
Для каждого рода деятельности существует определенный оптимум эмоционального
напряжения, при котором физиологические реакции организма оказываются наиболее
совершенными и эффективность выполнения работы достигает своего максимума.
Человек, как и животное, в состоянии эмоционального аффекта (гнев, страх) может
совершить такую мышечную работу и преодолеть такие препятствия, справиться с
которыми в обычных условиях он не в состоянии. Известны случаи, когда во время сти-
хийных
бедствий
(пожар,
наводнение)
человек
поднимал
тяжести,
значительно
превышающие его собственный вес.
С биологической точки зрения эмоции существуют как усиливающий механизм,
позволяющий
осуществлять
и
выдерживать
значительно
большие
напряжения
в
чрезвычайных обстоятельствах по сравнению с повседневными нагрузками нервной и
мышечной систем. Вместе с тем эмоции при полном исключении мышечной деятельности
способны также вызвать резкие энергетические и вегетативные изменения в организме.
Достаточно вспомнить состояние любого болельщика, наблюдающего за футбольным,
хоккейным или шахматным матчем.
Гиподинамия и ее влияние на здоровье.
Гиподинамия (греч. hypo — внизу и dinamo — сила) — это недостаточная,
пониженная физическая нагрузка на организм, причем как характерная особенность всего
образа жизни. В результате гиподинамии: ослабляется деятельность сердца; нарушается
обмен веществ, одним из проявлений этого является накопление избыточной массы тела;
мышечная ткань без достаточных упражнений дегенерирует (дистрофия);
нарушаются соотношения между мышечными и психическими усилиями, что
приводит к излишнему возбуждению центральной нервной системы (ЦНС).
Все это в целом приводит к снижению устойчивости 'организма к инфекциям и
психическому напряжению, кразного рода перегрузкам, падению работоспособности,
ускорению процессов старения. В конечном счете развиваются такие болезни, как
Атеросклероз, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, сахарный диабет.
Формы повышения двигательной активности современного человека.
Утренняя зарядка. С раннего возраста рекомендуют начинать день с утренней
зарядки. Цель зарядки состоит в том, чтобы быстрее перейти от сна к бодрствованию,
усилить кровообращение и дыхание, поднять работоспособность. Обычно утренняя
зарядка включает дыхательные упражнения, от 5—6 до 8— 10 упражнений для различных
групп мышц. Зарядка начинается с потягивания. Это способствует разминке мышц,
суставов и связок. Затем последовательно нужно выполнить упражнения для рук и пле-
чевого пояса, туловища и ног. Сложность движений вначале повышается, а затем
снижается. Бег на месте и ходьба успокаивают дыхание и нормализуют кровообращение.
После зарядки рекомендуют обтирание, обливание, душ. Через каждые две недели
комплексы упражнений полезно менять. Вводная гимнастика. Ее цель — перед началом
уроков облегчить вхождение в учебную деятельность. Вводную гимнастику можно
проводить в классе. Уроки физической культуры. Основная цель уроков физической
культуры — научить правильным экономным движениям при выполнении ходьбы, бега,
прыжков, катании на лыжах, коньках, при работе на спортивных снарядах.
Динамические паузы — это время активного отдыха на свежем воздухе в
свободное время. Наиболее рационально проводить динамические паузы в1 подвижных
играх, катании на лыжах, коньках. Занятия спортом. Основная физическая нагрузка при-
ходится
на
занятия
спортом.
Они
способствуют
развитию
костно-мышечной,
кровеносной, дыхательной, нервной систем. Большое значение для каждого имеет
правильный выбор вида спорта. Для большинства лучшими видами спорта являются
плавание, катание на лыжах, коньках, спортивные игры. При этих видах спорта в
движение вовлекаются почти все мышечные группы тела, что способствует гармоническо-
му развитию организма. В последнее время популярность приобретают тренажеры и
гимнастические
устройства
индивидуального
пользования,
которые
позволяют
заниматься, физическими упражнениями круглый год независимо от погодных условий.
Физические упражнения улучшают состояние сердечно-сосудистой системы в целом,
снижая кровяное давление и улучшая обмен веществ.
Темы рефератов
1. Биологические ритмы человека
2.
Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его
физических и духовных качеств
3.
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его
жизнедеятельности
Комплекс упражнений
Экспресс-тест проверки остаточных знаний
по дисциплине «Физическая культура»
Развиваемое
физическое
качество
Контрольные упражнения (тесты)
Юноши
Девушки
Скоростные
качества
Бег на 30 м
(не более 6 с)
Бег на 30 м
(не более 6,5 с)
Координация
Челночный бег 3х10 м
(не более 9 с)
Челночный бег 3х10 м
(не более 10,5 с)
Сила
Подтягивание из виса на
Подтягивание из виса на низкой
перекладине
(не менее 2 раз)
перекладине
(не менее 7 раз)
Силовая
выносливость
Подъем туловища
лежа на спине
(не менее 12 раз)
Подъем туловища
лежа на спине
(не менее 7 раз)
Сгибание и разгибание
рук в упоре лежа на полу
(не менее 9 раз)
Сгибание и разгибание
рук в упоре лежа на полу
(не менее 5 раз)
Скоростно-
силовые качества
Прыжок в длину с места
(не менее 130 см)
Прыжок в длину с места
(не менее 125 см)
Подъем туловища, лежа на спине за
20 с
(не менее 8 раз)
Подъем туловища, лежа на спине за
20 с
(не менее 5 раз)
Гибкость
Наклон вперед из положения стоя
с выпрямленными ногами
(пальцами рук коснуться пола)