Автор: Килина Екатерина Константиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 29
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Рабочая программа учителя-логопеда"
Раздел: среднее профессиональное
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №29 "Детский сад
присмотра и оздоровления"
Программа
дополнительного образования
по коррекции звукопроизношения
«Развивайка»
Разработала учитель-логопед:
Килина Екатерина Константиновна
Г. Кемерово
I Целевой раздел:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в
Российской
Федерации».
Содержание
программы
соответствует
образовательным
стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.
В основе создания этой программы использован опыт работы в МБДОУ «Детский
сад
№29»,
подкреплённый
современными
коррекционно-развивающими
программами
Министерства Образования РФ, в частности // «Программа воспитания и обучения детей с
фонетико-фонематическим
недоразвитием»
Т.Б.Филичевой,
Г.В.Чиркиной,
«Программа
логопедической
работы
по
преодолению
фонетико
фонематического
недоразвития
у
детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа логопедической работы по предолению
общего
недоразвития
речи
у
детей»
Т.Б.Филичевой,
Т.В.Тумановой
«Программа
коррекционно разивающей работы для детей с онр» Н.В.Нищевой.
Данные программы рассчитаны на работу в условиях общеразвивающего детского
сада.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к
организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного
учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной
речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых
средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной
формой речи.
Данная
программа
представляет
коррекционно-развивающую
систему,
обеспечивающую
полноценное
овладение
фонетическим
строем
русского
языка,
интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий
языка, развитие связной речи как основы успешного овладения чтением и письмом в
дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка,
развить
фонематическое
восприятие
и
навыки
первоначального
звукового
анализа
и
синтеза,
автоматизировать
слухопроизносительные
умения
и
навыки
в
различных
ситуациях, развивать связную речь.
В процессе коррекционного обучения детей решаются следующие задачи:
раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
преодоление недостатков в речевом развитии;
воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового
восприятия;
подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
формирование навыков учебной деятельности;
Форма организации обучения – индивидуальная. Периодичность занятий – 2 раза в
неделю, длительность каждого занятия 20 - 30 минут.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них
дефектов речи.
Индивидуальные занятия.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью
выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими
особенностями детей.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Данная программа доступна к применению МБДОУ «Детский сад № 29». С её
помощью дошкольник сможет владеть устной речью, сможет выражать свои мысли и
желания, сможет использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, сможет выделять звуки в словах,
у ребенка сформируются предпосылки грамотности.
Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и
заключается главная цель данной программы.
II Содержательный раздел
Содержание логопедической работы у детей 6-го года жизни.
Период
Звуковая сторона речи
Развитие речи
Основное содержание работы
Произношение
Фонематическое
восприятие
I
Сентябрь,
октябрь,
первая
половина
ноября
Выработка
дифференцированных
движений
органов
артикуляционного
аппарата.
Развитие
речевого
дыхания.
Уточнение
правильного
произношения
сохранных
звуков:
гласные —
[а],
[ у ] ,
[и],
[о],
[э],
[ ы ] ,
согласные —
[ м ] —
[м’], [н] — [н’], [п] —
[п’], [т] — [т’], [к] —
[к’],
[ф] — [ф’], [д] — [д’],
[в] — [в’], [б] — [б’],
[г] —
[ г ’ ]
и
т. д. Произнесение
р я д а
гл а с н ы х
н а
твердой
и
мягкой
атаке,
с
различной
с и л о й
г о л о с а
и
интонацией:
• изолированно;
• в
с л о г а х
(воспроизведение
звуко-слоговых
рядов
с
р а з л и ч н о й
интонацией,
силой
голоса,
ударением;
воспроизведение
Развитие
способности
узнавать
и
различать
неречевые звуки.
Развитие
способности
узнавать
и
различать
звуки речи по высоте и
с и л е
г о л о с а .
Дифференциация
речевых
и
неречевых
з в у к о в .
Р а з в и т и е
слухового
внимания
к
з ву ко в о й
о б о л о ч к е
слова, слуховой памяти.
Различение
с л о г о в ,
состоящих из правильно
произносимых звуков.
Знакомство
детей
с
анализом
и
синтезом
о б р а т н ы х
с л о г о в .
Преобразование
слогов
з а
сч е т
и з м е н е н и я
одного звука.
Различение
интонационных средств
в ы р а з и т е л ь н о с т и
в
чужой речи.
Различение
о д н о с л о ж н ы х
и
многосложных
слов.
Выделение
звука
из
ряда других звуков.
Выделение
ударного
гласного в начале слова,
Закрепление
нав ы ка
употребления
категории
множественного
числа
существительных.
Закрепление
нав ы ка
употребления
формы
родительного
падежа
с
предлогом у.
Согласование
притяжательных
местоимений мой,
моя,
мое с
существительными
мужского,
женского,
среднего рода.
Закрепление
нав ы ка
употребления
категории
числа
и
лица
глаголов
настоящего
времени.
Закрепление
нав ы ка
у п о т р е б л е н и я
в
самостоятельной
речи
категорий
прошедшего
в р е м е н и
г л а г о л о в
множественного числа.
Составление
п р е д л о ж е н и й
п о
демонстрации действий.
О б ъ е д и н е н и е
э т и х
предложений в короткий
текст.
ритмических
рисунков,
предъявленных
логопедом;
произнесение
различных
сочетаний
из прямых, обратных
и закрытых слогов);
• в словах;
• в
п р ед л ож е н и я х .
Развитие
н а в ы ко в
употребления
в
речи
восклицательной,
вопросительной
и
повествовательной
интонации.
Постановка
от су т с т ву ю щ и х
в
р е ч и
з в у к о в
( в
с о о т в е т с т в и и
с
индивидуальными
особенностями
речи
детей).
Автоматизация
поставленных звуков;
• изолированно;
• в
открытых
слогах
( з в у к
в
у д а р н о м
слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в
с т е ч е н и и
с
согласными;
• в
с л о в а х ,
г д е
и з у ч а е м ы й
з в у к
н а х о д и т с я
в
безударном слоге.
выделение
последнего
согласного
звука
в
с л о в е .
В ы д е л е н и е
с р е д н е г о
з в у к а
в
односложном слове.
Практическое
усвоение
понятий
“гласный —
согласный” звук.
II
Продолжение
работы
н а д
р а з в и т и е м
Определение
наличия
З а к р е п л е н и е
в
самостоятельной
речи
Вторая
половина
ноября —
первая
половина
февраля
подвижности органов
артикуляционного
аппарата.
Постановка
отсутствующих
звуков:
[л],
[л’],
[р],
[р’].
Автоматизация
ранее
поставленных
звуков
в
предложениях
и
коротких текстах (см.
развитие речи).
Автоматизация
произношения
вновь
поставленных звуков:
• изолированно;
• в
открытых
слогах
( з в у к
в
у д а р н о м
слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в
с т е ч е н и и
с
согласными;
• в
с л о в а х ,
г д е
и з у ч а е м ы й
з в у к
н а х о д и т с я
в
безударном слоге.
Дифференциация
на
с л у х
с о х р а н н ы х
з в у к о в
( с
проговариванием),
различающихся:
• п о
т в е р д о с т и —
мягкости
[м] —
[м’],
[н] — [н’], [п] — [п’],
[т] — [т’], [к] — [к’],
[ф] — [ф’], [д] — [д’],
[в] — [в’], [б] — [б’],
[г] — [г’];
• п о
г л у х о с т и —
звука в слове.
Распределение
предметных
картинок,
н а з в а н и я
к о т о р ы х
включают:
• дифференцируемые
звуки;
• определенный
заданный звук.
На этом же материале:
• определение
ме ст а
звука в слове;
• выделение
гласных
звуков
в
положении
по сле
согласного
в
слоге;
• осуществление
а н а л и з а
и
с и н т е з а
прямого слога;
• выделение
согласного
звука в начале слова;
• выделение
гласного
звука в конце слова.
Практическое
знакомство с понятиями
“твердый —
м я г к и й
з ву к ”
и
“ гл у хо й —
звонкий”.
Формирование
умения
различать
и
оценивать
правильные
эталоны
произношения в чужой
и собственной речи.
Р а з л и ч е н и е
с л о в ,
близких
по
звуковому
составу;
определение
ко л и ч е с т в а
с л о г о в
навыка:
• согласования
п р и л а г а т е л ь н ы х
с
существительными
в
роде,
числе,
падеже
и
образования
относительных
прилагательных;
• согласования
порядковых
ч и с л и т е л ь н ы х
с
существительными.
Закрепление умения:
• подбирать
однокоренные слова;
• образовывать
сложные
слова;
• составлять
п р е д л о ж е н и я
п о
демонстрации действий,
ка рт и н е ,
в о п р о с а м ;
• распространять
предложения
за
счет
введения
однородных
подлежащих, сказуемых,
дополнений,
определений;
• составлять
п р е д л о ж е н и я
п о
о п о р н ы м
с л о в а м ;
• составлять
п р е д л о ж е н и я
п о
картине,
серии
картин,
пересказывать
тексты,
насыщенные
изучаемыми
звуками;
• заучивать
стихотворения,
насыщенные
изучаемыми
звуками.
Закрепление
знаний
и
умений,
полученных
звонкости:
[п] —
[б],
[к] — [г], [т] — [д];
а также:
• в обратных слогах;
• в
с л о г а х
с о
с т е ч е н и е м
д в у х
согласных;
• в словах и фразах.
(гласных) в слове.
Дифференциация
на
слух
сохранных
звуков
(без проговаривания):
• п о
т в е р д о с т и —
мягкости
([м] —
[м’],
[н] —
[н’],
[п] —
[п’],
[т] —
[т’],
[к] —
[к’],
[ф] —
[ф’],
[д] —
[д’],
[в] —
[в’],
[б] —
[б’];
[г] — [г’]);
• п о
г л у х о с т и —
звонкости:
[п] — [б], [к] — [г], [т] —
[д];
• в обратных слогах;
• в слогах со стечением
двух согласных;
• в словах и фразах;
• составление
п р е д л о ж е н и й
с
определенным словом;
• анализ
двусловного
предложения;
• анализ предложения с
постепенным
увеличением
количества слов.
р а н е е ,
н а
н о в о м
словесном материале.
III
Вторая
половина
февраля —
май
Автоматизация
поставленных
звуков
в собственной речи.
Дифференциация
з в у ко в
п о
м е с т у
образования:
• [с] — [ш], [з] — [ж];
• [р] — [л];
Со ставление
схе м ы
слова
с
выделением
ударного слога.
В ы б о р
с л о в а
к
соответствующей
графической схеме.
Выбор
гр аф ич е ско й
с х е м ы
к
соответствующему
Активизация
приобретенных навыков
в
с п е ц и а л ь н о
организованных
речевых ситуациях;
в коллективных
формах
общения
детей
между
собой.
Р а з в и т и е
д е т с к о й
• в
п р я м ы х
и
обратных слогах;
• в
с л о г а х
с о
с т е ч е н и е м
т р е х
согласных;
• в словах и фразах;
• в стихах и коротких
текстах;
• закрепление умений,
полученных ранее, на
н о в о м
р е ч е в о м
материале.
слову.
Преобразование слов за
счет
замены
одного
звука или слога.
П о д б о р
с л о в а
с
заданным
количеством
звуков.
Определение
последовательности
з в у к о в
в
с л о в е
(спеллинг).
Определение
порядка
следования
звуков
в
слове.
О пределение
количества
и
порядка
слогов в слове.
Определение
звуков,
стоящих
перед
и л и
после
определенного
звука.
Составление
слов
из
заданной
последовательности
звуков.
самостоятельности
при
оречевлении предметно-
практической
д е я т е л ь н о с т и
с
соблюдением
фонетической
правильности речи.
Закрепление правильного произношения звуков.
Развитие
точности
и
дифференцированности
произвольных
движений
артикуляционного аппарата.
Совершенствование дикции.
Совершенствование четкого произношения слов и словосочетаний.
Совершенствование интонационной выразительности речи.
Активизация употребления в речи слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных
грамматических форм речи.
Планируемые результаты логопедической работы:
правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и
формах речи;
дифференцировать все изученные звуки;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
различать понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;
овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении
стихов.
Содержание логопедической работы
у детей 7-го года жизни.
Период
Произношение
Развитие речи
Формирование
эле м е н т а р н ы х
н а в ы ко в
письма и чтения
I
Сентябрь,
октябрь
Индивидуальные
занятия
1. Постановка
и
первоначальное
закрепление
звуков
[к],
[к’],
[х], [х’], [j], [ы],
[с], [с’], [з], [з’],
[л], [л’], [ш], [ж],
[р], [р’] и др. В
соответствии
с
индивидуальным
и
п л а н а м и
занятий.
2. Преодоление
затруднений
в
произношении
с л о ж н ы х
п о
структуре
слов,
с о с т оя щ и х
и з
правильно
произносимых
звуков.
3. Формирование
грамматически
1. Воспитание
направленности
внимания к изучению
грамматических форм
слов за счет сравнения
и
с о п о с т а в л е н и я :
существительных
е д и н с т в е н н о г о
и
множественного числа
с
окончаниями и,
ы,
а (к у с к и ,
к у с т ы ,
к р у ж к и ,
п и с ь м а);
различных
окончаний
существительных
множественного
ч и с л а ,
л и ч н ы х
окончаний
существительных
множественного числа
родительного
падежа
(много кусков, оленей,
стульев, лент, окон и
т. д.).
Согласование глаголов
е д и н с т в е н н о г о
и
множественного числа
1. Анализ звукового состава
правильно
произносимых
с л о в
( в
с в я з и
с
формированием
навыков
произношения
и
развития
фонематического
восприятия).
Выделение
начального гласного из слов
(Аня, ива, утка),
последовательное называние
гласных из ряда двух — трех
гласных (аи, уиа).
Анализ
и
синтез
обратных
с л о го в ,
н ап р и м е р “am”,
“ит”; выделение последнего
согласного
из
слов (“мак”,
“кот”).Выделение
слогообразующего
гласного
в позиции после согласного
из
слов,
например: “ком”,
“кнут". Выделение
первого
согласного в слове.
А н а л и з
и
с и н т е з
слогов(“та”,
“ми”) и
слов:
“ с у п ” ,
“ к и т ” (все
правильной речи.
4. Звуковой
анализ
и
синтез
слогов
и
слов,
чтение, письмо в
случае
индивидуальных
затруднений.
настоящего времени с
существительными
(з а л а я л а
с о б а к а ,
залаяли
...
собаки);
сравнение
личных
окончаний
глаголов
настоящего времени в
е д и н с т в е н н о м
и
множественном
числе
(поет
Валя,
поют
...
дети);
привлечение
внимания
к
родовой
принадлежности
предметов
(мой
. . .
стакан, моя ... сумка).
2. Словарная
работа.
Привлечение
в н и м а н и я
к
образованию
с л о в
способом
присоединения
приставки
(наливает,
поливает,
выливает...);
способом
присоединения
с у ф ф и к с о в
(мех —
меховой —
м ехо ва я ,
лимон —
лимонный —
лимонная);
способом
словосложения
(пылесос,
се н о ко с ,
снегопад); к словам с
уменьшительно-
ласкательным
з н а ч е н и е м
(пенек,
лесок, колесико).
3. Предложение,
связная речь.
Привлечение
внимания
к
составу
простого
распространенного
п р е д л о ж е н и я
с
упражнения
по
усвоению
навыков звукового анализа и
с и н т е з а
п р о в о д я т с я
в
игровой форме).
2.
Формирование
навыка
с л о г о в о г о
ч т е н и я .
Последовательное
знакомство с буквами у, а, и,
п, т, м, к, о, ы, с на основе
ч е т к о г о
п р а в и л ь н о г о
произношения
твердых
и
мягких
звуков,
постепенно
о т р а б а т ы в а е м ы х
в
соответствии
с
программой
п о
ф о р м и р о в а н и ю
произношения.
Выкладывание
из
цветных
фишек
и
букв,
чтение
и
п и с ь м о
о б р а т н ы х
слогов:“am”, “ит”.
Выкладывание
из
фишек
и
букв, а также слитное чтение
прямых слогов:“та”, “му”,
“ми”, “си” с ориентировкой
на гласную букву.
Преобразовывание
слогов
и
их письмо.
Выкладывание
из
бу к в
разрезной
азбуки
и
чтение
с л о в ,
н а п р и м е р : “сом”,
“кит”.
П о с т е п е н н о е
у с в о е н и е
терминов “звук”,
“буква”,
“слово”,
“слог”,
“гласный
звук”,
“согласный
звук”,
“твердый
звук”,
“мягкий
звук”.
прямым
дополнением
(Валя
читает
книгу);
выделение
слов
из
п р е д л о ж е н и й
с
помощью вопросов:
к т о ?
ч т о
д е л а е т ?
д е л а е т
ч т о ? ;
составление
предложений из слов,
данных
полно стью
и л и
ч а с т и ч н о
в
нача льной
ф о р м е ;
воспитание
навыка
от в еч ат ь
к р а т к и м
(одним
словом)
и
полным
ответом
на
вопросы.
Составление
простых
распространенных
п р е д л о ж е н и й
с
использованием
предлогов на, у, в, под,
н а д ,
с ,
с о по
к а р т и н к а м ,
п о
демонстрации
д е й с т в и й ,
п о
вопросам.
Объединение
нескольких
п р е д л о ж е н и й
в
небольшой рассказ.
Заучивание
текстов
наизусть.
II
Ноябрь,
декабрь,
январь,
февраль
Индивидуальные
занятия
1. Постановка
и
первоначальное
закрепление
звуков:
[т],
[б],
[б’], [д], [д’], [г],
[г’], [ш], [ж], [л],
[р], [р’], [ц], [ч],
1. Развитие
внимания
к
и з м е н е н и ю
грамматических форм
слов в зависимости от
рода,
числа,
падежа,
времени действия
Усвоение
наиболее
с л о ж н ы х
ф о р м
множественного числа
1. Звуковой анализ слов
Деление
слов
на
слоги,
составление слоговой схемы
о д н о с л о ж н ы х
и
д в у х с л о ж н ы х
с л о в .
Звукослоговой
анализ
слов,
таких,
как косы,
сани,
суп,
утка. Составление
схемы
слов
из
полосок
и
фишек.
[ ш ]
в
соответствии
с
индивидуальным
и
п л а н а м и
и
планами
фронтальных
занятий.
2. Преодоление
затруднений
в
произношении
т р у д н ы х
п о
структуре
слов,
с о с т оя щ и х
и з
правильно
произносимых
звуков
(строительство,
космонавт и др.).
3. Формирование
связной,
грамматически
правильной
речи
с
у ч е т о м
индивидуальных
особенностей
детей.
существительных
(п а л ь т о ,
т о р т ы ,
крылья...).
У с в о е н и е
ф о р м
множественного числа
родительного
падежа
существительных
(много —яблок,
платьев).
Привлечение
внимания к падежным
окончаниям
существительных
(В
лесу жила белка. Дети
любовались ... белкой.
Д е т и
ко р м и л и
. . .
белку) ;
к
согласованию
прилагат ель ны х
с
существительными
мужского
и
женского
рода в единственном и
множественном
числе
(большой
...
мишка,
большая
...
кошка,
большие
...
кубики);к
согласованию
прилагат ель ны х
с
существительными
с р е д н е г о
р о д а
и
сопоставлению
окончаний
прилагательных
мужского, женского и
с р е д н е г о
р о д а
в
е д и н с т в е н н о м
и
множественном
числе
(ой . . .
г о л у б о й
платок; ая... голубая
лента; о е
. . . голубое
платье;ые ...
голубые
полотенца).
Употребление
сочетаний
Звуки гласные и согласные;
твердые и мягкие.
Качественная
характеристика звуков.
Усвоение
слогообразующей
роли
гласных
(в каждом
слоге один гласный звук).
Развитие умения находить в
слове ударный гласный.
Развитие
умения
подбирать
слова к данным схемам.
Развитие
умения
подбирать
слова
к
данной
модели
( п е р в ы й
з ву к
т в е р д ы й
с о г л а с н ы й ,
в т о р о й —
гласный,
третий —
мягкий
согласный,
четвертый —
гласный и т. п.).
2. Формирование
начальных
навыков
чтения
(работа
с
р а з р е з н о й
а з б у к о й )
Последовательное
усвоение
букв б, в, д, э, г, ш, е, л, ж, ё,
р, и.
Составление
слов
из
букв
разрезной азбуки, из данных
слогов,
дополнение
слов
недостающими
буквами
(по
следам
устного
анализа).
Преобразование слов (суп —
сук, Тата — Ната) за счет
з а м е н ы
о д н о й
б у к в ы .
Усвоение буквенного состава
с ло в ,
н ап р и ме р : “Таня”,
“Яма”.
3. Письмо
букв
и
с л о в .
Ус в о е н и е
с л е д у ю щ и х
навыков:
слова
пишутся
раздельно,
имена
людей
и
клички животных пишутся с
прилагат ель ны х
с
существительными
е д и н с т в е н н о г о
и
множественного числа
в
с о с т а в е
предложения в разных
п а д е ж а х
(В
з а л е
м н о г о . . .
с в е т л ы х
ламп.
Дети
кормили
морковкой...
белого
кролика. Дети давали
к о р м . . .
б е л ы м
кроликам...).
Воспитание умения в
п р о с т ы х
с л у ч а я х
сочетать
ч и с л и т е л ь н ы е
с
существительными
в
роде,
числе,
падеже
(Куклам
сшили...
два
п л а т ь я . . .
п я т ь
п л а т ь е в ,
д в е
р у б а ш к и . . .
п я т ь
рубашек).
С р а в н е н и е
и
сопоставление
глаголов
настоящего,
п р о ш е д ш е г о
и
будущего
в р е м е н и
(катаю —
к а т а л —
б у д у
к а т а т ь);
глаголов
с о в е р ш е н н о г о
и
несовершенного
вида
(красит — выкрасил).
2. Словарная работа.
Привлечение
в н и м а н и я
к
образованию слов (на
новом
лексическом
материале)
способом
присоединения
приставки
(прибыл,
приклеил,
прибежал,
заглавной
буквы.
Обучение
чтению
предложений
и
текстов.
4. Звуки и буквы
Определение
различий
и
качественных характеристик
з в у к о в :
“ г л а с н ы й —
согласный”,
“твердый —
м я г к и й ” ,
“ з в о н к и й —
глухой”.
5. Слово
Звуко-слоговой
анализ
слов
(например: “вагон”,
“бумага”, “кошка”, “плот”,
“ к р а с ка ” ,
“ к р а с н ы й ” и
некоторых
более
сложных,
произношение
которых
не
расходится
с
написанием).
Выкладывание слов из букв,
выделение из слов ударного
гласного.
Выкладывание слов из букв
разрезной
азбуки
по сле
а н а л и з а
и
б е з
предварительного
анализа;
преобразование слов за счет
замены или добавления букв
(мышка —
м у ш к а —
мишка...;
стол —
столик и
др.);
добавление
в
слова
пропущенных букв (ми-ка).
Закрепление навыка подбора
слов к звуковым схемам или
п о
м о д е л и .
Ус в о е н и е
буквенного
состава
слов
(например:“ветка,
“ели”,
“ к о т е н о к ” ,
“ е л к а ”).
З а п о л н е н и е
с х е м ,
обозначающих
буквенный
состав слова (занимательная
форма
подачи
материала
в
виде:
кроссвордов,
шарад,
приполз,
прискакал;
у е х а л ,
п р и е х а л ,
подъехал,
з а е х а л);
способом
присоединения
суффиксов —
образование
относительных
прилагательных
(деревянный, а я ,
о е ,
ые;
пластмассовый, ая, ое,
ые) , з а
с ч е т
словосложения
(трехколесный,
первоклассник).
Формирование умения
употреблять
образованные слова в
составе
предложений
в
р а з л и ч н ы х
падежных формах (У
м е н я
н е т
. . .
ст ек ля н н ой
в а з ы .
Я к а т а л с я
н а
. . .
трехколесном
велосипеде.
Грузовик
п о д ъ е х а л
к
заводу).Привлечение
внимания к глаголам с
чередованием
согласных
(стричь,
стригу,
стрижет...).
Образование
уменьшительно-
ласкательной
формы
существительных
и
прилагательных
(У
л и с ы
д л и н н ы й
пушистый
хвост.
У
зайчика
коротенький
пушистый хвостик).
3. Предложения
Привлечение
з а г а д о к ) ,
в ы п о л н е н и е
упражнений.
6. Предложение
Ф о р м и р о в а н и е
у м е н и я
делить на слова предложения
простой
конструкции
без
предлогов
и
с
предлогами.
Ф о р м и р о в а н и е
у м е н и я
составлять из букв разрезной
азбуки предложения из 3—4
слов после устного анализа и
б е з
п р е д в а р и т е л ь н о г о
анализа.
7. Чтение
Усвоение
слогового
чтения
слов заданной сложности и
отдельных
более
сложных
( п о с л е
а н а л и з а )
с
правильным
произнесением
всех звуков, в меру громким,
отчетливым
произнесением
слов.
Чтение
предложений.
Ф о р м и р о в а н и е
у м е н и я
в ы п о л н я т ь
р а з л и ч н ы е
задания
по
дополнению
предложений недостающими
словами( еж и к
с и д и т
. . .
елкой).
Правильное четкое слоговое
чтение
небольших
легких
текстов.
Соблюдение при чтении пауз
на
точках.
Формирование
умения осмысленно отвечать
н а
в о п р о с ы
п о
прочитанному.
Пересказ
проч ит а нного.
З а к р е п л е н и е
н а в ы к а
контроля за правильностью и
отчетливостью своей речи.
внимания
к
порядку
слов
и
изменению
форм
слов
в
составе
простого
распространенного
предложения.
Составление
п р е д л о ж е н и й
б е з
п р е д л о г о в
и
с
предлогами н а,
п о д ,
над, к, у, от, с (со), из,
в,
по,
между,
з а ,
перед, и з
с л о в
в
н ач а л ь н о й
ф о р м е
(скамейка, под, спать,
собака —
П о д
с к а м е й к о й
с п и т
собака...).
Составление
п р е д л о ж е н и й
и з
“ ж и в ы х
с л о в ”
(которые
изображают
д е т и )
и
распространение
п р е д л о ж е н и й
с
помощью
вопро сов
(Миша вешает шубу —
Миша вешает в шкаф
меховую
шубу).Составление
п р е д л о ж е н и й
с
использованием
заданных
словосочетаний
(серенькую
белочку —
Дети
видели
в
лесу
серенькую
белочку...;
серенькой
белочке —
Дети
дали
орешков
серенькой
белочке...).
Д о б а в л е н и е
в
предложение
пропущенных
п р е д л о го в :
к у с т ы
8. Правописание
З а к р е п л е н и е
у м е н и я
р а з л и ч а т ь
уд а р н ы е
и
безударные гласные.
Привлечение внимания детей
к
проверке
б е зуд а р н о й
гласной
путем
изменения
слов (коза — козы).
Ф о р м и р о в а н и е
у м е н и я
проверять
(в
простейших
случаях)
звонкие
и
глухие
согласные
в
конце
слов
за
счет изменения слов (зуб —
зубы, мороз — морозы) и с
помощью родственных слов
(дуб —дубок).
Привлечение внимания детей
к
н е к о т о р ы м
с л о в а м ,
правописание
которых
не
проверяется
правилами.
П р о с т е й ш и е
с л у ч а и
переноса слов.
Ф о р м и р о в а н и е
у м е н и я
выкладывать и писать слова
с сочетаниями “ши”,“жи”.
Усвоение
правил
написания
слов и предложений: буквы в
слове пишутся рядом, слова
в
предложении
пишутся
о т д е л ь н о ,
в
к о н ц е
предложения ставится точка,
начало
предложения,
имена
людей,
клички
животных,
названия городов пишутся с
з а г л а в н о й
б у к в ы .
Самостоятельное
письмо
о т д е л ь н ы х
с л о в
и
предложений
до ступной
сложности
после
устного
анализа.
сирени
посадили
...
(п е р е д ,
з а)домом;
елочка
росла
...
(у,
о к о л о ,
в о з л е)дома.
Закрепление
навыков
составления
полного
о т в е т а
н а
поставленный вопрос.
4. Связная речь
Составление
детьми
п р е д л о ж е н и й
п о
результатам
выполнения
словесной
инструкции(надо
встать
со
с тул а ,
выйти
из-за
стола,
подойти
к
большому
столу,
взять
зеленую
грузовую
машину
и
п о с т а в и т ь
е е
н а
с р е д н ю ю
п о л к у
шкафа).Развитие
уме н и я
с о с т а в и т ь
р а с с к а з
и з
предложений,
данных
в
з а д у м а н н о й
последовательности.
Р а з в и т и е
у м е н и я
пересказывать тексты.
Заучивание
наизусть
п р о з а и ч е с к и х
и
стихотворных текстов,
скороговорок.
III
Март,
апрель, май,
июнь
Индивидуальные
занятия
Окончательное
исправление всех
недостатков речи
в соответствии с
индивидуальным
и
особенностями
детей.
1. Развитие
внимания
к
и з м е н е н и ю
грамматических форм
слова
в
зависимости
о т
р о д а ,
ч и с л а ,
п а д е ж а ,
в р е м е н и
действия
Закрепление
полученных
р а н е е
1. Звуки и буквы
Д а л ь н е й ш е е
р а з в и т и е
навыков
различения
звуков.
Усвоение букв ь, ч, ц, ф, щ,
ъ (24—31 неделя обучения).
Закрепление
и
дальнейшее
р а з в и т и е
н а в ы к а
использования
при
письме
ранее пройденных букв е, ё и
.
навыков.
2. Словарная
работа
З а к р е п л е н и е
( н а
новом
лексическом
материале)
полученных
навыков
образования
слов
за
счет
присоединения
п р и с т а в к и
и л и
суффикса,
за
сч е т
словосложения.
Образование
существительных,
обозначающих
лица
по
их
деятельности,
профессии
(учитель,
учительница,
ученик;
футбол, футболист).
Формирование умения
использовать
образованные слова в
составе предложений.
Р а з в и т и е
у м е н и я
подбирать
родственные
слова
(с н е г ,
с н е ж о к ,
снеговик,
Снегурочка,
снежный...).
Образование
уменьшительно-
ласкательной
формы
существительных
и
прилагательных
(на
усложненном
лексическом
материале).
Привлечение
в н и м а н и я
к
многозначности
слов
(иголка
для
шитья,
иголки у ежа, иголки у
елки).
усвоение букв ю, я. Усвоение
буквы ь (как знака мягкости)
н а
б а з е
о т ч е т л и в о г о
произнесения
и
сравнения
твердых
и
мягких
звуков.
У с в о е н и е
б у к в ь,
ъ (разделительный ь
и ъ з н а к )
н а
о с н о в е
отчетливого произношения и
с р а в н е н и я
н а
с л у х
сочетаний, например: ля-лья.
2. Слово
Закрепление
навыка
звуко-
слогового
анализа
с лов
р а з л и ч н о й
с л о ж н о с т и ,
произношение
которых
не
расходится с написанием.
Подбор
слов
по
схемам
и
моделям.
Проведение в занимательной
ф о р м е
у п р а ж н е н и й
в
определении
з ву ко в о г о
состава слов.
Усвоение буквенного состава
слов различной сложности.
Д а л ь н е й ш е е
у с в о е н и е
навыков
выкладывания
и
письма слов с буквами я, е,
ё, й.
Р а з в и т и е
у м е н и я
выкладывать и писать слова
с
б у к в а м и ь ( к а к
з н а к
мягкости), ю.
Умение
выкладывать
и
писать
слова
с
сочетанием
“ча”, “чу”, “ща”, “щу”.
Проведение в занимательной
форме (загадки, кроссворды,
р е б у с ы )
п о с т о я н н о
усложняющихся
3. Предложения
З а к р е п л е н и е
( н а
новом
лексическом
материале)
навыков
с о с т а в л е н и я
и
распространения
предложений.
Умение
пользоваться
п р е д л ож е н и я м и
с
предлогами “из-под”,
“ и з - з а ” :
к о т
вылез... (из-под)стола.
Привлечение
внимания
к предложениям
с однородными
ч л е н а м и
(Дети
бегали. Дети прыгали.
Д е т и
б е г а л и
и
прыгали).
Составление
п р е д л о ж е н и й
п о
о п о р н ы м
с л о в а м ,
например:
мальчик,
р и с о ват ь ,
к р а с к и .
Составление
сложноподчиненных
п р е д л о ж е н и й
( п о
о б р а з ц у,
д а н н о м у
логопедом) с союзами
“ ч то б ы ” ,
“ п о т о м у
что”, “если” и др. (Мы
сегодня
не
пойдем
гулять,
потому
что
идет
дождь.
Если
завтра ко мне придут
г о с т и ,
я
и с п е к у
пирог...) ;
с
относительным
местоимением
“ к о т о р ы й ”
(Роме
понравился
конструктор.
Конструктор подарил
упражнений,
направленных
на
определение
буквенного
состава слов.
3. Предложение
Выкладывание
из
бу к в
разрезной азбуки небольших
(3—5
слов)
предложений
с
предварительным
о р ф о г р а ф и ч е с к и м
и
з в у ко в ы м
а н а л и з о м
и
самостоятельно.
Выделение
в
предложении
отдельных
слов,
написание
которых
требует
применения
правил
(У Маши болит зуб).
4. Чтение
Д а л ь н е й ш е е
р а з в и т и е
навыков чтения.
Правильное слоговое чтение
небольших
рассказов
с
переходом на чтение целыми
словами.
Закрепление
умения
давать
т о ч н ы е
о т в е т ы
п о
проч ит а нному,
с т а в и т ь
вопро сы
к
н е с л ож н ом у
т е к с т у,
п е р е с к а з ы в а т ь
п р о ч и т а н н ы е
т е к с т ы .
З а у ч и в а н и е
н а и з у с т ь
стихотворений,
скороговорок,
загадок.
В
летний
период
проводится
работа
по
дальнейшему
р а з в и т и ю
н а в ы к а
определения
буквенного
состава
слов,
различные
упражнения в занимательной
форме,
выкладывание
из
букв
разрезной
азбуки
и
письмо слов и предложений
с
использованием
в с е х
полученных ранее знаний и
е м у
б р а т .
Р о м е
понравился
конструктор,
который подарил ему
брат).
4. С в я з н а я
р е ч ь
З а к р е п л е н и е
в с е х
полученных
р а н е е
навыков.
Воспитание
умения
использовать
п р и
п е р е с к а з е
сложные
предложения.
Р а з в и т и е
у м е н и я
с в я з н о
и
последовательно
пересказывать
текст,
пользуясь
ф о н е т и ч е с к и
и
грамматически
правильной
выразительной речью.
Формирование навыка
составления
рассказа
по картинке, по серии
картин.
Заучивание
наизусть
п р о з а и ч е с к и х
и
стихотворных текстов,
скороговорок.
н а в ы ко в ,
з а к р е п л е н и е
н а в ы к о в
о п и с ы в а н и я ,
д а л ь н е й ш е е
р а з в и т и е
н а в ы к о в
ч т е н и я ,
ф о р м и р о в а н и е
н а в ы к а
сознательного
с л и т н о го
чтения.
Планируемые результаты логопедической работы:
правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
чётко дифференцировать все изученные звуки;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
различать понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий
звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
производить элементарный звуковой анализ и синтез;
овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении
стихов.
Программа составлена с учётом интеграции основных образовательных направлений в
работе с детьми старшего дошкольного возраста.
III Организационный раздел
Методическое обеспечение
Необходимым
условием
реализации
программы
является
наличие
в
дошкольном
учреждении
магнитофона,
компьютера,
также
возможность
педагога
использовать
технические средства обучения.
Занятия по каждой теме проводятся в игровой форме:
“Путешествие в Звукоград”, “Звуки заблудились”, “Буратино в стране знаний”,
“Телеграф”, “Перевёртыши”, “Словесный сад”, “Слоговые шары” и др.
лексические
игры
и
дидактические
игры:
“Путешествие
солнечного
лучика”,
“Помоги Незнайке исправить ошибки”, “Телефон”, “В гостях у Федоры”, “Цветик-
семицветик”, “В стране волшебника Гудвина”, “Фантазёры” и др.
Основная
цель индивидуальных
занятий состоит
в
выборе
и
в
применении
комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических
нарушений
звуковой
стороны
речи,
характерных
для
дислалии,
дизартрии
и
др.
На
индивидуальных
занятиях
логопед
имеет
возможность
установить
эмоциональный
контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать
речевой дефект, сгладить невротические реакции.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого
изучаемого
звука
и
автоматизировать
его
в
облегченных
фонетических
условиях:
изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким
образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.