Авторы: Петрова Ольга Евгеньевна, Круглик Юлия Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: г. Кропоткин Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие профессиональных компетенций студентов в процессе исследовательской деятельности
Раздел: среднее профессиональное
Петрова О.Е; Круглик Ю.Н.
«Развитие профессиональных компетенций студентов в процессе
исследовательской деятельности».
Профессиональное
образование
является
важной
составляющей
жизненного
самоопределения
студентов.
Компетентностный
подход
-
качественная система оценки готовности выпускника к профессиональной
деятельности.
Принимая во внимание значение термина «компетентность», человека
можно считать компетентным в конкретной области деятельности только после
освоения им определённого объёма знаний, информации и приобретения
практического опыта. Переход к применению слова «компетентность» в ходе
описания образа будущего специалиста, получившего среднее образование по
образовательному стандарту третьего поколения, обеспечивает более широкое
поле деятельности специалиста.
Современные федеральные государственные образовательные стандарты
среднего образования перечисляют виды профессиональной деятельности, к
которым
готовятся
выпускники
медицинского
колледжа,
указывая
профессиональные задачи, к решению которых они должны быть готовы, и
определяют необходимые для этого компетенции. Среди значимых видов
профессиональной
деятельности
учебных
заведений
государственные
стандарты называют научно-исследовательскую деятельность.
На
формирование
профессиональных
компетенций
обучающихся
оказывает влияние самостоятельная внеаудиторная деятельность, и прежде
всего исследовательская работа студентов как целенаправленный процесс
поэтапного овладения всеми компонентами исследовательской деятельности на
основе решения конкретной задачи в условиях максимально приближенных к
реальной профессиональной деятельности. В нашем колледже студенты с
первого курса привлекаются к участию в НСО.
Основная цель, как руководителя НСО привлечь наиболее одаренную
часть обучающихся в исследовательскую деятельность, к развитию творческого
потенциала, сплотить студентов, поэтому совместно с ними определяю цели и
задачи,
основные
темы
для
работы
обучающихся,
индивидуальные
и
коллективные задания. Цель НСО
углубленное изучение ПМ.02.,в частности
исследования по изучению заболеваемости населения и роли медицинских
сестер
в
организации
лечебно-профилактической
помощи.
Правильная
организация работы — важная составляющая метода.
При подготовке к
участию в
научных и научно-практических
конференциях, как оказывается помощь в определении темы исследования,
ее формулировки, в которой должна быть видна проблема, актуальность, цель,
умение работать с различными информационными носителями - от книги до
компьютера, статьями фондов библиотек.
Для исследовательской работы
учащегося необходимо обозначение новизны и практической значимости: как и
для каких практических целей можно применить результаты именно этой
работы, где и кому они будут полезны. Научная деятельность, проводимая в
медицинском колледже, позволяет проявиться и развиться исследовательским
способностям (умению видеть проблемные ситуации, искать и отбирать новую
информацию, анализировать полученные данные, делать на их основании
выводы).
Роль преподавателя в работе студентов на всех этапах подготовки к
конференции является определяющей.
Элементы исследовательской деятельности для студентов колледжа
вводятся постепенно через различные виды самостоятельной работы.
Так,
например,
основными
формами
представления
учебно-
исследовательской работы на своих занятиях по профессиональному модулю
ПМ.02.Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
являются
:
доклад;
сообщение по теме;
мультимедийная презентация;
дневник практической работы;
алгоритм решения конкретной задачи;
выпускная квалификационная работа;
курсовая работа;
Под руководством преподавателя осуществляется работа по написанию и
защите
курсовых
и
дипломных
работ,
которые
представляет
собой
выполненную самостоятельную учебную научно-исследовательскую работу,
раскрывающую теоретические и практические проблемы избранной темы.
Основная задача, помочь студенту
выявить проблему для него, связанную с его
интересами или дальнейшей трудовой деятельностью, мотивируя на успех.
Составить план, определить структуру и форму работы, осуществить поиск
необходимой информации, обработать нужную информацию, что и является
результатом проведенного исследования.
После закрепления темы, студенты получают инструктаж:
- проанализировать источники по теме с обобщениями и выводами,
сопоставлениями и оценкой различных точек зрения;
- продемонстрировать требуемый уровень общенаучной и специальной
подготовки выпускника, его способность и умение применять на практике
освоенные
знания,
практические
умения,
общие
и
профессиональные
компетенции в соответствии с ФГОС СПО.
Практическая деятельность по написанию, оформлению и защите
курсовых
и
выпускных
квалификационных
работ
студентов
основной
показатель профессиональной грамотности выпускника, данная работа является
индивидуальным научно-исследовательским, завершающим обучение трудом
студента-выпускника.
Выпускная
квалификационная
работа
выполняется
выпускником
с
использованием собранных им лично материалов и требует от автора не только
самостоятельности научного мышления, но и умения правильно организовать
научный поиск.
Каждый специалист со средним медицинским образованием должен
свободно владеть методами и приемами научно-исследовательской работы, а
также содержательным теоретическим материалом своей специализации и
научным
стилем
речи.
Реализация
их
в
дипломной
работе
будет
свидетельствовать о степени профессиональной подготовленности выпускника
к самостоятельной деятельности.
Творческий потенциал заложен в каждом человеке, а уровень его
реализации
определяется
ценностными
ориентациями,
мотивами,
направленностью
личности,
способностями,
условиями,
в
которых
она
развивается.
Исследовательская
работа
-
важная
составляющая
в
подготовке
высококвалифицированного
специалиста
в
области
здравоохранения,
обладающего
определенным
набором
общих
и
профессиональных
компетенций, сформированные в результате участия в исследовательской
деятельности.
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2.
Даутова
О.Б.
Проектирование
учебно-познавательной
деятельности
школьника на уроке в условиях ФГОС.- Санкт-Петербург: КАРО, 2016. - 184 с.
3. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для
педагога-исследователя. М.: Изд-во СамГПИ, 2015. -205с.
4. Кругликова Л.Е. Требования к курсовой и дипломной работам. М: МПУ,
2016.-217с
5. Сластенин В.А. Педагогика: Инновационная деятельность. Сластенин В.А.,
Подымова Л.С. М.: ИЧП "Изд-во Магистр", 2016. – 306с.