Напоминание

Развитие профессиональных компетенций студентов в процессе исследовательской деятельности


Авторы: Петрова Ольга Евгеньевна, Круглик Юлия Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: г. Кропоткин Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие профессиональных компетенций студентов в процессе исследовательской деятельности
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Петрова О.Е; Круглик Ю.Н.

«Развитие профессиональных компетенций студентов в процессе

исследовательской деятельности».

Профессиональное

образование

является

важной

составляющей

жизненного

самоопределения

студентов.

Компетентностный

подход

-

качественная система оценки готовности выпускника к профессиональной

деятельности.

Принимая во внимание значение термина «компетентность», человека

можно считать компетентным в конкретной области деятельности только после

освоения им определённого объёма знаний, информации и приобретения

практического опыта. Переход к применению слова «компетентность» в ходе

описания образа будущего специалиста, получившего среднее образование по

образовательному стандарту третьего поколения, обеспечивает более широкое

поле деятельности специалиста.

Современные федеральные государственные образовательные стандарты

среднего образования перечисляют виды профессиональной деятельности, к

которым

готовятся

выпускники

медицинского

колледжа,

указывая

профессиональные задачи, к решению которых они должны быть готовы, и

определяют необходимые для этого компетенции. Среди значимых видов

профессиональной

деятельности

учебных

заведений

государственные

стандарты называют научно-исследовательскую деятельность.

На

формирование

профессиональных

компетенций

обучающихся

оказывает влияние самостоятельная внеаудиторная деятельность, и прежде

всего исследовательская работа студентов как целенаправленный процесс

поэтапного овладения всеми компонентами исследовательской деятельности на

основе решения конкретной задачи в условиях максимально приближенных к

реальной профессиональной деятельности. В нашем колледже студенты с

первого курса привлекаются к участию в НСО.

Основная цель, как руководителя НСО привлечь наиболее одаренную

часть обучающихся в исследовательскую деятельность, к развитию творческого

потенциала, сплотить студентов, поэтому совместно с ними определяю цели и

задачи,

основные

темы

для

работы

обучающихся,

индивидуальные

и

коллективные задания. Цель НСО

углубленное изучение ПМ.02.,в частности

исследования по изучению заболеваемости населения и роли медицинских

сестер

в

организации

лечебно-профилактической

помощи.

Правильная

организация работы — важная составляющая метода.

При подготовке к

участию в

научных и научно-практических

конференциях, как оказывается помощь в определении темы исследования,

ее формулировки, в которой должна быть видна проблема, актуальность, цель,

умение работать с различными информационными носителями - от книги до

компьютера, статьями фондов библиотек.

Для исследовательской работы

учащегося необходимо обозначение новизны и практической значимости: как и

для каких практических целей можно применить результаты именно этой

работы, где и кому они будут полезны. Научная деятельность, проводимая в

медицинском колледже, позволяет проявиться и развиться исследовательским

способностям (умению видеть проблемные ситуации, искать и отбирать новую

информацию, анализировать полученные данные, делать на их основании

выводы).

Роль преподавателя в работе студентов на всех этапах подготовки к

конференции является определяющей.

Элементы исследовательской деятельности для студентов колледжа

вводятся постепенно через различные виды самостоятельной работы.

Так,

например,

основными

формами

представления

учебно-

исследовательской работы на своих занятиях по профессиональному модулю

ПМ.02.Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

являются

:

доклад;

сообщение по теме;

мультимедийная презентация;

дневник практической работы;

алгоритм решения конкретной задачи;

выпускная квалификационная работа;

курсовая работа;

Под руководством преподавателя осуществляется работа по написанию и

защите

курсовых

и

дипломных

работ,

которые

представляет

собой

выполненную самостоятельную учебную научно-исследовательскую работу,

раскрывающую теоретические и практические проблемы избранной темы.

Основная задача, помочь студенту

выявить проблему для него, связанную с его

интересами или дальнейшей трудовой деятельностью, мотивируя на успех.

Составить план, определить структуру и форму работы, осуществить поиск

необходимой информации, обработать нужную информацию, что и является

результатом проведенного исследования.

После закрепления темы, студенты получают инструктаж:

- проанализировать источники по теме с обобщениями и выводами,

сопоставлениями и оценкой различных точек зрения;

- продемонстрировать требуемый уровень общенаучной и специальной

подготовки выпускника, его способность и умение применять на практике

освоенные

знания,

практические

умения,

общие

и

профессиональные

компетенции в соответствии с ФГОС СПО.

Практическая деятельность по написанию, оформлению и защите

курсовых

и

выпускных

квалификационных

работ

студентов

основной

показатель профессиональной грамотности выпускника, данная работа является

индивидуальным научно-исследовательским, завершающим обучение трудом

студента-выпускника.

Выпускная

квалификационная

работа

выполняется

выпускником

с

использованием собранных им лично материалов и требует от автора не только

самостоятельности научного мышления, но и умения правильно организовать

научный поиск.

Каждый специалист со средним медицинским образованием должен

свободно владеть методами и приемами научно-исследовательской работы, а

также содержательным теоретическим материалом своей специализации и

научным

стилем

речи.

Реализация

их

в

дипломной

работе

будет

свидетельствовать о степени профессиональной подготовленности выпускника

к самостоятельной деятельности.

Творческий потенциал заложен в каждом человеке, а уровень его

реализации

определяется

ценностными

ориентациями,

мотивами,

направленностью

личности,

способностями,

условиями,

в

которых

она

развивается.

Исследовательская

работа

-

важная

составляющая

в

подготовке

высококвалифицированного

специалиста

в

области

здравоохранения,

обладающего

определенным

набором

общих

и

профессиональных

компетенций, сформированные в результате участия в исследовательской

деятельности.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29

декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

2.

Даутова

О.Б.

Проектирование

учебно-познавательной

деятельности

школьника на уроке в условиях ФГОС.- Санкт-Петербург: КАРО, 2016. - 184 с.

3. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для

педагога-исследователя. М.: Изд-во СамГПИ, 2015. -205с.

4. Кругликова Л.Е. Требования к курсовой и дипломной работам. М: МПУ,

2016.-217с

5. Сластенин В.А. Педагогика: Инновационная деятельность. Сластенин В.А.,

Подымова Л.С. М.: ИЧП "Изд-во Магистр", 2016. – 306с.



В раздел образования