Автор: Михеева Евгения Михайловна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ НСО НКПиИТ
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Основы дизайн-проектирования в подготовке студентов. Примеры упражнений из курса"
Раздел: среднее профессиональное
Основы дизайн-проектирования в подготовке студентов.
Примеры упражнений из курса.
Дизайн-проектирование
имеет
определённую
цель,
которая
формируется в виде проектной задачи. Они бывают различной степени
сложности.
Долгое
время,
под
словом
«дизайн»
понимали
только
«художественное конструирование», то есть
процесс
решение
проектной
задачи, делящийся на этапы:
1. Разработка общей концепции проекта
2. Выявление конкретных целей
3. Анализ
4. Проектирование
5. Разработка документации
6. Создание образца, макета
В
дизайн-проектировании
сочетаются
теоретические
знания,
практический опыт работы с инструментами и материалами и фантазия. Это
творческая
деятельность,
способствующая
развитию
фантазии
и
воображения и поискам новых путей решения проектных задач.
В рамках курса по этому предмету, студентам предстоит работать с
простым, по сути, и доступным материалом — бумагой. Мы рассматриваем
различные приемы работы, знакомимся с историей бумагопластики, оригами,
квиллинга
и других
техник,
некоторые из которых по праву считаются
видами декоративно-прикладного искусства. Пройдем все этапы создания
проекта от идеи до воплощения в материале. Это, вроде бы, простые техники,
но с их помощью можно сделать настоящие шедевры, а этапы работы над
проектом любой сложности будут схожими и их на занятиях можно
отработать в полной мере.
Для создания хорошей работы необходимы качественные материалы и
инструмент. Это обязательное условие, как для учебного, так и для реального
проекта, который создается для заказчика. Основной материал в наше м
случае — бумага типа
«Ватман», а также различные сорта дизайнерской бумаги и картона. В
условиях
реального
проектирования
в
дизайнерских
и
рекламно-
производственных конторах используются так же пластики, плёночные
материалы, металл для создания объемных форм и сложных конструкций.
Для
развития
проектного
мышления
на
занятиях
по
дизайн-
проектированию нами используются не сложные, но интересные задания.
Например:
Членение — это деление элементов композиции плоскостями, чаще
всего такой прием используется в совокупности с другими выразительными
средствами. Членение плоскости предполагает установление тонального или
цветового отношения. При помощи графических материалов (черные:
гелиевая ручка, фломастер, маркер, тушь и перо). Заливка элементов
иллюстраций должна быть однородной.
Лучше подбирать изображения, выполненные пятнами, а не контуром,
это облегчает саму отрисовку и в дальнейшем членение объектов.
Упражнение способствует развитию мелкой моторики.
Следующее упражнение более сложное, это так же плоскостная работа,
но требует усидчивости и умения работать режущим инструментом.
Упражнение: «Ажурная вырезка из бумаги».
Вырезание из бумаги «Цзяньчжу» возникло в Китае, на родине бумаги,
однако сама техника вырезания из кожи, ткани, бересты и других материалов
уже давно существовала у многих народов.
Первое время, до внедрения промышленного производства, из-за
высокой стоимости бумаги это занятие было доступно только очень
состоятельным людям. Только после удешевления технологии производства
бумаги, вырезка стала распространенным видом традиционного народного
творчества.
В наше время в Китае этот промысел до сих пор не теряет
популярности, бумажным кружевом оформляют различные поверхностей,
или же используют в качестве подарка. Для создания своих работ мастера
Цзяньчжу используют тонкие ножницы.
Вырезка из бумаги, возникшая во Франции в первой половине 18 века,
получила название «Силуэт», по имени Эстьена Силуэта, который увлекался
вырезанием фигурок из черной бумаги. Она очень быстро распространилась
по всей Европе, а к концу столетия мода докатилась и до России. Портреты и
картинки в этой технике были очень популярны среди знат- ных людей. Ими
украшали дома и альбомы.
Вырезанием увлекались писатель Ганс Христиан Андерсен, известные
художники Илья Ефимович Репин и Анри Матис.
По мере того, как бумага становилась всё более доступной, этим видом
творческой деятельности стали заниматься и простые люди используя
вырезку как самый простой способ украшения крестьянских домов во многих
странах Европы, в России, Польше, на Украине, в Белоруссии.
При переносе эскиза на материал нужно учитывать некоторые
технические моменты. Это можно сделать различными способам, имеющими
свои достоинства и недостатки.
Первый
способ
хорош
для
изделий
с
большим
количеством
повторяющихся элементов. Из картона вырезается шаблон для элемента,
далее, хорошо отточенным карандашом элементы обводятся на бумаге для
вырезания, по определенной схеме. Таким образом можно создать орнамент,
паттерн.
Второй способ подойдет для плотной и непрозрачной бумаги. Перенос
осуществляется на поверхность листа при помощи копировальной бумаги. Во
время перевода слои необходимо скрепить между собой, для того чтобы
избежать сдвига.
Третий способ — универсальный. Суть его заключается в том, что
перевод осуществляется за счет продавливания линии при помощи шила с
маленьким шариком на конце и на поверхности листа не остается следов
красителя или графита.
Учтите, что перевод эскиза и обводка шаблонов производится на
изнаночной стороне материала и поэтому рисунок получится в зеркальном
отражении, следовательно, вам придется создать зеркальную копию эскиза.
Качество вырезки на прямую зависит от остроты инструмента. Обычно
используется хороший макетный нож или резак, с выдвижным лезвием.
Задание: на первом этапе поработайте над несколькими простыми
схемами из приложений к сборнику.
На втором этапе создайте эскиз для более сложной иллюстрации в
технике ажурной вырезки. Продумайте возможности контрастных цветовых
схем и протестируйте подобранные материалы.
На третьем этапе перенесите рисунок на материал, выполните вырезку
и оформите работу, смонтировав на контрастный фон.
И завершается курс одним из заданий на работу с объемом, самым
сложным упражнением: «Макет»
Слово «макет» происходит от французского — maquette и от
итальянского
—
macchietta
(набросок)
и
означает
пространственное
изображение чего-либо, обычно в уменьшенных размерах. Существует
множество видов макетов, мы рассмотрим один из них.
Театральные макеты (макеты сцены) выполняются строго по эскизам
художника, а также под его полным контролем макетчиком или же самим
художником. Отступления и возможность сделать какие-либо элементы
утвержденного
макета
по-своему
или
не
делать
вообще,
а
также
несоблюдение масштабности просто недопустимы. Театральные макеты
отличаются от любых других макетов своим высокохудожественным
исполнением, это, как правило использование натуральных материалов и
фактур, либо это их очень точная имитация. Макеты этой категории
выполняются
строго
в
соответствии
с
требованиями
художника-
постановщика
Создание макета сцены является очень кропотливым, но в тоже время
захватывающим
и
интересным
творческим
процессом.
Изучение
макетирования дает более полное знакомство со средствами выражения
творческих дизайнерских фантазий, прививает правильный метод работы,
дает возможность наглядно представить свои идеи и свободнее оперировать
объемами и пространством
Макетирование преследует цели изучения в практических упражнениях
вопросов
формообразования,
развития
объемно-пространственного
мышления, обучения технике макетирования и по этой причине ему
отводится все более важное место в творческом учебном процессе.
Можно выделить следующие этапы работы над макетом:
на первом этапе необходимо определиться с произведением и
предложить на выбор несколько сцен и возможных идей. Создание макета
начинается с измерения реальных размеров сцены, так же очень важно
определиться с цветовой гаммой и стилем, который, как правило, диктуется
выбранным произведением.
Следующим шагом
станет
утверждение
одного из вариантов, определение с материалами, требующихся для создания
макета: плотный картон и картон средней толщины, акварельная бумага для
внутренних стен коробки и создания декораций, двусторонний скотч,
малярный скотч, плотная ткань, которая имитирует траву, пенопластовые
многоугольники, акварель, гуашь, гелиевые ручки, клей и так далее.
После подготовки необходимых материалов можно приступать к работе.
Для начала создается чертеж схемы. Так же, для более четкого
представления о будущем виде макета, разрабатывается комплект эскизов в
цвете. Основание макета собирается из картона и имеет вид короба. Основа с
учетом масштаба готова, поэтому можно приступать к ее оформлению.
Отрисовка задников, кулис, половика, декорации заднего и переднего
планов и бутафория, все элементы изготавливаются с учетом масштаба при
помощи техник, имитирующих различные материалы.
Рекомендации по разработке макета сцены:
Перед
макетчиками
стоит
задача
создать
макет,
который
беспрепятственно
бы
отражал
пьесу.
В
макете
обязательно
должна
передаваться атмосфера произведения и точно соответствовать эскизам
художника.
Для
хорошей
визуализации,
важно
создать
красивые
и
качественные эскизы, а также очень тщательно и аккуратно изготовить все
детали и осуществить монтаж.
В профессиональной подготовке дизайнера макетирование приобретает
все большее значение. Макет является таким же рабочим методом, средством
выражения творческой мысли, как и графика. Макет в совокупности с
ортогональными и перспективными проекциями составляет те основные
средства, которыми оперирует дизайнер; открывает возможность более
полного и правильного зрительного восприятия композиционного замысла.
Каждое упражнение содержит творческое задание и примеры работ,
которые помогут вам создать собственные варианты решения задач по
дизайн-проектированию.
Эти
упражнения
направлены
на
развитие
проектного, пространственного мышления, а также на разработку мелкой
моторики, с которой у многих студентов при поступлении возникают
проблемы при реализации проектов.