Автор: Михеева Евгения Михайловна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ НСО НКПиИТ
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дизайн-проектирование. Задания на развитие проектного мышления и творческих способностей (со схемами и примерами)"
Раздел: среднее профессиональное
1
Евгения Михеева
дизайн-проектирование
задания на развитие проектного мышления
и творческих способностей
со схемами и примерами
РЕЦЕНЗИЯ
на методическую разработку
«Дизайн-проектирование
(задания на развитие проектного мышления
и творческих способностей
со схемами и примерами)»
Михеевой Евгении Михайловны
Сборник заданий для развития проектного мышления и творческих
способностей адресован для студентов, обучающихся в заведениях по
направлению дизайн и изобразительное искусство, а так же для всех,
кто интересуется данным направлением.
Работа содержит необходимые дидактические требования, предус-
мотренные программой по спецдисциплине.
Работа Евгении Михайловны имеет практическую направленность и
значимость, так как формируемые в процессе знания, умения и навыки
будут вялятся фундаментальной основой для дальнейшей работы.
Для формирования практических умений и навыков в каждый раз-
дел включены упражнения, направленные на углубление и расширение
проектировочных и творческих способностей обучаемых. Разработан-
ные автором задания будут полезны всем, кто интересуется развитием
творческих способностей.
В целом работа Е.М. Михеевой в полной мере соответствует своей
цели–может помочь всем, кто стремится развивать творческие способ-
ности и мелкую моторику, а так же будет полезна всем, кто интересу-
ется проблемами композиции, художественного оформления и проек-
тирования. Методическая работа рекомендуется к изданию в качестве
методического обеспечения теоретических и практических занятий,
индивидуальной работы.
кандидат искусствоведения,
доцент, заведующий кафедрой
коммуникативного дизайна
и графики
Новосибирского государственного
университета архитектуры дизайна
искусств Нечаев М.Г.
Евгения Михеева
дизайн-проектирование
задания на развитие проектного мышления
и творческих способностей
со схемами и примерами
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«
»
Новосибирский колледж печати и информационных технологий
По специальности
54.02.01 «
» (
)
Дизайн
по отраслям
Новосибирск
2019
Методическая разработка
.01 «
-
по ПМ
Разработка художественно конструкторских
(
)
,
-
дизайнерских проектов промышленной продукции предметно
»,
пространственных комплексов
.01.01 «
-
(
,
,
МДК
Дизайн проектирование композиция макетирование
)»
современные концепции в искусстве
4
-
,
Дизайн проектирование имеет определённую цель которая
.
-
формируется в виде проектной задачи Они бывают различ
.
,
«
»
ной степени сложности Долгое время под словом дизайн
понимали
только
«
художественное
»,
конструирование
то
,
есть процесс решение проектной задачи делящийся на
:
этапы
1.
Разработка общей концепции проекта
2.
Выявление конкретных целей
3.
Анализ
4.
Проектирование
5.
Разработка документации
6.
,
Создание образца макета
В
-
дизайн проектировании
сочетаются
теоретические
-
зна
,
-
ния практический опыт работы с инструментами и матери
.
,
-
алами и фантазия Это творческая деятельность способству
ющая развитию фантазии и воображения и поискам новых
.
путей решения проектных задач
В рамках курса нам предстоит работать с простым по сути и
—
.
-
доступным материалом
бумагой Мы рассмотрим различ
,
-
ные приемы работы познакомимся с историей бумагопла
,
,
,
стики оригами квиллинга и других техник некоторые из
-
-
которых по праву считаются видами декоративно приклад
.
ного искусства Пройдем все этапы создания проекта от идеи
.
до воплощения в материале
Для создания хорошей работы необходимы качественные
.
—
материалы и инструмент Основной материал
бумага типа
«
»,
Ватман
а так же различные сорта дизайнерской бумаги и
.
-
картона Для создания объемных форм так же можно исполь
,
-
зовать бумагу для акварели которая по своим характеристи
.
кам приближена к картону
:
Для работы вам понадобятся следующие инструменты
1.
,
Хороший макетный нож или резак с выдвижным лезвием
2.
,
Металлическая линейка и лекала имеющие различную
5
-
форму и служащие для вычерчивания линий сложной кон
фигурации
3.
Ножницы с прямыми концами
4.
Циркуль
5.
-
Специальная подложка для работы режущими инструмен
тами
6.
,
Карандаши резинки мягкие
7.
Клей ПВА и карандаш
8.
Шило
9.
,
Для освоения техники бумагокручения так же требуется
,
,
-
специальный инструмент двухсторонний с вилочкой и ши
,
лом с шариком на конце значительно облегчающий работу и
повышающий качество изделия
10.
Различные сорта бумаги и картона
Этот сборник заданий поможет вам развить творческие и
,
,
конструкторские способности создавать интересные формы
.
объекты и дизайнерские решения
-
Каждое упражнение содержит творческое задание и приме
,
-
ры работ которые помогут вам создать собственные вариан
-
.
ты решения задач по дизайн проектированию
6
—
,
Членение
это деление элементов композиции плоскостями
-
чаще всего такой прием используется в совокупности с други
.
-
ми выразительными средствами Членение плоскости предпо
.
лагает установление тонального или цветового отношения
(
:
-
При помощи графических материалов черные гелиевая руч
,
,
,
).
-
ка фломастер маркер тушь и перо
Заливка элементов иллю
.
страций должна быть однородной
,
Лучше подбирать изображения выполненные пятнами а не
,
-
контуром это облегчает саму отрисовку и в дальнейшем чле
.
нение объектов
.
Упражнение способствует развитию мелкой моторики
Упражнение «Членение»
,
-
На первом этапе сделайте копии некоторых из образцов при
,
.
ложенных к заданию чтобы разобрать принцип членения
,
-
На втором этапе создайте собственные варианты используя
(6
6
-
за основу имеющиеся схемы
пар симметрий и
пар асим
)
6
-
метрий нужно создать
иллюстраций с симметричным чле
6
.
нением и
иллюстраций с асимметричным членением
Задание
.
Для разработки эскизов подходит обычная офисная бумага
200 . (
-
Работы выполняются на ватмане или офсете
г
немело
)
10 10
,
-
ваная бумага на квадратах
х
см с дальнейшим мантиро
2.
ванием получившихся образцов на формат А
Для работы
,
рекомендуется использовать тушь и тонкое перо кисть для
.
заливки тоном плоскостей
7
Схемы к заданию
Симметрия
Асимметрия
8
Примеры работ
Синакаева Марина
Примеры симметричного
членения
9
Примеры работ
Синакаева Марина
Примеры асимметричного
членения
10
Упражнение «Аппликация»
Аппликация
(
от
.
лат
«
»)
прикладывание
—
интересная
,
-
техника позволяющая создавать работы из кусочков раз
.
личных материалов приклеиваемых к основе Для работы
,
,
,
,
применяются различные сорта бумаги ткани кожи меха
.
войлока и так далее Выбор материала ограничивается
.
-
только вашей фантазией Такое применение разнообраз
-
ных материалов и структур с целью усиления вырази
тельных возможностей очень близко к другому средству
-
.
изображения
коллажу В коллаже различные материалы
.
внедряются в живописный фон
.
Аппликация родилась очень давно Она появилась как
,
способ украшения одежды и обуви домашней утвари и
,
-
орудий труда интерьера своего жилища у различных на
,
родов по всему земному шару ещё с первобытных времен
.
когда для создания одежды приходилось сшивать шкуры
,
,
-
Постепенно аппликация как и любая другая техника ус
,
,
-
ложнялась появлялись новые материалы сферы приме
.
нения и назначение
,
,
Сюжетом для аппликаций становились животные птицы
,
,
-
фантастические чудовища растительные мотивы симво
,
.
лы плодородия сцены охоты и повседневной жизни
,
Аппликация отличается от других техник силуэтностью
,
-
плоскостными решениями однородностью больших цве
,
,
-
товых пятен выразительностью изображения обобщен
.
ностью форм
-
В работе над аппликацией и коллажами используют бу
магу
различных
,
сортов
,
ткани
,
кожи
растительные
и
.
,
-
просто неожиданные материалы Как правило материа
-
,
лом основой служат картон достаточно плотная бумага
,
.
-
различных сортов дерево Для монтажа на основу подби
,
рается клей в зависимости от используемых материалов
11
4.
-
Задание выполняется на формате А
Для работы можно ис
.
пользовать различные техники и материалы
Задание
,
-
На первом этапе создайте эскиз будущей аппликации под
.
берите цветовую схему и материалы
На втором этапе перенесите элементы с эскиза на материал и
.
вырежете заготовки
На третьем этапе сделайте разметку на фоне и произведите
,
-
монтаж элементов используя подходящий для используе
.
мых материалов клей
,
-
,
,
,
ПВА клей карандаш клеевой пистолет резиновый клей
.
двухсторонний скотч и так далее
:
Классификация аппликации
по форме
1.
объёмная
2.
плоская
по цвету
1.
одноцветная
2.
многоцветная
3.
монохромная
по тематике
1.
предметная
2.
сюжетная
3.
декоративная
-
Упражнение направлено на развитие творческих способ
,
,
.
ностей фантазии мелкой моторики
12
Алиса Власенко
Примеры работ
13
Примеры работ
Екатерина Гавриленко
14
Кристина Проценко
Примеры работ
15
Татьяна Денисенко
Примеры работ
16
Упражнение «Бумагопластика»
Простые формы, серия рельефов
Бумажная пластика - изготовление объёмных форм из бума-
ги.
Бумагопластика позволяет создавать полуобъемные и
,
-
объемные бумажные композиции схожие внешне с баре
.
,
,
,
льефом и скульптурой Цветы животные сказочные герои
,
выполненные в этой технике за счет объема выглядят как
.
настоящие произведения искусства Работы создаются из
,
отдельных элементов каждому из которых специальными
.
инструментами придается нужные форма и объем Затем
.
элементы мантируются в готовое изделие
:
-
Существуют самые различные виды бумагопластики ори
,
,
,
-
гами киригами объемные аппликации квиллинг и мно
.
-
гие другие В рамках курса мы познакомимся с некоторы
.
ми из них
Начнем мы с простых упражнений по созданию различных
,
фактур которые можно применить при создании рельефа
.
или объемной бумажной скульптуры Сложность работы
.
будет зависеть от уровня подготовки и фантазии
,
-
В основе любой техники лежат свои специфические кон
структивные
.
приемы
В
бумагопластике
:
это
,
биговка
,
,
.
фальцовка высечка и вырубка склейка
Биговка
(
.
нем
biegen–
)
огибать
—
операция
нанесения
-
прямолинейной или криволинейной борозды на лист бу
.
-
маги Необходимой для последующего аккуратного скла
.
дывания заготовки по этой линии без заломов
Фальцовка
—
-
это процесс складывания заготовки по ли
.
—
-
ниям биговки Биговка и фальцовка
приемы трехмер
,
-
ного моделирования формирующих конструктивный эле
—
.
мент
ребро жесткости
—
Вырубка
это процесс вырезания определенной формы
.
изделия или заготовки А так же это выполнение прорезей
17
.
и отверстий различной конфигурации в заготовке изделия
Высечка и разрез
.
необходимы для создания конструкции
Склейка
—
-
способ монтажного соединения бумажных пло
,
,
.
скостей существует как торцевая так и склейка на клапан
-
Существуют и некоторые другие способы конструирова
:
ния и получения объемных художественных композиций
тиснение
при
помощи
,
булек
,
выгибание
,
растягивание
,
.
скручивание сминание
200 . (
-
Образцы фактур выполняются из ватмана или офсета
г
не
)
10 10
,
-
мелованая бумага
на квадратах
х
см с дальнейшим ман
4.
тированием получившихся образцов на картон формата А
Задание
На первом этапе выполните аккуратную разметку шилом
.
-
на заготовленных бумажных квадратах Аккуратно выпол
.
-
ните неглубокие надрезы на местах сгибов Сгибая зага
,
.
товку по разметке придайте фактуре форму
4.
На втором этапе выполните монтаж образцов на формат А
18
Схемы к заданию
19
Примеры работ
20
Упражнение «Квилинг»
(quilling —
quill
Квиллинг или бумагокручение
от слова
в
«
») —
-
переводе с английского означает
птичье перо
искус
ство изготовления плоских или объемных композиций из
.
скрученных в спирали длинных и узких полос бумаги
,
Искусство квиллинга возникло в средневековой Европе по
,
другим версиям на ближнем востоке и в Древнем Египте
-
где служители культов создавали имитацию золотой ми
,
ниатюры закручивая бумагу с позолоченными срезами и
-
украшая получившимися из заготовок медальонами окла
.
-
ды и обложки книг Эти приемы часто встречаются в бед
.
ных церквях
-
В Россию квиллинг пришел из Кореи и назывался бумаго
.
15-16
,
кручением В
веке квиллинг считался искусством в
19 —
дамским развлечением и чуть ли не единственным
,
.
20
рукоделием достойным благородных дам В
веке о нем
забыли и только в конце прошлого столетия он снова стал
-
.
превращаться в вид декоративно прикладного искусства
,
Работы знатных дам очень высокого качества и имеющие
,
художественную ценность
до сих пор хранятся в музее
.
Виктории и Альберта в Англии
«
».
Квиллинг называют
бумажной филигранью Эта техника
-
действительно напоминает приемы применяемые ювели
.
рами и используется в том числе для создания бижютерии
-
,
Бумагокручение
очень кропотливое занятие требующее
,
,
,
,
точности усидчивости терпения аккуратности но в то же
.
время это занятие действует успокаивающе
-
Как любое ремесло квиллинг развивается и в последнее вре
—
мя появилось новое направление в квиллинге
квиллинг
.
-
трёхмерный Основные принципы техники для него остают
,
.
ся теми же но объемный квиллинг имеет свои особенности
,
Несмотря на то что в квиллинге используется достаточно
21
4.
Задание выполняется на основе из плотной бумаги формата А
Задание
,
На первом этапе выполните упражнения создав основные
4.
модули и смонтируйте их на формат А
,
-
На втором этапе создайте эскиз будущей композиции под
.
берите цветовую схему и заготовьте материалы
,
-
Определитесь с приемами пользуясь выполненными ра
.
,
нее образцами Выполните работу в материале заготовив
.
нужное количество модулей и смонтировав их на фон
,
,
ограниченный набор модулей или базовых элементов а
терминология может сильно различаться в зависимости от
.
страны или школы квиллинга Начальные заготовки по виду
(
,
),
-
делят на плотные и свободные спирали кольца рулоны от
,
-
крытые и закрытые спирали а также обычные спирали и спи
.
,
-
рали со сдвинутым центром Для скручивания деталей моду
,
,
лей используется специальный инструмент напоминающий
.
-
вилочку В нее вставляется полоска бумаги и постепенно за
,
.
кручивается в ролл проворачиванием инструмента Мастера
,
восточной школы применяют тонкое шило при этом кончик
.
бумаги проскальзывает
Шило позволяет создавать модули
.
-
для миниатюрных работ Отверстия в центре детальки прак
.
тически не остается Так же в работе применяется линейка
,
с отверстиями разных диаметров позволяющая создавать
.
модули одинакового диаметра Для точного монтажа мелких
.
деталей используется пинцет
Существуют
специальные
машинки
для
нарезания
.
бумаги
,
-
Так же можно использовать готовые комплекты уже нарезан
,
.
ной бумаги подобрав её по цветам в соответствии с эскизом
22
Схемы для упражнений
23
Примеры работ
Алиса Ларина
24
Упражнение «Оригами»
(
«
-
Оригами дословно переводится с японского как сложенная бу
») —
мага
искусство различных складывания фигурок из одного
.
квадратного листа бумаги без использования ножнец и клея
.
-
Существует множество версий происхождения оригами Кор
105
нями своими искусство уходит в древнем Китае в
году
.
нашей эры была создана технология производства бумаги
,
Первые листы бумаги появились в монастырях а фигурки
имели
символическое
.
значение
Многие
десятилетия
под
страхом смертной казни китайские мастера хранили тайну
.
,
-
создания бумаги Но со временнем вместе с путешествующи
,
.
ми в Японию монахами стали распростронятся и технологии
Таким образом в скором времени в Японии наладилось своё
,
.
производство бумаги во многом обогнавшее Китай
,
-
Первоначально оригами использовалось в религиозных об
.
,
-
рядах Долгое время этот вид искусства из за дороговизны
,
-
бумаги был доступен только представителям высших сосло
,
вий и среди придворных владение им считалось признаком
.
хорошего тона
,
-
Существует определенный универсальный принятый и по
,
нятный во всем мире набор условных обозначений символов
.
и значков При помощи них можно зарисовать порядок сборки
.
даже самых сложных фигурок Большую часть из них ввел в
20
.
середине
века известный японский мастер Акиро Йсидзава
«
».
создав так называемую Азбуку оригами
Именно благодаря
ему произошел
взлет популярности оригами после Второй
.
мировой войны
,
На данный момент существует как традиционная школа так и
,
.
новые направления виды и техники оригами
.
Простое оригами
-
Стиль придуман американским мастером
.
оригамистом Джоном Смитом Он лишен многих сложных
приемов принятых в традиционном оригами и подходит для
25
Выберите несколько схем и сложите фигурки используя в
.
работе различные форматы и сорта бумаги
Задание
4.
Задание выполняется на формате А
Для работы можно
,
,
-
использовать офисную цветную или же специальную бу
.
магу для оригами
,
.
начинающих или людей с ограниченными способностями
.
Модульное оригами
-
Это новое модное направление искус
.
-
ства создания бумажных фигурок Модульного оригами вы
,
.
полняются из частей монтирующихся в одну большую фигуру
.
Складывание по разверстке
,
Используется паттерн складок
,
-
представляет собой чертеж на котором изображены все склад
.
ки фигуры Этот способ сложнее складывания по традиционной
.
.
схеме Разверстки используют при разработке новых фигурок
.
-
Мокрое складывание Эту технику разработал Акиро Йсид
.
зава В работе используется смоченная бумага для придания
,
.
-
фигурке плавных линий выразительности и жесткости Осо
-
бенно хорошо эта техника подходит для складывания живот
.
ных и растений Для работы необходима специальная бумага
.
с добавлением клея из водорослей для скрепления волокон
-
При смачивании клей растворяется и фигурке можно при
,
-
дать желаемую форму которая станет жесткой после засыха
.
,
,
ния клея Эту техника сложна и как правило используют её
.
опытные профессионалы
26
Примеры работ и схемы к заданию
27
Примеры работ и схемы к заданию
28
Упражнение «Геометрия»
,
Это упражнение поможет вам понять как из плоского листа
бумаги можно создать объемную форму на примере простых
.
-
геометрических тел К упражнению приложены самые про
,
стые развертки но по тому же принципу создаются сложные
.
формы и нестандартные упаковки для различных товаров
Работа с развертками ни что иное как задачи на развитие
пространственного
.
мышления
В
,
дальнейше
работая
над
,
,
-
упаковкой элементами декора наружной рекламы или маке
,
-
тами вам будет проще понять как выглядит развертка слож
,
ной формы в сборе где необходимо предусмотреть клапан
,
-
для склейки где должена находится вырубка под прозрач
ный элемент упаковки и как именно размещать элементы
.
дизайна во время разработки
Подобные упражнения имеют большой практический смысл
,
-
для дизайнера поэтому им стоит уделить достаточное коли
.
чество времени
,
Для работы подойдут плотные сорта бумаги акварельная и
«
»,
3.
-
.
ватман
листы формата А
Густой клей ПВА и клей карандаш
Задание
3.
На первом этапе вычертите развертки фигур на формате А
-
На втором этапе вырежете заготовки и произведите бегов
.
ку на местах сгибов
.
На третьем этапе произведите сборку геометрических фигур
29
Развертки к заданию
30
Развертки к заданию
31
Развертки к заданию
32
Упражнение «Киригами»
(
-
Киригами
в переводе с японского обозначает резать бу
) —
,
-
магау
это один из подвидов оригами с той лишь раз
,
-
ницей что при создании киригами допускается использо
.
вание ножниц и клея Основателем этого направления в
-
искусстве работы с бумагой стал японский архитектор Ма
,
1980
.
сахитро Чатани первые его опыты датируются
годом
,
В процессе создания бумажных архитектурных макетов он
,
воспользовался ножницами добившись очень интересного
.
результата Таким образом японский архитектор заложил
,
совершенно новую концепцию работы с бумагой которая
.
стала ответвлением оригами
-
В основе принципа этой техники лежит складывание бума
,
-
ги из которой вырезают по намеченному трафарету фигу
.
ры и рисунки Для работы используется не только обычная
,
.
бумага но и тонкий картон
:
Существует плоское и объемное киригами
Плоское
—
,
-
Самый простой пример
вырезание снежинки для кото
.
рой используют один лист бумаги
Объемное
Используется
для
декорирования
открыток
и
детских
.
книг
Фигурки собираются из нескольких деталей и при
.
открытии книги или открытки становятся объемными В
современном мире киригами применяется в оформлении
,
,
.
подарков печатных изданий интерьера
,
-
Для создания фигурок маленькие и большие ножницы за
,
.
-
жим металлическая линейка и карандаш Опытные масте
ра киригами советуют начинать с самых простых схем и
-
пользоваться уже готовыми шаблонами плоских и объем
,
,
ных работ в технике киригами а уже только потом освоив
.
основные принципы начинать разработку своих вариантов
33
Задание
Для работы можно использовать схемы из приложения к
,
.
заданию или же разработать свои варианты на их основе
Схемы к заданию
-
На первом этапе выберите несколько простых схем с архи
тектурой из приложений к сборнику и создайте открытку в
,
технике киригами используя в работе достаточно плотные
.
сорта дизайнерской бумаги бумаги
-
На втором этапе создайте более сложную открытку в техни
.
ке объемного киригами по приложенной схеме Продумайте
-
возможности декорирования открытки и подбор материа
.
лов
.
На третьем этапе попытайтесь создать авторскую работу
34
Примеры работ
Наталья Инюшова
Софья Аганичева
Открытка в сборе без оформ-
ления и подбора материала,
Выполнена из плотной бумаги
типа «Ватман»
35
Схемы к заданию
36
Упражнение
«Ажурная вырезка из бумаги»
«
»
,
-
Вырезание из бумаги
Цзяньчжу
возникло в Китае на ро
,
,
-
дине бумаги однако сама техника вырезания из кожи тка
,
ни бересты и других материалов уже давно существовала у
.
многих народов
,
,
Первое время до внедрения промышленного производства
-
из за высокой стоимости бумаги это занятие было доступно
.
-
только очень состоятельным людям Только после удешев
,
-
ления технологии производства бумаги вырезка стала рас
.
пространенным видом традиционного народного творчества
В наше время в Китае этот промысел до сих пор не теряет
,
популярности бумажным кружевом оформляют различные
,
.
поверхностей или же используют в качестве подарка Для
создания своих работ мастера Цзяньчжу используют тонкие
.
ножницы
-
Вырезка из бумаги возникшая во Франции в первой полови
18
«
»,
не
века получила название
Силуэт
по имени Эстьена
,
Силуэта который увлекался вырезанием фигурок из черной
.
,
бумаги Она очень быстро распространилась по всей Европе
.
а к концу столетия мода докатилась и до России Портреты и
-
картинки в этой технике были очень популярны среди знат
.
.
ных людей Ими украшали дома и альбомы
,
Вырезанием увлекались писатель Ганс Христиан Андерсен
.
известные художники Илья Ефимович Репин и Анри Матис
,
,
По мере того как бумага становилась всё более доступной
этим видом творческой деятельности стали заниматься и
простые люди используя вырезку как самый простой способ
,
украшения крестьянских домов во многих странах Европы в
,
,
,
.
России Польше на Украине в Белорусии
-
При переносе эскиза на материал нужно учитывать некото
.
рые технические моменты Это можно сделать различными
37
4.
Задание выполняется на формате А
Для работы нужно
.
использовать плотные сорта бумаги контрастных цветов
Задание
На первом этапе поработайте над несколькими простыми
.
схемами из приложений к сборнику
-
На втором этапе создайте эскиз для более сложной иллю
.
-
страции в технике ажурной вырезки Продумайте возможно
-
сти контрастных цветовых схем и протестируйте подобран
.
ные материалы
,
На третьем этапе перенесите рисунок на материал выполните
,
.
вырезку и оформите работу смонтировав на контрастный фон
,
.
способам имеющими свои достоинства и недостатки
Первый способ
хорош для изделий с большим количеством
.
повторяющихся элементов Из картона вырезается шаблон
,
,
-
для элемента далее хорошо отточенным карандашом эле
,
-
менты обводятся на бумаге для вырезания по определен
.
,
.
ной схеме Таким образом можно создать орнамент паттерн
Второй способ
-
подойдет для плотной и непрозрачной бума
.
-
ги Перенос осуществляется на поверхность листа при помо
.
-
щи копировальной бумаги Во время перевода слои необхо
,
.
димо скрепить между собой для того чтобы избежать сдвига
Третий способ
—
.
универсальный Суть его заключается в
,
-
том что перевод осуществляется за счет продавливания ли
нии при помощи шила с маленьким шариком на конце и на
.
поверхности листа не остается следов красителя или графита
,
Учтите что перевод эскиза и обводка шаблонов производится
-
на изнаночной стороне материала и по этому рисунок полу
,
,
чится в зеркальном отражении следовательно вам придется
.
-
создать зеркальную копию эскиза Качество вырезки на пря
.
мую зависит от остроты инструмента Обычно используется
,
.
хороший макетный нож или резак с выдвижным лезвием
38
Схемы для упражнений
39
Примеры работ
Василиса Левченкова
«Михаил»
Вырезка по черной бумаге на белом фоне
40
Примеры работ
Ксюша Герник
«Кот учёный» вырезка по белой
бумаге на черном фоне
41
Примеры работ
Светлана Алейникова
«Карпы» вырезка по белой бумаге
на красном фоне
42
Упражнение «Книга 360
0
»
Задание
Для работы можно использовать ватман и другие плотные
.
сорта дизайнерской бумаги
,
На первом этапе определитесь с темой работы создайте
,
-
эскизы к
каждой странице учитывая наложение и пере
.
крытия просчитайте общую композицию
,
На втором этапе выполните работу в материале перенеся
фрагменты на материал и выполнив заготовки в технике
.
ажурной резьбы
На третьем этапе осуществите сборку изделия на пружину
.
при помощи специального оборудования
Японский художник и архитектор Юсуке Ооно первым разра-
ботал серию 40-страничных книг, которые можно просмотреть
страница за страницей или разложить веером на 360 градусов. На
каждой странице лазером вырезаны дизайнерские конструкции.
Светлана Алейникова «Оранжерея»
43
Примеры работ
Светлана Алейникова
«Оранжерея»
Разработка и выполнение книги в материале
44
Упражнение «Макет»
«
»
— maquette
Слово макет
происходит от французского
и от
— macchietta (
)
-
итальянского
набросок и означает простран
-
,
ственное изображение чего либо обычно в уменьшенных
.
,
размерах Существует множество видов макетов мы рассмотрим
.
один из них
(
)
Театральные макеты макеты сцены выполняются строго
,
по эскизам художника а также под его полным контролем
.
-
макетчиком или же самим художником Отступления и воз
-
-
можность сделать какие либо элементы утвержденного ма
,
кета по своему или не делать вообще а так же несоблюдение
масштабности
просто
.
недопустимы
Театральные
макеты
-
отличаются от любых других макетов своим высокохудоже
,
-
ственным исполнением это как правило использование на
,
туральных материалов и фактур либо это их очень точная
.
-
имитация Макеты этой категории выполняются строго в со
-
.
ответствии с требованиями художника постановщика
,
Создание макета сцены является очень кропотливым но в
-
тоже время захватывающим и интересным творческим про
.
-
цессом Изучение макетирования дает более полное знаком
ство
со
средствами
выражения
творческих
дизайнерских
,
,
-
фантазий прививает правильный метод работы дает воз
-
можность наглядно представить свои идеи и свободнее опе
.
рировать объемами и пространством
Макетирование преследует цели изучения в практических
,
-
упражнениях вопросов формообразования развития объем
-
,
-
но пространственного мышления обучения технике маке
-
тирования и по этой причине ему отводится все более важ
.
ное место в творческом учебном процессе
Этапы работы над макетом
На первом этапе необходимо определиться с произведением
45
.
и предложить на выбор несколько сцен и возможных идей
Создание макета начинается с измерения реальных размеров
,
сцены так же очень важно определиться с цветовой гаммой
,
,
,
-
и стилем который как правило диктуется выбранным про
.
-
изведением Следующим шагом станет утверждение одно
,
,
го из вариантов определение с материалами требующихся
:
-
для создания макета плотный картон и картон средней тол
,
щины акварельная бумага для внутренних стен коробки и
,
,
,
создания декораций двусторонний скотч малярный скотч
плотная
,
ткань
которая
имитирует
,
траву
пенопластовые
,
,
,
,
многоугольники акварель гуашь гелиевые ручки клей и
.
-
так далее После подготовки необходимых материалов мож
.
но приступать к работе
.
,
-
Для начала создается чертеж схемы Так же для более четко
,
го представления о будущем виде макета разрабатывается
.
комплект эскизов в цвете Основание макета собирается из
.
-
картона и имеет вид короба Основа с учетом масштаба гото
,
.
ва поэтому можно приступать к ее оформлению
,
,
,
Отрисовка задников кулис половика декорации заднего и
,
-
переднего планов и бутофория все элементы изготавлива
ются с учетом масштаба при помощи техник имитирующих
.
различные материалы
Рекомендации по разработке макета сцены
Перед
макетчиками
стоит
задача
создать
,
макет
который
.
беспрепятственно бы отражал пьессу В макете обязательно
-
должна передаваться атмосфера произведения и точно со
.
-
ответствовать эскизам художника Для хорошей визуализа
,
,
ции важно создать красивые и качественные эскизы а также
-
очень тщательно и аккуратно изготовить все детали и осу
.
ществить монтаж
В профессиональной подготовке дизайнера макетирование
.
приобретает все большее значение Макет является таким
,
-
же рабочим методом средством выражения творческой мыс
,
.
-
ли как и графика Макет в совокупности с ортогональны
46
-
Для работы можно использовать различные техники и ма
,
.
териалы масштаб макета зависит от задания
Задание
ми и перспективными проекциями составляет те основные
,
;
-
средства которыми оперирует дизайнер открывает возмож
ность более полного и правильного зрительного восприятия
.
композиционного замысла
-
На первом этапе произведите замеры сцены и определи
,
,
тесь с темой работы создайте комплект эскизов в который
,
войдут чертежи сцены в масштабе визуализация общей
,
-
концепции отрисовка каждого элемента декораций и бу
.
тафории по отдельности
(
-
На втором этапе выполните элементы оформления декора
,
)
.
ции бутафорию в материале в соответствии с эскизами
.
На третьем этапе осуществите сборку макета
47
Примеры театральных макетов
48
Этапы работы над макетом
Овчарова Александра
этапы Разработка макета
сцены по книге Джоан
Роулинг «Гарри Поттер.
Узник Азкабана»
Курсовой проект
49
Этапы работы над макетом
50
Макет сцены
Овчарова Александра Макет сцены
51
Этот сборник заданий поможет вам развить творческие и
,
-
конструкторские способности создавать интересные фор
,
.
мы объекты и дизайнерские решения
-
Каждое упражнение содержит творческое задание и приме
,
-
ры работ которые помогут вам создать собственные вариан
-
.
ты решения задач по дизайн проектированию
,
-
Сборник будет полезен всем кто интересуется конструиро
,
-
ванием из бумаг мечтает развивать свои творческие способ
.
ности и мелкую моторику
52