Напоминание

Практические занятия


Автор: Доржиева Саглар Владимировна
Должность: педагог дошкольного образования
Учебное заведение: Надымский профессиональный колледж
Населённый пункт: ЯНАО г. Надым
Наименование материала: Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности Дошкольное образование
Тема: Практические занятия
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Надымский профессиональный колледж»

Методические указания

к практическим занятиям

для студентов специальности Дошкольное образование

Составитель: педагог- воспитатель

Доржиева С.В.

Надым 2020

Тема 1. Основы педиатрии

Определение гигиенических требований к организации внешней среды в дошкольных

организациях

Тема 2.

Физиолого-гигиенические обоснования режима дня

Определение гигиенических требований к организации режима дня в дошкольных

организациях

Тема 3. Особенности рационального питания

Выяснение показателей рационального питания детей

Тема 4. Гигиена физического воспитания детей

Организация системы закаливания в дошкольных организациях

Определение отклонений в физическом развитии ребенка

Тема 5. Здоровый и больной органзим

Определение критериев и факторов, определяющих здоровье ребенка

Выявление причин, признаков и способов профилактики неврозов

Тема 6. Детские болезни и их профилактика

Изучение заболеваний с воздушно-капельным путем передачи

Изучение заболеваний с фекально-оральным механизмом передачи

Тема 7. Лечебно-профилактическая работа в дошкольных организациях

Формирование умений оказания ПМП пострадавшему

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящие методические указания по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на

укрепление здоровья ребенка и его физического развития МДК 01.01 Медико-

биологические и социальные основы здоровья для специальности 44.02.01 Дошкольное

образование составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Практические занятия направлены на экспериментальное подтверждение теоретических

положений и формирование практических умений.

Целью практических занятий является закрепление теоретических знаний и приобретение

практических умений и навыков.

В результате выполнения практических заданий студент должен:

уметь:

определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и

развития детей раннего и дошкольного возраста;

планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с

возрастом и режимом работы образовательной организации;

организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательной организации,

определять способы введения ребенка в условия образовательной организации;

создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации

сна в соответствии с возрастом;

проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки,

закаливание, физкультурные досуги, праздники) с учетом анатомо-физиологических

особенностей детей и санитарно-гигиенических норм;

проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование,

материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;

использовать спортивный инвентарь и оборудование в ходе образовательного процесса;

показывать детям физические упражнения, ритмические движения под музыку;

определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии

каждого ребенка в период пребывания в образовательной организации;

определять способы педагогической поддержки воспитанников;

анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон),

мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки,

закаливание, физкультурные досуги, праздники) в условиях образовательной

организации;

знать:

теоретические основы и методику планирования мероприятий по физическому

воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста;

особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) и

мероприятий двигательного режима (утренней гимнастики, занятий, прогулок,

закаливания, физкультурных досугов и праздников);

теоретические основы режима дня;

методику организации и проведения умывания, одевания, питания, сна в соответствии с

возрастом;

теоретические основы двигательной активности;

основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий;

методы, формы и средства физического воспитания и развития ребенка раннего и

дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима;

особенности детского травматизма и его профилактику;

требования к организации безопасной среды в условиях дошкольной образовательной

организации;

требования к хранению спортивного инвентаря и оборудования, методику их

использования;

наиболее распространенные детские болезни и их профилактику;

особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии;

основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического

благополучия детей;

особенности адаптации детского организма к условиям образовательной организации;

теоретические основы и методику работы воспитателя по физическому воспитанию;

методику проведения диагностики физического развития детей;

иметь практический опыт:

планирования режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок,

закаливания, физкультурных досугов и праздников;

организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон),

направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья;

организации и проведения утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих

процедур, физкультурных досугов и праздников в соответствии с возрастом детей;

организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их

пребывания в образовательной организации;

взаимодействия с медицинским персоналом образовательной организации по вопросам

здоровья детей;

диагностики результатов физического воспитания и развития;

наблюдения и анализа мероприятий по физическому воспитанию;

разработки предложений по коррекции процесса физического воспитания.

Методические рекомендации могут быть использованы для практических занятий

обучающихся.

Практическая работа № 1

Тема 1. Основы педиатрии

Тема:

«Определение гигиенических требований к организации внешней среды

дошкольных образовательных организаций».

Цели:

1.

Изучить основные гигиенические требования к организации внешней среды в

дошкольных образовательных организациях.

2.

Формирование практических навыков анализировать требования СанПиН к организации

внешней среды в дошкольных образовательных организациях.

3.

Формирование общих компетенций ОК 4.: осуществлять поиск, анализ и оценку

информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития и ОК 11.: строить профессиональную

деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Оснащение:

рекомендуемые информационные источники:

1.

Голубев В.В,, Макарова Л.В. Медико-биологические и социальные основы здоровья детей

дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования/ – 2-е изд.,

стереотипное, - М., Издательский центр «Академия», 2018г.

Студент должен знать:

требования к организации безопасной среды в условиях дошкольной образовательной

организации.

Студент должен уметь:

анализировать учебный материал, выделять главное, использовать полученные знания о

соблюдении санитарного законодательства при прохождении педагогической практики в

ДОО.

Методические указания:

1.

Изучить материал учебника - Голубев В.В,, Макарова Л.В. Медико-биологические и

социальные основы здоровья детей дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений

сред. Проф. образования/ – 2-е изд., стереотипное, - М., Издательский центр «Академия»,

2018г., с – 11-36.

2.

Провести анализ материала раздела.

3.

Выполнить работу.

Порядок выполнения работы

1.

Используя изученный учебный материал, ответьте на вопросы:

а) в чем значение гигиенических требований СанПиНов, ГОСТов к организации внешней

среды в ДОО?

б) какие гигиенические требования предъявляются к организации внешней среды

дошкольных учебных организаций?

2.

Опишите по плану ответы на вопросы:

а) гигиенические требования к планировке дошкольных организаций;

б) гигиенические требования к оборудованию помещений в дошкольных организациях;

оборудованию игральных и групповых комнат;

оборудованию спален;

оборудованию приемной и раздевальни;

оборудованию туалетных комнат;

воздушной среде;

тепловому режиму;

организации водоснабжения;

в) требования к ДОО и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Сделайте общий вывод по работе.

Результат деятельности: конспект в тетради.

Защита: письменная.

Критерии оценки (Приложение 1):

Практическая работа № 2

Тема 2. Физиолого-гигиенические обоснования режима дня

Тема:

«Определение гигиенических требований к организации режима дня в детской

образовательной организации».

Цели:

1.

Закрепить знание основных гигиенических требований к организации режима дня в

детской организации.

2.

Формирование практических навыков анализировать программные задачи по разделам.

3.

Формирование общих компетенций ОК 4.: осуществлять поиск, анализ и оценку

информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития и ОК 11.: строить профессиональную

деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм и профессиональных

компетенций ПК 1.2.: проводить режимные моменты в соответствии с возрастом и ПК

5.1.: разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей

возраста, группы и отдельных воспитанников.

Оснащение:

рекомендуемые информационные источники:

1.

Голубев В.В,, Макарова Л.В. Медико-биологические и социальные основы здоровья детей

дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования/ – 2-е изд.,

стереотипное, - М., Издательский центр «Академия», 2018г.

Студент должен знать:

особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) и

мероприятий двигательного режима (утренней гимнастики, занятий, прогулок,

закаливания, физкультурных досугов и праздников);

теоретические основы режима дня;

методику организации и проведения умывания, одевания, питания, сна в соответствии с

возрастом;

требования к организации безопасной среды в условиях дошкольной образовательной

организации;

особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения.

Студент должен уметь:

организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательной организации,

определять способы введения ребенка в условия образовательной организации;

создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации

сна в соответствии с возрастом;

анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон),

мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки,

закаливание, физкультурные досуги, праздники) в условиях образовательной организации.

Методические указания:

1.

Изучить материал учебника - Голубев В.В,, Макарова Л.В. Медико-биологические и

социальные основы здоровья детей дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений

сред. Проф. образования/ – 2-е изд., стереотипное, - М., Издательский центр «Академия»,

2018г., с – 41-46.

2.

Провести анализ материала раздела:

обратите внимание на то, какие основные типы режимов существуют в дошкольных

организациях;

каковы функции медицинского и педагогического персонала при приеме детей и в период

адаптации к условиям дошкольной организации.

3. Изучите общие положения к организации правильного режима дня.

2.

Выполнить работу.

Порядок выполнения работы

1.

Объясните понятие «правильный режим дня».

2.

Какие составляющие правильного режима дня вам известны?

3.

Используя изученный учебный материал, ответьте на вопрос:

- Какие гигиенические требования предъявляются к организации правильного режима дня

по плану:

а) гигиена учебной деятельности;

б) гигиенические требования к трудовой деятельности;

в) гигиенические требования к прогулкам и экскурсиям;

г) гигиенические требования к игрушкам;

д) гигиенические требования к организации сна детей.

4. Сформулируйте общий вывод по работе: объясните значение режима дня для ребенка?

Результат деятельности: конспект в тетради.

Защита: письменная.

Критерии оценки (Приложение 1):

Практическая работа № 3

Тема 3. Особенности рационального питания

Тема: Выяснение показателей рационального питания детей.

Цели:

1.

Изучить гигиенические условия рационального питания, режим питания детей разных

возрастных периодов, необходимых для сохранения и укрепления здоровья ребенка.

2.

Формирование общих компетенций ОК 4.: осуществлять поиск, анализ и оценку

информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития и ОК 11.: строить профессиональную

деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм и профессиональных

компетенций ПК 1.2.: проводить режимные моменты в соответствии с возрастом и ПК

5.1.: разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей

возраста, группы и отдельных воспитанников.

Оснащение:

рекомендуемые информационные источники:

1.

Голубев В.В,, Макарова Л.В. Медико-биологические и социальные основы здоровья детей

дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования/ – 2-е изд.,

стереотипное, - М., Издательский центр «Академия», 2018г.

таблицы «Пищевые продукты», «Примерные показатели суточной потребности ребенка в

питательных веществах».

Студент должен знать:

особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон);

методику организации и проведения умывания, одевания, питания, сна в соответствии с

возрастом.

Студент должен уметь:

создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации

сна в соответствии с возрастом;

анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) в

условиях образовательной организации.

Методические указания:

1.

Изучить материал учебника - Голубев В.В,, Макарова Л.В. Медико-биологические и

социальные основы здоровья детей дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений

сред. Проф. образования/ – 2-е изд., стереотипное, - М., Издательский центр «Академия»,

2018г., с – 62-63, с – 75-81.

2.

Провести анализ материала раздела «Основы рационального питания», выполните

задания; сделайте вывод по работе.

Порядок выполнения работы

1.

Сформулируйте понятие «рациональное питание».

2.

Укажите значение рационального питания в жизни ребенка.

3.

Перечислите основные составляющие рационального питания.

4.

Перечислите требования к составу пищи ребенка.

5.

Укажите, какие гигиенические навыки приема пищи необходимо воспитывать у детей.

6.

Сформулируйте общий вывод по работе.

Результат деятельности: конспект в тетради.

Защита: письменная.

Критерии оценки (Приложение 1):

Практическая работа № 4

Тема 4. Гигиена физического воспитания детей

Тема: «Организация системы закаливания в дошкольных организациях».

Цели:

1.

Изучить основные принципы и способы закаливания, его влияние на организм ребенка.

2.

Формирование практических навыков по созданию условий для сохранения и укрепления

здоровья, воспитание потребности у детей в здоровом образе жизни.

3.

Формирование общих компетенций ОК 4.: осуществлять поиск, анализ и оценку

информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития; ОК 7.: ставить цели, мотивировать

деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на

себя ответственности за качество образовательного процесса; ОК 10.: осуществлять

профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей и ОК

11.: строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых

норм и профессиональных компетенций ПК 1.1.: планировать мероприятия, направленные

на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие; ПК 1.2.: проводить режимные

моменты в соответствии с возрастом и ПК 1.4.: осуществлять педагогическое наблюдение

за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского

работника об изменениях в его самочувствии.

Оснащение:

рекомендуемые информационные источники:

1.

Голубев В.В,, Макарова Л.В. Медико-биологические и социальные основы здоровья детей

дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования/ – 2-е изд.,

стереотипное, - М., Издательский центр «Академия», 2018г.

Студент должен знать:

теоретические основы и методику планирования мероприятий по физическому

воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста;

особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) и

мероприятий двигательного режима (утренней гимнастики, занятий, прогулок,

закаливания, физкультурных досугов и праздников);

теоретические основы двигательной активности;

требования к организации безопасной среды в условиях дошкольной образовательной

организации;

особенности адаптации детского организма к условиям образовательной организации.

Студент должен уметь:

организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательной организации,

определять способы введения ребенка в условия образовательной организации;

проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование,

материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;

определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии

каждого ребенка в период пребывания в образовательной организации;

определять способы педагогической поддержки воспитанников;

анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон),

мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки,

закаливание, физкультурные досуги, праздники) в условиях образовательной организации.

Методические указания:

1.

Изучить материал учебника - Голубев В.В,, Макарова Л.В. Медико-биологические и

социальные основы здоровья детей дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений

сред. Проф. образования/ – 2-е изд., стереотипное, - М., Издательский центр «Академия»,

2018г., с – 163-176, доп. Источники информации.

2.

Ознакомьтесь с основными принципами закаливающих процедур, факторами закаливания,

основными правилами закаливания организма ребенка.

3.

Выполните работу, используя инструктивную карточку.

Порядок выполнения работы

1.

Дайте определение понятия «закаливание».

2.

Объясните значение закаливания для организма ребенка.

3.

Ответьте на вопросы:

1.

Перечислите основные принципы проведения закаливания организм ребенка.

2.

Укажите основные факторы закаливания.

3.

Перечислить общие требования к закаливающим процедурам.

4.

Назовите основные правила проведения закаливающих процедур.

4.

Сформулируйте общий вывод по работе.

Результат деятельности: конспект в тетради.

Защита: письменная.

Критерии оценки (Приложение 1):

Практическая работа № 5

Тема 4. Гигиена физического воспитания детей

Тема:

Определение отклонений в физическом развитии ребенка.

Цель:

1.

Изучить виды отклонений в опорно-двигательном аппарате детей; причины и симптомы

этих отклонений; меры профилактики этих нарушений.

2.

Формирование практических навыков по созданию условий для сохранения и укрепления

здоровья, воспитание потребности у детей в здоровом образе жизни.

3.

Формирование общих компетенций ОК 3.: оценивать риски и принимать решения в

нестандартных ситуациях; ОК 4.: осуществлять поиск, анализ и оценку информации,

необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и

личностного развития; ОК 10.: осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать

охрану жизни и здоровья детей и ОК 11.: строить профессиональную деятельность с

соблюдением регулирующих ее правовых норм и профессиональных компетенций ПК

1.1.: планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его

физическое развитие; ПК 1.2.: проводить режимные моменты в соответствии с возрастом;

ПК 1.3.: проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения

двигательного режима; ПК 1.4.: осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием

здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об

изменениях в его самочувствии; ПК 5.1.: Проводить мероприятия по физическому

воспитанию в процессе выполнения двигательного режима и ПК 5.3.: систематизировать и

оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного

образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа

деятельности других педагогов.

Оснащение:

рекомендуемые информационные источники:

1.

Голубев В.В,, Макарова Л.В. Медико-биологические и социальные основы здоровья детей

дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования/ – 2-е изд.,

стереотипное, - М., Издательский центр «Академия», 2018г.

рисунки по теме;

инструктивные карточки.

Студент должен знать:

теоретические основы и методику планирования мероприятий по физическому

воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста;

особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) и

мероприятий двигательного режима (утренней гимнастики, занятий, прогулок,

закаливания, физкультурных досугов и праздников);

теоретические основы двигательной активности;

основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий;

методы, формы и средства физического воспитания и развития ребенка раннего и

дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима;

особенности детского травматизма и его профилактику;

требования к организации безопасной среды в условиях дошкольной образовательной

организации;

требования к хранению спортивного инвентаря и оборудования, методику их

использования;

основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического

благополучия детей;

теоретические основы и методику работы воспитателя по физическому воспитанию;

методику проведения диагностики физического развития детей.

Студент должен уметь:

определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и

развития детей раннего и дошкольного возраста;

планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с

возрастом и режимом работы образовательной организации;

проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки,

закаливание, физкультурные досуги, праздники) с учетом анатомо-физиологических

особенностей детей и санитарно-гигиенических норм;

проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование,

материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;

использовать спортивный инвентарь и оборудование в ходе образовательного процесса;

показывать детям физические упражнения, ритмические движения под музыку;

определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии

каждого ребенка в период пребывания в образовательной организации;

определять способы педагогической поддержки воспитанников;

анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон),

мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки,

закаливание, физкультурные досуги, праздники) в условиях образовательной организации.

Методические указания:

1.

Изучить материал учебника - Голубев В.В,, Макарова Л.В. Медико-биологические и

социальные основы здоровья детей дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений

сред. Проф. образования/ – 2-е изд., стереотипное, - М., Издательский центр «Академия»,

2018г., с – 98-105.

2.

Рассмотрите виды нарушений опорно-двигательного аппарата на рисунках и таблицах.

3.

В ходе работы устно ответьте на вопросы:

1.

Чем образован опорно-двигательный аппарат человека?

2.

Что означает понятие «дефекты развития»?

3.

Объясните причины нарушений в развитии опорно-двигательного аппарата.

Порядок выполнения работы

1.

Сформулируйте определение понятиям: «физическое развитие», «сколиоз»,

«плоскостопие».

2.

Приведите примеры отклонений физического развития детей.

3.

Укажите характеристику нарушений двигательного аппарата по плану:

- название заболевания; их признаки; причины; виды;

- способы профилактики.

4.

Укажите факторы, влияющие на правильное развитие опорно-двигательного аппарата у

детей.

5.

Сформулируйте общий вывод по работе.

Результат деятельности: конспект в тетради.

Защита: письменная.

Критерии оценки (Приложение 1):

Практическая работа № 6

Тема 5. Здоровый и больной организм

Тема:

«Определение критерий и факторов, определяющих здоровье ребенка».

Цели:

1.

Изучить критерии и факторы, определяющие здоровье ребенка.

2.

Формирование практических навыков по созданию условий для сохранения и укрепления

здоровья, воспитание потребности у детей в здоровом образе жизни.

3.

Формирование общих компетенций ОК 4.: осуществлять поиск, анализ и оценку

информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития и ОК 11.: строить профессиональную

деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм и профессиональных

компетенций ПК 1.4.: осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья

каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в

его самочувствии и ПК 5.3.: систематизировать и оценивать педагогический опыт и

образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения

профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Оснащение:

рекомендуемые информационные источники:

1.

Голубев В.В,, Макарова Л.В. Медико-биологические и социальные основы здоровья детей

дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования/ – 2-е изд.,

стереотипное, - М., Издательский центр «Академия», 2018г.

Студент должен знать:

основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий;

требования к организации безопасной среды в условиях дошкольной образовательной

организации;

основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического

благополучия детей;

теоретические основы и методику работы воспитателя по физическому воспитанию;

методику проведения диагностики физического развития детей.

Студент должен уметь:

определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и

развития детей раннего и дошкольного возраста;

определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии

каждого ребенка в период пребывания в образовательной организации;

определять способы педагогической поддержки воспитанников.

Методические указания:

1.

Изучить материал учебника - Голубев В.В,, Макарова Л.В. Медико-биологические и

социальные основы здоровья детей дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений

сред. Проф. образования/ – 2-е изд., стереотипное, - М., Издательский центр «Академия»,

2018г., с – 4-10.

2.

Выясните, в чем заключается комплексная оценка здоровья ребенка?

3.

Обратите внимание на то, какова роль критериев и факторов в определении групп

здоровья?

Порядок выполнения работы

1.

Используя учебный материал, дайте определение понятия «здоровье».

2.

Укажите, какие критерии здорового организма вам известны.

3.

Перечислите факторы, влияющие на здоровье детей.

4.

Назовите группы здоровья детей и охарактеризуйте их.

5.

Объясните, какие методы используются для оценки физического развития ребенка?

6.

Сформулируйте общий вывод по работе.

Результат деятельности: конспект в тетради.

Защита: письменная.

Критерии оценки (Приложение 1):

Практическая работа № 7

Тема 5. Здоровый и больной организм

Тема: «Выявление причин, признаков и способов профилактики неврозов».

Цели:

1.

Изучить виды нарушений в работе нервной системы, причины и симптомы этих

заболеваний, способы их предотвращения.

2.

Формирование практических навыков по созданию условий для сохранения и укрепления

здоровья, воспитание потребности у детей в здоровом образе жизни.

3.

Формирование общих компетенций ОК 3.: оценивать риски и принимать решения в

нестандартных ситуациях; ОК 4.: осуществлять поиск, анализ и оценку информации,

необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и

личностного развития; ОК 10.: осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать

охрану жизни и здоровья детей и ОК 11.: строить профессиональную деятельность с

соблюдением регулирующих ее правовых норм и профессиональных компетенций ПК

1.1.: планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его

физическое развитие; ПК 1.2.: проводить режимные моменты в соответствии с возрастом;

ПК 1.3.: проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения

двигательного режима; ПК 1.4.: осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием

здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об

изменениях в его самочувствии; ПК 5.1.: Проводить мероприятия по физическому

воспитанию в процессе выполнения двигательного режима и ПК 5.3.: систематизировать и

оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного

образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа

деятельности других педагогов.

Оснащение:

рекомендуемые информационные источники:

1.

Голубев В.В,, Макарова Л.В. Медико-биологические и социальные основы здоровья детей

дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования/ – 2-е изд.,

стереотипное, - М., Издательский центр «Академия», 2018г.

Студент должен знать:

основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий;

требования к организации безопасной среды в условиях дошкольной образовательной

организации;

основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического

благополучия детей;

наиболее распространенные детские болезни и их профилактику;

особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии.

Студент должен уметь:

определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии

каждого ребенка в период пребывания в образовательной организации;

определять способы педагогической поддержки воспитанников.

Методические указания:

1.

Изучить материал учебника - Голубев В.В,, Макарова Л.В. Медико-биологические и

социальные основы здоровья детей дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений

сред. Проф. образования/ – 2-е изд., стереотипное, - М., Издательский центр «Академия»,

2018г., с – 85-95.

2.

Обратите внимание на вопросы о возрастных особенностях психики ребенка.

3.

Особое внимание уделите видам нарушений в психике ребенка и способам профилактики

неврозов.

Порядок выполнения работы

1.

Дайте определение понятиям «нервный стресс», «невроз».

2.

Приведите примеры функциональных нарушении в работе ВНД детей.

3.

Охарактеризуйте нарушения в работе нервной системы ребенка по плану:

- название основных форм неврозов, их проявления;

- факторы, вызывающие эти нарушения;

- условия, необходимые для ликвидации неадекватных форм поведения.

4.

Решите педагогическую задачу:

приведите пример поведения ребенка с нарушениями поведения, опишите ситуацию и

объясните правила поведения педагога в отношении таких детей.

5.

Объясните профилактические меры по предупреждению неврозов?

6.

Сформулируйте общий вывод по работе.

Результат деятельности: конспект в тетради.

Защита: письменная.

Критерии оценки (Приложение 1):

Практическая работа № 8

Тема 6. Детские болезни и их профилактика

Тема:

«Изучение заболеваний с воздушно-капельным путем передачи».

Цели:

1.

Изучить причины и источники заражения, симптомы и меры профилактики заболеваний с

воздушно-капельным путем передачи.

2.

Формирование практических навыков по созданию условий для сохранения и укрепления

здоровья, воспитание потребности у детей в здоровом образе жизни.

3.

Формирование общих компетенций ОК 10.: осуществлять профилактику травматизма,

обеспечивать охрану жизни и здоровья детей и ОК 11.: строить профессиональную

деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм и профессиональных

компетенций ПК 1.1.: планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья

ребенка и его физическое развитие; ПК 1.2.: проводить режимные моменты в

соответствии с возрастом; ПК 1.4.: осуществлять педагогическое наблюдение за

состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского

работника об изменениях в его самочувствии и ПК 5.3.: систематизировать и оценивать

педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования

на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности

других педагогов.

Оснащение:

рекомендуемые информационные источники:

1.

Голубев В.В,, Макарова Л.В. Медико-биологические и социальные основы здоровья детей

дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования/ – 2-е изд.,

стереотипное, - М., Издательский центр «Академия», 2018г.

Студент должен знать:

требования к организации безопасной среды в условиях дошкольной образовательной

организации;

наиболее распространенные детские болезни и их профилактику;

основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического

благополучия детей;

Студент должен уметь:

определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии

каждого ребенка в период пребывания в образовательной организации;

определять способы педагогической поддержки воспитанников;

основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического

благополучия детей.

Методические указания:

1.

Изучить материал учебника - Голубев В.В,, Макарова Л.В. Медико-биологические и

социальные основы здоровья детей дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений

сред. Проф. образования/ – 2-е изд., стереотипное, - М., Издательский центр «Академия»,

2018г., с – 177-198.

2.

Обратите внимание на характеристику патогенных микроорганизмов.

3.

Изучите способы передачи инфекции; пути проникновения инфекции в организм;

источники заражения инфекционными болезнями.

4.

Объясните, какие основные меры профилактики необходимо соблюдать для

предотвращения инфекции?

5.

Выполните отчетные задания практической работы.

Порядок выполнения работы

1.

Сформулируйте определение понятиям: «инфекционное заболевание», «эпидемия».

2.

Перечислите инфекционные заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем.

3.

Укажите, в чем опасность воздушно-капельных инфекций?

4.

В качестве подробного изучения темы заполните таблицу (или опишите по плану).

Таблица «Заболевания с воздушно-капельным путем передачи»

Название заболевания

Симптомы заболевания

Способы лечения

Меры профилактики

5.

Сформулируйте общий вывод по практической работе.

Результат деятельности: конспект в тетради.

Защита: письменная.

Критерии оценки (Приложение 1):

Практическая работа № 9

Тема 6. Детские болезни и их профилактика

Тема: «Изучение заболеваний с фекально-оральным механизмом передачи».

Цели:

1.

Изучить причины и источники заражения, симптом, меры профилактики заболеваний с

фекально-оральным механизмом передачи.

2.

Формирование практических навыков по созданию условий для сохранения и укрепления

здоровья, воспитание потребности у детей в здоровом образе жизни.

3.

Формирование общих компетенций ОК 1.: понимать сущность и социальную значимость

своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК. 2.: организовывать

собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач,

оценивать их эффективность и качество; ОК 3.: оценивать риски и принимать решения в

нестандартных ситуациях; ОК 10.: осуществлять профилактику травматизма,

обеспечивать охрану жизни и здоровья детей и ОК 11.: строить профессиональную

деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм и профессиональных

компетенций ПК 1.1.: планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья

ребенка и его физическое развитие; ПК 1.2.: проводить режимные моменты в

соответствии с возрастом; ПК 1.4.: осуществлять педагогическое наблюдение за

состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского

работника об изменениях в его самочувствии и ПК 5.3.: систематизировать и оценивать

педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования

на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности

других педагогов.

Оснащение:

рекомендуемые информационные источники:

1.

Голубев В.В,, Макарова Л.В. Медико-биологические и социальные основы здоровья детей

дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования/ – 2-е изд.,

стереотипное, - М., Издательский центр «Академия», 2018г.

рисунки по теме, таблицы;

инструктивные карточки.

Студент должен знать:

требования к организации безопасной среды в условиях дошкольной образовательной

организации;

наиболее распространенные детские болезни и их профилактику;

основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического

благополучия детей.

Студент должен уметь:

определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии

каждого ребенка в период пребывания в образовательной организации;

определять способы педагогической поддержки воспитанников;

анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон),

мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки,

закаливание, физкультурные досуги, праздники) в условиях образовательной

организации;

Методические указания:

1.

Изучить материал учебника - Голубев В.В,, Макарова Л.В. Медико-биологические и

социальные основы здоровья детей дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений

сред. Проф. образования/ – 2-е изд., стереотипное, - М., Издательский центр «Академия»,

2018г., с – 198-204.

2.

Обратите внимание на способы передачи инфекции; пути проникновения инфекции в

организм; источники заражения инфекционными болезнями.

3.

Объясните, какие основные меры профилактики необходимо соблюдать для

предотвращения инфекции с фекально-оральным механизмом передачи?

Порядок выполнения работы

1.

Сформулируйте определение понятиям: «фекально-оральный механизм передачи»,

«инкубационный период».

2.

Перечислите инфекционные болезни, которые относятся к заболеваниям с фекально-

оральным механизмом передачи?

3.

Укажите, в чем опасность данного типа инфекций?

4.

В качестве подробного изучения темы заполните таблицу (или опишите по плану).

Таблица «Заболевания с фекально-оральным механизмом передачи»

Название заболевания

Симптомы заболевания

Способы лечения

Меры профилактики

5.

Сформулируйте общий вывод по практической работе.

Результат деятельности: конспект в тетради.

Защита: письменная.

Критерии оценки (Приложение 1):

Практическая работа № 10

Тема 7. Лечебно-профилактическая работа в дошкольных организациях

Тема: «Формирование умений оказания ПМП пострадавшему».

Цели:

1.

Изучить виды и причины травм, кровотечений.

2.

Научиться классифицировать кровотечения и травмы.

3.

Ознакомиться с основными принципами оказания первой доврачебной помощи.

2.

Формирование практических навыков по созданию условий для сохранения и укрепления

здоровья.

3.

Формирование общих компетенций ОК 1.: понимать сущность и социальную значимость

своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК. 2.: организовывать

собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач,

оценивать их эффективность и качество; ОК 3.: оценивать риски и принимать решения в

нестандартных ситуациях; ОК 10.: осуществлять профилактику травматизма,

обеспечивать охрану жизни и здоровья детей и ОК 11.: строить профессиональную

деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм и профессиональных

компетенций ПК 1.1.: планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья

ребенка и его физическое развитие; ПК 1.2.: проводить режимные моменты в

соответствии с возрастом; ПК 1.4.: осуществлять педагогическое наблюдение за

состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского

работника об изменениях в его самочувствии и ПК 5.3.: систематизировать и оценивать

педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования

на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности

других педагогов.

Оснащение:

рекомендуемые информационные источники:

1.

Голубев В.В,, Макарова Л.В. Медико-биологические и социальные основы здоровья детей

дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования/ – 2-е изд.,

стереотипное, - М., Издательский центр «Академия», 2018г.

перевязочный материал;

средства антисептики;

таблицы «Оказание ПМП»;

инструктивная карточка.

Студент должен знать:

особенности детского травматизма и его профилактику;

требования к организации безопасной среды в условиях дошкольной образовательной

организации;

основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического

благополучия детей;

теоретические основы и методику работы воспитателя по физическому воспитанию.

Студент должен уметь:

проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование,

материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;

определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии

каждого ребенка в период пребывания в образовательной организации;

определять способы педагогической поддержки воспитанников;

анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон),

мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки,

закаливание, физкультурные досуги, праздники) в условиях образовательной

организации;

Методические указания:

1.

Изучить материал учебника - Голубев В.В,, Макарова Л.В. Медико-биологические и

социальные основы здоровья детей дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений

сред. Проф. образования/ – 2-е изд., стереотипное, - М., Издательский центр «Академия»,

2018г., с – 205-228.

2.

Обратите внимание на признаки, лежащие в основе классификации ран.

3.

Рассмотрите на таблицах общие принципы оказания первой доврачебной помощи.

4.

Выполните задания практической работы, используя инструктивную карточку.

Порядок выполнения работы

1.

Сформулируйте определение понятиям: «рана», «первая доврачебная помощь».

2.

Укажите, что такое асептика и антисептика? Перечислите, что к ним относится?

3.

Назовите известные вам виды травм и ран.

4.

Объясните признаки, по которым вы сможете классифицировать травму или рану?

5.

В качестве закрепления темы приведите пример основных принципов оказания первой

доврачебной помощи при ране.

6.

Работая в паре «окажите первую медицинскую помощь друг другу, оцените качество

выполнения работы напарника; выставьте оценку и прокомментируйте ее.

7.

Сформулируйте общий вывод по работе.

Результат деятельности: конспект в тетради.

Защита: письменная.

Критерии оценки (Приложение 1):

Приложение 1

Критерии оценивания практической работы

Шкала оценивания

Критерии оценки

5

(отлично)

Все задания выполнены правильно, возможна одна неточность или описка, не являющаяся

следствием незнания или непонимания учебного материала. Работа выполнена

самостоятельно. Работа сдана с соблюдением всех сроков. Соблюдены все правила

оформления отчета.

4 (хорошо)

Все задания выполнены правильно, но недостаточны обоснования, рассуждения,

допущены одна ошибка или два – три недочета. Обучающийся единожды обращается за

помощьюпреподавателя. Работа сдана в срок (либо с опозданием на два - три занятия).

Есть некоторые недочеты в оформлении отчета.

3

(удовлетворительно)

В заданиях допущены более одной ошибки или более трех недочетов, но обучающийся

владеет обязательными умениями по проверяемой теме. Обучающийся многократно

обращается за помощью преподавателя. Работа сдана с опозданием более трех занятий. В

оформлении отчета есть отклонения и не во всем соответствует предъявляемым

требованиям.

2

(неудовлетворительно)

Выполнено меньше половины предложенных заданий, допущены существенные ошибки,

показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по данной теме в

полном объеме. Обучающийся выполняет работу с помощью преподавателя. Работа сдана

с нарушением всех сроков. Много нарушений правил оформления.



В раздел образования