Напоминание

Сценарий внеклассного мероприятия "Ясноглазая Русь" (урок мужества)


Автор: Любовь Егоровна Пермякова
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ НСО
Населённый пункт: город Куйбышев
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий внеклассного мероприятия "Ясноглазая Русь" (урок мужества)
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Ясноглазая Русь» - занятие творческого объединения

«Литературная гостиная»

(урок мужества)

Цель: формирование гражданско-патриотических качеств личности студентов через

обращение к произведениям искусства

Задачи:

-патриотическое воспитание через приобщение к произведениям, героем которых

является Алеша – «защитник»;

- развитие читательской культуры, творческого потенциала студентов,

коммуникативных навыков через анализ произведений;

- воспитание эстетического чувства, эмоциональной отзывчивости через выявление

типологической общности и своеобразия видов искусства;

- совершенствование эстетического и эмоционально-образного восприятия

произведений литературы, музыки, живописи, театра, кино;

- отработка приёмов творческого и аналитического чтения художественных и

публицистических текстов;

- развиватие литературно-творческих и коммуникативных способностей .

Виды деятельности:

Использование межпредметных связей литературы и других видов искусства выполняет

развивающую функцию, содействует выработке у школьников таких качеств, как

активность и точность эмоциональной реакции, образная конкретизация слова в

зрительных

ассоциациях,

концепционное

восприятие

композиции

произведения

искусства, а также способность динамического переключения восприятия при общении с

разными видами искусства.

Реализация намеченных образовательных и развивающих целей предполагает включение

в процесс обучения на

занятиях историко-культурного и теоретико-литературного

материала. Педагогически обработанные сведения по истории, теории литературы,

искусствоведению выступают в качестве инструмента постижения произведений, а также

как средство эстетического развития учащихся.

Слайд №1

1.

Дух русского народа

1.Отрывок из мультфильма об Алеше Поповиче. Слайд №2

Слайд №3

Музыка «Славянская, боевая»

Среди рек синих-синих,

Где в березах земля,

Сердцу шепчет Россия:

«Это я, это я»!,

Где от ветра лихого

Круголет головы,

Звуки русского слова,

Терпкий запах травы

Т. Карелина

Музыку постепенно убираем

Начать разговор о мужестве, его природе и истоках хочется с обращения к древним

преданиям и легендам, воплощенным в произведениях литературного, музыкального и

изобразительного искусства. Вот первое из них: картина Виктора Васнецова «Богатыри».

Музыку прибавляем

Слайд №4

2. "Богатыри" - самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это

мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому - картина, призванная выразить

дух русского народа.

"Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью... но они

всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!

Они... были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом...", -

вспоминал художник.

Васнецов "дышал русскою древностью, русским древним миром, русским древним

складом, чувством и умом", - отмечал критик В. Стасов. Здесь художник

демонстрирует свое глубокое понимание Древней Руси, характеров древних

русичей.

В образе трех богатырей Васнецов воплотил заветную мечту русского народа о

непобедимом и могучем защитнике. Множество былин сложено об Илье Муромце,

Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Каждый прочитавший их, по-своему

представляет образ этих богатырей.

3. На заставе богатырской

Под городом Киевом, в широкой степи Цицарской стояла богатырская застава.

Атаманом на заставе старый Илья Муромец, податаманом Добрыня Никитич,

есаулом Алёша Попович. Три года стоят богатыри на заставе, не пропускают к

Киеву ни пешего, ни конного. Мимо них и зверь не проскользнёт, и птица не

пролетит. Раз пробегал мимо заставы горностайка, да и тот шубу свою оставил.

Пролетал

сокол,

перо

выронил.

Движениям коней, развевающимся на ветру конским гривам вторит желтый

ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи,

гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и

серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик

богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.

Музыку постепенно убираем

4.Сказка Три богатыря

Сергей Боровский

СКАЗКА О РУССКИХ БОГАТЫРЯХ

И НЕЧИСТОЙ СИЛЕ

Обгоняя скорость света,

Разум мчится сквозь века.

В глубине души поэта

За строкой бежит строка.

И ложатся на страницы,

Отряхнув седую пыль,

Чудеса и небылицы,

И загадочная быль.

Русский дух царил повсюду,

Как сначала повелось.

Никакому Чуду-юду

Здесь спокойно не жилось.

Век покоя Русь не знала,

Но совсем не поддалась -

За морями воевала,

В споре с ханами сошлась.

С давних пор ей досаждали

Кочевые племена:

И поля вокруг страдали,

И дружины, и казна.

А с проклятьем чародея

На Руси другое зло -

Огнедышащего Змея

Тёмной силой занесло:

У чудовища три пасти,

Три огромных головы.

Хуже не было напасти

По свидетельству молвы.

По болотам леший бродит,

Лес русалками кишит -

Сильных чарами изводит,

Слабых шорохом страшит.

А у города Ростова

Кто-то встретился с ягой:

Говорит – жива, здорова,

Только трудности с ногой,

Да укачивает в ступе,

И кружится голова,

И от старости в тулупе

Прохудились рукава.

Любит разные забавы

Полувысохший скелет;

Нет на лютого управы

И на Змея силы нет:

Не одну унес девицу

Он за синие моря.

Постоять за Русь-землицу

Встали три богатыря.

Слайд №5

Слева от Ильи Муромца самый младший из трех богатырей - Алеша Попович,

"напуском смелый" молодой красавец, полный отваги и смелости. Юный богатырь

держит наготове лук со вложенной стрелой. Но Алёша Попович не только воин, он

"душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, к седлу прикреплены гусли. В

краткие минуты отдыха Алеша радует своих друзей веселыми звонкими песнями.

Слайд №5

В лице видна хитринка, лукавинка. Это веселый балагур, шутник и великий

романтик. Ведь глаза-то ясные, как сама «ясноглазая Русь».

Слайд №6

Но в любой момент веселость слетит с лица героя, и он ринется в бой на защиту

родной земли. Его рука крепко держит лук, а на боку наготове колчан со стрелами

Давно сложилось убеждение, что именно Алеша Попович являет нам истинно

русского парня, не идеального (он иногда хвастлив, иногда легкомыслен, остер на

язык), но смелого, хитрого, лихого и удалого, всегда готового встать на защиту.

Ведь не случайно имя Алеша в переводе с греческого означает «защитник». Ученые

сближают его с Александром Македонским.

Поэтому сегодняшнее занятие

литературной гостиной мы посвящаем Алешам, историческим, литературным и

реальным Лешкам и Лехам, а в их лице всем действительным и потенциальным

защитникам Отечества, и назвали его «Ясноглазая Русь».

Слайд №7

Слайд №8

Я

в

любви

своей

крепкой

Лишь

тебе

признаюсь.

Ты

земля

моих

предков,

Ясноглазая

Русь.

Богатырская

сила

Из

таёжной

глуши

Небесам

обнажила

Щедрость русской души

Песня «О, моя Россия!» (Маша Ельчанинова)

Наиболее известный подвиг Алеши Поповича – победа его над Тугарином

Змеевичем.

Продолжение сказки «Три богатыря» Сергея Боровского

Музыка «Славянская боевая»

Первым

вызвался

Алеша

-

Сын

ростовского

попа.

Для

него

любая

ноша

Легче

мелкого

клопа.

Ни

один

лихой

боярин

Перед

ним

не

устоит;

Под

мечом

его

тугарин

Потерял

копьё

и

щит.

Но

едва

ли

ты

сумеешь

Чудо-юдо

одолеть,

А,

случится

одолеешь

-

Самому не уцелеть.

Как

не

станет

силы

биться

-

Пустишь

в

небо

голубка

-

Друг

на

выручку

примчится,

Взмылив

конские

бока.

Но

и

вместе

против

Змея

Вам

едва

ли

устоять

-

С

детства

он

к

тугому

луку

Приучаем

был

отцом,

И

любя

развеять

скуку,

Слыл

весёлым

молодцом.

На

уме

мечту

лелея,

В

жёны

высватать

княжну,

Одолеть

поклялся

Змея

И

собрался

на

войну.

Снарядил

седлом

высоким

Богатырского

коня,

Сам

под

поясом

широким

Сыромятного

ремня,

Слева

меч

висит

булатный,

За

плечами

лук

тугой...

И

хотел

бы

на

попятный,

Да

уж

в

стремя

стал

ногой.

Музыку

убрать

В

теремке

девица

плачет,

Тужит

ночи

у

огня;

Богатырь

по

лесу

скачет,

Медным

стременем

звеня.

Лес

всё

гуще

да

темнее,

И

тропинки

не

видать.

Где

тут

думать

о

злодее

-

Самому

б

не

пострадать.

Вот

и

конь

стреляет

ухом,

Может,

чует

где

беду?

Витязь

слез,

собрался

с

духом,

Конь

пошёл

на

поводу.

Ночь

брели,

как

будто

спьяну,

Продираясь

напролом.

Утром

вышли

на

поляну;

На

поляне

дом

не

дом

-

Кособокая

избушка

Без

окошек,

без

крыльца.

У

двери

сидит

старушка,

Неприметная с лица.

В

доме:

кот,

сова,

два

гуся...

Богатырь

хитрить

не

стал,

Говорит:

“Скажи,

бабуся,

-

Змей

давно

ли

пролетал?

Три

головки

у

злодея,

Знать,

троим

и

воевать”.

Не

послушался

Алешка,

Хоть

и

не

был

дураком.

Замелькала

путь

дорожка

Вслед

за

бабкиным

клубком.

На

десятый

день

похода

Подошли

они

к

горе:

Чёрный

дым

валит

из

входа,

Змей

шевелится

в

норе,

Черепа

вокруг

да

кости;

Конь

на

месте

не

стоит.

“Хороши

на

завтрак

гости,

-

Чудо-юдо

говорит,

-

Сорок

дней

не

ел

мясного,

Даже

брюхо

подвело.

И

ежа

бы

съел

живого,

Если

б

так

не

повезло”.

Музыка

«Любэ»

“Помолчал

бы,

жив

покуда,

-

Богатырь

ему

в

ответ,

-

У

тебя,

у

Чуда-юда,

И

зубов-то

толком

нет.

Будто

крот,

забился

в

нору

-

Выходи

на

честный

бой!”

Затрясло

большую

гору,

Из

норы

раздался

вой.

Вылез

аспид

трёхголовый

-

За

спиною

два

крыла.

Богатырь

за

лук

дубовый,

Только

стрелочка

мала

-

Не

достать

ей

сердце

Змея

-

Застревает

в

чешуе.

Защищаясь

от

злодея,

Вспомнил

витязь

о

копье:

Разогнав

коня,

наскочит,

Целя

в

голову

врага,

Да

ноздрю

едва

щекочет.

Не

врала,

видать,

яга-

Ролевые игры

под музыку «Любэ»

Голубок

стрелой

пустился

За

подмогой

в

Киев-град,

Мне

б

найти

к

нему

дорожку,

Заблудились

мы

слегка,

Да

поесть

какую

крошку,

И воды б по два глотка”.

Бабка

фыркнула

сначала,

Встав,

туда-сюда

прошлась,

Для

порядка

поворчала,

Но,

в

конце-концов,

сдалась:

“За

добро

ко

мне,

убогой,

Помогу

тебе,

милок.

Вы

не

той

пошли

дорогой;

Ты

возьми

себе

клубок.

Он

тебя

на

день

десятый

Приведёт

к

большой

горе;

Там и Змей – мой враг заклятый -

Прячет

головы

в

норе.

А

Попович

всё

рубился,

Десять

дней-ночей

подряд

Совершив обряд по Змею,

Славных

три

богатыря

От

границ

погнали

в

шею

Войско

Калина-царя.

Не

топтать

поганой

стае

Русской

матушки-земли.

За

покой

в

родимом

крае

Вои

многие

легли

-

Конным

рядом

не

прискачут,

Пешим

строем

не

дойдут;

Жёны,

матери

поплачут,

Честь

героям

отдадут;

Чтение отрывков из былины «Алеша Попович и Тугарин»

Слайд № 9

Слайд № 10

II. Литературные чтения по рассказу М.Шолохова «АЛЕШКИНО СЕРДЦЕ».

Комментарий перед чтением

Два лета подряд засуха дочерна вылизывала мужицкие поля. Два лета подряд

жестокий восточный ветер дул с киргизских степей, трепал порыжелые космы

хлебов и сушил устремленные на высохшую степь глаза мужиков и скупые,

колючие мужицкие слезы. Следом шагал голод. Алешка представлял себе его

большущим безглазым человеком: идет он бездорожно, шарит руками по поселкам,

хуторам, станицам, душит людей и вот-вот черствыми пальцами насмерть стиснет

Алешкино сердце.

У Алешки большой, обвислый живот, ноги пухлые... Тронет пальцем

голубовато-багровую икру, сначала образуется белая ямка, а потом медленно-

медленно над ямкой волдыриками пухнет кожа, и то место, где тронул пальцем,

долго наливается землянистой кровью.

Алешка пухнет с голоду.

Ранним утром, когда цветущие сибирьки рассыпают у плетней медвяный и

приторный запах, когда пчелы нетрезво качаются на их желтых цветках, а утро,

сполоснутое росою, звенит прозрачной тишиной, Алешка, раскачиваясь от ветра,

добрел до канавы, стоная, долго перелазил через нее и сел возле плетня,

припотевшего от росы. От радости сладко кружилась Алешкина голова, тосковало

под ложечкой. Потому кружилась радостно голова, что рядом с Алешкиными

голубыми и неподвижными ногами лежал еще теплый трупик жеребенка.

На-сносях была соседская кобыла. Недоглядели хозяева, и на прогоне пузатую

кобылу пырнул под живот крутыми рогами хуторской бугай, — скинула кобыла.

Тепленький, парной от крови, лежит у плетня жеребенок; рядом Алешка сидит,

упираясь в землю суставчатыми ладонями, и смеется, смеется...

Попробовал Алешка всего поднять, не под силу. Вернулся домой, взял нож.

Пока дошел до плетня, а на том месте, где жеребенок лежал, собаки склубились,

дерутся и тянут по пыльной земле розоватое мясо. Из Алешкиного перекошенного

рта: «А-а-а...» Спотыкаясь, размахивая ножом, побежал на собак. Собрал в кучу всё

до последней тоненькой кишочки, половинами перетаскал домой.

К вечеру, объевшись волокнистого мяса, умерла Алешкина сестренка —

младшая, черноглазая.

Мать на земляном полу долго лежала вниз лицом, потом встала, повернулась к

Алешке, шевеля пепельными губами:

— Бери за ноги...

Взяли. Алешка — за ноги, мать — за курчавую головку, отнесли за сад в

канаву, слегка прикидали землей.

На другой день соседский парнишка повстречал Алешку, ползущего по

проулку, сказал, ковыряя в носу и глядя в сторону:

— Лёш, а у нас кобыла жеребенка скинула, и собаки его слопали!..

Алешка, прислонясь к воротам, молчал.

— А Нюратку вашу из канавы тоже отрыли собаки, и середку у ей выжрали...

Алешка повернулся и пошел молча и не оглядываясь.

* * *

Ночью вышел Алешка в сад, долго глядел на Макарчихин двор, на лунные

брызги,

окропившие

лохматую

листву

садов,

и

тихо

побрел

к

воротам

Макарчихиного двора.

В калитку не пошел Алешка, перелез через плетень и ощупью, ползком

добрался до погреба, накрытого бурьяном и ветками.

Не видал Алешка, как из стряпки выскочила Макарчиха. Подбирая рубаху,

прыжками добежала до повозки, стоявшей посреди двора, выдернула шкворень и

— к погребу.

Разом отяжелевший кувшин скользнул из захолодавших Алешкиных пальцев и

разлетелся вдребезги, стукнувшись о край лестницы.

Комом упала Макарчиха в погреб...

Легко подняла Алешку за плечи, молча, с плотно сжатыми губами, вышла на

проулок, прошла под плетнем до речки и бросила вялое тело на ил, около воды.

На другой день — праздник Троица. У Макарчихи пол усыпан чеборцом и

богородицыной травкой. С утра пошла к Алешкиной матери.

— Долго пануешь, милая... А я, признаться, зашла узнать, не будешь ли ты

продавать свою хату? Сама знаешь — девка у меня на выданье, хотела зятя

принять... Да ты спишь, что ли?

Тронула руку — и обожглась колючим холодком. Ахнула, кинулась от мертвой

бежать, а в дверях Алешка стоит — белей мела. За косяк дверной цепляется, в

крови весь, в иле речном.

— А я живой, тетя... не убивай меня... я не буду!

* * *

Выждал Алешка, пока повернется спиною часовой, и юркнул под амбар

(доглядел еще поутру, что из щелей струею желтой сочится хлеб). Брал в

пригошню жесткое зерно, жевал жадно. Опамятовался от голоса сзади:

— Это кто тут?

— Я...

— Кто ты?

— Алешка...

— Ну, вылазь!...

Поднялся на ноги Алешка, глаза зажмурил, ждал удара, ладонями закрывая

лицо. Стояли долго... Потом голос добродушно буркнул:

— Пойдем ко мне, Алешка! У меня есть пшеница пареная.

Успел доглядеть Алешка на горбатом носу очки тусклые и улыбку, совсем не

сердитую. Очкастый зашагал, отмеряя длинными ногами, как ходулями, а Алешка

за ним поспешил, спотыкаясь и падая на руки. В заготконторе вторая дверь по

коридору направо с надписью:

«Помещается политком Синицын!»

Вошли. Очкастый зажег жирник, сел на табурет, широко разбросав ноги, а

Алешке под нос потихонечку сунул горшок с пареной пшеницей и в полбутылке

подсолнечное масло. Глядел, как двигались Алешкины скулы и на щеках его

вспухали и бегали желваки. Потом встал и взял горшок. Алешка уцепился

бородавчатыми пальцами за края. Всхлипнул, тряся головой.

— Жалко тебе, жадюга?!.

— Не жалко, дурья твоя голова, а облопаешься, издохнешь!

* * *

Солнце перевалило через кирпичные сараи, когда встал очкастый. Вышел он на

крыльцо и носом закрутил.

— От тебя воняет, Алешка?

— Я исть хочу... — буркнул Алешка и глянул на очки снизу вверх.

— Сейчас мы сварим каши, но... от тебя, Алеша Попович, все-таки воняет.

Алешка сказал просто и деловито

— Меня Макарчиха убивала, а теперь жарко, и в голове черви завелись...

Очкастый побледнел и переспросил:

— У тебя черви?

— В голове!.. Грызут дюже...

* * *

— Банда в наш округ вступила, Алексей. Как только займут станицу — ты к

нам, клуб защищать!

В конце широкой улицы — ругань, выстрелы, лошадиный визг. Прислушался

Алешка — над головой тягуче-нудное: тю-ю-уть!..

Спустя минуту другая пуля чмокнулась в ограду на аршин повыше Алешкиной

головы, облила его брызгами кирпича.

— За мной!..

Бежали. У Алешки во рту горечь и сушь, сердце не умещается в груди.

— Вот они! Двое забегли в хату!.. — крикнул Алешка.

Очкастый и Алешка лежали рядом. Перед рассветом, когда сырая темнота,

клубясь, поползла по саду, очкастый, не подымая головы, крикнул:

— Эй, вы там, сдавайтесь! А то гранату кинем!

Из хаты два выстрела. Очкастый взмахнул рукой:

— По окнам, пли!

Сухой, отчетливый залп. Еще и еще. Прячась за толстыми саманными стенами,

те двое стреляли редко, перебегая от окна к окну.

— Алешка, ты меньше меня ростом, ползи по канаве до сарая, кинешь гранату

в дверь... Иначе мы не скоро возьмем их... Вот это кольцо сдернешь и кидай, не

медли, а то убьет!..

Увидал Алешка, как из хаты к порогу метнулась женщина, собой заслонила

девочку, с криком заламывая руки: назад оглянулся — очкастый привстал на

колени, а сам белее мела; по сторонам глянул.

Понял Алешка, что ему надо делать. Зубы у Алешки большие и редкие, а у кого

зубы редкие, у того и сердце мягкое. Так говорила, бывало, Алешкина мать. На

гранату блестящую, на бутылку похожую, лег он животом, лицо ладонями закрыл...

Но очкастый метнулся к Алешке, пинком ноги отбросил его, с перекошенным

ртом мгновенно ухватил гранату, швырнул ее в сторону. Через секунду над садом

всплеснулся огненный столб, услышал Алешка грохочущий гул, стонущий крик

очкастого и почувствовал, как что-то вонюче-серное опалило ему грудь, а на глаза

навалилась густая колкая пелена.

* * *

Когда очнулся Алешка, увидал над собою зеленое — от бессонных ночей —

лицо очкастого.

Попробовал Алешка приподнять голову, но грудь обожгло болью, застонал,

засмеялся.

— Я живой... не помер...

— И не помрешь, Леня!.. Тебе помирать теперь нельзя. Вот, гляди!..

В руке очкастого билет с номером, поднес к Алешкиным глазам, читает:

— Член РКСМ, Попов Алексей... Понял, Алешка?.. На полвершка от сердца

попал тебе осколок гранаты... А теперь мы тебя вылечили, пускай твое сердце еще

постучит — на пользу рабоче-крестьянской власти.

1925

Комментарий к тексту.

III. «Белеет ли в поле пороша …»

Слайд № 11

Этот монумент всегда вызывал у меня самое искреннее волнение: солдат из камня

выглядит таким земным. Он напоминает нам о силе человеческого духа, который

победил

нацизм

и

спас

человечество

от

коричневой

чумы.

В январе 1947 года был создан общегородской инициативный комитет по строительству

памятника Советской армии в Пловдиве Было принято решение построить памятник на

холме Бунарджик, или, как его называли, Холме освободителей, рядом с памятником

русским солдатам, погибшим в годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Особую активность проявили женщины. За десять месяцев собранная сумма достигла 6

миллионов

405

тысяч

левов.

Строительство памятника поручили выдающемуся болгарскому скульптору Василу

Радославову, который стал автором фигуры солдата.

Слайд № 12

Есть несколько версий происхождения имени «Алеша», которое дали памятнику.

Методи Витанов, житель Пловдива, вспоминает те далекие 40-е годы, когда к ним в город

прибыла советская военная часть, и он познакомился с солдатом по имени Алексей

Иванович Скурлатов. Десять лет спустя, посетив строительную площадку памятника, он

увидел гранитную фигуру солдата и твердо решил, что прототипом монумента стал его

русский

приятель.

Но кто же он, Алексей Скурлатов? Один из тысяч сержантов Советской армии, участник

Великой Отечественной войны.

Есть и другая версия. В годы строительства памятника в Пловдиве показывали

художественный фильм «Падение Берлина», зрители особенно переживали за судьбу

солдата Алеши в великолепном исполнении актера Бориса Андреева. Его имя запало в

сердца

и

души

жителей

Пловдива.

Слайд № 13

В 1962 году композитор Эдуард Колмановский посетил Болгарию: «Этот прекрасный

монумент поразил меня, произвел на меня огромное впечатление». Вернувшись в Москву,

он поделился своими впечатлениями с поэтом Константином Ваншенкиным: «Я всей

своей сущностью ощущал этот памятник в Пловдиве, поскольку я сам – участник Великой

Отечественной войны. В те военные годы погибли многие мои друзья. Все это заставило

меня

написать

стихотворение

«Алеша».

По признанию поэта, он написал стихотворение «быстро, на одном дыхании».

Композитор, удивленный столь быстрым появлением стихотворения, стал работать над

музыкой. Первый вариант ему не понравился, музыкальное произведение никак не

соответствовало чувствам, которые он ощутил при встрече с «Алешей». Только три года

спустя он понял, чего ему не хватает – болгарского мотива. Он обратился к песне «Хей,

поле широко», которую услышал во время своего первого посещения Болгарии. «Я

использовал этот мотив и, наконец, получилось то, к чему я стремился», – сказал Эдуард

Колмановский.

Ансамбль песни и танца Советской армии имени Александрова первым исполнил эту

песню именно в Пловдиве, у подножия памятника, в 1967 году.

Прослушивание

песни

«Белеет

ли

в

поле

пороша»

Позднее Колмановский скажет: «Я бесконечно благодарен Болгарии, потому что она

подарила мне самое большое творческое удовольствие, о котором мечтает каждый артист

– чтобы его песни исполнялись массово. Рождение песни получается, когда ее запоют

люди, когда она становится спутником их жизни. Создание такой песни – редкое счастье,

и

такое

счастье

я

испытал

в

Болгарии,

в

Пловдиве».

Многие воспели в своих произведениях этот памятник. Как написал об «Алеше»

известный болгарский поэт Георги Константинов, где бы он ни был потом, когда ему

доводилось увидеть сверкание молний, слышать раскаты грома, когда радио доносило

тревожные новости, он всегда помнил прогноз встреченного им таксиста из Пловдива:

«Если видно Алешу, погода будет хорошей». Ну а с 1975 года в Пловдиве ежегодно

проводится фестиваль русской песни «Алеша», в нем участвуют певцы из Болгарии и

России…

На праздновании юбилея в Пловдиве строителям монумента и людям, которые не дали его

снести в недавние времена, вручили памятную медаль «50 лет памятнику советскому

солдату Алеше». Когда я возлагала цветы к подножию памятника, я спросила у стоявших

рядом со мной соотечественников, что их привело сюда? Каждый из них дал свои ответы,

но все вместе они звучат так: «Алеша – это русский человек. Это - символ борьбы против

фашизма. Он напоминает всем: «Пусть никогда не повторятся ужасы войны! Пусть всегда

будет

мир

на

этой

земле!»

Сегодня Алеша виден не только жителям Пловдива, не только «Болгарии всей», но и

России, Европе и всему миру.

Снежана Тодорова

12.11.2007

Может быть, этот монумент увековечил память и о тех Алешах, которые стали героями

стихов.

А. Дементьев «Алексей, Алешенька, сынок»

Постарела мать за тридцать лет,

А вестей от сына нет и нет.

Но она всё продолжает ждать,

Потому что верит, потому что мать.

И на что надеется она?

Много лет как кончилась война,

Много лет как все пришли назад,

Кроме мёртвых, что в земле лежат.

Сколько их в то дальнее село

Мальчиков безусых не пришло...

Раз в село прислали по весне

Фильм документальный о войне.

Все пришли в кино: и стар, и мал,

Кто познал войну и кто не знал.

Перед горькой памятью людской

Разливалась ненависть рекой.

Трудно это было вспоминать...

Вдруг с экрана сын взглянул на мать.

Мать узнала сына в тот же миг,

И пронесся материнский крик:

«Алексей, Алешенька, сынок!»,

Словно сын её услышать мог.

Он рванулся из траншеи в бой.

Встала мать прикрыть его собой,

Все боялась, вдруг он упадёт,

Но сквозь годы мчался сын вперёд.

«Алексей!» – кричали земляки,

«Алексей!» – просили, – «Добеги!»

...Кадр сменился. Сын остался жить.

Просит мать о сыне повторить.

И опять в атаку он бежит,

Жив-здоров, не ранен, не убит.

«Алексей, Алешенька, сынок»,

Словно сын её услышать мог...

Дома всё ей чудилось кино,

Все ждала – вот-вот сейчас в окно

Посреди тревожной тишины

Постучится сын её с войны.

Песня «Я остался там, на войне» (Иван Корнеев)

VI. «Пусть не прервется нить традиций»

Сегодня в этой аудитории тоже есть Алексеи. Встаньте, пожалуйста. Приветствуем их.

Среди них –Алексей Бельский, студент 310 группы физкультурного отделения, сержант

срочной службы, житель села Лягушье Доволенского района, правнук Героя Советского

Союза

тоже

Алексея

Бельского.

В

этом

же

селе

живут

и

его

друзья

и

одногруппники…………………………………………………………………

Слайд № 14

Почётный гражданин города Кишинёва гвардии полковник Бельский Алексей

Ильич

До войны Алексей Ильич работал заведующим начальной школой. В 1933-1940

годах был инспектором Купинского районо, директором школы в селе Лягушье. Учился

заочно

в

Томском

педагогическом

институте.

В мае 1940 года был призван в Красную Армию. Весной 1941 года направлен в Минское

военно-политическое училище. Но учиться пришлось недолго, началась Великая

Отечественная война. Вместе с училищем курсант Алексей Бельский отходил на восток.

В августе 1941 года после досрочного выпуска из училища младший политрук Бельский

был назначен в 160-ю стрелковую дивизию комиссаром отдельной зенитной батареи, а

затем комиссаром стрелкового батальона.

В феврале 1943 года в критической обстановке в боях на подступах к Харькову политрук

Бельский принял командование на себя и поднял бойцов в атаку.

За успешное

руководство боевыми действиями батальона, за личную храбрость, инициативу и

находчивость в февральских боях 1943 года награжден орденом Красного Знамени.

Отличился он и в первых же боях при освобождении Молдавии.

Гвардии капитан Алексей Бельский со своим штурмовым батальоном шел в авангарде

полка. Преследуя отходящего противника, батальон за один день с незначительными

боями прошел около 50 километров и первым вышел к столице Молдавии городу

Кишинёву.

Во время боёв за освобождение Кишинёва батальон Алексея Бельского первым прорвался

к центру города. За этот бой командующий 5-й ударной армии генерал-полковник

Берзарин наградил гвардии капитана Алексея Бельского орденом Отечественной войны 1-

й степени.

За день боевых действий батальон прорвал вражескую оборону, форсировал реку Пилица,

уничтожил сотни вражеских солдат и офицеров, разгромил 30 огневых точек противника.

Боевую задачу батальон с честью выполнил. Своими действиями он открыл путь в

Германию».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1945 года за образцовое

выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским

захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии майору Бельскому

Алексею Ильичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена

Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5839).

Свой боевой путь гвардии майор Алексей Бельский закончил в Берлине. Бойцы батальона,

вооруженные дымовыми шашками, автоматами и минометами, прошли по крышам

Фридрихштрассе, перепрыгивая с кровли на кровлю, и все 15 км пути методично

подавляли попадающиеся огневые точки, а также создавали дымовую завесу, под

покровом которой двигались артиллерия и танки. Этот прием вошёл в учебники по

военному искусству.

Вот такой легендарный прадед у нашего Алексея Бельского. Думаю, не случайно он

носит его имя. Вопросы Алексею:

- почему так назвали?

- какие качества прадеда передаются в вашем роду по наследству?

- какой из подвигов прадеда оцениваете выше?

- что вам дала ваша армейская служба? Не воспитывает ли она в молодых людях

жестокость?

Из этого села в колледже сегодня учатся 4 человека. Вопрос к ним:

- почему вы и ваши земляки чтут память Алексея Бельского?

V. «Ах, Леха, Леха …»

Показания гороскопа. Древнегреческое имя Алексей означает «защитник». Алексей —

спокойный, надежный и уверенный в себе человек. Он трезво оценивает свои способности

и возможности, а поэтому его можно назвать вполне счастливым человеком, так как

счастье — это когда желания совпадают с действительностью. Алексей немногословен,

принципиален и не любит громких фраз, ненавидит агрессию, но готов в любую минуту

встать на защиту, это каменная стена, за которой можно укрыться от любых житейских

бурь!

У моего Алешеньки

Сегодня день хорошенький.

Захочет опечалиться —

И то не получается.

Сегодня день особенный —

Для счастья приспособленный.

И мы с тобой поэтому

Сидим вдвоем, беседуем.

Веду я речь разумную,

Но думу свою думаю.

А дума моя женская —

Простая, всем известная:

Любить — порой до глупости,

Любить — без срока давности,

С любимым быть и в юности,

С любимым бытъ и в старости

«Ах, Леха, Леха, …» песня в исполнении вокальной группы.

Поздравления.

VI. «Я хочу тебе мира».

Слайд № 15 «Я хочу тебе мира»

Я хочу тебе мира навсегда, Русь моя,

Чтобы нива кормила и росли сыновья,

Звон стоял колокольный

В травах, полных росы,

И жила бы привольно доброта на Руси.

Т. Карелина

Рефлексия. (прочитай то, что хочешь присвоить себе)

Я - человек!

Я живу на этой Земле и храню ее традиции!

Главная тема сказок, былин, легенд, песен и стихов - отвага и подвиги защитников, их

доброта и благородство.

Хочется сохранить это и сегодня, хочется быть похожим на русских богатырей!

Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я хочу научиться заботиться о них.

Я люблю эту Землю, мой родной край и готов встать на его защиту!

Песня «Улыбнись, Россия» (Суздалева Елена)

Слайды № 16,17,18



В раздел образования