Напоминание

Духовно-нравственное воспитание молодежи на основе культурно-просветительских проектов ГБПОУ РО «Сальский медицинский техникум»


Автор: Усков Александр Владимирович
Должность: праподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РО
Населённый пункт: г. Сальск
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание молодежи на основе культурно-просветительских проектов ГБПОУ РО «Сальский медицинский техникум»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Духовно-нравственное воспитание молодежи на основе культурно-просветительских проектов

ГБПОУ РО «Сальский медицинский техникум»

Усков Александр Владимирович, преподаватель ГБПОУ РО «СМТ»

«Если мы хотим видеть Россию великой державой, имея в виду не

только уровень благосостояния и удовлетворения материальных

потребностей личности, но ее духовное величие, то нам надо, в

первую очередь, подумать о духовно-нравственном возрождении

общества, поисках нравственных ориентиров для России»

В.В. Путин.

В мире испокон веков существует одна простая истина: «за молодежью будущее

человечества», а поскольку молодежь 'это люди от 16 до 30 лет, значит, что проблемы молодого

поколения - это общечеловеческие проблемы.

В современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных

источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в

первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события

окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства

молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Духовно-нравственное, гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание

молодёжи обеспечивают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и всего

общества.

В техникуме совместно с культурными центрами города Сальска 2013 г. создана единая

Программа по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, так как эти

понятия неразрывно связаны между собой и являются одинаково важными для становления

личности.

Считаем необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а

точнее - ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим

людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям,

определяющим смысл жизни человека.

I. ФОРМЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется

групповая и индивидуальная формы работы.

Реализация программы осуществляется в течение срока обучения студентов. Программа

ориентирована на все возрастные группы обучающихся, коллектив педагогов, воспитателей,

педагогов дополнительного образования. Основными исполнителями мероприятий Программы

являются педагоги, студенты и их родители.

II. ГЛАВНЫЕ ИДЕИ ПРОГРАММЫ

С познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного и гражданско-

патриотического саморазвития, самореализации и самосовершенствования;

У

осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание

бережного отношения к собственной жизни;

У сохранение физического, нравственного здоровья и духовной безопасности человека;

•У поддержание нравственных устоев семьи: взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о

младших и старших, ответственности за другого человека;

У построение высших эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе,

основанных на любви, доброте, сострадании, честности, справедливости, милосердии и других

лучших качеств человека;

У пробуждение чувства национального самосознания и гордости, национального

достоинства;

уважения

к

другим

народам

и

их

культурам

и

умению

плодотворно

взаимодействовать с ними;

У сохранение памяти о великом подвиге нашего народа;

У укрепление патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и

духовном служении своему Отечеству, приумножении могущества своей Родины; развитие ее

материальной и духовной культуры;

У понимание сущности устоев православной культуры, путей духовно-нравственного развития

личности;

У создание ситуации практического применения духовно - нравственных категорий в реальной

ситуации;

У установление дружеских взаимоотношений в

коллективе,

основанных на

взаимопомощи и взаимной поддержке;

III. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

повышение социальной активности молодежи в мероприятиях духовно-нравственной и

гражданско-патриотической направленности;

создание

информационных

ресурсов

по

вопросам

патриотического

воспитания

(информационная страница на сайте учебного заведения, статьи в СМИ);

повышение качественного уровня проводимых мероприятий, направленных на духовно-

нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи;

совершенствование системы патриотического воспитания молодежи в « Сальском

медицинском техникуме»

укрепление чувства патриотизма и гражданственности среди молодежи;

создание позитивной альтернативы времяпрепровождения с целью отвлечения от негативных

явлений;

стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;

принятие студентами общенациональных и общечеловеческих ценностей и следование им в

личной и общественной жизни;

объединение усилий органов местного самоуправления и общественных организаций для

целенаправленной подготовки молодежи к службе Отечеству;

участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами;

шефство над памятниками и могилами участников войны;

уважение к национальным традициям, обычаям;

личная ответственность за судьбу семьи, села, края, страны.

Реализация данной программы позволяет решить многие назревшие проблемы в отношении

подрастающего

поколения,

причем

не

только

педагогического,

но

и

социального,

политического, нравственного характера.

Техникум

для

реализации

программы

сотрудничает

с

Сальской

межпоселенческой

библиотекой, Сальской художественной

галереей, Сальской детской художественной

школой, Сальским районным домом культуры, администраций города Сальска и Сальского

района, районной общественной организацией «Союз ветеранов боевых действий в «горячих

точках», военным межрайонным комиссариатом г. Сальска по Ростовской области, Сальской

музыкальной школой.

IV. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа предусматривает работу со студентами техникума и охватывает духовно-

нравственное воспитание с 1 курса по 3 или 4 курс в зависимости от специальности

выбранной студентами. Студенты с самого начала вовлечены в различные культурные

мероприятия предусмотренные культурно-просветительскими проектами.

Мероприятия могут проходить как аудиторные, так и внеаудиторные (экскурсии, фестивали,

конкурсы, встречи, благотворительные акции

На современном этапе развития Российского государства необходимо поддержание

культурно-исторических традиций, формирование демократического, гражданского общества.

Гражданско-патриотические

ценности

и

нравственно-культурные

традиции

становятся

неотъемлемой составной частью российского менталитета, без которых невозможно построить новое

сильное государство. Только путем уважения к собственной истории, к делам и традициям старших

поколений можно вырастить морально здоровую молодежь. Необходимо возрождать национальную

гордость, национальное достоинство и национальную культуру.

Патриарх Алексий II говорил:

«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство,

которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой

ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом

— это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей,

которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек

мира» это то же самое, что бездомный человек.

Работу можно проследить на примере 3 проектов по духовно-нравственному воспитанию молодежи

нашего техникума.

1.

Духовно –просветительский проект Сальской картинной галереи, детской

художественной школы и нашего техникума «Наслаждаемся прекрасным»:

Данные о проекте

1.

Цель проекта - создание привлекательного образа библиотеки как культурного центра города,

организация на базе библиотеки выставочного салона «Арт-коктейль»

2.

Задачи проекта:

-

формирование в молодёжной среде позитивного образа библиотеки как открытого учреждения;

-

привлечение в библиотеку читателей юношеского возраста;

-

содействие воспитанию художественного вкуса;

-

популяризация творчества сальских художников в молодёжной среде города;

-

содействие в получении знаний по искусству;

-

продвижение информационных ресурсов по искусству в юношескую среду города.

-

Начиная с 2013 года, библиотека организовывает в своих стенах выставки работ художников

и фотохудожников города. Первым автором, экспонировавшим у нас свои фотоработы, был

известный на Юге России фотохудожник, уроженец Сальска, Н.М. Бородулин. Периодически, к

значимым датам, организовывались презентации и творческие вечера. На все мероприятия

приглашались пользователи разных возрастных категорий, в том числе и молодёжи. 10-летняя

деятельность СМЦБ в этом направлении явилась предпосылкой для создания настоящего проекта.

-

Идея его возникла в результате планирования работы с юношеством. Ни для кого не секрет,

что последнее время нет притока молодых читателей в стены библиотеки. И также не является

секретом низкий уровень культуры и неосведомлённость в вопросах искусства среди молодёжи

города.

- Привлекательность данного проекта состояла в том, что приглашённая молодёжная аудитория

бесплатно может прослушать лекции о творчестве художников, подготовленные лучшим

специалистом, заведующей научно-экспозиционным отделом Художественного музея им. Народного

художника В.К. Нечитайло И.П. Переварюхиной, увидеть произведения, написанные сальскими

художниками, известными за пределами нашего города.

Проект носил партнёрский характер т.е. при проведении мероприятий, организации экспозиций,

предполагало взаимодействие с МБОУ ДОД «Детская художественная школа г. Сальска», ГБОУ

СПО РО «Сальский медицинский техникум», ГБУК РО «Сальский музей им. народного художника

В.К. Нечитайло».

2.Духовно – просветительский проект Сальской картинной галереи, детской

музыкальной школы и нашего техникума « Слово. Музыка. Образ.»

Данные о проекте

1.

Цель проекта - продвижение книги и чтения, формирование и укрепление духовнонравственного

потенциала молодёжи на примерах лучших образцов мировой литературы и музыкального

искусства.

2.

Задачи проекта:

-

популяризация книги и чтения в молодёжной среде;

-

знакомство молодёжной аудитории с художественными произведениями с помощью музыки;

-

формирование навыков нахождения взаимодействия между музыкой и литературой;

-

усиление интереса молодёжи к деятельности библиотеки, привлечение её в библиотечную среду

посредством нестандартных форм работы;

-

формирование знаний отличительных особенностей музыкальных и литературных жанров:

-

способствование развитию творческого мышления.

-

Анализ чтения молодёжи показал, что хотя и читают молодые люди произведения по учебной

программе, то всё равно душевной потребности в чтении классической литературы не испытывают.

Если занимаются так называемым «досуговым чтением», то лишь для развлечения, и не потому, что

это интересно, а потому, что над такими произведениями не надо задумываться.

-

Что поможет привлечь молодого читателя в библиотеку? Какие формы и методы работы

будут способствовать популяризации чтения в юношеской среде? Мы решили, что именно проектная

форма работы может помочь нам ответить на эти вопросы. Поэтому 2015 год становится для МРБУК

«СМЦБ» и Сальского медицинского техникума годом реализации культурно-просветительского

проекта «Слово. Музыка. Образ».

-

В проекте запланировано 4 литературно-музыкальных вечера (периодичность 1 раз в

квартал), посвящённых:

-

- произведению русского классика А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»;

-

- песням на стихи классика советской литературы К. Симонова;

-

- казачьему фольклору в произведении М. Шолохова «Тихий Дон»;

-

- стихам и песням о родном Сальске.

Краеведческая составляющая выбрана не случайно - краеведение является одним из

важнейших факторов эстетического воспитания подрастающего поколения.

В проекте 2015 г. «Слово. Музыка. Образ»

включал в себя литературно музыкальные вечера «Ой ты,

наш батюшка, тихий Дон!» (казачий фольклор в романе М. Шолохова «Тихий Дон») и «В степном краю, за

вольным тихим Доном» (стихи и песни о родном городе). В 2015 году СМЦБ и

Сальский медицинский

техникум

реализовал интеллектуально-познавательный проект «Читаем. Познаём. Играем», в ходе которого

были организованы мероприятия, имеющие краеведческую направленность: патриотический час «Мы дней

этих доблесть отметим», посвящённый освобождению Сальска и Сальского района от немецко- фашистских

захватчиков; презентация книги «Завещано помнить» и сайта СМЦБ «Книга памяти». Литературный проект,

реализуемый библиотекой в 2018 году и посвящённый жизни и деятельности М. Горького, содержит в себе

виртуальную экскурсию «Горький: памятные места», которая также будет включать в себя краеведческую

составляющую. Более того, военно - патриотический клуб «Память» (руководитель зав. сектором

«Абонемент» Е.В. Садовая). Проект также носил партнерский характер и наши студенты в течении всего

времени действия проекта старались не пропустить предусмотренные мероприятия т.к. они постепенно стали

понимать всю важность и необходимость культурного просвещения и духовно –нравственного воспитания.

3.Краеведческий проект Сальской картинной галереи, Сальской

межпоселенческой библиотеке и нашего техникума « Личность в истории».

Данные о проекте:

1.

Цель проекта

- воспитание и формирование у молодого поколения познавательного интереса к

истории' родного края, воспитание патриотических чувств на примерах биографий выдающихся личностей -

жителей города Сальска и Сальского района. Содействие выработке у юношества активной гражданской

позиции, способствование развитию мировоззренческих убеждений на основе осмысления культурного,

национального, нравственного, социального развития наследия города, района, области, страны в целом.

Сро Срок реализации проекта- в течении 2019 г.

2.

Задачи проекта:

-

пропагандировать и расширять у молодёжи знания о родном крае, людях родного края;

-

сделать краеведение привлекательным для молодых пользователей;

-

развивать интерес к краеведению, как к творческому процессу;

-

содействовать укреплению связи между поколениями;

-

расширить и углубить знания о деятельности и творчестве людей, оставивших след в истории родного

края;

-

воспитывать умение оценить вклад и роль исторических личностей в развитие города, района, области,

страны в целом;

-

реализация просветительских функций библиотеки с использованием традиционных и инновационных

методов работы.

-

Формирование гражданских чувств личности начинается с малого: бережного отношения к городу,

посёлку, где живёшь; уважения к своей семье; сопричастности к происходящему вокруг; изучению истории и

культуры родного края. В этом заключается сегодня миссия краеведения.

-

Интерес к краеведению сейчас - это тенденция времени. Многие учреждения и организации

занимаются в наши дни изучением истории своего края и сохранением культурных традиций. Библиотеки

занимают свою, только им свойственную нишу в системе сохранения, изучения и возрождения интереса к

историко-культурному наследию родного края.

Словом, Центральная библиотека и Сальский медицинский техникум понимают необходимость и

важность работы в краеведческом направлении и стараются укрепить не только в качестве как место сбора и

хранения информации , но и выполнять крайне необходимую сейчас функцию по привлечению и

просвещению молодежи . Очевидно, что краеведение и патриотизм - понятия взаимосвязанные. Народ живет

до тех пор, пока поддерживаются традиции, и существует историческая память. Потому так важно работать в

этом направлении именно с молодёжью, что сегодняшнему поколению, как никогда, нужен идеал. Для этого

мы взяли четыре знаковых имени - дипломата Ивана Коломийцева, художника Василия Нечитайло,

подвижника сальской культуры Фёдора Болибока и участника Великой Отечественной войны, впоследствии

долгие годы проработавшего в учреждении дополнительного образования — Эдема Эюпова. Нам кажется, что

именно эти имена, в ограниченных рамках проекта, смогут широко показать не только историческое и

культурное развитие территории Сальского района, но и продемонстрировать причинно-следственные связи

между различными событиями в истории Отечества. Проект носит партнёрский характер - при проведении

мероприятий предполагается взаимодействие с организациями, деятельность которых напрямую соотносится

с тематикой, целями и задачами проекта: ГВУК РО «Сальский музей имени народного художника В.К.

Нечитайло», УШУ ДО Дом пионеров и школьников им. Н.И. Филоненко. Ещё одним партнёром проекта

является Сальский медицинский техникум, с которым библиотеку связывает многолетнее сотрудничество в

различных областях деятельности. Руководство техникума в лице директора Е.Л. Грунской и завуча О.В.

Телепневой видит необходимость и важность краеведческой работы со студентами и поддерживает наши

начинания. Целевая аудитория наших мероприятий студенты нашего техникума.

Ожидаемые результаты:

-

проект позволит студентам лучше представить историю малой родины, понять её, оценить своё место,

определить вклад конкретных людей в историю района;

-

формирование у подрастающего поколения интереса в дальнейшем к самостоятельному изучению истории,

культуры родной земли;

-

укрепление творческих связей между библиотекой и партнёрами проекта;

-

обогащение фонда библиотеки и медицинского техникума новыми исследовательскими материалами

краеведческой тематики;

-

профессиональный рост специалистов техникума, задействованных в реализации проекта;

-

создание серии персональных библиографических пособий «Личность в истории края».

Заключение.

Техникум необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во

взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-

нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития

обучающегося. Обучение — только один из компонентов личностного развития. Перед техникумом

стоят следующие задачи воспитания: формирование у студентов гражданской ответственности и

правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности,

толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке

труда.

Новое российское образование должно стать важнейшим, структурообразующим компонентом

общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России,

средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни

студента.

Развивающемуся обществу нужен человек социально активный. В «Концепции модернизации

российского образования» сформулирован социальный заказ – это

« современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут

самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их

возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью,

динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу

страны».

По сути, СПО должно воспитать лидера, организатора, гражданина.



В раздел образования