Автор: Положенцева Ирина Олеговна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Омский техникум железнодорожного транспорта
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических работ
Тема: МДК.01.04 Станции и узлы
Раздел: среднее профессиональное
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
(ОмГУПС (ОмИИТ))
структурное подразделение среднего профессионального образования
«Омский техникум железнодорожного транспорта»
(СП СПО ОТЖТ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практических работ
МДК 01.04 СТАНЦИИ И УЗЛЫ
(индекс и наименование учебной дисциплины в соответствии с учебным планом)
Специальность: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по
видам)
(код, наименование специальности)
Образовательная программа: программа подготовки специалистов среднего звена
Уровень подготовки: базовая подготовка
Квалификация выпускника: техник
Форма обучения: очная
Омск 2018 г.
Практическая работа 1,2
Тема: Расчет и построение нормального продольного профиля пути.
Цель: научиться рассчитывать и строить по заданному плану местности в
горизонталях продольный профиль железнодорожного пути.
Ход работы:
1.
Вычертить план местности в горизонталях.
2.
Вычертить сетку продольного профиля.
3.
Определить отметки земли (черные отметки) на каждом пикете и
записать в соответствующую графу сетки продольного профиля.
4.
По найденным отметкам построить профиль земли.
5.
Рассчитать
проектные
(красные)
отметки
и
записать
их
в
соответствующую графу сетки продольного профиля пути.
6.
Указать
элементы
продольного
профиля
(площадки
уклоны)
в
соответствующей графе сетки продольного профиля.
Масштаб горизонтальный 1:10000;
вертикальный 1:100.
Проектные отметки
Проектные уклоны
Отметки земли
Пикетаж
Практическая работа 3,4
Тема: Построение поперечного профиля земляного полотна на станции.
Цель:
научиться
строить
поперечные
профили
земляного
полотна,
закрепить теоретические знания требований к проектированию станционной
площадки.
Ход работы:
1.
Вычертить план местности профиля.
2.
Вычертить сетку поперечного профиля.
3.
На плане местности наметить три вспомогательные точки и определить
отметки этих точек.
4.
Заполнить графу сетки поперечного профиля (вносят отметки точек
1,2,3).
5.
Определить отметки земляного полотна.
Земляное
полотно
принимается
двускатным,
точка
перелома
располагается между главными путями (если линия двухпутная).
Записать в соответствующую графу сетки поперечного профиля.
6.
Над сеткой на перпендикулярах отложить в масштабе отметки земляного
полотна.
Масштаб 1:100.
Проектные отметки
Проектные расстояния
Рабочие отметки
Практическая работа 5
Тема: Определение расстояний между центрами стрелочных переводов.
Вычерчивание стрелочных переводов при различном взаимном расположении их
в горловинах станций.
Цель: научиться практически пользоваться данными эпюр стрелочных
переводов при различном взаимном расположении их в горловинах станций.
*эпюра - масштабная схема, в которой указаны основные размеры, определяющие взаимное расположение
частей стрелочного перевода.
Ход работы:
1. Вычертить стрелочную горловину станции.
2. Решить задачи по определению расстояний между центрами стрелочных
переводов.
4. Вычертить на миллиметровой бумаге схему горловины станции.
Горизонтальный масштаб – 1:2000.
Вертикальный масштаб – 1:1000.
Исходные данные:
1. Схема горловины
2. Марка крестовины:
2. Марка крестовины:
главный путь – 1/11
главный путь – 1/18
приёмо-отправочный путь – 1/9 приёмо-отправочный путь – 1/11
3. Скорость движения 120 км/ч
3. Скорость движения 140 км/ч
4. Тип рельсов – Р50
4. Тип рельсов – Р65
5. Прямая вставка – d=12,5
5. Прямая вставка – d=12,5
1
3
5
7
9
11
13
15
23
17
19
21
3
I
II
4
6
5.7
7,0
5.9
8.0
27
25
Приложение Г
Тригонометрические функции углов, кратных углам крестовин
Таблица 3
Марка
крестовины
Число
стрелочных
углов α
Угол поворота
sin α
cos α
tg α
0
’
’’
1/18
1
3
10
12,5
0,055301
0,998470
0,055386
1/11
1
5
11
40
0,090536
0,995893
0,090909
1/9
1
6
20
25
0,110433
0,993884
0,111113
Приложение А
Основные размеры обыкновенных стрелочных переводов
Таблица 2
Марка
кресто
вины,
tg α
Угол
крестовины
, α
Расстояние, м
Полная
длина
перевод
а L, м
от
переднег
о стыка
рамных
рельсов
до
начала
остряка
m
от
начала
остряк
а до
центра
перево
да a
0
от
передне
го
стыка
рамных
рельсов
до
центра
перевод
а α
от центра
перевода до
математиче
ского
центра
крестовины
b
0
от
математичес
кого центра
крестовины
до ее заднего
стыка q
от центра
перевода до
торца
крестовины
b
Р65
1/22
3
0
35’30’’
5,034
26,920
31,954
33,526
5,060
38,586
70,540
1/18
3
0
10’12’’
3,83
21,79
25,62
27,46
4,42
31,89
57,51
1/11
5
0
11’40’’
2,76
11,29
14,06
16,75
2,55
19,30
33,36
1/9
6
0
20’25’’
2,76
12,45
15,22
13,72
2,09
15,81
31,03
Р50
1/18
3
0
10’12’’
3,83
21,79
25,62
27,46
4,42
31,89
57,51
1/11
5
0
11’40’’
4,32
10,14
14,47
16,75
2,30
19,05
33,52
1/9
6
0
20’25’’
4,32
11,13
15,45
13,72
1,88
15,60
31,05
Схема стрелочных переводов для всех возможных вариантов взаимного
расположения их в горловинах станций.
Схема расположений
Формула расчета
x = a
1
+ d + a
2
x = a
1
+ d + a
2
x = a
1
+ d + b
2
x =
E
sin α
x =
E
sin α
Практическая работа 6,7
N
1
N
2
а
1
d
а
2
x
N
1
N
2
а
1
d
а
2
x
N
1
N
2
а
1
d
b
2
x
N
1
N
2
а
1
d
b
2
x
E
N
1
b
1
d
b
2
x
N
2
Тема: Расчет и вычерчивание в масштабе конечного соединения, съездов и
стрелочных улиц.
Цель: практически научиться рассчитывать одиночные соединения, съезды
и стрелочные улицы.
1.
Расчет конечного соединения.
Рассчитать конечное соединение - это значит найти элементы соединения:
Х
−
проекцию соединения на ось х;
l
−
длину соединения;
L
−
полную длину соединения;
d
−
прямую вставку.
Для расчета конечного соединения принимаем ширину междупутья Е = Е
1
.
Длина конечного соединения:
l
=
b
+
d
+
T
=
E
sin α
,
Где
b
−
элемент стрелочного перевода, м;
d
−
прямая вставка, м;
E
−
ширина междупутья, м;
T
−
тангенс закрестовинной кривой, м.
Проекцию соединения на ось Х в расчете рассматриваем как прилежащий катет
прямоугольного треугольника, образованного соединением:
X
=
E
tg α
=
E
⋅
N
.
Прямая вставка
d
определяется по формуле:
d
=
l
−(
b
+
T
)=
E
sin α
−(
b
+
T
)
.
Полная длина соединения:
L
=
a
+
X
+
T
Тангенс закрестовинной кривой определяют из формулы:
T
=
R
⋅
tg
α
2
=
R
2 N
Где
R
−
радиус закрестовинной кривой, м;
N
−
знаменатель марки крестовины стрелочного перевода.
2. Расчет обыкновенного съезда.
Рассчитать обыкновенный съезд - это значит найти элементы соединения:
Х
−
проекцию соединения на ось х;
l
−
длину съезда (расстояние между центрами стрелочных переводов);
L
−
полную длину соединения (съезда);
d
−
прямую вставку.
Для расчета конечного соединения принимаем ширину междупутья Е = Е
1
.
Длина съезда:
l
=
E
sin α
=
2b
+
d
Проекцию соединения на ось Х:
X
=
E
tg α
.
Прямая вставка:
d
=
E
sin α
−
2 b
Полная длина съезда:
L
=
2 a
+
X
3. Расчет стрелочной улицы под углом
α
.
Значения
l
,
d
,
X
определяются для каждого междупутья.
Расстояние между центрами двух смежных переводов:
l
1
=
E
1
sin α
,
l
2
=
E
2
sin α
,
l
3
=
E
3
sin α
,
l
4
=
E
4
sin α
.
Прямая вставка:
d
1
=
E
1
sin α
−
a
−
b
,
d
2
=
E
2
sin α
−
a
−
b
,
d
3
=
E
3
sin α
−
a
−
b
,
d
4
=
E
4
sin α
−
Т
−
b
.
Проекция на ось Х:
X
1
=
E
1
⋅
N
,
X
2
=
E
2
⋅
N
,
X
3
=
E
3
⋅
N
,
X
4
=
E
4
⋅
N
.
Тангенс закрестовинной кривой определяют из формулы:
T
=
R
⋅
tg
α
2
=
R
2 N
.
Длина стрелочной улицы:
L
=
a
+
X
1
+
X
2
+
X
3
+
X
4
+
Т
.
4. Расчет стрелочной улицы по основному пути.
Тангенс закрестовинной кривой:
T
=
R
⋅
tg
α
2
=
R
2 N
.
Проекция на ось Х:
X
4
=(
E
1
+
E
2
+
E
3
+
E
4
)⋅
N
,
X
3
=(
E
1
+
E
2
+
E
3
)⋅
N
,
X
2
=(
E
1
+
E
2
)⋅
N
,
X
1
=
E
1
⋅
N
.
Полная длина:
L
=
a
+
X
4
+
Т
.
Исходные данные:
Таблица 1
№
Вариант
а
Тип
рельсов
Марка
крестовин
ы
Радиус
кривой,
м
Междупутья, м
Е
1
Е
2
Е
3
Е
4
1
Р50
1/9
300
5,1
5,1
5,1
5,1
2
Р65
1/9
200
5,3
5,3
5,2
5,2
3
Р65
1/11
300
5,0
5,0
5,1
5,2
4
Р50
1/11
400
5,2
5,2
5,3
5,3
5
Р50
1/9
300
5,5
5,2
5,2
5,3
6
Р65
1/9
250
5,4
5,4
5,3
5,3
7
Р50
1/18
600
5,5
5,5
5,2
5,2
8
Р50
1/9
200
5,2
5,0
5,1
5,1
9
Р65
1/18
1000
5,3
5,4
5,2
5,0
10
Р65
1/9
300
5,2
5,2
5,1
5,0
11
Р65
1/9
200
5,2
5,2
5,1
5,2
12
Р50
1/11
400
5,1
5,4
5,3
5,2
13
Р50
1/11
300
5,4
5,2
5,2
5,2
14
Р65
1/9
200
5,1
5,1
5,5
5,3
15
Р65
1/11
400
5,4
5,3
5,2
5,2
16
Р50
1/9
300
5,1
5,2
5,4
5,1
17
Р65
1/18
1000
5,3
5,3
5,5
5,2
18
Р65
1/9
200
5,4
5,5
5,2
5,2
19
Р50
1/18
400
5,1
5,2
5,3
5,1
20
Р50
1/9
200
5,1
5,3
5,2
5,3
21
Р50
1/11
300
5,3
5,2
5,5
5,0
22
Р65
1/18
400
5,4
5,2
5,2
5,2
23
Р65
1/9
300
5,1
5,5
5,2
5,2
24
Р50
1/18
1000
5,3
5,0
5,1
5,0
25
Р50
1/11
400
5,4
5,3
5,5
5,1
26
Р65
1/11
300
5,1
5,1
5,2
5,2
27
Р50
1/9
200
5,1
5,3
5,3
5,2
28
Р50
1/11
300
5,1
5,0
5,2
5,1
29
Р65
1/18
400
5,4
5,3
5,0
5,2
30
Р65
1/9
300
5,5
5,2
5,2
5,1
31
Р50
1/11
400
5,1
5,0
5,2
5,2
Приложение А
Основные размеры обыкновенных стрелочных переводов
Таблица 2
Марка
кресто
вины,
tg α
Угол
крестовины
, α
Расстояние, м
Полная
длина
перевод
а L, м
от
переднег
о стыка
рамных
рельсов
до
начала
остряка
m
от
начала
остряк
а до
центра
перево
да a
0
от
передне
го
стыка
рамных
рельсов
до
центра
перевод
а α
от центра
перевода до
математиче
ского
центра
крестовины
b
0
от
математичес
кого центра
крестовины
до ее заднего
стыка q
от центра
перевода до
торца
крестовины
b
Р65
1/22
3
0
35’30’’
5,034
26,920
31,954
33,526
5,060
38,586
70,540
1/18
3
0
10’12’’
3,83
21,79
25,62
27,46
4,42
31,89
57,51
1/11
5
0
11’40’’
2,76
11,29
14,06
16,75
2,55
19,30
33,36
1/9
6
0
20’25’’
2,76
12,45
15,22
13,72
2,09
15,81
31,03
Р50
1/18
3
0
10’12’’
3,83
21,79
25,62
27,46
4,42
31,89
57,51
1/11
5
0
11’40’’
4,32
10,14
14,47
16,75
2,30
19,05
33,52
1/9
6
0
20’25’’
4,32
11,13
15,45
13,72
1,88
15,60
31,05
Приложение Г
Тригонометрические функции углов, кратных углам крестовин
Таблица 3
Марка
крестовины
Число
стрелочных
углов α
Угол поворота
sin α
cos α
tg α
0
’
’’
1/18
1
3
10
12,5
0,055301
0,998470
0,055386
1/11
1
5
11
40
0,090536
0,995893
0,090909
1/9
1
6
20
25
0,110433
0,993884
0,111113
Практическая работа 8
Тема: Определение расстояний до предельных столбиков и сигналов.
Цель: научиться пользоваться таблицами для определения расстояний от
центра стрелочного перевода до предельного столбика, входного и выходного
сигналов.
Ход работы:
1. По таблице определить расстояние l
пр
(м) от центра стрелочного перевода
до предельного столбика.
2. По таблице определить расстояние l
св
(м) от центра стрелочного перевода
до светофора.
Предельные столбики указывают место, до которого можно приближаться
подвижному составу к стрелочному переводу. Предельные столбики для
станционных путей устанавливают по середине междупутья в том месте, где
расстояние между осями расходящихся от стрелочного перевода путей равно
4100мм.
Расстояние от центра стрелочного перевода до предельного столбика
зависит от марки крестовины, а в кривых – от радиуса.
Для обеспечения регулирования и безопасности движения поездов и
маневровых
составов
в
пределах
раздельных
пунктов
устанавливаются
постоянные сигналы:
Входные – разрешающие или запрещающие вход поезда на станцию;
Выходные – разрешающие или запрещающие поезду отправиться на перегон;
Маршрутные – разрешающие или запрещающие проследовать поезду с одного
района (пути) станции в другой;
Маневровые - разрешающие или запрещающие маневровые передвижения.
Сигналы устанавливаются с правой стороны по направлению движения
поездов.
Входные светофоры устанавливают:
На расстоянии не менее 50(300) метров до предельного столбика правого
стрелочного перевода пошерстного движения;
На расстоянии 50(300) м+а
0
от первой входной стрелки противошерстного
движения.
Выходные сигналы устанавливаются перед первой стрелкой на выход как можно
ближе к предельному столбику, чтобы использовать всю полезную длину пути, но
не ближе 3,5м. Могут быть три случая установки выходных сигналов:
1. предельный столбик ограничивающий длину данного пути, находится в одном
междупутье с выходным сигналов с одного пути. Расстояние от центра
стрелочного перевода до сигнала определяется аналогично, как и до предельного
столбика по приближению.
2. сигнал, находящийся в разных междупутьях с предельным столбиком данного
пути, устанавливают в створе с изостыком, т.е. на расстоянии 3,5 м за предельным
столбиком.
l
пр
L
сиг
3,5
3,5
3. сигнал установлен перед противошерстным стрелочным переводом. Он
устанавливается в створе с изостыком рамного рельса, т.е. на расстоянии а от
центра противошерстной стрелки.
Исходные данные: Варианты исходных данных приведены в таблице 2.
Таблица 2.
№ варианта
Ширина междупутья,
м
Марка крестовины
Радиус кривой, м
1
5,1
1/9
200
2
5,2
1/11
300
3
5,3
1/18
1000
4
5,4
1/22
1500
5
5,5
1/9
250
6
5,6
1/11
400
7
5,7
1/18
1000
8
5,8
1/22
1500
9
5,9
1/9
300
10
6,0
1/11
500
11
6,1
1/18
1000
12
6,2
1/22
1500
13
5,1
1/9
400
14
5,2
1/11
300
15
5,3
1/18
1000
16
5,4
1/22
1500
17
5,5
1/9
200
18
5,6
1/11
300
19
5,7
1/18
1000
20
5,8
1/22
1500
21
5,9
1/9
250
22
6,0
1/11
300
23
6,1
1/18
1000
24
6,2
1/22
1500
25
6,3
1/9
300
26
6,4
1/11
500
27
6,5
1/18
1000
28
6,6
1/22
1500
29
6,7
1/9
300
30
5,1
1/11
300
а
Приложение №1 Расстояние от центров стрелочных переводов до предельных
столбиков и сигналов.
(исходные данные из этого приложения используются только при
отсутствии исходных данных из приложения №5 и №8)
Расстояния
Расстояния
между
осями
путей, м
Расстояние от центров стрелочных переводов, м,
при марках крестовин и радиусах, м
1/9
1/11
1/18
1/22
R=200
R=300
R=300
R=400
R=100
0
R=1500
До предельных
столбиков для
приемоотправочных
путей, оборудованных
рельсовыми цепями
4,8
43,4
43,4
43,1
53,1
78,5
98,3
5,3
43,4
43,4
46,9
46,9
78,5
92
6,5
6,5
43,4
46,9
46,9
78,5
92
До светофоров на
железобетонных и
металлических мачтах
с наклонными
лестницами
5,3
59
65
72
74
113
136
6,5
49
49
59
59
95
116
До светофоров на
металлических мачтах
без лестниц
5,3
54
56
63
65
103
124
6,5
47
47
56
57
95
112
До одиночного
карликового
светофора
4,8
47
47
57
57
81
99
5,3
47
47
51
51
78
95
До сдвоенного
карликового
светофора
4,8
48
50
57
59
92
111
5,3
47
47
52
53
84
103
Приложение №2 Расстояние между центрами стрелочных переводов.
Схема укладки
Встречная укладка
Попутная укладка
Тип
рельсов
Прямая
вставка
Марка крестовины
1/11-
1/11
1/9-1/9
1/11-1/9
1/11-
1/11
1/9-1/9
1/11-1/9
1/9-1/11
Р65
12,5
40,54
42,89
41,72
45,87
45,34
47,04
42,37
6,25
34,29
36,64
35,47
39,62
37,29
40,80
36,12
4,5
-
-
-
37,87
35,54
39,05
34,38
Р50
12,5
41,37
43,35
42,36
46,03
43,57
47,03
42,57
6,25
35,12
37,10
36,11
39,78
37,32
40,78
36,33
4,5
-
-
-
38,03
35,57
39,03
34,58
0
28,86
30,85
29,86
-
-
-
-
Приложение №3 Расстояние между центрами стрелочных переводов при укладке
стрелочных переводов торцами крестовин и попутной укладке по одну сторону
пути.
Марка
крестовины
Значение х, м при ширине междупутья, м
4,1
4,8
5,3
6,5
7,5
1/9
37,13
43,47
47,99
58,86
67,91
1/11
45,29
53,02
58,54
71,79
82,84
Приложение №4 Расстояние от центра стрелочного перевода до предельного
столбика для приемоотправочных путей, оборудованных рельсовыми цепями.
Междупутье,
м
Марка крестовины
1/22
1/18
1/11
1/9
Радиус закрестовинных кривых, м
1500
1000
300
400
500
200
250
300
400
4,8-5,0
97,61
78,40
53,06
53,06
53,06
43,36
43,36
43,36
43,36
5,1
97,61
78,40
53,06
53,06
53,06
43,36
43,36
43,36
43,36
5,2
97,61
78,40
46,81
53,06
53,06
43,36
43,36
43,36
43,36
5,3
97,61
78,40
46,81
53,06
53,06
43,36
43,36
43,36
43,36
5,4
91,36
78,40
46,81
53,06
53,06
43,36
43,36
43,36
43,36
5,5-5,8
91,36
78,40
46,81
46,81
46,81
43,36
43,36
43,36
43,36
5,9-6,0
91,36
78,40
46,81
46,81
46,81
43,36
43,36
43,36
43,36
6,1-6,2
91,36
78,40
46,81
46,81
46,81
37,10
43,36
43,36
43,36
6,3
91,36
78,40
46,81
46,81
46,81
37,40
37,40
43,36
43,36
6,4-6,5
91,36
78,40
46,81
46,81
46,81
37,90
37,40
43,36
43,36
6,6-6,7
91,36
78,40
46,81
46,81
46,81
37,90
37,40
37,10
43,36
6,8-6,9
91,36
78,40
46,81
46,81
46,81
37,40
37,40
37,40
43,36
7,0
91,36
78,40
46,81
46,81
46,81
37,90
37,40
37,40
43,36
7,1-7,4
91,36
78,40
46,81
46,81
46,81
37,40
37,70
37,40
37,90
7,5 и более
91,36
78,40
46,81
46,81
46,81
37,10
37,70
37,40
37,90
Приложение №5 Расстояние от центра стрелочного перевода до одиночного
карликового светофора.
Междупутье
, м
Марка крестовины
1/11
1/9
Радиус закрестовинных кривых, м
300
400
500
200
250
300
400
5,1-5,2
51
57
57
47
47
47
-
5,3
51
51
57
47
47
47
47
5,4
51
51
57
47
47
47
47
5,5
51
51
51
47
47
47
47
5,6-5,8
51
51
51
47
47
47
47
5,9-6,0
51
51
51
47
47
47
47
6,1-6,2
51
51
51
41
47
47
47
6,3
51
51
51
41
41
47
47
6,4
51
51
51
41
41
47
47
6,5
51
51
51
41
41
47
47
6,6-7,0
51
51
51
41
41
41
47
7,1 и более
51
51
51
41
41
41
41
Приложение №6 Расстояние от центра стрелочного перевода до светофора на
железобетонной или металлической мачте с наклонной лестницей.
Междупутье,
м
Марка крестовины
1/22
1/18
1/11
1/9
Радиус закрестовинных кривых, м
1500
1000
300
400
500
200
250
300
400
5,1
134
132
86
94
82
74
65
73
89
5,2
135
137
81
85
90
68
71
74
79
5,3
136
113
72
74
76
60
62
65
68
5,4
130
107
67
69
71
57
58
59
62
5,5
127
105
64
66
69
57
55
56
59
5,6
124
102
63
65
67
53
53
55
57
5,7
122
101
62
63
65
52
52
53
56
5,8
121
99
61
62
64
51
52
52
55
5,9
119
98
60
62
63
50
51
52
54
6,0
118
98
60
61
62
50
50
51
53
6,1
118
97
60
60
62
50
50
51
52
6,2
117
96
59
60
61
49
50
50
52
6,3
116
96
59
60
61
49
49
50
51
6,4
116
96
59
59
60
49
49
49
51
6,5
116
95
59
59
60
49
49
49
50
6,6-6,7
116
95
58
59
59
49
49
49
50
6,8
115
94
58
59
59
48
49
49
49
6,9
115
94
58
59
59
48
48
49
49
7,0
115
94
58
58
59
48
48
49
49
7,1-7,3
115
94
58
58
59
48
48
48
49
7,4-7,5
115
94
58
58
58
47
48
48
48
7,6 и более
115
94
58
58
58
47
47
47
47
Приложение №7 Расстояние от центра стрелочного перевода до светофора на
металлической мачте без лестницы или со складной лестницей.
Междупутье,
м
Марка крестовины
1/22
1/18
1/11
1/9
Радиус закрестовинных кривых, м
1500
1000
300
400
500
200
250
300
400
5,1
136
114
71
75
79
61
62
64
68
5,2
129
106
66
68
71
57
58
59
62
5,3
124
103
63
65
68
54
54
56
59
5,4
122
100
62
63
66
52
52
54
57
5,5
119
98
60
62
64
51
51
52
55
5,6
118
97
59
61
63
50
50
51
54
5,7
116
96
59
60
62
49
50
50
53
5,8
115
95
58
59
61
49
49
50
52
5,9
114
94
58
59
60
48
49
49
51
6,0
114
94
58
59
59
48
48
49
50
6,1
113
93
58
58
59
48
48
48
50
6,2
113
93
57
58
58
48
48
48
49
6,3
112
93
57
57
58
48
47
48
49
6,4
112
92
57
57
58
48
47
48
48
6,5
112
92
56
57
57
47
47
47
48
6,6
112
92
56
57
57
46
47
47
48
6,7
112
92
56
57
57
46
47
47
48
6,8-6,9
112
92
56
56
57
46
46
47
47
7,0
112
91
56
56
57
46
46
46
47
7,1
112
91
56
56
57
46
46
46
47
7,2
112
91
56
56
56
46
46
46
47
7,3-7,4
112
91
56
56
56
46
46
46
47
7,5
112
91
56
56
56
46
46
46
47
7,6 и более
112
91
56
5666
56
46
46
46
46
Приложение №8 Расстояние от центра стрелочного перевода до сдвоенного
карликового светофора.
Междупутье
, м
Марка крестовины
1/11
1/9
Радиус закрестовинных кривых, м
300
400
500
200
250
300
400
4,8
57
59
61
48
49
50
-
4,9
57
57
59
47
47
48
-
5,0
57
57
57
47
47
47
-
5,1
53
57
57
47
47
47
-
5,2
53
57
57
47
47
47
47
5,3
52
53
57
47
47
47
47
5,4
52
53
57
47
47
47
47
5,5
52
52
53
47
47
47
47
5,6
52
52
53
47
47
47
47
5,7
51
52
52
47
47
47
47
5,8-5,9
51
51
52
47
47
47
47
6,0
51
51
51
47
47
47
47
6,1-6,2
51
51
51
42
47
47
47
6,3-6,4
51
51
51
42
42
47
47
6,5-6,7
51
51
51
41
41
42
47
6,8-7,0
51
51
51
41
41
41
47
7,1-7,3
51
51
51
41
41
41
42
7,4
51
51
51
41
41
41
41
7,5 и более
51
51
51
41
41
41
41
Приложение 10 Обыкновенные стрелочные переводы
Угол
крестовин
ы
Марка
крестовины
Тип
рельсов
Расстояние, м
Радиус
переводной
кривой
m
От центра переводов до
а
0
а
b
2
0
35
’
50
’’
1/22
Р65
5,03
26,83
31,86
39,26
1500
3
0
10
’
12,5
’’
1/18
Р65, Р50
3,84
21,72
25,56
31,96
1000
5
0
11
’
40
’’
1/11
Р65
2,77
11,25
14,02
19,35
500
Р65, Р50
4,44
10,10
14,43
19,10
300
6
0
20
’
25
’’
1/9
Р65
2,77
12,43
15,19
15,85
300, 200
Р65, Р50
4,44
11,09
15,42
15,64
400, 250
Практическая работа 9, 10
Тема:
Разработка схемы промежуточной станции. Организация работы
станции.
Цель: научиться по заданной длине станционной площадки и полезной
длине путей выбрать тип станции.
Ход работы:
1. В зависимости от длины станционной площадки и полезной длины путей
устанавливается тип промежуточной станции: продольный, полупродольный и
поперечный.
Таблица 1.
Категории линии
Расположение
приемоотправочных
путей
Потребная длина станционных
путей при полезной длине
приемоотправочных путей, м
850
1050
1250
Скоростные
особогрузонапряженны
е I, II, III
Продольное
2500
2900
3300
То же
Полупродольное
2000
2200
2400
То же
поперечное
1450
1650
1850
IV
поперечное
1250
1450
1650
2. В зависимости от числа главных путей, расположения населенного пункта и
грузовых устройств разрабатывается схема станции.
3. Пронумеровать пути и стрелки. Марки крестовин стрелочных переводов,
уложенных на станции, принимаются в соответствии с ПТЭ. Стрелочные
переводы 1/11 укладывают на съездах между главными путями и там, где
пассажирские поезда отклоняются на боковой путь. Определить ширину
междупутий.
4. Величины междупутий принимают стандартные.
Таблица 2
Наименование путей
Расстояние между осями смежных
путей на станциях, разъездах и
обгонных пунктах, мм
1. главные пути при движении со
скоростями:
До 140 км/ч
5300
4800
141-200 км/ч
Равно расстоянию между осями
путей на прилегающих перегонах
Наименование путей
Расстояние между осями смежных
путей на станциях, разъездах и
обгонных пунктах, мм
2. главный и смежный с ним пути при
движении поездов со скоростями:
До 140 км/ч
141-200 км/ч
5300
7650
5300
7400
3.
приемоотправочные
пути
и
сортировочно-отправочные пути
5300
4800
4. второстепенные станционные пути:
пути стоянки подвижного состава, пути
грузового двора и т.п.
4800
4500
5. вытяжной и смежный с ним путь
6500
5300
Ширина междупутья при размещении в нем пассажирской платформы
рассчитывается по формуле
E = B
1
+ 2B
2
где B
1
–
ширина платформы, м;
B
2
– габаритное расстояние между платформой и осью пути, м.
Длина пассажирской платформы принимается равной 600 м.
Тип рельсов принимается на главных путях линий Р65, на приемоотправочных на
один тип легче, но ниже Р50.
5. Для принятой схемы станции устанавливается организация работы станции.
Порядок приема и отправления поездов, обгон и сокращение, подача вагонов на
пункты погрузки и выгрузки, уборка вагонов после погрузки и выгрузки.
Исходные данные в таблице 3:
Исходные данные для практической работы №3
Номер варианта
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
План местности в горизонталях
Из практической работы №1
Категории линии
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
Число главных путей
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
Скорость движения поездов, км/ч
До 140 км/ч
Полезная длина самых коротких
приемоотправочных путей
850
1050
1250
850
1050
1250
850
1050
1250
850
1050
1250
850
1050
1250
Тип платформы
В
Н
В
Н
В
Н
В
Н
Н
В
Н
В
В
Н
Н
Длина платформы
600
600
600
600
600
600
600
600
600
600
600
600
600
600
600
Ширина платформы
6
4
6
4
6
4
6
4
6
4
6
4
6
4
6
Вид тяги
Э
Т
Т
Э
Э
Т
Э
Т
Т
Э
Т
Э
Э
Т
Э
Крытый склад
длина
ширина
28
12
42
12
70
12
28
18
42
18
70
18
28
12
70
12
42
12
28
18
70
18
28
18
42
12
70
12
28
12
Открытая платформа
длина
ширина
70
12
28
12
70
12
42
18
28
18
70
18
28
12
42
12
70
12
28
18
72
18
70
18
28
12
28
12
42
12
Средства сигнализации и связи
автоблокировка
Способ управления стрелками и
сигналами
Электрическая централизация
Окончание таблицы №3
Номер варианта
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
План местности в горизонталях
Из практической работы №1
Категории линии
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
Число главных путей
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
Скорость движения поездов, км/ч
До 140 км/ч
Полезная длина самых коротких
приемоотправочных путей
1050
1250
850
1050
1250
850
1050
1250
850
1050
1250
850
1050
1250
850
Тип платформы
Н
Н
В
В
Н
Н
В
В
Н
Н
В
В
Н
В
Н
Длина платформы
600
600
600
600
600
600
600
600
600
600
600
600
600
600
600
Ширина платформы
4
6
4
6
4
6
4
6
4
6
4
6
4
6
4
Вид тяги
Т
Э
Т
Т
Э
Т
Э
Э
Т
Э
Э
Т
Э
Т
Т
Крытый склад
длина
ширина
70
12
42
12
28
12
70
18
28
18
42
18
70
12
28
12
70
12
28
18
70
18
28
18
42
12
70
12
28
12
Открытая платформа
длина
ширина
28
12
42
12
70
12
28
18
72
18
70
18
28
12
28
12
42
12
70
18
28
18
42
18
70
12
28
12
70
12
Средства сигнализации и связи
автоблокировка
Способ управления стрелками и
сигналами
Электрическая централизация
Практическая работа 11, 12, 13
Тема: Координирование элементов промежуточной станции.
Цель: научиться рассчитывать координаты элементов станции.
На основе задания для немасштабной схемы, разработанной в практической
работе №6, рассчитываются и наносятся на схему: длины съездом и конечных
соединений; расстояния до предельных столбиков и сигналов, расстояния между
центрами стрелочных переводов.
На схеме устанавливается самый короткий приемоотправочный путь, равный
заданной полезной длине 850, 1050, 1250 м. Затем приступают к координированию
элементов станции. За ось Х принимается один из главных путей. Координата Х
условно принимается в любом случае со знаком «+».
Для простоты расчетов принято, что ось пассажирского здания делит самый
короткий путь пополам. За начало расчета принимается выходной сигнал,
относящийся к этому пути. Далее определяются координаты всех точек по цепочке.
К ординате предыдущей точки прибавляется расстояние до соседней точки, если
точка удаляется от оси пассажирского здания.
Если последующая точка
расположена на оси пассажирского здания ближе предыдущей, то, чтобы
определить ординату точки, расстояние между ними отнимается от ординаты
предыдущей точки. После определения координаты Х для всех точек горловины
переходят к расчету координат в другой горловине. За начальную точку
принимается предельный столбик или сигнал, ограничивающий полезную длину
расчетного пути в другом конце станции.
Практическая работа 14, 15, 16
Тема:
Вычерчивание
в
масштабе
1:2000
промежуточной
станции.
Составление ведомостей путей и стрелочных переводов.
Цель: научиться вычерчивать в масштабе схемы раздельных пунктов.
На основе подробной немасштабной схемы станций, разработанной в
практической работе № 7, и плана местности в горизонталях, составляется
масштабная
схема
станции.
План
проектируемой
промежуточной
станции
рекомендуется выполнять на листе миллиметровой бумаги.
Построение плана промежуточной станции начинаю с нанесения оси I
главного пути. При этом от верхней кромки листа необходимо отступить 10-15 см.
Далее
определяется
положение
оси
пассажирского
здания,
затем
выполняется накладка. Начинать накладку можно с любой точки. Можно начать с
точки, с которой начинался расчет координат.
При накладке необходимо постоянно проверять взаимные расстояния между
точками (расстояние между центрами стрелочных переводов, расстояния до
сигналов и предельных столбиков и т.д.).
К
пассажирским
устройствам
относятся:
пассажирское
здание
и
пассажирские
платформы.
Пассажирское
здание
следует
располагать
на
расстоянии не менее 20 м от оси ближайшего пути, а на линиях, где
предусматривается движение пассажирских поездов со скоростями более 140 км/ч
– не менее 25 м. Ширину основной платформы следует принимать не менее 6 м,
промежуточной – не менее 4 м.
При
проектировании
грузовых
устройств
неопорных
промежуточных
станций следует определить минимальную полезную длину пути у грузовых
складов. В соответствии с рис. 1, полная длина погрузочно-выгрузочного пути
складывается из следующих элементов:
L
пол
= x + T + 25 + L
ск
+ L
пл
+ 25 + Т + х;
где х – длина съезда;
Т – тангенс кривой;
25 – длина для размещения базы большегрузного вагона;
L
ск
–
длина склада;
L
пл
– длина открытой платформы.
На плане станции показывают ведомости путей и стрелочных переводов.
Формы ведомостей представлены в таблице 1 и 2.
L
ск
L
пл
Рисунок 1
Ведомость железнодорожных путей
Таблица 1
№
пути
Наименование
пути
Тип
рельсов
Граница пути
Длина пути, м
От
стрелки
Через
стрелки
До
стрелки
Полная
Полезная
Ведомость стрелочных переводов
Таблица 2
Марка
крестовин
ы
Тип
рельсов
Тип
стрелочног
о перевода
Сторонность
Количество, шт.
№
правосторон-
них
№
левосторон-
них
правосторон-
них
левосторон-
них
Практическая работа 17, 18
а
L
полез
L
полез
Тема: Определение объемов работ и стоимости станции.
Цель:
научиться определять объемы работ по сооружению станции и
стоимости сооружения станции.
Ход работы:
1 Определить объем земляных работ.
2 Рассчитать стоимость станции.
1. При реальном проектировании и при подсчете объемов работ строится
попикетная ведомость земляных работ по формуле, указанной в таблице 1.
Расчет объема земляных работ
Таблица 1.
№ пикетов
Сумма
междупутий,
м
Высота
насыпи, м
Площадь
сечения, м
2
Расстояние
между
пикетами, м
Средняя
площадь
сечения, м
2
Объем, м
3
1
2
3
4
5
6
7
2.
Ведомость объемов и стоимости работ.
Таблица 2.
Наименование работ
Количеств
о единиц
Стоимость
единицы,
руб.
Общая
стоимость,
руб
Земляные работы (м
3
)
70
Укладка главного пути рельсами
типа Р65 при 1840 штук шпал на 1 км
пути (км)
1251000
Укладка станционных путей новыми
рельсами Р50 при 1600 штук шпал на
1 км пути при (км)
956240
Укладка одного комплекта
стрелочного перевода:
- Р65 1/11 (комплект)
- Р50 1/9 (комплект)
87696
59780
Электрическая централизация одного
стрелочного перевода при:
- тепловозной тяге
- электровозной тяге
82000
87580
Наименование работ
Количеств
Стоимость
Общая
о единиц
единицы,
руб.
стоимость,
руб
Здания и сооружения пассажирского
хозяйства:
- вокзал на 100 чел. (здание)
- высокая платформа (м
2
)
1415250
348
Здания и сооружения грузового
хозяйства:
- служебно – техническое здание
- объединенно-механизированный
склад ангарного типа при Н = 8 м (м
3
)
- высокая открытая платформа
- устройство автодороги (км)
- асфальтирование территории (м
2
)
4368000
181
222
417060
70
Итого:
Площадь каждой пассажирской платформы определяется по формуле:
F
пл
= L
пл
* B
пл
,
где L
пл
– длина платформы, м;
B
пл
– ширина платформы, м.
Протяженность автодорог, пешеходных мостов, забора на грузовом дворе
измеряется по плану станции, так же по плану станции определяется площадь
асфальтированной поверхности грузового двора и привокзальной площади.
Размеры грузовых устройств определяются по заданию. Результаты всех
расчетов вносятся в таблицу 2.
Практическая работа 19, 20
Тема:
Расчет
потребного
числа
приемоотправочных,
вытяжных
и
сортировочных путей.
Цель: научиться рассчитывать путевое развитие станции.
Ход работы: на основе индивидуальных заданий решить следующие задачи:
1. Рассчитать число приемоотправочных путей.
2. Рассчитать число вытяжных путей.
3. Рассчитать число сортировочных путей.
1. Рассчитать число приемоотправочных путей.
Если приемоотправочный парк станции обслуживают поезда разных категорий с
разным временем занятий путей, число приемоотправочных путей определяется по
суммарной суточной загрузке парка по формуле:
m
=
∑
N t
зан
× k
нер
1440
;
где m – количество приемоотправочных путей в парке;
N – количество поездов всех категорий, поступающих в парк;
t
зан
– время занятия приемоотправочных путей одним поездом;
k
нер
– коэффициент неравномерности движения грузовых поездов (можно
принять k = 1,3–1,6).
∑
N t
зан
=
N
1
t
1
+
N
2
t
2
+
N
3
t
3
+
N
4
t
4
+
N
5
t
5
…;
где N
1
N
2
N
3
N
4
N
5
– число поездов соответственно транзитных, групповых,
участковых сборных, своего формирования;
t
1
t
2
t
3
t
4
t
5
– время занятия пути одним поездом соответственно трансзитным,
групповым, участковым, сборным, своего формирования.
Время занятия пути одним поездом:
транзитным –
t
зан
= t
пр
+ t
оп
+ t
ож
+ t
оm
;
где t
пр
– время занятия маршрута при приеме поезда на станцию;
t
оп
– время выполнения технологических операций на приемоотправочных
путях;
t
ож
– время ожидания отправления поезда (можно принять 10 – 15 мин.);
t
оm
–
время
занятия
маршрута
при
отправлении
поезда
от
момента
приготовления до освобождения маршрута.
поступающим в расформирование (сборным) –
t
зан
= t
пр
+ t
оп
+ t
ож
+ t
уб
;
где t
ож
– среднее время ожидания вывода состава из парка для расформирования
(в ориентировочных расчетах можно принять 10 – 15 мин.);
t
уб
– время занятия пути при уборке состава на вытяжной путь для
расформирования.
своего формирования (отправляемым со станции) –
t
зан
= t
под
+ t
оп
+ t
ож
+ t
оm
;
где
t
под
–
время
занятия
пути
подачей
состава
с
вытяжного
пути
на
приёмоотправочный.
При расчете времени занятия пути одним поездом могут быть приняты следующие
ориентировочные нормы времени на производство операций:
1. на обработку транзитного поезда без переработки
(со сменой локомотива)
– 30 мин.
2. на обработку транзитного поезда без переработки
(без смены локомотива, со сменой локомотивных бригад)
– 20 мин.
3. на обработку транзитного поезда без переработки с
изменением веса или перецепкой групп вагонов
– 35 – 40 мин.
4. на обработку по прибытии поезда, подлежащего
расформированию (при наличии телеграммы-натурного
листа)
– 15 мин.
5. на обработку по прибытии поезда, подлежащего
расформированию
(при
отсутствии
телеграммы-
натурного листа)
– 20 мин.
6.
на
обработку
поезда
своего
формирования
по
отправлению
– 30 мин.
Минимальное
время
занятия
маршрута
при
приеме
поезда
на
станцию
рассчитывается по схеме в соответствии с рис. 1:
t
пр
=
t
м
+
t
в
+ ¿¿
где t
м
– время на приготовление маршрута и открытие сигнала, которое зависит
от способа управления стрелками (при электрической централизации стрелок и
автоблокировке принимается 0,05 – 0,10 мин. на одну стрелку, на открытие
сигнала – 0,1 мин.);
t
в
– время восприятия сигнала машинистом, 0,1 мин.;
V
вх
– средняя скорость входа поезда на станцию с учетом снижения скорости
на стрелках при движении на боковые пути и замедления перед остановкой
(можно принять 45 – 50 км/ч);
16,7 – коэффициент для перевода значения скорости, выраженной в км/ч м/мин;
L
m
– тормозной путь поезда (1000 м);
L
вх
– расстояние от входного сигнала до остановки на пути приема, м.
L
вх
= L
ГП
+ L
П
;
где L
ГП
– длина горловины приема поезда – расстояние от входного сигнала до
предельного столбика на пути приема, м (определяется по схеме станции);
L
П
– полезная длина пути, м (определения по схеме станции).
Рис. 1 Схема для расчета времени занятия маршрута.
Время занятия маршрута при отправлении поезда определяется по формуле:
t
oт
=
t
м
+
L
вых
16,7×V
вых
;
где t
м
– время на приготовление маршрута отправления поезда, открытие
выходного сигнала, восприятия машинистом его показаний (до момента
трогания поезда), мин; в практической работе можно принять 0,20 – 0,30 мин.
на одну стрелку;
V
вых
– средняя скорость выхода поезда со станции с учетом разгона (можно
принять 40 -45 км/ч);
L
вых
–
расстояние,
проходимое
поездом
до
освобождения
маршрута,
(определяется по схеме станции).
L
вых
= L
ГО
+ L
П
;
где L
ГО
– длина горловины отправления поезда, м (определения по схеме
станции);
L
П
– полезная длина пути, м (определения по схеме станции).
Продолжительность маневровых передвижений (t
уб
, t
под
, и т.д.)
t
ман
t
м
+
l
ман
16.7 × V
ман
;
где
l
ман
– длина полурейса, включающая длину маршрута и маневров состава,
l
сост
, м.
l
ман
=
L
ГМ
+
L
П
;
где L
ГМ
– длина горловины перестановки состава;
V
ман
– средняя скорость маневров передвижений, км/ч. При длине полурейса
более 500 м. V
ман
= 20 – 25 км/ч.
2. Рассчитать число вытяжных путей.
Число вытяжных путей зависит от числа перерабатываемых составов и передач,
а также от продолжительности маневров по расформированию:
m
=
N
тр
t
отц
+
N
уч
t
расф
+
N
сб
t
расф
+
N
n
t
пу
+
N
ф
t
ф
+
N
ф
t
ф
+
k
ман
t
ман
1440
−
t
эк
;
где N
n
– число подач, подлежащих расформированию, при поступлении вагонов
после грузовых операций;
t
отп
,
t
пу
,
t
рас
,
t
ф
– время занятия вытяжки маневровой работой на отцепку
(прицепку) групп, подачу (уборку), расформирование и формирование поездов
и передач:
t
отц
=
t
л
+
t
мо
+
t
ман
;
t
рас
=
t
л
+
t
мр
+
t
ман
;
t
ф
=
t
л
+
t
мф
+
t
ман
;
где
t
мо
+
t
мр
+
t
мф
– продолжительность времени соответственно на отцепку
или прицепку групп, расформирование – формирование составов, мин.
t
мо
= 10 мин;
t
мр
= 20 – 25 мин;
t
мф
= 10 – 15 мин (для участковых поездов) и 35 – 40 мин (для сборных
поездов);
t
пу
= 40 мин;
t
ман
– время на маневровые передвижения по перестановке состава с
приемоотправочных путей и обратно;
t
л
– время на заезд локомотива с вытяжного пути на приемоотправочные пути
и обратно (можно принять 1 – 2 мин.);
t
эк
– время на экипировку локомотива за сутки и смену бригад (для тепловозов
можно принять 60 – 90 мин.);
k
мф
– число маневровых передвижений, занимающих вытяжной путь, подача
на грузовой двор, на путь ремонта вагонов). В практической работе
принимаем k
ман
= 2.
3. Рассчитать число сортировочных путей.
Пути сортировочного парка предназначены для накопления вагонов по
назначениям
плана
формирования,
местных
и
неисправных
вагонов.
При
расформировании составов участковых и сборных поездов, а также подач,
выводимых с подъездных путей и грузового двора, вагоны поступают на пути
сортировочного парка в соответствии с их назначением.
Для накопления участковых и сборных поездов, для каждого примыкающего к
станции направления должно быть не менее одного пути. Для вагонов,
поступающих на станцию под погрузку (на грузовой двор, на подъездные пути и
др.), следует принять 1 -2 пути. Для неисправных вагонов выделяют один путь.
Исходные данные к практической работе приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Исходные данные
№
варианта
Число поездов
N
n
L
ГП
L
ГО
L
П
L
ГМ
n
N
тр
N
расф/ф
N
сф/м
1
47
9
9
5
400
300
1050
300
5
2
46
8
8
8
500
400
850
350
6
3
41
10
7
6
420
300
1050
400
7
4
53
8
6
4
350
300
1250
300
8
5
47
9
9
7
450
350
1250
400
7
6
41
11
87
5
400
380
1050
300
5
7
48
8
6
8
420
300
1050
350
6
№
варианта
Число поездов
N
n
L
ГП
L
ГО
L
П
L
ГМ
n
N
тр
N
расф/ф
N
сф/м
8
57
15
9
6
380
350
850
300
8
9
53
11
8
5
400
320
1050
280
5
10
44
12
7
8
350
340
1050
300
6
11
52
14
4
5
420
300
850
400
8
12
54
6
5
8
380
350
1250
300
5
13
59
8
6
6
400
300
1050
350
6
14
61
9
9
4
350
350
1050
300
7
15
65
5
8
7
350
380
1250
380
8
16
48
7
7
5
450
300
1050
300
7
17
42
6
4
5
350
310
850
350
6
18
46
9
5
8
450
320
1250
400
5
19
49
8
6
6
400
340
1050
300
7
20
53
11
9
4
420
380
1250
400
8
21
58
15
8
7
380
300
850
300
6
22
51
12
7
5
400
350
1250
350
5
23
68
10
8
8
350
320
1050
300
8
24
59
11
9
6
350
340
850
280
5
25
64
14
8
5
450
300
1050
300
7
26
58
17
6
8
400
350
1250
400
6
27
53
16
5
5
420
380
850
300
8
28
50
15
7
8
380
300
1050
350
5
29
55
13
8
5
400
350
1250
300
7
30
62
14
9
8
350
320
850
350
5
Практическая работа 22, 23
Тема: Расчет высоты горки и мощности тормозных средств
Цель: научиться аналитическим способом рассчитывать высоту сортировочной
горки и определять мощность тормозных средств.
Ход работы: на основе индивидуальных заданий решить следующие задачи:
1. Определить высоту сортировочной горки.
2. Определить мощность тормозных средств.
3. Произвести выбор вагонных замедлителей для первой и второй
тормозных позиций.
1. Определить высоты горки
Высота горки (H
r
) – это разность отметок вершины горки и расчетной точки.
РТ – расчетная точка располагается на расчетном пути сортировочного парка,
до которой должен докатываться плохой бегун в самых неблагоприятных условиях
без посторонней помощи (зима, встречный ветер и т.д.).
РТ располагается на расстоянии:
- 100 м – для горок большой мощности;
- 80 м – для горок средней мощности;
- 50 м – для горок малой мощности.
Вагоны при скатывании с горки испытывают основное и дополнительное
сопротивление.
Основное сопротивление – это сопротивление в самой конструкции самого вагона
(трение осей колес в буксах), а также от ударов колес о стыки рельсов.
Величина его зависит от температуры наружного воздуха и конструкции букс.
За расчетный бегун принимается крытый четырёхосный вагон на роликовых
подшипниках. В практической работе вес вагона может быть принят 25, 28 или 30
тс.
На вагон при скатывании действуют сопротивления:
- основное удельное ω
0
;
- сопротивление от воздушной среды и ветра ω
св
;
- сопротивление от стрелок и кривых ω
ск
.
Высота горки должна быть достаточной для преодоления работы всех сил
сопротивления, действующих на вагон при скатывании. Так как вагон на горбе
горки
уже
обладают
начальной
скоростью V
0
,
которой
соответствует
энергетическая высота h
0
=
v
0
2 g
, то расчет высоты горки можно определить по
формуле:
H
r
=
1.75 ∙
(
h
осн
+
h
св
+
h
ск
)
+
h
сн
−
h
0
,
где 1,75 – мера отклонения расчетного значения сопротивлений:
основного, от стрелок и кривых, воздушной среды и ветра от их средних
значений (для горок малой мощности принимается равной 1,5);
h
осн
,
h
св
,
h
ск
– среднее значение удельной работы сил сопротивления
соответственно основного, воздушной среды, от стрелок и кривых;
h
сн
– удельная работа силы сопротивления от снега и инея;
h
0
– удельная энергия, соответствующая установленной скорости роспуска V
0
.
h
0 =
V
0
2
2 g
' '
при q=25 g’’=9.19
q=28 g’’=9.25
q=30 g’’=9.28
q=100 g’’=9.64
:
Скорость роспуска можно принять
-
для горок большой мощности
– V
0
= 1.7 м/с;
- для горок средней мощности - V
0
= 1,4 м/с;
- для горок малой мощности - V
0
= 1,2 – 1 м/с.
h
осн
=
L
расч
∙ ω
0
∙ 10
−
3
.
где
L
расч
– длина расчетного пути от горба горки до расчетной точки исходных
данных);
ω
0
– основное удельное сопротивление для вагонов на роликовых подшипниках
принимается в зависимости от весовой категории:
при весе вагона до 28 тс – 1,75 кгс/тс;
при весе вагона 28-44 тс – 1,54 кгс/тс.
h
св
=
L
расч
∙ ω
св
∙ 10
−
3
,
где ω
св
– удельное сопротивление движению вагона от воздушной среды и ветра
для одиночных вагонов
± ω
св
=
17,8 ∙ c
х
∙ S ∙ V
p
2
(
273
+
t
)
∙ q
,
Знак «+» принимается при встречном ветре и «-» при попутном.
где S – площадь поперечного сечения одиночного вагона (для открытого 4-
осного вагона S=9,7 м
2
);
q – вес вагона, тс (в исходных данных);
t – температура наружного воздуха,
0
С (в исходных данных);
с
х
– коэффициент воздушного сопротивления одиночного вагона можно
принять из таблицы 1;
Таблица 1.
Значение коэффициента воздушного сопротивления c
х
Угол α
0
10
0
20
0
30
0
50
0
70
0
90
0
Коэффициент
1,12
1,46
1,64
1,58
0,92
0,29
0,1
V
р
– относительная скорость отцепа с учетом направления ветра, м/с.
V
р
=
V ±V
в
,
где V – средняя скорость отцепа на участке спускной части горки (4,8 м/с);
V
в
– скорость ветра (принимается постоянной), м/с. (в исходных данных);
Знак «+» принимается при встречном ветре, «-» при попутном.
Работа сил сопротивления от стрелок и кривых h
ск
определяется по формуле:
h
ск
=
(
0,56 ∙ n
+
r ∙
∑
α
∘
)
∙ V
2
∙ 10
−
3
,
где n – число стрелочных переводов по маршруту скатывания вагонов (см.
исходные данные);
r – коэффициент удельной работы сил сопротивления движения в кривых
(r=0.23 для вагонов на роликовых подшипниках);
∑α
0
– сумма углов поворота в кривых, включая стрелочные углы (см. исходные
данные);
V - средняя скорость движения расчетного бегуна, её можно принять для горки:
- большой мощности – 4,8 м/с;
- средней мощности – 4,5 м/с.
В зимних условиях необходимо учитывать дополнительную удельную работу
при преодолении сопротивления движению вагона от снега и инея в пределах
стрелочной зоны, пучков и на сортировочных путях, кгс/тс:
h
сн
=
l
сн
∙ ω
сн
∙ 10
−
3
,
где l
сн
– длина зоны действия снега и инея, устанавливается по плану
расчетного маршрута от конца II ТП до расчетной точки (130 м.);
ω
сн
– дополнительное сопротивление от снега и инея, кгс/тс (принимается по
табл.2).
Таблица 2.
Весовая
категори
я
Дополнительное сопротивление ω
сн
при температуре,
0
С
-10
-20
-30
-40
-50
-60
Л
0,2
0,3
0,5
0,9
1,7
3,3
ЛС
0,1
0,2
0,4
0,7
1,3
2,4
2. Определение мощности тормозных средств
Суммарная потребная мощность тормозных позиций спускной части горки
определяется по формуле:
Н
тсч
=
k
(
H
r
+
h
0
−
h
ω
ox
−
h
пр
)
,
где k – коэффициент увеличения минимальной расчетной мощности тормозных
позиций спускной части горки (k=1,2);
h
пр
– профильная высота участка от конца последнего замедлителя ТП до
расчетной точки, м (см. исходные данные);
h
ох
ω
– энергетическая высота, которая идет на преодоление всех сил
сопротивления при проходе ОХ от горба горки до конца второй тормозной позиции
тс*м/тс.
h
ω
ox
=
10
−
3
[(
ω
0
o х
+
ω
св
o х
)
∙ l
+
V
II ТП
2
∙
(
0,56 n
II ТП
+
0,23
∑
α
II ТП
0
)]
,
где
ω
0
oх
– принимается 0,5 кгс/тс;
ω
св
o х
– удельное сопротивление от воздушной среды и ветра движения ОХ (4-
осный вагон весом 100 тс) при попутном ветре кгс/тс при V=5,6 м/с (для
горки большой мощности), V=5,3 м/с (для горки средней мощности);
ω
св
=
17,8 ∙ c
х
∙ S ∙ V
p
2
(
273
+
t
)
∙ q
,
V
р
=
V ±V
в
,
где V – средняя скорость отцепа на участке спускной части горки (5 м/с);
V
в
– скорость ветра (принимается постоянной), м/с. (см. исходные данные);
Знак «+» принимается при встречном ветре и «-» при попутном.
L – расстояние от вершины горки до конца II ТП, м (см. исходные данные);
V
II ТП
– среднее значение скорости движения на указанном участке (4,8 и 4,5 м/с
для горки большой и средней мощности);
n
II
ТП
, ∑α
0
II
ТП
– соответственно число стрелочных переводов и сумму углов
поворота; на маршруте следования вагона на лёгкий путь от вершины горки до
конца II ТП (см. исх. данные).
На пропускной части горки располагаются две тормозные позиции: первая перед
первой
разделительной
стрелкой
или
за
ней,
вторая
–
перед
пучками
сортировочных путей.
Вторая (пучковая) позиция наиболее мощная. Её мощность определяется из
условия: скорость входа на вторую тормозную позицию не должна превышать
максимально допустимую по конструкции замедлителя.
Мощность второй тормозной позиции определяется по формуле:
h
II ТП
=
V
max
2
2
g
,
где V
max
= 6 м/с;
g = 9.81 м/с
2
.
Потребная часть первой тормозной позиции h
I
ТП
должна быть не менее h
I
ТП
=H
ncx
–h
II ТП
Исходные данные для расчета высоты горки
(при неблагоприятных условиях)
Таблица 3
№
варианта
L
расч
t,
0
∑α
0
n
v
в
q
1
350
-25
48
6
5
22
2
300
-16
58
5
5
22
3
390
-20
68
6
4
22
4
380
-17
75
7
5
25
5
365
-25
50
6
4
25
6
320
-20
50
6
3
25
7
340
-25
60
5
4
28
8
370
-20
64
6
3
28
9
330
-16
55
6
5
28
10
350
-17
62
7
3
30
11
300
-25
68
7
4
30
12
390
-16
60
6
4
30
13
380
-20
48
5
5
22
14
365
-17
58
6
5
22
15
320
-25
68
7
4
22
16
340
-20
75
6
5
25
17
370
-25
50
6
4
25
18
330
-20
50
5
3
25
19
350
-16
50
6
4
28
20
300
-17
64
6
3
28
№
варианта
L
расч
t,
0
∑α
0
n
v
в
q
21
390
-25
55
7
5
28
22
380
-16
62
7
3
30
23
365
-20
48
6
4
30
24
320
-17
58
5
4
30
25
340
-25
68
6
5
22
26
370
-26
75
7
5
22
27
330
-25
58
5
3
22
28
350
-20
50
6
5
25
29
300
-16
60
5
4
25
30
390
-17
64
6
3
25
31
380
-25
55
6
4
28
32
365
-16
62
7
3
28
33
320
-20
48
7
5
28
34
340
-17
58
6
3
30
35
370
-25
60
7
4
30
Примечание! Для всех вариантов ветер встречный.
Исходные данные для расчета мощности тормозных средств.
Таблица 4
№
варианта
l
, м
t,
0
∑α
0
n
h
пр
, м
v
в
, м/с
1
220
15
25
3
0,28
4,0
2
250
10
18
3
0,30
3,0
3
230
20
20
4
0,21
2,0
4
240
21
22
3
0,23
3,0
5
240
24
19
3
0,32
3,0
6
180
20
23
4
0,21
5,0
7
175
25
25
3
0,30
5,0
8
200
20
21
4
0,31
3,0
9
165
15
18
4
0,29
4,0
10
210
25
22
3
0,25
3,0
11
180
15
25
4
0,24
2,0
12
190
10
22
4
0,31
3,0
13
200
25
19
3
0,29
3,0
14
220
21
18
3
0,27
5,0
15
250
24
25
4
0,23
5,0
16
230
15
22
3
0,29
3,0
№
варианта
l
, м
t,
0
∑α
0
n
h
пр
, м
v
в
, м/с
17
240
25
19
3
0,28
3,0
18
240
20
23
4
0,27
4,0
19
180
15
25
3
0,26
4,0
20
175
25
21
3
0,31
5,0
21
200
15
18
4
0,25
3,0
22
165
10
22
3
0,32
4,0
23
210
20
18
3
0,36
2,0
24
180
21
25
4
0,31
3,0
25
190
24
20
3
0,32
4,0
26
200
20
25
3
0,25
2,0
27
220
25
18
4
0,29
5,0
28
250
20
20
3
0,27
3,0
29
230
15
22
3
0,24
2,0
30
240
25
19
4
0,26
3,0
31
240
15
23
3
0,24
5,0
32
180
10
25
3
0,25
4,0
33
175
20
21
4
0,21
3,0
34
200
21
18
3
0,25
4,0
35
165
24
20
4
0,22
2,0
Примечание! Для всех вариантов ветер попутный.
Практическая работа 24, 25
Тема: Определение пропускной и перерабатывающей способности станции.
Цель: научиться рассчитывать пропускную способность приёмоотправочных
путей, перерабатывающую способность вытяжных путей.
Ход работы:
1. Определение пропускной способности приемоотправочных путей.
2. Определение перерабатывающей способности сортировочных устройств.
3. Определение перерабатывающей способности погрузочно-выгрузочного
фронта и склада.
1. Пропускная способность линии (наличная) – наибольшее число поездов,
которое может быть пропущено за расчетный период времени, с учетом
максимального использования имеющихся технических средств и передовой
технологии. Пропускная способность приемоотправочного парка определяется по
формуле:
N
=(
1440 m
−
∑T
пост
)/
t
зан
ср
,
где m – число приемоотправочных путей в парке;
Т
пост
– время перерывов в использовании путей для приема поездов,
включающее дополнительные простои из-за пропуска пассажирских поездов и
время необходимое для текущего содержания пути и контактной сети;
t
зан
ср
– среднее время занятия пути одним поездом:
t
зан
ср
=(
N
тр
t
тр
+
N
гр
t
гр
+
N
уч
t
уч
+
N
сб
t
сб
+
N
сф
t
сф
) /
∑
N ,
где N
тр
, N
гр
, N
уч
, N
сб
, N
сф
– количество поездов соответственно транзитных,
групповых, участковых, сборных, своего формирования;
t
тр
,
t
гр
,
t
уч
,
t
сб
,
t
сф
– время занятия пути одним поездом соответственно
транзитных, групповых, участковых, сборных, своего формирования.
t
тр
=
t
пр
+
t
оп
+
t
ож
+
t
от
,
где t
пр
– время занятия маршрута при приеме поезда на станцию;
t
оп
– время выполнения технологических операций на приемоотправочных
путях (15 мин.);
t
ож
– время ожидания отправления поезда (10 мин);
t
от
–
время
занятия
маршрута
при
отправлении
поезда
от
момента
приготовления до освобождения маршрута.
t
гр
=
t
пр
+
t
оп
+
t
ож
+
t
от
,
где t
оп
= 40 мин.
t
уч
=
t
сб
+
t
пр
+
t
оп
+
t
ож
+
t
ман
,
где t
оп
= 30 мин.
t
ман
= время на приготовление маршрута и открытие сигнала.
t
сф
=
t
ман
+
t
оп
+
t
ож
+
t
от
,
где t
оп
= 30 мин.
2. Перерабатывающая способность станции – число грузов поездов (вагонов),
которое может переработать станция за расчетный период времени при передовой
технологии и наилучшем использовании технических средств.
Перерабатывающая способность определяется для горки, вытяжных грузовых
складов.
Перерабатывающая способность вытяжного пути
N
=(
1440 m
−
∑T
пост
)
n
c
/
t
ср
,
где ∑ Т
пост
– время занятия вытяжного пути постоянным и операциями для
независящими от объема работы (перерывы по враждебности маршрут и
обработка путей местной работы и др.);
n
с
– среднее число вагонов в составе;
t
ср
– среднее время занятия пути одним поездом:
t
ср
=(
N
рас
t
рас
+
N
фуч
t
фуч
+
N
фсб
t
фсб
+
N
отц
t
отц
+
N
под
t
под
) /
∑
N ,
3. Перерабатывающая способность грузового склада (или грузового фронта)
N
скл
= (1140
−¿
∑ Т
пост
)m
под
/t
зан.скл
,
где ∑ Т
пост
– технологические перерывы в работе склада, мин.;
m
под
– число вагонов в подаче:
m
под
=
L
ск
/
14 ;
t
зан.скл
– время занятия склада одной подачей:
t
зан. скл
=
t
под
+
t
уб
+
t
гр
,
где t
под
– время подачи и расстановки вагонов у грузового склада, мин;
t
уб
– время уборки, мин;
t
гр
– время на выполнение погрузочно-разгрузочных операций, мин.
Исходные данные
Таблица 1 - Определение пропускной способности приемоотправочных путей
№
варианта
N
тр
N
гр
N
уч
N
сб
N
сф
∑ Т
пост
m
t
пр
t
от
t
ман
1
38
10
5
3
6
90
3
5
7
9
2
19
8
6
4
7
60
3
10
7
10
3
22
8
10
3
8
90
4
8
9
6
4
26
4
11
4
9
160
3
8
4
7
5
30
6
12
4
6
90
3
8
5
8
6
26
3
9
5
7
120
4
9
6
6
7
24
4
7
5
8
120
3
7
9
6
8
28
5
9
3
12
160
3
7
6
4
9
25
8
7
6
14
170
4
8
4
8
10
30
6
6
4
12
90
3
8
5
7
11
24
4
4
8
13
80
3
9
9
9
12
26
5
14
7
17
90
4
9
6
6
13
28
6
12
4
5
112
3
6
5
5
14
30
8
15
6
9
120
3
3
4
7
15
25
4
10
3
8
160
4
6
9
8
16
24
9
12
6
7
140
3
5
6
9
17
28
6
14
4
6
120
3
8
5
6
18
25
7
11
5
8
100
4
5
4
5
19
30
8
9
3
12
90
3
4
9
7
20
26
5
11
4
14
80
3
4
6
8
21
27
9
12
6
9
90
4
5
5
6
22
21
6
8
3
8
60
3
5
4
5
23
22
7
14
5
6
70
3
8
9
3
24
25
5
13
6
14
50
4
6
8
4
25
30
6
12
4
12
80
3
9
7
8
Таблица 2 – Определение перерабатывающей способности вытяжных путей
№
варианта
N
рас
N
фуч
N
фсб
N
отц
N
под
t
рас
t
фуч
t
фсб
t
отц
t
под
nc
∑ Т
пост
1
25
10
8
10
5
37
23
37
14
19
50
240
2
23
9
9
7
8
40
22
40
12
21
45
240
3
16
8
6
6
9
52
24
52
11
23
50
300
4
16
7
8
9
10
56
25
56
14
22
45
250
5
18
9
5
8
11
50
26
50
15
23
50
270
6
13
6
7
5
5
56
23
56
16
18
45
250
7
17
58
8
4
6
57
22
57
12
19
47
250
8
15
9
9
6
9
52
24
52
14
27
50
250
№
варианта
N
рас
N
фуч
N
фсб
N
отц
N
под
t
рас
t
фуч
t
фсб
t
отц
t
под
nc
∑ Т
пост
9
14
7
5
3
8
43
25
43
12
23
45
240
10
16
8
8
2
11
48
26
48
11
24
50
240
11
19
9
7
5
12
42
23
42
10
22
54
240
12
18
6
8
6
5
35
24
35
14
19
47
270
13
21
10
6
3
6
39
25
39
12
18
50
270
14
20
8
5
5
9
50
26
50
13
27
52
250
15
23
9
4
6
8
50
28
50
12
23
57
300
16
22
7
8
4
7
56
27
56
11
25
54
300
17
24
8
4
3
10
58
23
58
10
22
50
300
18
25
9
8
4
12
59
21
59
13
23
52
340
19
28
5
3
2
11
54
22
54
14
24
54
380
20
29
6
5
5
14
52
23
52
11
19
51
380
21
26
9
8
3
12
53
24
53
13
18
53
220
22
27
7
9
2
10
51
25
51
10
17
56
260
23
12
9
4
4
9
50
26
50
12
23
50
300
24
14
6
9
5
8
52
23
52
14
22
52
300
25
16
8
6
3
7
50
24
50
15
24
50
240
Таблица 3 – Определение перерабатывающей способности грузового склада
№ варианта
L
ск
t
под
t
уб
t
гр
∑ Т
пост
1
160
17
23
120
130
2
140
30
21
120
130180
3
130
18
23
140
300
4
120
19
25
130
230
5
160
21
24
200
300
6
140
21
26
180
240
7
120
23
28
140
180
8
110
24
24
120
240
9
130
23
23
180
300
10
180
21
21
170
130
11
170
20
23
120
120
12
190
18
22
200
130
13
180
17
23
140
200
14
170
19
25
160
240
15
160
20
24
120
180
16
150
19
23
140
200
17
140
18
24
160
180
18
120
19
25
180
240
19
170
17
20
200
220
20
160
20
24
180
230
21
140
20
23
160
130
22
150
19
25
140
180
23
160
18
23
150
170
24
120
14
24
160
160
25
140
16
21
200
150