Автор: Нина Николаевна Субочева
Должность: преподаватель экономических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ КО "ККНХиПО"
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: Статья
Тема: Современные подходы к организации самостоятельной работы в формировании профессиональных компетенций обучающихся.
Раздел: среднее профессиональное
Современные подходы к организации самостоятельной работы в формировании
профессиональных компетенций обучающихся.
Субочева Нина Николаевна
Преподаватель экономических дисциплин.
Я никогда не учу своих учеников.
Я только даю им условия,
при которых они могут сами учиться.
Альберт Эйнштейн
Аннотация: В статье раскрыто значение самостоятельной работы в формировании
профессиональных компетенций обучающихся, как активной формы обучения.
Отражена структура, элементы и требования к организации самостоятельной
работы, приведен практический опыт преподавателей по привитию обучающимся
навыков к самообразованию.
Говоря о системе подготовки компетентных специалистов нельзя не учитывать то,
что цель современного образования - дать специалисту не только необходимую
подготовку, но и базу умений и навыков для продолжения учебы в течение всей
профессиональной жизни. Подготовка компетентного специалиста, отвечающего
требованиям сегодняшнего дня, наделенного качествами, знаниями и умениями,
необходимыми, чтобы быть конкурентоспособным и жизнеспособным, невозможна
без построения соответствующей системы обучения.
Результативность
профессионального
обучения
зависит
от умения преподавателя понимать и учитывать индивидуальные особенности
студентов,
от
коммуникативности
преподавателя,
от арсенала педагогических технологий, которые активизируют студентов, учат их
лучшему восприятию информации, решению профессиональных проблем, делают
процесс обучения комфортным.
Одним из условий формирования профессиональной компетентности будущего
специалиста является самостоятельная работа – как активный метод обучения, так
как:
самостоятельная
работа
позволяет
студентам
глубоко
вникнуть
в сущность изучаемого вопроса, основательно в нём разобраться;
самостоятельный учебный труд вырабатывает у обучающихся
стойкие
идейные убеждения и взгляды;
в ходе самостоятельной работы студенты формируют у себя такие
ценные
качества, как трудолюбие, организованность,
инициативу,
силу
вопи,
дисциплинированность, аккуратность,
активность,
целеустремленность,
творческий подход к делу,
самостоятельность мышления;
систематическая самостоятельная работа студентов повышает
культуру
их
умственного труда, развивает у них умение
самостоятельно
приобретать
и
углублять знания;
самостоятельная работа формирует готовность к самообразованию, создаёт базу
непрерывного образования, даёт возможность быть активным и сознательным
гражданином. Важным для формирования самообразовательного компонента
является не только то, что студент работает над дисциплиной самостоятельно, но и
то, будет ли он это делать после окончания учебного заведения, в изменяющихся
условиях жизнедеятельности. Уровень познаний должен быть интегрирован в новые
условия.
Любой
специалист
сегодня
поставлен
перед
необходимостью
постоянного
обновления и пополнения знаний в области своей деятельности. Динамика
изменения профессиональных компетенций постоянно растёт. В таких условиях
готовность
к
непрерывному
самообразованию
и
саморазвитию
выступает
важнейшим условием поддержания конкурентоспособности профессионала.
Организация полноценной самостоятельной деятельности студентов немыслима без
современных
средств
обучения
и максимального использования их возможностей.
Условно их можно разделить на три группы:
1. Дидактические средства, которые могут быть источником самостоятельного
приобретения знаний (первоисточники, нормативные документы, сборники задач и
упражнений, журналы, газеты, видеозаписи);
2. Технические средства, при помощи которых дается учебная информация
(компьютеры, аудио и видеотехника);
3.
Средства,
которые
используются
для
руководства
самостоятельной
деятельностью студентов (методические указания к выполнению отдельных видов
работ, карточки с заданиями для организации индивидуальной и групповой работы
на уроках и дополнительных занятиях).
Основные требования к организации самостоятельной работы студентов:
самостоятельная работа имеет конкретную цель;
каждый студент должен знать порядок и приёмы выполнения работы;
содержание работы, её формы должны вызывать интерес, желание выполнить
работу до конца;
самостоятельная
работа
должна
соответствовать
учебным
возможностям
студентов.
Самостоятельная
работа
носит
деятельный
характер
и поэтому в её структуре можно выделить компоненты:
мотивированность учебного задания;
чёткая постановка познавательных задач;
метод выполнения работы;
определение видов консультационной помощи;
чёткое определение форм отчётности, сроков её представления;
виды и формы контроля.
Одной из основных задач, стоящих перед педагогом, является такая организация
учебного процесса по дисциплине, которая позволит студенту проявить свои
возможности на начальных этапах обучения, что позволит сформировать и развить
личностные компетенции студентов (стремление к успеху, мобильность, активность,
2
уверенность,
ответственность,
инициативность,
умение
работать в команде,
быстрота реагирования, отстаивать свою точку зрения, планировать деятельность,
принимать решения и т.д.), позволяющие добиться цели:
От «специалиста-исполнителя» к компетентному «профессионалу-исследователю».
Стать таким специалистом без хорошо сформированных умений и навыков
самостоятельной работы студентов невозможно.
Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаём сам
ответ на вопрос. (Ллойд Александр).
Преподавателями
цикловых
комиссий
в
соответствии
ФГОС
разработаны рабочие программы по учебным дисциплинам и профессиональным
модулям, которые нацелены на развитие самостоятельной работы.
Преподавателями накоплен определённый опыт по организации самостоятельной
работы
–
как
основного
активного
метода
обучения
и
воспитания
профессионального и компетентного специалиста.
Элементы самостоятельной работы прослеживаются как на уроках, так и во
внеурочное время.
Преподаватели учитывают, что для самостоятельной работы важную роль играет
мотивация, то есть интерес к самостоятельной работе и потребность в ней.
С целью мотивации самостоятельной работы при изучении общеобразовательных и
специальных дисциплин применяются разные её типы:
1.
Репродуктивная самостоятельная работа – в процессе, которой познавательная
деятельность студентов проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании, что
способствует закреплению знаний, формированию умений и навыков.
К такому виду самостоятельной работы можно отнести:
выполнение
домашней
работы
является
одним
из
основных
способов
самостоятельной работы. Начинается она
с простых заданий, например,
составление схемы-конспекта по пройденной теме, затем задания усложняются.
Одним из таких заданий является написание рефератов, докладов, подготовка
сообщений по материалам СМИ.
До
студентов
доводится
тематика
рефератов
по
общеобразовательным
и
специальным
дисциплинам,
излагаются
требования,
которых
следует
придерживаться, рекомендуется учебная, справочно-информационная литература,
устанавливаются объёмы работ. Подобная работа расширяет кругозор студентов и
позволяет им получить глубокие знания.
Учитывая, что большую часть
своей будущей практической работы
выпускникам
придется
выполнять
в
соответствии
с действующим законодательством и нормативными документами, преподаватели
специальных дисциплин уделяют большое внимание работе с законодательными и
нормативными документами.
При изучении теоретического материала преподаватели учат студентов понимать
значение нормативных документов, методам работы с ними.
Обязательный элемент самостоятельной работы – ведение необходимых записей:
это тезисы, конспекты, выписки, план, резюме, аннотации.
составление опорных конспектов, т.е. графических символов, заменяющих смысл
информации. В опорных конспектах присутствует элемент игры, экономии времени
и места;
3
семинарские
занятия
формируют
исследовательский
подход
в изучении учебного материала. Данные занятия позволяют формировать такие
компетенции: поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, способность использовать теоретические
знания
для решения
профессиональных
задач.
Наиболее
привлекательными
являются: семинар - круглый стол, семинар с элементами дискуссии.
Подготовка к семинару требует поиска источников, умения отобрать
необходимые сведения, донести их до присутствующих.
Темы
семинарских
занятий: «Организация денежного обращения»; «Специальные налоговые режимы»,
«Значение конкуренции в современной экономике».
практические занятия предназначены для углублённого изучения дисциплины.
На этих занятиях осмысливается теоретический материал, отрабатывается умение
формировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной
деятельности.
На данных занятиях формируются следующие профессиональные компетенции:
гибкость мышления, готовность к непрерывному обучению, проектирование путей
достижения желаемого.
Практические
работы
оформляются
инструкционными
картами,
которые
программируют самостоятельную работу обучающихся.
Выполнение практических работ включает разнообразные виды упражнений:
тренировочные, работа на компьютере, составление логических схем, таблиц,
расчётов, документов, графические работы.
Изучая со студентами тему «Производство и экономика» по дисциплине «Основы
экономической теории», разбираем стадии и элементы процесса производства.
Составляем схему, которая включает все перечисленные элементы на примере
конкретного предприятия. В ходе дальнейших рассуждений, выводов, приходим к
заключению об особенностях простого и расширенного воспроизводства.
деловые игры, которые проводятся во время учебной практики по МДК.07.02.
Основы предпринимательства и бизнес – планирования.
Перед занятием проводится инструктаж студентов о порядке выполнения
задания, отношении их к работе, ответственности, значении этой работы.
Рецензирование студентами ответов других студентов.
Например, раскрывая сущность и функции рынка, студенты делают обоснование
равновесия рынка. Одновременно другие студенты делают рецензию на полученный
ответ. Включение студента в активную позицию поиска обеспечивает ему привитие
навыков самостоятельной работы и формирует элемент экономического мышления
и компетентности в своей будущей профессии.
2.
Реконструктивная самостоятельная работа – на данном уровне продуктивной
деятельности формируется творческая личность студента. Постоянный поиск новых
решений, обобщение и систематизация полученных
знаний, перенос их в
совершенно нестандартные ситуации делают знания студента более гибкими,
мобильными, вырабатывают потребность самообразования.
Примером такого рода работ могут служить:
элементы проблемного изложения материала. Ответ на проблему – это элемент
дискуссии на занятии, где студенты высказывают свои мысли и рассуждения по
наиболее актуальным вопросам дисциплины.
Так при изучении
4
темы «Рынки производственных ресурсов» студентам предлагается рассмотрение
проблемы «В чём сходство и различие основного и оборотного капитала?»;
по теме «Налоговая система РФ» - «Чем отличаются общий и специальные
режимы налогообложения?», «Что даёт организации использование разных режимов
налогообложения?»
решение ситуаций различного уровня сложности.
Производственные
ситуации
вводят
студентов
в
сферу
профессиональной
деятельности,
вырабатывают
у
них
способность
критически
оценивать
производство, находить решения, являются мощным стимулом активизации
самостоятельной работы, направленной на приобретение профессиональных умений
и навыков.
Проверочные самостоятельные и контрольные работы, задания для проведения
текущего контроля по которые включают три уровня усвоения: ознакомительный,
репродуктивный, продуктивный; диктанты, компьютерные тесты, контрольные
зачёты;
подготовка презентаций с использованием технических средств, использование
Интернета. Поиск необходимой информации, её обработка, умение преподнести
информацию развивают логическое мышление студентов.
использование рабочих тетрадей, которые содержат указания, требующие от
каждого студента выполнения тех или иных практических и умственных действий,
наблюдения, самостоятельного решения поставленных проблем.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Экономическая теория» включают задания трёх
уровней сложности:
к первому уровню относятся задания на узнавание информации: выбор
правильного ответа из числа предложенных, вставка пропущенных терминов в
тексте; а также задания на воспроизведение информации: формулировка правил,
приведение примеров, изображение схем.
задания
второго
уровня
направлены
на
осуществление
продуктивной
деятельности по алгоритму: решение задач, упражнений, составление расчётов.
задания третьего уровня обеспечивают развитие всего комплекса качеств,
определяющих профессионализм современного специалиста: проведение анализа,
решение практических ситуаций.
Включение
всех
обучаемых
в
индивидуальную
самостоятельную
работу,
фиксирование процесса выполнения заданий и результатов в рабочей тетради
позволяет преподавателю оценить знания всех студентов.
Следует подчеркнуть педагогическую эффективность самостоятельной работы
студентов
с
помощью
рабочей
тетради
при
последующем
взаимоконтроле
обучающихся. Контроль каждым студентом своих товарищей развивает внимание,
наблюдательность, мобилизует память, вызывает желание безошибочно выполнить
задание, поддерживает интерес.
Использование рабочих тетрадей как необходимой части дидактического материала
при организации самостоятельной работы студентов является продуктивным,
обеспечивающим интенсификацию процесса обучения.
Так по теме:
«Финансовая система» студенты после изучения и во время изучения тем
выполняют задания по
рабочим тетрадям, где предусмотрены теоретические
вопросы, решение практических задач.
5
3.
Творческая
самостоятельная
работа
является
венцом
системы
самостоятельной деятельности студентов. Эта деятельность позволяет студенту
получить
принципиально
новые
для
них
знания,
закрепляет
навыки
самостоятельного поиска знаний.
К заданиям такого типа относятся:
исследовательская работа открывает большие возможности для развития
профессиональных
компетенций.
Студенты
сами
проводят
исследования,
анализируют результаты.
Вот темы некоторых исследований:
Собственность как основа производственных отношений.
«Использование специальных режимов налогообложения»,
«Методика расчёта налогооблагаемой базы и суммы налогов»;
Огромное значение для привития профессиональной компетентности имеют
курсовые работы.
Курсовая работа позволяет оценить уровень теоретических знаний студентов, их
умение логично, и аргументировано отстаивать свою точку зрения и делать
самостоятельные выводы.
В ходе выполнения курсовой работы студент овладевает методикой расчетов,
учится пользоваться нормативной и справочной литературой, документацией.
Целью организации самостоятельной работы студентов при написании курсовых
работ
является
научить
их
учиться,
чтобы
в течение всей жизни они обновляли собственный запас знаний.
Во
время
выполнения
курсовых
работ
студент
делает
первые
шаги
к
самостоятельному научному творчеству.
Темы курсовых работ и методические рекомендации, в которых описаны этапы
выполнения
курсовых
работ
с
примерным
планом
разрабатываются
преподавателями.
Написание
курсовой
работы
завершается
защитой,
которая
направлена
на
расширение,
закрепление
и
совершенствование
знаний.
Она
дает
широкие
возможности студентам для самовыражения, самореализации.
Главное в защите – свободное, откровенное обсуждение проблемных вопросов по
организации
и
совершенствованию
бухгалтерского
учета
на
конкретных
предприятиях.
В своих выступлениях студенты показывают глубокое знание теории и практики,
готовность к решению профессиональных задач, умение профессионально мыслить,
самостоятельно оценивать факты и явления.
Дипломные работы обучающие
выполняют в соответствии с ФГОС нового
поколения. При этом
формируются профессионально важные качества для
интеллектуальных компетенций владение методами познания, гибкость мышления,
проектирование путей достижения желаемого.
4.
Практика по специальности:
1. Учебная практика
2. Производственная практика
3. Преддипломная практика.
В
ходе
практики
студенты
самостоятельно
отрабатывают
вопросы,
предусмотренные программой практики и закрепляют знания и умения по
специальности,
проверяют
свою
готовность
к
самостоятельной
трудовой
6
деятельности, а также занимаются сбором практического материала по выполнению
дипломной работы.
5. Основные элементы самостоятельной работы прививаются при проведении
внеклассных мероприятий, которые проводятся в различных формах.
Формами
внеаудиторной
самостоятельной
работы
по углублению знаний по специальным дисциплинам стало проведение:
олимпиад - соревнование на лучшее выполнение определенных заданий по
дисциплине, проводится с целью выявления и развития интересов и способностей
студентов, помогает оценивать знания, развивает самостоятельность в работе. При
этом на первый план выдвигается развитие умений пользоваться теорией на
практике.
Олимпиада
отличается
экономичностью
во
времени,
творческим
подходом и большой самостоятельностью.
Преподаватели проводят междисциплинарные олимпиады.
Это личные или командные соревнования студентов одной специальности, целью
которых является: выявить теоретические знания, умение ориентироваться в
практических ситуациях, давать правильные и грамотные ответы, смекалку
и
находчивость.
Фотоконкурсы «Моя специальность лучшая».
Участие
в
чемпионате
Ворлдскиллс
«Молодые
профессионалы»
и
демонстрационном экзамене по стандартам Ворлдскиллс, позволяет обучающимся
подтвердить уровень освоения образовательной программы и профессиональных
компетенций.
Проблема самостоятельности студентов сегодня как никогда актуальна, так как
самостоятельность человека определяет продуктивность работы. В условиях
рыночной экономики, жесткой конкуренции человек, умеющий самостоятельно
мыслить,
быстрее
ориентируется
и
продуктивнее
действует.
Формы
самостоятельной
работы
разнообразны
и
способствуют
формированию
профессиональных компетенций и практического опыта будущего специалиста.
Поскольку самостоятельная работа – важнейшая форма учебного процесса,
преподаватели акцентируют внимание студентов на её непосредственное влияние на
формирование профессиональных компетенций, таких как мобильность, умение
прогнозировать ситуацию и активно влиять на неё, самостоятельность оценок, с тем,
чтобы студенты видели положительные результаты своего труда и чтобы
приживаемый
ими
успех
в
обучении
способствовал
трансформации
опосредственного интереса в интерес непосредственный. Формированию такой
мотивации способствует искренняя заинтересованность преподавателей в успехе
студентов.
Наши
выпускники
отмечают,
что
навыки
самостоятельной
работы,
самообразования, саморазвития, полученные в колледже способствовали в их
становлении как профессионалов.
Таким образом, результатом образовательного процесса должна стать личность
специалиста
с
определёнными
профессиональными
компетенциями,
обеспечивающими востребованность выпускника на современном рынке труда и
его
дальнейший
профессиональный
рост
и
в
этом
важную
роль
играет
самостоятельная работа.
7
Список источников:
1. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. – М.: Просвещение,
2015.
2. Кондукторова Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной
системе образования // Образование и воспитание. -2019. - №5. - С. 3-6.
3. Организация самостоятельной работы обучающихся при реализации ФГОС по
профессиям и специальностям СПО. - Методические рекомендации. Авторы-
составители: Быковец О.А., заместитель директора по профессиональному
образованию ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, Янченкова Е.В., руководитель отдела
методического сопровождения реализации программ СПО ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ,
к.п.н.– М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2017
4. Мушкина, И. А. Организация самостоятельной работы студента : учеб. пособие
для вузов / И. А. Мушкина, Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко. — 2-е изд., испр. и
доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. — 186 с. — (Серия : Университеты России)
8