Автор: Недозрелова Елена Владимировна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей
Учебное заведение: КГБПОУ
Населённый пункт: пгт. Шушенское
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей студентов через организацию и проведение самостоятельной работы в рамках технологии развивающего обучения.
Раздел: среднее профессиональное
Развитие творческих способностей студентов через организацию и проведение
самостоятельной работы в рамках технологии развивающего обучения.
Понятие деятельности является общим основополагающим понятием для всех имеющихся
теорий развивающего обучения. Очевидно, что формирование деятельностных способностей
возможно лишь при условии включения учащегося в самостоятельную учебную деятельность.
Не случайно большинство современных педагогических исследований посвящено проблеме
активизации деятельности учащихся в процессе обучения. «Именно понятие деятельности, —
писал В. В. Давыдов, — может быть той исходной абстракцией, конкретизация которой позволит
создать общую теорию развития общественного бытия людей и различные частные теории его
отдельных сфер». Поэтому для формирования у учащегося деятельностных способностей
необходимо постоянно тренировать его в выполнении различных видов деятельности. В
настоящее время классификация процессов деятельности и их понятийное описание создано в
российской методической школе (Г. П. Щедровицкий, А. А. Дергач, О. С. Анисимов и другие).
Идея
приоритета
развивающей
функции
обучения
статистике
является
формой
гуманитаризации
профессионального
образования.
Статистика
как
наука
базируется
на
математических знаниях. Г. В. Дорофеев полагает, что «с точки зрения приоритета развивающей
функции конкретные математические знания... рассматриваются не столько как цель обучения,
сколько как база, “полигон” для организации полноценной в интеллектуальном отношении
деятельности учащихся. Для формирования личности учащегося, для достижения высокого уровня
его развития именно эта деятельность, если говорить о массовой школе, как правило, оказывается
более значимой, чем те конкретные математические знания, которые послужили ее базой».
Гуманитарная ориентация обучения статистике как дисциплины профессионального
образования и вытекающая из нее идея приоритета развивающей функции обучения по
отношению к чисто образовательной функции «статистика для каждого» требует переориентации
методической системы обучения статистике с увеличения объема информации, предназначенной
для усвоения студентами, на формирование умений анализировать, продуцировать и использовать
информацию. Основная задача преподавателя в контексте профессионального образования
заключается в создании условий, побуждающих обучающегося к активной самостоятельной,
исследовательской и творческой деятельности.
Самостоятельная деятельность формируется различными средствами, из которых наиболее
распространенными являются самостоятельная работа. Смена парадигм образования затронула не
только цели и задачи, стоящие перед профессиональным образованием, но и организацию
деятельности преподавателя, разносторонность учебно-познавательной деятельности студентов, а
также такой компонент педагогического процесса, как самостоятельная работа. В современных
условиях поиск путей изменения целей, форм, методов, объема самостоятельной работы
ориентируется на обучаемого, строится с учетом интересов, склонностей, возможностей
обучающегося. Несмотря на достаточный резерв дидактических возможностей самостоятельной
работы, реализация педагогом этого потенциала в практической деятельности осуществляется
порой недостаточно. Между тем самостоятельная работа имеет большие возможности в
достижении цели развития качеств личности и субъективных черт обучающегося.
Темп жизни резко увеличивается, поэтому необходимо уже за со студенческой скамьи
вводить обучающегося в этот ритм, и в течение пары он должен узнать, усвоить, осмыслить,
проанализировать и т.п. С другой стороны, полноценный творческий подход, глубокое
исследование несовместимы со спешкой: раздумье требует времени, которое выходит за рамки
урока и может быть его продолжением при выполнении самостоятельной работы. Это
противоречие приводит к мнению о том, что самостоятельная работа необходимы, но требуется
изменить подход к их организации.
Сейчас, когда предметно-ориентированная парадигма образования сменяется на личностно-
ориентированную, следует определить роль обучающегося, его главную задачу не только в
получении знаний о существующих в окружающем мире и описываемых статистическими
моделями зависимостях, но и в овладении методологией творческого поиска. Заметим, что
изучение статистике в профессиональном образовании осуществляется традиционно и, несмотря
на использование элементов дифференцированного и вариативного обучения, приспособлено в
основном для обучения студентов фактам, а не для процесса получения фактов. Тогда как С. Л.
Рубинштейн отмечал, что «процесс накопления знаний и умений называется учением, а процесс
приобретения способностей — развитием».
Одним из путей совершенствования процесса обучения является внедрение новых форм
организации и содержания самостоятельной работы по статистике. Разнообразие самостоятельной
работы — не самоцель, а одно из средств достижения главной цели — интеллектуального
развития обучающихся, формирования качеств мышления, характерных для статистической
деятельности
и
необходимых
человеку
для полноценной
жизни в обществе.
Полнота,
разносторонность
и
разнообразие
содержания
программного
материала
по
статистике
обусловливают необходимость применения разных видов самостоятельной работы. В связи с
этим, опираясь на педагогический опыт и результаты констатирующего эксперимента, можно
выделить следующие главные цели преподавателя общепрофессиональных дисциплин:
1) обоснование вида самостоятельной работы в зависимости от изучаемого материала;
2) правильное сочетание видов самостоятельной работы.
На сегодняшний день самостоятельная работа по статистики является обязательным
компонентом учебно-воспитательного процесса. Она впервые определяются на уроке и, пройдя
через самостоятельную работу студентов, снова становятся предметом рассмотрения и проверки в
классной обстановке. Самостоятельная работа является естественным продолжением уроков и
связующими звеньями между ними. То, что дается на одном уроке, воспроизводится и усваивается
дома, а затем снова используется на следующем уроке как обязательная предпосылка для усвоения
нового.
Материал, хорошо разработанный и усвоенный во внеурочной обстановке, служит основой
для дальнейшего продвижения обучающегося в овладении знаниями, умениями и навыками. От
успешного выполнения самостоятельной работы зависит успешность проведения почти каждого
очередного урока. При выполнении самостоятельной работы обучающимися предоставляется
большая самостоятельность в работе, когда они могут работать каждый в своем темпе, используя
разные способы для запоминания изучаемого, уделяя отдельным видам заданий больше внимания
(например, решение задач несколькими способами, проведение дополнительных наблюдений и
т.д.). Самостоятельная работа в обучении статистики способствует развитию математических
способностей, склонностей и дарований студентов.
Проведенный анализ научных работ таких ученых, как Г. А. Аракелян, А. К. Громцева, Е.
С. Рабунский, позволяет сделать вывод, что самостоятельная работа обучающихся, способствует
не только обобщению, закреплению и углублению знаний, умений и навыков студентов, но и
развивает творческую самостоятельность, способность к самообразованию и рефлексии.
С другой стороны, самостоятельную работу можно рассматривать как специфическое
педагогическое
средство
организации
и
управления
самостоятельной
деятельностью
обучающихся.
Причем внешней
формой самостоятельной
работы
выступает
задание,
а
внутренним содержанием — учебная задача.
В настоящее время в значительной мере расширяются и видоизменяются функции
образования как важного фактора социальной стабильности, преемственности культуры,
воспитания творческой, свободной, активной и ответственной личности, что влечет за собой
дополнение функций самостоятельной работы.
Изменившаяся концепция образования приводит к дополнению и появлению новых
функций самостоятельной работы как образовательного (например, присущие интегрированным
самостоятельным работам), так и развивающего (например, творческая самостоятельная работа),
поисково-исследовательского (например, учебно-исследовательские самостоятельные работы,
исследовательские проекты) и воспитательного (формирование рефлексии обучающихся в
процессе выполнения самостоятельной работы) характера. Для выполнения исследовательской и
творческой самостоятельной работы обучающемуся требуется привлечение знаний не только из
разделов курса статистики, но и других учебных дисциплин (например, информатики,
бухгалтерского учета, экономического анализа и др.). Наиболее полно данная функция
реализуется в комплексных исследованиях самостоятельной работы по определенной проблеме,
при подготовке статистического сообщений, докладов, учебных проектов и т.п.
Самостоятельная работа позволяет каждому студенту работать в своем индивидуальном
темпе, помогает развитию самостоятельности, является хорошим средством для закрепления
материала, изученного на уроке, способствует углублению и упрочнению знаний обучающихся,
приучает их к самостоятельному мышлению и применению полученных знаний.
Преподаватель Е.В. Недозрелова