Автор: Бутрим Надежда Антоновна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 277
Населённый пункт: Красноярский край г. Красноярск
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока по учебной практике
Тема: «Техника выполнения подрезки пересекающихся элементов узора».
Раздел: среднее профессиональное
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 277
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ПЛАН
открытого урока по учебной практике.
По профессии: «Резчик по дереву и бересте»
Тема программы: «Технология выполнения рельефной резьбы».
Тема урока: «Техника выполнения подрезки пересекающихся
элементов узора».
Разработала: Бутрим
Надежда
А
нтоновна
.
Красноярск 2020г.
ПЛАН
урока учебной практики
Профессия: «Резчик по дереву и бересте»
Мастер
производственного
обучения: Бутрим Надежда Антоновна
Место проведения: Мастерская «Резчик по дереву и бересте»
Тема программы: «Технология выполнения рельефной резьбы».
Тема урока: «Техника выполнения подрезки пересекающихся
элементов узора».
Цель урока:
Сформировать профессиональные компетенции по выполнению техники
подрезки пересекающихся элементов узора.
Задачи.
- разработать эскиз орнамента с пересекающимися элементами узора;
- установить и отметить на эскизе места пересекающихся элементов узора;
- нанести карандашом растушевку тех мест, которые необходимо подрезать и
углубить резьбой;
- перенести узор на древесный материал, и выполнить подрезку фона узора,
отделяя узор от фона;
- по намеченным на эскизе растушевкам пересекающихся элементов, сделать
подрезку элементов узора и сформировать линии пересечения пересекающихся
элементов узора.
- выполнить заоваливание всех элементов узора.
Тип урока: Урок по изучению трудовых приемов и операций
Межпредметные связи:
Основы ИЗО и проектирования художественных изделий.
Тема «Правила построения форм предметов»,
урок - «Эскиз этюда в тоне: штриховка, особенности, приемы исполнения».
«Сопряжение линий геометрических фигур».
Технология художественного промысла.
Тема «Художественная резьба по дереву». Урок - «Традиционные и
современные орнаменты, применяемые для резьбы».
Материально-дидактическое оснащение урока:
Оборудование: Столярные верстаки, компьютер, экран,
Мультимедиа, электронная презентация
по теме урока, видеоролик по Т.Б.
Инструменты: Ножи – резаки.
Материалы: Карандаш, ластик, писчая бумага, копировальная бумага,
Циркуль, древесная заготовка размером 200×300 мм,
правильные доски для правки и заточки ножей-резаков.
Дидактический материал: Опорный конспект, технологические карты.
ХОД УРОКА.
Организационная Приветствие учащихся.
часть: (5 мин.) проверка отсутствующих, раздача инструментов
и материалов.
ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ: ( 50-60 мин)
Сообщение темы урока (слайд).
«Техника выполнения подрезки пересекающихся элементов узора».
Задача урока:
- разработать эскиз орнамента с пересекающимися элементами узора;
- установить и отметить на эскизе места пересекающихся элементов узора;
- нанести карандашом растушевку тех мест, которые необходимо подрезать и
углубить резьбой;
- перенести узор на древесный материал, и выполнить подрезку фона узора,
отделяя узор от фона;
- по намеченным на эскизе растушевкам пересекающихся элементов, сделать
подрезку элементов узора и сформировать линии пересечения пересекающихся
элементов узора.
- выполнить заоваливание всех элементов узора.
Актуализация опорных знаний
:
Назначение данной операции в освоение профессии.
Демонстрация обучающимися трудовых навыков, умений и приемов выполнения
плоскорельефной резьбы.
Последовательность выполнения задания по инструкционной карте.
Требования техники безопасности при выполнении резьбы.
Закрепление теоретического материала:
Проверить усвоение обучающимися изучаемого материала:
- Выполнение трудовых приемов, освоенных на предыдущих занятиях учебной
практики по выполнению резных работ – подрезки и выбора фона.
Требование к инструменту, применяемому в работе.
Приемы работы с режущим инструментом.
Техника безопасности при работе с электроинструментами.
разбор технологической карты:
1.1. Организация рабочего места (слайд).
1.2. Техника безопасности (слайд):
- общая техника безопасности;
- средства индивидуальной защиты; (слайд, видеоролик);
- травмы при работе с колюще-режущим инструментом;
- оказание первой медицинской помощи при травмах;
- требования безопасности во время работы;
- требования безопасности по окончанию работы.
1.3. Подготовка инструмента и материала.
- выбор деревянной доски (береза, кедр) размером 200×300 мм,
- подгонка размеров доски до установленного уровня;
- шлифовка рабочей поверхности доски;
- разметка узора, орнамента. (слайд)
- выбор режущего инструмента, ножа-резака, прямых и полукруглых стамесок;
- выполнение заточки или правки инструмента на правильных досках.
1.4. Правила и приемы разработки эскиза узора.
- прорисовка элементов орнамента с пересекающимися элементами;
- штриховка мест срезки и углубления пересекающихся элементов узора;
- перенос узора на рабочую поверхность материала (доски).
1.5.
Демонстрация рабочих приемов по подрезке пересекающихся элементов узора.
- просмотр видеоролика с демонстрацией рабочих приемов по выполнению
подрезки пересекающихся элементов узора.
1.6. Перечень возможных причин брака при выполнении задания.
- несоответствующая организация рабочего места - (освещение, установка
верстака, захламленность, несоответствие спецодежды и т.д.);
- плохая подготовка инструмента;
- плохая подготовка рабочей поверхности материала;
- неправильное размещение узора на поверхности материала, (на сучках,
трещинах, смоляных карманах, свилях и т.д.)
- неправильное выполнение резных работ, (резьба против волокон, сколы,
отщепы, вырывы, разноуравневость фона, недостаточная глубина подрезки и
т.д.).
2. ДЕМОНСТРАЦИЯ РАБОЧИХ ПРИЕМОВ (МАСТЕР П/О). (45мин).
- помощь в подготовке и прорисовке орнамента (фрагмента) для работы.
- помощь в определении мест для штриховки пересекающихся элементов.
- демонстрация приемов резьбы пересекающихся элементов узора.
3. ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ - самостоятельная работа учащихся
( 180 мин.)
Деятельность учащихся – выполнение самостоятельной работы:
- разработка орнамента или фрагмента узора с пересекающимися элементами
узора
- штриховка мест срезки и углубления пересекающихся элементов узора;
места штриховки.
- перенос узора на рабочую поверхность материала (доски).
- сделать подрезку элементов узора и сформировать линии пересечения
пересекающихся элементов узора.
Выполнить задание:
- сделать подрезку узора;
- выбрать фон;
- заовалить элементы узора;
- подрезать пересекающиеся элементы узора.
Деятельность мастера:
Целевые обходы:
- соблюдение правил ТБ;
- качественное выполнение рабочих приемов подрезки и выбора фона узора,
подрезки пересекающихся элементов узора;
- оказание индивидуальной помощи (корректировка, вторичный показ);
- прием и оценка качества выполненных работ ;
- консультации и контроль по выполнению задания.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ( 25 -30 мин)
Представление готовых изделий;
- описание изделия;
- технология выполнения изделия.
Самооценка выполненных готовых заданий (рассматривать):
- качество;
- эстетичность;
- правильность;
Анализ типичных ошибок при выполнении практической работы
Оценивание индивидуальной работы учащихся.
Отметить лучших, активных.
Домашнее задание: используя полученные знания и навыки по теме:
«Техника выполнения подрезки пересекающихся элементов узора».
Подготовить эскиз орнамента с пересекающимися элементами узора, для
изготовления декоративного панно, накладного элемента резьбы или
разделочной доски.