Напоминание

«Техника выполнения подрезки пересекающихся элементов узора».


Автор: Бутрим Надежда Антоновна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 277
Населённый пункт: Красноярский край г. Красноярск
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока по учебной практике
Тема: «Техника выполнения подрезки пересекающихся элементов узора».
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 277

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ПЛАН

открытого урока по учебной практике.

По профессии: «Резчик по дереву и бересте»

Тема программы: «Технология выполнения рельефной резьбы».

Тема урока: «Техника выполнения подрезки пересекающихся

элементов узора».

Разработала: Бутрим

Надежда

А

нтоновна

.

Красноярск 2020г.

ПЛАН

урока учебной практики

Профессия: «Резчик по дереву и бересте»

Мастер

производственного

обучения: Бутрим Надежда Антоновна

Место проведения: Мастерская «Резчик по дереву и бересте»

Тема программы: «Технология выполнения рельефной резьбы».

Тема урока: «Техника выполнения подрезки пересекающихся

элементов узора».

Цель урока:

Сформировать профессиональные компетенции по выполнению техники

подрезки пересекающихся элементов узора.

Задачи.

- разработать эскиз орнамента с пересекающимися элементами узора;

- установить и отметить на эскизе места пересекающихся элементов узора;

- нанести карандашом растушевку тех мест, которые необходимо подрезать и

углубить резьбой;

- перенести узор на древесный материал, и выполнить подрезку фона узора,

отделяя узор от фона;

- по намеченным на эскизе растушевкам пересекающихся элементов, сделать

подрезку элементов узора и сформировать линии пересечения пересекающихся

элементов узора.

- выполнить заоваливание всех элементов узора.

Тип урока: Урок по изучению трудовых приемов и операций

Межпредметные связи:

Основы ИЗО и проектирования художественных изделий.

Тема «Правила построения форм предметов»,

урок - «Эскиз этюда в тоне: штриховка, особенности, приемы исполнения».

«Сопряжение линий геометрических фигур».

Технология художественного промысла.

Тема «Художественная резьба по дереву». Урок - «Традиционные и

современные орнаменты, применяемые для резьбы».

Материально-дидактическое оснащение урока:

Оборудование: Столярные верстаки, компьютер, экран,

Мультимедиа, электронная презентация

по теме урока, видеоролик по Т.Б.

Инструменты: Ножи – резаки.

Материалы: Карандаш, ластик, писчая бумага, копировальная бумага,

Циркуль, древесная заготовка размером 200×300 мм,

правильные доски для правки и заточки ножей-резаков.

Дидактический материал: Опорный конспект, технологические карты.

ХОД УРОКА.

Организационная Приветствие учащихся.

часть: (5 мин.) проверка отсутствующих, раздача инструментов

и материалов.

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ: ( 50-60 мин)

Сообщение темы урока (слайд).

«Техника выполнения подрезки пересекающихся элементов узора».

Задача урока:

- разработать эскиз орнамента с пересекающимися элементами узора;

- установить и отметить на эскизе места пересекающихся элементов узора;

- нанести карандашом растушевку тех мест, которые необходимо подрезать и

углубить резьбой;

- перенести узор на древесный материал, и выполнить подрезку фона узора,

отделяя узор от фона;

- по намеченным на эскизе растушевкам пересекающихся элементов, сделать

подрезку элементов узора и сформировать линии пересечения пересекающихся

элементов узора.

- выполнить заоваливание всех элементов узора.

Актуализация опорных знаний

:

Назначение данной операции в освоение профессии.

Демонстрация обучающимися трудовых навыков, умений и приемов выполнения

плоскорельефной резьбы.

Последовательность выполнения задания по инструкционной карте.

Требования техники безопасности при выполнении резьбы.

Закрепление теоретического материала:

Проверить усвоение обучающимися изучаемого материала:

- Выполнение трудовых приемов, освоенных на предыдущих занятиях учебной

практики по выполнению резных работ – подрезки и выбора фона.

Требование к инструменту, применяемому в работе.

Приемы работы с режущим инструментом.

Техника безопасности при работе с электроинструментами.

разбор технологической карты:

1.1. Организация рабочего места (слайд).

1.2. Техника безопасности (слайд):

- общая техника безопасности;

- средства индивидуальной защиты; (слайд, видеоролик);

- травмы при работе с колюще-режущим инструментом;

- оказание первой медицинской помощи при травмах;

- требования безопасности во время работы;

- требования безопасности по окончанию работы.

1.3. Подготовка инструмента и материала.

- выбор деревянной доски (береза, кедр) размером 200×300 мм,

- подгонка размеров доски до установленного уровня;

- шлифовка рабочей поверхности доски;

- разметка узора, орнамента. (слайд)

- выбор режущего инструмента, ножа-резака, прямых и полукруглых стамесок;

- выполнение заточки или правки инструмента на правильных досках.

1.4. Правила и приемы разработки эскиза узора.

- прорисовка элементов орнамента с пересекающимися элементами;

- штриховка мест срезки и углубления пересекающихся элементов узора;

- перенос узора на рабочую поверхность материала (доски).

1.5.

Демонстрация рабочих приемов по подрезке пересекающихся элементов узора.

- просмотр видеоролика с демонстрацией рабочих приемов по выполнению

подрезки пересекающихся элементов узора.

1.6. Перечень возможных причин брака при выполнении задания.

- несоответствующая организация рабочего места - (освещение, установка

верстака, захламленность, несоответствие спецодежды и т.д.);

- плохая подготовка инструмента;

- плохая подготовка рабочей поверхности материала;

- неправильное размещение узора на поверхности материала, (на сучках,

трещинах, смоляных карманах, свилях и т.д.)

- неправильное выполнение резных работ, (резьба против волокон, сколы,

отщепы, вырывы, разноуравневость фона, недостаточная глубина подрезки и

т.д.).

2. ДЕМОНСТРАЦИЯ РАБОЧИХ ПРИЕМОВ (МАСТЕР П/О). (45мин).

- помощь в подготовке и прорисовке орнамента (фрагмента) для работы.

- помощь в определении мест для штриховки пересекающихся элементов.

- демонстрация приемов резьбы пересекающихся элементов узора.

3. ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ - самостоятельная работа учащихся

( 180 мин.)

Деятельность учащихся – выполнение самостоятельной работы:

- разработка орнамента или фрагмента узора с пересекающимися элементами

узора

- штриховка мест срезки и углубления пересекающихся элементов узора;

места штриховки.

- перенос узора на рабочую поверхность материала (доски).

- сделать подрезку элементов узора и сформировать линии пересечения

пересекающихся элементов узора.

Выполнить задание:

- сделать подрезку узора;

- выбрать фон;

- заовалить элементы узора;

- подрезать пересекающиеся элементы узора.

Деятельность мастера:

Целевые обходы:

- соблюдение правил ТБ;

- качественное выполнение рабочих приемов подрезки и выбора фона узора,

подрезки пересекающихся элементов узора;

- оказание индивидуальной помощи (корректировка, вторичный показ);

- прием и оценка качества выполненных работ ;

- консультации и контроль по выполнению задания.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ( 25 -30 мин)

Представление готовых изделий;

- описание изделия;

- технология выполнения изделия.

Самооценка выполненных готовых заданий (рассматривать):

- качество;

- эстетичность;

- правильность;

Анализ типичных ошибок при выполнении практической работы

Оценивание индивидуальной работы учащихся.

Отметить лучших, активных.

Домашнее задание: используя полученные знания и навыки по теме:

«Техника выполнения подрезки пересекающихся элементов узора».

Подготовить эскиз орнамента с пересекающимися элементами узора, для

изготовления декоративного панно, накладного элемента резьбы или

разделочной доски.



В раздел образования