Напоминание

открытый урок, работа над крупной формой


Автор: Регаловская Мария Андреевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: ДШИ г. Нарьян-Мара
Населённый пункт: г.Нарьян-Мар Архангельская обл.
Наименование материала: план-конспект урока
Тема: открытый урок, работа над крупной формой
Раздел: среднее профессиональное





Назад




План-конспект открытого урока

«Работа над крупной формой на примере разбора Сонаты-партиты

Й.Гайдна»

Преподаватель: Регаловская Мария Андреевна

Место проведения: МБОУ ДОД «ДШИ п.Искателей»

Должность: Преподаватель.

Класс: четвертый ( семилетний срок обучения).

Цель урока: Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на

фортепиано.

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

Образовательная – дать основные сведения об основных задачах, связанных с разучиванием учащимся произведения крупной

формы, закрепление ранее пройденного материала;

Воспитательная– формирование интереса к данному виду работы, умения слушать и контролировать себя во время занятий;

Развивающая– формирование и развитие исполнительских навыков игры произведений со сложной структурой, понимания

исполнительских задач и способов их решения.

Используемое оборудование: музыкальный инструмент фортепиано, ноутбук.

Структура урока:

1. Начало урока

- Организационный этап.

- Приветствие;

- Сообщение цели и хода работы на уроке.

2. Основная часть урока.

- Теоретическая часть;

-Работа над сонатой-партитойЙ.Гайдна;

3. Заключительный этап.

- Оценка;- Домашнее задание;

вводная часть

- Организационный момент ( проверка готовности к уроку – ноты , дневник , посадка)

- Сообщение темы урока , цели урока и плана урока.

Основная часть

- Сведения о различных видах произведений крупной формы , которые

включаются в репертуар ДШИ: вариации , рондо , сонатина , соната , фантазия .

концерт. Общие черты и различия. Педагог рассказывает, что понятие крупная форма

предполагает в первую очередь протяженное развитие, глубину замысла, безусловное

наличие контрастных образов и связанные с ними специфические исполнительские

задачи, а именно: уметь передать характер каждого образа, уметь моментально

перестраиваться с одного образа на другой и собрать воедино, охватить единым

взглядом все произведение целиком.

-Работа над конкретными задачами, возникающими при разучивании

сонаты-партиты:

1. Рассказать о строении первой части , напомнить что она основана на

противопоставлении тем главной и побочной партии. Чаще всего эти партии яркие ,

подвижные , изящные , с сочетанием фигураций и узоров, различных штрихов и

украшений. Связующая партия часто основана на элементах главной , её задача связать

обе темы плавным переходом, как плавило это гаммообразные пассажи. Иногда

связующая партия может отсутствовать. Побочная партия чаще всего лирическая ,

песенная , очень трогательная. Заключительная партия строится иногда на материале

главной и связующей партии. ( Все это – ЭКСПОЗИЦИЯ). Разработка может быть

развита мотивом одной темы , иногда вместо неё эпизод. Характерные черты

разработки – тональная неустойчивость, уход в далёкие тональности. Реприза

повторяет весь материал экспозиции с главным изменением- тональным. Возможен

пропуск тем, в конце кадансирование и утверждение основной тональности.

2. работа над каждым фрагментом в отдельности: точным выполнением штрихов,

фразировкой, короткими лигами, выдержанными звуками.

3. Работа над цезурами: стараемся полностью выдерживать цезуры и максимально

наполнять их содержанием. Кроме того, очень большую роль играют цезуры при

переходах с одного образа на другой (с «вопроса» на «ответ и наоборот).

4.Формируем умение переключаться при смене ярких контрастных образов; кроме

умения ясно передавать характер каждого раздела в отдельности необходимо уметь

моментально перестраиваться с одного характера на другой, находясь в определенном

образе буквально с первой ноты до последней, без смазанных, невнятных по характеру

постепенных переходов. Учим эти переходы сначала с остановкой, чтобы иметь время

на внутреннюю «перенастройку», затем исполняем их точно по времени и в том же

темпе;

5. Работа над темпо-ритмической устойчивостью, точным выполнением всех деталей

текста; сосредотачиваемся на всем, что касается времени: точно выдерживаем,

высчитываем паузы, длинные звуки, вовремя снимаем концы лиг, выдерживаем единый

темп.

6. Подведение итогов, домашнее задание, оценка.

- Заключительный этап

1.

Подведение итогов ( проверка усвоения знаний)

2.

Домашнее задание.



В раздел образования