Автор: Регаловская Мария Андреевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: ДШИ г. Нарьян-Мара
Населённый пункт: г.Нарьян-Мар Архангельская обл.
Наименование материала: план-конспект урока
Тема: открытый урок, работа над крупной формой
Раздел: среднее профессиональное
План-конспект открытого урока
«Работа над крупной формой на примере разбора Сонаты-партиты
Й.Гайдна»
Преподаватель: Регаловская Мария Андреевна
Место проведения: МБОУ ДОД «ДШИ п.Искателей»
Должность: Преподаватель.
Класс: четвертый ( семилетний срок обучения).
Цель урока: Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на
фортепиано.
Тип урока: комбинированный.
Задачи:
Образовательная – дать основные сведения об основных задачах, связанных с разучиванием учащимся произведения крупной
формы, закрепление ранее пройденного материала;
Воспитательная– формирование интереса к данному виду работы, умения слушать и контролировать себя во время занятий;
Развивающая– формирование и развитие исполнительских навыков игры произведений со сложной структурой, понимания
исполнительских задач и способов их решения.
Используемое оборудование: музыкальный инструмент фортепиано, ноутбук.
Структура урока:
1. Начало урока
- Организационный этап.
- Приветствие;
- Сообщение цели и хода работы на уроке.
2. Основная часть урока.
- Теоретическая часть;
-Работа над сонатой-партитойЙ.Гайдна;
3. Заключительный этап.
- Оценка;- Домашнее задание;
вводная часть
- Организационный момент ( проверка готовности к уроку – ноты , дневник , посадка)
- Сообщение темы урока , цели урока и плана урока.
Основная часть
- Сведения о различных видах произведений крупной формы , которые
включаются в репертуар ДШИ: вариации , рондо , сонатина , соната , фантазия .
концерт. Общие черты и различия. Педагог рассказывает, что понятие крупная форма
предполагает в первую очередь протяженное развитие, глубину замысла, безусловное
наличие контрастных образов и связанные с ними специфические исполнительские
задачи, а именно: уметь передать характер каждого образа, уметь моментально
перестраиваться с одного образа на другой и собрать воедино, охватить единым
взглядом все произведение целиком.
-Работа над конкретными задачами, возникающими при разучивании
сонаты-партиты:
1. Рассказать о строении первой части , напомнить что она основана на
противопоставлении тем главной и побочной партии. Чаще всего эти партии яркие ,
подвижные , изящные , с сочетанием фигураций и узоров, различных штрихов и
украшений. Связующая партия часто основана на элементах главной , её задача связать
обе темы плавным переходом, как плавило это гаммообразные пассажи. Иногда
связующая партия может отсутствовать. Побочная партия чаще всего лирическая ,
песенная , очень трогательная. Заключительная партия строится иногда на материале
главной и связующей партии. ( Все это – ЭКСПОЗИЦИЯ). Разработка может быть
развита мотивом одной темы , иногда вместо неё эпизод. Характерные черты
разработки – тональная неустойчивость, уход в далёкие тональности. Реприза
повторяет весь материал экспозиции с главным изменением- тональным. Возможен
пропуск тем, в конце кадансирование и утверждение основной тональности.
2. работа над каждым фрагментом в отдельности: точным выполнением штрихов,
фразировкой, короткими лигами, выдержанными звуками.
3. Работа над цезурами: стараемся полностью выдерживать цезуры и максимально
наполнять их содержанием. Кроме того, очень большую роль играют цезуры при
переходах с одного образа на другой (с «вопроса» на «ответ и наоборот).
4.Формируем умение переключаться при смене ярких контрастных образов; кроме
умения ясно передавать характер каждого раздела в отдельности необходимо уметь
моментально перестраиваться с одного характера на другой, находясь в определенном
образе буквально с первой ноты до последней, без смазанных, невнятных по характеру
постепенных переходов. Учим эти переходы сначала с остановкой, чтобы иметь время
на внутреннюю «перенастройку», затем исполняем их точно по времени и в том же
темпе;
5. Работа над темпо-ритмической устойчивостью, точным выполнением всех деталей
текста; сосредотачиваемся на всем, что касается времени: точно выдерживаем,
высчитываем паузы, длинные звуки, вовремя снимаем концы лиг, выдерживаем единый
темп.
6. Подведение итогов, домашнее задание, оценка.
- Заключительный этап
1.
Подведение итогов ( проверка усвоения знаний)
2.
Домашнее задание.