Авторы: Саламова Эльмира Умаровна, Садаева Диана Сайд-Хусейновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Чеченский государственный колледж"
Населённый пункт: Чеченская Республика г.Грозный
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.
Раздел: среднее профессиональное
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ С
ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.
Саламова Эльмира Умаровна, преподаватель «Чеченского государственного
колледжа»
Внедрение и использование в современном образовании информационных
технологий становится делом привычным, ни у кого не вызывающим
сомнений в целесообразности и неизбежности этого процесса.
Использование компьютера на уроке позволяет сделать более интенсивным
образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность,
увеличить эффективность урока. Компьютер является новым мощным
учебно-техническим устройством, значительно повышающим
производительность труда не только преподавателя, но и каждого студента в
отдельности. Сегодня каждому преподавателю просто необходимо осваивать
новую технику и новые методики преподавания, основанные на
использовании информационной среды обучения. Наличие современной
компьютерной техники позволяют сделать процесс обучения интересным и
наглядными, а компьютерные технологии являются незаменимым
информационным средством. Использование компьютерных технологий
позволяет преподавателю: -представить на уроках математики максимальную
наглядность (благодаря четкому изображению, анимации, и др.); -повысить
мотивацию обучения; -проводить оперативную проверку решения задач; -
организовать пpoектную деятельность учащихся. С целью повышения
эффективности проводимых уроков используются различные интернет-
ресурсы: презентации уроков, выполненные в программе Microsoft
PowerPoint, интерактивные плакаты, готовые учебные и демонстрационные
программы. Презентации и интерактивные плакаты к уроку, выполненные с
помощью программы Microsoft PowerPoint, делают урок наглядным и
интересным. По сравнению с традиционной формой ведения занятия, урок с
использованием презентаций, высвобождает время на уроке, которое
эффективно используется для объяснения нового материала, отработки
умений, проверки знаний студентов, повторения пройденного материала.
Интерактивный плакат представляет собой конспект занятия, содержащий
материал на каждом из этапов урока: краткий текст, основные формулы,
чертежи, рисунки, видеофрагменты, анимации. При этом у cтудентов
развивается эстетический вкус к оформлению чертежей. Разнообразный
иллюстративный материал, компьютерные и интерактивные модели
поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. При
использовании компьютера на уроке информация становится не статичной,
не озвученной картинкой, а динамичным видео и звукорядом, что
значительно повышает эффективность усвоения материала. На уроках
геометрии применение компьютерной презентации и интерактивного плаката
просто необходимо. Они обеспечивают визуальное представление теорем и
их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам.
Предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для
осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное
усвоение учащимися новых знаний и умений. Одним из популярных средств
среди современных информационных технологий обучения является
интерактивный плакат. Он в первую очередь призван обеспечить высокий
уровень наглядности учебного процеccа. Любой интерактивный плакат для
студентов должен создаваться с учетом не только предметной области, но и
их возрастных особенностей. При этом следует учитывать доступность
текста для прочтения, использование яркие и красивые шрифты, создавать
простую и удобную навигацию. В ходе разработки следует помнить, что он
изначально предназначен для передачи информации в одном направлении.
Интерактивные плакаты можно использовать на любых этапах урока.
Например: при изучении нового материала; для систематизации, углубления
знаний по предмету и при подготовке к экзамену. Еще одним из средств,
позволяющих реализовать возможность использования информационно-
коммуникативных технологий (ИКТ) на занятиях, является интерактивная
доска. По экрану интерактивной доски можно легко передвигать объекты и
надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам,
выделять ключевые области и добавлять цвета. Заранее подготовленные
тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, а также гиперссылки к
мультимедийным файлам, задают занятию бодрый темп: не нужно тратить
время на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к
клавиатуре. Для математики наиболее ценным является возможность
использования её графической составляющей. Это значительно упрощает
построение типовых фигур – квадратов, окружностей, различного вида
треугольников, геометрических тел. При этом можно использовать готовые
вложенные объекты: кубы, шары, конусы и т. д. (вкладка «Картинки»).
Следует отметить, что любой объект, созданный в режиме ИД, является
подвижным – его можно передвигать в нужном направлении и изменять
линейные размеры, многократное клонирование (получение абсолютно
одинаковых копий объекта), упорядочение, заливка фигуры различным
цветом. То, что может быть ещё полезным именно на математике –
возможность использования разлинованной в клетку страницы (вкладка
«Шаблоны»). Все ресурсы можно комментировать прямо на экране,
используя инструмент «Перо», и сохранять созданные записи для будущих
уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть, чтобы повторить
пpойденный материал. Всё, что учащиеся делают на доске, можно сохранить
и использовать в последующем. Преподаватель всегда может вернуться к
предыдущему этапу урока и повторить его ключевые моменты.
Интерактивная доска позволяет конструировать различного вида задания,
использование которых включает в активную деятельность даже тех
студентоа, которые привыкли «отсиживаться» на уроке. Эти задачи на самом
деле очень разнообразны: задания на логическое упорядочение элементов
посредством их перетаскивания; сдвиг «шторки», прикрывающей
правильный ответ; графическое создание образов подвижных элементов и
площадки их действия; и многое, многое другое, что позволяет сделать
фантазия и квалификация учителя. Используя в работе интерактивную доску,
я столкнулась, как мне кажется, с самой значительной проблемой, пусть и не
связанной с работой доски – это нехватка времени для составления
необходимой к уроку электронного приложения (иногда уходит несколько
дней). Поэтому xoтелось бы посоветовать, не увлекаться этим несомненным
«чудом» техники. При работе с доской нельзя забывать, что только
деятельность ученика формирует у него необходимые умения. Работа в
тетради не должна исключаться из форм работы на уроке. Важно понимать,
что использование только интерактивной доски не решит всех учебных
проблем. И преподаватели совсем не обязаны работать с ней постоянно, на
каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и
динамичным. Если говорить о главной цели на уроке – это качество знаний,
то на таких уроках оно составляет, как показала практика, 100% по
результатам тестов и самостоятельной работы, проведенных в течение урока.
Рефлексия в конце урока свидетельствует о хорошем настроении во время
урока. Общество становится все более зависимым от информационных
технологий, поэтому студенты могут и должны применять возможности
компьютера в исследовательской деятельности, использовать многогранные
возможности Интернета в образовательных целях. К урокам обобщения и
систематизации знаний и способов деятельности студентам предлагается
выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации об
истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других
областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает
использование студентами информационно коммуникационных технолoгий,
освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-
ресурсами, создание презентаций как представления результатов
самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы
представляются и защищаются перед студентами группы, кoллективно
анализируются и рецензируются результаты выполнения. Такой вид работы
развивает творческие, исследовательские способности, повышает их
активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться
весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия
для самовыражения студентов: плоды их творчества могут оказаться
востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает
сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной
деятельности. Применение компьютерных технологий позволяет развивать у
учащихся алгоритмическое и логическое мышление, воображение, желание
самоутвердиться, получить конечный результат. Использование
компьютерных технологий позволяет реализовать дифференцированный
подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.
Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой
структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное
обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Позволяют ребенку с интересом учиться, находить источники информации,
воспитывают самостоятельность и ответственность при получении новых
знаний, развивают дисциплину интеллектуальной деятельности. Таким
образом, применение информационных технологий на уроках способствуют
воспитанию интереса к предмету; обеспечению качественного усвоения
программного материала; развитию пространственного мышления, развитию
творческих способностей школьников. Практика показывает, что применение
информационных технологий cущественно повышают эффективность
образовательного процесса, помогают решить стоящие перед
образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой,
творчески свободной личности. Литература 1. Крымова Л.Н. «Метод
проектов в обучении математике». //«Математика в школе», 2006, №4, 2.
Саранцев Г.И. «Современный урок математики».// «Математика в школе»,
2006, №7. 3. Феоктистов Т.И. «Графический редактор Paint». «Математика в
школе» 2003, №7. 4.Савотченко С.Е., Соболев М.В. «Интерактивные плакаты
в предметной деятельности педагога в школе» 5. Крымова Л.Н.
«Интерактивная доска на уроках математики». //«Математика в школе»,
2008, №10,