Напоминание

Роль патриотического воспитания в литературе.


Автор: Онуляк Юлия Владимировна
Должность: преподаватель литературы
Учебное заведение: АУ Сургутский политехнический колледж
Населённый пункт: Тюменская обл., ХМАО-Югра,г.Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Роль патриотического воспитания в литературе.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Патриотическое воспитание и формирование гражданственности как средство

активизации познавательной деятельности на занятиях литературы.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую

корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже

отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность,

рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Руссо, Фихте.

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления

приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не

только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие

компоненты. Обобщая, можно дать такое определение, что:

«Патриотизм – это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем

сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием

личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-

деятельностной самореализации на благо Отечества».

Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей

воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия,

так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к

сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными,

личными, семейными и родовыми наклонностями».

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что

важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства

Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад

Советского Союза, происшедшие в России изменения, вызванные переходом из одной

экономической формации в другую, привели к деградации сложившейся системы

патриотического

воспитания.

В

сознание

людей

стали

проникать

безыдейность,

эгоцентризм, цинизм, агрессивность.

Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что “утратив

патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя

как народ, способный на великие свершения”. В столь опасной ситуации происходит

постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны

гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с

учетом перспектив развития социума в обозримом будущем. Предотвратить нравственную

деградацию, возродить высокое значение слова “патриотизм” призваны образовательные

учреждения, т.к. детство, юность - самая благодатная пора для воспитания чувства любви

к Родине. Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности

принадлежит учителю русского языка и литературы.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его

историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в

силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную

основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном,

самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно

включает в себя:

чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос.

уважительное отношение к языку своего народа;

заботу об интересах Родины. Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и

достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его

обычаям и традициям;

ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в

стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету

Родины;

гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

На уроках литературы привить учащимся чувство патриотизма можно с помощью

творчества поэтов «серебряного века». К таким поэтам можно отнести творчество

С.А.Есенина, А.А.Блока.

Читая стихотворения А.А. Блока и С.А. Есенина, мы видим, что на протяжении

почти всего творчества они воспевали Русь. Читая С.Е. Есенина, мы вместе с ним

испытываем горячую любовь к Родине, к жизни и всему живому на земле, чувствуем связь

с народом, сознаём неповторимость и ценность человеческих чувств. “Чувство Родины –

основное в моём творчестве,” – говорил С.А. Есенин. Родина – это, прежде всего место,

где мы родились и выросли. Природа в стихах С.А. Есенина – частица повседневного

быта, и поэтому солнце сравнивается с тележным колесом, облака с коровами,

поливающим поля своим молоком. И все эти образы образовываются из деревенского

фольклора. Русь Есенина – это ощущение красоты, гармонии и раздолья.

Мы видим бескрайние поля, избы, и всё это вызывает у нас чувство благоговения.

И мы понимаем, что нет ничего дороже Родины. С.А. Есенин смотрит на мир

одновременно светлый и грустный, потому что этот родной край внешне неброский и

небогатый. Но всё-таки он близок сердцу поэта. И пусть родимый дом низенький, и небеса

похожи на дешёвенький ситец, и хлеба небогатые, но всё это поэт согревает своей горячей

любовью. Мы знаем, что любовь к Родине – это основа патриотизма, нравственности и

духовности.

Очень ярко и своеобразно выражено другое отношение к Родине знаменитого поэта

Александра Александровича Блока. В тысяча девятьсот пятом году поэт пишет

прекрасное стихотворение «Осенняя воля», в котором уже звучал основной тон

патриотической лирики Блока.

Приюти ты в далях необъятного,

Как и жить и плакать без тебя! –

восклицал Блок, обращаясь к России. Поэт говорит о Родине с бесконечной любовью, с

проникновенной нежностью и светлой надеждой.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,-

Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Можно с уверенностью сказать, что чувства по отношению к Родине у Блока и Есенина

очень похожи, они оба безумно влюблены в Россию и восхваляются ее, несмотря на

разрушительное воздействие нового поколения на деревенскую жизнь крестьян.

Впоследствии которое может полностью уничтожить все «святые» места нашей страны и

кардинально изменить образ жизни простых людей, описываемые в стихотворениях.

Цикл стихотворений «Родина», создававшийся с тысяча девятьсот седьмого года по

тысяча девятьсот шестнадцатый год стал своеобразным итогом размышлений о России.

На мой взгляд, именно в стихотворении «Россия» звучит мысль о способности страны

выдержать все трудности нелёгкого времени, испытать многое и не потерять своего лица:

Пускай заманит и обманет,-

Не пропадёшь, не сгибнешь ты…

Тем самым, прочитав лирические произведения Блока, можно сделать вывод, что

А.А. Блок – истинный патриот совей Родины, для которого она представляет собой,

образно говоря, необъятны просторы, песни и дальние дороги.

Россия – красавица, невеста;

О, Русь моя! Жена моя!

В образе России для поэта содержится всё. Он верит в свою святую родину, верит в

её будущее, он неразрывно, всей своей судьбой, связан с ней, со сказочной своей Россией.

Таким образом, истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения,

формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой

этого развития является духовно-нравственный компонент. Патриотизм выступает в

единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей

свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.



В раздел образования