Автор: Онуляк Юлия Владимировна
Должность: преподаватель литературы
Учебное заведение: АУ Сургутский политехнический колледж
Населённый пункт: Тюменская обл., ХМАО-Югра,г.Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Роль патриотического воспитания в литературе.
Раздел: среднее профессиональное
Патриотическое воспитание и формирование гражданственности как средство
активизации познавательной деятельности на занятиях литературы.
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую
корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже
отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность,
рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Руссо, Фихте.
За последнее время все большее распространение в рамках данного направления
приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не
только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие
компоненты. Обобщая, можно дать такое определение, что:
«Патриотизм – это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем
сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием
личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-
деятельностной самореализации на благо Отечества».
Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей
воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия,
так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к
сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными,
личными, семейными и родовыми наклонностями».
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что
важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства
Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад
Советского Союза, происшедшие в России изменения, вызванные переходом из одной
экономической формации в другую, привели к деградации сложившейся системы
патриотического
воспитания.
В
сознание
людей
стали
проникать
безыдейность,
эгоцентризм, цинизм, агрессивность.
Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что “утратив
патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя
как народ, способный на великие свершения”. В столь опасной ситуации происходит
постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны
гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с
учетом перспектив развития социума в обозримом будущем. Предотвратить нравственную
деградацию, возродить высокое значение слова “патриотизм” призваны образовательные
учреждения, т.к. детство, юность - самая благодатная пора для воспитания чувства любви
к Родине. Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности
принадлежит учителю русского языка и литературы.
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его
историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в
силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную
основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном,
самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно
включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос.
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины. Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и
достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его
обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в
стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету
Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
На уроках литературы привить учащимся чувство патриотизма можно с помощью
творчества поэтов «серебряного века». К таким поэтам можно отнести творчество
С.А.Есенина, А.А.Блока.
Читая стихотворения А.А. Блока и С.А. Есенина, мы видим, что на протяжении
почти всего творчества они воспевали Русь. Читая С.Е. Есенина, мы вместе с ним
испытываем горячую любовь к Родине, к жизни и всему живому на земле, чувствуем связь
с народом, сознаём неповторимость и ценность человеческих чувств. “Чувство Родины –
основное в моём творчестве,” – говорил С.А. Есенин. Родина – это, прежде всего место,
где мы родились и выросли. Природа в стихах С.А. Есенина – частица повседневного
быта, и поэтому солнце сравнивается с тележным колесом, облака с коровами,
поливающим поля своим молоком. И все эти образы образовываются из деревенского
фольклора. Русь Есенина – это ощущение красоты, гармонии и раздолья.
Мы видим бескрайние поля, избы, и всё это вызывает у нас чувство благоговения.
И мы понимаем, что нет ничего дороже Родины. С.А. Есенин смотрит на мир
одновременно светлый и грустный, потому что этот родной край внешне неброский и
небогатый. Но всё-таки он близок сердцу поэта. И пусть родимый дом низенький, и небеса
похожи на дешёвенький ситец, и хлеба небогатые, но всё это поэт согревает своей горячей
любовью. Мы знаем, что любовь к Родине – это основа патриотизма, нравственности и
духовности.
Очень ярко и своеобразно выражено другое отношение к Родине знаменитого поэта
Александра Александровича Блока. В тысяча девятьсот пятом году поэт пишет
прекрасное стихотворение «Осенняя воля», в котором уже звучал основной тон
патриотической лирики Блока.
Приюти ты в далях необъятного,
Как и жить и плакать без тебя! –
восклицал Блок, обращаясь к России. Поэт говорит о Родине с бесконечной любовью, с
проникновенной нежностью и светлой надеждой.
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слёзы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Можно с уверенностью сказать, что чувства по отношению к Родине у Блока и Есенина
очень похожи, они оба безумно влюблены в Россию и восхваляются ее, несмотря на
разрушительное воздействие нового поколения на деревенскую жизнь крестьян.
Впоследствии которое может полностью уничтожить все «святые» места нашей страны и
кардинально изменить образ жизни простых людей, описываемые в стихотворениях.
Цикл стихотворений «Родина», создававшийся с тысяча девятьсот седьмого года по
тысяча девятьсот шестнадцатый год стал своеобразным итогом размышлений о России.
На мой взгляд, именно в стихотворении «Россия» звучит мысль о способности страны
выдержать все трудности нелёгкого времени, испытать многое и не потерять своего лица:
Пускай заманит и обманет,-
Не пропадёшь, не сгибнешь ты…
Тем самым, прочитав лирические произведения Блока, можно сделать вывод, что
А.А. Блок – истинный патриот совей Родины, для которого она представляет собой,
образно говоря, необъятны просторы, песни и дальние дороги.
Россия – красавица, невеста;
О, Русь моя! Жена моя!
В образе России для поэта содержится всё. Он верит в свою святую родину, верит в
её будущее, он неразрывно, всей своей судьбой, связан с ней, со сказочной своей Россией.
Таким образом, истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения,
формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой
этого развития является духовно-нравственный компонент. Патриотизм выступает в
единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей
свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.