Автор: Алина Михайловна Антонова
Должность: Преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Торжокский педагогический колледж им Ф.В. Бадюлина
Населённый пункт: гор.Торжок, Тверская область
Наименование материала: Статья
Тема: Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. На примере произведения Островского: «Гроза»
Раздел: среднее профессиональное
Тема семинарского занятия: Русская лексика с точки зрения ее
происхождения и употребления. На примере произведения Островского:
«Гроза»
Цель
занятия:
формирование
коммуникативной
компетенции
на
материале драмы А.Н. Островского «Гроза», анализ русской лексики с точки
зрения ее происхождения и употребления.
Формы работы со студентами: работа с группой.
Вопросы для обсуждения
1. Роль посещения А.Н. Островским Торжка в описании устоев
города Калинова в драме «Гроза».
Драматург Александр Николаевич Островский посетил Торжок 10-15
мая 1856 г. Это был один из пунктов путешествия по Волге, предпринятого
по
приглашению
Морского
ведомства.
Путевые
заметки
Александра
Николаевича переросли в очерк «Путешествие по Волге от истоков до
Нижнего Новгорода».
Островский прибыл в Торжок в два часа ночи. Остановился в
гостинице. А ранним утром начал знакомиться с городом. Первые
впечатления были восторженны: «Торжок один из красивейших городов
Тверской губернии… Ходили по городу, который расположен на горах. Вид
с бульвара на ту сторону Тверцы выше всякой похвалы».
В
Торжке
Островский
вел
дневник,
встречался
с
именитыми
горожанами и краеведами, предоставившими ему множество сведений по
истории города. Так у купца Е.М. Елизарова – «законника и собирателя
разных древних рукописей о Торжке» А.Н.Островский читал «Описание
города, учиненное по указу царя Михаила Федоровича в 1625 году».
Неоценимую помощь в сборе материалов о городе оказал Александру
Николаевичу местный учитель И.И. Новоселов. Островский брал костюмы
для постановок в музее золотошвейного искусства в Торжке
Существенную разницу в сравнении с другими посещаемыми им
городами отметил Островский в отношении обычаев, языка и одежды
1
местных жителей. Обратил внимание и на контраст в свободном образе
жизни девушек и чрезмерном затворничестве замужних женщин. «Девушки
пользуются совершенной свободой: вечером на городском бульваре и по
улицам гуляют одни или в сопровождении молодых людей, сидят с ними на
лавочках у ворот и не редкость встретить пару, которая сидит обнявшись и
ведет сладкие разговоры, не глядя ни на кого. Почти у каждой девушки есть
свой кавалер, который называется предметом. Этот предмет впоследствии
делается, большей частью, мужем девушки… Образ жизни замужних
совершенно
противоположен
образу
жизни
девушек:
женщины
не
пользуются никакой свободой и постоянно сидят дома».
Нравы новаторов нашли отражение в описании устоев города Калинова
в драме «Гроза».
2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения.
Лексика — словарный состав языка. Он формировался веками и
постоянно
пополняется
двумя
основными
способами:
1)
за
счет
использования
собственных
ресурсов
(корней
и
аффиксов,
то
есть
служебных морфем) и 2) заимствованием. Таким образом, с точки зрения
происхождения все слова русского языка делятся на исконно русские (на
данный момент их около 90%) и заимствованные (около 10%). Пласт
исконно русской лексики формировался в несколько этапов, поэтому в нем
выделяют несколько групп слов: 1) индоевропейские, 2) общеславянские, 3)
древнерусские и 4) собственно русские.
В жизни общества происходят культурные, экономические, социальные
изменения:
развивается
наука,
появляется
техника,
улучшается
быт,
происходят политические преобразования.
Это приводит к тому, что слова перестают употребляться, устаревают,
заменяются новыми словами. Рассмотрим наглядные примеры, что такое
историзмы и архаизмы. Сосуществуют 2 слоя лексики.
Первый — это слова, которые знают и используют носители речи
(активная лексика).
2
Другой слой — слова, которые не звучат в речи, их не знает основная
часть
пользователей
языка,
требуют
дополнительных
пояснений
или
понятные названия, переставшие функционировать в речи — пассивная
лексика.
Историзмы не используют в речи, нет тех объектов, понятий, которые
они называли. Архаизмы обозначают предметы и явления, которые бытуют и
сейчас, но были заменены другими фразами. Отличие двух групп в том, что у
архаизмов есть синонимы, это важно.
Для современного человека историзмы являются частью истории, их
можно изучать для развития, но употреблять их в речи не нужно,
окружающие не смогут понять их смысл. Возникнут недопонимания.
Чтобы понимать историзмы, рассмотрим наглядные примеры слов из пьемы
«Гроза».
Историзмы,
примеры
Толкование слова
дьяк
должностное лицо в приказе
приказ
орган управления отдельными отраслями
соха
устройство для обработки земли
мещанин
В царской России: лицо городского сословия, составлявшегося из
мелких торговцев и ремесленников, низших служащих и т. п.
купечество
сословие
Архаизмы приняли новый облик, потому их можно причислить к
синонимам современных слов, но все же их употребление в русском языке
будет странным, чем привычным явлением.
Для понимания старинных
предметов, для углубленного изучения культуры древних людей архаизмы и
их значение могут сыграть свою роль.
Чтобы разобраться, рассмотрим таблицу, где расписаны толкования
старых слов. Их знать не обязательно, но для историка будет находкой.
3
Чтобы понимать архаизмы, рассмотрим наглядные примеры слов из
пьемы «Гроза».
Архаизмы, примеры
Синоним в современном языке
давеча
недавно
ровныя
ровная
нешто
́
неужели
жалованье
Заработная плата
да бедности нагольной
нищеты
3. Работа с текстом
1.Какие типы текста использованы в данном произведении?
Повествование, описание, рассуждение
2. Определите, как в монологе Дикого, обращенного к Борису и
Кулигину, (действие 4, сцена7) отражается комически сниженный отзвук
русского богатырства, иронически обыгранные общенациональные мотивы.
Приведите примеры такой лексики.
Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя
никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других
ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось
тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и
конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты
червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.
5.
Характеризуя
выразительность
русского
языка,
Островский
использует
эстетически
приподнятую
лексику.
Найдите
в
репликах
персонажей лексику, очищенную от бытовой приземленности. Что достигает
Островский таким способом? Какова художественная функция таких слов?
4
Катерина (одна, задумчиво). Ну, теперь тишина у нас в доме
воцарится. Ах, какая скука! Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у
меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми
разговаривать — ангелы ведь это. (Молчание.) Кабы я маленькая умерла,
лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то
полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с
василька на василек по ветру, как бабочка. (Задумывается.) А вот что
сделаю: я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор,
куплю холста, да и буду шить белье, а потом раздам бедным. Они за меня
богу помолят. Вот и засядем шить с Варварой, и не увидим, как время
пройдет; а тут Тиша приедет.
6. Найдите в тексте пьесы самый яркий образ.
Одно из самых ярких проявлений образа грозы — это характеристика
персонажей драмы. Например, мы с уверенностью можем сказать, что
характер Кабанихи довольно схож с раскатами грома: она так же
устрашает окружающих людей, может даже погубить. Вспомним слова
Тихона перед отъездом: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой
грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли
мне?» Родной сын, говоря о грозе, имеет в виду тиранию в доме. Схожая
обстановка царила и в доме Дикого. Он злился, ругался, а иногда даже
рукоприкладствовал
из-за
всяких
мелочей.
Кудряш
сказал
о нем:
«Пронзительный мужик!» — и точно, характер Дикого может пронзить
любого, словно электрический разряд.
7. Найдите в отрывке текста архаизмы и историзмы. Выпишите 2-3 в
тетрадь, объясните их написание.
Борис. Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на
благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой и жили в Москве.
Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж
очень ей дико казалось.Кулигин. Еще бы не дико! Уж что говорить!
Большую привычку нужно, сударь, иметь.Борис. Воспитывали нас родители
5
в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую
академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой
сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и
оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда
мы придем в совершеннолетие, только с условием.Кулигин. С каким же,
сударь?Борис. Если мы будем к нему почтительны.Кулигин. Это значит,
сударь, что вам наследства вашего не видать никогда.Борис. Да нет, этого
мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как
его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-
нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и
этого бы не следовало.Кудряш. Уж это у нас в купечестве такое заведение.
Опять же, хоть бы вы и были к нему почтительны, не
́
што кто ему
запретит сказать-то, что вы непочтительны?Борис. Ну да. Уж он и
теперь поговаривает иногда: «У меня свои дети, за что я чужим деньги
отдам? Чрез это я своих обидеть должен!»
11. На основе проведенного анализа подготовьте развернутый устный
ответ на вопросы: каковы особенности лексики героев произведений Н.А.
Островского? Как лексические средства языка помогают в построении
характеров героев?
6
Список литературы
1. Ганцовская Н. Талантливый знаток нашей родной речи / Н.
Ганцовская, И. Верба // Рус. словесность. – 2017. – № 2. – С. 49-52.
2. Дмитриевская Л.Н. Элементы древнегреческой трагедии в "Грозе"
Островского // Филол. науки. Вопросы теории и практики. - 2018. - №9-1
(87). – С. 13-16
3. Комар Н.Г. Мотив воспитания Катерины в драме А.Н. Островского
"Гроза" // Учен. зап. Новгородского гос. ун-та. – 2018. - № 2. – С. 8.
4. Логвинова И.В. Выражение прелести духовной в образе Катерины в
пьесе А.Н. Островского "Гроза" // Научные труды молодых ученых-
филологов : материалы Междунар. конф. молодых ученых-филологов, посв.
200-летнему юбилею А.К. Толстого. – Ярославль, 2018. – С. 4-8.
5. Мочалова А.С. Смысл названия пьесы А.Н. Островского "Гроза" /
А.С. Мочалова, А.И. Торопова // Соврем. науч. исслед. и инновации. – 2018. -
№ 6. – С. 85
6.
Сисенгалиева
Н.И.
Философия
пространства
в
пьесе
А.Н.
Островского «Гроза»/ Н.И. Сисенгалиева, Г.К. Якупова // Современная
наука : проблемы и перспективы развития : сб. ст. Междунар. науч.-практ.
конф. : в 3 ч. Ч. 1. – Омск, 2017. – С. 41-44.
7