Напоминание

Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. На примере произведения Островского: «Гроза»


Автор: Алина Михайловна Антонова
Должность: Преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Торжокский педагогический колледж им Ф.В. Бадюлина
Населённый пункт: гор.Торжок, Тверская область
Наименование материала: Статья
Тема: Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. На примере произведения Островского: «Гроза»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема семинарского занятия: Русская лексика с точки зрения ее

происхождения и употребления. На примере произведения Островского:

«Гроза»

Цель

занятия:

формирование

коммуникативной

компетенции

на

материале драмы А.Н. Островского «Гроза», анализ русской лексики с точки

зрения ее происхождения и употребления.

Формы работы со студентами: работа с группой.

Вопросы для обсуждения

1. Роль посещения А.Н. Островским Торжка в описании устоев

города Калинова в драме «Гроза».

Драматург Александр Николаевич Островский посетил Торжок 10-15

мая 1856 г. Это был один из пунктов путешествия по Волге, предпринятого

по

приглашению

Морского

ведомства.

Путевые

заметки

Александра

Николаевича переросли в очерк «Путешествие по Волге от истоков до

Нижнего Новгорода».

Островский прибыл в Торжок в два часа ночи. Остановился в

гостинице. А ранним утром начал знакомиться с городом. Первые

впечатления были восторженны: «Торжок один из красивейших городов

Тверской губернии… Ходили по городу, который расположен на горах. Вид

с бульвара на ту сторону Тверцы выше всякой похвалы».

В

Торжке

Островский

вел

дневник,

встречался

с

именитыми

горожанами и краеведами, предоставившими ему множество сведений по

истории города. Так у купца Е.М. Елизарова – «законника и собирателя

разных древних рукописей о Торжке» А.Н.Островский читал «Описание

города, учиненное по указу царя Михаила Федоровича в 1625 году».

Неоценимую помощь в сборе материалов о городе оказал Александру

Николаевичу местный учитель И.И. Новоселов. Островский брал костюмы

для постановок в музее золотошвейного искусства в Торжке

Существенную разницу в сравнении с другими посещаемыми им

городами отметил Островский в отношении обычаев, языка и одежды

1

местных жителей. Обратил внимание и на контраст в свободном образе

жизни девушек и чрезмерном затворничестве замужних женщин. «Девушки

пользуются совершенной свободой: вечером на городском бульваре и по

улицам гуляют одни или в сопровождении молодых людей, сидят с ними на

лавочках у ворот и не редкость встретить пару, которая сидит обнявшись и

ведет сладкие разговоры, не глядя ни на кого. Почти у каждой девушки есть

свой кавалер, который называется предметом. Этот предмет впоследствии

делается, большей частью, мужем девушки… Образ жизни замужних

совершенно

противоположен

образу

жизни

девушек:

женщины

не

пользуются никакой свободой и постоянно сидят дома».

Нравы новаторов нашли отражение в описании устоев города Калинова

в драме «Гроза».

2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения.

Лексика — словарный состав языка. Он формировался веками и

постоянно

пополняется

двумя

основными

способами:

1)

за

счет

использования

собственных

ресурсов

(корней

и

аффиксов,

то

есть

служебных морфем) и 2) заимствованием. Таким образом, с точки зрения

происхождения все слова русского языка делятся на исконно русские (на

данный момент их около 90%) и заимствованные (около 10%). Пласт

исконно русской лексики формировался в несколько этапов, поэтому в нем

выделяют несколько групп слов: 1) индоевропейские, 2) общеславянские, 3)

древнерусские и 4) собственно русские.

В жизни общества происходят культурные, экономические, социальные

изменения:

развивается

наука,

появляется

техника,

улучшается

быт,

происходят политические преобразования.

Это приводит к тому, что слова перестают употребляться, устаревают,

заменяются новыми словами. Рассмотрим наглядные примеры, что такое

историзмы и архаизмы. Сосуществуют 2 слоя лексики.

Первый — это слова, которые знают и используют носители речи

(активная лексика).

2

Другой слой — слова, которые не звучат в речи, их не знает основная

часть

пользователей

языка,

требуют

дополнительных

пояснений

или

понятные названия, переставшие функционировать в речи — пассивная

лексика.

Историзмы не используют в речи, нет тех объектов, понятий, которые

они называли. Архаизмы обозначают предметы и явления, которые бытуют и

сейчас, но были заменены другими фразами. Отличие двух групп в том, что у

архаизмов есть синонимы, это важно.

Для современного человека историзмы являются частью истории, их

можно изучать для развития, но употреблять их в речи не нужно,

окружающие не смогут понять их смысл. Возникнут недопонимания.

Чтобы понимать историзмы, рассмотрим наглядные примеры слов из пьемы

«Гроза».

Историзмы,

примеры

Толкование слова

дьяк

должностное лицо в приказе

приказ

орган управления отдельными отраслями

соха

устройство для обработки земли

мещанин

В царской России: лицо городского сословия, составлявшегося из

мелких торговцев и ремесленников, низших служащих и т. п.

купечество

сословие

Архаизмы приняли новый облик, потому их можно причислить к

синонимам современных слов, но все же их употребление в русском языке

будет странным, чем привычным явлением.

Для понимания старинных

предметов, для углубленного изучения культуры древних людей архаизмы и

их значение могут сыграть свою роль.

Чтобы разобраться, рассмотрим таблицу, где расписаны толкования

старых слов. Их знать не обязательно, но для историка будет находкой.

3

Чтобы понимать архаизмы, рассмотрим наглядные примеры слов из

пьемы «Гроза».

Архаизмы, примеры

Синоним в современном языке

давеча

недавно

ровныя

ровная

нешто

́

неужели

жалованье

Заработная плата

да бедности нагольной

нищеты

3. Работа с текстом

1.Какие типы текста использованы в данном произведении?

Повествование, описание, рассуждение

2. Определите, как в монологе Дикого, обращенного к Борису и

Кулигину, (действие 4, сцена7) отражается комически сниженный отзвук

русского богатырства, иронически обыгранные общенациональные мотивы.

Приведите примеры такой лексики.

Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя

никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других

ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось

тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и

конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты

червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.

5.

Характеризуя

выразительность

русского

языка,

Островский

использует

эстетически

приподнятую

лексику.

Найдите

в

репликах

персонажей лексику, очищенную от бытовой приземленности. Что достигает

Островский таким способом? Какова художественная функция таких слов?

4

Катерина (одна, задумчиво). Ну, теперь тишина у нас в доме

воцарится. Ах, какая скука! Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у

меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми

разговаривать — ангелы ведь это. (Молчание.) Кабы я маленькая умерла,

лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то

полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с

василька на василек по ветру, как бабочка. (Задумывается.) А вот что

сделаю: я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор,

куплю холста, да и буду шить белье, а потом раздам бедным. Они за меня

богу помолят. Вот и засядем шить с Варварой, и не увидим, как время

пройдет; а тут Тиша приедет.

6. Найдите в тексте пьесы самый яркий образ.

Одно из самых ярких проявлений образа грозы — это характеристика

персонажей драмы. Например, мы с уверенностью можем сказать, что

характер Кабанихи довольно схож с раскатами грома: она так же

устрашает окружающих людей, может даже погубить. Вспомним слова

Тихона перед отъездом: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой

грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли

мне?» Родной сын, говоря о грозе, имеет в виду тиранию в доме. Схожая

обстановка царила и в доме Дикого. Он злился, ругался, а иногда даже

рукоприкладствовал

из-за

всяких

мелочей.

Кудряш

сказал

о нем:

«Пронзительный мужик!» — и точно, характер Дикого может пронзить

любого, словно электрический разряд.

7. Найдите в отрывке текста архаизмы и историзмы. Выпишите 2-3 в

тетрадь, объясните их написание.

Борис. Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на

благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой и жили в Москве.

Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж

очень ей дико казалось.Кулигин. Еще бы не дико! Уж что говорить!

Большую привычку нужно, сударь, иметь.Борис. Воспитывали нас родители

5

в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую

академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой

сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и

оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда

мы придем в совершеннолетие, только с условием.Кулигин. С каким же,

сударь?Борис. Если мы будем к нему почтительны.Кулигин. Это значит,

сударь, что вам наследства вашего не видать никогда.Борис. Да нет, этого

мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как

его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-

нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и

этого бы не следовало.Кудряш. Уж это у нас в купечестве такое заведение.

Опять же, хоть бы вы и были к нему почтительны, не

́

што кто ему

запретит сказать-то, что вы непочтительны?Борис. Ну да. Уж он и

теперь поговаривает иногда: «У меня свои дети, за что я чужим деньги

отдам? Чрез это я своих обидеть должен!»

11. На основе проведенного анализа подготовьте развернутый устный

ответ на вопросы: каковы особенности лексики героев произведений Н.А.

Островского? Как лексические средства языка помогают в построении

характеров героев?

6

Список литературы

1. Ганцовская Н. Талантливый знаток нашей родной речи / Н.

Ганцовская, И. Верба // Рус. словесность. – 2017. – № 2. – С. 49-52.

2. Дмитриевская Л.Н. Элементы древнегреческой трагедии в "Грозе"

Островского // Филол. науки. Вопросы теории и практики. - 2018. - №9-1

(87). – С. 13-16

3. Комар Н.Г. Мотив воспитания Катерины в драме А.Н. Островского

"Гроза" // Учен. зап. Новгородского гос. ун-та. – 2018. - № 2. – С. 8.

4. Логвинова И.В. Выражение прелести духовной в образе Катерины в

пьесе А.Н. Островского "Гроза" // Научные труды молодых ученых-

филологов : материалы Междунар. конф. молодых ученых-филологов, посв.

200-летнему юбилею А.К. Толстого. – Ярославль, 2018. – С. 4-8.

5. Мочалова А.С. Смысл названия пьесы А.Н. Островского "Гроза" /

А.С. Мочалова, А.И. Торопова // Соврем. науч. исслед. и инновации. – 2018. -

№ 6. – С. 85

6.

Сисенгалиева

Н.И.

Философия

пространства

в

пьесе

А.Н.

Островского «Гроза»/ Н.И. Сисенгалиева, Г.К. Якупова // Современная

наука : проблемы и перспективы развития : сб. ст. Междунар. науч.-практ.

конф. : в 3 ч. Ч. 1. – Омск, 2017. – С. 41-44.

7



В раздел образования