Автор: Махмутова Алсу Иршатовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: УПОО "Ульяновский техникум экономики и права Центросоюза РФ"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Методические указания
Тема: "Организация самостоятельной работы по учебной дисциплине Статистика"
Раздел: среднее профессиональное
Учреждение – профессиональная образовательная организация
«Ульяновский техникум экономики и права Центросоюза РФ»
УТВЕРЖДЕНЫ
заместителем директора
по ИНМР
________________ ____________
___ _______________20_г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЕ
СТАТИСТИКА
наименование дисциплины
по специальности среднего профессионального образования
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет по (отраслям)
код и наименование специальности
по программе базовой подготовки
Разработал
Одобрены
Преподаватель
____________________/_____________.
(подпись) (Ф.И.О.)
«______» ____________________ 201_ г.
цикловой комиссией учетных и
экономических дисциплин
Протокол №___ от ______________201_г.
Председатель
_________________/_______________.
(подпись) (Ф.И.О.)
г. Ульяновск
201_
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания разработаны для организации самостоятельной
работы по учебной дисциплине Статистика
по
специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет по
(отраслям)
Самостоятельная
внеаудиторная
работа
способствует
формированию
у
студентов умений организовывать свою деятельность, управлять свободным
временем, планировать рабочий день, самостоятельно работать с различными
источниками и материалами, применять знания в ходе ситуационного анализа.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
уметь:
собирать и регистрировать статистическую информацию;
проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
выполнять
расчеты
статистических
показателей
и
формулировать
основные выводы;
осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических
явлений и процессов, используя средства вычислительной техники;
знать:
предмет, метод и задачи статистики;
общие основы статистической науки;
принципы организации государственной статистики;
современные тенденции развития статистического учета;
основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления
информации;
основные формы и виды действующей статистической отчетности;
технику
расчета
статистических
показателей,
характеризующих
социально-экономические явления
Основные виды самостоятельной работы обучающихся:
решение ситуаций, выполнение упражнений, подготовка рефератов,
сообщений
по
темам
курса,
составление
кроссвордов,
решение
задач,
составление опорных конспектов и др.
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) по учебной дисциплине
- 36 часов, в том числе количество часов, отведенных на самостоятельную
работу - 18 часов.
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование разделов, тем
Страница
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В СТАТИСТИКУ
4
Тема 1.1. Введение в статистику
4
РАЗДЕЛ 2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
5
Тема 2.1. Статистическое наблюдение
5
РАЗДЕЛ 3.СВОДКА И ГРУППИРОВКА
СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ. РЯДЫ
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
7
Тема 3.1. Сводка и группировка статистических данных.
Ряды распределения
7
РАЗДЕЛ 4. СПОСОБЫ НАГЛЯДНОГО
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
10
Тема 4.1. Статистические таблицы и графики
10
РАЗДЕЛ 5. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
12
Тема 5.1. Абсолютные и относительные величины
12
Тема 5.2. Средние величины и показатели вариации
14
РАЗДЕЛ 6. РЯДЫ ДИНАМИКИ
18
Тема 6.1. Виды и методы анализа рядов динамики
18
РАЗДЕЛ 7. ИНДЕКСЫ
21
Тема 7.1. Индексы в статистике
21
РАЗДЕЛ 8. ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
24
Тема 8: Выборочное наблюдение в статистике
24
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
26
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В СТАТИСТИКУ
Тема 1. Введение в статистику
Обучающийся должен уметь:
собирать и регистрировать статистическую информацию;
проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
выполнять
расчеты
статистических
показателей
и
формулировать
основные выводы;
осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических
явлений и процессов, используя средства вычислительной техники;
Обучающийся должен знать:
предмет, метод и задачи статистики;
общие основы статистической науки;
принципы организации государственной статистики;
современные тенденции развития статистического учета;
основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления
информации;
основные формы и виды действующей статистической отчетности;
технику
расчета
статистических
показателей,
характеризующих
социально-экономические явления
Оснащение работы:
Раздаточный материал по теме
Сборник заданий для практических работ
Микрокалькуляторы
Содержание задания:
1.
Назовите основные этапы в эволюции смыслового содержания
термина «Статистика».
2.
Укажите,
как
именуется
работник,
для
которого
сбор
статистических данных является родом профессиональной деятельности.
3.
Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем
учебном заведении для статистического изучения.
4.
Назовите
наиболее
существенные
варьирующие
признаки,
характеризующие студенческую группу.
5.
Назовите
основные
факторные
признаки,
определяющие
вариацию успеваемости студентов.
6.
Назовите, какие понятия, категории и методы излагаются в
отрасли статистической науки – общей теории статистики.
7.
Назовите, что изучает экономическая статистика. Какие отрасли
экономической статистики вы знаете?
8.
Укажите, чем объясняется разделение статистической науки на
отдельные отрасли и почему изучение статистической науки начинается с
общей теории статистики?
9.
Перечислите
специфические
методы,
присущие
статистическому исследованию.
10.
Какие вы знаете статистические сборники, издающиеся в
России?
11.
Назовите, какие принципы положены в основу организации
статистической службы в России?
12.
Опишите структуру органов государственной статистики на
современном этапе.
Рекомендуемые материалы:
1.
Гладун И.В. Статистика (СПО). Учебник- М.: Кнорус, 2017
2.
Гладун И.В. Статистика. Практикум + еПриложение: Тесты (СПО) - М.:
Кнорус, 2019
3.
Попова А.А., Салин В.Н., Чурилова Э.Ю. Статистика. Практикум (для
СПО) - М.: Кнорус, 2019
4.
Салин В.Н., Чурилова Э.Ю., Шпаковская Е.П.
Статистика (СПО).
Учебное пособие- М.: Кнорус, 2017.
5.
Салин В.Н. под ред., Попова А.А., Шпаковская Е.П. под ред Статистика.
Практикум (для СПО) - М.: Кнорус, 2019.
6.
Статистика: учеб. / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И.
Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2016. – 448 с.
7.
Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее
образование, 2017. 565 с.
РАЗДЕЛ 2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Тема 2.1. Статистическое наблюдение
Обучающийся должен уметь:
собирать и регистрировать статистическую информацию;
проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
выполнять
расчеты
статистических
показателей
и
формулировать
основные выводы;
осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических
явлений и процессов, используя средства вычислительной техники;
Обучающийся должен знать:
предмет, метод и задачи статистики;
общие основы статистической науки;
принципы организации государственной статистики;
современные тенденции развития статистического учета;
основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления
информации;
основные формы и виды действующей статистической отчетности;
технику
расчета
статистических
показателей,
характеризующих
социально-экономические явления
Оснащение работы:
Раздаточный материал по теме
Сборник заданий для практических работ
Микрокалькуляторы
Содержание задания:
1. Дайте определение статистического наблюдения.
2. Что является целью наблюдения?
3. Что такое «объект наблюдения»?
4. Что представляет собой единица наблюдения?
5. Что представляет сбой программа наблюдения?
6. В каких формах осуществляется наблюдение?
7. На какие виды подразделяется наблюдение: по времени регистрации и по
степени охвата единиц наблюдения?
8. Что является инструментом государственного учета и идентификации всех
хозяйственных субъектов на территории РФ?
Задание 1. Для эффективного размещения студентов, проживающих в
общежитии Вашего учебного заведения, необходимо провести статистическое
обследование их по составу. Для этого:
1) определите перечень вопросов, которые Вы считали бы нужным
включить в программу обследования; сформулируйте вопросы;
2) спроектируйте формуляр обследования и напишите инструкцию по его
заполнению;
3) составьте организационный план обследования.
Задание
2.
Менеджер
супермаркета
«Магнит»
решил
провести
обследование с целью выявления резервов и направлений улучшения работы
его отделов. Помогите:
1)
определить и ограничить объект и единицу наблюдения;
2)
выбрать вид наблюдения и разработать его программу;
3)
подготовить формуляр и краткую инструкцию.
Рекомендуемые материалы:
1.
Гладун И.В. Статистика (СПО). Учебник- М.: Кнорус, 2017
2.
Гладун И.В. Статистика. Практикум + еПриложение: Тесты (СПО) - М.:
Кнорус, 2019
3.
Попова А.А., Салин В.Н., Чурилова Э.Ю. Статистика. Практикум (для
СПО) - М.: Кнорус, 2019
4.
Салин В.Н., Чурилова Э.Ю., Шпаковская Е.П.
Статистика (СПО).
Учебное пособие- М.: Кнорус, 2017.
5.
Салин В.Н. под ред., Попова А.А., Шпаковская Е.П. под ред Статистика.
Практикум (для СПО) - М.: Кнорус, 2019.
6.
Статистика: учеб. / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И.
Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2016. – 448 с.
7.
Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее
образование, 2017. 565 с.
РАЗДЕЛ 3. СВОДКА И ГРУППИРОВКА СТАТИСТИЧЕСКИХ
ДАННЫХ
Тема 3.1. Сводка и группировка статистических данных. Ряды
распределения
Содержание задания:
Обучающийся должен уметь:
собирать и регистрировать статистическую информацию;
проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
выполнять
расчеты
статистических
показателей
и
формулировать
основные выводы;
осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических
явлений и процессов, используя средства вычислительной техники;
Обучающийся должен знать:
предмет, метод и задачи статистики;
общие основы статистической науки;
принципы организации государственной статистики;
современные тенденции развития статистического учета;
основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления
информации;
основные формы и виды действующей статистической отчетности;
технику
расчета
статистических
показателей,
характеризующих
социально-экономические явления
Оснащение работы:
Раздаточный материал по теме
Сборник заданий для практических работ
Микрокалькуляторы
1. Какие виды сводки вы знаете? Дайте их краткую характеристику.
2.
Что
называется
статистической
группировкой
и
группировочными
признаками?
3. Какие задачи решает статистика при помощи метода группировок?
4. Дайте характеристику типологических, структурных и аналитических
группировок. Какие задачи они решают?
5. Какие группировки называются простыми и сложными?
6. От чего зависит решение вопроса об определении числа групп и границ
интервалов между ними?
7. Какие бывают интервалы группировок и как точно обозначить их границы?
8. Что представляют собой статистические ряды распределения, и по каким
признакам они могут быть образованы?
9. Как подразделяются вариационные ряды распределения, и на каких
признаках они основаны?
10.
Какова
методика
построения
дискретных
и
интервальных
рядов
распределения? Приведите примеры.
11. Что такое полигон и гистограмма?
12. Как строится кумулята и огива?
13.Что представляет собой статистическая таблица и каковы ее составные
элементы?
14. Что такое подлежащие и сказуемое таблицы?
15. Что такое простая и сложная разработка сказуемого?
16. Назовите виды статистических таблиц (по характеру подлежащего).
17. В чем преимущества и основные отличия графического способа от других
методов статистики представления статистической информации?
18. Их каких основных элементов состоит статистический график?
19. Назовите виды графиков?
Подготовка сообщений и рефератов
Титульный лист реферата является первым листом в работе. Он не
нумеруется.
Поля титульного листа должны быть выдержаны в тех же размерах,
что и вся работа. Стандартно: левое – 3см, правое – 1,5 см, верхнее –
2см, нижнее – 2 см. Однако на всякий случай, размеры полей
уточняйте в методических рекомендациях своего вуза.
Выравнивание содержимого всех строк «по центру». Кроме строк
«Выполнил» и «Проверил», их выравнивание – по правому краю.
Шрифт – такой же, как во всей работе. Т.е. обычно: шрифт Times New
Roman. Курсив не используется.
Тема реферата должна выделяться на фоне остального текста: это
делается либо посредством полужирного шрифта, либо посредством
прописных (заглавных) букв.
В шапке титульного листа реферата указывается - название учебного
заведения
Список литературы должен включать не более 5 источников и слово
“Литература” выравнивается по центру
Задание 1. Определите вид ряда распределения и постройте полигон
распределения по данным о распределении рабочих завода по тарифному
разряду:
Номер тарифного
разряда
Число рабочих, чел.
Удельный вес, % к итогу
1
5
10
2
6
12
3
5
10
4
12
24
5
22
44
Итого
50
100
Задание 2. Имеются следующие данные о возрастном составе группы
студентов вечернего отделения: 18, 38, 28, 29, 26, 38, 34, 22, 28, 30, 22, 23, 35,
33, 27, 24, 30, 32, 28, 25, 29, 26, 31, 24, 29, 27, 32, 25, 29, 20.
Постройте интервальный ряд распределения. Дать его графическое
изображение в виде гистограммы и кумуляты.
Задание
3.
Разработайте
макет
статистической
таблице,
характеризующей зависимость успеваемости студентов вашей группы от
посещаемости учебных занятий и времени самостоятельной, внеаудиторной
работы. Укажите:
А) к какому виду таблицы относится макет;
Б) название и вид разработки подлежащего и сказуемого;
Г) группировочные признаки.
Задание 4.
По данным таблицы постройте структурно-секторную
диаграмму распределения помощи странам СНГ.
Страна
Помощь, млн дол.
ЕС
49,9
США
72,2
Япония
2,3
Прочие
10,2
Итого
134,6
Рекомендуемые материалы:
1.
Гладун И.В. Статистика (СПО). Учебник- М.: Кнорус, 2017
2.
Гладун И.В. Статистика. Практикум + еПриложение: Тесты (СПО) - М.:
Кнорус, 2019
3.
Попова А.А., Салин В.Н., Чурилова Э.Ю. Статистика. Практикум (для
СПО) - М.: Кнорус, 2019
4.
Салин В.Н., Чурилова Э.Ю., Шпаковская Е.П.
Статистика (СПО).
Учебное пособие- М.: Кнорус, 2017.
5.
Салин В.Н. под ред., Попова А.А., Шпаковская Е.П. под ред Статистика.
Практикум (для СПО) - М.: Кнорус, 2019.
6.
Статистика: учеб. / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И.
Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2016. – 448 с.
7.
Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее
образование, 2017. 565 с.
РАЗДЕЛ 4. СПОСОБЫ НАГЛЯДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ
ДАННЫХ
Тема 4.1. Статистические таблицы и графики
Обучающийся должен уметь:
собирать и регистрировать статистическую информацию;
проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
выполнять
расчеты
статистических
показателей
и
формулировать
основные выводы;
осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических
явлений и процессов, используя средства вычислительной техники;
Обучающийся должен знать:
предмет, метод и задачи статистики;
общие основы статистической науки;
принципы организации государственной статистики;
современные тенденции развития статистического учета;
основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления
информации;
основные формы и виды действующей статистической отчетности;
технику
расчета
статистических
показателей,
характеризующих
социально-экономические явления
Оснащение работы:
Раздаточный материал по теме
Сборник заданий для практических работ
Микрокалькуляторы
Содержание задания:
1. Что представляют собой статистические таблицы.
2. Перечислите виды таблиц.
3.
Сформулируйте правила построения и оформления
статистических таблиц.
4. Что представляет собой статистический график.
5. Перечислите виды графиков.
6. Из каких элементов состоит статистический график.
Написание сообщений по темам:
1. «Статистика железнодорожных аварий »
2. «Статистика производительности труда»
3.
Задание 1. Месячный фонд оплаты труда бригады А из 8 человек,
10 человек, 9 человек, 6 человек – 520000, 640000, 530000, 380000 руб.;
бригады
4. Б из 12 человек, 10 человек, 11 человек, 8 человек составляет 650000,
820000,
5. 600000, 520000; бригады В из 9 человек, 6 человек, 4 человек, 5
человек –
6. 600000, 320000, 250000, 300000 руб. Построить
статистическую таблицу выделить подлежащие и сказуемое.
Задание 2. Построить макет таблицы, в которой отразите плановые
и фактические показатели по валовой продукции, фонду заработной
платы, численности работающих по предприятиям отрасли. Укажите
подлежащие, сказуемое и вид таблицы
Задание 3. Построить круговую секторную диаграмму по следующим
данным:
Таблица 2 - Структура инвестиций в основной
капитал по
видам основных фондов
Вид основных фондов
Удельный вес инвестиций в их
общем объёме , в %
Жилища
12,8
Здания и сооружения
41,9
Машины, оборудования ,
транспортные средства
38,9
Прочие виды основных фондов
6,4
Задание 4. Построить макеты следующих видов
таблиц:
а) простоя таблица с простой разработкой
сказуемого;
б) простоя таблица со сложной разработкой сказуемого;
в) групповая таблица по различным признакам с простым и сложным
сказуемым.
Задание 5. Изобразить графически данные о ВВП, приведенные
в таблице (данные условные).
Страна
Объём ВВП в млрд. дол
Россия
605
США
11665
15 государств Еврозоны
12000
Германия
2687
Англия
2115
Франция
1997
Южная Корея
663
Чехия
106
Венгрия
99
Украина
61
РАЗДЕЛ 5. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Тема 5.1. Абсолютные и относительные величины
Обучающийся должен уметь:
собирать и регистрировать статистическую информацию;
проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
выполнять
расчеты
статистических
показателей
и
формулировать
основные выводы;
осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических
явлений и процессов, используя средства вычислительной техники;
Обучающийся должен знать:
предмет, метод и задачи статистики;
общие основы статистической науки;
принципы организации государственной статистики;
современные тенденции развития статистического учета;
основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления
информации;
основные формы и виды действующей статистической отчетности;
технику
расчета
статистических
показателей,
характеризующих
социально-экономические явления
Оснащение работы:
Раздаточный материал по теме
Сборник заданий для практических работ
Микрокалькуляторы
Содержание задания:
1. Назовите виды статистических показателей. Приведите примеры.
2. Что такое абсолютные статистические величины и каково их значение?
Приведите примеры абсолютных величин.
3. В каких единицах измерения выражаются абсолютные величины? Приведите
примеры.
4. Всегда ли для анализа изучаемого явления достаточно одних абсолютных
показателей?
5. Что называется относительными величинами?
6. В какой форме могут быть выражены относительные величины?
7. Какие иды относительных величин вы знаете? Приведите примеры.
Подготовка сообщений и рефератов на тему:
1.
Принципы использования средних статистических показателей в
экономических исследованиях
2.
Взаимосвязь относительных и абсолютных величин и необходимость их
совместного применения
3.
Различие средних и относительных величин
Титульный лист реферата является первым листом в работе. Он не
нумеруется.
Поля титульного листа должны быть выдержаны в тех же размерах,
что и вся работа. Стандартно: левое – 3см, правое – 1,5 см, верхнее –
2см, нижнее – 2 см. Однако на всякий случай, размеры полей
уточняйте в методических рекомендациях своего вуза.
Выравнивание содержимого всех строк «по центру». Кроме строк
«Выполнил» и «Проверил», их выравнивание – по правому краю.
Шрифт – такой же, как во всей работе. Т.е. обычно: шрифт Times New
Roman. Курсив не используется.
13
Тема реферата должна выделяться на фоне остального текста: это
делается либо посредством полужирного шрифта, либо посредством
прописных (заглавных) букв.
В шапке титульного листа реферата указывается - название учебного
заведения
Список литературы должен включать не более 5 источников и слово
“Литература” выравнивается по центру
Задание 1.
По данным статистической отчетности установлено, что
удельный
вес
кандидатов
и
докторов
наук
среди
профессорско-
преподавательского состава университета составил 78,3%. Известно, что
доктаров – 50 человек или 10% общего числа кандидатов и докторов наук.
Определите численность всего профессорско-преподавательского состава.
Задание 2. Предприятие планировало увеличить выпуск продукции в
отчетном году на 17%. Фактический объем производства составил 114% от
прошлогоднего уровня. Определите относительный показатель выполнения
плана. Сделайте вывод.
Рекомендуемые материалы:
1.
Гладун И.В. Статистика (СПО). Учебник- М.: Кнорус, 2017
2.
Гладун И.В. Статистика. Практикум + еПриложение: Тесты (СПО) - М.:
Кнорус, 2019
3.
Попова А.А., Салин В.Н., Чурилова Э.Ю. Статистика. Практикум (для
СПО) - М.: Кнорус, 2019
4.
Салин В.Н., Чурилова Э.Ю., Шпаковская Е.П.
Статистика (СПО).
Учебное пособие- М.: Кнорус, 2017.
5.
Салин В.Н. под ред., Попова А.А., Шпаковская Е.П. под ред Статистика.
Практикум (для СПО) - М.: Кнорус, 2019.
6.
Статистика: учеб. / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И.
Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2016. – 448 с.
7.
Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее
образование, 2017. 565 с.
Тема 5.2. Средние величины и показатели вариации
Обучающийся должен уметь:
собирать и регистрировать статистическую информацию;
проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
выполнять
расчеты
статистических
показателей
и
формулировать
основные выводы;
осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических
явлений и процессов, используя средства вычислительной техники;
14
Обучающийся должен знать:
предмет, метод и задачи статистики;
общие основы статистической науки;
принципы организации государственной статистики;
современные тенденции развития статистического учета;
основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления
информации;
основные формы и виды действующей статистической отчетности;
технику
расчета
статистических
показателей,
характеризующих
социально-экономические явления
Оснащение работы:
Раздаточный материал по теме
Сборник заданий для практических работ
Микрокалькуляторы
Содержание задания:
1. Дайте определение средней величине.
2. Какие виды средних величин применяются в статистике?
3. Как исчисляется средняя арифметическая простая и в каких случаях она
применяется?
4. Как исчисляется средняя арифметическая взвешенная и в каких случаях она
применяется?
5. Как исчисляется средняя гармоническая простая и в каких случаях она
применяется?
6. Как исчисляется средняя гармоническая взвешенная и в каких случаях она
применяется?
7. Что представляет собой вариация признака, от чего зависят ее размеры?
8. Что такое размах вариации, по какой формуле он исчисляется, в чем его
недостаток как показателя вариации?
9. Что представляет собой среднее линейное отклонение, его формулы; в чем
его недостаток как показателя вариации?
10. Какой показатель вариации называется дисперсией? По какой формуле она
рассчитывается?
11. Что называется среднеквадратическим отклонением? По каким формулам
оно вычисляется?
12. Что представляет собой дисперсия альтернативного признака? Чему она
равна?
13. Коэффициент вариации как показатель, формула его вычисления и значение
для экономического анализа.
14. Что характеризует межгрупповая дисперсия, ее формула расчета?
15.
Как
определяются
внутригрупповые
дисперсии,
средняя
их
внутригрупповых дисперсий, их формулы?
15
16. Что представляет правило сложения дисперсий, в чем его практическое
значение?
17. Что называется эмпирическим коэффициентом детерминации, каков его
смысл?
18. Что называется эмпирическим корреляционным отношением, в чем его
смысл?
19. Как определяются мода и медиана в дискретных и интервальных
вариационных рядах?
20. Что такое квартили и децили?
Задание 1. Определите среднюю заработную плату рабочих бригады двумя
способами: а) используя данные столбика 1 и 2; б) используя данные столбика 1
и 3.
Заработная плата,
руб.
Число рабочих в процентах
к итогу
Число рабочих в
коэффициентах
16000
10
0,10
19000
35
0,35
22000
55
0,55
Итого
100
1,00
Задание 2.
Определите средний процент выполнения плана по выпуску
продукции по группе заводов:
Номер завода
Выпуск продукции по плану,
млн руб.
Выполнение плана, %
1
18
100
2
22
105
3
25
90
4
20
106
5
40
108
Задание 3.
Определите средний процент выполнения плана по выпуску
продукции по трем цехам:
Номер
цеха
Фактический выпуск продукции,
млн руб.
Выполнение плана, %
1
20
106
2
15
90
3
60
103
Задание 4.
Бригада токарей была занята обточкой одинаковых деталей в
течение 8-часового рабочего дня. Первый токарь затрачивал на одну деталь 12
мин., 2- 15 мин., 3 – 11 мин. Определите среднее время необходимое на
изготовление одной детали.
Задание 5. Определите моду и медиану в следующем ряду:
16
12, 14, 18, 10, 12, 19, 11, 12, 14, 12, 18, 20.
Задание 6. Определите: а) размах вариации; б) среднее линейное отклонение; в)
дисперсию; г) среднее квадратическое отклонение; д) коэффициент вариации.
Сделайте вывод о однородности совокупности.
Число рабочих
Произведено продукции за смену, шт.
7
8
10
9
15
10
12
11
6
12
Задание 7.
По следующим данным, характеризующим фермерские
хозяйства района, определите межгрупповую, внутригрупповую и общую
дисперсии,
коэффициент
детерминации,
эмпирическое
корреляционное
отношение:
Группы хозяйств
по затратам на
удобрения на 1 га,
тыс. руб.
Число хозяйств
Средняя
урожайность, ц/га
Дисперсия
урожайности в
группе
До 4
6
21
2,67
4-6
8
23
2,65
Свыше 6
9
25
2,56
Задание 8. В коллективных хозяйствах района средняя урожайность
зерновых составила 19 ц/га при среднем квадратическом отклонении 3 ц/га, а в
фермерских хозяйствах – соответственно 26 ц/га и 4 ц/га.
Определить: 1) среднюю урожайность зерновых по району, если
известно, что посевная площадь под зерновыми в коллективных хозяйствах в 9
раз превышает площадь фермерских хозяйств; 2) общую дисперсию и среднее
квадратическое отклонение урожайности зерновых в районе (по правилу
сложения дисперсий).
Рекомендуемые материалы:
1.
Гладун И.В. Статистика (СПО). Учебник- М.: Кнорус, 2017
2.
Гладун И.В. Статистика. Практикум + еПриложение: Тесты (СПО) - М.:
Кнорус, 2019
3.
Попова А.А., Салин В.Н., Чурилова Э.Ю. Статистика. Практикум (для
СПО) - М.: Кнорус, 2019
4.
Салин В.Н., Чурилова Э.Ю., Шпаковская Е.П.
Статистика (СПО).
Учебное пособие- М.: Кнорус, 2017.
5.
Салин В.Н. под ред., Попова А.А., Шпаковская Е.П. под ред Статистика.
Практикум (для СПО) - М.: Кнорус, 2019.
6.
Статистика: учеб. / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И.
17
Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2016. – 448 с.
7.
Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее
образование, 2017. 565 с.
РАЗДЕЛ 6. РЯДЫ ДИНАМИКИ В СТАТИСТИКЕ
Тема 6.1. Виды и методы анализа рядов динамики
Обучающийся должен уметь:
собирать и регистрировать статистическую информацию;
проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
выполнять
расчеты
статистических
показателей
и
формулировать
основные выводы;
осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических
явлений и процессов, используя средства вычислительной техники;
Обучающийся должен знать:
предмет, метод и задачи статистики;
общие основы статистической науки;
принципы организации государственной статистики;
современные тенденции развития статистического учета;
основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления
информации;
основные формы и виды действующей статистической отчетности;
технику
расчета
статистических
показателей,
характеризующих
социально-экономические явления
Оснащение работы:
Раздаточный материал по теме
Сборник заданий для практических работ (Махмутова А.И.)
Микрокалькуляторы
Содержание задания:
1. Дайте определение ряда динамики. Из каких элементов он состоит и каков их
смысл?
2. Какие существуют виды рядов динамики?
3. Какие динамические ряды называются моментными и почему их уровни
нельзя суммировать? Приведите примеры.
4. Какие ряды динамики называются интервальными и почему их уровни
можно суммировать? Приведите примеры.
5. Назовите важнейшее условие правильного построения динамического ряда.
6. Каковы причины возникновения несопоставимости динамических рядов?
7. Как исчисляется средняя для интервального ряда?
18
8. Как исчисляется средняя для моментного ряда?
9.
Что
характеризуют
показатели
абсолютного
прироста
и
как
они
исчисляются?
10. Что представляет собой темп роста? Как он исчисляется?
11. Какая существует взаимосвязь между последовательными цепными
коэффициентами роста и базисным коэффициентом роста за соответствующий
период? Каково практическое применение этой взаимосвязи?
12. Что показывает абсолютное значение одного процента прироста и как оно
исчисляется?
13. Чему равен средний абсолютный прирост?
14. По какой формуле исчисляется средний теп роста?
15. Как исчисляется средний темп прироста7
16. В чем сущность метода укрупнения интервалов и для чего он применяется?
17. Как производится сглаживание рядов динамики способом скользящей
средней? В чем достоинства и недостатки этого метода?
18. В чем сущность метода аналитического выравнивания динамических
рядов?
19. Как определяется тип уравнения тенденции динамики?
20. Охарактеризуйте технику выравнивания ряда динамики по прямой.
21. Что такое экстраполяция и интерполяция рядов динамики?
Задание 1.
Используя взаимосвязь показателей динамики, определите
уровни ряда и недостающие базисные показатели ряда динамики в таблице:
Год
Выпуск продукции,
ед.
Базисные показатели динамики
абсолютный
прирост, ед.
темп роста,
%
темп прироста, %
1-й
55,1
-
100,00
-
2-й
2,8
3-й
110,3
4-й
14,9
5-й
17,1
6-й
121,1
7-й
13,5
8-й
25,4
9-й
14,0
Задание 2.
Используя взаимосвязь показателей динамики, определите
уровни ряда и недостающие цепные показатели ряда динамики в таблице:
Год
Выпуск
продукции, ед.
Цепные показатели динамики
абсолютный
прирост, ед.
темп
роста, %
темп
прироста,
%
абсолютное
значение 1%
прироста, ед.
1-й
92,5
2-й
4,8
19
3-й
104,0
4-й
5,8
5-й
1-й
7,0
1,15
Задание 3.
Произведите выравнивание ряда динамики по среднему
абсолютному приросту и среднему темпу роста. Для расчетов используйте
таблицу 9. Сделайте выводы.
Таблица 9
Выравнивание ряда динамики по среднему абсолютному приросту и среднему
темпу роста
Год
Выпуск
продукции,
ед.
Порядковы
й номер
года (
t
)
Выровненные значения выпуска
продукции, ед.
по среднему
абсолютному
приросту
^
y
=
у
0
+
Δ
⋅
n
по среднему темпу
роста
^
y
=
у
0
⋅
Т
р
n
1-й
55,1
0
2-й
57,9
1
3-й
60,8
2
4-й
63,3
3
5-й
64,5
4
6-й
66,7
5
7-й
68,6
6
8-й
69,1
7
9-й
69,1
8
Задание 4.
На 5-й г. произошло укрупнение фирмы за счет
присоединения к ней нескольких частных предприятий. Приведите уровни
следующего ряда динамики, характеризующие численность работников формы
к сопоставимому виду, чел.:
1-й
2-й
3-й
4-й
5-й
Численность работников фирмы
до объединения
346
347
353
-
-
Численность работников после
объединения
-
-
723
731
745
Задание 5.
Имеются данные о количестве отработанных чел.-дней
работниками сельскохозяйственного производственного кооператива до и
после ввода в действие перерабатывающего предприятия:
Месяц
Отработано тыс. чел.-дней
до ввода перерабатывающего
после ввода
20
предприятия
перерабатывающего
предприятия
Январь
996
1236
Февраль
972
1239
Март
991
1244
Апрель
1044
1341
Май
1049
1368
Июнь
1197
1371
Июль
1378
1499
Август
1511
1501
Сентябрь
1486
1522
Октябрь
1230
1489
Ноябрь
1063
1430
Декабрь
984
1380
Определите
индексы
сезонности,
сделайте
выводы
об
изменении
сезонности после ввода в действие перерабатывающего предприятия, постройте
график.
Рекомендуемые материалы:
1.
Гладун И.В. Статистика (СПО). Учебник- М.: Кнорус, 2017
2.
Гладун И.В. Статистика. Практикум + еПриложение: Тесты (СПО) - М.:
Кнорус, 2019
3.
Попова А.А., Салин В.Н., Чурилова Э.Ю. Статистика. Практикум (для
СПО) - М.: Кнорус, 2019
4.
Салин В.Н., Чурилова Э.Ю., Шпаковская Е.П.
Статистика (СПО).
Учебное пособие- М.: Кнорус, 2017.
5.
Салин В.Н. под ред., Попова А.А., Шпаковская Е.П. под ред Статистика.
Практикум (для СПО) - М.: Кнорус, 2019.
6.
Статистика: учеб. / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И.
Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2016. – 448 с.
7.
Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее
образование, 2017. 565 с.
РАЗДЕЛ 7. ИНДЕКСЫ В СТАТИСТИКЕ
Тема 7.1. Индексы в статистике
Обучающийся должен уметь:
собирать и регистрировать статистическую информацию;
проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
выполнять
расчеты
статистических
показателей
и
формулировать
основные выводы;
21
осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических
явлений и процессов, используя средства вычислительной техники;
Обучающийся должен знать:
предмет, метод и задачи статистики;
общие основы статистической науки;
принципы организации государственной статистики;
современные тенденции развития статистического учета;
основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления
информации;
основные формы и виды действующей статистической отчетности;
технику
расчета
статистических
показателей,
характеризующих
социально-экономические явления
Оснащение работы:
Раздаточный материал по теме
Сборник заданий для практических работ
Микрокалькуляторы
Содержание задания:
1. Что называется индексом в статистике?
2. Какие задачи решаются при помощи индексов?
3. Что характеризуют индивидуальные индексы?
4. В чем сущность общих индексов?
5. Какая система взвешивания принята в теории индексов?
6. Как исчисляется агрегатный индекс физического объема продукции
(товарооборота) и что он характеризует? Напишите формулу.
7. Как исчисляются агрегатные индексы цен, себестоимости и что они
показывают? Напишите их формул.
8. Что называется индексом переменного состава, как он исчисляется и что
характеризует? Напишите его формулу.
9. Какой индекс называется индексом постоянного состава, как он исчисляется
и что характеризует?
10. Что характеризует индекс структурных сдвигов и как он исчисляется?
11. Какая существует взаимосвязь между индексами переменного, постоянного
состава и структурных сдвигов?
12. Что представляет сбой система взаимосвязанных индексов, для чего она
применяется?
13. Как осуществляется разложение абсолютного прироста по факторам? Что
оно характеризует?
Задание 1. Рассчитайте общий индекс физического объема и общий
индекс цен по следующим данным: товарооборот отчетного периода в
фактических ценах составил 50 тыс. руб., а в базисных ценах 45 тыс. руб.
22
Товарооборот базисного периода составил 48 тыс. руб. Также определите
сумму абсолютного прироста товарооборота в результате изменения цен.
Задание
2.
Определите
общий
индекс
физического
объема
товарооборота при условии, что товарооборот в фактических ценах снизился на
50%, а цены в среднем возросли на 2%.
Задание 3. Товарооборот базисного периода – 120 тыс. руб., отчетного
периода – 150 тыс. руб. Общий индекс физического объема товарооборота 1,30.
Определите общий индекс цен.
Задание 4. Определите, как повлияли цена и количество реализованного
товара на товарооборот. Если в феврале товарооборот составил 1240 тыс. руб.,
что больше уровня за январь на 40 тыс. руб., количество реализованного товара
в январе составило 100 шт., а в феврале оно увеличилось на 210 шт.
Задание 5. Определите объем продажи овощей в июне, если известно, что
в июле он вырос по сравнению с июнем на 38%. В июле средняя цена на овощи
составляла 4,6 руб., а сумма выручки – 556, 6 тыс. руб.
Задание 6. Имеются следующие данные о продаже ткани в магазине по
кварталам:
Товар
Количество реализованного
товара, метр
Цена за 1 метр, руб.
1 квартал
2 квартал
3 квартал
1 квартал
2 квартал
3 квартал
Шелк
120
130
110
50
80
60
Шерсть
90
115
125
75
98
96
Определите: 1) индивидуальные индексы цен по шелку: цепные и
базисные; 2) индивидуальные индексы физического объема по шерсти: цепные
и базисные; 3) общие индексы цен: базисные, цепные; 4) общие индексы
физического объема: базисные, цепные. Покажите взаимосвязь между цепными
и базисными индексами.
Задание 7. Имеются следующие данные о выпуске продукции «А» по
двум заводам района:
Заво
д
Предыдущий год
Отчетный год
произведе
но
продукци
и, тыс. шт.
себестоимо
сть
единицы
продукции,
тыс. руб.
удельны
й вес
продукц
ии
завода
произведе
но
продукци
и, тыс. шт.
себестоимо
сть
единицы
продукции,
тыс. руб.
удельны
й вес
продукц
ии
завода
1
120
48
0,50
160
40
0,40
2
120
40
0,50
240
44
0,60
Итог
о
240
-
1,00
400
-
1,00
23
Определите индексы себестоимости переменного состава, постоянного
состава и структурных сдвигов. Покажите взаимосвязь индексов.
Рекомендуемые материалы:
1.
Гладун И.В. Статистика (СПО). Учебник- М.: Кнорус, 2017
2.
Гладун И.В. Статистика. Практикум + еПриложение: Тесты (СПО) - М.:
Кнорус, 2019
3.
Попова А.А., Салин В.Н., Чурилова Э.Ю. Статистика. Практикум (для
СПО) - М.: Кнорус, 2019
4.
Салин В.Н., Чурилова Э.Ю., Шпаковская Е.П.
Статистика (СПО).
Учебное пособие- М.: Кнорус, 2017.
5.
Салин В.Н. под ред., Попова А.А., Шпаковская Е.П. под ред Статистика.
Практикум (для СПО) - М.: Кнорус, 2019.
6.
Статистика: учеб. / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И.
Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2016. – 448 с.
7.
Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее
образование, 2017. 565 с.
РАЗДЕЛ 8. ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Тема 8: Выборочное наблюдение в статистике
Обучающийся должен уметь:
собирать и регистрировать статистическую информацию;
проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
выполнять
расчеты
статистических
показателей
и
формулировать
основные выводы;
осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических
явлений и процессов, используя средства вычислительной техники;
Обучающийся должен знать:
предмет, метод и задачи статистики;
общие основы статистической науки;
принципы организации государственной статистики;
современные тенденции развития статистического учета;
основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления
информации;
основные формы и виды действующей статистической отчетности;
технику
расчета
статистических
показателей,
характеризующих
социально-экономические явления
Оснащение работы:
Раздаточный материал по теме
24
Сборник заданий для практических работ
Микрокалькуляторы
Содержание задания:
1. Какое наблюдение называется выборочным?
2. В чем преимущества выборочного наблюдения перед сплошным?
3.
Какие
вопросы
необходимо
решить
для
проведения
выборочного
наблюдения?
4. Почему при выборочном наблюдении неизбежны ошибки и как они
классифициются?
5. Каковы условия правильного отбора единиц совокупности при выборочном
наблюдении?
6. Как производятся собственно-случайный, механический, типический и
серийный отборы?
7. В чем различие повторной и бесповторной выборки?
8. Что представляет собой средняя ошибка выборки (для средней и доли)?
9. Что характеризует предельная ошибка выборки, и по каким формулам она
исчисляется (для средней и доли)?
10. Что показывает коэффициент доверия?
11.
Какими
способами
осуществляется
распространение
результатов
выборочного наблюдения на всю совокупность?
12. Зачем и как исчисляются предельные статистические ошибки выборки (для
средней и доли)?
13. По каким формулам определяется необходимая численность выборки,
обеспечивающая
с
определенной
вероятностью
заданную
точность
наблюдения?
Задание 1. Какая должна быть численность выборки при определении
среднего вклада в сбербанк города, чтобы с вероятностью 0,954 предельная
ошибка выборки не превысила 100 руб. Дисперсия вкладов равна 160000.
Задание 2. На склад готовой продукции завода поступило 800 ящиков по
20 деталей в каждом.
Для установления доли нестандартной продукции
проверено 16 ящиков. По данным проверки доля нестандартных деталей
составила 7%. С вероятностью 0,954 укажите возможные значения доли
нестандартной продукции в генеральной совокупности.
Рекомендуемые материалы
1.
Гладун И.В. Статистика (СПО). Учебник- М.: Кнорус, 2017
2.
Гладун И.В. Статистика. Практикум + еПриложение: Тесты (СПО) - М.:
Кнорус, 2019
25
3.
Попова А.А., Салин В.Н., Чурилова Э.Ю. Статистика. Практикум (для
СПО) - М.: Кнорус, 2019
4.
Салин В.Н., Чурилова Э.Ю., Шпаковская Е.П.
Статистика (СПО).
Учебное пособие- М.: Кнорус, 2017.
5.
Салин В.Н. под ред., Попова А.А., Шпаковская Е.П. под ред Статистика.
Практикум (для СПО) - М.: Кнорус, 2019.
6.
Статистика: учеб. / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И.
Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2016. – 448 с.
7.
Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее
образование, 2017. 565 с.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
8.
Гладун И.В. Статистика (СПО). Учебник- М.: Кнорус, 2017
9.
Гладун И.В. Статистика. Практикум + еПриложение: Тесты (СПО) - М.:
Кнорус, 2019
10.Попова А.А., Салин В.Н., Чурилова Э.Ю. Статистика. Практикум (для
СПО) - М.: Кнорус, 2019
11.Салин В.Н., Чурилова Э.Ю., Шпаковская Е.П.
Статистика (СПО).
Учебное пособие- М.: Кнорус, 2017.
12.Салин В.Н. под ред., Попова А.А., Шпаковская Е.П. под ред Статистика.
Практикум (для СПО) - М.: Кнорус, 2019.
13.Статистика: учеб. / И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; под ред. проф. И.И.
Елисеевой. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2016. – 448 с.
14.Статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Высшее
образование, 2017. 565 с.
26