Авторы: Лошкина Ирина Витальевна, Азурова Нина Николаевна
Должность: воспитатели общежития
Учебное заведение: ГПОУ ТТТ
Населённый пункт: г. Топки, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика конфликтов в подростковой среде
Раздел: среднее профессиональное
Методические рекомендации по профилактике конфликтов в подростковой среде
Рекомендации учащимся:
Правила, которых необходимо придерживаться для избегания конфликта.
Будучи в позиции слушающего:
· проявляйте терпимость: не прерывайте, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо
подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это;
· не давайте оценок человеку: если вы будете оценивать чувства говорящего, то он станет
защищаться или противоречить вам. Избегая оценок, старайтесь действительно
эмпатировать и понимать перспективы человека;
· не аргументируйте слишком рационально: не старайтесь разрешить, кто прав, а кто
виноват, как можно изменить ситуацию;
· сосредоточьтесь на точке зрения говорящего в течение всего времени, пока вы слушаете;
· не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте - это те, к которым
участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал. Часто бывает трудно
побороть желание дать совет, особенно когда собеседник может рассчитывать на него с
самого начала.
Будучи в позиции говорящего:
· не обвиняйте! Не говорите, что все произошло из-за чьих-то недостатков, и не обвиняйте
кого-то еще в том, что случилось;
· не придумывайте! Не говорите другому человеку, что вы думаете о том, каковы его
мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;
· не защищайтесь! Сначала расскажите о своих действиях и о своих мыслях и чувствах;
сделайте это открыто и достаточно полно. И только после этого можете ждать, что-то же
самое сделает и ваш оппонент;
· не характеризуйте! Не описывайте личность оппонента, тем более говоря "вы
невнимательны, эгоистичны, неопытны, молоды и т.п.". Старайтесь говорить о том, что вас
беспокоит по существу; Не обобщайте! Избегайте использования слов "всегда", "никогда"
в описании поведения вашего оппонента. Приводите конкретные факты и ситуации,
которые вы оба с оппонентом хорошо помните.
Рекомендации классному руководителю для сплочения коллектива:
Для того чтобы в коллективе была благополучная психологическая атмосфера, необходимо
выполнение следующих условий:
· каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности;
· у каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство
собственной уникальности, ценности;
Для того чтобы класс, школа стал таким местом, где дети чувствуют себя как дома,
учитель может использовать следующие приемы:
· участие детей в организации общего пространства, создание "дизайна" класса.
Обсудить с детьми, как можно сделать классную комнату более привлекательной,
удобной и уютной. Часть идей воплотить, а некоторые из идей обсудить с детьми,
насколько они р создание правил класса. Необходимым условием защищенности и
безопасности является наличие правил, по которым функционирует группа. Эти правила
должны быть понятны школьниками, приниматься ими. Кроме того, известными должны
быть и последствия, к которым приводят нарушения правил. Подростки должны иметь
возможность принять участие в создании правил класса.
· создание "дневника класса". Нужно предоставить возможность каждому ученику
написать, что-то о себе. Эти записи можно поместить в специальный альбом под
фотографией каждого учащегося. Важно чтобы учитель и дети принимали равное участие
в создании подобного дневника.
· совместные походы, прогулки и экскурсии. Подобные мероприятия очень сближают
учителя и ученика. При этом важно не забывать о тех, кто по какой - то причине не смог
пойти или поехать вместе со всеми. Может быть, стоит привести им какой - то сувенир.
· проведение "Дней класса". Стоит придумать с учащимися специальные ритуалы для
этого дня и занести их "правила класса".
Рекомендации педагогу социальному:
В профилактической работе по снижению конфликтного поведения педагог социальный,
может использовать следующие формы работы:
· ролевые игры:
· психогимнастические упражнения;
· мини-лекции;
· групповые дискуссии;
· арт-терапевтические упражнения (групповой рисунок, рисунок чувств);
· игры-испытания;
· релаксационные упражнения;
· приемы сказотерапии;
· организация социальной среды учащихся;
· активизирование собственных ресурсов подростков;
· КТД.
Данные формы работы социально - педагогической профилактики направлены на снятие
агрессивных проявлений, оптимизацию межличностных отношений, обучение
конструктивному взаимодействию обучающихся.