Напоминание

Профилактика конфликтов в подростковой среде


Авторы: Лошкина Ирина Витальевна, Азурова Нина Николаевна
Должность: воспитатели общежития
Учебное заведение: ГПОУ ТТТ
Населённый пункт: г. Топки, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика конфликтов в подростковой среде
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методические рекомендации по профилактике конфликтов в подростковой среде

Рекомендации учащимся:

Правила, которых необходимо придерживаться для избегания конфликта.

Будучи в позиции слушающего:

· проявляйте терпимость: не прерывайте, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо

подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это;

· не давайте оценок человеку: если вы будете оценивать чувства говорящего, то он станет

защищаться или противоречить вам. Избегая оценок, старайтесь действительно

эмпатировать и понимать перспективы человека;

· не аргументируйте слишком рационально: не старайтесь разрешить, кто прав, а кто

виноват, как можно изменить ситуацию;

· сосредоточьтесь на точке зрения говорящего в течение всего времени, пока вы слушаете;

· не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте - это те, к которым

участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал. Часто бывает трудно

побороть желание дать совет, особенно когда собеседник может рассчитывать на него с

самого начала.

Будучи в позиции говорящего:

· не обвиняйте! Не говорите, что все произошло из-за чьих-то недостатков, и не обвиняйте

кого-то еще в том, что случилось;

· не придумывайте! Не говорите другому человеку, что вы думаете о том, каковы его

мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;

· не защищайтесь! Сначала расскажите о своих действиях и о своих мыслях и чувствах;

сделайте это открыто и достаточно полно. И только после этого можете ждать, что-то же

самое сделает и ваш оппонент;

· не характеризуйте! Не описывайте личность оппонента, тем более говоря "вы

невнимательны, эгоистичны, неопытны, молоды и т.п.". Старайтесь говорить о том, что вас

беспокоит по существу; Не обобщайте! Избегайте использования слов "всегда", "никогда"

в описании поведения вашего оппонента. Приводите конкретные факты и ситуации,

которые вы оба с оппонентом хорошо помните.

Рекомендации классному руководителю для сплочения коллектива:

Для того чтобы в коллективе была благополучная психологическая атмосфера, необходимо

выполнение следующих условий:

· каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности;

· у каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство

собственной уникальности, ценности;

Для того чтобы класс, школа стал таким местом, где дети чувствуют себя как дома,

учитель может использовать следующие приемы:

· участие детей в организации общего пространства, создание "дизайна" класса.

Обсудить с детьми, как можно сделать классную комнату более привлекательной,

удобной и уютной. Часть идей воплотить, а некоторые из идей обсудить с детьми,

насколько они р создание правил класса. Необходимым условием защищенности и

безопасности является наличие правил, по которым функционирует группа. Эти правила

должны быть понятны школьниками, приниматься ими. Кроме того, известными должны

быть и последствия, к которым приводят нарушения правил. Подростки должны иметь

возможность принять участие в создании правил класса.

· создание "дневника класса". Нужно предоставить возможность каждому ученику

написать, что-то о себе. Эти записи можно поместить в специальный альбом под

фотографией каждого учащегося. Важно чтобы учитель и дети принимали равное участие

в создании подобного дневника.

· совместные походы, прогулки и экскурсии. Подобные мероприятия очень сближают

учителя и ученика. При этом важно не забывать о тех, кто по какой - то причине не смог

пойти или поехать вместе со всеми. Может быть, стоит привести им какой - то сувенир.

· проведение "Дней класса". Стоит придумать с учащимися специальные ритуалы для

этого дня и занести их "правила класса".

Рекомендации педагогу социальному:

В профилактической работе по снижению конфликтного поведения педагог социальный,

может использовать следующие формы работы:

· ролевые игры:

· психогимнастические упражнения;

· мини-лекции;

· групповые дискуссии;

· арт-терапевтические упражнения (групповой рисунок, рисунок чувств);

· игры-испытания;

· релаксационные упражнения;

· приемы сказотерапии;

· организация социальной среды учащихся;

· активизирование собственных ресурсов подростков;

· КТД.

Данные формы работы социально - педагогической профилактики направлены на снятие

агрессивных проявлений, оптимизацию межличностных отношений, обучение

конструктивному взаимодействию обучающихся.



В раздел образования