Напоминание

Преодоление социальной исключенности детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


Автор: Иванова Анастасия Михайловна
Должность: Педагог- психолог
Учебное заведение: КГБУ Детский дом N1
Населённый пункт: Г.Хабаровск
Наименование материала: Статья
Тема: Преодоление социальной исключенности детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей.

Социализация представляет собой процесс взаимодействия личности и

общества, в ходе которого человеком усваиваются знания, умения, навыки,

социальные нормы, правила, принятые этим обществом. Не секрет, что

категория молодых людей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей испытывает трудности в адаптации в обществе -

социальную исключенность. Такие проблемы Российского государства, как

рост неустойчивости брачно-партнерских союзов и изменение структуры

семей,

усугубляющиеся

продолжающимися

социально-экономическими

изменениями (низкий материальный уровень жизни, безработица, плохие

жилищные

условия

либо

полное

их

отсутствие);

медикосоциальные

(инвалидность либо хронические заболевания детей, родителей или других

членов

семьи,

вредные

условия

работы

родителей,

пренебрежение

санитарно-гигиеническими

нормами);

социально-демографические

(неполная

или

многодетная

семья,

семья

с

несовершеннолетними

родителями); социально-психологические (деструктивные эмоционально-

конфликтные отношения между супругами, между родителями и детьми,

педагогическая

несостоятельность

родителей,

проявления

жестокости,

деформированные ценностные ориентации); аморальный и паразитический

образ жизни, алкоголизм и наркомания ведут в дальнейшем к проблемам

воспитания

подрастающего

поколения,

росту

преступности,

детской

смертности, распространению детской безнадзорности, повтора судьбы

своих родителей, в итоге к социальному сиротству и деградации общества в

целом.

Значительная часть детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, проживает в детских домах и интернатах. Искажение жизненно

важного взаимодействия между матерью и ребенком в период вынашивания,

нарушение сенсорных и обменных связей между ними; депривации

различных видов (материнская, двигательная, сенсорная, психическая,

эмоциональная,

социальная);

средовые

влияния

(педагогическая

запущенность,

недостатки

организации

образовательно-воспитательного

процесса в закрытых учреждениях, в том числе неправильная организация

общения взрослых с детьми, и т.д.); полная регламентация жизни ребенка в

учреждении взрослыми приводит к тому, что ребенок не умеет занять себя,

самостоятельно организовать свое время. Весь уклад жизни в учреждении

приучает ребенка к инфантилизму, низкому уровню волевой организации

личности. Длительное пребывание в искусственно благополучных условиях

детских

учреждений,

их

относительная

закрытость

ограничивают

социальные связи детей, сферу реализации усвоенных ими социальных норм

и социального опыта, ведут к острому дефициту социализации. Ситуация

еще больше осложняется в случае повторного попадания ребенка в

учреждение. Условия пребывания в интернате к тому же способствуют

изменению личностных характеристик ребенка: возрастает агрессивность,

демонстративность

поведения,

тревожность

и

сопротивление.

Такие

изменения обусловлены коммунальным характером бытия в учреждении. В

интернате ребенок вынужден быть «как все». Нехватка опыта принятия

решений в детстве и юности приводит к тому, что и потом роль

ответственного за свою жизнь усваивается с трудом. Ощущение себя

пассивным

объектом

обуславливает

то,

что

принятие

решений

перекладывается на других и контроль над своей жизнью теряется. Выходя

из учреждений, выпускники становятся группой с низким образованием и

минимальной

уверенностью

в

себе.

Следствием

неподготовленности

выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни в обществе

является их низкий общественный статус, уровень и качество их жизни в

целом. Воспроизведение негативных родительских практик (отказ от детей,

жестокое обращение с ними) также является распространенной проблемой

этой социальной группы. Дети-сироты остаются «не у дел». Статус ребенка,

который «ничей», деформирует всю систему его взаимоотношений с

обществом.

Последствия

такого

воспитания

остаются

сильными

на

протяжении

всей

жизни

детей,

ограничивая

их

возможности

быть

самостоятельными, принимать независимые решения и, следовательно,

социализацию

после

выхода

из

учреждений.

Традиционная

модель

деятельности интернатного учреждения не предполагает поддержания

контактов с семьями своих воспитанников. Восстановление нарушенных

контактов ребенка с родной семьей реализуется только лишь в отдельных

проектах.

Конечно в первую очередь заинтересованность в решении данного

вопроса должна исходить от государства, которое должно создавать

различные организации и координировать их работу. Перспективным

решением проблем социального сиротства и безнадзорности среди детей-

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является передача их на

воспитание в замещающие семьи, либо мероприятия по профилактике

социального сиротства, направленные на сохранение кровных семей. Важно,

что развитие института замещающих семей различного типа (усыновителей,

опекунов, приемных и др.) позволяет остановить отрицательную тенденцию

воспроизводства социального сиротства. Особого рассмотрения заслуживает

проблема социально-психологического сопровождения семей и детей с

целью социализации и адаптации к модернизированному социально-

экономическому пространству. Работа специалистов, оказывающих помощь

таким семьям, должна быть направлена на:

- оказание помощи семьям в решении бытовых вопросов.

- оказание помощи в воспитании детей-сирот,

формирование

социально позитивного имиджа и активной жизненной позиции, повышение

социально-правовых

компетенций

и

приемных

родителей

и

детей,

потребностей

в

самопознании,

самовоспитании,

саморазвитии

и

самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных

ориентиров детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

формирование гражданской ответственности и правового самосознания у

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; оказание помощи

в

профессиональном

самоопределении,

содействие

формированию

благоприятного эмоционально- психологического и нравственного климата

в семьях с такими детьми; создание условий для сохранения и укрепления

психического и физического здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей,

формирование навыков бесконфликтного общения,

рефлексии, снижение уровня тревожности и агрессивности.

Положительные

результаты

по

преодолению

социальной

исключенности можно заметить только при систематической комплексной

работе и в школе, и в семье, и в организованном досуге. Успешное

обучение в школе развивает общеобразовательные знания, коммуникативные

навыки. Пример ведения домашнего хозяйства развивает ответственность,

санитарно-гигиенические

навыки,

навыки

самообслуживания.

Спорт

например приносит не только удовлетворение в виде самореализации, но и

признание окружающих, что является очень важным в подростковом

возрасте. Занятия спортом всегда проходят в группе друзей и знакомых, и

попутно с катанием, прыжками, полетами и риском проходит общение со

сверстниками. Более того, высокий стрессорный уровень занятий еще более

сплачивает коллектив подростков - общение становится более личностным и

постепенно

переходит

на

уровень

Взрослый-Взрослый,

повышается

самооценка, подростки познают такие ценности, как соревновательность,

самоорганизация, сила воли, достижение победы любой ценой, т. е.

культурно

релевантные

элементы

мужественности,

что

положительно

сказывается на развитии личности. К тому же

выброс адреналина

происходит в положительном русле. Творческие досуговые мероприятия

приобщают

к культуре, развивают творческое мышление, воображение,

гуманность, организаторские способности.

Исследовательски трудовые - прививают нравственные качества

личности как – уважение к труду, осознание ценности труда, четкое

осознание элементарной морали, кодекса чести, понимания порядочности,

коммуникативные навыки,

умение осознано делать выбор, оценивание

своих способностей, объективное оценивание своих неудач, умение работать

в коллективе.

Все

перечисленные меры носят комплексный характер и при

планомерной систематической реализации могут достигать намеченных

результатов и сократить масштабы социального сиротства.

Педагог-психолог ГКБУ Детский дом № 1 г. Хабаровска Иванова А.М.



В раздел образования