Напоминание

"Применение информационных технологий в профессиональном образовании"


Автор: Джолова Марина Ахмедовна
Должность: мастер производственного обучения, преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РА "КАПТ"
Населённый пункт: Республика Адыгея, село Красногвардейское
Наименование материала: доклад
Тема: "Применение информационных технологий в профессиональном образовании"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Адыгея «Красногвардейский аграрно-промышленный техникум»

Доклад по самообразованию

на тему

«Применение информационных технологий в профессиональном

образовании»

Преподаватель высшей категории

Джолова Марина Ахмедовна

2016-2017 учебный год

1

Применение информационных технологий в профессиональном

образовании

1. Введение

В

настоящее

время

успех

процесса

формирования

информационной

компетентности любого специалиста вообще и преподавателя, в частности,

зависит

от

общеобразовательной

компьютерной

подготовки

и

гарантий

высокой профессиональной мобильности в условиях жесткой конкуренции

на рынке труда. Обучаемый должен стремиться использовать компьютер

именно

в

своей

профессиональной

сфере

и

обладать

высоким

уровнем

психологической и функциональной готовности к успешному применению

новых

информационных

технологий.

Речь

пойдет

об

информационной

компетентности,

как

о

необходимой

и

достаточной

значимой

части

профессиональной подготовки преподавателя спецдисциплин и

профессиональных модулей.

Формирование

информационной

компетентности

преподавателя

предполагает следующие этапы решения задач:

1.

Определение целей деятельности, т.е. постановка задачи.

2.

Целенаправленное

применение

знаний,

умений

и

навыков

в

их

строгом

соответствии

с

проблемой,

поставленной

в

данной

задаче.

3.Интерпретация промежуточных и конечных результатов.

Я

рассматриваю

формирование

информационной

компетентности

студента в естественных условиях процесса профессиональной подготовки

студентов

СПО. В силу многогранности такого процесса я акцентирую

внимание на тех его моментах, которые в большей степени, чем остальные,

готовят личность к самостоятельному продолжению своего образования.

Рассматривая образовательный процесс среднего специального учебного

заведения

и

процесс

освоения

новых

компьютерных

информационных

технологий

на

социальном

уровне,

следует

отметить,

что

требования

современного

информационного

общества

к

своим

членам

заключается,

прежде всего, в знании информационных технологий и умении их применять.

Информационные технологии -это совокупность средств и методов сбора,

хранения, переработки, поиска и т.д. информации. Компьютер выступает как

техническое средство этих процессов.

Целями

использования

в

обучении

информационных

технологий

являются:

формирование

умений

работать

с

информацией,

развитие

коммуникативных способностей;

подготовка личности «информационного общества»;

возможность дать студенту так много учебного материала, как только

он может усвоить;

формирование

исследовательских

умений,

умений

принимать

оптимальные решения.

2

Я считаю, что преподаватель спецдисциплин должен:

овладеть

базовыми

знаниями

в

области

информатики,

иметь

представление об информации, способах ее обработки, хранения, передачи;

-

иметь

представление

об

устройстве

компьютера,

уметь

выбирать

и

загружать программное обеспечение в оперативную память, ориентироваться

в различных операционных системах;

знать

основную

терминологию,

относящуюся

к

использованию

информационных технологий в обучении,

уметь работать с текстовыми, графическими и музыкальными

редакторами, электронными таблицами и базами данных и знаний, другим

прикладным программным обеспечением;

уметь анализировать возможности программных продуктов с целью

выявления

целесообразности

их

использования

в

учебно-познавательной

деятельности.

Таким образом, информационная компетентность студента проявляется в

готовности

к

постоянному

информационному

поиску

и

способности

обрабатывать

результаты

поиска

с

помощью

новых

информационных

технологий с целью получения и обновления знаний, необходимых в учебно-

познавательной деятельности.

2.Информационно-коммуникационные технологии в образовании

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое

применение информационно-коммуникационных технологий в образовании,

что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение информационно-коммуникационных технологий в

образование существенным образом ускоряет передачу знаний и

накопленного технологического и социального опыта человечества не только

от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные информационно-коммуникационные

технологии, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку

успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим

социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать

необходимые знания, как сегодня, так и в будущем постиндустриальном

обществе.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в

образование является важным фактором создания системы образования,

отвечающей требованиям информационного общества и процессу

реформирования традиционной системы образования в свете требований

современного индустриального общества.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового

поколения информационных образовательных технологий, которые

позволили повысить качество обучения, создать новые средства

воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать

педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. По мнению многих

специалистов, новые информационные образовательные технологии на

3

основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий

на 20-30%.

Примером успешной реализации информационно-коммуникационных

технологий стало появление Интернета – глобальной компьютерной сети с ее

практически неограниченными возможностями сбора и хранения

информации, передачи ее индивидуально каждому пользователю.

Первые шаги по внедрению Интернета в систему образования показали

его огромные возможности для ее развития. Вместе с тем, они же выявили

трудности, которые требуется преодолеть для повсеместного применения

Сети в образовательных учреждениях. Это значительно большая стоимость

организации обучения по сравнению с традиционными технологиями, что

связано с необходимостью использования большого количества технических

(компьютеры, модемы и т.п.), программных (поддержка технологий

обучения) средств, а также с подготовкой дополнительных организационно-

методических пособий (специальные инструкции учащимся и

преподавателям и др.), новых учебников и учебных пособий и т.п. Следует

отметить, что современный этап применения Интернета в образовании,

особенно в России, является экспериментальным. Идет процесс накопления

опыта, ищутся пути повышения качества обучения и новых форм

использования ИКТ в различных образовательных процессах. Трудности

освоения ИКТ в образовании возникают из-за отсутствия не только

методической базы их использования в этой сфере, но и методологии

разработки ИКТ для образования, что заставляет преподавателя на практике

ориентироваться лишь на личный опыт и умение

эмпирически искать пути эффективного применения информационных

технологий.

Таким образом, на пути движения России к информационному обществу

и внедрения информационно-коммуникационных технологий в образование в

можно выделить три этапа:

- начальный, связанный с индивидуальным использованием компьютеров,

в основном, для организации системы образования, ее административного

управления и хранении информации о процессе управления;

- современный, связанный с созданием компьютерных систем, Интернета

и конвергенцией информационных и телекоммуникационных технологий;

-будущий, основанный на интеграции новых ИКТ с образовательными

технологиями .

Еще одной важной задачей является популяризация научных идей для

создания необходимого имиджа своей отрасли. Это нужно для привлечения в

науку талантливой молодежи. Весь этот комплекс задач все в большей мере

решается научным сообществом с помощью Интернет, и поэтому научные и

4

образовательные

серверы

становятся

самым

надежным

и

всестороннем

источником информации.

При этом все многообразие информации можно разделить на несколько

типов:

Web-страницы учебных заведений, дающие различную информацию о

работе

данного

заведения,

специализации,

расположении

и

прочая

административная информация;

страницы, где представлены различные учебные материалы, например

курсы, тесты, методические материалы и прочее;

сайты,

которые

предоставляют

возможность

дистанционного

образования;

сайты, позволяющие пройти психологические тесты и определить

вашу профессиональную ориентацию, при этом вам укажут так же, в каких

учебных заведениях страны вы могли бы продолжит образование;

а также любимые всеми студентами и нелюбимые преподавателями

сайты, где можно просто «скачать» любой доклад, реферат или курсовую,

распечатать и выдать за свою.

И нт е р не т

пр ед о с т а вля е т

с а му ю

р а злич ну ю

и н ф о рм а ц и ю

образовательного

характера.

Образование

настолько

популярная

в

Интернете

тема,

что

количество

ссылок

на

образовательные

документы

просто огромно. Для того чтобы понять, насколько широко представлена в

Сети данная рубрика, достаточно сказать, что при наборе ключевого слова

«образование» в системе Rambler поиск дает 233 542 ссылки на страницы,

которые содержат вышеупомянутый термин.

3. Использование информационных технологий в преподавании

дисциплин и модулей специальности «Монтаж, техническая

эксплуатация и ремонт промышленного оборудования»

Компьютерные технологии активно внедряются не только в системах

открытого и дистанционного обучения, но и в традиционных очных формах –

школах, лицеях, колледжах и других учебных заведениях. Наш техникум не

стал исключением. Электронные учебники, видеофильмы, презентации

применяются мною в различных целях: для обеспечения самостоятельной

работы обучающихся по овладению новым материалом, реализации

дифференцированного подхода к организации учебной деятельности,

контроля качества обучения, развития познавательной активности студентов.

В первую очередь при разработке электронных презентаций необходимо

выполнять следующие функции:

- эффективно управлять деятельностью студентов по изучению учебной

дисциплины;

5

- стимулировать учебно-познавательную деятельность студентов;

- обеспечивать рациональное сочетание различных видов учебно-

познавательной деятельности с учетом дидактических особенностей

каждой из них и в зависимости от результатов освоения учебного

материала;

- рационально сочетать различные технологии представления материала

(текст, графику, аудио, видео, анимацию).

Кроме общих требований есть еще и специальные требования –

требования к содержанию, структуре и техническому исполнению

презентации или электронного урока :

- достаточный объем материала, соответствие Государственному

образовательному стандарту, актуальность, новизна и оригинальность;

- практическая содержательность, системность, целостность.

При создании электронного урока необходимо соблюдать четкость логики

изложения теоретического материала с использованием всех цепочек

рассуждений с помощью схем; четкость постановки задач, подробное

комментирование примеров выполнения заданий, использование различных

методов и средств активизации познавательной деятельности обучающихся в

учебно-воспитательном процессе (проблемные ситуации, исследование, игра,

решение кроссвордов и т.д.).

В своей работе я использую обычные традиционные технологии ведения

урока теоретического обучения, использую интерактивные и компьютерные

технологии.

При использовании интерактивной технологии студенты становятся

полноправными участниками учебного процесса, их опыт служит основным

источником учебного познания. Я не даю им готовых знаний, только ставлю

задачу и стараюсь побудить их к самостоятельному поиску. По сравнению с

традиционным обучением в интерактивном обучении меняется

взаимодействие преподавателя и студента: активность преподавателя

уступает место активности студентов, а моей задачей становится создание

условий для их инициативы. Я оказываюсь в роли своеобразного фильтра

пропускающего через себя учебную информацию, и выполняю функции

помощника в работе, одного из источников информации. В своей работе я

уже несколько лет использую эту технологию. Она себя оправдывает,

особенно при выполнении зачетных работ. Студенты получают задания,

находят литературу, прорабатывают ее, составляют план разработки

электронной презентации. Во время всей подготовительной работы студентов

я выступаю в роли консультанта. На втором этапе - разработки презентации в

6

роли консультанта и помощника выступают более грамотные студенты в

области информационных технологий. Третий этап – это защита

презентации. В ходе такой работы, студенты глубже изучают тему или раздел

темы, вырабатывают навыки работы с литературой, текстом, компьютером.

В своей практике я использовала такую технологию для защиты

лабораторных работ, курсовых проектов, сдачи творческого экзамена по

механическому оборудованию, проведении деловых игр.

Хочется отдельно сказать о практике проведения деловых и ролевых игр,

где студенты выступают в непривычных для себя ролях: директора фирмы,

главного механика, инспектора по технике безопасности, бригадира,

руководителя отдела обучения и т. д. В ходе проведения деловых игр

студенты используют знания по нескольким дисциплинам одновременно,

привлекают к работе заводскую документацию. Например, в задании на

деловую игру «ДМ-3 против мирового экономического кризиса» студентам

третьего курса было предложено создать то предприятие, на котором они

считают возможным выйти без потерь из мирового финансового кризиса.

Были созданы 4 «фирмы», одна из которых выбрала традиционный мокрый

способ производства цемента, две «фирмы» создали свои предприятия по

сухому способу производства цемента, что является перспективным

направлением развития отрасли, и одна «фирма» предложила свои услуги по

ремонту промышленного оборудования. Всех без исключения студентов

волновали вопросы профессионального роста и социальной защищенности.

Каждая фирма свое решение проблемы представила в виде презентации.

Большое количество презентаций, созданных студентами на базе

Интернета, учебной литературы, фото- и видеоматериалов использую при

объяснении нового материала по дисциплинам материаловедение,

метрология, монтаж оборудования. Разработаны презентации для

преподавания модуля «Эксплуатация промышленного оборудования»,

обучениие по которому начнется в следующем семестре, на основе

материалов, полученных для обучения производственного персонала

Серебрянского цементного завода (Базэлцемент), начавшего работу по

сухому способу производства цемента, ранее не использовавшимся в России.

Очень полезны для закрепления нового материала, расширения кругозора

студентов практико-ориентированные методы обучения – экскурсии на

современные промышленные предприятия как образовательно-

воспитательное пространство. Экскурсии на ОАО «Холсим»(«Щуровский

цементный завод»), завод ЖБИ, завод «Машиностроитель» проходили с

использованием фото- и видеосъемки, что позволило в дальнейшем в

аудитории более подробно обсудить работу оборудования, ответить студентам

на вопросы, которые не возникли в ходе экскурсии, закрепить пройденный

материал. По результатам экскурсии на Щуровский завод был создан фильм о

производстве белого цемента. К сожалению, в настоящее время наши

7

цементные заводы, ставшие иностранными фирмами, запрещают видео и

фотосъёмку.

Особенно ценны для работы видеофильмы «Монтаж вращающейся

печи», «Сухой способ производства цемента», созданные и озвученные

студентами по моим сценариям.

Для обучения метрологии располагаю презентациями по большинству

изучаемых тем. Но исходя из собственного опыта и мнения студентов,

презентации по теоретическому материалу, даже с применением красочных

цветных схем и диаграмм, использовать менее эффективно, чем презентации

о приборах и средствах измерений, дающих реальное представление об их

возможностях и конструкции . На базе таких презентаций строится

выполнение лабораторных работ.

Использую на материаловедении единственное профессионально

выполненное электронное издание, которое существенно экономит время,

позволяет на занятиях обращаться к дополнительному материалу, больше

беседовать со студентами. Этот электронный учебник пользуется большой

популярностью у студентов-второкурсников. Также на дисциплине «Основы

проектирования процессов механической обработки деталей и ремонта

машин» использую видеофильмы о современном металлорежущем

оборудовании, привезенные с различных выставок. (Не подумайте, что туда

открыт доступ нашим преподавателям). Благодарна своим бывшим

студентам, которые делятся видеоматериалами, привезенными из

заграничных командировок, с семинаров, курсов повышения квалификации,

знакомым и мало знакомым людям, которые терпят меня и бескорыстно

помогают в работе. Для создания и использования видеоматериалов

приходится отсматривать огромный объём материалов, из которых полезным

оказывается лишь 30-40%.

Использую в работе практику домашних заданий с использованием

Интернета. Например, второкурсники ищут в Сети современное

испытательное оборудование или оборудование для химико- термической

обработки материалов. Результаты работы в виде презентаций обсуждаем на

занятиях. К сожалению, Интернетом могут пользоваться в домашних

условиях не все студенты. В кабинете у меня Интернета нет. Хотя имею опыт

использования Интернета через модем при выполнении практических работ

по монтажу оборудования, метрологии. Пользуются студенты справочными

материалами через Интернет. Работая с родителями в течение года,

обеспечила возможность студентам работать на занятиях с собственными

ноутбуками и планшетными компьютерами на 3 курсе на 50-70%.

8

В 2013/14 учебном году объявила второкурсникам конкурс электронных

учебников по материаловедению, выдав им 64 теоретических вопросов и 32

практических вопроса.

С 2009/ 10 уч. года перешла на заполнение отчетов по лабораторным

работам в электронном виде. Отсутствие необходимого лабораторного

оборудования требует создания электронных пособий для их выполнения. И

здесь необходимо сочетание моих профессиональных знаний и идей со

специалистами иной квалификации, специалистами в области компьютерных

технологий. Обращалась за помощью к студентам-программистам третьего и

четвертого курсов. В техникуме нет опыта привлечения к созданию

электронных учебных пособий студентов выпускного курса, проходящих

квалификационную практику после завершения теоретического обучения в

стенах родного техникума. В техникуме нет единого координатора, например,

начальника отдела новых информационных технологий или методиста,

который бы возглавил бы это очень важное на сегодняшний день направление

развития учебного заведения. У преподавателя специальных дисциплин

просто физически не хватает времени полноценно заниматься этой работой.

Тем не менее, совместно с двумя студентами-механиками 4 курса создала

электронное учебное пособие «Методические рекомендации по выполнению

практических и лабораторных работ по МДК «Организация ремонтных работ

и контроль за ними». В него входят традиционные рекомендации: цель

работы, ход работы, контрольные вопросы, а также подборка теоретического

материала, рисунков и чертежей по теме, справочные материалы, подборка

фотографий, презентаций и видеороликов. Каждый студент имеет

возможность получать на флеш-карту необходимый объем информации по

заданной работе и работать с собственным персональным компьютером.

Студенты, не имеющие такой возможности, могут просматривать ролики и

презентации на экране (в аудитории один компьютер) и получать

методические рекомендации на бумажном носителе. Мой сегодняшний опыт

работы с этим изданием – 4 выполненные практические работы по МДК.

Студенты, которые имеют интерес к учебе, считают такую форму работы

перспективной и удобной.

Ежегодно проводятся научно- практические тематические конференции

по изучению новаций производств, на которых студенты выпускного курса

демонстрируют презентации о своей работе на практике и новациях

производств.

Такого рода преемственность в способах получения информации и

развития собственных творческих ресурсов позволяет надеяться, что наши

выпускники получают современные знания и приобретают навыки

самостоятельного принятия решения и творческого мышления.

9

Наряду с этим компьютер представляет возможность преподавателю и

студенту подключаться к демонстрации, замедляя или повторяя, по мере

необходимости, изучаемый материал; управлять и моделировать процессы,

систематизировать, классифицировать и фиксировать на экране монитора

необходимую информацию и т.п.

Таким образом, в ходе применения информационных технологий в своей

работе, я пришла к выводу, что более эффективное применение на каждом

уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более

сложных вопросов. Использование мультимедиа в течении всего урока

неэффективно, проще и легче использовать фрагменты или конкретный

вопрос.

Компьютерные уроки также эффективны в использовании обобщающих

уроков, уроков-зачетов а также уроков-семинаров, игр. Использование

традиционных технологий урока в сочетании с компьютерными

технологиями повышает работоспособность обучающихся, особенно

повышается обратная связь диагностики ошибок, когда можно вернуться к

любому вопросу и повторить его снова.

Хочу остановиться на вопросе контроля качества знаний студентов.

В

современных

условиях,

когда

речь

идет

о

конкурентоспособности

российского профессионального образования, главной проблемой становится

качество

подготовки

специалистов.

Наряду

с

другими,

важную

роль

в

повышении

качества

профессионального

образования

играет

выбранная

система, формы и методы организации контроля.

Сегодня,

практически

каждое

учебное

заведение

среднего

профессионального образования, имеет многоуровневую систему контроля

каче ства

обучения.

Однако,

для

ее

наиболее

э ф ф е к т и в н о го

функционирования,

для

получения

объективных

результатов,

необходимо

уделять

серьезное

внимание

формам

и

методам

организации

контроля,

которые

сделают

его

как

можно

более

независимым

от

различных

субъективных факторов.

Как

правило,

в

большинстве

случаев

мы

используем

традиционные

методики

оценивания,

когда

преподаватель,

ведущий

дисциплину,

сам

оценивает

качество

знаний

студентов

методом

письменного

или

устного

опроса по отдельным вопросам. Такая форма и методики контроля имеют ряд

недостатков,

среди

которых

выделяется

субъективизм

оценки,

который

искажает истинную картину.

В своей работе хочу воспользоваться новой формой независимого

контроля

качества

обучения

с

использованием

метода

компьютерного

тестирования. Новая форма даст контроль качества обучения независимым

от преподавателя, сведёт субъективизм оценки к нулю и даст

систему

контроля

прозрачной

как

для

администрации

техникума,

так

и

для

10

преподавателей и студентов, что, при необходимости, позволит принимать

своевременные меры по повышению качества подготовки, как отдельных

студентов, так и отдельных групп.

Что даст нам нововведение?

Во-первых,

мы

получим

реальную

картину

качества

знаний

наших

студентов. К примеру, в сравнении с результатами традиционной формы и

методов контроля, результаты независимого тестирования показали более

низкий уровень знаний студентов по метрологии, в среднем расхождение в

оценках составило от 0,5 до 1,5 баллов. Таким образом, результаты проверки

стали объективными.

Во-вторых, повысится эффективность контролирующей деятельности,

как со стороны преподавателя, так и со стороны администрации за счет

увеличения ее частоты, регулярности и быстроты обработки результатов.

Можно использовать компьютерное тестирование для контроля знаний по

отдельным

темам,

разделам,

модулям.

Возможность

повышения

оперативности и регулярности контроля даст реальную возможность перейти

на блочно-модульное обучение.

В-третьих, повышается активность студентов. Они поняли, что в отличие

от преподавателя, компьютер не наделен состраданием, поэтому главным

фактором успешной сдачи зачета являются достаточные знания.

В-четвертых, студенты техникума приобретают навыки и умения работы

с тестами различных форм и уровней, что имеет значение для их подготовки

к поступлению в вузы, где широко используются тестовые технологии на

вступительных испытаниях.

Однако

внедрение

компьютерных

тестовых

технологий

в

систему

контроля качества обучения в техникуме поставило предо мною ряд проблем.

Во-первых, в кабинете 1-6, которым я заведую, находится всего один

компьютер.

Считаю

эту

проблему

первостепенной,

но

наиболее

легко

решаемой,

т.к.

необходимой

техникой

администрация

располагает,

как

и

желанием её передать мне в ведение. Но при установлении 5-7 компьютеров

нарушатся необходимые нормы площадей на одного студента, группа из 30

человек в аудитории помещаться не сможет.

Во-вторых, появляется задача создания банка качественных контрольно-

измерительных

материалов

по

всем

дисциплинам

всех

направлений

подготовки.

На

сегодняшний

день

моими

силами

и

силами

студентов

четвертого

курса

положено

начало

создания

банка

тестовых

заданий

по

монтажу оборудования и метрологии. Было создано три варианта заданий для

сдачи квалификационного экзамена на третий рабочий разряд по профессии

слесарь-ремонтник.

По

завершению

третьего

курса

теоретическая

часть

экзамена проходила в виде компьютерного тестирования с последующим

выведением оценки на экран монитора, что позволило более рационально

использовать

время

на

проведения

экзамена.

Студент,

получивший

11

положительную оценку в ходе компьютерного тестирования, получал допуск

на

прохождение

практического

этапа

экзамена.

Банк

тестов

постепенно

пополняется,

совершенствуется.

Но

было

бы

желательным,

чтобы

банк

пополнялся и за счет внешних источников. Так, например, в США учебные

заведения ежегодно выпускают сборники тестов. Желательно и в России

создать

общетехникумовский

банк

сертифицированных

контрольно-

измерительных материалов. Тем более гуманитарии, математики, физики,

преподаватели иностранных языков имеют возможности пользоваться уже

составленными тестами для определенных этапов контроля.

Конечно же, я не призываю к полному вытеснению из системы контроля

традиционных форм и методов. Тестирование не может заменить живой

беседы обучаемого с преподавателем. Поэтому тестирование должно разумно

сочетаться с традиционными методиками. Тестирование, как правило,

применяется как первый этап зачета или экзамена, по результатам которого

осуществляется допуск ко второму – практическому этапу, который включает

в себя решение задач, ролевых ситуаций и т.п., что позволяет проверить

умения студентов применять полученные знания на практике. Итоговая

оценка выводится по результатам двух этапов.

4. Заключение

Основными проблемами внедрения информационно-коммуникационных

технологий в преподавании дисциплин и модулей в СПО на сегодняшний

день состоит в следующем:

-во-первых, отсутствие достаточной материальной базы для работы;

-во-вторых,

недостаточная

компьютерная

грамотность

преподавателей

и

студентов;

- в-третьих, отсутствие электронных учебников по дисциплинам и модулям , а

иногда и просто отсутствие учебников;

-в-четвертых,

разобщенность

преподавателей

спецдисциплин,

отсутствие

обмена опытом;

-в-пятых, перегрузки на основной работе;

-в-шестых, отсутствие материального стимула.

Анализируя проблемы использования информационно-коммуникационных

технологий в образовании при движении России к информационному обществу,

следует,

в

первую

очередь,

отметить

процесс

внедрения

информационно-

12

коммуникационных технологий в систему образования, обеспечение учебных

учреждений,

школ,

ссузов

и

вузов

компьютерной

техникой,

развитие

телекоммуникаций, глобальных и локальных образовательных сетей.

Новым направлением повышения эффективности внедрения ИКТ является

интеграция

информационно-коммуникационных

технологий

и

технологий

обучения.

В

качестве

первых

и

необходимых

шагов,

способствующих

ускоренному

внедрению

этого

процесса

в

систему

образования,

можно

рекомендовать:

-

организацию

семинаров

и

учебных

курсов

для

администрации

и

сотрудников СПО по применению в обучении новых ИКТ;

- создание условий для стимулирования развития интернет-услуг, связанных с

применением новых ИКТ;

- разработку методологических и методических основ системного анализа и

информационных технологий в образовании, методов оценки обучения и

образования на их основе.

Библиографический список

1.Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные

технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.

2.Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в

дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном

образовании». – М.: МИА, 1999. – 14 с.

13



В раздел образования