Напоминание

Мастер производственного обучения – наставник молодежи.


Автор: Шпис Виктория Анатольевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "БРИТ"
Населённый пункт: г.Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Мастер производственного обучения – наставник молодежи.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Мастер производственного обучения – наставник молодежи.

Мастер производственного обучения – это основной учитель профессии,

организатор внеклассной воспитательной работы и жизнедеятельности ученического

коллектива закрепленной за ним учебной группы, наставник молодежи, юношей и

девушек, вступающих в рабочую жизнь.

Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы

слова "питать". Слова "воспитывать" и "вскармливать" не без основания сейчас нередко

рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как

человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность

за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово "учитель", видимо,

появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и

что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение

знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.

Профессия педагога не зря считается вечной, ибо он выполняет важнейшую

миссию передачи основных знаний и опыта, накопленного народом, нацией, этносом,

растущему человеку, молодежи.

Великий писатель Л.Н. Толстой считал: «Если учитель имеет только любовь к делу,

он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать,

он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни

к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он –

совершенный учитель».

Великий русский педагог К.Д. Ушинский придавал большое значение личности

педагога, утверждая, что «многое зависит от общего распорядка в заведении, но

главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего

лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу,

составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни

моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

Выбор профессии мастера, педагога, наставника предполагает наличие у человека,

прежде всего определенных нравственных качеств: любви к детям и бескорыстия:

творчества, терпения и самоотдачи, доброты. Без этого нет смысла даже «пробовать» себя

в роли педагога. Почему? Да потому, что можно научиться планировать урок и

внеклассную работу, овладеть различными формами и методами работы. Научиться

многому другому, но так и не стать педагогом, отдающим всего себя детям, их будущему.

По мнению В.Б. Успенского, А.П. Чернявской, мастерство (высший уровень

профессионализма) — комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень

профессиональной педагогической деятельности. Мастерство в такой творческой

деятельности глубоко индивидуально, но можно найти некоторые общие его компоненты.

Мастером нельзя стать без солидной базы знаний. В каких же областях? По этому

поводу четко высказался В.А. Сухомлинский: «Хороший учитель - это человек, хорошо

знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в

нее... Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в

знания человека. Чем глубже знания, чем шире кругозор, всесторонняя научная

образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и

воспитатель. Хороший учитель - это ... человек, знающий психологию и педагогику,

понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми

невозможно».

Компонентом педагогического мастерства является профессиональная

педагогическая техника, под которой понимается совокупность умений, навыков,

приемов, позволяющих управлять процессом воспитания. В понятие «педагогическая

техника» принято включать две группы компонентов.

Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим

поведением: владение своим организмом (мимика, пантомимика); управление эмоциями,

настроением; социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность,

воображение); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением

воздействовать на личность и коллектив и раскрывает технологическую сторону процесса

воспитания и обучения. Можно говорить о технике предъявления требований, технике

выполнения педагогического рисунка, технике проведения беседы и т.д. [9,c.13].

Уровень общего развития подростков, с каждым годом растет, это требует от мастера

производственного обучения гибкости, культуры поведения, знаний в области теории и

методики, умения работать с обучающимися.

Для успешного решения педагогических задач, которые стоят перед мастером

производственного обучения, ему непременно нужно быть еще мастером-профессионалом

в области педагогической деятельности. Это педагогическое мастерство характеризуется

следующим.

Мастер производственного обучения знает самые эффективные способы обучения

учащихся той профессии, которой владеет сам: он умеет воспитывать у учащихся любовь

и уважение к своей будущей профессии, умеет формулировать производственные задачи,

преодолевать трудности на пути к достижению цели, нести ответственность за результаты

деятельности.

В процессе обучения мастер особенно близко и в разных планах соприкасается с

учащимися: показывает трудовые приемы, контролирует их усилия, оценивает качество

продукции, поощряет воспитанников и т.д., поэтому его влияние на формирование

личности учащегося особенно велико.

Воздействие мастера на учащихся, по терминологии А.С. Макаренко, может быть,

как прямым (мастер - учащийся), так косвенным, параллельным (мастер - авторитетный

помощник - учащийся). Уметь скрывать свою активную роль и позицию, маскировать

прямое педагогическое воздействие, использовать все возможные каналы параллельного

действия – также один из признаков высокого педагогического мастерства. Умелый

мастер хорошо организует учебный процесс: применяет разнообразные методы обучения

в комплексе, сочетает коллективную, бригадную и индивидуальную работу обучающихся

на уроке, правильно распределяет обязанности между обучающимися, учитывает их

индивидуальные возможности и способности.

Успешная работа мастера во многом зависит от его профессиональных и

психолого-педагогических знаний, владения методикой обучения и воспитания,

способности к постоянному совершенствованию, его личностных качеств.

Процессы воспитания, образования имеют коллективный характер. Наиболее часто

применяемый метод их изучения – массовые опросы участников данных процессов,

проводимые по определенному плану. Эти опросы могут быть устными или

письменными. Широко используются также социометрические методы, сравнительные

исследования. Поскольку эти методы пришли в педагогику из социологии, их называют

социологическими.

Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического

явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.

Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование. Беседа — самостоятельный или

дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой

информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому

адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют

опросом "лицом к лицу", анкетирование — заочным опросом.

Математические и статистические методы в педагогике применяются для

обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для

установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они

помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают

основания для теоретических обобщений.

Для дальнейшего изучения обучающихся мастер должен проводить родительские

собрания, просить родителей в письменном виде или в ходе личных бесед сообщить

некоторые данные, которые могут быть ему полезны в работе. Желательно, чтобы

родители были откровенны с мастером. Это поможет ему с первых дней найти контакт с

ребятами. Мастер производственного обучения должен знать адрес, телефон, место

работы родителей, для того чтобы легко и быстро связаться с ними в случае

необходимости.

Только при активной помощи родителей можно успешно решить воспитательные

цели, стоящие перед техникумом. Поэтому для каждого мастера столь необходимы тесные

контакты с родителями.

За качество обучения и воспитания будущих молодых квалифицированных

рабочих, в первую очередь, ответственны преподаватели и мастера производственного

обучения.

Их основные обязанности следующие:

- вооружить учащихся прочными и глубокими знаниями, умениями и навыками; -

-проводить учебную работу на высоком идейном и научном уровне, обеспечивать

выполнение учебных планов и программ, вести учет успеваемости учащихся,

организовывать и контролировать их самостоятельную работу в техникуме и дома;

- осуществлять идейно-политическое воспитание учащихся во время занятий и во

внеурочное время;

- заниматься оборудованием рабочих мест в учебной мастерской, лаборатории и

т.д.;

- организовывать помощь общественным организациям учащихся;

- заботиться о здоровье, быте, физическом воспитании и отдыхе учащихся;

- отчитываться о результатах учебно-воспитательной работы.

Мастер производственного обучения – не только профессия, суть которой

передавать свои знания, умения и навыки, а высокая миссия становления личности,

утверждения человека в человеке.



В раздел образования