Напоминание

Групповая работа на уроках литературы


Автор: Альбаева Татьяна Михайловна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ СО
Населённый пункт: с. Перелюб Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Групповая работа на уроках литературы
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Групповая работа на уроках литературы

Альбаева Т.М.

преподаватель русского языка и литературы

ГАПОУ СО «Перелюбский аграрный техникум»

Традиционный урок не способствует формированию у обучающихся познавательной мотивации к изучению

предмета

«Литература»,

ограничивая

возможность

формирования

коммуникативных и социальных

компетенций. Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую форму работы, при

которой обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации,

самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом. Такой формой работы может выступать

групповая работа на уроке литературы.

Главным признаком групповой работы учащихся на уроке И.М. Чередов, И.Х. Лейматс считают следующее:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных задач;

-каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо д ифференцированное) и

выполняет его сообща, под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

-задание в группе выполняется таким способом, который позволяет

учитывать и оценивать

индивидуальный вклад каждого члена группы;

-состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью

для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы;

-величина групп различна. Она меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Как видим, для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между

обучающимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это

принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.

Изучение и анализ теоретического материала по данной проблеме позволили сложить систему по организации

групповой работы с обучающимися на уроках литературы. При комплектовании групп учитываются два

признака: уровень учебных возможностей учащихся и характер межличностных отношений. Думаю,

что целесообразней создавать группы с нечетным составом: самым оптимальной является группа из 5 человек.

Не всегда удается комплектовать группы с нечетным составом, т.к. учащиеся отсутствуют по разным причинам.

Состав групп постоянный. действия преподавателя сводятся к следующему: объяснение цели предстоящей

работы; раздача заданий для групп; контроль за ходом групповой работы; попеременное участие в работе

групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая обучающихся к

активному поиску;

после презентации выполненного задания и его оценки другими группами

объявление результатов работы, концентрация внимания на ошибках, допущенных обучающимися; оценка

работы обучающихся.

Групповая форма работы

учащихся на

уроке практикуется при проведении

анализа

поэтических

произведений, написании групповых сочинений, уроков-концертов, представлении исследовательских

работ, семинаров-практикумов, интегрированных уроков, уроков-зачетов и т.д.

Урок по теме «Философская лирика Ф.Тютчева».

Задания для групп:

1 группа: анализ стихотворения «Фонтан».

2группа: анализ стихотворения «Как океан объемлет шар земной...».

3группа: анализ стихотворения «Тени сизые смесились».

4 группа: анализ стихотворения «Проблеск».

5группа: анализ стихотворения: «Видение».

Задание: 1.

Найти

центральные

поэтические

образы.

Каково

состояние

лирического героя? Как

художественно оно передается?

2. Пронаблюдайте за использованием эпитетов. Какие закономерности вы обнаружили?

3. Каковы особенности языка, синтаксиса, ритма стихотворений?

В то время как одна группа учащихся делится с одноклассниками результатами своих исследований,

другие группы по оценочным листам оценивают работу товарищей, готовят вопросы. Выставление оценок,

комментирование.

Групповая работа способствует формированию умения слушать и слышать друг друга, выбирать лидера,

объективно и аргументировано оценивать ответы, как собственные, так и товарищей, высказывать и отстаивать

собственное мнение, сопоставлять и сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других, излагать свои

мысли как устно, так и письменно,Уровень познавательной мотивации обучающихся к изучению предмета

«Литература» увеличивается

Библиографический список

1..Абасов. Форма обучения — групповая. «Директор школы», стр. 62-66.

2. В.К.Дьяченко. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. Москва, Педагогика, 1985.

3. И.М.Чередов. Формы учебной работы в средней школе. Москва, Просвещение, 1988.



В раздел образования