Автор: Альбаева Татьяна Михайловна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ СО
Населённый пункт: с. Перелюб Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Групповая работа на уроках литературы
Раздел: среднее профессиональное
Групповая работа на уроках литературы
Альбаева Т.М.
преподаватель русского языка и литературы
ГАПОУ СО «Перелюбский аграрный техникум»
Традиционный урок не способствует формированию у обучающихся познавательной мотивации к изучению
предмета
«Литература»,
ограничивая
возможность
формирования
коммуникативных и социальных
компетенций. Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую форму работы, при
которой обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации,
самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом. Такой формой работы может выступать
групповая работа на уроке литературы.
Главным признаком групповой работы учащихся на уроке И.М. Чередов, И.Х. Лейматс считают следующее:
- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных задач;
-каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо д ифференцированное) и
выполняет его сообща, под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
-задание в группе выполняется таким способом, который позволяет
учитывать и оценивать
индивидуальный вклад каждого члена группы;
-состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью
для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы;
-величина групп различна. Она меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Как видим, для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между
обучающимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это
принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.
Изучение и анализ теоретического материала по данной проблеме позволили сложить систему по организации
групповой работы с обучающимися на уроках литературы. При комплектовании групп учитываются два
признака: уровень учебных возможностей учащихся и характер межличностных отношений. Думаю,
что целесообразней создавать группы с нечетным составом: самым оптимальной является группа из 5 человек.
Не всегда удается комплектовать группы с нечетным составом, т.к. учащиеся отсутствуют по разным причинам.
Состав групп постоянный. действия преподавателя сводятся к следующему: объяснение цели предстоящей
работы; раздача заданий для групп; контроль за ходом групповой работы; попеременное участие в работе
групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая обучающихся к
активному поиску;
после презентации выполненного задания и его оценки другими группами
объявление результатов работы, концентрация внимания на ошибках, допущенных обучающимися; оценка
работы обучающихся.
Групповая форма работы
учащихся на
уроке практикуется при проведении
анализа
поэтических
произведений, написании групповых сочинений, уроков-концертов, представлении исследовательских
работ, семинаров-практикумов, интегрированных уроков, уроков-зачетов и т.д.
Урок по теме «Философская лирика Ф.Тютчева».
Задания для групп:
1 группа: анализ стихотворения «Фонтан».
2группа: анализ стихотворения «Как океан объемлет шар земной...».
3группа: анализ стихотворения «Тени сизые смесились».
4 группа: анализ стихотворения «Проблеск».
5группа: анализ стихотворения: «Видение».
Задание: 1.
Найти
центральные
поэтические
образы.
Каково
состояние
лирического героя? Как
художественно оно передается?
2. Пронаблюдайте за использованием эпитетов. Какие закономерности вы обнаружили?
3. Каковы особенности языка, синтаксиса, ритма стихотворений?
В то время как одна группа учащихся делится с одноклассниками результатами своих исследований,
другие группы по оценочным листам оценивают работу товарищей, готовят вопросы. Выставление оценок,
комментирование.
Групповая работа способствует формированию умения слушать и слышать друг друга, выбирать лидера,
объективно и аргументировано оценивать ответы, как собственные, так и товарищей, высказывать и отстаивать
собственное мнение, сопоставлять и сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других, излагать свои
мысли как устно, так и письменно,Уровень познавательной мотивации обучающихся к изучению предмета
«Литература» увеличивается
Библиографический список
1..Абасов. Форма обучения — групповая. «Директор школы», стр. 62-66.
2. В.К.Дьяченко. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. Москва, Педагогика, 1985.
3. И.М.Чередов. Формы учебной работы в средней школе. Москва, Просвещение, 1988.