Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.


Авторы: Саламова Эльмира Умаровна, Садаева Диана Сайд-Хусейновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Чеченский государственный колледж"
Населённый пункт: Чеченская Республика г.Грозный
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Для того чтобы обучение и освоение знаний было эффективным и практичным необходимо

применять различные методы и формы. Каждому учителю конечно понятно, что это требование

времени. Одним из таких методов является информационно-коммуникационный (ИКТ). Каждый

учитель сейчас должен уметь пользоваться компьютером и сопутствующим оборудованием, так

как это помогает выполнить все задачи и достичь цели урока в полном объеме. Школа это

организация, которая в своем учебно-воспитательном процессе берет на себя ответственность за

воспитание грамотного, способного к конкуренции, высоконравственного, патриотично

настроенного члена общества. B связи с этим особое внимание уделяется индивидуальному

подходу при обучении, создаются условия для самостоятельного получения знаний, развитию

творческих способностей. ИКТ в этом контексте задач играет важную роль. Использование

информационных технологий на уроках позволяет сделать его современным, приблизить к

мировосприятию подростка. Для yчителя это весомая помощь в проверке знаний, экономии

времени, возможность эмоционально и эстетически подать материал, проявить творчество,

индивидуальность, избежать формального подхода к проведению урока. На уроках физики

использование ИКТ - необходимость. Хорошо известно, что курс физики включает в себя разделы,

изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умение анализировать,

сравнивать. Например в разделах ‘’Mолекулярная физика’’, ’’Электродинамика’’ необходимо

представлять себе молекулу, атом, электрон, в разделе ‘’Ядерная физика’’ – ядро, элементарные

частицы, в ’’Оптике’’ – электромагнитные колебания, луч света и его движение, а так же многое

другое. Учащимся бывает сложно это сделать. В таких случаях на помощь учителю приходит ИКТ.

Пpименение персонального компьютера и оборудования как средства обучения способствует

активизации учебного процесса, индивидуализации обучения, самоконтролю. Для учителя

использование ИКТ - это помощь в подготовке к yроку, в проведении внеклассных мероприятий.

Компьютер и принтер позволяют подготовить наглядность, опорный конспект, тесты для

самостоятельной работы, раздаточный материал. Компьютер и проектор дают возможность

разнообразить проведение опроса (фронтального и индивидуального), проводить тестовые

работы без печатного материала, подавать материал форме презентации, проводить

конференции, семинары в ученических коллективах. Занятия в компьютерном классе позволяют

заниматься исследовательской деятельностью, создавать проекты, как учителю, так и учащимся,

проводить индивидуальные тестирования. Используя ИКТ, учитель может быстро найти

необходимый материал (интернет), подготовить презентацию, подготовить звуковой материал,

создать таблицы, алгоритмы. Пpи проведении урока использовать различные иллюстрации, фото,

рисунки, слайды, а так же осуществлять текущий контроль знаний. Использование ИКТ во

внеурочной деятельности – это факультативы, спецкурсы, кружки, вечера, КВНы , круглые столы,

позволяет развивать интерес к предмету, показывает способности, склонности учащихся,

ориентирует их профессионально. Физика это экспериментальная наука, и демонстрационные

эксперименты, лабораторные работы, лабораторные практикумы занимают особое место в

учебном процессе. Разобраться в деталях, выявить закономерность происходящего явления это

цель эксперимента. Все это осуществляется на глазах обучающихся в компьютерной лаборатории.

С ее помощью можно следить за мгновенными изменениями температуры при нагревании и

охлаждении, давлении, параметрами постоянного и переменного токов, освещенностью,

интенсивности звука, магнитным полем. Нo выполнение компьютерных лабораторных работ

требует определенных навыков, характерных для реальных экспериментов – установка

параметров опыта, выбор начальных условий, последовательность выполнения работы и др.

Совмещая реальный и компьютерный эксперимент, учащиеся добиваются хороших результатов.

Bертуальный эксперимент еще долго будет играть вспомогательную роль – поддержки

дополнения живого опыта. Поэтому цели использования компьютерных демонстраций таковы: 1)

воссоздание классических опытoв, невоспроизводимых в школьных условиях;

2)мультипликационное отображение процессов микро, макро, мегомире, недоступных органам

восприятия человека; 3) воспроизведение процессов и событий в динамике; 4) целостная система

опытов; 5) вертуальная физическая лаборатория для ученических исследований. Kомпьютерный

эксперимент вводит в урок технологии активного развивающего обучения:1) метод проектов, 2)

элементы творческого мастерства, 3)фронтальные и групповые методы работы и др. Планировать

такую работу можно следующим образом: после выполнения реального эксперимента на уроке в

компьютерном классе вводят полученные результаты в компьютер и тот произведя расчеты,

выдает результаты на экран. Их можно распечатать и приложить для проверки учителю. Такой вид

работы дает ученику возможность быть не только наблюдателем, но и активным участником

эксперимента. Использование компьютерных лабораторных работ позволяет превращать их в

творческую лабораторию, что способствует принципам pазвивающего обучения. Физика это

предмет в изучении, которого значительное место занимает решение задач. Э.Ферми сказал:

’’Человек знает физику, если он умеет решать задачи’’. ИКТ в данном вопросе оказывает

неоценимое воздействие. ’’Физическая задача’’ определяется как ’’…учебная ситуация, требующая

от учащегося мыслительных и практических действий на основе законов и методов физики, и

направлена на овладение знаниями и развитие мышления.’’ Учителями – практиками выявлены

типичные трудности в решении школьниками физических задач: 1) незнание общей схемы

действий при решении ; 2) неyмение найти физическую суть явления; 3)неумение наглядно

представить физические величины и процессы задачной ситуации. В целом, что бы решить задачу,

учащемуся надо понимать физические законы и сущность описанных в ней физических явлений,

процессов, уметь привести данную задачу к типовому видy и дальше использовать общий для

этого вида задач алгоритм познавательных действий. Задачи обычно делятся на расчетные,

экспериментальные, графические. Компьютерная модель при этом выступает как способ

обобщения задачной ситуации. Oна отображает физический процесс, используемый прибор,

деятельность физической ситуации. Такая модель компьютерной программы обучает решению

физических



В раздел образования