Автор: Матюшев Александр Феликсович
Должность: Преподователь
Учебное заведение: ГПОУ "Сыктывкарский автомеханический техникум"
Населённый пункт: город Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Кроссворд как форма организации самостоятельной работы студенто
Раздел: среднее профессиональное
Пояснительная записка
Жизнь
постоянно
выдвигает
перед
педагогами
новые
требования.
На
современном этапе основная задача преподавателя - привлечь учащегося к активной и
самостоятельной деятельности. Речь идет об особой позиции педагога в системе
взаимодействия с учащимися. Ее сущность основывается в умении преподавателя
организовать и руководить учебным процессом, корректировать учебную деятельность
учащегося. Психологической основой влияния на учащихся во время таких уроков
является создание особой атмосферы их поддержки и развития, которая побуждает
учащихся к творческим рассуждениям, развивает в них интерес и инициативу,
стимулирует поиск наиболее рациональных решений различных задач. Именно поэтому
поиск новых форм и приемов профессионального обучения является сегодня не только
закономерным, но и необходимым условием повышения качества подготовки молодых
квалифицированных специалистов.
Мировой опыт свидетельствует, что одним из оптимальных путей в достижении
целей профессионального обучения, учащихся является использование дидактических
игр. Это такая универсальная форма организации обучения, при которой все
структурные
компоненты
в
учебно-воспитательном
и
учебно-производственном
процессе являются активными. Игровые формы обучения позволяют использовать все
уровни усвоения знаний: от творческой до творчески-поисковой деятельности. Лучшие
дидактические интеллектуальные игры составляются по принципу самообучения, то есть
так, что они сами непосредственно направляют учащихся на овладение знаниями и
умениями. Такое обучение включает одновременно два компонента: поиск необходимой
информации и принятие правильного решения. Такие игры демонстрируют учащимся
уровень их подготовленности, подсказывают пути самосовершенствования, вовлекают в
процесс познавательной активности, а самое главное – вызывают живой интерес к
изучаемому предмету.
Кроссворд
(англ.
Crossword
—
пересечение
слов)
—
«крестословица»,
«плетенки»,
«пирамиды»,
«дорожки»,
«магические
квадраты»;
головоломка,
представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по
заданным значениям. Это игра, состоящая в разгадывании слов по определениям. К
каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной
форме указывающее некое слово, являющееся ответом. Ответ вписывается в сетку
кроссворда и, благодаря пересечениям с другими словами, облегчает нахождение
ответов на другие определения. Основная функция этой игры - вспомнить знакомые, но
забытые термины, закрепить их в памяти, развить интеллект.
Введение
Решение кроссвордов многие называют «гимнастикой ума». Их некоторые
составители проявляют чудеса изобретательности и оригинальности. В книге рекордов
Гиннеса зарегистрирован кроссворд площадью 21 м2, а дополнен этот рекорд
кроссвордом длиной 30 м 82 см, в котором содержится 50 400 слов.
Кроссворд - способ поиска самостоятельного ответа на многие вопросы, это, в
некотором роде, познание мира через догадки. А еще – удовольствие! Если человек
справляется с кроссвордом, а чаще всего интуитивно или осознанно им выбирается тот,
что ему по силам, он получает такой же заряд оптимизма, который дарят не менее пяти
минут смеха.
О пользе кроссвордов для здоровья говорят много. Невероятную популярность
кроссворды обрели именно в динамичном 20-м веке - жизнь помчалась вскачь, нервы у
людей истончились, а чтобы они не порвались, требовалось простое и действенное
средство по нейтрализации стрессов. Этим средством и стал кроссворд. Разгадывание
кроссвордов благотворно влияет на организм - успокаивает, расслабляет, что побуждает
все органы работать в оптимальном режиме.
Решение кроссвордов тренирует память, расширяет кругозор, и даже
способствуют развитию сообразительности. Медики, в свою очередь, уже довольно
давно стали использовать эту головоломку как успокаивающее средство. Наилучшим
способом вовлечения в работу наибольшего количества клеток головного мозга и,
следовательно, обеспечения им полноценного сна является разгадывание кроссвордов
минут за тридцать до того, как отправиться спать. Научно доказано, что разгадывание
перед сном кроссвордов улучшает память!
Классификация кроссвордов по форме: кроссворд - прямоугольник, квадрат;
кроссворд-ромб; кроссворд-треугольник; круглый (циклический) кроссворд; сотовый
кроссворд; фигурный кроссворд; диагональный кроссворд и т.д.
по расположению: симметричные; асимметричными; с вольным расположением
слов и др.
по содержанию: тематические; юмористические; учебные; числовые.
по названию страны:
скандинавские; венгерские; английские; немецкие;
американские; итальянские.
Кроссворд по теме «Устройство автомобиля»
Все машины мира на 99% имеют одинаковую конструкцию и работают по одним и
тем же физическим законам. Автомобиль является единым и неделимым, почти живым
организмом. Только при полной работоспособности всех его составляющих автомобиль
может выполнять те функции, которые на него возложены.
Изучая предметы «Устройство автомобиля», «Техническое обслуживание и ремонт
автомобиля» студент овладевает различными смысловыми понятиями, терминами,
условными обозначениями, формулами, законами, определениями и т.д. Для более
быстрого и полного усвоения материала обучающимися необходимо что бы был усвоен
знаково-понятийный материал предмета. С этой точки зрения крайне важно не только
усвоение основных понятий материала, но и расширение объёма словесных символов в
языковых анналах обучаемых. В этом смысле кроссворды, чайнворды, головоломки могут
быть с успехом использованы при обучении с целью расширения кругозора учащихся,
установления логических связей между изучаемыми явлениями.
Достоинство данных дидактических средств заключается в том, что они вносят в
познавательный процесс игровой элемент, активизируют умственную деятельность,
стимулируют сознательный поиск в изучаемой области. С другой стороны, кроссворд
можно рассматривать как умственную гимнастику, тренировочное средство для развития
математического
мышления.
Кроссворд
содержит
игровую
(разгадывание
или
составление кроссворда) и учебную (овладение определёнными знаниями, умениями и
навыками) задачи. Вторая задача ставится перед студентом не явно, а через содержание
игры. Интеллектуальные игры вообще, а кроссворды в том числе, не только придают
особый, занимательно-мотивационный аспект процессу обучения, но и способствуют
развитию поисково-творческих способностей студентов, умения применять свои знания,
быстро ориентироваться в приобретённых сведениях. Они служат превосходным
тренингом
умственной
деятельности,
дают
отгадывающему
их
возможность
самовыражения, доставляя удовлетворение правильными ответами, сообщая тем самым
заряд душевной бодрости.
Кроссворд по теме
«Устройство автомобиля»
Кроссворд по теме «Охрана труда»
Вопросы - ответы
1.
Как называется вид санитарии и один из элементов трудовой системы, который
представляет собой комплекс мероприятий и мер, направленных на предотвращение
воздействия вредных производственных факторов?
Ответ: производственная
2.
Состояние защищенности работника от воздействия электротока, несущего
опасность.
Ответ: электробезопасность
3.
В рамках какого вида деятельности охрана труда сохраняет жизнь и здоровье
работников?
Ответ: трудовая
4.
Какой орган государственного управления ведет надзор и контроль за
соблюдением охраны труда при помощи федеральной инспекции?
Ответ: министерство
5.
Как называются заболевания, которые были спровоцированы условиями
профессиональной деятельности?
Ответ: профзаболевания
6.
Гарантии, оплата труда и компенсации за вредную работу гарантируются каким
Трудовым
Ответ: кодекс
7.
Помимо дисциплинарных взысканий и административной ответственности, за
нарушение требований охраны труда может последовать какая еще ответственность?
Ответ: уголовная
8.
Какая существует оценка условий труда согласно Трудовому кодексу, которая
выявляет вредные условия труда и реализовывает реабилитационные мероприятия?
Ответ: Специальная
9.
28 числа какого месяца отмечается Всемирный день охраны труда и вместе с тем,
день памяти рабочих, которые погибли на рабочем месте?
Ответ: апрель
10.
Добровольное общественное объединение, в котором люди связаны общими
производственными интересами для защиты прав работников на одном предприятии и в
стране, в целом?
Ответ: профсоюз
11.
Как называется одна из 5 групп мероприятий охраны труда, помимо правовой,
санитарно-гигиенической, социально-экономической, организационно-технической?
Ответ: профилактическая
12.
Какой осмотр должен быть произведен в рамках лечебно-профилактических
мероприятий по охране труда?
Ответ: медицинский
13.
Какая сущность охраны труда кроется в минимизации экономических потерь
общества при трудовых травмах?
Ответ: экономика
14. С какой техникой должен ознакомиться работник прежде чем приступать к работе?
Ответ: безопасность
15.
Какую травму может получить работник для душевного здоровья?
Ответ: стресс
2
13
8
9
12
15
14
5
4
3
6
1
10
7
11