Автор: Воробьева Любовь Георгиевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ ИО УКПТ
Населённый пункт: город Усть-Кут
Наименование материала: Эссе педагога
Тема: "Ценности современного образования"
Раздел: среднее профессиональное
Сочинение на тему: Ценности современного образования
Любое дело можно загубить,
Если делать его равнодушными руками.
(В. Овечкин)
Переход страны на рыночные условия хозяйствования и связанные с этим повышенные требования к
конкурентоспособности
экономики
предъявляет
новые,
более
высокие
требования
к
профессиональной
подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, которые должны уметь быстро приспосабливаться к
постоянно изменяющимся условиям труда, обладать высоким профессиональным мастерством. Практика в наши
дни
доказала
и
показала,
что
общество,
государство
постоянно
нуждаются
в
людях,
умеющих
логично,
убедительно,
аргументировано
излагать
свои
мысли,
отстаивать
свою
точку
зрения,
своё
видение
мира,
относящихся к слову как к поступку. Именно этому и должна научить современная школа своих воспитанников.
Школьная жизнь в разные времена обнаруживает разные грани. Был когда-то упор и на трудовое воспитание, и на
коллективизм, и на воспитание разносторонне развитой личности…А сегодняшняя школа вся в науке: инновации,
эксперименты, одарённые дети, исследования, олимпиады, информатизация. Иными словами можно сказать, что
современное образование претерпело модернизацию, то есть обновление. Но всякое ли обновление становится
улучшением? Да, нужны технически оснащённые кабинеты, но нужны и книги, которых школы лишены, нужны
интерактивные доски, но ещё больше нужны учителя, обладающие не бумажкой о «высшей квалификации», а
высокой духовной, нравственной, эстетической, педагогической культурой. В дискурсе модернизации образования
забыт учитель, престижность профессии пала. Выпускники пединститута в школы не идут. Из школы уходит
человек,
а
приходит
менеджер,
Интернет,
бумажный
отчёт.
Поэтому,
как
я
думаю,
стандарты
ни
второго
поколения, ни третьего ничего не изменят. Но не только в министерстве или иных системах управления дело.
К.Н.Батюшков около двухсот лет назад заметил: «Речь людей такова, какова их жизнь». Если слово «речь»
понимать расширительно.…
Самый острый на сегодняшний день дискуссионный вопрос - о ЕГЭ. Волны негодования захлёстывают всех, для
кого значима наша культура, наша страна, духовная составляющая нашей жизни. Говорят, что ЕГЭ - это способ
избавиться от субъективности в оценке компетентности учащихся. Но ещё в XVIII веке итальянский философ
Джамбаттиста Вико писал, что субъективность в гуманитарных познаниях неустранима. Формализация убивает
живую жизнь гуманитарных знаний. Учитель на устном экзамене по истории, литературе «смотрел», как в зеркало,
в ответы своих учеников и понимал, чему научил, кого воспитал, и делал выводы: и радостные, и горестные. В
сложившейся ситуации, вопрошая словами классика, «куда ж нам плыть?» И что будет с образованием? Остаётся
лишь надеется и ждать, обладая оптимизмом Чернышевского, чтобы написать: «Будущее светло и прекрасно»…А
вообще, я считаю, что одной из ценностей современного образования является создание на уроке счастливой
атмосферы радости - соединить изучение предмета с творчеством и любовью к труду и всему окружающему.
Но не стоит и забывать о том, что двигаясь вперёд, в ногу со временем, создавая новое, не разрушайте старого,
многократно себя оправдавшего.
В науке бывают такие же обманы, как и в вере, и начинаются они из того же самого- из желания оправдать свои
слабости, и поэтому научные обманы так же вредны, как и религиозные.
(Лев Толстой)