Автор: Ремнева Анна Геннадьевна
Должность: преподаватель немецкого языка
Учебное заведение: ГБПОУ Республики Мордовия "Саранский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: статья
Тема: "Урок иностранного языка в XXI веке"
Раздел: среднее профессиональное
Урок иностранного языка в XXI веке
А.Г. Ремнева
ГБПОУ Республики Мордовия «Саранский медицинский
колледж»
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых
информационных технологий в образовательных учреждениях. Это не только
новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания,
новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным
языкам
является
формирование
и
развитие
коммуникативной
культуры
личности, обучение практическому овладению иностранным языком.
Основными
характеристиками
применения
с о в р е м е н н ы х
информационных
технологий
являются
возможность
дифференциации
и
индивидуализации обучения, а также возможность развития познавательной
творческой активности учащихся.
Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения
задач учебной дисциплины «Иностранный язык» обусловлен потребностью
сформировать
у
студентов
комплекс
общекультурных
компетенций,
необходимых
для
осуществления
межличностного
взаимодействия
и
сотрудничества
в
условиях
межкультурной
коммуникации,
а
также
обеспечивать требуемое качество обучения на всех его этапах.
Формы и технологии, используемые для обучения иностранному языку,
реализуют компетентный и личностно - деятельный подходы, формирующие:
а)
поликультурную
языковую
личность,
способную
осуществлять
продуктивное
общение
с
носителями
других
культур;
б)
когнитивные
способности студентов, а также способности осуществлять различные виды
деятельности; в) их готовности к саморазвитию и самообразованию.
1
Специфика
дисциплины
«Иностранный
язык»
определя ет
необходимость
более
широко
использовать
новые
образовательные
технологии,
наряду
с
традиционными
методами,
направленными
на
формирование
базовых
навыков
практической
деятельности
с
использованием преимущественно фронтальных форм работы.
В настоящее время при обучении иностранному языку используются
следующие образовательные технологии:
-
Технология коммуникативного обучения – направлена на формирование
коммуникативной
компетентности
студентов,
которая
является
базовой,
необходимой
для
адаптации
к
современным
условиям
межкультурной
коммуникации.
-
Технология
разноуровневого
(дифференцированного)
обучения
–
предполагает
осуществление
познавательной
деятельности
студентов
с
учётом
их
индивидуальных
способностей,
возможностей
и
интересов,
поощряя их реализовывать свой творческий потенциал.
- Технология модульного обучения – предусматривает деление содержания
дисциплины
на
самостоятельные
разделы
(модули),
интегрированные
в
общий курс.
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - расширяют рамки
образовательного
процесса,
повышая
его
практическую
направленность,
способствуют
интенсификации
самостоятельной
работы
учащихся
и
повышению познавательной активности. В рамках ИКТ выделяются 2 вида
технологий:
- Технология использования компьютерных программ – позволяет эффективно
дополнить
процесс
обучения
языку
на
всех
уровнях.
Мультимедийные
программы
предназначены
как
для
аудиторной,
так
и
самостоятельной
работы студентов и направлены на развитие грамматических и лексических
навыков.
2
- Интернет - технологии – предоставляют широкие возможности для поиска
информации,
разработки
международных
научных
проектов,
ведения
научных исследований.
-
Технология тестирования – используется для контроля уровня усвоения
лексических, грамматических знаний в рамках модуля на определённом этапе
обучения.
Осуществление
контроля
с
использованием
технологии
тестирования соответствует требованиям всех международных экзаменов по
иностранному
языку.
Кроме
того,
данная
технология
позволяет
преподавателю
выявить
и
систематизировать
аспекты,
требующие
дополнительной проработки.
- Проектная технология – ориентирована на моделирование социального
взаимодействия учащихся с целью решения задачи, которая определяется в
рамках
профессиональной
подготовки
студентов,
выделяя
ту
или
иную
предметную
область.
Использование
проектной
технологии
способствует
реализации междисциплинарного характера компетенций, формирующихся в
процессе обучения немецкому языку.
-
Игровая
технология
–
позволяет
развивать
навыки
рассмотрения
ряда
возможных способов решения проблем, активизируя мышление студентов и
раскрывая личностный потенциал каждого учащегося. Ролевые игры часто
привлекают внимание учителя, т.к. они оживляют урок, повышают интерес
учащихся
к
изучаемому
предмету.
Хорошо
организованная
игра
создает
условия
для
реального
использования
языка
на
уроке.
Перед
учащимся
ставится проблема, решая которую, он прибегает к иностранному языку как
средству общения.
-
Технология
развития
критического
мышления
–
с по с об с т вуе т
формированию разносторонней личности, способной критически относиться
к информации, умению отбирать информацию для решения поставленной
задачи.
3
Многие приемы мышления, которыми мы привыкли пользоваться в
преподавании
иностранного
языка,
входят
в
систему теории
решения
изобретательских
задач
или
ТРИЗ.
Элементы
теории
решения
изобретательских
задач
широко
применяются
в
процессе
обучения
иностранному
языку
в
контексте
разработки
инновационной
системы
профессиональной
подготовки.
Происходит
обучение,
прежде
всего,
не
конкретным знаниям, а способам быстрого и эффективного усвоения знаний
(умению
учиться).
У
педагога,
использующего
даже
элементы
ТРИЗ,
студенты занимаются с увлечением, без перегрузок осваивают новые знания,
развивают речь и мышление, осваивают иностранный язык без зубрежки.
ТРИЗ
–
один
из
приемов
активизации
учебного
процесса,
развивающий
креативность студентов. ТРИЗ – это новое слово в проблемном обучении, так
как не просто ставит студентам проблемы, но дает конструктивные пути их
решения, помогая достижению успешности в решении проблем.
Реализация
компетентного
и
личностно-деятельного
подхода
с
использованием
перечисленных
технологий
предусматривает
активные
и
интерактивные формы обучения, такие как деловые и ролевые игры, разбор
конкретных ситуаций, коллективная мыслительная деятельность, дискуссии,
работа над проектами научно-исследовательского характера и т. д. При этом
занятия с использованием интерактивных форм составляют не менее 70%
всех аудиторных занятий.
Комплексное использование в учебном процессе всех вышеназванных
технологий
стимулируют
личностную,
интеллектуальную
активность,
развивают
познавательные
процессы,
способствуют
формированию
компетенций, которыми должен обладать будущий специалист.
4