Напоминание

"Урок иностранного языка в XXI веке"


Автор: Ремнева Анна Геннадьевна
Должность: преподаватель немецкого языка
Учебное заведение: ГБПОУ Республики Мордовия "Саранский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: статья
Тема: "Урок иностранного языка в XXI веке"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Урок иностранного языка в XXI веке

А.Г. Ремнева

ГБПОУ Республики Мордовия «Саранский медицинский

колледж»

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых

информационных технологий в образовательных учреждениях. Это не только

новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания,

новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным

языкам

является

формирование

и

развитие

коммуникативной

культуры

личности, обучение практическому овладению иностранным языком.

Основными

характеристиками

применения

с о в р е м е н н ы х

информационных

технологий

являются

возможность

дифференциации

и

индивидуализации обучения, а также возможность развития познавательной

творческой активности учащихся.

Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения

задач учебной дисциплины «Иностранный язык» обусловлен потребностью

сформировать

у

студентов

комплекс

общекультурных

компетенций,

необходимых

для

осуществления

межличностного

взаимодействия

и

сотрудничества

в

условиях

межкультурной

коммуникации,

а

также

обеспечивать требуемое качество обучения на всех его этапах.

Формы и технологии, используемые для обучения иностранному языку,

реализуют компетентный и личностно - деятельный подходы, формирующие:

а)

поликультурную

языковую

личность,

способную

осуществлять

продуктивное

общение

с

носителями

других

культур;

б)

когнитивные

способности студентов, а также способности осуществлять различные виды

деятельности; в) их готовности к саморазвитию и самообразованию.

1

Специфика

дисциплины

«Иностранный

язык»

определя ет

необходимость

более

широко

использовать

новые

образовательные

технологии,

наряду

с

традиционными

методами,

направленными

на

формирование

базовых

навыков

практической

деятельности

с

использованием преимущественно фронтальных форм работы.

В настоящее время при обучении иностранному языку используются

следующие образовательные технологии:

-

Технология коммуникативного обучения – направлена на формирование

коммуникативной

компетентности

студентов,

которая

является

базовой,

необходимой

для

адаптации

к

современным

условиям

межкультурной

коммуникации.

-

Технология

разноуровневого

(дифференцированного)

обучения

предполагает

осуществление

познавательной

деятельности

студентов

с

учётом

их

индивидуальных

способностей,

возможностей

и

интересов,

поощряя их реализовывать свой творческий потенциал.

- Технология модульного обучения – предусматривает деление содержания

дисциплины

на

самостоятельные

разделы

(модули),

интегрированные

в

общий курс.

- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - расширяют рамки

образовательного

процесса,

повышая

его

практическую

направленность,

способствуют

интенсификации

самостоятельной

работы

учащихся

и

повышению познавательной активности. В рамках ИКТ выделяются 2 вида

технологий:

- Технология использования компьютерных программ – позволяет эффективно

дополнить

процесс

обучения

языку

на

всех

уровнях.

Мультимедийные

программы

предназначены

как

для

аудиторной,

так

и

самостоятельной

работы студентов и направлены на развитие грамматических и лексических

навыков.

2

- Интернет - технологии – предоставляют широкие возможности для поиска

информации,

разработки

международных

научных

проектов,

ведения

научных исследований.

-

Технология тестирования – используется для контроля уровня усвоения

лексических, грамматических знаний в рамках модуля на определённом этапе

обучения.

Осуществление

контроля

с

использованием

технологии

тестирования соответствует требованиям всех международных экзаменов по

иностранному

языку.

Кроме

того,

данная

технология

позволяет

преподавателю

выявить

и

систематизировать

аспекты,

требующие

дополнительной проработки.

- Проектная технология – ориентирована на моделирование социального

взаимодействия учащихся с целью решения задачи, которая определяется в

рамках

профессиональной

подготовки

студентов,

выделяя

ту

или

иную

предметную

область.

Использование

проектной

технологии

способствует

реализации междисциплинарного характера компетенций, формирующихся в

процессе обучения немецкому языку.

-

Игровая

технология

позволяет

развивать

навыки

рассмотрения

ряда

возможных способов решения проблем, активизируя мышление студентов и

раскрывая личностный потенциал каждого учащегося. Ролевые игры часто

привлекают внимание учителя, т.к. они оживляют урок, повышают интерес

учащихся

к

изучаемому

предмету.

Хорошо

организованная

игра

создает

условия

для

реального

использования

языка

на

уроке.

Перед

учащимся

ставится проблема, решая которую, он прибегает к иностранному языку как

средству общения.

-

Технология

развития

критического

мышления

с по с об с т вуе т

формированию разносторонней личности, способной критически относиться

к информации, умению отбирать информацию для решения поставленной

задачи.

3

Многие приемы мышления, которыми мы привыкли пользоваться в

преподавании

иностранного

языка,

входят

в

систему теории

решения

изобретательских

задач

или

ТРИЗ.

Элементы

теории

решения

изобретательских

задач

широко

применяются

в

процессе

обучения

иностранному

языку

в

контексте

разработки

инновационной

системы

профессиональной

подготовки.

Происходит

обучение,

прежде

всего,

не

конкретным знаниям, а способам быстрого и эффективного усвоения знаний

(умению

учиться).

У

педагога,

использующего

даже

элементы

ТРИЗ,

студенты занимаются с увлечением, без перегрузок осваивают новые знания,

развивают речь и мышление, осваивают иностранный язык без зубрежки.

ТРИЗ

один

из

приемов

активизации

учебного

процесса,

развивающий

креативность студентов. ТРИЗ – это новое слово в проблемном обучении, так

как не просто ставит студентам проблемы, но дает конструктивные пути их

решения, помогая достижению успешности в решении проблем.

Реализация

компетентного

и

личностно-деятельного

подхода

с

использованием

перечисленных

технологий

предусматривает

активные

и

интерактивные формы обучения, такие как деловые и ролевые игры, разбор

конкретных ситуаций, коллективная мыслительная деятельность, дискуссии,

работа над проектами научно-исследовательского характера и т. д. При этом

занятия с использованием интерактивных форм составляют не менее 70%

всех аудиторных занятий.

Комплексное использование в учебном процессе всех вышеназванных

технологий

стимулируют

личностную,

интеллектуальную

активность,

развивают

познавательные

процессы,

способствуют

формированию

компетенций, которыми должен обладать будущий специалист.

4



В раздел образования