Автор: Шапаренко Валерий Михайлович
Должность: преподаватель ПЦК "Хоровое дирижирование"
Учебное заведение: ГБ ПОУ "Борисоглебское музыкальное училище"
Населённый пункт: Воронежская область, г. Борисоглебск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технические особенности постановки голоса.
Раздел: среднее профессиональное
Технические особенности постановки голоса.
Преподаватель ПЦК «Хоровое дирижирование»
ГБ ПОУ «Борисоглебское музыкальное училище»
Шапаренко В.М.
Природа человеческого голоса такова, что наиболее ценными, как в
тембральном, так и в эмоциональном воздействии на слушателя являются
верхние звуки диапазона голоса. Задача профессионального оперного певца
состоит в том, чтобы развить в голосе такой механизм звучания, который
позволил бы выявить всю красоту и свободу звучания верхних нот. Так как
во всех голосах верхний участок диапазона голоса и свободное владение им.
Фактически, если певец не владеет головным резонированием, не владеет
своим верхним участком голоса – это не певец. Вокальная педагогика
накопила большой опыт в освоении верхнего участка голоса, и в то же
время
трудности
на
этом
пути
часто
остаются
непреодолимым
препятствием. В развитии диапазона голоса никогда не надо спешить.
Задача состоит в том, чтобы на участке голоса до переходных нот выявить
все его возможности, изучить и улучшить тембр, объем голоса, его силу и
полезность. Если ученик умеет пользоваться грудным и головным
резонированием на участке голоса до переходных нот, то можно смело
расширять диапазон голоса.
Если ученик не ощущает яркий грудной резонанс и не ощущает
вибрационные ощущения характерные для верхних нот, то развить диапазон
нельзя. Задача педагога состоит в том, что бы уловить правильную
настройку голоса, тогда можно будет идти на верхние ноты. С самого
начала надо помнить, правильный верхний звук – это правильная
организация диапазона. То есть, если уже уметь, сознательно широко
открыв глотку и используя верхний резонатор петь в центре диапазона
голоса, то при переходе наверх главное ничего не менять. То есть, если уже
уметь, сознательно широко открыв глотку и используя верхний резонатор
петь в центре диапазона голоса, то при переходе наверх главное ничего не
менять. Не обходимо сохранить хорошо раскрытую глотку и плотное
смыкание связок и плавно подать дыхание и легко кончиком дыхания взять
верхний звук, сохранив при этом те же резонативные ощущения у передних
зубов, какие ощущаются на центре диапазона голоса. Естественно таким
советом можно пользоваться ученику, который уже хорошо ощущает
резонирование на среднем участке диапазона голоса и владеет ощущением
посыла дыхания, а так же может правильно открывать глотку и рот. Если
найден единый механизм голосообразования, то на переходных нотах, а
значит, высоких нотах и дает голосу полноту и красочность звучания на
всем диапазоне. Как только связки выходят на резонирующий звук сразу
облегчается работа дыхания и резонирование и любая фраза приобретает
ярко выраженную законченность фонетики и слов становится разборчивым,
независимо от того, на каком участке диапазона оно пропевается. Такой
механизм лучше вырабатывать на гласных «И» и «Е». Верхи никогда не
наносят
вреда
середине,
если
они
не
вытянуты
искусственно,
насильственно. Но формируемые верхи обязательно обеспечивают середину
и низы. Никогда нельзя открывать верхов. Звук после переходных нот надо
постепенно нагнетать, начиная с середины и поднимаясь к переходным
нотам и выше. Необходимо всегда помнить, что легко и правильно
поставить верхнюю ноту можно лишь при условии высокой позиции у
предыдущей ноты, но нажимать на нее нельзя, чем легче и свободнее она
будет, тем чище и крепче прозвучит верхняя нота. Высокие ноты требуют
широко раскрытого рта, но гортань при этом двигаться не должна. Никогда
её нельзя двигать! Может она сама поднимается на крайних верхних нотах,
но этот подъем должен быть минимальным. Всегда надо помнить, чем выше
звук, тем ниже опора и буква. Её нужно притянуть к зубам. Всегда на
упражнениях в среднем регистре надо удерживать вдох и пользоваться
резонаторами. В таком положении гортани крытым звуком нужно идти на
верхние ноты, которые якобы формируются сами по себе, без всякого
напряжения и тогда пение доставляет ученику
бездну удовольствия.
Итальянские педагоги говорят так: «Если голос хорошо звучит в головном
регистре, то будет звучать и центр, тот кто умеет пользоваться головным
регистром, поет всю жизнь». Переходные и высокие ноты должны браться
как бы продолжительном вдохе. Эта вдыхательная установка должна
сохраняться всегда. Единство механизма звучания обеспечивает легкость
достижения самых высоких нот диапазона голоса. При ходе наверх в
арпеджио и широких интервалах нижний звук должен быть подготовлен
заранее и взят в позиции высокого звучания. Тогда верхний звук берется без
осечки. Особенно надо уделять внимание крытому звучанию переходных
нот. Сохраняя выше перехода крытое звучание, ориентируясь на свои
внутренние
ощущения,
которые
очень
характерны
для
прикрытого
звучания, дальше, идя наверх, можно звук как бы открывать, то есть петь, не
притемняя тембра голоса, а петь как бы открыто светло. Верхние ноты надо
брать легче, не нажимом на дыхание, а несколько на себя, освобождаясь от
лишнего мышечного напряжения. Естественно это не сразу получится и
осознается, но как только ученик на мычании на хорошем опертом дыхании
осваивает новый механизм голосообразования, тогда многие эти указания
для него сразу становятся ощутимыми и осознанными это положение
вдоха, и натяжение голосовых связок, и взятие звука на себя , и легкость
звукообразования.
На занятиях не следует брать верхние тона отдельно от нижних. То
есть,
выравнивать верх по низам, а низ по верхам. Для закрепления
ощущений надо брать после прозвучавшего верхнего звука нижний, а после
нижнего верхний. Нужно следить за тем, что бы при фонации звуков он был
головным, но не сжатым, а собранным. Когда берешь и хочешь усилить
верхнюю ноту, то на ней следует ощутить продолжительный вдох,
удержанный, идущий словно в себя обратно звука, с большим зевком и
помнить при этом, что верхние ноты должны браться всегда свободно и
ненапряженно. Дл получения полноценных и звучных высоких нот, надо
сделать следующее: перед их взятием легким движением вперед выдвинуть
подложечную область, не связанно со вдохом, и на одно мгновение раньше
фонации высокого звука, в сочетании с этим толчком делаем едва заметный
полушаг вперед. Это освобождает тело от зажима и напряжения. Перед
пением в высокой тесситуре надо всегда ощущать активность мышц в
области подложечки. Звук мы должны брать на себя и тогда он льется
свободно и легко. При этом не забывать формировать звук так в высокой
позиции с ощущением купола и сохранить эластическую форму дыхания.
Звук при этом надо мягко опирать на грудь. Чем выше поднимается голос,
тем собраннее и острее его надо ощущать. Обладателем низкого голоса
следует активно использовать грудной резонатор, а обладателям высоких
голосов - головной. Но обязательно применение и того и другого. Умение
же правильно, сознательно менять соотношение того и другого (грудного
головного резонаторов) появляется после освоения и ощущения головного
резонирования звука.
Для выработки верхнего участка диапазона ученик должен уметь
прикрывать
переходные
ноты.
Мышечное
–
слуховое
ощущение,
способствующее прикрытию звука, сначала надо формировать на центре
диапазона, а затем уже переносить на переходные и более высокие ноты.
При первоначальной работе над прикрытием
звука может появиться
преувеличенное затемнение голоса. В таких случаях звук надо приближать,
направлять в твердое небо к передним зубам, добиваясь необходимого
тембра путем смешивания гласных звуков, при пении «И» надо думать об
«О», при пении на «О» надо думать про «А». Выравнивая переходные ноты
надо прежде всего, правильно организовать средние звуки. Все элементы
прикрытия должны ограниченно определены на предыдущих нотах и без
добавления мышечных усилий перенесены на верхний участок диапазона
голоса. Особенно важно следить за соблюдением свободы пения в момент
вдоха и в момент прикрытия переходных тонов.
Идя по гамме вверх, лучше оставлять силу голоса одинаковой (без
увеличения), но при этом никогда нельзя голос снимать с дыхания. Это
очень хороший метод борьбы с формировкой звука в верхнем регистре,
голос раскрепощается к выполнению более сложных творческих задач. При
ходе вверх для того что бы голос не уходил назад надо его опирать и
посылать вперед, иначе он начнет деградировать. При проведении вверх
скачков на октаву и прочее, стоит задача в гортани ничего не менять, не
двигать в горле. Надо хорошо открыть горло, как следует хорошо открыть
звук внизу, подготовить его и пустить дыхание наружу (бросить дыхание
наружу), тогда верхние ноты берутся свободно и не напряженно. Если
средние ноты правильно образованы, и гортань хорошо открыта, то верхние
ноты берутся легко и не напряженно. И при отсутствии малейшего
изменения в гортани. При ходе вверх меняется окраска голоса, и это
изменение должно происходить само по себе, ни в коем случае не изменяем
формы рта или положения положения гортани или установки глотки.
«Ничего не менять» именно это умение приобретается на мычании на
всем диапазоне, все должно быть как в железном горле. Это позволит
сохранить позицию ротоглоточного рупора и в основном хорошо открытую
глоточную полость и стабильным положением гортани, что в конечном
итоге позволяет соблюдать механику правильного голосообразования.
При выработке головного регистра полезно пользоваться гласным
«У». При фонации и ходе голоса вверх, рот должен быть хорошо открыт, а
главное, что бы ход наверх был естественно свободным, без отклонения
звука назад.
Конечно,
все
приведенные
рекомендации
трудно
освоить
начинающему певцу. Чтобы усвоить последовательность в развитии голоса ,
необходима неоценимая помощь педагога. Даже если певец в совершенстве
владеет голосом, он должен постоянно развивать подвижность голоса, сама
по себе она не приходит и легко теряется. Вырабатывая верхний участок
голоса, никогда нельзя открывать ноты, это губит голос. И только единый
механизм голосообразования дает единый тембр голоса, по всему диапазону
выявляя его лучшие качества. Еще надо сказать и о форме звучащего
голоса. Если певец не владеет своим голосом, то он не в состоянии сделать
филирвку звука и поет на форте, на всем диапазоне. И все же для успешного
освоения верхних нот необходимы звуки на «И» и «Е». Эти два звука
гарантируют полную концентрацию звуковой волны в должном резонаторе.
Звук высокий звучащий в высокой позиции сохраняет на всем
диапазоне действие голосовых резонаторов. Высокий по позиции звук
достигается
следующими
факторами:
глубоким
эластичным
не
перегруженным дыханием, хорошо открытой надставкой трубой – полостью
рта, гортани и глотки и хорошо поднятой небной занавеской. Звук должен
быть прикрытым и округленным на всем диапазоне голоса: атака должна
быть мягкой, решительной и активной. Гласные должны формироваться в
куполе высоко, близко и ярко. Но главное надо знать и учитывать меру
пения высоких нот, недопустимо перепевать, переусердствовать, это может
привести к утрате высоких нот и к утрате голоса.
Тонус диафрагмы влияет на формирование закрытых звуков, а не
степень открытия рта и глотки. По мере овладевания дыхательным
механизмом голос приобретает все лучшие качества, и в этом раскрывается
секрет высокохудожественного пения.
Список литературы
1. Адулов Н. А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса /Н.А.
Адулов. – Липецк: Ориус, 1996. – 376 с.
2. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 2007.
– 368 с.