Автор: Бледнова Анна Михайловна
Должность: преподаватель анатомии и физиологии человека
Учебное заведение: ФГБОУ ВО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЗ РФ КОЛЛЕДЖ
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: методическая разработка лекции
Тема: «Процессы выделения в организме. Мочевая система»
Раздел: среднее профессиональное
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОЛЛЕДЖ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для преподавателя
открытой лекции по теме
«Процессы выделения в организме. Мочевая система»
Учебная дисциплина: ОП.03.
«АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
Квалификация: фельдшер
Очная форма обучения
Ростов-на-Дону
2021
ОДОБРЕНО
Протокол заседания
Цикловой комиссии
общепрофессиональных дисциплин, профилактики и реабилитации
Протокол № 4
от 20.12.2017 г.
Председатель ЦК
И.В. Шапошникова
______________
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
О.Ю. Крутянская
«____» ______________ 20__ г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по НМР
Н.А. Артеменко
«____» _____________ 20___ г.
Методическая разработка открытой лекции для преподавателя на тему «Гуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности. Структура и функции эндокринной системы» по учебной дисциплине ОП.03. «Анатомия и
физиология человека» для специальности 31.02.01 Лечебное дело очная форма обучения.
Автор:
Бледнова А.М., преподаватель дисциплины ОП.03. «Анатомия и физиология человека» колледжа ФГБОУ ВО РостГМУ
Минздрава России
Рецензенты:
Ахмедханова А.А., к.м.н., преподаватель дисциплины ОП.03. «Анатомия и физиология человека» колледжа
ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России
Колесникова О.А., заместитель директора по практическому обучению колледжа ФГБОУ ВО РостГМУ
Минздрава России
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Учебные
ПК, актуализируемые при изучении темы
ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.
ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.
ПК 1.4. Проводить диагностику беременности.
ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.
ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.
ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.
ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.
ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.
ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента.
ПК 4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.
ПК 5.4. Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий и лиц из
группы социального риска.
ОК, актуализируемые при изучении темы
•
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый
интерес.
•
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
•
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения
возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
•
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
•
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья,
достижения жизненных и профессиональных целей.
студент должен
знать
• структуру мочевой системы;
•
расположение, строение и функции почек, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала;
•
механизмы образования первичной и вторичной мочи
•
состав и свойства мочи;
•
процесс выведения мочи;
•
рефлекторную и гуморальную регуляцию деятельности почек;
студент должен
уметь
•
использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза;
•
применять знания о строении и функциях органов мочевой системы при оказании медицинской помощи.
Развивающие:
•
способствовать развитию логического мышления;
•
развивать память;
•
развивать умение сравнивать, обобщать, ана¬лизировать;
•
развивать умение составлять план лечения и пользо¬ваться им;
•
развивать наблюдательность;
•
развивать внимание;
•
развивать умение делать выводы по результатам проделанной работы.
Воспитательные:
•
интерес к своей будущей профессии;
•
организованность;
•
адекватную самооценку;
•
ответственность за принятое в стандартной ситуации решение;
•
стремление к профессиональному саморазвитию;
•
стремление к личностному саморазвитию;
•
коммуникативную культуру.
ТИП ЗАНЯТИЯ
лекция
КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕКЦИИ
Тип – текущая.
Вид – информационная.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ
лекционная аудитория колледж РостГМУ.
ВРЕМЯ
90 мин.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ БАЗА ЗАНЯТИЯ
1. Методическая разработка лекции для преподавателя.
2. Мультимедийная презентация и видеоматералы
3. Проектор.
4. Персональный компьютер.
5. Перечень литературы, рекомендуемой для преподавателя.
6. Задания в тестовой форме для контроля усвоения теоретического материала (45 вариантаов по 5 заданий).
7. Глоссарий.
ХРОНОКАРТА ЛЕКЦИИ
ЭТАП ЛЕКЦИИ
1.
Организационный момент
2.
Мотивация темы и цели
3.
Контроль готовности к лекции (ответы на вопросы по
пройденному материалу)
4.
Изложение нового материала, в том числе
демонстрация мультимедийной презентации, включая 10
мин. перерыв
5.
Контроль усвоения лекционного материала: вопросы
в тестовой форме
(4 варианта по 5 вопросов)
6.
Задание на дом
7.
Заключительная часть
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
1 мин.
1 мин
2 мин
88 мин
5 мин
1 мин
1 мин
ЭТАПЫ ЛЕКЦИИ
1.Организационный момент: проверка присутствующих, сообщение темы лекции, порядка проведения лекции.
2.Мотивация темы и цели: актуальность темы и ее мотивация, изложение цели лекции.
3.Контроль готовности к лекции: ответы на вопросы по пройденному материалу
4. Изложение нового материала:
Процессы выделения. Мочевая система.
Функции почек.
Топография и макроскопическое строение почек.
Микроскопическое строение почек. Виды нефронов.
Особенности кровообращения в почке.
Мочеточник
Мочевой пузырь.
Мочеиспускательный канал.
Образование мочи.
Состав и свойства мочи
Мочеиспускание.
Регуляция деятельности почек.
5. Контроль усвоения лекционного материала:вопросы в тестовой форме (45 вариантаов по 5 вопросов)
6. Подведение итогов (обобщения и выводы).
7. Задание на дом: изучить представленный на лекции материал и использовать его при подготовке к практическому
занятию;подготовиться к следующей лекции по материалам учебников:
1.
Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учебник / И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И.
Гайворонский. – 10-е изд., стер. – М. : Академия, 2020. – с.285-310
2.
Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учебник / Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов. – 16-е изд.,
доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – с. 168-179
7. Заключительная часть
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ
ОП.1 Здоровый
человек и его
окружение
ОП.01 Основы латинского
языка с медицинской
терминологией
ОП.04 Фармакология
ОП.05 Генетика человека
с основами медицинской
генетики
ОП.03 Анатомия и физиология человека
Тема:
«Процессы выделения в организме. Мочевая система»
ПМ.01
Диагностическая
деятельность
ПМ.02 Лечебная деятельность
ПМ.03 Неотложная
медицинская помощь
на догоспитальном этапе
ПМ.04 Профилактическая
деятельность
ВНУТРИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ
Обмен веществ и энергии в организме человека
Терморегуляция
Регуляторы обмена веществ и энергии. Гормоны
Водно-электролитный баланс в организме
Синтез белков, жиров, углеводов
Витамины
ХОД ЛЕКЦИИ
ДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ
ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ
ПРИЕМОВ
1. Организационный момент:
-
приветствует студентов;
-
обращает внимание на внешний вид
студентов и порядок в аудитории;
-
проверяет готовность студентов к занятию;
-
сообщает тему, план, цели занятия,
предлагает записать: тему, план, цели;
-
отмечает значение (роль) данного занятия
при изучении темы в будущей
практической деятельности фельдшеров.
-
приветствуют
преподавателя;
-
занимают рабочие места;
-
слушают преподавателя;
-
записывают в дневник
(практические тетради)
дату, тему, план, цели
занятия;
-
осмысливают план
занятия;
-
ставят перед собой цели.
-
организовать и
дисциплинировать студентов
-
воспитывать аккуратность,
ответственность,
требовательность к себе,
товарищам, самоконтроль;
-
создать рабочую обстановку:
настроить на
целенаправленную
деятельность, активизировать
внимание, побудить к
самостоятельной учебной
деятельности
-
формировать познавательный
интерес к учебной
деятельности, к занятию, к
данной дисциплине.
2. Мотивация темы и цели:
-
сообщает план практической работы, цели и
задачи ее;
-
дает
рекомендации
по
оформлению
результатов работы,
-
отвечает на вопросы студентов.
-
внимательно слушают;
-
осмысливают сказанное;
-
задают вопросы;
-
планируют
предстоящую работу.
-
вызвать познавательный интерес;
-
побудить стремление к
самостоятельной деятельности;
-
помочь осмыслить ход
предстоящей работы,
-
настроить на выполнение
самостоятельной работы;
-
воспитать ответственное
отношение к работе.
3.
Контроль готовности к лекции:
- предлагает студентам ответить на вопросы по
пройденному материалу;
- контролирует правильность ответов.
- обдумывают вопросы;
- отвечают на вопросы;
- при необходимости исправляют
и дополняют ответы товарищей.
-
определение уровня освоения
учебного материала;
-
выявление слабых мест в изучении
темы,
-
выявление готовности студентов к
работе.
4. Изложение нового материала:
-
излагает новый материал в логической
последовательности;
-
демонстрирует
мультимедийную
презентацию;
-
контролирует дисциплину;
-
по
ходу
лекции
делает
10-минутный
перерыв.
-
внимательно слушают;
-
осмысливают сказанное;
-
записывают конспект лекции
в тетрадях;
-
отдыхают
в
течение
10-
минутного перерыва.
-
повышение уровня
информированности студентов по
данной теме;
-
развитие навыков
наблюдательности, внимания;
-
развитие письменной речи;
-
развитие аналитического
мышления.
5. Подведение итогов занятия (обобщения и выводы):
-
делает обобщения и выводы по теме и
целям занятия;
-
определяет степень достижения целей и
задач занятия.
-
внимательно слушают;
-
помогают
преподавателю
делать выводы;
-
осмысливают замечания.
-
развитие аналитического
мышления;
-
создание благоприятного фона для
совместной работы.
6. Задание на дом:
-
задает
домашнее
задание:
общее
и
индивидуальные;
-
отвечает на вопросы.
-
записывают домашнее
задание;
-
задают вопросы.
-
помочь лучшей подготовке
домашнего задания;
-
активизировать самоподготовку;
-
способствовать выработке умения
осознанного усвоения материала.
7. Заключительная часть:
-
объявляет, что занятие заканчивается;
-
напоминает дежурным убрать кабинет.
-
убирают кабинет.
-
развитие чувства ответственности
за порученное дело;
-
развитие стремления к чистоте и
порядку.
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Глоссарий по анатомо-клинической терминологии
2. Список литературы для студентов
3. Вопросы для самоподготовки
4. Терминологический диктант
5. Задания в тестовой форме для контроля знаний
6. Конспект лекции
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Глоссарий по анатомо-клинической терминологии
Выделение – часть обмена веществ, осуществляемая путем выведения из
организма конечных и промежуточных продуктов метаболизма, чужеродных
и излишних веществ, для обеспечения оптимального состава внутренней
среды и нормальной жизнедеятельности.
Выделительные органы: почки, потовые железы, легкие, кишечник,
которые выводят из организма продукты диссимиляции.
Диурез – процесс мочеобразования.
Диурез разведения – усиление мочеобразования, приводящий к возрастанию
выведения из организма избытка воды и солей.
Клиренс (коэффициент очищения) – объем плазмы (в мл), которая
полностью очищается от какого-либо вещества в течение минуты.
Мальпигиев клубочек – кровеносный капилляр, образующий в капсуле
нефрона 50 капиллярных петель.
Нефрон – структурная и функциональная единица почки.
Реабсорбционная фаза мочеобразования – процесс обратного всасывания.
Фильтрационная фаза мочеобразования – процесс образования первичной
мочи путем фильтрации плазмы из капилляров в капсулу Шумлянского-
Боумена.
Экскреты – разнообразные химические вещества газообразного характера в
растворах или плотном виде, продукты обмена, соединяющиеся при
отмирании клеток, случайные или постоянные примеси к пище, не имеющие
физиологического значения.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Список литературы для студентов
Основная:
1. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учебник / И. В.
Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский. – 10-е изд., стер. – М. :
Академия, 2020. – сС. 249467–-266477
2. Сапин М.Р. Анатомия человека: учебник для мед. училищ и колледжей /
М.Р. Сапин, З.Г. Брыскина, С.В. Чава. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. – сС.
222277–-236293
3. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учебник / Н.И.
Федюкович, И.К. Гайнутдинов. – 16-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д:
Феникс, 2020. – сС. 16090–-16208
Перечень литературы, рекомендуемой для преподавателя
Основная:
1. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учебник / И. В.
Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский. – 10-е изд., стер. – М. :
Академия, 2020. – сС. 249467–-266477
2. Сапин М.Р. Анатомия человека: учебник для мед. училищ и колледжей /
М.Р. Сапин, З.Г. Брыскина, С.В. Чава. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. – сС.
222277–-236293
3. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учебник / Н.И.
Федюкович, И.К. Гайнутдинов. – 16-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д:
Феникс, 2020. – сС. 16090–-16208
Дополнительная :
1. Егоров И.В. Е 30 Клиническая анатомия человека: Учебное пособие. − М.:
ПЕРСЭ; Логос, 2003. − С. 490-536
23. Фрэнсис Г. Путешествие хирурга по телу человека: М.:Эксмо,2018. – С.
158
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Вопросы для самоподготовки
1.
Почки: проекция на позвоночник, отношение к брюшине, поверхности,
края, ворота, синус, оболочки.
2.
Фиксирующий аппарат, корковое и мозговое вещество, структурно-
функциональная единица почки - нефрон.
3.
Кровоснабжение почки: «чудесная» капиллярная сеть почки.
4.
Механизмы образования мочи: фильтрация, реабсорбция, секреция и
синтез.
5.
Регуляция мочеобразования
6.
Количество, состав и физико-химические свойства первичной и
вторичной мочи.
7.
Мочеточники – расположение, строение стенки, кровоснабжение,
иннервация, отношение к брюшине.
8.
Мочевой пузырь – расположение, строение, функции. Строение стенки.
Мочепузырный треугольник.
9.
Расположение, строение и функции мужского и женского
мочеиспускательного канала; изгибы, сужения и расширения, учитываемые
при катетеризации.
10.
Акт мочеиспускания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Терминологический диктант
Заполните пробелы в каждом предложении, вписав недостающее
определение или термин. Каждому пробелу соответствует одно определение
или один термин
1. Почки расположены в ____________области.
2. Средняя масса почки ___г, длина ____ см, ширина ____ см, толщина___
см.
3.На медиальном крае почки расположены_______ .
4.Фиксирующий аппарат почки
составляют:________________________________________________________
____
5. Структурно-функциональной единицей почки является_________, общее
количество которых составляет более __млн.
6. Основная функция мочеточника - _______________мочи из почечной
лоханки в мочевой пузырь
7. Топографически в мочеточнике различают три части: брюшную, тазовую
и_____________.
8. Емкость мочевого пузыря - _______мл.
9. В месте прохождения мочеиспускательного канала через мочеполовую
диафрагму имеется наружный ______________мочеиспускательного канала.
10. Образование вторичной мочи является результатом
_____________________ воды и солей в канальцах.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Задания в тестовой форме по теме:
«Процессы выделения в организме. Мочевая система»
Вариант 1
Выберите один правильный ответ.
1. Почечная лоханка образована слиянием
1. малых чашек
2. больших чашек
3. пирамид
4. почечных сосочков
2. Количество нефронов в одной почке
1. 500 - 700
2. 10 - 20 тысяч
3. около тысячи
4. около миллиона
3. Функции нефрона регулируют гормоны
1. вазопрессин
2. прогестерон
3. альдостерон
4. тестостерон
4. Корковое вещество почки состоит из
1. почечных телец
2. прямых нисходящих и восходящих частей петель нефрона
3. проксимальных и дистальных извитых канальцев
4. собирательных трубочек
.
5. Структуры выделительной системы в порядке выделения мочи
1. мочеточник
2. мочеиспускательный канал
3. почечная лоханка
4. мочевой пузырь
Задания в тестовой форме по теме:
«Процессы выделения в организме. Мочевая система»
Вариант 2
Выберите один правильный ответ
1. Почечное тельце состоит из
1. сосудистого клубочка и извитых канальцев
2. капсулы, сосудистого клубочка и полости капсулы
3. проксимального и дистального канальца
4. первичной и вторичной капиллярной сети
2. Стенка мочеточника состоит из
1. адвентиции, мышечной и слизистой оболочки
2. железистой и гладкомышечной оболочки
3. серозной, мышечной, слизистой оболочки
4. серозной и слизистой оболочки
3. Основная причина продвижения мочи по мочеточнику
1. сокращение стенок лоханки
2. сила тяжести
3. сокращение мышц мочеточника
4. давление брюшного пресса
4. Расположение мочевого пузыря
1. в брюшной полости
2. в полости малого таза позади лонного сращения
3. позади прямой кишки
4. в надпупочной области
.
5. Естественным раздражителем мочеиспускательного рефлекса
является
1. растяжение стенок пузыря
2. повышение концентрации мочевины
3. действие мочевины на центры спинного мозга
4. произвольное желание
Задания в тестовой форме по теме:
«Процессы выделения в организме. Мочевая система»
Вариант 3
Выберите один правильный ответ
1. Образование первичной мочи осуществляется путем
1. фильтрации
2. реабсобции
3. секреции
4. синтеза
2. Произвольный центр регуляции мочеиспускания расположен в
1. мозжечке
2. продолговатом мозге
3. спинном мозге
4. коре больших полушарии
3. Мозговое вещество почки состоит из
1. почечных телец
2. прямых нисходящих и восходящих частей петель нефрона
3. проксимальных и дистальных извитых канальцев
4. пирамид.
4. Почечное тельце состоит из
1. сосудистого клубочка и извитых канальцев
2. капсулы, сосудистого клубочка и полости капсулы
3. проксимального и дистального канальца
4. первичной и вторичной капиллярной сети
5. Обратному всасыванию подвергается
1. глюкоза
2. витамины
3.мочевина
4. аминокислоты
Задания в тестовой форме по теме:
«Процессы выделения в организме. Мочевая система»
Вариант 4
Выберите один правильный ответ
1. Вторичная моча в норме не содержит
1. мочевину
2. белки
3. соли
4. мочевую кислоту
2. Непроизвольный центр регуляции мочеиспускания расположен в
1. мозжечке
2. продолговатом мозге
3. крестцовом отделе спинного мозга
4. коре больших полушарии
3. Гормон, образующийся в почках:
1.ренин;
2.мелатонин;
3.альдостерон;
4.инсулин
4. Образование первичной мочи осуществляется путем
1. фильтрации
2. реабсобции
3. секреции
4. синтеза
5. Почечное тельце состоит из
1. сосудистого клубочка и извитых канальцев
2. капсулы, сосудистого клубочка и полости капсулы
3. проксимального и дистального канальца
4. первичной и вторичной капиллярной сети
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Конспект лекции
«Процессы выделения в организме. Мочевая система»
План лекции
1. Введение: выделение и мочевая система
2. Функции почек
3. Топография и макроскопическое строение почек
4. Микроскопическое строение почек. Виды нефронов.
5. Особенности кровообращения в почке
6. Мочеточник
7. Мочевой пузырь
8. Мочеиспускательный канал
9. Образование мочи
10. Состав и свойства мочи
11. Мочеиспускание
12. Регуляция деятельности почек
ВВЕДЕНИЕ
В процессе жизнедеятельности организма, в ходе обмена веществ образуются
конечные продукты распада, которые не могут быть использованы
организмом, являются для него ядовитыми и должны быть выделены.
Конечные продукты обмена веществ, выделяемые организмом, называются
экскретами, а органы, выполняющие выделительные функции,
экскреторными или выделительными. К выделительным органам
относят легкие, желудочно-кишечный тракт, кожу, почки.
Легкие способствуют выделению в окружающую среду углекислого газа и
воды в виде паров (около 400 мл в сутки).
Желудочно-кишечный тракт выделяет незначительное количество воды,
желчных кислот, пигментов, холестерина, некоторые лекарственные
вещества (при поступлении их в организм), соли тяжелых металлов (железо,
кадмий, марганец) и непереваренные остатки пищи в виде каловых масс.
Кожа выполняет экскреторную функцию за счет наличия потовых и сальных
желез. Потовые железы выделяют пот, в состав которого входят вода, соли,
мочевина, мочевая кислота, креатинин и некоторые другие соединения.
Основным же органом выделения являются почки, которые выводят с мочой
большую часть конечных продуктов обмена
Органы мочевой системы играют исключительно важную роль в
организме. Они влияют на все виды обмена веществ, участвуют в регуляции
функций нервной, сердечно - сосудистой, пищеварительной и других систем.
1.Мочевая система − это система органов выделения конечных продуктов
обмена и выведения их из организма наружу. Мочевые и половые органы
тесно связаны друг с другом по развитию и местоположению, поэтомy их
объединяют в мочеполовую систему.
Раздел медицины, изучающий строение, функции и заболевания почек,
называется нефрологией, болезни мочевой (а у мужчин мочеполовой)
системы -урологией.
Большая часть продуктов распада (до 75%) выводится в составе мочи
мочевыми органами (главными органами выделения).
В мочевую систему входят:
почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.
В почках происходит образование мочи, мочеточники служат для выведения
мочи из почек в мочевой пузырь, который служит резервуаром для ее
накопления.
По мочеиспускательному каналу моча периодически выводится из мочевого
пузыря наружу.
2. Функции почек
Путем образования мочи почки:
1) удаляют из плазмы конечные (или побочные) продукты обмена:
мочевину, мочевую кислоту, креатинин и др.;
2) контролируют во всем организме и плазме уровни различных
электролитов: натрия, калия, хлора, кальция, магния;
3) выводят чужеродные вещества, попавшие в кровь: пенициллин,
сульфаниламиды, йодиды, краски и т.д.;
4) способствуют регуляции кислотно-щелочного состояния (рН) организма,
устанавливая уровень бикарбонатов в плазме и выводя кислую мочу;
5) контролируют количество воды, осмотическое давление в плазме и других
областях тела и этим поддерживают гомеостаз (греч. homoios -подобный;
stasis - неподвижность, состояние), т.е. относительное динамическое
постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных
физиологических функций организма;
6) участвуют в обмене белков, жиров и углеводов: в них происходит
расщепление измененных белков, пептидных гормонов, гликонеогенез и т.д.;
7) продуцируют биологически активные вещества: ренин, участвующий в
поддержании АД и объема циркулирующей крови, и эритропоэтин,
стимулирующий косвенно образование эритроцитов.
Кроме мочевых органов, выделительными и регуляторными функциями
обладают кожа, легкие и пищеварительная система. Легкие удаляют из
организма углекислоту и отчасти воду, печень выделяет в кишечный тракт
желчные пигменты; через пищеварительный канал выводятся также
некоторые соли (ионы железа, кальция и др.). Потовые железы кожи служат
прежде всего для регуляции температуры тела путем испарения воды с
поверхности кожи, но при этом попутно выделяют также около 5-10% таких
продуктов обмена, как мочевина, мочевая кислота, креатинин. Пот и моча
качественно сходны по своему составу, но в поте соответствующие
компоненты содержатся в гораздо более низкой концентрации (в 8 раз).
3. Топография и макроскопическое строение почек
Почка (лат. ren; греч. nephros) − парный орган, расположенный в поясничной
области на задней стенке брюшной полости позади брюшины щ уровне XI-
XII грудных и I-III поясничных позвонков. Правая почка лежит ниже левой.
По форме каждая почка напоминает боб, размером 11х5 см, массой 150 г (от
120 до 200 г). Различают переднюю и заднюю поверхности, верхний и
нижний полюсы, медиальный и латеральный края.На медиальном крае
находятся почечные ворота, через которые проходят почечные артерия, вена,
нервы, лимфатические сосуды и мочеточник. Ворота почки продолжаются в
углубление, окруженное веществом почки, − почечную пазуху.
Почка покрыта тремя оболочками. Наружной оболочкой является почечная
фасция, состоящая из двух листков: предпочечного и позадипочечного,
Впереди от предпочечного листка находится париетальная (пристеночная)
брюшина. Под почечной фасцией лежит жировая оболочка (капсула) и еще
глубже располагается собственная оболочка почки - фиброзная капсула. От
последней внутрь почки отходят выросты - перегородки, которые делят
вещество почки на сегменты, доли и дольки. В перегородках проходят
сосуды и нервы. Оболочки почки вместе с почечными сосудами являются ее
фиксирующим аппаратом, поэтому при ослаблении его почка может
смещаться даже в малый таз (блуждающая почка).
Почка состоит из двух частей: почечной пазухи (полости) и почечного
вещества.
Почечная пазуха занята малыми и большими почечными чашками, почечной
лоханкой, нервами и сосудами, окруженными клетчаткой. Малых чашек 8-12,
они имеют форму бокалов, охватывающих выступы почечного вещества -
почечные сосочки. Несколько малых почечных чашек, сливаясь вместе,
образуют большие почечные чашки, которых в каждой почке по 2-3.
Большие почечные чашки, соединяясь, образуют воронкообразную по форме
почечную лоханку, которая, суживаясь, переходит в мочеточник. Стенка
почечных чашек и почечной лоханки состоит из слзистой оболочки,
покрытой переходным эпителием, гладкомышечного и
соединительнотканного слоев.
Почечное вещество состоит из соединительнотканной основы (стромы),
представленной ретикулярной тканью, паренхимы, сосудов и
нервов.Вещество паренхимы имеет 2 слоя: наружный - корковое вещество,
внутренний − мозговое.
Корковое вещество почки формирует не только ее поверхностный слой, но и
проникает между участками мозгового вещества, образуя так называемые
почечные столбы. В корковом веществе расположена основная часть (4/5),
т.е. 80% структурно-функциональных единиц почек − нефронов. Количество
их в одной почке около 1 млн., но одновременно функционирует только 1/3
нефронов.
В мозговом веществе находится 10-15 конусообразных пирамид, состоящих
из прямых канальцев, образующих петлю нефрона, и собирательных трубок,
открывающихся отверстиями в полость малых почечных чашек.
4. Микроскопическое строение почек. Виды нефронов.
В нефронах происходит образование мочи. В каждом нефроне различают
следующие отделы:
1) почечное (мальпигиево) тельце, состоящее из сосудистого клубочна и
окружающей его двустенной капсулы А.М.Щумлянского- В.Боумена;
2) извитой каналец I порядка − проксимальный, переходящий в нисходящий
отдел петли Ф.Генле;
3) тонкий изгиб петли Ф.Генле;
4) извитой каналец II порядка − дистальный. Он впадает в собирательные
трубки - прямые канальцы, открывающиеся на сосочках пирамид в малые
почечные чашки. Длина канальцев одного нефрона колеблется от 20 до 50
мм, а общая длина всех канальцев в двух почках составляет около 100 км.
Почечные тельца, проксимальные и дистальные извитые канальцы находятся
в корковом слое почек, петля Ф.Генле и собирательные трубки - в мозговом.
Около 20% (одна пятая часть) нефронов, называемых юкстамедуллярными
(околомозговыми), находятся на границе коркового и мозгового вещества. В
их составе имеются клетки, секретирующие ренин и эритропоэтин,
поступающие в кровь (эндокринная функция почек), поэтому их роль в
мочеобразовании незначительна.
5. Особенности кровообращения в почке:
1) кровь проходит через двойную капиллярную сеть: первый раз в капсуле
почечного тельца (сосудистый клубочек соединяет две артериолы:
приносящую и выносящую, образуя чудесную сеть), второй раз г на извитых
канальцах I и II порядка (типичная сеть) между артериолами и венулами;
кроме того, кровоснабжение канальцев осуществляется капиллярами,
отходящими от небольшого числа артериол, которые не участвуют в
образовании сосудистого клубочка капсулы;
2) просвет выносящего сосуда в 2 раза уже просвета приносящего сосуда;
следовательно, из капсулы оттекает крови меньше, чем поступает;
3) давление в капиллярах сосудистого клубочка выше, чем во всех других
капиллярах тела. (оно равно 70-90 мм рт.ст., в капиллярах других тканей, в
том числе и оплетающих канальцы почки, оно составляет только 25-30 мм
рт.ст.).
Эндотелий капилляров клубочка, плоские эпителиальные клетки (подоциты)
внутреннего листка капсулы и общая для них трехслойная базальная
мембрана составляют фильтрационный барьер, через который в полость
капсулы из крови фильтруются составные части плазмы, образующие
первичную мочу.
6. Мочеточник
Мочеточник (ureter) - парный орган, представляет собой трубку длиной
около 30 см, диаметром от 3 до 9 мм. Основная функция мочеточника -
выведение мочи из почечной лоханки в мочевой пузырь. Моча передвигается
по мочеточникам благодаря ритмическим перистальтическим сокращениям
его толстой мышечной оболочки. От почечной лоханки мочеточник идет
вниз по задней брюшной стенке, подходит под острым углом ко дну
мочевого пузыря, косо прободает его заднюю стенку и открывается в его
полость.
Топографически в мочеточнике различают три части: брюшную, тазовую
и внутристеночную (участок длиной 1,5-2 см внутри стенки мочевого
пузыря).
Кроме того, в мочеточнике выделяют три изгиба: в поясничной, тазовой
областях и перед впадением в мочевой пузырь, а также три сужения: в месте
перехода лоханки в мочеточник, при переходе брюшной части в тазовую и
перед впадением в мочевой пузырь.Стенка мочеточника состоит из трех
оболочек: внутренней – слизистой (переходный эпителий), средней -
гладкомышечной ( в верхней части состоит из двух слоев, в нижней части -
из трех) и наружной – адвентициальной (рыхлая волокнистая соединительная
ткань). Брюшина покрывает мочеточники, как и почки, только спереди,т.е.
эти органы лежат забрюшинно (ретроперитонеально).
7. Мочевой пузырь (vesica urinaria; греч. cystis) - непарный полый орган для
накопления мочи, которая периодически выводится из него через
мочеиспускательный канал. Емкость мочевого пузыря - 500-700 мл, форма
его меняется в зависимости от наполнения мочой: от сплющенной до
яйцевидной. Мочевой пузырь располагается в полости малого таза за
лобковым симфизом, от которого он отделен слоем рыхлой клетчатки. При
наполнении мочевого пузыря мочой его верхушка выступает и соприкасается
с передней брюшной стенкой. Задняя поверхность мочевого пузыря у
мужчин прилежит к прямой кишке, семенным пузырькам и ампулам
семявыносящих протоков, у женщин − к шейке матки и влагалищу (их
передним стенкам).
В мочевом пузыре различают:
1) верхушку пузыря − передневерхнюю заостренную часть, обращенную к
передней брюшной стенке;
2) тело пузыря − среднюю большую его часть;
3) дно пузыря − обращено книзу и кзади;
4) шейку пузыря - суженную часть дна мочевого пузыря.
На дне мочевого пузыря имеется участок треугольной формы -
мочепузырный треугольник, на вершинах которого расположены 3
отверстия: два мочеточниковых и третье − внутреннее отверстие
мочеиспускательного канала.
Стенка мочевого пузыря состоит из трех оболочек: внутренней – слизистой
(многослойный переходный эпителий), средней – гладкомышечной (два
продольных слоя − наружный и внутренний и средний – циркулярный)и
наружной - адвентициальной и серозной (частично).
Слизистая оболочка вместе с подслизистой основой образует складки, за
исключением мочепузырного треугольника, не имеющего их из-за
отсутствия там подслизистой основы. В области шейки мочевого пузыря у
начала мочеиспускательного канала циркулярный (круговой) слой
мускулатуры образует сжиматель −непроизвольный сфинктер мочевого
пузыря, сокращающийся непроивольно.
Мышечная оболочка, сокращаясь, уменьшает объем мочевого пузыря и
изгоняет мочу наружу через мочеиспускательный канал. В связи с функцией
мышечной оболочки мочевого пузыря ее называют мышцей, выталкивающей
мочу (детрузором). Брюшина покрывает мочевой пузырь сверху, с боков и
сзади. Наполненный мочевой пузырь расположен по отношению к брюшине
мезоперитонеально; пустой, спавшийся - ретроперитонеально.
8.Мочеиспускательный канал
Мочеиспускательный канал (urethra) у мужчин и женщин имеет большие
морфологические половые различия.
Мужской мочеиспускательный канал (urethra masculina) представляет собой
мягкую эластическую трубку длиной 18-23 см, диаметром 5-7 мм, служащую
для выведения мочи из мочевого пузыря наружу и семенной жидкости.
Начинается внутренним отверстием и заканчивается наружным отверстием,
расположенным на головке полового члена. Tопографически мужскую
уретру подразделяют на 3 части:
1.предстательную, длиной 3 см, располагающуюся внутри предстательной
железы,
2.перепончатую часть до 1,5 см, лежащую в области дна таза от верхушки
предстательной железы до луковицы полового члена,
3.губчатую часть длиной 15-20 см, проходящую внутри губчатого тела
полового члена.
В перепончатой части канала имеется произвольный сфинктер
мочеиспускательного канала из поперечнополосатых мышечных волокон.
Мужской мочеиспускательный канал имеет две кривизны:
Передняя кривизна выпрямляется при поднятии полового члена, а задняя
остается фиксированной.
Кроме того, на своем пути мужская уретра имеет 3 сужения:
1.в области внутреннего отверстия мочеиспускательного канала,
2.при прохождении через мочеполовую диафрагму
3.у наружного отверстия.
Расширения просвета канала имеются
1.в предстательной части, в луковице полового члена
2.в его конечном отделе - ладьевидной ямке.
Кривизны канала, его сужения и расширения учитываются при введении
катетера для удаления мочи.
Слизистая оболочка предстательной части уретры выстлана переходным
эпителием, перепончатой и губчатой частей - многорядным призматическим
эпителием, а в области головки члена - многослойным плоским эпителием с
признаками ороговения.
В урологической практике мужскую уретру подразделяют на переднюю,
соответствующую губчатой части канала, и заднюю, соответствующую
перепончатой и предстательной частям.
Женский мочеиспускательный канал (urethra feminina) представляет собой
короткую, слегка изогнутую и обращенную выпуклостью назад трубку
длиной 2,5-3,5 см, диаметром 8-12 мм. Находится впереди влагалища и
сращен с его передней стенкой. Начинается от мочевого пузыря внутренним
отверстием мочеиспускательного канала и заканчивается наружным
отверстием, которое открывается кпереди и выше отверстия влагалища. В
месте его прохождения через мочеполовую диафрагму имеется наружный
сфинктер мочеиспускательного
канала, состоящий из поперечнополосатой мышечной ткани и
сокращающийся произвольно.
Стенка женского мочеиспускательного канала легкорастяжима. Она состоит
из слизистой и мышечной оболочек.
Слизистая оболочка канала у мочевого пузыря покрыта переходным
эпителием, который затем становится многослойным плоским
неороговевающим с участками многорядного призматического.
Мышечная оболочка состоит из пучков гладких мышечных клеток,
образующих 2 слоя: внутренний продольный и наружный круговой.
9. Образование мочи происходит в 2 этапа:
1) вначале в почечном тельце путем фильтрации из плазмы крови в капсулу
образуется первичная моча;
2) далее в канальцах посредством обратного всасывания (реабсорбции) воды
и всех нужных организму веществ, а также секреции и синтеза некоторых
веществ образуется конечная моча.
Образование мочи в почках − результат четырех процессов: фильтрации,
реабсорбции, секреции и синтеза. В образовании мочи участвуют все отделы
нефрона.
I.Фильтрация - это процесс прохождения воды и растворенных в ней веществ
под действием разности давления по обе стороны внутренней стенки
капсулы. Этот процесс заключается не только в проталкивании жидкости
через почечный фильтр в полость капсулы, но и в расщеплении плазмы, в
отделении растворенных коллоидных белковых материалов от растворителя
(воды) - ультрафильтрации.
Образующийся клубочковый фильтрат, сходный по химическому составу с
плазмой крови, но не содержащий белков, называется первичной мочой.
Процессу фильтрации первичной мочи способствует высокое
гидростатическое давление в капиллярах клубочков, равное 70-90 мм рт.ст.
Ему противодействуют онкотическое давление крови, равное 25-30мм рт.ст.,
и давление жидкости, находящейся в полости капсулы нефрона (почечного
тельца), равное 10-15 мм рт.ст. Поэтому критическая величина разности
кровяного давления, обеспечивающая клубочковую фильтрацию, равна в
среднем:
75 мм рт.ст. - (30 мм рт.ст. + 15 мм рт.ст.) = 30 мм рт.ст.
Фильтрация мочи прекращается, если артериальное давление в капиллярах
клубочков ниже 30 мм рт.ст.
За сутки в почках образуется 150-180 л первичной мочи.
II.Реабсорбция
Первичная моча из капсулы поступает в почечные канальцы. Стенка
извитого канальца I порядка (проксимального) образована однослойным
кубическим каемчатым эпителием, петли Ф.Генле - плоским, извитого
канальца II порядка (дистального) - низким призматическим эпителием,
собирательной трубки - однослойным кубическим и низким цилиндрическим
эпителием.
Образование вторичной, или конечной, мочи является результатом обратного
всасывания (реабсорбции) воды и солей в канальцах, секреции и синтеза
эпителием канальцев некоторых веществ.
Из первичной мочи в проксимальных канальцах всасываются обратно в
кровь
Пороговые вещества− глюкоза, аминокислоты, витамины, ионы натрия,
калия, кальция, хлора− всасываются обратно в кровь из первичной мочи в
проксимальных канальцах. Они выводятся с мочой только в том случае, если
их концентрация в крови выше константных для организма
значений.Например, глюкоза выделяется с мочой в виде следов при уровне
сахара в крови 8,34-10 ммоль/л. При уровне сахара в крови 6,67-7,78 ммоль/л
в моче сахар будет отсутствовать, при уровне 10-11,12 ммоль/л в моче
появится небольшое количество, а при уровне 27,8-44,48 ммоль/л - высокое
содержание сахара в моче. Величина 8,34-10 ммоль/л и будет
характеризовать порог выведения глюкозы почками.
Непороговые вещества− мочевина, креатинин, сульфаты, аммиак
−выделяются с мочой при любой концентрации их в крови. Попадая из крови
в первичную мочу, они не подвергаются реабсорбции.
Благодаря обратному всасыванию в канальцах воды и пороговых веществ за
сутки в почках из 150-180 л первичной мочи образуется 1,5 л конечной мочи
(примерно 1 мл в минуту). При этом содержание непороговых веществ
(продуктов обмена) в конечной моче достигает больших величин. Так,
например, мочевины в конечной моче больше, чем в крови, в 65 раз,
креатинина − в 75 раз, сульфатов в 90 раз.
Обратное всасывание веществ из первичной мочи в кровь в раздичных частях
нефрона неодинаково:
обязательная реабсорбция − в проксимальных извитых канальцах
реабсорбция ионов натрия, калия является постоянной, мало зависящей от их
концентрации в крови ;
факультативная реабсорбция − в дистальных извитых канальцах величина
обратного всасывания указанных ионов изменчива и зависит от их уровня в
крови. Следовательно, дистальные извитые канальцы регулируют и
поддерживают постоянство концентрации ионов натрия и калия в организме.
Нисходящее и восходящее колена петли Ф.Генле образуют т.н. поворотно-
противоточную систему. Из полости нисходящего колена в тканевую
жидкость почки обильно поступает вода, что приводит к сгущению в данном
колене, т.е. к повышению концентрации различных веществ мочи. Из
восходящего же колена в тканевую жидкость активно выводятся ионы
натрия, но не выводится вода. Повышение концентрации ионов натрия в
тканевой жидкости способствует повышению ее осмотического давления, а
следовательно, и усилению отсасывания воды из нисходящего колена. Это
вызывает еще большее сгущение мочи в петле Ф.Генле (феномен
саморегуляции). Выход воды из нисходящего колена способствует выходу из
восходящего колена ионов натрия, а натрий в свою очередь обусловливает
выход воды. Таким образом, петля Ф.Генле работает как концентрирующий
мочу механизм. Сгущение мочи продолжается и далее в собирательных
трубках.
Процесс обратного всасывания глюкозы, аминокислот, солей натрия,
фосфатов и других веществ осуществляется за счет затрат химической
энергии эпителия канальцев и носит название активного транспорта.
Всасывание же воды и хлоридов осуществляется пассивно, т.е. на основе
диффузии и осмоса.
III.Секреция
Эпителию канальцев свойственна не только всасывающая, но и секреторная
функция, благодаря чему из крови в просвет канальцев удаляются вещества,
которые не прошли до этого момента через почечный фильтр в клубочках
или содержатся в крови в большом количестве.
Активной канальцевой секреции подвергаются креатинин,
парааминогиппуровая кислота, мочевина (при высоком ее содержании в
крови), некоторые краски, диодраст, многие лекарственные вещества
(пенициллин).
IV. Синтез
Клетки почечных канальцев способны не только секретировать, но и
синтезировать некоторые вещества из различных органических и
неорганических продуктов. Так, например, они синтезируют гиппуровую
кислоту из бензойной кислоты и аминокислоты гликокола, аммиак путем
дезаминирования некоторых аминокислот, главным образом, глутамина,
отщепляют сульфаты и фосфаты от некоторых серо- и фосфорсодержащих
органических соединений.
Таким образом, мочеобразование - сложный процесс, в котором наряду с
явлениями фильтрации и реабсорбции большую роль играют процессы
активной секреции и синтеза. Если процесс фильтрации протекает в
основном за счет артериального давления, т.е. за счет функционирования
сердечно-сосудистой системы, то процессы реабсорбции, секреции и синтеза
являются результатом активной деятельности эпителия канальцев и требуют
затраты энергии. С этим связана большая потребность почек в кислороде (в
6-7 раз больше, чем мышцы (на единицу массы).
10. Состав и свойства мочи
Моча человека представляет собой прозрачную, соломенно-желтого цвета
жидкость, с которой из организма выводятся наружу вода и растворенные
конечные продукты обмена (в частности, азотсодержащие вещества),
минеральные соли, ядовитые продукты (фенолы, амины), продукты распада
гормонов, биологически активные вещества, витамины, ферменты,
лекарственные соединения (всего около 150 различных веществ). За сутки
человек выделяет от 1 до 1,5 л мочи слабокислой реакции; рН от 5 до 7.
Реакция мочи непостоянная и зависит от питания. При мясной и богатой
белками пище реакция мочи кислая, при растительной пище - нейтральная
или даже щелочная.
Удельный вес (относительная плотность) мочи зависит от количества
принятой жидкости, в норме в течение суток находится в диапазоне 1,010-
1,025. За сутки с мочой выделяется в среднем 60 г плотных веществ (4%), из
них органических веществ 35-45, неорганических - 15-25.
Из органических веществ почки удаляют с мочой больше всего мочевины:
25-35 г/сутки (2%), из неорганических - поваренной соли (хлористого натрия)
- 10-15 г/сутки. Кроме того, за сутки почки удаляют с мочой такие
органические вещества как креатинин - 1,5 г, мочевую и гиппуровую
кислоты - по 0,7 г, неорганические вещества: сульфаты и фосфаты - по 2,5
г, окись калия - 3,3 т, окись кальция и окись магния - по 0,8 г, аммиак - 0,7 г.
В условиях патологии в моче обнаруживаются вещества, обычно в ней не
выявляемые: белок, сахар, ацетоновые тела.
11. Мочеиспускание
Образующаяся в почках конечная моча поступает из канальцев в
собирательные трубки, далее в почечную лоханку, а из нее - в мочеточник и
мочевой пузырь. Мочевой пузырь иннервируется симпатическим
(подчревным) и парасимпатическим (тазовым) нервами. При возбуждении
симпатического нерва перистальтика мочеточников усиливается, мышечная
стенка мочевого пузыря расслабляется, сжатие сфинктера мочевого пузыря
усиливается, т.е. происходит накопление мочи. Возбуждение
парасимпатического нерва вызывает противоположное действие:
мышечная стенка мочевого пузыря сокращается, сфинктер мочевого пузыря
расслабляется и моча изгоняется из мочевого пузыря.
Мочеиспускание представляет собой сложный рефлекторный акт,
заключающийся в одновременном сокращении стенки мочевого пузыря и
расслаблении его сфинктера. Непроизвольный рефлекторный центр
мочеиспускания находится в крестцовом отделе спинного мозга.
Первые позывы к мочеиспусканию появляются у взрослых при увеличении
объема мочевого пузыря до 150 мл. Усиленный поток импульсов от
механорецепторов мочевого пузыря поступает при увеличении его объема до
200-300 мл. Афферентныеимпульсы поступают в спинной мозг (II-IV
сегменты крестцового отдела) к центру мочеиспускания. Отсюда по
парасимпатическому (тазовому) нерву импульсы идут к мышце мочевого
пузыря и его сфинктеру, происходит рефлекторное сокращение мышечной
стенки и расслабление сфинктера. Одновременно от спинального центра
мочеиспускания возбуждение передается в кору большого мозга, где
возникает ощущение позыва к мочеиспусканию. Импульсы от коры
большого мозга через спинной мозг поступают к сфинктеру
мочеиспускательного канала. Происходит мочеиспускание. Влияние коры
большого мозга на рефлекторный акт мочеиспускания проявляется в его
задержке, усилении или даже произвольном вызывании. Произвольная
задержка мочеиспускания отсутствует у новорожденных, она появляется
только к концу первого года. Прочный условный рефлекс задержки
мочеиспускания вырабатывается у детей к концу второго года. В результате
воспитания у ребенка вырабатывается условнорефлекторная задержка позыва
и условный обстановочный рефлекс: мочеиспускание при появлении
определенных условий для его осуществления.
12. Регуляция деятельности почек
Регуляция деятельности почек осуществляется нервным и гуморальным
путями. Прямая нервная регуляция работы почек выражена слабее, чем
гуморальная. Оба вида регуляции осуществляются параллельно
гипоталамусом или корой. Однако выключение высших корковых и
подкорковых центров регуляции не приводит к прекращению
мочеобразования. Нервная регуляция мочеобразования больше всего влияет
на процессы фильтрации, а гуморальная - на процессы реабсорбции. Нервная
система может влиять на работу почек как условнорефлекторным, так и
безусловнорефлекторным путями.
Большое значение для рефлекторной регуляции деятельности почек имеют
следующие рецепторы:
1) осморецепторы − возбуждаются при дегидратации (обезвоживании)
организма;
2) волюмрецепторы - возбуждаются при изменении объема разных отделов
сердечно-сосудистой системы;
3) болевые − при раздражении кожи;
4) хеморецепторы − возбуждаются при поступлении химических веществ в
кровь.
Безусловнорефлекторный подкорковый механизм управления
мочеотделением (диурезом) осуществляется центрами симпатических и
блуждающих нервов, условнорефлекторный − корой.
Высшим подкорковым центром регуляции мочеобразования является
гипоталамус. При раздражении симпатических нервов фильтрация мочи
уменьшается вследствие сужения почечных сосудов, приносящих кровь к
клубочкам. При болевых раздражениях наблюдается рефлекторное
уменьшение мочеобразования, вплоть до полного прекращения (болевая
анурия). Сужение почечных сосудов в этом случае происходит не только в
результате возбуждения симпатических нервов, но и за счет увеличения
секреции гормонов вазопрессина и адреналина, обладающих
сосудосуживающим действием. При раздражении блуждающих нервов
увеличивается выведение с мочой хлоридов за счет уменьшения их
обратного всасывания в канальцах почек.
Кора большого мозга влияет на работу почек как непосредственно через
вегетативные нервы, так и гуморально через гипоталамус, нейросекреторные
ядра которого являются эндокринными и вырабатывают антидиуретический
гормон (АДГ) - вазопрессин. Этот гормон по аксонам нейронов гипоталамуса
транспортируется в заднюю долю гипофиза, где он накапливается,
превращается в активную форму и в зависимости от внутренней среды
организма поступает в кровь, регулируя образование мочи. Вазопрессин
стимулирует образование фермента гиалуронидазы, которая усиливает
распад гиалуроновой кислоты,т.е. уплотняющего вещества дистальных
извитых канальцев почек и собирательных трубок. В результате этого
канальцы теряют водонепроницаемость, и вода всасывается в кровь.
При избытке вазопрессина может наступить полное прекращение
мочеобразования. При недостатке вазопрессина развивается тяжелое
заболевание - несахарный диабет, или несахарное мочеизнурение. В этих
случаях вода перестает реабсорбироваться в собирательных
трубках,вследствие чего за сутки может выделяться 20-40 л светлой мочи с
низкой плотностью, в которой отсутствует сахар.
Другой стероидный гормон коры надпочечников из группы
минералкортикоидов - альдостерон действует на клетки восходящего колена
петли Ф.Генле. Под влиянием этого гормона усиливается процесс обратного
всасывания ионов натрия и одновременно уменьшается реабсорбция ионов
калия. В результате этого уменьшается выделение натрия с мочой и
увеличивается выведение калия, что приводит к повышению концентрации
ионов натрия в крови и тканевой жидкости и увеличению осмотического
давления. При недостатке альдостерона и других минералкортикоидов
организм теряет столь большое количество натрия, что это ведет к
изменениям внутренней среды, несовместимым с жизнью. Поэтому
минералкортикоиды называют гормонами, сохраняющими жизнь.
ВЫВОДЫ
Таким образом, мочевая система выполняет очень важные для организма
функции:
•
постоянно удаляет из организма продукты обмена
•
принимает непосредственное участие в большинстве химических
процессов в организме, синтезируя многие вещества, в том числе и гормоны
•
участвует в поддержании водно-минерального баланса
•
способствует постоянству внутренней среды при изменяющихся
условиях окружающей среды
Свои знания о строении, расположении и функции органов мочевой
системы студенты смогут использовать для обследования пациента,
постановки предварительного диагноза при оказании медицинской помощи,
а также понять методы лечения и профилактики заболеваний, которые им
предстоит изучить на клинических дисциплинах.