Напоминание

Программа Социально – психологической адаптации и мотивации первокурсников в колледже


Автор: Иванова Людмила Николаевна
Должность: Педагог -психолог
Учебное заведение: ГБПОУ "Бологовский колледж"
Населённый пункт: г. Бологое
Наименование материала: Программа Социально – психологической адаптации
Тема: Программа Социально – психологической адаптации и мотивации первокурсников в колледже
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Программа

Социально – психологической

адаптации и мотивации первокурсников

в колледже

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Социально – психологическая адаптация и мотивация

первокурсников в колледже.

Наименование учреждения

ГБПОУ «Бологовский колледж»

Автор программы

Педагог-психолог Иванова Л.Н.

Цель программы

Создание условий для успешной социально-

психологической адаптации, гармоничного развития

личности студента, мотивации на успешное освоение

профессиональных компетенций.

Задачи

1.

Формирование

представлений

о

структуре

учебного

процесса,

выбранной

профессии,

профессиональных компетенциях.

2.

Развитие

групповой

сплоченности,

создание

благоприятного

психологического

климата

в

коллективе.

3. Развитие навыков эффективного межличностного

взаимодействия, повышения уверенности в себе.

4. Формирование личности физически развитой,

ведущей

здоровый

образ

жизни,

способной

к

физическому самосовершенствованию и развитию.

5. Развитие позитивной самооценки, творческих

способностей учащихся, способности к рефлексии.

6. Развитие навыков работы в команде, принятие

решений, ответственности.

7. Предупреждение и снятие у первокурсников

психологического

и

физического

дискомфорта,

связанного с новой образовательной средой.

Направления программы

1. Просветительское направление:

-

организационные мероприятия с кураторами и

мастерами по воспитательной работе со студентами

первого курса;

-

информирование

преподавателей,

мастеров

и

кураторов

о

психологических

особенностях

первокурсников.

2. Диагностическое направление:

-

изучение

индивидуально

психологических

особенностей обучающихся, их интересов, мотивов

поступления в

колледж,

отношения

к будущей

профессии;

- мероприятия по исследованию уровня социально-

психологической

адаптации

и

выявление

дезадаптации первокурсников;

-

определение

профессиональных

склонностей,

исследование творческих способностей.

3. Профилактическое направление:

-

мероприятия

в

форме

классных

часов,

психологических

игр,

групповых

бесед,

часов

общения с элементами тренингов направленные на

успешное

протекание

социально-психологической

адаптации первокурсников;

- организация воспитательной и внеучебной работы с

первокурсниками

по

формированию

устойчивого

интереса к избранной профессии;

-

мероприятия

по

предотвращению

стрессовых

состояний

и

состояний

нервно-психического

напряжения в период адаптации первокурсников.

4. Коррекционно – развивающее направление:

-

организация

психокоррекционной

работы

при

нарушениях

протекания

процесса

социально-

психологической адаптации студентов первого курса.

Срок проведения

2019-2020

Ожидаемые результаты

1. Создание единой адаптационной среды.

2.

Включение

всех

первокурсников

в

целенаправленный управляемый процесс социально-

психологической адаптации.

3. Осознание первокурсниками трудностей связанных

с первыми месяцами обучения, умение справляться с

эмоциональными кризисами.

4.

Осознание

правильности

сделанного

профессионального выбора, умение «вжиться» и

полюбить выбранную профессию.

5. Сохранность контингента.

Исполнители программы

Заместитель директора по УВР

Педагог – психолог

Социальный педагог

Медицинский работник

Педагоги – организаторы

Мастера производственного обучения

Кураторы

Воспитатель общежития

Преподаватели

Пояснительная записка

Каждый год наш колледж гостеприимно распахивает двери для пополнения

большого и дружного коллектива студентов, которые поступают из разных школ

города и района становятся первокурсниками нашего учебного заведения. Переход

из школы в колледж является для многих учащихся переломным моментом в жизни,

потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки

взрослых может приспособиться к новым, важным для него условиям, а также

безболезненно их пережить.

Новый коллектив, новые преподаватели, новый учебный процесс отличающийся

от школьного, порой неопределенность в выборе профессии, все это приводит к

возникновению психологических проблем, к затруднению в адаптации.

Личная самореализация, профессиональное самоопределение, получение нужной

профессии, построение собственной карьеры, может ли вчерашний школьник

справиться с этим самостоятельно, при этом спокойно адаптироваться в новой для

него социальной среде? Конечно да, но не каждый, и не без помощи взрослых,

которые должны сопровождать его на протяжении всего этапа становления, как

формирующуюся личность, так и сложившегося профессионала.

А начинаться все должно с адаптации учащегося в той среде, в которую он пришел,

не важно сделал он выбор самостоятельно или при помощи взрослых, которые за

него решили. Помогать и сопровождать вчерашнего школьника должны все те же

взрослые, которые берут на себя ответственность в данный период его жизни, его

жизненного становления, как творческой личности, как будущего профессионала.

Поэтому в период адаптации на весь инженерно-педагогический коллектив

ложиться большая ответственность в создании условий для успешной адаптации,

безболезненного принятия той новой обстановки, которая существует в учебном

заведении и которая благоприятно влияет на психологическое состояние молодого

человека. Вчерашние школьники, поступившие в колледж ещё только на пути к

самоопределению, они по - разному относятся к своей будущей профессии, а также

к обучению в колледже. Поэтому очень часто возникают трудности и неудачи,

которые приводят к разочарованию, утрате интереса, пассивности, не желанию

учить и учиться, а также посещать колледж. Все они очень разные, каждый имеет

за плечами свой багаж знаний и умений, каждый обладает определенным уровнем

коммуникабельности, уверенности в себе и ответственности, но все они пришли за

одним и тем же, за профессией, которую выбрали, поэтому наша главная задача не

только адаптировать их, но и сформировать желание получить данную профессию,

чтобы в будущем стать хорошим специалистом.

Цель, задачи и направления программы адаптации и мотивации

первокурсников

Цель:

Создание условий для успешной социально-психологической адаптации,

гармоничного развития личности студента, мотивация на успешное освоение

профессиональных компетенций.

Задачи:

1. Формирование представлений о структуре учебного процесса, о выбранной

профессии, о профессиональных компетенциях.

2. Развитие групповой сплоченности, навыков работы в команде, принятие решений,

создание благоприятного психологического климата в коллективе.

3. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения

уверенности в себе.

4. Формирование личности физически развитой, ведущей здоровый образ жизни,

способной к физическому самосовершенствованию и развитию.

5.

Развитие

позитивной

самооценки,

творческих

способностей

учащихся,

способности к рефлексии.

6. Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического

дискомфорта,

связанного

с

новой

образовательной

средой,

развитие

стрессоустойчивости личности.

7. Развитие психологической готовности к профессиональному обучению.

Этапы реализации программы

1 этап начальный «Адаптационный» (1 семестр)

Цель: создание условий для успешной адаптации и гармоничного развития

личности студента.

Начало обучения в среднем профессиональном заведении, очень значимый этап

для вчерашних школьников, именно этот период в жизни влияет на дальнейшее

развитие, профессиональное самоопределение и личную самореализацию. В этот

период происходит встреча студента и учебного заведения, которое он выбрал, а

также с той психологической средой, которая существует в этом заведении и с

которой ему предстоит взаимодействовать все годы обучения.

Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к

содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном

учреждении. Степень социальной адаптации первокурсника в колледже определяет

множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его

личностные,

деловые

и

поведенческие

качества,

ценностные

ориентации,

активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д.

Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация

студентов нового набора к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего

развития каждого студента как личности и будущего специалиста.

В процессе адаптации первокурсников обычно выявляются следующие

трудности:

неопределенность

мотивации

выбора

профессии,

недостаточная

психологическая готовность к ней (пошел учиться вместе с другом, отправили

родители, не взяли в школу, не надо далеко ехать), выстраивание межличностных

отношений в новом коллективе. В этот момент важно направление не только

успешно адаптировать, но ещё и смотивировать на будущую профессию, о которой

студент знает очень мало или не знает совсем ничего.

План мероприятий

№ п/

п

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

1

2

3

4

Просветительское направление

1

Проведение «Дня знаний».

Встреча с администрацией

колледжа, куратором, мастером.

1 сентября

Администрация

колледжа

Педагог -

организатор

2

Знакомство с колледжем,

аудиториями, преподавателями

1 сентября

Кураторы

Мастера

Студенческий

Совет

3

Час общения с куратором и

мастером, с одногруппниками.

Ознакомление с Уставом

колледжа, правилами внутреннего

распорядка

1 сентября

Кураторы

Мастера

4

Экскурсия в библиотеку.

Сентябрь

Библиотекари

5

Знакомство с обучающимися

первого курса.

Сентябрь

Педагог – психолог

Социальный

педагог

6

Родительское собрание для

родителей 1 курса.

Сентябрь - октябрь

Администрация

колледжа

Педагог - психолог

Кураторы

Мастера

7

Профориентационные классные

часы в группах нового набора

(презентации о делах колледжа, о

своей профессии)

Ноябрь - декабрь

Кураторы

Старшекурсники

Диагностическое направление

1

Изучение личных дел

обучающихся – первого курса.

Сентябрь

Педагог – психолог

Социальный

педагог

Кураторы

2

Выявление списков студентов-

первокурсников, требующих

особого внимания (сироты, дети

из неблагополучных семей и т.д.)

Сентябрь

Педагог – психолог

Социальный

педагог

Кураторы

3

Посещение занятий (с целью

наблюдения за взаимодействием

обучающихся и преподавателей в

учебном процессе).

Приложение №1

Сентябрь - октябрь

Педагог - психолог

4

Компьютерная диагностика

«Интеллект», «Личность».

Ноябрь

Педагог - психолог

5

Изучение мотива поступления в

колледж, на данную

специальность.

Приложение №2

Ноябрь

Педагог - психолог

6

Изучение психологического

климата в группах (беседы,

наблюдения).

Сентябрь - октябрь

Педагог - психолог

7

Изучение индивидуальных

особенностей личности учащихся

нового набора с использованием

необходимых методик

Сентябрь-декабрь

Педагог - психолог

8

Составление социально –

психологического портрета

первокурсника (на протяжении

года)

Приложение №5

В течении года

Педагог – психолог

Социальный

педагог

Кураторы

Мастера

9

Изучение профессионально

важных качеств обучающихся

В течении года

Педагог - психолог

10

Диагностика состояния здоровья и

физической подготовленности

обучающихся.

Сентябрь - октябрь

Медицинский

работник

Руководитель

Преподаватели физ.

воспитания

11

Диагностика наличия и типа

имеющихся акцентуаций

характера учащихся «группы

риска», склонных к асоциальному

поведению

Сентябрь - июнь

Педагог - психолог

12

Выявление спортивных и

творческих интересов и

наклонностей

Сентябрь

Преподаватели физ.

воспитания

Педагоги

организаторы

13

Ведение карты первокурсника

В течении года

Кураторы

14

Степень адаптированности

первокурсников

сентябрь

Педагог - психолог

15

Посещение мероприятий

В течении года

Педагог - психолог

16

Анализ результатов диагностики

индивидуальных особенностей

личности учащихся с

последующим оказанием

психологической помощи

В течении года

Педагог – психолог

17

Анализ результатов исследование

уровня адаптации учащихся,

выявление группы риска,

составление индивидуальных

коррекционных программ

Октябрь

Педагог – психолог

Социальный

педагог

18

Анкетирование студентов по

выявлению уровня комфортности

проживания в общежитии

Октябрь

Педагог – психолог

Социальный

педагог

Воспитатель

общежития

19

Анкетирование кураторов по

выявлению уровня сплоченности

группы после реализации

программы адаптации студентов -

первокурсников

Декабрь

Педагог – психолог

Социальный

педагог

Профилактическое направление

1

Неделя первокурсника

1 неделя

Кураторы

Мастера

Педагог – психолог

Социальный

педагог

2

День Здоровья

1 неделя

3

Знакомство первокурсников с

учащимися 2-3 курсов, своей

профессии, посещение мастерских

и кабинетов проф.

направленности своей профессии.

1 неделя

Мастера, кураторы

4

Круги общения с элементами

тренинга, для знакомства и

командообразования

1,2,3 неделя

Кураторы

Мастера

Педагог - психолог

5

Классные часы на общение,

мотивация к выбранной

профессии.

В течении года

Кураторы

Мастера

6

Индивидуальная работа со

студентами, направленная на

снятие состояния тревожности,

агрессии и страхов

В течении года

Педагог – психолог

Кураторы

7

Классные часы посвященные

формированию интереса к

выбранной профессии

В течении года

Воспитательный

отдел

Мастера

Учащиеся 2,3,4

курсов

8

Посвящение в студенты

Октябрь

Педагог -

организатор

9

Участие в мероприятиях

проводимых для всех курсов для

сплочения

В течении года

Воспитательный

отдел

10

Спортивные мероприятия, между

группами одной направленности

для приемственности старших и

младших курсов

В течении года

Преподаватели

физической

культуры

Мастера

11

Педагогический консилиум по

адаптации

Декабрь

Педагогический

коллектив

12

Рекомендации кураторам,

мастерам по результатам

психодиагностики

индивидуальных особенностей

учащихся.

Ноябрь, декабрь

Педагог – психолог

Коррекционно – развивающее направление

1

Обучение психологической само-

регуляции (агрессивности,

тревожности)

В течении года

Педагог - психолог

2

Предупреждение и снятие у

студентов психологического

дискомфорта, связанного с

учебной деятельностью

В течении года

Педагог - психолог

3

Индивидуальная работа с

дезадаптированными студентами

взаимодействие с социальным

педагогом в работе со студентами,

“группы риска”

В течении года

Педагог – психолог

Социальный

педагог

4

Работа по урегулированию

конфликтных ситуаций между

участниками образовательного

процесса

В течении года

Педагог – психолог

Социальный

педагог

5

Повышение интереса к выбранной

профессии, путем игровых

ситуаций, упражнений, тренингов,

встреч.

В течении года

Педагог – психолог

Социальный

педагог

6

Индивидуальные занятия по

В течении года

Педагог - психолог

программе «Измени себя сам»

Совет профилактики

В течении года

Члены совета

профилактики

2 этап основной «Мотивационный» (2 семестр),

Цель: мотивация на успешное освоение профессиональных компетенций.

Подростку в 14-15 лет крайне сложно выбрать профессию. Профессиональные

намерения

ещё

неопределенны.

Неудовлетворенность

реально

наступившим

будущим стимулирует развитие рефлексии – осознание собственного «Я» (Кто я?,

Каковы мои способности? Каков мой жизненный идеал? Почему я выбрал эту

профессию?, А что я о ней знаю? Смогу ли я работать по этой профессии?). Все эти

вопросы не дают покоя, волнуют и тревожат неокрепшую психику учащихся и в то

же время заставляют размышлять, искать ответы, начинать действовать. Иногда

подросткам очень трудно самим ответить на эти вопросы, поэтому важно в этот

момент протянуть им руку помощи, помочь разобраться и направить в правильное

русло.

План мероприятий

№ п/

п

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

1

2

3

4

Диагностическое направление

1

Создание банка данных на

каждого учащегося

В течении года

Педагог – психолог

Социальный

педагог

Куратор

Мастер

2

Диагностика профессионально

Диагностика профессионально

важных качеств.

важных качеств.

Февраль

Педагог - психолог

3

Диагностика готовности к

Диагностика готовности к

профессиональной деятельности.

профессиональной деятельности.

Апрель - май

Педагог - психолог

4

Анкетирование для родительских

Анкетирование для родительских

собраний. Влияние родителей на

собраний. Влияние родителей на

профессиональное становление

профессиональное становление

личности.

личности.

Педагог – психолог

Мастера

5

Профилактическое направление

1

Спортивные мероприятия, между

профессиями, для

приемственности старших и

младших курсов

Декабрь –

июнь

Воспитательный

отдел

Мастера

2

Организация экскурсий на

предприятия

Март - апрель

Администрация

Мастера

3

Участие в Днях профессий

(Машинист локомотива) Т/О и

ремонт.Мехонизация С/С

В течении года

Воспитательный

отдел

Мастера

4

Встречи с интересными людьми

своей профессии.

В течении года

Мастера

5

Мероприятия посвященные

формированию интереса к

выбранной профессии

В течении года

Воспитательный

отдел

Мастера

Учащиеся 2,3,4

курсов

6

Консультирование по результатам

диагностики

В течении года

Педагог-психолог

7

Оформление информационных

стендов для обучающихся и

родителей.

В течении года

Педагог-психолог

8

Цикл встреч и просветительских

бесед посвященных

нравственному воспитанию

В течении года

Воспитательный

отдел

Предполагаемые результаты реализации программы

Эффективность программы оценивается результативностью мероприятий по

адаптации первокурсников к обучению в колледже, повышению их мотивации и

сохранность контингента. Ожидается уменьшение симптомов дезадаптации,

своевременное предупреждение возможных нарушений психологического здоровья,

развитие психологической готовности к профессиональному обучению.

1. Создание единой адаптационной среды.

2. Включение всех первокурсников в целенаправленный управляемый процесс

социально-психологической адаптации.

3. Осознание первокурсниками трудностей связанных с первыми месяцами

обучения, умение справляться с эмоциональными кризисами.

4.

Осознание

правильности

сделанного

профессионального

выбора,

умение

«вжиться» и полюбить выбранную профессию.

5. Сохранность контингента.

6. Снижение количества обучающихся «группы риска».

Заключение

Главным в адаптации остается процесс психологической перестройки личности

студента, его заинтересованности, а также

способности, умение и желание

приспосабливаться к новой социальной среде, к условиям обучения в колледже.

И здесь большую роль играет самостоятельная, творческая работа студента. А

задачей является, прежде всего, не только быстрее и мягче адаптировать, не только

дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться»,

полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в

реальные условия современной жизни.

Поэтому и помощь должна осуществляться всеми специалистами колледжа на

основе их совместного взаимодействия.

Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение путей их

преодоления

позволит

повысить

адаптационную

активность

студентов,

успеваемость и качество знаний.

Литература

1.

Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.,2001.

2.

Выготский Л.С.Психология.-М: Изд-во Эксмо-Пресс, 2000. – 108 с.- (Серия

«Мир психологии»)

3.

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М.,1996.

4.

Грецов А.Г., Жукова Е.В. Из школы в жизнь: социально психологическая

адаптация старшеклассников/ Грецов А.Г., Жукова Е.В.: журнал «Психология

и школа», 2002 -№ 1. – стр. 34-43

5.

Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками/Л.Ф.Анн. - Питер,2008.-

272 с.

6.

Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков/А.Г.Грецов.-Питер,2005.-160 с.

7.

Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. М.,

“Флинта”, 2003, 181 с.

8.

Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и

студентов. – СПб.: Питер, 2008.

9.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.,2000.

10.Психологический тренинг с подростками /Л.Ф. Анн.-СПб.,2003.

11.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.,2001.

Приложения №1

Посещение уроков обучающихся 1 курса

Психологический анализ урока

в адаптационный период

Преподаватель…………………………………………………………………………………

Предмет…………………………………………………………………………………………

Тема………………………………………………………………………………………

Группа………………….................................... Дата проведения занятия………………

№ п/

п

Параметры

Наблюдения

Психологическая оценка урока

1.

Уровень организации урока (доля

спонтанности и воздействия

преподавателя в настрое обучающихся

на урок).

2.

Оснащенность урока средствами:

аудиальной, визуальной,

кинестетической, дигитальной.

3.

Использование разных методов и

приемов обучения для развития

психических процессов: мышления,

памяти, внимания, восприятия.

4.

Соотношение самостоятельной,

творческой деятельности обучающихся.

5.

Работоспособность учащихся на уроке,

психологический климат в группе.

Анализ деятельности преподавателя

на уроке.

1.

Эмоциональная устойчивость, владение

собой, преобладающие эмоции.

Собранность, энергичность,

эмоциональность. Умение слушать,

проявлять эмпатию.

2.

Коммуникабельность, умение

устанавливать контакт с группой и

каждым обучающимся. Увлеченность

преподаваемым предметом.

3.

Психологическая дистанция между

преподавателем и обучающимися.

4.

Внешний облик и культура речи (поза,

мимика, пантомимика, одежда, прическа,

чувство вкуса, стиля)

Психологический анализ учебной

деятельности студентов:

1.

Проявление у студентов ответственности

за свои действия, умение оценивать себя

и других

2.

Коммуникативные проявления

(открытость, индивидуальность,

нестандартность речевых проявлений,

невербальная – экспрессия, глазной

контакт, поза, мимика)

3.

Наличие вопросов, дополнений,

комментариев со стороны студентов

4.

Склонность к взаимодействию

(групповая, парная работа, дискуссии,

коллективное решение учебных задач,

взаимопомощь, сострадание в ситуациях

неудач, радость за успехи

одногруппников)

5.

Отношение студентов к преподавателю

(уважительное, равнодушное,

подчиненное, недоброжелательное,

покровительственное)

6.

Преобладающее на уроке самочувствие и

настроение группы (напряженность,

страх, раздражительность, агрессия,

равнодушие, воодушевленность,

энтузиазм, мажорность,

раскрепощенность или скованность)

Педагог-психолог:

Приложения №2

Анкета

«Определение степени адаптированности студентов»

1.Почему вы выбрали колледж для своего профессионального обучения

это мой личный выбор

повлияли родители

много слышал о колледже

узнал от знакомых, друзей

не взяли в школу

другое_________________________________________

2.Укажите, пожалуйста, что повлияло на выбор специальности, которую вы получаете в колледже?

желание получить выбранную мной специальность

недостаток информации о других специальностях

мнение родственников, друзей, знакомых

специальность соответствует моим интересам

востребованность данной специальности на рынке труда

другое___________________________________________

3. Получаете ли вы помощь от преподавателей в решении учебных и жизненных вопросов?

да

нет

частично

никогда не получаю

4. Испытывали ли вы тревогу в первые дни обучения в колледже?

да

нет

5. Как вы оцениваете взаимоотношения в вашей студенческой группе?

мы все хорошо общаемся

мы общаемся, но в мини-группах

мы не общаемся совсем

мы общаемся только на тему учебы

другое________________________________________

6. Какие черты характера, по-вашему, нужны студенту для успешного обучения в колледже?

сила воли

целеустремленность

ответственность

терпимость

активность

все вышеперечисленные

другое__________________________________________

7. Какие трудности вы сейчас испытываете?

в учебе, в условиях обучения

в общении с группой

в общении с преподавателями

в общении с куратором

в общении с мастером

в общении с родителями и родственниками

другое___________________________________________

8. Участвуете ли вы во внеклассных мероприятиях колледжа

активно участвую

изредка участвую

не участвую совсем

нет желания в этом участвовать

9. После двух месяцев в колледже, есть ли у вас желание продолжать учебу?

Да

Нет

Незнаю

Хочу обратно в школу

10. В каких кружках и секциях ты хотел бы заниматься в колледже?

Спортивные:

Какие?______________________________________________________________________________________________

Танцевальный

Театральный

Вокальный

Другое_______________________________________________________________________________________________

11. Что для вас самое главное в жизни? ( можно выбрать 2 ответа)

Материальное благополучие

Здоровье

Уважение окружающих

Удовольствие, развлечения

Приложения №3

Анкета

«Адаптированность студентов в колледже»

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Обведите кружком на каждой строчке варианта

ответа в соответствующей графе, в зависимости от того, какое эмоциональное состояние для Вас чаще всего

характерно,

когда Вы находитесь в колледже (оцените по 4-бальной шкале ниже перечисленные

эмоциональные состояния)

Суждения

Ответы

Нет, это не

так

Пожалуй,

так

Верно

Совершенно

верно

1

Я спокоен, ощущаю душевный покой

1

2

3

4

2

Мне ничего не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

5

Я обычно раздражен

1

2

3

4

6

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю об учебе

1

2

3

4

7

Мне радостно, я чувствую желание учиться

1

2

3

4

8

Часто расстраиваюсь по пустякам, все близко

принимаю к сердцу

1

2

3

4

9

Я внутренне скован, закомплексован

1

2

3

4

10

Я чувствую себя свободно «как рыба в воде»

1

2

3

4

11

Я удовлетворен собой и своими учебными успехами

1

2

3

4

12

Я сильно переживаю из-за неприятностей, долго не

могу о них забыть

1

2

3

4

13

Я уверен в себе и своих силах

1

2

3

4

14

Часто нервничаю, расстроен, не нахожу себе места

1

2

3

4

15

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

16

У меня бывает хандра, апатия, тоска

1

2

3

4

1.

Вы с желанием идете в колледж?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Другое__________________________

2.

Что вы скажите о своей учебе?

Учусь с удовольствием

Учусь, так как требуют родители

Учусь, так как это необходимо для моего будущего

К учебе равнодушен

Думаю оставить учебу

Хочу перейти в другую группу

Другое ____________________

3.

Самые интересные предметы:_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

4.

По сравнению со школой:

Вы стали учиться лучше

Вы стали учиться хуже

Все осталось без изменений

Другое_____________________________________________________________________________________

5.

Как вы оцениваете взаимоотношения в вашей студенческой группе?

мы все хорошо общаемся

мы общаемся, но в мини-группах

мы не общаемся совсем

мы общаемся только на тему учебы

другое

Приложение №4

Информация куратора на консилиуме

Информация об адаптации учащихся первого курса в студенческой среде

Группа _______________

1.

Количество обучающихся_______

Юноши:_______

Девушки:______

2.

Учащиеся прогуливающие без уважительной причины:___________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

3.

Неуспевающие:_________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

4.

Хорошисты:____________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

5.

Активисты:____________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

6.

Неформальные лидеры:

положительные:________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

отрицательные:_________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

7.

Группировки:__________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

8.

Учащиеся с отклоняющимся поведением:_________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

9.

Кого бы хотели поставить на внутренний учет:______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

Куратор:_______________________/_____________________/

Мастер:________________________/_____________________/

Приложение №5

Психологический портрет

учащегося группы_______________________

Ф.И.___________________________________

_______________________________________

Тест акцентуации характера:

Психотипы:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Рекомендации:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Самооценка психических состояний:

Тревожность:________

Фрустрация:_________

Агрессивность:_______

Ригидность:__________

Рекомендации:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Тест агрессивности:

ВА________________

ФА________________

ПА________________

ЭА________________

СА________________

Рекомендации:_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Положение в группе: (подчеркнуть)

Лидер (звезда) Предпочитаемый Принимаемый Отвергаемый (изгой)

Тест «Айзенка»

Экстраверсия:_______________________

Нейротизм:_________________________

Шкала лжи:_________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Рекомендации:_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Взаимоотношения с одногруппниками:

(деловые, ровные дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается).

Манера, стиль общения с окружающими:

доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но

не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);

недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в

поощрении при разговоре);

экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен,

открыт, полон внимания к окружающим);

интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в

разговоре немногословен).

Отношение к общественному мнению:

активно-положительное (понимает критику, согласен с ней, недостатки стремится

исправлять);

пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не

исправляет);

безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);

негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет).

Приложение №6

Индивидуальная

психолого-педагогическая карта обучающегося

(для куратора, мастера в дневник педагогических наблюдений)

Ф.И.О.___________________________________________________________

Группа _____________ Год обучения____________Семестр______________

Волевые качества, которыми обладает обучающийся:

целеустремленность

настойчивость

выдержка

решительность

инициативность

организованность

дисциплинированность

смелость

исполнительность

самостоятельность

Характерные особенности личности обучающегося:

дисциплинирован - не дисциплинирован;

конфликтует с одногруппниками – не конфликтует;

конфликтует с окружающими – не конфликтует;

агрессивное поведение – спокойное - доброжелательное поведение;

педантизм – отсутствие педантизма;

трудно воспитуем – легко поддается воспитанию;

завышенная самооценка – заниженная самооценка.

Отношение к обучению:

отрицательное

избирательное

учиться с интересом

учебой не интересуется

Характер общения в группе:

малообщителен

общается избирательно

общение ровное, со всеми в группе

является центром общения

неформальный лидер

изолированный

Характер общения с преподавателями:

конфликтен

на замечания реагирует агрессивно

доброжелателен, выдержан

отношения ровные, спокойные

Общественная активность:

не участвует в жизни группы

пассивный участник общественных дел в группе

организатор творческих дел в группе

участник спортивных мероприятий

активный участник творческих дел в колледже

Внешний вид:

аккуратный внешний вид

безразличие к одежде

неряшливость в одежде

постоянное ношение спортивной формы

Культура речи:

высокая культура речи

регулярное употребление нецензурных выражений

позволяет себе употребление нецензурных выражений

нецензурные выражения в речи появляются, но редко

на замечания не реагирует

Отношение к алкоголизму, курению:

курит регулярно

курит за компанию

не курит

выпивает иногда

не пьет

был замечен с запахом алкоголя в колледже

имеет выговоры и предупреждения за употребление алкоголя

Состоит на учете:

КДН

ОДН

Внутриколледжный учет

Сколько раз приглашался на Совет профилактики___________________

Приложение №7

Тренинг общения для первокурсников.

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей….

Здравствуйте!!!!!

Здравствуйте, меня зовут Светлана Валериевна, я психолог.

Сегодня мы собрались здесь, чтобы познакомиться и поближе узнать друг друга.

В вашей жизни произошло важное событие, вы стали членами нашей большой и дружной семьи –

коллектива Урайского профессионального колледжа.

Как вы думаете сколько человек обучается у нас на сегодняшний день? (552)

А сколько у нас преподавателей?

Сколько мастеров?

А теперь давайте поближе познакомимся с вами. Назвать имя и школу в которой вы учились.

А теперь продолжите предложение каждый:

Я пришел в колледж потому что………….

(А найти новых подруг, познакомиться с интересными людьми)

Хорошо, спасибо! А я хочу вас еще немножко поспрашивать.

Вот вы пришли получать профессию? Молодцы, знаете.

А учиться вам сколько? Очень хорошо!

А учиться вы будите на одни? Правильно! Продолжаем знакомство:

Кивните головой все те, кто учился в школе;

Поднимите руку кто по утрам чистит зубы;

Хлопните в ладоши, кто любит сидеть за компьютером;

Топните ногой у кого есть желание учиться;

Помашите мне кто имеет братьев и сестер;

Встаньте все те кто уверен в себе;

Положите руку на грудь все те кто считает, что может нести ответственность не только за

себя, но и за других;

Поднимите правую руку кто считает себя способным увлечь других на какое-то дело;

Сделайте руки в замок, кто будет все эти годы командой?

А что такое команда? И для чего она нужна?

(группа единомышленников, работающих в одном направлении,

Вот вам первое задание:

Упражнение «Молчанка»

Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.

Оборудование: лист А4, карандаши.

Правила проведения: Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом с партнёром. Теперь вы одна

команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы должны по

очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть такое правило –

нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.

Что ты нарисовал, работая в паре?

Сложно ли вам было рисовать молча?

Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?

Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?

Пересадка сердца

Условия:

Представьте, что вы-коллегия кардиохирургов известного трансплантационного центра. Вы

рассматриваете вопрос о пересадке сердца некоторым из возможных реципиентов. Наконец,

поступил донор, чью жизнь уже невозможно спасти, и который готов отдать свое сердца для

спасения чьей-либо жизни.

Возможно, будет спасена жизнь одного из кандидатов. К сожалению, имеется только одно

сердце, и принять решение нужно быстро.

На принятие решения у вас есть только 15 минут. Есть еще одно важное условие - ваше

решение должно быть единогласным. Если хотя бы один участник группы с ним не согласится, то

сердце погибнет.

Скажите, пожалуйста, в каком упражнении было легче быть командой?

А где было легче договориться? Почему?

Умение слушать и слышать, это нужное умение?

Трудно ли было прислушиваться к другим мнениям и соглашаться, почему?

Уступать легко или тяжело? Что значит уступить?

Должны ли люди работающие в команде уметь уступать? А прислушиваться?

Притча.

В одном селе умирал глава большой семьи. Это был уважаемый человек, проживший большую

жизнь, и у его изголовья собрались многочисленные родственники. Он попросил принести веник и

предложил своим сыновьям сломать его. Каждый из сыновей попытался сделать это, но хотя все

они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать

проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с

легкостью сделали это.

Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А

поодиночке вас легко сломать, как эти прутья».

О чем эта притча?

Завершая сегодняшнюю встречу я хочу вам предложить:

Вместе вы настоящая большая, дружная команда, вам вместе учиться, работать, плыть к

намеченной цели. Что нужно сделать, чтобы во время этого долгого казалось бы плаванья, никого

не растерять? Напишите предложение для вашего дружного коллектива.

Коллективное рукопожатие

(заключительное упражнение)

Ведущий: Помните, как в фильме «Три мушкетёра» Атос, Портос, Арамис и д, Артаньян общим

рукопожатием скрепляют договор и свою мужскую дружбу?

Давайте завершим нашу встречу таким же крепким рукопожатием, но с одним условием –

никого не забыть!



В раздел образования