Автор: Иванова Людмила Николаевна
Должность: Педагог -психолог
Учебное заведение: ГБПОУ "Бологовский колледж"
Населённый пункт: г. Бологое
Наименование материала: Программа Социально – психологической адаптации
Тема: Программа Социально – психологической адаптации и мотивации первокурсников в колледже
Раздел: среднее профессиональное
Программа
Социально – психологической
адаптации и мотивации первокурсников
в колледже
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
Социально – психологическая адаптация и мотивация
первокурсников в колледже.
Наименование учреждения
ГБПОУ «Бологовский колледж»
Автор программы
Педагог-психолог Иванова Л.Н.
Цель программы
Создание условий для успешной социально-
психологической адаптации, гармоничного развития
личности студента, мотивации на успешное освоение
профессиональных компетенций.
Задачи
1.
Формирование
представлений
о
структуре
учебного
процесса,
выбранной
профессии,
профессиональных компетенциях.
2.
Развитие
групповой
сплоченности,
создание
благоприятного
психологического
климата
в
коллективе.
3. Развитие навыков эффективного межличностного
взаимодействия, повышения уверенности в себе.
4. Формирование личности физически развитой,
ведущей
здоровый
образ
жизни,
способной
к
физическому самосовершенствованию и развитию.
5. Развитие позитивной самооценки, творческих
способностей учащихся, способности к рефлексии.
6. Развитие навыков работы в команде, принятие
решений, ответственности.
7. Предупреждение и снятие у первокурсников
психологического
и
физического
дискомфорта,
связанного с новой образовательной средой.
Направления программы
1. Просветительское направление:
-
организационные мероприятия с кураторами и
мастерами по воспитательной работе со студентами
первого курса;
-
информирование
преподавателей,
мастеров
и
кураторов
о
психологических
особенностях
первокурсников.
2. Диагностическое направление:
-
изучение
индивидуально
–
психологических
особенностей обучающихся, их интересов, мотивов
поступления в
колледж,
отношения
к будущей
профессии;
- мероприятия по исследованию уровня социально-
психологической
адаптации
и
выявление
дезадаптации первокурсников;
-
определение
профессиональных
склонностей,
исследование творческих способностей.
3. Профилактическое направление:
-
мероприятия
в
форме
классных
часов,
психологических
игр,
групповых
бесед,
часов
общения с элементами тренингов направленные на
успешное
протекание
социально-психологической
адаптации первокурсников;
- организация воспитательной и внеучебной работы с
первокурсниками
по
формированию
устойчивого
интереса к избранной профессии;
-
мероприятия
по
предотвращению
стрессовых
состояний
и
состояний
нервно-психического
напряжения в период адаптации первокурсников.
4. Коррекционно – развивающее направление:
-
организация
психокоррекционной
работы
при
нарушениях
протекания
процесса
социально-
психологической адаптации студентов первого курса.
Срок проведения
2019-2020
Ожидаемые результаты
1. Создание единой адаптационной среды.
2.
Включение
всех
первокурсников
в
целенаправленный управляемый процесс социально-
психологической адаптации.
3. Осознание первокурсниками трудностей связанных
с первыми месяцами обучения, умение справляться с
эмоциональными кризисами.
4.
Осознание
правильности
сделанного
профессионального выбора, умение «вжиться» и
полюбить выбранную профессию.
5. Сохранность контингента.
Исполнители программы
Заместитель директора по УВР
Педагог – психолог
Социальный педагог
Медицинский работник
Педагоги – организаторы
Мастера производственного обучения
Кураторы
Воспитатель общежития
Преподаватели
Пояснительная записка
Каждый год наш колледж гостеприимно распахивает двери для пополнения
большого и дружного коллектива студентов, которые поступают из разных школ
города и района становятся первокурсниками нашего учебного заведения. Переход
из школы в колледж является для многих учащихся переломным моментом в жизни,
потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки
взрослых может приспособиться к новым, важным для него условиям, а также
безболезненно их пережить.
Новый коллектив, новые преподаватели, новый учебный процесс отличающийся
от школьного, порой неопределенность в выборе профессии, все это приводит к
возникновению психологических проблем, к затруднению в адаптации.
Личная самореализация, профессиональное самоопределение, получение нужной
профессии, построение собственной карьеры, может ли вчерашний школьник
справиться с этим самостоятельно, при этом спокойно адаптироваться в новой для
него социальной среде? Конечно да, но не каждый, и не без помощи взрослых,
которые должны сопровождать его на протяжении всего этапа становления, как
формирующуюся личность, так и сложившегося профессионала.
А начинаться все должно с адаптации учащегося в той среде, в которую он пришел,
не важно сделал он выбор самостоятельно или при помощи взрослых, которые за
него решили. Помогать и сопровождать вчерашнего школьника должны все те же
взрослые, которые берут на себя ответственность в данный период его жизни, его
жизненного становления, как творческой личности, как будущего профессионала.
Поэтому в период адаптации на весь инженерно-педагогический коллектив
ложиться большая ответственность в создании условий для успешной адаптации,
безболезненного принятия той новой обстановки, которая существует в учебном
заведении и которая благоприятно влияет на психологическое состояние молодого
человека. Вчерашние школьники, поступившие в колледж ещё только на пути к
самоопределению, они по - разному относятся к своей будущей профессии, а также
к обучению в колледже. Поэтому очень часто возникают трудности и неудачи,
которые приводят к разочарованию, утрате интереса, пассивности, не желанию
учить и учиться, а также посещать колледж. Все они очень разные, каждый имеет
за плечами свой багаж знаний и умений, каждый обладает определенным уровнем
коммуникабельности, уверенности в себе и ответственности, но все они пришли за
одним и тем же, за профессией, которую выбрали, поэтому наша главная задача не
только адаптировать их, но и сформировать желание получить данную профессию,
чтобы в будущем стать хорошим специалистом.
Цель, задачи и направления программы адаптации и мотивации
первокурсников
Цель:
Создание условий для успешной социально-психологической адаптации,
гармоничного развития личности студента, мотивация на успешное освоение
профессиональных компетенций.
Задачи:
1. Формирование представлений о структуре учебного процесса, о выбранной
профессии, о профессиональных компетенциях.
2. Развитие групповой сплоченности, навыков работы в команде, принятие решений,
создание благоприятного психологического климата в коллективе.
3. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения
уверенности в себе.
4. Формирование личности физически развитой, ведущей здоровый образ жизни,
способной к физическому самосовершенствованию и развитию.
5.
Развитие
позитивной
самооценки,
творческих
способностей
учащихся,
способности к рефлексии.
6. Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического
дискомфорта,
связанного
с
новой
образовательной
средой,
развитие
стрессоустойчивости личности.
7. Развитие психологической готовности к профессиональному обучению.
Этапы реализации программы
1 этап начальный «Адаптационный» (1 семестр)
Цель: создание условий для успешной адаптации и гармоничного развития
личности студента.
Начало обучения в среднем профессиональном заведении, очень значимый этап
для вчерашних школьников, именно этот период в жизни влияет на дальнейшее
развитие, профессиональное самоопределение и личную самореализацию. В этот
период происходит встреча студента и учебного заведения, которое он выбрал, а
также с той психологической средой, которая существует в этом заведении и с
которой ему предстоит взаимодействовать все годы обучения.
Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к
содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном
учреждении. Степень социальной адаптации первокурсника в колледже определяет
множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его
личностные,
деловые
и
поведенческие
качества,
ценностные
ориентации,
активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д.
Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация
студентов нового набора к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего
развития каждого студента как личности и будущего специалиста.
В процессе адаптации первокурсников обычно выявляются следующие
трудности:
неопределенность
мотивации
выбора
профессии,
недостаточная
психологическая готовность к ней (пошел учиться вместе с другом, отправили
родители, не взяли в школу, не надо далеко ехать), выстраивание межличностных
отношений в новом коллективе. В этот момент важно направление не только
успешно адаптировать, но ещё и смотивировать на будущую профессию, о которой
студент знает очень мало или не знает совсем ничего.
План мероприятий
№ п/
п
Мероприятие
Сроки проведения
Ответственный
1
2
3
4
Просветительское направление
1
Проведение «Дня знаний».
Встреча с администрацией
колледжа, куратором, мастером.
1 сентября
Администрация
колледжа
Педагог -
организатор
2
Знакомство с колледжем,
аудиториями, преподавателями
1 сентября
Кураторы
Мастера
Студенческий
Совет
3
Час общения с куратором и
мастером, с одногруппниками.
Ознакомление с Уставом
колледжа, правилами внутреннего
распорядка
1 сентября
Кураторы
Мастера
4
Экскурсия в библиотеку.
Сентябрь
Библиотекари
5
Знакомство с обучающимися
первого курса.
Сентябрь
Педагог – психолог
Социальный
педагог
6
Родительское собрание для
родителей 1 курса.
Сентябрь - октябрь
Администрация
колледжа
Педагог - психолог
Кураторы
Мастера
7
Профориентационные классные
часы в группах нового набора
(презентации о делах колледжа, о
своей профессии)
Ноябрь - декабрь
Кураторы
Старшекурсники
Диагностическое направление
1
Изучение личных дел
обучающихся – первого курса.
Сентябрь
Педагог – психолог
Социальный
педагог
Кураторы
2
Выявление списков студентов-
первокурсников, требующих
особого внимания (сироты, дети
из неблагополучных семей и т.д.)
Сентябрь
Педагог – психолог
Социальный
педагог
Кураторы
3
Посещение занятий (с целью
наблюдения за взаимодействием
обучающихся и преподавателей в
учебном процессе).
Приложение №1
Сентябрь - октябрь
Педагог - психолог
4
Компьютерная диагностика
«Интеллект», «Личность».
Ноябрь
Педагог - психолог
5
Изучение мотива поступления в
колледж, на данную
специальность.
Приложение №2
Ноябрь
Педагог - психолог
6
Изучение психологического
климата в группах (беседы,
наблюдения).
Сентябрь - октябрь
Педагог - психолог
7
Изучение индивидуальных
особенностей личности учащихся
нового набора с использованием
необходимых методик
Сентябрь-декабрь
Педагог - психолог
8
Составление социально –
психологического портрета
первокурсника (на протяжении
года)
Приложение №5
В течении года
Педагог – психолог
Социальный
педагог
Кураторы
Мастера
9
Изучение профессионально
важных качеств обучающихся
В течении года
Педагог - психолог
10
Диагностика состояния здоровья и
физической подготовленности
обучающихся.
Сентябрь - октябрь
Медицинский
работник
Руководитель
Преподаватели физ.
воспитания
11
Диагностика наличия и типа
имеющихся акцентуаций
характера учащихся «группы
риска», склонных к асоциальному
поведению
Сентябрь - июнь
Педагог - психолог
12
Выявление спортивных и
творческих интересов и
наклонностей
Сентябрь
Преподаватели физ.
воспитания
Педагоги
организаторы
13
Ведение карты первокурсника
В течении года
Кураторы
14
Степень адаптированности
первокурсников
сентябрь
Педагог - психолог
15
Посещение мероприятий
В течении года
Педагог - психолог
16
Анализ результатов диагностики
индивидуальных особенностей
личности учащихся с
последующим оказанием
психологической помощи
В течении года
Педагог – психолог
17
Анализ результатов исследование
уровня адаптации учащихся,
выявление группы риска,
составление индивидуальных
коррекционных программ
Октябрь
Педагог – психолог
Социальный
педагог
18
Анкетирование студентов по
выявлению уровня комфортности
проживания в общежитии
Октябрь
Педагог – психолог
Социальный
педагог
Воспитатель
общежития
19
Анкетирование кураторов по
выявлению уровня сплоченности
группы после реализации
программы адаптации студентов -
первокурсников
Декабрь
Педагог – психолог
Социальный
педагог
Профилактическое направление
1
Неделя первокурсника
1 неделя
Кураторы
Мастера
Педагог – психолог
Социальный
педагог
2
День Здоровья
1 неделя
3
Знакомство первокурсников с
учащимися 2-3 курсов, своей
профессии, посещение мастерских
и кабинетов проф.
направленности своей профессии.
1 неделя
Мастера, кураторы
4
Круги общения с элементами
тренинга, для знакомства и
командообразования
1,2,3 неделя
Кураторы
Мастера
Педагог - психолог
5
Классные часы на общение,
мотивация к выбранной
профессии.
В течении года
Кураторы
Мастера
6
Индивидуальная работа со
студентами, направленная на
снятие состояния тревожности,
агрессии и страхов
В течении года
Педагог – психолог
Кураторы
7
Классные часы посвященные
формированию интереса к
выбранной профессии
В течении года
Воспитательный
отдел
Мастера
Учащиеся 2,3,4
курсов
8
Посвящение в студенты
Октябрь
Педагог -
организатор
9
Участие в мероприятиях
проводимых для всех курсов для
сплочения
В течении года
Воспитательный
отдел
10
Спортивные мероприятия, между
группами одной направленности
для приемственности старших и
младших курсов
В течении года
Преподаватели
физической
культуры
Мастера
11
Педагогический консилиум по
адаптации
Декабрь
Педагогический
коллектив
12
Рекомендации кураторам,
мастерам по результатам
психодиагностики
индивидуальных особенностей
учащихся.
Ноябрь, декабрь
Педагог – психолог
Коррекционно – развивающее направление
1
Обучение психологической само-
регуляции (агрессивности,
тревожности)
В течении года
Педагог - психолог
2
Предупреждение и снятие у
студентов психологического
дискомфорта, связанного с
учебной деятельностью
В течении года
Педагог - психолог
3
Индивидуальная работа с
дезадаптированными студентами
взаимодействие с социальным
педагогом в работе со студентами,
“группы риска”
В течении года
Педагог – психолог
Социальный
педагог
4
Работа по урегулированию
конфликтных ситуаций между
участниками образовательного
процесса
В течении года
Педагог – психолог
Социальный
педагог
5
Повышение интереса к выбранной
профессии, путем игровых
ситуаций, упражнений, тренингов,
встреч.
В течении года
Педагог – психолог
Социальный
педагог
6
Индивидуальные занятия по
В течении года
Педагог - психолог
программе «Измени себя сам»
Совет профилактики
В течении года
Члены совета
профилактики
2 этап основной «Мотивационный» (2 семестр),
Цель: мотивация на успешное освоение профессиональных компетенций.
Подростку в 14-15 лет крайне сложно выбрать профессию. Профессиональные
намерения
ещё
неопределенны.
Неудовлетворенность
реально
наступившим
будущим стимулирует развитие рефлексии – осознание собственного «Я» (Кто я?,
Каковы мои способности? Каков мой жизненный идеал? Почему я выбрал эту
профессию?, А что я о ней знаю? Смогу ли я работать по этой профессии?). Все эти
вопросы не дают покоя, волнуют и тревожат неокрепшую психику учащихся и в то
же время заставляют размышлять, искать ответы, начинать действовать. Иногда
подросткам очень трудно самим ответить на эти вопросы, поэтому важно в этот
момент протянуть им руку помощи, помочь разобраться и направить в правильное
русло.
План мероприятий
№ п/
п
Мероприятие
Сроки проведения
Ответственный
1
2
3
4
Диагностическое направление
1
Создание банка данных на
каждого учащегося
В течении года
Педагог – психолог
Социальный
педагог
Куратор
Мастер
2
Диагностика профессионально
Диагностика профессионально
важных качеств.
важных качеств.
Февраль
Педагог - психолог
3
Диагностика готовности к
Диагностика готовности к
профессиональной деятельности.
профессиональной деятельности.
Апрель - май
Педагог - психолог
4
Анкетирование для родительских
Анкетирование для родительских
собраний. Влияние родителей на
собраний. Влияние родителей на
профессиональное становление
профессиональное становление
личности.
личности.
Педагог – психолог
Мастера
5
Профилактическое направление
1
Спортивные мероприятия, между
профессиями, для
приемственности старших и
младших курсов
Декабрь –
июнь
Воспитательный
отдел
Мастера
2
Организация экскурсий на
предприятия
Март - апрель
Администрация
Мастера
3
Участие в Днях профессий
(Машинист локомотива) Т/О и
ремонт.Мехонизация С/С
В течении года
Воспитательный
отдел
Мастера
4
Встречи с интересными людьми
своей профессии.
В течении года
Мастера
5
Мероприятия посвященные
формированию интереса к
выбранной профессии
В течении года
Воспитательный
отдел
Мастера
Учащиеся 2,3,4
курсов
6
Консультирование по результатам
диагностики
В течении года
Педагог-психолог
7
Оформление информационных
стендов для обучающихся и
родителей.
В течении года
Педагог-психолог
8
Цикл встреч и просветительских
бесед посвященных
нравственному воспитанию
В течении года
Воспитательный
отдел
Предполагаемые результаты реализации программы
Эффективность программы оценивается результативностью мероприятий по
адаптации первокурсников к обучению в колледже, повышению их мотивации и
сохранность контингента. Ожидается уменьшение симптомов дезадаптации,
своевременное предупреждение возможных нарушений психологического здоровья,
развитие психологической готовности к профессиональному обучению.
1. Создание единой адаптационной среды.
2. Включение всех первокурсников в целенаправленный управляемый процесс
социально-психологической адаптации.
3. Осознание первокурсниками трудностей связанных с первыми месяцами
обучения, умение справляться с эмоциональными кризисами.
4.
Осознание
правильности
сделанного
профессионального
выбора,
умение
«вжиться» и полюбить выбранную профессию.
5. Сохранность контингента.
6. Снижение количества обучающихся «группы риска».
Заключение
Главным в адаптации остается процесс психологической перестройки личности
студента, его заинтересованности, а также
способности, умение и желание
приспосабливаться к новой социальной среде, к условиям обучения в колледже.
И здесь большую роль играет самостоятельная, творческая работа студента. А
задачей является, прежде всего, не только быстрее и мягче адаптировать, не только
дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться»,
полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в
реальные условия современной жизни.
Поэтому и помощь должна осуществляться всеми специалистами колледжа на
основе их совместного взаимодействия.
Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение путей их
преодоления
позволит
повысить
адаптационную
активность
студентов,
успеваемость и качество знаний.
Литература
1.
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.,2001.
2.
Выготский Л.С.Психология.-М: Изд-во Эксмо-Пресс, 2000. – 108 с.- (Серия
«Мир психологии»)
3.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М.,1996.
4.
Грецов А.Г., Жукова Е.В. Из школы в жизнь: социально психологическая
адаптация старшеклассников/ Грецов А.Г., Жукова Е.В.: журнал «Психология
и школа», 2002 -№ 1. – стр. 34-43
5.
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками/Л.Ф.Анн. - Питер,2008.-
272 с.
6.
Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков/А.Г.Грецов.-Питер,2005.-160 с.
7.
Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. М.,
“Флинта”, 2003, 181 с.
8.
Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и
студентов. – СПб.: Питер, 2008.
9.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.,2000.
10.Психологический тренинг с подростками /Л.Ф. Анн.-СПб.,2003.
11.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.,2001.
Приложения №1
Посещение уроков обучающихся 1 курса
Психологический анализ урока
в адаптационный период
Преподаватель…………………………………………………………………………………
Предмет…………………………………………………………………………………………
Тема………………………………………………………………………………………
Группа………………….................................... Дата проведения занятия………………
№ п/
п
Параметры
Наблюдения
Психологическая оценка урока
1.
Уровень организации урока (доля
спонтанности и воздействия
преподавателя в настрое обучающихся
на урок).
2.
Оснащенность урока средствами:
аудиальной, визуальной,
кинестетической, дигитальной.
3.
Использование разных методов и
приемов обучения для развития
психических процессов: мышления,
памяти, внимания, восприятия.
4.
Соотношение самостоятельной,
творческой деятельности обучающихся.
5.
Работоспособность учащихся на уроке,
психологический климат в группе.
Анализ деятельности преподавателя
на уроке.
1.
Эмоциональная устойчивость, владение
собой, преобладающие эмоции.
Собранность, энергичность,
эмоциональность. Умение слушать,
проявлять эмпатию.
2.
Коммуникабельность, умение
устанавливать контакт с группой и
каждым обучающимся. Увлеченность
преподаваемым предметом.
3.
Психологическая дистанция между
преподавателем и обучающимися.
4.
Внешний облик и культура речи (поза,
мимика, пантомимика, одежда, прическа,
чувство вкуса, стиля)
Психологический анализ учебной
деятельности студентов:
1.
Проявление у студентов ответственности
за свои действия, умение оценивать себя
и других
2.
Коммуникативные проявления
(открытость, индивидуальность,
нестандартность речевых проявлений,
невербальная – экспрессия, глазной
контакт, поза, мимика)
3.
Наличие вопросов, дополнений,
комментариев со стороны студентов
4.
Склонность к взаимодействию
(групповая, парная работа, дискуссии,
коллективное решение учебных задач,
взаимопомощь, сострадание в ситуациях
неудач, радость за успехи
одногруппников)
5.
Отношение студентов к преподавателю
(уважительное, равнодушное,
подчиненное, недоброжелательное,
покровительственное)
6.
Преобладающее на уроке самочувствие и
настроение группы (напряженность,
страх, раздражительность, агрессия,
равнодушие, воодушевленность,
энтузиазм, мажорность,
раскрепощенность или скованность)
Педагог-психолог:
Приложения №2
Анкета
«Определение степени адаптированности студентов»
1.Почему вы выбрали колледж для своего профессионального обучения
это мой личный выбор
повлияли родители
много слышал о колледже
узнал от знакомых, друзей
не взяли в школу
другое_________________________________________
2.Укажите, пожалуйста, что повлияло на выбор специальности, которую вы получаете в колледже?
желание получить выбранную мной специальность
недостаток информации о других специальностях
мнение родственников, друзей, знакомых
специальность соответствует моим интересам
востребованность данной специальности на рынке труда
другое___________________________________________
3. Получаете ли вы помощь от преподавателей в решении учебных и жизненных вопросов?
да
нет
частично
никогда не получаю
4. Испытывали ли вы тревогу в первые дни обучения в колледже?
да
нет
5. Как вы оцениваете взаимоотношения в вашей студенческой группе?
мы все хорошо общаемся
мы общаемся, но в мини-группах
мы не общаемся совсем
мы общаемся только на тему учебы
другое________________________________________
6. Какие черты характера, по-вашему, нужны студенту для успешного обучения в колледже?
сила воли
целеустремленность
ответственность
терпимость
активность
все вышеперечисленные
другое__________________________________________
7. Какие трудности вы сейчас испытываете?
в учебе, в условиях обучения
в общении с группой
в общении с преподавателями
в общении с куратором
в общении с мастером
в общении с родителями и родственниками
другое___________________________________________
8. Участвуете ли вы во внеклассных мероприятиях колледжа
активно участвую
изредка участвую
не участвую совсем
нет желания в этом участвовать
9. После двух месяцев в колледже, есть ли у вас желание продолжать учебу?
Да
Нет
Незнаю
Хочу обратно в школу
10. В каких кружках и секциях ты хотел бы заниматься в колледже?
Спортивные:
Какие?______________________________________________________________________________________________
Танцевальный
Театральный
Вокальный
Другое_______________________________________________________________________________________________
11. Что для вас самое главное в жизни? ( можно выбрать 2 ответа)
Материальное благополучие
Здоровье
Уважение окружающих
Удовольствие, развлечения
Приложения №3
Анкета
«Адаптированность студентов в колледже»
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Обведите кружком на каждой строчке варианта
ответа в соответствующей графе, в зависимости от того, какое эмоциональное состояние для Вас чаще всего
характерно,
когда Вы находитесь в колледже (оцените по 4-бальной шкале ниже перечисленные
эмоциональные состояния)
№
Суждения
Ответы
Нет, это не
так
Пожалуй,
так
Верно
Совершенно
верно
1
Я спокоен, ощущаю душевный покой
1
2
3
4
2
Мне ничего не угрожает
1
2
3
4
3
Я нахожусь в напряжении
1
2
3
4
4
Бывает, что я чувствую себя неудачником
1
2
3
4
5
Я обычно раздражен
1
2
3
4
6
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю об учебе
1
2
3
4
7
Мне радостно, я чувствую желание учиться
1
2
3
4
8
Часто расстраиваюсь по пустякам, все близко
принимаю к сердцу
1
2
3
4
9
Я внутренне скован, закомплексован
1
2
3
4
10
Я чувствую себя свободно «как рыба в воде»
1
2
3
4
11
Я удовлетворен собой и своими учебными успехами
1
2
3
4
12
Я сильно переживаю из-за неприятностей, долго не
могу о них забыть
1
2
3
4
13
Я уверен в себе и своих силах
1
2
3
4
14
Часто нервничаю, расстроен, не нахожу себе места
1
2
3
4
15
Меня тревожат возможные трудности
1
2
3
4
16
У меня бывает хандра, апатия, тоска
1
2
3
4
1.
Вы с желанием идете в колледж?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Другое__________________________
2.
Что вы скажите о своей учебе?
Учусь с удовольствием
Учусь, так как требуют родители
Учусь, так как это необходимо для моего будущего
К учебе равнодушен
Думаю оставить учебу
Хочу перейти в другую группу
Другое ____________________
3.
Самые интересные предметы:_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
4.
По сравнению со школой:
Вы стали учиться лучше
Вы стали учиться хуже
Все осталось без изменений
Другое_____________________________________________________________________________________
5.
Как вы оцениваете взаимоотношения в вашей студенческой группе?
мы все хорошо общаемся
мы общаемся, но в мини-группах
мы не общаемся совсем
мы общаемся только на тему учебы
другое
Приложение №4
Информация куратора на консилиуме
Информация об адаптации учащихся первого курса в студенческой среде
Группа _______________
1.
Количество обучающихся_______
Юноши:_______
Девушки:______
2.
Учащиеся прогуливающие без уважительной причины:___________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
3.
Неуспевающие:_________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
4.
Хорошисты:____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
5.
Активисты:____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
6.
Неформальные лидеры:
положительные:________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
отрицательные:_________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
7.
Группировки:__________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
8.
Учащиеся с отклоняющимся поведением:_________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
9.
Кого бы хотели поставить на внутренний учет:______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Куратор:_______________________/_____________________/
Мастер:________________________/_____________________/
Приложение №5
Психологический портрет
учащегося группы_______________________
Ф.И.___________________________________
_______________________________________
Тест акцентуации характера:
Психотипы:
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Рекомендации:
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Самооценка психических состояний:
Тревожность:________
Фрустрация:_________
Агрессивность:_______
Ригидность:__________
Рекомендации:
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Тест агрессивности:
ВА________________
ФА________________
ПА________________
ЭА________________
СА________________
Рекомендации:_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Положение в группе: (подчеркнуть)
Лидер (звезда) Предпочитаемый Принимаемый Отвергаемый (изгой)
Тест «Айзенка»
Экстраверсия:_______________________
Нейротизм:_________________________
Шкала лжи:_________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Рекомендации:_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Взаимоотношения с одногруппниками:
(деловые, ровные дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается).
Манера, стиль общения с окружающими:
–
доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но
не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);
–
недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в
поощрении при разговоре);
–
экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен,
открыт, полон внимания к окружающим);
–
интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в
разговоре немногословен).
Отношение к общественному мнению:
–
активно-положительное (понимает критику, согласен с ней, недостатки стремится
исправлять);
–
пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не
исправляет);
–
безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);
–
негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет).
Приложение №6
Индивидуальная
психолого-педагогическая карта обучающегося
(для куратора, мастера в дневник педагогических наблюдений)
Ф.И.О.___________________________________________________________
Группа _____________ Год обучения____________Семестр______________
Волевые качества, которыми обладает обучающийся:
целеустремленность
настойчивость
выдержка
решительность
инициативность
организованность
дисциплинированность
смелость
исполнительность
самостоятельность
Характерные особенности личности обучающегося:
дисциплинирован - не дисциплинирован;
конфликтует с одногруппниками – не конфликтует;
конфликтует с окружающими – не конфликтует;
агрессивное поведение – спокойное - доброжелательное поведение;
педантизм – отсутствие педантизма;
трудно воспитуем – легко поддается воспитанию;
завышенная самооценка – заниженная самооценка.
Отношение к обучению:
отрицательное
избирательное
учиться с интересом
учебой не интересуется
Характер общения в группе:
малообщителен
общается избирательно
общение ровное, со всеми в группе
является центром общения
неформальный лидер
изолированный
Характер общения с преподавателями:
конфликтен
на замечания реагирует агрессивно
доброжелателен, выдержан
отношения ровные, спокойные
Общественная активность:
не участвует в жизни группы
пассивный участник общественных дел в группе
организатор творческих дел в группе
участник спортивных мероприятий
активный участник творческих дел в колледже
Внешний вид:
аккуратный внешний вид
безразличие к одежде
неряшливость в одежде
постоянное ношение спортивной формы
Культура речи:
высокая культура речи
регулярное употребление нецензурных выражений
позволяет себе употребление нецензурных выражений
нецензурные выражения в речи появляются, но редко
на замечания не реагирует
Отношение к алкоголизму, курению:
курит регулярно
курит за компанию
не курит
выпивает иногда
не пьет
был замечен с запахом алкоголя в колледже
имеет выговоры и предупреждения за употребление алкоголя
Состоит на учете:
КДН
ОДН
Внутриколледжный учет
Сколько раз приглашался на Совет профилактики___________________
Приложение №7
Тренинг общения для первокурсников.
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей….
Здравствуйте!!!!!
Здравствуйте, меня зовут Светлана Валериевна, я психолог.
Сегодня мы собрались здесь, чтобы познакомиться и поближе узнать друг друга.
В вашей жизни произошло важное событие, вы стали членами нашей большой и дружной семьи –
коллектива Урайского профессионального колледжа.
Как вы думаете сколько человек обучается у нас на сегодняшний день? (552)
А сколько у нас преподавателей?
Сколько мастеров?
А теперь давайте поближе познакомимся с вами. Назвать имя и школу в которой вы учились.
А теперь продолжите предложение каждый:
Я пришел в колледж потому что………….
(А найти новых подруг, познакомиться с интересными людьми)
Хорошо, спасибо! А я хочу вас еще немножко поспрашивать.
Вот вы пришли получать профессию? Молодцы, знаете.
А учиться вам сколько? Очень хорошо!
А учиться вы будите на одни? Правильно! Продолжаем знакомство:
Кивните головой все те, кто учился в школе;
Поднимите руку кто по утрам чистит зубы;
Хлопните в ладоши, кто любит сидеть за компьютером;
Топните ногой у кого есть желание учиться;
Помашите мне кто имеет братьев и сестер;
Встаньте все те кто уверен в себе;
Положите руку на грудь все те кто считает, что может нести ответственность не только за
себя, но и за других;
Поднимите правую руку кто считает себя способным увлечь других на какое-то дело;
Сделайте руки в замок, кто будет все эти годы командой?
А что такое команда? И для чего она нужна?
(группа единомышленников, работающих в одном направлении,
Вот вам первое задание:
Упражнение «Молчанка»
Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.
Оборудование: лист А4, карандаши.
Правила проведения: Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом с партнёром. Теперь вы одна
команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы должны по
очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть такое правило –
нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.
Что ты нарисовал, работая в паре?
Сложно ли вам было рисовать молча?
Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?
Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?
Пересадка сердца
Условия:
Представьте, что вы-коллегия кардиохирургов известного трансплантационного центра. Вы
рассматриваете вопрос о пересадке сердца некоторым из возможных реципиентов. Наконец,
поступил донор, чью жизнь уже невозможно спасти, и который готов отдать свое сердца для
спасения чьей-либо жизни.
Возможно, будет спасена жизнь одного из кандидатов. К сожалению, имеется только одно
сердце, и принять решение нужно быстро.
На принятие решения у вас есть только 15 минут. Есть еще одно важное условие - ваше
решение должно быть единогласным. Если хотя бы один участник группы с ним не согласится, то
сердце погибнет.
Скажите, пожалуйста, в каком упражнении было легче быть командой?
А где было легче договориться? Почему?
Умение слушать и слышать, это нужное умение?
Трудно ли было прислушиваться к другим мнениям и соглашаться, почему?
Уступать легко или тяжело? Что значит уступить?
Должны ли люди работающие в команде уметь уступать? А прислушиваться?
Притча.
В одном селе умирал глава большой семьи. Это был уважаемый человек, проживший большую
жизнь, и у его изголовья собрались многочисленные родственники. Он попросил принести веник и
предложил своим сыновьям сломать его. Каждый из сыновей попытался сделать это, но хотя все
они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать
проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с
легкостью сделали это.
Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А
поодиночке вас легко сломать, как эти прутья».
О чем эта притча?
Завершая сегодняшнюю встречу я хочу вам предложить:
Вместе вы настоящая большая, дружная команда, вам вместе учиться, работать, плыть к
намеченной цели. Что нужно сделать, чтобы во время этого долгого казалось бы плаванья, никого
не растерять? Напишите предложение для вашего дружного коллектива.
Коллективное рукопожатие
(заключительное упражнение)
Ведущий: Помните, как в фильме «Три мушкетёра» Атос, Портос, Арамис и д, Артаньян общим
рукопожатием скрепляют договор и свою мужскую дружбу?
Давайте завершим нашу встречу таким же крепким рукопожатием, но с одним условием –
никого не забыть!