Автор: Цехменструк Галина Анатольевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КГОБУ "Полтавская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: с.Полтавка Приморский край
Наименование материала: разработка
Тема: Этапы адаптации воспитанников школы-интерната
Раздел: среднее профессиональное
Э ТАП Ы
С О Ц И А Л Ь Н О Й
АДАПТАЦИИ
ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
1.
Прием и адаптация вновь поступивших воспитанников
2.
Социально- трудовая адаптация (навыки самообслуживания)
3.
Самоуправление
(умение
организовать
и
планировать
свое
время)
4.
Знакомство с жилищно-бытовой системой социальной защиты
5.
Социально-профессиональная адаптация
6.
Постинтернатное сопровождение выпускников
Пути реализации
Планируемый или полученный результат
Прием
и
адаптация
вновь
поступивших воспитанников
Наблюдение
за
поведением
в н о в ь
п о с т у п и в ш и х
в о с п и т а н н и к о в ,
взаимоотношения с педагогами и детьми
Навыки самообслуживания:
Гигиениче ские
навыки
п о
соблюдению чистоты тела
Беседы с девочками о
гигиенической культуре,
обеспечение гигиеническими
средствами, этике семейных
отношений.
Навыки культуры еды
Навыки аккуратного и бережного
обращения с личными вещами
Навыки поддержания порядка в
окружающей обстановке
Обучение навыкам шитья,
искусству вязания, вышивания
Работа по благоустройству
школы-интерната и прилегающей
территории
Трудоустройство через Центр
занятости населения
Растениеводство и цветоводство:
а) выращивание рассады;
Умение
правильно
пользоваться
мылом,
зубной
щеткой
и
пастой,
при
кашле
отворачиваться
и
прикрывать
р от,
соблюдать опрятность, устранять мелкие
непорядки в одежде.
Повышение
уровня
гигиенической
культуры девочек, подготовка к будущему
супружеству.
Формировать навыки аккуратности еды у
детей,
приучать
правильно
сидеть
за
столом, принимать пищу.
В о с п и т а н и е
о п р я т н о с т и ,
у ч и т ь
самостоятельно
замечать
непорядки
в
одежде и самостоятельно их устранять.
П р и в л е ч е н и е
к
э л е м е н т а р н о м у
хозяйственно-бытовому труду: дежурство
по
столовой,
спальням,
классным
кабинетам, уборка территорий, места для
игр.
Получение
базовых
навыков
шитья,
вязания
для
последующей
социально-
бытовой адаптации выпускников.
Улучшение
жилищно-бытовых условий
жизни детей в интернате, умение делать
мелкий
и
ко сметич е ский
р е м о н т
помещений.
Зарабатывание
денег
путем
работ
по
благоустройству села.
Умение выращивать огородные культуры,
уход и уборка овощей.
б) работа на пришкольном
участке;
в) заготовка овощей и ягод
Обучение столярному делу
Развитие способностей детей
путем создания «школы искусств
и прикладных ремесел»:
рисования, художественной
вышивки, изготовление игрушек,
поделок
Проведение конкурсов и
выставок декоративно-
прикладного творчества
Музыкальные занятия
Сюжетно-ролевые игры
Военно-спортивная подготовка:
а) Организация спортивных
мероприятий;
б) походы;
в) проведение военно-
патриотической игры «Зарница»
Создание развивающей среды
для проведения досуга и
воспитательной деятельности
Получение начальных профессиональных
навыков столярного дела. Производство и
ремонт продукции для нужд школы.
Развитие творческого потенциала детей.
Участие в школьных, районных и краевых
конкурсах.
Проведение праздников, дня именинника,
п о з в о л я ю щ и х
с о зд ат ь
с е м е й н у ю
атмосферу.
Э м о ц и о н а л ь н а я
н а с ы щ е н н о с т ь ,
о с у щ е с т в л е н и е
д е я т е л ь н о с т и ,
моделирование
различных
жизненных
с и т у а ц и й ,
у с в о е н и е
л и ч н о с т ь ю
социальных
ролей
для
дальнейшей
социальной интеграции в социуме.
Пропаганда
физической
культуры
и
спорт а,
здорового
образа
ж и з н и .
Организация
досуга
воспитанников,
с о д е й с т в и е
и х
с о ц и а л ь н о -
ориентированному воспитанию.
Вовлечение воспитанников в кружковую
работу:
«Хозяюшка»,
«Фольклорный»,
баскетбольный, волейбольный.
Самоуправление
Д е т с к а я
о р г а н и з а ц и я
«Доброград»
Реализация деловых качеств, воспитание
ответственности
Самоподготовка
Дни самоуправления
Участие в подготовке классных и
внешкольных мероприятий
Участие в школьных и районных
конкурсах
Ч а с ы
о т д ы х а
( п р о г у л к и ,
подвижные, спортивные игры)
Шефская помощь
Умение
самостоятельно
выполнять
домашнее задание
Умение
самостоятельно
принимать
решения, брать на себя ответственность,
заботиться о младших
З н а к о м с т в о
с
ж и л и щ н о -
бытовой системой и системой
социальной защиты
Проведение
бесед
о
правовой
п о м о щ и ,
с о ц и а л ь н о -
психологической
поддержке
воспитанников
детских
домов.
Практические
советы
для
тех,
кто вступает в самостоятельную
жизнь: материальная поддержка
п р и
в ы п у с к е ,
л ь г о т ы ,
представляемые
выпускнику
в
материальной
сфере,
работе,
у ч е б е ,
р а с с м а т р и в а ю т с я
проблемные ситуации, связанные
с
бе зработицей,
с е м е й н о й
жизнью, законопослушанием.
М е д и ц и н с к а я
п о м о щ ь
воспитанникам.
Р а б о т а
с
п с и х и а т р о м ,
с о ц п е д а г о г о м ,
к о р р е к ц и я
поведения, снятие
стрессовых
с и т у а ц и й ,
р а з р е ш е н и е
конфликтных ситуаций
Ознакомление
со
своим
правами
и
о б я з а н н о с т я м и ,
у м е н и е
и м и
воспользоваться в различных жизненных
ситуациях.
Ежегодные медосмотры специалистами,
проведение лечения, назначенного врачом.
Педагогическая, психологическая и
медицинская помощь воспитанникам,
коррекция поведения, социальная
адаптация воспитанников.
Социально-профессиональная
адаптация
Профориентационная
работа:
п р о в е д е н и е
б е с е д
п о
профориентации,
связанных
с
буд у щ е й
с а м о с т о я т е л ь н о й
Социальная
адаптация
воспитанников
к
жизни в обществе.
жизнью воспитанников.
Постинтернатное
сопровождение выпускников
О п р е д е л е н и е
в
П У ,
трудоустройство
через
Центр
занятости
населения,
помощь
в
о ф о р м л е н и и
д о к у м е н т о в :
получение паспорта, заключение
договоров,
оформление
пенсий
п о
у т е р е
к о р м и л ь ц а
п о
достижению
18
лет,
помощь
в
получении
жилья,
оформлении
субсидий и т.п.