Автор: Андрющенко Марина Алексеевна
Должность: Преподаватель истории
Учебное заведение: ГБПОУ РХ ЧТТиС
Населённый пункт: г.Черногорск, р. Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел: среднее профессиональное
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-
НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного
образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания.Она определяет характер современного национального воспитательного
идеала. – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются
базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях,
передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять
разрушительным влияниям.
В наше время человек должен уметь воспринимать мир во всём сложном многообразии. В
Концепции новых стандартов говорится, что современное ОУ должно воспитывать
готовность человека к «инновационному поведению».
На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение
видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер
жизни: бытовой, социальной, профессиональной.
Современное образование призвано формировать личность, способную вести свою
деятельность в непрерывно изменяющихся условиях, быстрыми темпами осваивать и
эффективно применять для достижения целей инновационные технологии.
Задачи духовно-нравственного воспитания :
Общие задачи духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся классифицированы
по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из
существенных сторон духовно - нравственного развития личности гражданина России.
1.
Каждое из направлений духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся
основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно
обеспечивать усвоение их обучающимися.
2.
Организация духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе
достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим
направлениям:
Основные(базовые) направления и ценностные установки духовно-нравственного развития:
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и
воспитания студентов планируется достижение следующих результатов
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному
культурно-историческому наследию, государственной символике, законам
Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям,
старшему поколению;
представления об институтах гражданского общества, о государственном
устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее
значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном
достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и
патриотического долга;
опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и
культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической
позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина,
товарища.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в
том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между
поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями
различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и
младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку,
находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в
обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков
других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим,
заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное
отношение к ним.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым
достижениям России и человечества, трудолюбие;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
представления о различных профессиях;
навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания
нового;
опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно
значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и
наиболее привлекательных для подростка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и
практической, общественно полезной деятельности.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих
людей;
представления о взаимной обусловленности физического, нравственного,
психологического, психического и социально-психологического здоровья
человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья
человека;
личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека,
его образования, труда и творчества;
знания о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на
здоровье человека.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание):
ценностное отношение к природе;
опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре
народов России, нормах экологической этики;
опыт участия в природоохранной деятельности в колледже, на участке, по
месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
умения видеть красоту в окружающем мире;
умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
представления об эстетических и художественных ценностях отечественной
культуры;
опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных
традиций, фольклора народов России;
опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в
природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому
себе;
опыт самореализации в различных видах творческой деятельности,
формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах
творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве
образовательного учреждения и семьи.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся, т.е. уклада жизни образовательного учреждения,
определяющего урочную и внеурочную деятельность обучающихся.
Условия духовно-нравственного развития обучающихся
. 1. Осознанное стремление каждого педагога к собственному духовному росту и
оказание помощи своим воспитанникам в духовном взрослении. Создание в коллективе
атмосферы товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и
индивидуальности каждого учащегося, признание за ним права на собственную точку
зрения, развитие диалоговых форм общения.
2. Систематическое изучение каждого учащегося. Разработка индивидуальных вариантов
воспитания и развития школьника.
3. Взаимодействие с религиозными и общественными организациями, гражданско-
патриотическими, культурными, экологическими, детско-юношескими и молодежными
движениями, организациями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные
российские ценности и готовыми содействовать достижению национального
педагогического идеала.
4. Повышение педагогической культуры родителей через проведение родительских
конференций, собраний-диспутов, встреч за круглым столом, семейные гостиные, вечер
вопросов и ответов, тренинги для родителей
Все направления духовно - нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и
обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных
традиций.
Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России, конкретизировать в
соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и
формы деятельности .