Напоминание

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Автор: Андрющенко Марина Алексеевна
Должность: Преподаватель истории
Учебное заведение: ГБПОУ РХ ЧТТиС
Населённый пункт: г.Черногорск, р. Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-

НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного

образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного

развития и воспитания.Она определяет характер современного национального воспитательного

идеала. – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий

судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей

страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа

Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются

базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях,

передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять

разрушительным влияниям.

В наше время человек должен уметь воспринимать мир во всём сложном многообразии. В

Концепции новых стандартов говорится, что современное ОУ должно воспитывать

готовность человека к «инновационному поведению».

На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение

видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер

жизни: бытовой, социальной, профессиональной.

Современное образование призвано формировать личность, способную вести свою

деятельность в непрерывно изменяющихся условиях, быстрыми темпами осваивать и

эффективно применять для достижения целей инновационные технологии.

Задачи духовно-нравственного воспитания :

Общие задачи духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся классифицированы

по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из

существенных сторон духовно - нравственного развития личности гражданина России.

1.

Каждое из направлений духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся

основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно

обеспечивать усвоение их обучающимися.

2.

Организация духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе

достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим

направлениям:

Основные(базовые) направления и ценностные установки духовно-нравственного развития:

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и

воспитания студентов планируется достижение следующих результатов

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и

обязанностям человека

 ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному

культурно-историческому наследию, государственной символике, законам

Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям,

старшему поколению;

 представления об институтах гражданского общества, о государственном

устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее

значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном

достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и

патриотического долга;

 опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и

культуры;

 опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической

позиции;

 опыт социальной и межкультурной коммуникации;

 представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина,

товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

 представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в

том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между

поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями

различных социальных групп;

 нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и

младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми

нравственными нормами;

 уважительное отношение к традиционным религиям;

 неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку,

находящемуся в трудной ситуации;

 способность эмоционально реагировать на негативные проявления в

обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков

других людей;

 уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим,

заботливое отношение к младшим;

 знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное

отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

 ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым

достижениям России и человечества, трудолюбие;

 ценностное и творческое отношение к учебному труду;

 представления о различных профессиях;

 навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, и взрослыми;

 осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания

нового;

 опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно

значимой деятельности;

 потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и

наиболее привлекательных для подростка видах творческой деятельности;

 мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и

практической, общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

 ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих

людей;

 представления о взаимной обусловленности физического, нравственного,

психологического, психического и социально-психологического здоровья

человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья

человека;

 личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

 представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека,

его образования, труда и творчества;

 знания о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на

здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

(экологическое воспитание):

 ценностное отношение к природе;

 опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

 знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре

народов России, нормах экологической этики;

 опыт участия в природоохранной деятельности в колледже, на участке, по

месту жительства;

 личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование

представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

 умения видеть красоту в окружающем мире;

 умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

 представления об эстетических и художественных ценностях отечественной

культуры;

 опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных

традиций, фольклора народов России;

 опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в

природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому

себе;

 опыт самореализации в различных видах творческой деятельности,

формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах

творчества;

 мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве

образовательного учреждения и семьи.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного

развития и воспитания обучающихся, т.е. уклада жизни образовательного учреждения,

определяющего урочную и внеурочную деятельность обучающихся.

Условия духовно-нравственного развития обучающихся

. 1. Осознанное стремление каждого педагога к собственному духовному росту и

оказание помощи своим воспитанникам в духовном взрослении. Создание в коллективе

атмосферы товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и

индивидуальности каждого учащегося, признание за ним права на собственную точку

зрения, развитие диалоговых форм общения.

2. Систематическое изучение каждого учащегося. Разработка индивидуальных вариантов

воспитания и развития школьника.

3. Взаимодействие с религиозными и общественными организациями, гражданско-

патриотическими, культурными, экологическими, детско-юношескими и молодежными

движениями, организациями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные

российские ценности и готовыми содействовать достижению национального

педагогического идеала.

4. Повышение педагогической культуры родителей через проведение родительских

конференций, собраний-диспутов, встреч за круглым столом, семейные гостиные, вечер

вопросов и ответов, тренинги для родителей

Все направления духовно - нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и

обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных

традиций.

Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина России, конкретизировать в

соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и

формы деятельности .



В раздел образования