Автор: Белова Ирина Викторовна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГПОАУ "Амурский технический колледж"
Населённый пункт: город Шимановск, Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения на уроках истории"
Раздел: среднее профессиональное
«Использование
различных
форм
работы
в
рамках
технологии
проблемного обучения на уроках истории».
Историческое
образование
сегодня
–
один
из
сложных
и
противоречивых элементов системы образования. В России ни одна наука не
претерпела столько изменений как история, даже взрослому человеку трудно
осмыслить и разобраться в новой трактовке многих исторических процессов.
Вопрос «Как преподавать историю сегодня в учебном заведении?» волнует
преподавателей. Понятно всем, что нудное изложение материала приводит к
безразличию и тоске в глазах студентов, у них снижается желание учиться. В
своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями:
при
использовании
традиционной
методики
с
ее
идеей
максимальной
помощи студентам в процессе обучения происходит снижение уровня их
самостоятельности.
Таким
образом,
возникает
конфликт
между
целями
учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности у
ребят
учиться.
Разрешение
данного
противоречия
я
нашла
в
теории
проблемного обучения. Из общественных деятелей педагогической науки ее
четко сформулировал К.Д. Ушинский считавший, что серьезное внимание в
обучении надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на
побуждение его к поискам истины. «Самостоятельность головы учащегося, -
подчеркивал великий педагог, - единственное прочное основание всякого
плодотворного учения».
Цель
моей
работы
показать,
процесс
обучения
на
основе
использования
технологии
проблемного
обучения.
Под
которым
сегодня
понимают
обучение,
протекающее
в
виде
разрешения
последовательно
создаваемых
проблемных
ситуаций. Под
учебной
проблемой
понимают
задачу, вопрос или задание, решение, которой нельзя получить по готовому
образцу.
От
студента
требуется
проявление
само стоятельно сти
и
оригинальности.
Используя
проблемный
метод,
я
учитываю
готовность
студентов
к
восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность
на
урок,
опыт
применения
проблемного
обучения
в
группе. В
группе
с
высоким
уровнем
мотивации
после
изложения
факта
можно
ставить
проблемы одну задругой, со слабой мотивацией можно объяснить материал
самой и в конце провести опрос проблемного характера.
При
объяснении
нового
материала
я
использую
следующие формы:
проблемное изложение материала и поисковая беседа.
В ходе проблемного изложения преподаватель ставит
проблему. Не
просто излагая материал, а размышляя, рассматривая возможные подходы и
пути
решения.
Обучающиеся
следят
за
логикой
рассуждения,
анализом,
глубже
усваивают
материал.
Данную
форму
применяю,
когда
материал
совсем
новый
и
сложный. Например,
урок
-
практикум
по
теме:
«Политический и культурный подъём в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их
последствия»,
где
большой
объем
работы
с
контурными
картами,
историческими документами, значениями новых слов. При таких объемных
темах целесообразнее применять групповые работы и сообщения студентов.
Проблемное
изложение
можно
использовать
при
изучении
истории
государственной символики. Спорным, например, остается вопрос: откуда
взялся образ двуглавого орла на Руси? Студентам предлагаются разные точки
зрения
историков
по
этому
вопросу.
Таким
образом,
после
изучения
документов, приходим к выводу, что вопрос о происхождении орла на печати
Ивана III пока остается открытым.
Смысл поисковой
беседы в том,
чтобы
привлечь
обучающихся
к
решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее
системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда студенты
обладают
необходимыми
знаниями
для
активного
участия
в
решении
выдвигаемых проблем.
Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном
ключе,
то
заметила,
что
студенты
стали
самостоятельнее
и
активнее.
Например, если раньше при изучении темы “Научно-технический прогресс.
Индустриальное
общество”
студентам
навязывалась
точка
зрения,
что
в
городе жить легче, то сейчас при постановке проблемы “Где легче жить: в
городе или в деревне? Почему?” обучающимся предоставляется возможность
высказать собственную точку зрения и доказать ее.
При изучении темы «крещение Руси» говорим: «Князь Владимир начал
свое правление с убийства своего брата Ярополка. Жизнь его была полной
многочисленных
преступлений
и
грехов.
Летопись
говорит
о
его
любвеобильности: пять жен, восемьсот наложниц. Но в памяти народной он
остался
Владимиром
Красное
Солнышко,
а
христианской
церковью
канонизирован». В ходе урока студенты «собирают слова в корзину идей»,
записывают
мои
рассуждения,
слушают
информацию,
ч то б ы
аргументировано выразить свое мнение на этапе закрепления.
Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет
вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс. Меняется роль
учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации.
Учитель
становится
организатором
и
координатором
самостоятельного
учебного познания обучающихся.
Формула проблемного обучения заключается в проблемной ситуации +
самостоятельной
активной
деятельности
из
чего
вытекает
творческое
овладение знаниями
В
теме
"Первые
законы
на
Руси"
студентам
предлагается
проанализировать
"Русскую
правду"
и
сделать
вывод
-
значение
этого
документа.
В
процессе
исследования, обучающиеся
должны
пройти
следующие
мыслительные
операции:
усвоить
содержание
предложенного
текста; самостоятельно выделить главные и существенные факты; применить
их в новой ситуации. Чтобы применить на практике изученный текст, ребятам
предлагается обыграть ситуацию из жизни различных категорий населения
того периода времени с применением полученных знаний.
Решение
проблемной
задачи
может
осуществляться
с
помощью
учебного
фильма.
Например,
тема
«Советско-финская
война»,
перед
просмотром фильма ставится учебная проблема: за что в
канун Великой
Отечественной Войны СССР был исключен из Лиги Наций?
Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в
тупик, учитель может и должен направить студентов в нужное русло.
Знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо
усваиваются, так как студенты добывали их самостоятельно, а не получали в
готовом
виде.
Проблемный
материал
развивает
способность
к
анализу,
умение
аргументированно
отстаивать
свою
точку
зрения,
т.е.
вести
дискуссию.
На уроке всеобщей истории по теме “Становление индустриального
общества” было предложено
следующее задание: “Нужен ли обществу
технический
прогресс?”.
Студенты
применяют
метод
«Фишбоун»
(рыбий
скелет), на котором записываются отрицательные и положительные стороны
технического прогресса, и самостоятельно формулируют вывод.
Метод позволяет развивать навыки работы с информацией, умение
ставить и решать проблемы. Учитель может выйти за пределы минимального
образовательного стандарта и научить обучающихся, применять творческие
методы исследовательского характера.
В ходе проблемного обучения использую метод, который называется
"Мозговой
штурм". Сущность метода заключается в том, что отбирается
группа квалифицированных экспертов, но оценки и выводы делаются в ходе
заседания. Все эксперты делятся на две группы: первая генерирует идеи
(выставляет оценки), а вторая — их анализирует. При этом запрещается
критиковать ту или иную идею. Идея, с которой согласится большинство
экспертов, и считается правильной.
Приемом создания проблемной ситуации может быть нестандартная
постановка
темы
урока,
так
например,
по
учебному
плану
тема:
“Экономическое развитие России в XVIII в.” Ее можно сформулировать по -
другому:
“Стало
ли XVIII
столетие
переломным
в
развитии
экономики
России?”.
Такое
название
обладает
потенциалом
создания
проблемной
ситуации. Или «М. С. Горбачев – великий реформатор XX века или человек,
разваливший СССР?» вместо темы учебника “Распад СССР”.
Использование проблемных ситуаций еще недостаточно разработано в
методике. Например, игра "Запомни текст". Прослушав исторический текст,
студенты должны как можно больше информации зафиксировать в тетради и
самостоятельно сформулировать вывод по этой теме.
При
изучении
темы
«Политическая
раздробленность
Древнерусского
государства», применяю метод кластера, в котором записываем ассоциации,
возникшие при новом понятии, а в конце урока, осмыслив новые значения,
возвращаемся к кластеру, чтобы заполнить его до конца. Он служит для
стимулирования
познавательной
деятельности
обучающихся, позволяет
охватить большой объем информации; вовлекает всех участников коллектива
в обучающий процесс, им это интересно; развивает умения самим ставить
проблемные вопросы группе.
История - наука сложная. И, чтобы студент не заблудился в лабиринтах
цифр, фактов, событий, фамилий, а более-менее свободно ориентировался в
историческом пространстве, я придерживаюсь формулы ориентирования в
историческом
пространстве:
заинтересовать
(т.к.
предмет
изобилует
загадками, интригами, расследованиями) --- показать (на помощь приходят
информационные
технологии)
---
вовлечь
(и
сделать
соучастником
исторического процесса) --- обеспечить комфорт (т.е. создать такие условия,
при
которых
отсутствует
страх,
однотипность,
а
присутствует
интерес,
доверие, активность).
Для того, чтобы любой тип вопроса обучающиеся решали с интересом,
каждый урок должен содержать ситуацию неожиданности, то, что вызовет
удивление, изумление, восторг студентов - одним словом, то, на чем они
акцентируют внимание, например:
- А вы знаете, что Гитлер объявил конструктора танка Т-34 Кошкина
своим личным врагом?
-Каким образом удалось спасти в блокадном Ленинграде бегемота из
зоопарка?
-
На
календаре
январь
1943
года.
Германское
радио
непрерывно
передает траурные мелодии. Объясните, в связи с чем?
Ситуация предположения отражается практически на каждом уроке,
когда
проводится
работа
с
документами,
характеризуя
официальные
документы,
личные
материалы,
студенты
знакомятся
со
временем
и
«человеком
во
времени»,
«прикасаются»
к
истории.
При
выполнении
задания:
-Прочитайте приказ Гитлера по сухопутным войскам №6, А теперь
прочитайте
показания
пленных.
Верить
им
или
не
верить?
Как
бы
вы
поступили?
-В Сталинграде немцы страшно боялись наступления ночи, так как
именно под покровом темноты русские, экономя боеприпасы, как кошки
подкрадывались
к
немецким
позициям
и
бросались
в
штыковую
атаку.
Предположите, как русские солдаты добивались бесшумности своих шагов?
Сразу
после
предъявления
этих
вопросов,
у
студентов
возникает
эмоциональная
реакция,
вызывающая
потребность
в
их
изучении.
Тем
самым,
предопределяется
успех
выполнения
«заложенных»
в
задания
интеллектуальных
действий,
достигается
глубокое
понимание
учебного
материала.
При
подготовке
к
уроку
истории
необходимо
продумать
несколько
возможностей, способных превратить обычный урок в проблемный, вызвать
интерес к теме. Учитель должен уметь так поднести учебный материал,
чтобы у ученика возник вопрос «Как же так? Такого не может быть? Все
должно
быть
по-другому!».
Решение
проблемных
задач
позволяет
охарактеризовать
проблему,
выработать
свое
собственное
отношение
по
поднятой теме, услышать других и, что не менее важно, быть услышанным.
Любая форма строится на основе диалога, в процессе которого через
разные смысловые позиции у студентов формируется личное осмысление
и с то р и ч е с ко го
о п ы т а ,
а
ч е р е з
н е го
–
л и ч н а я
г р а ж д а н с к а я
позиция. Ведь, ведущая
педагогическая
идея: каждый
урок
должен
быть
ярким и запоминающимся, нести реальную пользу обучающемуся, а хороший
урок – взаимодействие преподавателя и студента. (слайд)
А.С. Пушкин справедливо утверждал: «Уважение к минувшему — вот
черта, отличающая образованность от дикости».