Напоминание

"Использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения на уроках истории"


Автор: Белова Ирина Викторовна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГПОАУ "Амурский технический колледж"
Населённый пункт: город Шимановск, Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения на уроках истории"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Использование

различных

форм

работы

в

рамках

технологии

проблемного обучения на уроках истории».

Историческое

образование

сегодня

один

из

сложных

и

противоречивых элементов системы образования. В России ни одна наука не

претерпела столько изменений как история, даже взрослому человеку трудно

осмыслить и разобраться в новой трактовке многих исторических процессов.

Вопрос «Как преподавать историю сегодня в учебном заведении?» волнует

преподавателей. Понятно всем, что нудное изложение материала приводит к

безразличию и тоске в глазах студентов, у них снижается желание учиться. В

своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями:

при

использовании

традиционной

методики

с

ее

идеей

максимальной

помощи студентам в процессе обучения происходит снижение уровня их

самостоятельности.

Таким

образом,

возникает

конфликт

между

целями

учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности у

ребят

учиться.

Разрешение

данного

противоречия

я

нашла

в

теории

проблемного обучения. Из общественных деятелей педагогической науки ее

четко сформулировал К.Д. Ушинский считавший, что серьезное внимание в

обучении надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на

побуждение его к поискам истины. «Самостоятельность головы учащегося, -

подчеркивал великий педагог, - единственное прочное основание всякого

плодотворного учения».

Цель

моей

работы

показать,

процесс

обучения

на

основе

использования

технологии

проблемного

обучения.

Под

которым

сегодня

понимают

обучение,

протекающее

в

виде

разрешения

последовательно

создаваемых

проблемных

ситуаций. Под

учебной

проблемой

понимают

задачу, вопрос или задание, решение, которой нельзя получить по готовому

образцу.

От

студента

требуется

проявление

само стоятельно сти

и

оригинальности.

Используя

проблемный

метод,

я

учитываю

готовность

студентов

к

восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность

на

урок,

опыт

применения

проблемного

обучения

в

группе. В

группе

с

высоким

уровнем

мотивации

после

изложения

факта

можно

ставить

проблемы одну задругой, со слабой мотивацией можно объяснить материал

самой и в конце провести опрос проблемного характера.

При

объяснении

нового

материала

я

использую

следующие формы:

проблемное изложение материала и поисковая беседа.

В ходе проблемного изложения преподаватель ставит

проблему. Не

просто излагая материал, а размышляя, рассматривая возможные подходы и

пути

решения.

Обучающиеся

следят

за

логикой

рассуждения,

анализом,

глубже

усваивают

материал.

Данную

форму

применяю,

когда

материал

совсем

новый

и

сложный. Например,

урок

-

практикум

по

теме:

«Политический и культурный подъём в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их

последствия»,

где

большой

объем

работы

с

контурными

картами,

историческими документами, значениями новых слов. При таких объемных

темах целесообразнее применять групповые работы и сообщения студентов.

Проблемное

изложение

можно

использовать

при

изучении

истории

государственной символики. Спорным, например, остается вопрос: откуда

взялся образ двуглавого орла на Руси? Студентам предлагаются разные точки

зрения

историков

по

этому

вопросу.

Таким

образом,

после

изучения

документов, приходим к выводу, что вопрос о происхождении орла на печати

Ивана III пока остается открытым.

Смысл поисковой

беседы в том,

чтобы

привлечь

обучающихся

к

решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее

системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда студенты

обладают

необходимыми

знаниями

для

активного

участия

в

решении

выдвигаемых проблем.

Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном

ключе,

то

заметила,

что

студенты

стали

самостоятельнее

и

активнее.

Например, если раньше при изучении темы “Научно-технический прогресс.

Индустриальное

общество”

студентам

навязывалась

точка

зрения,

что

в

городе жить легче, то сейчас при постановке проблемы “Где легче жить: в

городе или в деревне? Почему?” обучающимся предоставляется возможность

высказать собственную точку зрения и доказать ее.

При изучении темы «крещение Руси» говорим: «Князь Владимир начал

свое правление с убийства своего брата Ярополка. Жизнь его была полной

многочисленных

преступлений

и

грехов.

Летопись

говорит

о

его

любвеобильности: пять жен, восемьсот наложниц. Но в памяти народной он

остался

Владимиром

Красное

Солнышко,

а

христианской

церковью

канонизирован». В ходе урока студенты «собирают слова в корзину идей»,

записывают

мои

рассуждения,

слушают

информацию,

ч то б ы

аргументировано выразить свое мнение на этапе закрепления.

Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет

вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс. Меняется роль

учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации.

Учитель

становится

организатором

и

координатором

самостоятельного

учебного познания обучающихся.

Формула проблемного обучения заключается в проблемной ситуации +

самостоятельной

активной

деятельности

из

чего

вытекает

творческое

овладение знаниями

В

теме

"Первые

законы

на

Руси"

студентам

предлагается

проанализировать

"Русскую

правду"

и

сделать

вывод

-

значение

этого

документа.

В

процессе

исследования, обучающиеся

должны

пройти

следующие

мыслительные

операции:

усвоить

содержание

предложенного

текста; самостоятельно выделить главные и существенные факты; применить

их в новой ситуации. Чтобы применить на практике изученный текст, ребятам

предлагается обыграть ситуацию из жизни различных категорий населения

того периода времени с применением полученных знаний.

Решение

проблемной

задачи

может

осуществляться

с

помощью

учебного

фильма.

Например,

тема

«Советско-финская

война»,

перед

просмотром фильма ставится учебная проблема: за что в

канун Великой

Отечественной Войны СССР был исключен из Лиги Наций?

Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в

тупик, учитель может и должен направить студентов в нужное русло.

Знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо

усваиваются, так как студенты добывали их самостоятельно, а не получали в

готовом

виде.

Проблемный

материал

развивает

способность

к

анализу,

умение

аргументированно

отстаивать

свою

точку

зрения,

т.е.

вести

дискуссию.

На уроке всеобщей истории по теме “Становление индустриального

общества” было предложено

следующее задание: “Нужен ли обществу

технический

прогресс?”.

Студенты

применяют

метод

«Фишбоун»

(рыбий

скелет), на котором записываются отрицательные и положительные стороны

технического прогресса, и самостоятельно формулируют вывод.

Метод позволяет развивать навыки работы с информацией, умение

ставить и решать проблемы. Учитель может выйти за пределы минимального

образовательного стандарта и научить обучающихся, применять творческие

методы исследовательского характера.

В ходе проблемного обучения использую метод, который называется

"Мозговой

штурм". Сущность метода заключается в том, что отбирается

группа квалифицированных экспертов, но оценки и выводы делаются в ходе

заседания. Все эксперты делятся на две группы: первая генерирует идеи

(выставляет оценки), а вторая — их анализирует. При этом запрещается

критиковать ту или иную идею. Идея, с которой согласится большинство

экспертов, и считается правильной.

Приемом создания проблемной ситуации может быть нестандартная

постановка

темы

урока,

так

например,

по

учебному

плану

тема:

“Экономическое развитие России в XVIII в.” Ее можно сформулировать по -

другому:

“Стало

ли XVIII

столетие

переломным

в

развитии

экономики

России?”.

Такое

название

обладает

потенциалом

создания

проблемной

ситуации. Или «М. С. Горбачев – великий реформатор XX века или человек,

разваливший СССР?» вместо темы учебника “Распад СССР”.

Использование проблемных ситуаций еще недостаточно разработано в

методике. Например, игра "Запомни текст". Прослушав исторический текст,

студенты должны как можно больше информации зафиксировать в тетради и

самостоятельно сформулировать вывод по этой теме.

При

изучении

темы

«Политическая

раздробленность

Древнерусского

государства», применяю метод кластера, в котором записываем ассоциации,

возникшие при новом понятии, а в конце урока, осмыслив новые значения,

возвращаемся к кластеру, чтобы заполнить его до конца. Он служит для

стимулирования

познавательной

деятельности

обучающихся, позволяет

охватить большой объем информации; вовлекает всех участников коллектива

в обучающий процесс, им это интересно; развивает умения самим ставить

проблемные вопросы группе.

История - наука сложная. И, чтобы студент не заблудился в лабиринтах

цифр, фактов, событий, фамилий, а более-менее свободно ориентировался в

историческом пространстве, я придерживаюсь формулы ориентирования в

историческом

пространстве:

заинтересовать

(т.к.

предмет

изобилует

загадками, интригами, расследованиями) --- показать (на помощь приходят

информационные

технологии)

---

вовлечь

сделать

соучастником

исторического процесса) --- обеспечить комфорт (т.е. создать такие условия,

при

которых

отсутствует

страх,

однотипность,

а

присутствует

интерес,

доверие, активность).

Для того, чтобы любой тип вопроса обучающиеся решали с интересом,

каждый урок должен содержать ситуацию неожиданности, то, что вызовет

удивление, изумление, восторг студентов - одним словом, то, на чем они

акцентируют внимание, например:

- А вы знаете, что Гитлер объявил конструктора танка Т-34 Кошкина

своим личным врагом?

-Каким образом удалось спасти в блокадном Ленинграде бегемота из

зоопарка?

-

На

календаре

январь

1943

года.

Германское

радио

непрерывно

передает траурные мелодии. Объясните, в связи с чем?

Ситуация предположения отражается практически на каждом уроке,

когда

проводится

работа

с

документами,

характеризуя

официальные

документы,

личные

материалы,

студенты

знакомятся

со

временем

и

«человеком

во

времени»,

«прикасаются»

к

истории.

При

выполнении

задания:

-Прочитайте приказ Гитлера по сухопутным войскам №6, А теперь

прочитайте

показания

пленных.

Верить

им

или

не

верить?

Как

бы

вы

поступили?

-В Сталинграде немцы страшно боялись наступления ночи, так как

именно под покровом темноты русские, экономя боеприпасы, как кошки

подкрадывались

к

немецким

позициям

и

бросались

в

штыковую

атаку.

Предположите, как русские солдаты добивались бесшумности своих шагов?

Сразу

после

предъявления

этих

вопросов,

у

студентов

возникает

эмоциональная

реакция,

вызывающая

потребность

в

их

изучении.

Тем

самым,

предопределяется

успех

выполнения

«заложенных»

в

задания

интеллектуальных

действий,

достигается

глубокое

понимание

учебного

материала.

При

подготовке

к

уроку

истории

необходимо

продумать

несколько

возможностей, способных превратить обычный урок в проблемный, вызвать

интерес к теме. Учитель должен уметь так поднести учебный материал,

чтобы у ученика возник вопрос «Как же так? Такого не может быть? Все

должно

быть

по-другому!».

Решение

проблемных

задач

позволяет

охарактеризовать

проблему,

выработать

свое

собственное

отношение

по

поднятой теме, услышать других и, что не менее важно, быть услышанным.

Любая форма строится на основе диалога, в процессе которого через

разные смысловые позиции у студентов формируется личное осмысление

и с то р и ч е с ко го

о п ы т а ,

а

ч е р е з

н е го

л и ч н а я

г р а ж д а н с к а я

позиция. Ведь, ведущая

педагогическая

идея: каждый

урок

должен

быть

ярким и запоминающимся, нести реальную пользу обучающемуся, а хороший

урок – взаимодействие преподавателя и студента. (слайд)

А.С. Пушкин справедливо утверждал: «Уважение к минувшему — вот

черта, отличающая образованность от дикости».



В раздел образования