Напоминание

Основные направления государственной политики в сфере правового обучения в РФ


Автор: Себежко Елена Михайловна
Должность: Старший методист
Учебное заведение: ГБПОУ "МССУОР № 4 им. А. Я. Гомельского" Москомспорта
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Основные направления государственной политики в сфере правового обучения в РФ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Себежко Елена Михайловна

Старший методист

ГБПОУ «МССУОР № 4 им. А. Я. Гомельского» Москомспорта

г. Москва

Основные направления государственной политики в сфере правового

обучения в РФ

Аннотация: В статье автор дает представление о сущности

правового воспитания, его содержании, закономерных связях с

правом и другими элементами правовой системы современного

общества. Основы следует признать основополагающим актом,

определяющим

общегосударственную

концепцию

правовоспитательной политики в государстве. Выявлено, что

направления

повторяются,

а

это

приводит

к

снижению

эффективности всего правовоспитательного процесса.

Ключевые

слова:

воспитание,

обучение,

образование,

правовое воспитание, правовое информирование, правовые знания,

пропаганда.

Правовоспитательный процесс носит политический характер, а

государственная

политика

в

области

правового

воспитания

является составной частью внутренней политики

страны и

нуждается в серьезном анализе. До недавнего времени в России

отсутствовали

фундаментальные

теоретические

исследования

разрешающие

методологические

проблемы

государственной

политики в области правового воспитания, определяющие понятия,

содержащие, принципы и формы ее реализации. В мае 2011 г. были

официально

утверждены

"Основы

государственной

политики

России в сфере развития правовой грамотности и правосознания

граждан" (далее - Основы). [1, с.1] По своей сути Основы являются

программным

документом

и

предполагают

проведения

ряда

последовательных

мероприятий,

целью

которых

является

формирование

высокого

уровня

правовой

культуры

и

правосознания населения. В Основах определены направления

государственной политики в области правового образования.

Остановимся на содержании каждого из направлений.

1)

Правовое

просвещение

и

правовое

информирование

граждан;

Наиболее

распространённой

формой

правового

просвещения является правовая пропаганда, которая представляет

собой распространение и разъяснение в обществе правовых знаний,

практики применения определенных правовых норм, а также

формирование у населения убежденности в целесообразности

соблюдения законов и предупреждения правонарушений. Главным

источником правовой пропаганды сегодня выступают СМИ [2, с.6].

Правовое просвещение

это пропаганда и распространение

среди широких слоёв населения юридических знаний, достоверных

сведений о характере и пределах конституционных и иных прав, а

также обязанностей граждан, способах их реализации и защиты,

компетенции и порядке деятельности государственных органов [3,

с. 46]. В системе правового просвещения важное место занимает и

правовое информирование населения, которое представляет собой

предоставление

гражданам

информации

о

его

правах

и

обязанностях, об уровне правотворчества и правореализации в

стране.

Сегодня в

России

информатизация

правовой

сферы

осуществляется

путем

создания

эталонной

географически

децентрализованной

правовой

базы,

используемой

в

общенациональном информационном пространстве. Оно образует

Российскую

автоматизированную

систему

информационно-

правового обеспечения правотворческой и правореализационной

деятельности, правового образования и воспитания (РАСИПО).

2)

развитие

правового

образования

и

воспитания

подрастающего

поколения

в

образовательных

учреждениях

различного уровня посредством внедрения в образовательный

процесс

учебных

курсов,

программ,

учебно-методических

материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;

Выделение в Основах указанного направления, требует анализа

соотношения таких понятий как "правовое образование", "правовое

воспитание" и "правовое обучение". В Федеральном законе "Об

образовании в РФ" 2012 года даются определения этим понятиям:

образование

- единый целенаправленный процесс воспитания и

обучения,

являющийся

общественно

значимым

благом

и

осуществляемый

в

интересах

человека,

семьи,

общества

и

государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений,

навыков, ценностных установок;

воспитание

- деятельность,

направленная на развитие личности, создание условий для

самоопределения

и

социализации

обучающегося

на

основе

социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в

обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,

общества и государства

;

обучение - целенаправленный процесс

организации деятельности обучающихся по овладению знаниями,

умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта

деятельности,

развитию

способностей,

приобретению

опыта

применения знаний в повседневной жизни и формированию у

обучающихся мотивации получения образования в течение всей

жизни[4, с.6].

3) совершенствование системы юридического образования и

подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в

области

права;

Являясь

главным,

базовым

источником

профессионального правосознания в современном цивилизованном

обществе, высшее юридическое образование выступает как часть

правовой культуры общества и подчиняется закономерностям

функционирования и развития системы образования.

4) преобразования в сферах культуры, массовой информации,

рекламной

и

издательской

деятельности,

направленные

на

формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания

граждан;

Правовая

культура

-

это

качественное

состояние

правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне

правовой деятельности, системы юридических актов, правового

развития

субъектов

и

правосознания.

Правовая

культура

способствует выработке ценностно-нормативной ориентации в

области права и законности, регулирует поведение личности, а её

уровень, обусловленный достигнутым уровнем материальной и

духовной культуры, определяют успех реформ проводимых в

стране. Именно поэтому преобразования в сферах культуры,

массовой информации, рекламной и издательской деятельности

лежат в основе формирования высокого уровня правовой культуры

и правосознания граждан, но не исчерпываются ими.

5)совершенствование

деятельности

в

области

оказания

квалифицированной юридической помощи, в том числе создание

эффективной системы бесплатной юридической помощи; В статье

48 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантируется

каждому право на получение квалифицированной юридической

помощи[1, с.24]

однако сегодня в законодательстве Российской

Федерации отсутствуют её критерии.

В целом анализ направлений государственной политики в

области правового воспитания показал отсутствие согласованности

в категориальном аппарате, а значит и не позволит обеспечить

положительную динамику развития юридических и социальных

процессов в обществе. Кроме того, решение ряда вопросов

имеющих первостепенное значение не нашло своего отражения в

направлениях государственной политики в области правового

воспитания.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным

голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами

РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от

30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-

ФКЗ)

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об

образовании в Российской Федерации". "Рос. газ." - № 303. -2012 г.

3. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об

утверждении Основ государственной культурной политики" // в СЗ

РФ. - 2014 г. - № 52 (часть I).- Ст. 753.

4. Основы государственной политики России в сфере развития

правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом

РФ) //Рос. газ. - №151.- 2011 г.



В раздел образования