Автор: Себежко Елена Михайловна
Должность: Старший методист
Учебное заведение: ГБПОУ "МССУОР № 4 им. А. Я. Гомельского" Москомспорта
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Основные направления государственной политики в сфере правового обучения в РФ
Раздел: среднее профессиональное
Себежко Елена Михайловна
Старший методист
ГБПОУ «МССУОР № 4 им. А. Я. Гомельского» Москомспорта
г. Москва
Основные направления государственной политики в сфере правового
обучения в РФ
Аннотация: В статье автор дает представление о сущности
правового воспитания, его содержании, закономерных связях с
правом и другими элементами правовой системы современного
общества. Основы следует признать основополагающим актом,
определяющим
общегосударственную
концепцию
правовоспитательной политики в государстве. Выявлено, что
направления
повторяются,
а
это
приводит
к
снижению
эффективности всего правовоспитательного процесса.
Ключевые
слова:
воспитание,
обучение,
образование,
правовое воспитание, правовое информирование, правовые знания,
пропаганда.
Правовоспитательный процесс носит политический характер, а
государственная
политика
в
области
правового
воспитания
является составной частью внутренней политики
страны и
нуждается в серьезном анализе. До недавнего времени в России
отсутствовали
фундаментальные
теоретические
исследования
разрешающие
методологические
проблемы
государственной
политики в области правового воспитания, определяющие понятия,
содержащие, принципы и формы ее реализации. В мае 2011 г. были
официально
утверждены
"Основы
государственной
политики
России в сфере развития правовой грамотности и правосознания
граждан" (далее - Основы). [1, с.1] По своей сути Основы являются
программным
документом
и
предполагают
проведения
ряда
последовательных
мероприятий,
целью
которых
является
формирование
высокого
уровня
правовой
культуры
и
правосознания населения. В Основах определены направления
государственной политики в области правового образования.
Остановимся на содержании каждого из направлений.
1)
Правовое
просвещение
и
правовое
информирование
граждан;
Наиболее
распространённой
формой
правового
просвещения является правовая пропаганда, которая представляет
собой распространение и разъяснение в обществе правовых знаний,
практики применения определенных правовых норм, а также
формирование у населения убежденности в целесообразности
соблюдения законов и предупреждения правонарушений. Главным
источником правовой пропаганды сегодня выступают СМИ [2, с.6].
Правовое просвещение
это пропаганда и распространение
среди широких слоёв населения юридических знаний, достоверных
сведений о характере и пределах конституционных и иных прав, а
также обязанностей граждан, способах их реализации и защиты,
компетенции и порядке деятельности государственных органов [3,
с. 46]. В системе правового просвещения важное место занимает и
правовое информирование населения, которое представляет собой
предоставление
гражданам
информации
о
его
правах
и
обязанностях, об уровне правотворчества и правореализации в
стране.
Сегодня в
России
информатизация
правовой
сферы
осуществляется
путем
создания
эталонной
географически
децентрализованной
правовой
базы,
используемой
в
общенациональном информационном пространстве. Оно образует
Российскую
автоматизированную
систему
информационно-
правового обеспечения правотворческой и правореализационной
деятельности, правового образования и воспитания (РАСИПО).
2)
развитие
правового
образования
и
воспитания
подрастающего
поколения
в
образовательных
учреждениях
различного уровня посредством внедрения в образовательный
процесс
учебных
курсов,
программ,
учебно-методических
материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;
Выделение в Основах указанного направления, требует анализа
соотношения таких понятий как "правовое образование", "правовое
воспитание" и "правовое обучение". В Федеральном законе "Об
образовании в РФ" 2012 года даются определения этим понятиям:
образование
- единый целенаправленный процесс воспитания и
обучения,
являющийся
общественно
значимым
благом
и
осуществляемый
в
интересах
человека,
семьи,
общества
и
государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений,
навыков, ценностных установок;
воспитание
- деятельность,
направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения
и
социализации
обучающегося
на
основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства
;
обучение - целенаправленный процесс
организации деятельности обучающихся по овладению знаниями,
умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта
деятельности,
развитию
способностей,
приобретению
опыта
применения знаний в повседневной жизни и формированию у
обучающихся мотивации получения образования в течение всей
жизни[4, с.6].
3) совершенствование системы юридического образования и
подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в
области
права;
Являясь
главным,
базовым
источником
профессионального правосознания в современном цивилизованном
обществе, высшее юридическое образование выступает как часть
правовой культуры общества и подчиняется закономерностям
функционирования и развития системы образования.
4) преобразования в сферах культуры, массовой информации,
рекламной
и
издательской
деятельности,
направленные
на
формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания
граждан;
Правовая
культура
-
это
качественное
состояние
правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне
правовой деятельности, системы юридических актов, правового
развития
субъектов
и
правосознания.
Правовая
культура
способствует выработке ценностно-нормативной ориентации в
области права и законности, регулирует поведение личности, а её
уровень, обусловленный достигнутым уровнем материальной и
духовной культуры, определяют успех реформ проводимых в
стране. Именно поэтому преобразования в сферах культуры,
массовой информации, рекламной и издательской деятельности
лежат в основе формирования высокого уровня правовой культуры
и правосознания граждан, но не исчерпываются ими.
5)совершенствование
деятельности
в
области
оказания
квалифицированной юридической помощи, в том числе создание
эффективной системы бесплатной юридической помощи; В статье
48 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантируется
каждому право на получение квалифицированной юридической
помощи[1, с.24]
однако сегодня в законодательстве Российской
Федерации отсутствуют её критерии.
В целом анализ направлений государственной политики в
области правового воспитания показал отсутствие согласованности
в категориальном аппарате, а значит и не позволит обеспечить
положительную динамику развития юридических и социальных
процессов в обществе. Кроме того, решение ряда вопросов
имеющих первостепенное значение не нашло своего отражения в
направлениях государственной политики в области правового
воспитания.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами
РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от
30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-
ФКЗ)
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации". "Рос. газ." - № 303. -2012 г.
3. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об
утверждении Основ государственной культурной политики" // в СЗ
РФ. - 2014 г. - № 52 (часть I).- Ст. 753.
4. Основы государственной политики России в сфере развития
правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом
РФ) //Рос. газ. - №151.- 2011 г.