Автор: Горчева Галина Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Армавирский медицинский колледж"
Населённый пункт: Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: «Удовлетворение основных потребностей человека»
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное
учреждение
«Армавирский медицинский колледж»
Министерства здравоохранения Краснодарского Края
СТАТЬЯ
На тему:
«Удовлетворение основных потребностей человека»
МДК 04.01 Теория и практика сестринского дела
Выполнила:
Преподаватель ПМ 04 Горчева Г.В
Армавир
2021
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
Значение удовлетворения потребностей ………………………………...……4-5
Иерархическая теория потребностей А.Маслоу……………………………...5-6
Принцип доминирования потребностей ……………………………………...6-7
Заключение …………………………………………………………………..……7
Список литературы…………………………………………………………..……8
2
Введение
Целью данного реферата является рассмотрение понятия человеческих потребностей и
значение удовлетворения потребностей для развития личности, а также иерархической
теории потребностей А. Маслоу.
Потребности играют исключительную роль в нашей жизни. Не будь потребностей – не
было бы ничего, что нас сейчас окружает, - домов, мостов, картин, храмов, самолетов
и компьютеров.
Потребности – это надобность в каком-либо благе, имеющем полезность для
конкретного человека. В таком широком смысле потребности являются предметом
исследования не только общественных, но и естественных наук, в частности биологии,
психологии, медицины.
Психология рассматривает потребности как особое психическое состояние индивида,
ощущаемую им неудовлетворенность, которая отражается на психике человека как
результат несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности.
3
Значение удовлетворения потребностей
Потребность, осознанная субъектом, принимает форму интереса, т.е. стремления
действовать определенным образом для удовлетворения потребности. Интерес –
положительная эмоциональная направленность (установка, ориентация) к чему-либо
или к кому-либо. Иногда в основе этой направленности лежит не то чтобы корысть, но
четко выраженная прагматическая цель, выгода, желание получить выгоду. Но иногда
интерес чисто эмоционален, бескорыстен. В таких случаях говорят о внимании к чему-
либо, любопытстве и связанных с ними воодушевлении и оживлении.
Потребность может порождать разные интересы, может быть удовлетворена
различными способами. То, какой именно интерес будет сформирован на базе
определенной потребности, зависит от системы ценностей субъекта. Если интерес –
это стремление действовать определенным образом, то мотив – это особое состояние
субъекта, непосредственно предшествующее поведению, тот смысл, который субъект
поведения придает своим поступкам, выбор способа действий для реализации
интересов субъекта в конкретных условиях действия факторов внешней среды.
Структура мотивов трудового поведения мобильна, подвижна, она гибко реагирует на
изменение системы внешних стимулов.
Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение
неудовлетворенности. Это напряжение и заставляет человека проявлять активность,
что-то предпринимать, чтобы снять напряжение. Удовлетворение потребности –
процесс возвращения организма в состояние равновесия, снятие напряжения. Купив
или украв кусок хлеба, человек насыщает потребность – снимает напряжение.
Видимо, чувство неудовлетворенности выполняет туже самую функцию, что и
чувство боли. Оно сообщает нашей психике о непорядке в нашем организме, его
расстройстве. Не будь таких сигналов, организм давно разрушился бы. Таким образом,
роль потребностей прогрессивна. Можно с уверенностью говорить, что человеческую
цивилизацию, достижения культуры и общественное здание строили люди, глубоко
неудовлетворенные. Потребности – движущая сила человеческой активности, причина
многих наших действий и поступков. Разумеется, не единственная.
Потребность выражается в ощущении потери или лишения, недостатка чего-то
важного. Дефицит может быть физиологическим (пища, питье), социальным (круг
общения) или психологическим (самоуважение).
Потребности можно назвать мотивами, поскольку они побуждают нас к определенным
действиям. Мотивы – индивидуальные внутренние движущие силы, которые
побуждают нас вести себя по-своему.
4
Потребность создает напряжение. Напряжение мотивирует усилие, направленное на
то, чтобы уменьшить или увеличить данное напряжение. Окружающая обстановка в
прошлом и настоящем влияет на то, какие усилия будут сделаны тем или иным
человеком.
Часть потребностей дается нам природой. К примеру, нам нет необходимости учиться
тому, как спать или передвигаться. Другие потребности прививаются нам социальной
средой, и для их выражения необходимо проходить какое-либо обучение.
Потребности – это ко всему прочему еще и экономическая категория. Хотя на нее
претендуют также психологи и социологи. Но те и другие изучают не ее денежный
эквивалент, а нечто другое. Для экономистов потребности – двигатель торговли. Кому
нужны заводы, оптовые рынки или бюро услуг, не будь у людей потребностей?
Экономика зависит от силы, объема, направленности наших потребностей. Ее отрасли,
которые, кроме того, называют индустриями, например индустрия туризма, пищевая
индустрия, оборонная индустрия и т.д., яростно конкурируют за карман потребителя.
Иерархическая теория потребностей А. Маслоу
Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был
американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970). Во-первых, он понял, что не
сама по себе потребность движет человеком, а степень ее неудовлетворения. Во-
вторых, он правильно указал критерий, благодаря которому потребности
выстраиваются в иерархию. 1. Физиологические потребности – в половом
удовлетворении, пище (растительная, белковая и минеральная), кислороде,
физических движениях, жилище, сне и отдыхе, предохранении себя от
неблагоприятных воздействий климата (жары, холода и т.д.). Их еще называют
витальными, т.е. ответственными за сохранение жизни человека.
2. Потребности в безопасности выражают стремление сохранить и защитить свою
жизнь, обезопасить себя, родных и свое жилище от вторжения, стихийных бедствий,
дискомфорта. Физическая безопасность – потребность в хорошем здоровье,
отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Экономическая безопасность –
потребность в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев,
желание иметь постоянные средства существования (заработок).
3. Социальные потребности свидетельствуют о том, что человек – существо
социальное, коллективное и вне группы жить не может. Мы жаждем дружбы,
привязанности, любви, принадлежности к сообществу, общения, участия в
организациях, заботы о другом и помощи близких. Социальные потребности
указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим.
5
4. Престижные потребности , или потребность в оценке, напротив, показывают, что
человеку вместе с тем присуще свойство выделяться чем-либо, обгонять других, быть
не равным им, обращать на себя особое внимание и искать преимущества. Стремление
выделиться движет служебным ростом, желанием сделать карьеру, получить более
высокие статус, престиж, признание, оценку. Их называют еще эгоистическими, или
потребностями в оценке, ибо они ориентированы на самого себя. 5. Духовные
потребности , или потребность в самореализации, - это стремление к самореализации,
стремление выразить через творческую активность все, на что способен человек,
реализовать себя. Однако духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны
в жизни человека.
У человека с высшим образованием потребности выше, чем у человека со средним
образованием. Чем выше возрастает потребность, тем выше вероятность низкого
образования – уровень притязания работников.
Принцип доминирования потребностей
Физиологические потребности расположены наверху иерархии потому, что они
обладают наивысшей силой, до тех пор, пока не удовлетворены. Это базисные для
выживания человека потребности: в еде, одежде, убежище. Пока они не
удовлетворены в той степени, в какой создают приемлемый комфорт для нашего тела,
вся или почти вся человеческая деятельность направлена на их удовлетворение. Иначе
говоря, пока человек голоден, ему холодно и нет приличного жилища, он думает
только об этом и ни о чем другом.
Что случается с нашей мотивацией, когда потребности первого уровня
удовлетворены? Доминировать начинают потребности следующей ступени – в
безопасности. Они превращаются в мотиваторы. Как только они удовлетворены, силу
обретают следующие потребности.
Потребность в безопасности важна, когда человек испытывает страх перед физической
опасностью или лишения, блокирования физиологических потребностей. Другими
словами, это потребность в самосохранении и уверенности в будущем. Человек хочет
сохранить собственность или работу и тем самым обеспечить себя пропитанием и
жильем на ближайшее будущее. Но пока он не уверен в завтрашнем дне, другие
потребности для него не значимы.
Потребность в самореализации – это потребность реализовать свой потенциал, все, на
что способен: музыкант должен играть музыку, поэт – писать стихи, профессор –
учить. Маслоу сказал: “то, чем человек может быть, этим он должен стать”.
Самореализация – воплощение того, что наиболее важно для человека. Способы
реализации меняются в течение жизни.
6
Заключение
Потребность - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах,
необходимых для его существования и развития и выступающих источником его
активности. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и пр.,
побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления
потребности.
Потребности носят объективный, динамический характер, так как складываются под
влиянием социально-экономических условий развития общественного производства и
уровня материального благосостояния, меняются на каждом конкретном
историческом этапе.
Иерархия потребностей Маслоу – это идеальный тип. В реальной жизни большинство
людей склонны лишь частично удовлетворять каждую потребность, частично они
остаются неудовлетворенными. Обычно они заботятся об удовлетворении
потребностей физиологических и потребности в безопасности, нежели потребностей
социальных, оценки и самореализации.
7
Использованная литература
1.Кравченко А.И. Психология и педагогика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,
2007. – 400 с.
8