Напоминание

«Удовлетворение основных потребностей человека»


Автор: Горчева Галина Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Армавирский медицинский колледж"
Населённый пункт: Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: «Удовлетворение основных потребностей человека»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное

учреждение

«Армавирский медицинский колледж»

Министерства здравоохранения Краснодарского Края

СТАТЬЯ

На тему:

«Удовлетворение основных потребностей человека»

МДК 04.01 Теория и практика сестринского дела

Выполнила:

Преподаватель ПМ 04 Горчева Г.В

Армавир

2021

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Значение удовлетворения потребностей ………………………………...……4-5

Иерархическая теория потребностей А.Маслоу……………………………...5-6

Принцип доминирования потребностей ……………………………………...6-7

Заключение …………………………………………………………………..……7

Список литературы…………………………………………………………..……8

2

Введение

Целью данного реферата является рассмотрение понятия человеческих потребностей и

значение удовлетворения потребностей для развития личности, а также иерархической

теории потребностей А. Маслоу.

Потребности играют исключительную роль в нашей жизни. Не будь потребностей – не

было бы ничего, что нас сейчас окружает, - домов, мостов, картин, храмов, самолетов

и компьютеров.

Потребности – это надобность в каком-либо благе, имеющем полезность для

конкретного человека. В таком широком смысле потребности являются предметом

исследования не только общественных, но и естественных наук, в частности биологии,

психологии, медицины.

Психология рассматривает потребности как особое психическое состояние индивида,

ощущаемую им неудовлетворенность, которая отражается на психике человека как

результат несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности.

3

Значение удовлетворения потребностей

Потребность, осознанная субъектом, принимает форму интереса, т.е. стремления

действовать определенным образом для удовлетворения потребности. Интерес –

положительная эмоциональная направленность (установка, ориентация) к чему-либо

или к кому-либо. Иногда в основе этой направленности лежит не то чтобы корысть, но

четко выраженная прагматическая цель, выгода, желание получить выгоду. Но иногда

интерес чисто эмоционален, бескорыстен. В таких случаях говорят о внимании к чему-

либо, любопытстве и связанных с ними воодушевлении и оживлении.

Потребность может порождать разные интересы, может быть удовлетворена

различными способами. То, какой именно интерес будет сформирован на базе

определенной потребности, зависит от системы ценностей субъекта. Если интерес –

это стремление действовать определенным образом, то мотив – это особое состояние

субъекта, непосредственно предшествующее поведению, тот смысл, который субъект

поведения придает своим поступкам, выбор способа действий для реализации

интересов субъекта в конкретных условиях действия факторов внешней среды.

Структура мотивов трудового поведения мобильна, подвижна, она гибко реагирует на

изменение системы внешних стимулов.

Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение

неудовлетворенности. Это напряжение и заставляет человека проявлять активность,

что-то предпринимать, чтобы снять напряжение. Удовлетворение потребности –

процесс возвращения организма в состояние равновесия, снятие напряжения. Купив

или украв кусок хлеба, человек насыщает потребность – снимает напряжение.

Видимо, чувство неудовлетворенности выполняет туже самую функцию, что и

чувство боли. Оно сообщает нашей психике о непорядке в нашем организме, его

расстройстве. Не будь таких сигналов, организм давно разрушился бы. Таким образом,

роль потребностей прогрессивна. Можно с уверенностью говорить, что человеческую

цивилизацию, достижения культуры и общественное здание строили люди, глубоко

неудовлетворенные. Потребности – движущая сила человеческой активности, причина

многих наших действий и поступков. Разумеется, не единственная.

Потребность выражается в ощущении потери или лишения, недостатка чего-то

важного. Дефицит может быть физиологическим (пища, питье), социальным (круг

общения) или психологическим (самоуважение).

Потребности можно назвать мотивами, поскольку они побуждают нас к определенным

действиям. Мотивы – индивидуальные внутренние движущие силы, которые

побуждают нас вести себя по-своему.

4

Потребность создает напряжение. Напряжение мотивирует усилие, направленное на

то, чтобы уменьшить или увеличить данное напряжение. Окружающая обстановка в

прошлом и настоящем влияет на то, какие усилия будут сделаны тем или иным

человеком.

Часть потребностей дается нам природой. К примеру, нам нет необходимости учиться

тому, как спать или передвигаться. Другие потребности прививаются нам социальной

средой, и для их выражения необходимо проходить какое-либо обучение.

Потребности – это ко всему прочему еще и экономическая категория. Хотя на нее

претендуют также психологи и социологи. Но те и другие изучают не ее денежный

эквивалент, а нечто другое. Для экономистов потребности – двигатель торговли. Кому

нужны заводы, оптовые рынки или бюро услуг, не будь у людей потребностей?

Экономика зависит от силы, объема, направленности наших потребностей. Ее отрасли,

которые, кроме того, называют индустриями, например индустрия туризма, пищевая

индустрия, оборонная индустрия и т.д., яростно конкурируют за карман потребителя.

Иерархическая теория потребностей А. Маслоу

Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был

американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970). Во-первых, он понял, что не

сама по себе потребность движет человеком, а степень ее неудовлетворения. Во-

вторых, он правильно указал критерий, благодаря которому потребности

выстраиваются в иерархию. 1. Физиологические потребности – в половом

удовлетворении, пище (растительная, белковая и минеральная), кислороде,

физических движениях, жилище, сне и отдыхе, предохранении себя от

неблагоприятных воздействий климата (жары, холода и т.д.). Их еще называют

витальными, т.е. ответственными за сохранение жизни человека.

2. Потребности в безопасности выражают стремление сохранить и защитить свою

жизнь, обезопасить себя, родных и свое жилище от вторжения, стихийных бедствий,

дискомфорта. Физическая безопасность – потребность в хорошем здоровье,

отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Экономическая безопасность –

потребность в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев,

желание иметь постоянные средства существования (заработок).

3. Социальные потребности свидетельствуют о том, что человек – существо

социальное, коллективное и вне группы жить не может. Мы жаждем дружбы,

привязанности, любви, принадлежности к сообществу, общения, участия в

организациях, заботы о другом и помощи близких. Социальные потребности

указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим.

5

4. Престижные потребности , или потребность в оценке, напротив, показывают, что

человеку вместе с тем присуще свойство выделяться чем-либо, обгонять других, быть

не равным им, обращать на себя особое внимание и искать преимущества. Стремление

выделиться движет служебным ростом, желанием сделать карьеру, получить более

высокие статус, престиж, признание, оценку. Их называют еще эгоистическими, или

потребностями в оценке, ибо они ориентированы на самого себя. 5. Духовные

потребности , или потребность в самореализации, - это стремление к самореализации,

стремление выразить через творческую активность все, на что способен человек,

реализовать себя. Однако духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны

в жизни человека.

У человека с высшим образованием потребности выше, чем у человека со средним

образованием. Чем выше возрастает потребность, тем выше вероятность низкого

образования – уровень притязания работников.

Принцип доминирования потребностей

Физиологические потребности расположены наверху иерархии потому, что они

обладают наивысшей силой, до тех пор, пока не удовлетворены. Это базисные для

выживания человека потребности: в еде, одежде, убежище. Пока они не

удовлетворены в той степени, в какой создают приемлемый комфорт для нашего тела,

вся или почти вся человеческая деятельность направлена на их удовлетворение. Иначе

говоря, пока человек голоден, ему холодно и нет приличного жилища, он думает

только об этом и ни о чем другом.

Что случается с нашей мотивацией, когда потребности первого уровня

удовлетворены? Доминировать начинают потребности следующей ступени – в

безопасности. Они превращаются в мотиваторы. Как только они удовлетворены, силу

обретают следующие потребности.

Потребность в безопасности важна, когда человек испытывает страх перед физической

опасностью или лишения, блокирования физиологических потребностей. Другими

словами, это потребность в самосохранении и уверенности в будущем. Человек хочет

сохранить собственность или работу и тем самым обеспечить себя пропитанием и

жильем на ближайшее будущее. Но пока он не уверен в завтрашнем дне, другие

потребности для него не значимы.

Потребность в самореализации – это потребность реализовать свой потенциал, все, на

что способен: музыкант должен играть музыку, поэт – писать стихи, профессор –

учить. Маслоу сказал: “то, чем человек может быть, этим он должен стать”.

Самореализация – воплощение того, что наиболее важно для человека. Способы

реализации меняются в течение жизни.

6

Заключение

Потребность - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах,

необходимых для его существования и развития и выступающих источником его

активности. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и пр.,

побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления

потребности.

Потребности носят объективный, динамический характер, так как складываются под

влиянием социально-экономических условий развития общественного производства и

уровня материального благосостояния, меняются на каждом конкретном

историческом этапе.

Иерархия потребностей Маслоу – это идеальный тип. В реальной жизни большинство

людей склонны лишь частично удовлетворять каждую потребность, частично они

остаются неудовлетворенными. Обычно они заботятся об удовлетворении

потребностей физиологических и потребности в безопасности, нежели потребностей

социальных, оценки и самореализации.

7

Использованная литература

1.Кравченко А.И. Психология и педагогика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,

2007. – 400 с.

8



В раздел образования