Напоминание

«Использование инструментов дистанционного образования в учебном процессе»


Автор: Семерная Наталья Николаевна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: ГБПОУ КО "ККСТ" им. И. К. Ципулина
Населённый пункт: г Калуга
Наименование материала: Доклад
Тема: «Использование инструментов дистанционного образования в учебном процессе»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Доклад на заседании цикловой комиссии

«Использование инструментов дистанционного образования в учебном

процессе»

Семерная Наталья Николаевна,

преподаватель информатики и информационных технологий

ГБПОУ КО «ККСТ» им. И. К. Ципулина

Аннотация

Прошедший учебный год (2019-2020 г.) имел особенности в связи с

эпидемиологической ситуацией по распространению новой коронавирусной

инфекции (COVID-19).

Произведен анализ 2020-21 учебного года в связи с дистанционным

обучением студентов , достоинств и недостатков цифрового образования.

Цель

работы:

определение

необходимости

внедрения

цифровых

технологий в инновационную систему обучения.

В современном мире цифровизация системы образования представляется

реальным процессом, основой которого является облачные, когнитивные,

технологии больших данных и интернет вещей.

Цифровизация образования нацелена на формирование у обучающихся

цифровых компетенций принципиально нового типа, дающих возможность

реализовывать цифровые проекты, в будущем быть востребованным на рынке

труда и социализированным в общество в условиях цифровой экономики.

Цифровые технологии – среда существования, которая открывает новые

возможности:

•обучение в любое удобное время;

•непрерывное образование;

•возможность

формирования

навыков

работы

с

цифровыми

технологиями, навыков аналитического, критического и гибкого мышления,

навыков

мультизадачной,

комплексной

работы

в

межпрофессиональных

командах, развития способности к разнообразной и эффективной онлайн-

коммуникации.

Основная задача цифровизации образования заключается в удобстве и

доступности, как для педагога, так и для обучающегося.

Однако применение цифровых технологий определяют необходимость

внесения изменений в деятельность педагога. Он должен обладать цифровой

грамотностью, способностью создавать и применять контент посредством

цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования,

поиска, обмена информацией, коммуникацию.

Преподаватель

прививает

студентам навыки рациональной работы с компьютерными программами,

поддерживает самостоятельность в освоении компьютерных технологий. Он

должен

уметь

сочетать

у

молодежи

информационно-коммуникативные,

личностно-ориентированные технологии с методами поисковой и творческой

деятельности.

Педагог

выступает в роли помощника, куратора, к которому

придется обращаться лишь при необходимости.

Учебные пособия, сборники задач, журналы осуществили переход на

электронную систему обучения. В компьютеры и планшеты заменили

привычные тетради. Многие методические цели могут быть реализованы более

эффективно

при

использовании

цифровых

технологий.

Использование

электронных

образовательных

ресурсов

в

учебном

процессе

позволяет

повысить качество усвоения материала, осуществить дифференцированный и

индивидуальный подход к обучающимся с разным уровнем готовности к

обучению.

Восприятие учебного материала осуществляется визуально,

аудиально,

кинестетически,

например,

с

помощью

презентаций,

информационно-справочных систем, что способствует быстрому усваиванию

большого объёма учебного материала, позволяет повысить интерес студентов к

изучению

учебной

дисциплины.

Использование

цифровых

технологий

позволяет

преподавателю

видеть

вопросы

каждого

обучающегося

и

обеспечивать обратную связь.

Электронные тренажеры и тесты имеют возможность выдавать задания

случайным образом, пресекая списывание у товарища, что способствует

активизации познавательной деятельности при работе за компьютером,

формирует у студентов высокий уровень самообразовательных навыков и

умений — анализа и структурирования получаемой информации и, как

следствие

повышает мотивацию обучения. Так же такая форма обучения,

позволяет самостоятельно возвращаться к темам, которые по какой-либо

причине не были своевременно усвоены обучающимся. Это дает возможность

студенту оперативно усваивать новый материал.

Благодаря

использованию

на

занятиях

компьютерных

моделей

усиливаются межпредметные связи,

развивается творческий подход к

окружающему миру, формируется информационная культура.

К сожалению, цифровизация имеет и ряд недостатков. Человек способен

развиваться исключительно в обществе. Без умения коммуницировать люди не

смогут взаимодействовать друг с другом, а это важно не только в

профессиональной деятельности, но и в жизни. Студент должен не только

заниматься образованием, но и совершенствовать свои социальные навыки, это

необходимо для развития его личностных качеств.

Так же немаловажной проблемой является отсутствие компьютера или

высокоскоростного Интернета, без помощи которых невозможно осуществлять

дистанционную форму обучения. Важно не допускать различие программного

обеспечения у преподавателей и студентов, потому что это может повлечь за

собой проблемы с установкой необходимых для работы приложений. Все это

свидетельствует о том, что цифровая форма обучения требует больших

финансовых

затрат.

Например,

продление

лицензии

на

ПО,

закупка

специального оборудования, - все это дополнительные денежные расходы.

Еще одним недостатком можно считать привыкание студентов к

однообразной подаче информации. Со временем глаз устает от ярких слайдов и

видео, это становится обыденным и перестает удивлять и интересовать

обучающихся.

Дистанционное обучение пагубно влияет на физическое состояние

организма человека. Длительное пребывание перед монитором способствует

ухудшению

зрения,

пересыханию

роговицы

глаза,

покраснению

и

раздражению, а также нарушению осанки. На человеческий организм влияет и

электромагнитное излучение, которое постепенно разрушает его.

Но не стоит забывать, что дистанционное обучение это всего лишь

способ формирования знаний и умений, а содержание образования остается

неизменным.

Анализ 2019-20 учебного года показал, что существуют очевидные

минусы дистанционного обучения:

Отсутствие

очного

общения

между

обучающимися

и

преподавателем.

То

есть

все

моменты,

связанные

с

индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда

рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить

знания, это значительный минус. Ведь на уроке преподаватель

всегда

может

дополнить

лекцию

примерами,

задать

дополнительный вопрос, обсудить что-то. При дистанционном

обучение такая возможность есть лишь в том случае, если урок

проходит в режиме он-лайн.

Необходимость

наличия

целого

ряда

индивидуально-

психологических

условий.

Для

дистанционного

обучения

необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую

зависит от самостоятельности и сознательности обучающегося. Как

показывает практика с самодисциплиной наших студентов все

плохо. Треть группы просто не выходит на связь ссылаясь на

отсутствие интернета, другая часть делает задания не полностью

или некачественно, лишь бы зачли.

Необходимость постоянного доступа к источникам информации.

Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие

учиться имеют компьютер и выход в Интернет. А если у имеют, то

не

умеют

правильно

пользоваться.

Их

поиски

зачастую

заканчиваются википедией. Если текст слишком большой, то он как

правило игнорируется. Им нужна сжатая до минимума информация,

еще лучше представленная в виде 1 картинки или схемы. Поэтому

педагогу приходится не только давать задание, но еще и делать

ссылки на дополнительные источники.

Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических

занятий.

Они

не

умеют

пользоваться

офисом,

не

имеют

электронной почты и не могут ее создать. Регистрация на любой

информационной площадке, создает для них проблему. Даже найти

информацию на сайте техникума для некоторых – невыполнимая

задача. так как нужно нажать чуть больше, чем одну ссылку. В

марте педагогами техникума для коммуникации мы использовали

социальную сеть ВКонтакте. так как почти все студенты там

зарегистрированы и мы можем отследить, когда наш студент

заходил в сеть, прочел ли он наше сообщение, выполнил ли он

задание. Здесь же есть возможность непосредственного общения со

студентами в общих чатах и группе техникума. И в последнем

обновлении появилась возможность групповых он-лайн звонков до

150 человек, что облегчит жизнь студентам и преподавателям, так

как не придется мучится с зумом.

В дистанционном образовании основа обучения только письменная.

Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания

также и в словесной форме может превратиться в камень

преткновения.

Речь

студентов

и

так

ограничена

маленьким

словарным запасом.

Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для

российского человека является мощным побудительным стимулом.

Проконтролировать выполнение заданий крайне сложно. Студенты

находят все возможные способы что бы не делать работу

самостоятельно. они обрезают фотографии, накладывают фильтры

и считают, что преподаватель не заметит подмены. Что за частую и

срабатывает. Так как рассмотреть с экрана телефона фотографию

тетради с мелким и корявым почерком крайне сложно. А если мы

выполняем тест, то как правило в общем диалоге, кто-то один

делает тест и

скидывает остальным, где

все

благополучно

списывают и смело можно проверять одну работу из всей группы.

И вот тут встает вопрос о том, что

Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо

разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов,

способных создавать подобные учебные пособия и он-лайн

программы,

на

сегодняшний

день

не

так много.

Обычный

преподаватель не может создать он-лайн тестирования из 10

вопросов, где каждый студент зайдет под своим логином и паролем

и пройдет его. Поэтому на базе сайта техникума мы уже начали

подготавливать

свою

он-лайн

платформу

для

работы

в

дистанционном режиме. но будет ли она эффективна вопрос пока

открытый.

Взвесив все плюсы и минусы можно сказать, что дистанционное

образование - это очень удобно и полезно только в том случае, если по каким-

то

причинам

(пространственным,

временным

или

денежным)

студенту

недоступен традиционный вариант обучения. Или же если это получение

дополнительного образования или же как у нас сегодня с вами – обмен опытом.

Во всех остальных случаях дистанционное образование никогда не сможет

заменить традиционного.



В раздел образования