Напоминание

История зарубежного театра


Автор: Солодкая Марина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ Тверской колледж культуры им. Н.А. Львова
Населённый пункт: Тверь
Наименование материала: Рабочая тетрадь
Тема: История зарубежного театра
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Рабочая тетрадь по дисциплине

«История зарубежного театра»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………

3

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОГО ТЕАТРА

4

1.

Античный театр……………………………………………….

2.

Театр Средних веков………………………………………….

3.

Театр эпохи Возрождения……………………………………

4.

Театр Классицизма и Просвещения…………………………

5.

Романтизм…………………………………………………….

6.

Театр на рубеже XIX-XX вв…………………………………

7.

Театр второй половины ХХ в……………………………......

4

10

13

16

18

19

23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………

26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...

27

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время растет интерес к созданию педагогических

технологий, для успешной реализации которых в учебном процессе

необходимо учебно-методическое обеспечение.

В поисках альтернативной системы организации работы студентов

при

подготовке

к

разным

видам

занятий

(лекции,

семинары),

ее

совершенствования, предлагается подход, базирующийся на использовании

собственных учебно-методических пособий по дисциплине.

Работа с пособиями повышает активность обучения студентов,

помогает

правильно

планировать

время,

помогает

установить

непосредственную обратную связь студентов с преподавателем.

Подобного

рода

пособия

позволяют

студенту

усвоить

весь

необходимый объем знаний, не требуя при этом сложных технических

средств. Задания объединяются в учебные пособия в виде рабочих тетрадей.

Как правило, такие пособия содержат задания, контрольные вопросы, тесты

по всему курсу дисциплины.

При выполнении заданий студент заносит ответы прямо в рабочую

тетрадь (вписывает, подчеркивает, чертит). Работа с пособием должна быть

не только удобной, полезной, но приятной и интересной, поэтому некоторые

задания сопровождаются рисунками и картинками. Но все же главное в

разработанном пособие - не его форма, а составляющие пособие задания,

построенные по системе развивающего обучения.

В процессе выполнения подобных заданий развиваются умения

анализа, синтеза, выделения существенных признаков, обобщения.

Рабочая тетрадь по истории зарубежного театра поможет студентам в

усваивании предмета, а преподавателям вести контроль знаний. В этом мы

видим актуальность данной темы.

Цель – создание рабочей тетради по предмету «История зарубежного театра»

Задачи

- поиск материалов для разделов рабочей тетради

- систематизация и периодизация материала

- составление контрольных вопросов и тестов

Тема 1. Античный театр

1.1 Древнегреческий театр

Этапы развития – расцвет в V в. до н.э.

Театр эллинистической эпохи – IV-I вв. до н.э.

Что это? Кто это?

Театрон (смотрю) –

Орхестра (танцую) –

Скена (палатка) –

Проскений –

Параскений –

Парод –

Эккиклема –

Механэ (эорема) –

Гипокрит –

Протагонист –

Девтерагонист –

Тритагонист –

Котурны –

Корифей –

Хоревты –

Хорег –

Мимы (подражание) –

Укажите на схеме части античного амфитеатра

1. Театрон

2. Орхестра

3. Скена

4. Проскений

5. Параскений

6. Жертвенник

7. Парод

В честь какого бога устраивались Элевсинские мистерии?

А. Гера

В. Деметра

С. Зевс

D. Аид

Кто из древнегреческих богов стал покровителем театра?

А. Аполлон

В. Дионис

С. Гермес

Из каких деталей состоял костюм древнегреческого актера

Кто в древнегреческом театре мог быть актером:

А. Только мужчины

В. Свободные мужчины и женщины

С. Рабы

D. Все, кто захочет

Вопросы по теме «Древнегреческий театр»

1.

Скене – это…

A. Помещение откуда

выходили актеры

B. Площадка для зрителей

C. Площадка для

сценических действий

D. Площадка для хора

2.

Состав хора античного театра

в трагедии

A. 11 чел.

B. 18 чел.

C. 16 чел.

D. 12 чел.

3.

Круглая площадка в

античном театре это…

A. Скена

B. Театрон

C. Орхестра

D. Парод

4.

Театрон – это…

A. Площадка для актеров

B. Площадка для зрителей

C. Площадка для хора

5.

Третьего актера ввел…

A. Софокл

B. Аристофан

C. Эсхил

D. Еврипид

6.

Выдвижная площадка,

демонстрирующая

внутренние покои

называется…

A. Эккиклема

B. Котурны

C. Хорег

D. Механэ

7.

Человек, отвечающий за

подготовку хора к

спектаклю…

A. Корифей

B. Хорег

C. Протагонист

D. Драматург

8.

Сколько пьес должны были

представить на конкурс

драматурги-трагики

A. 2

B. 1

C. 4

D. 3

9.

Как называлась подъёмная

машина, которую

использовали для появления

богов

А. Эккиклема

B. Механэ

C. Корифей

D. Теорикон

10. Чем начиналось и

заканчивалось представление

A. Гимном

B. Жертвоприношением

C. Представлением жюри

D. Парадом-алле

1.2 Древнеримский театр

Римский театр эпохи Республики – от середины III в. до конца I в. до н.э.

Театр Императорской эпохи – I в. до н.э. – V в. н.э.

Как назывался жанр древнеримского театра, персонажами которого были

Макк, Буккон, Папп и Доссен?

А. Сатура В. Ателлана С. Фесценины

Как в Риме называли бродячих актеров?

А. Скоморохи

В. Жонглеры

С. Гистрионы

Как называлась комедия, являвшаяся переработкой греческих

оригиналов?

А. Претекста

В. Паллиата

С. Тогата

Кто такие Росций и Эзоп?

А. Драматурги

В. Императоры

С. Актеры

Чем римский театр отличается от греческого?

Какого рода зрелища устраивались в Колизее?

Тема 2. Театр Средних веков.

Этапы развития – раннее (с V по XI в) и зрелое (с XII до середины XVI в)

Назовите основные формы разыгрывания мистерий

1.

2.

3

Вопросы по теме «Средневековый театр»

1. Актеров «умеющих

нравиться» знатным

называли

A. Жонглерами

B. Вагантами

C. Буффонами

D. Трубадурами

2. «Бродячими клириками»

называли

A. Вагантов

B. Трубадуров

C. Жонглеров

D. Буффонов

3. Время расцвета

мистериального театра

A. V – XI вв.

B. XI – XII вв.

C. XV – XVI вв.

D. IV – V вв.

4. Представление мистерий

организовались

A. Бродячими актерами

B. Церковью

C. Трубадурами

D. Городскими цехами и

муниципалитетами

5. Поэты и исполнители

любовных песен в

средневековой Франции?

А. Барды

B. Миннезингеры

C. Ваганты

D. Трубадуры

6. В средние века место

действий литургической

драмы?

A. Площадь

B. Паперть храма

C. Храм

D. Ратуша

7. В драматургии

средневековья пьесы о

чудесах апостолов и святых?

A. Мистерия

B. Миракль

C. Фарс

D. Моралите

8. В театре средневековья

монументальные

представления на

библейские темы?

A. Мистерия

B. Миракль

C. Фарс

D. Моралите

9.

В драматургии

средневековья

дидактические пьесы с

персонажами

аллегориями?

A. Мистерия

B. Миракль

C. Фарс

D. Моралите

Тема 3. Театр эпохи Возрождения

Этапы развития – с середины XVI в. до конца XVII в.

Назовите маски комедии дель’арте

К какой стране относится данный тип театра?

1.

2.

3.

Вопросы по теме «Театр Эпохи Возрождения»

1. На каком наречии говорили

дзанни

A. Тосканском

B. Венецианском

C. Бергамском

D. Болонском

2. Кто из героев комедии

дель'арте никогда не носил маску

A. Доктор

B. Арлекин

C. Капитан

D. Влюбленные

3. Как назывался испанский

театр

A. Корраль

B. Глобус

C. Олимпико

D. Камера ритор

4. В каком порядке шло

представление в испанском театре

Мохиганга

Интермедия

1 действие

Песня

2 действие

Лоа

Музыкальная интермедия

3 действие

5. Как называлось представление

на религиозный сюжет в Испании

A. Ауто сакраментале

B. Пастораль

C. Соти

D. Комедия

6. Как назывался театр,

пайщиком которого был У.

Шекспир

A. Лебедь

B. Роза

C. Глобус

D. Занавес

7. Кто из персонажей комедии

дель арте характеризуется

следующим образом:

«Простодушен, по-детски

беспомощен, беден, одежда у него

в заплатках, на шапочке заячья

лапка – символ трусости»

А. Бригелла

В. Панталоне

С. Арлекин

D. Пульчинелла

8. Какой из перечисленных

персонажей не является

действующим лицом пьесы

Шекспира «Ромео и Джульетта»

А. Меркуцио

В. Горацио

С. Лоренцо

D. Тибальд

9. Эту пьесу называют

поэтическим завещанием

Шекспира

А. «Король Лир»

В. «Буря»

С. «Зимняя сказка»

D. «Двенадцатая ночь»

10. К какому стилю относится

творчество драматурга П.

Кальдерона

А. Барокко

В. Высокое возрождение

С. Маньеризм

D. Классицизм

Тема 4. Классицизм и Просвещение

Этапы развития – XVII-XVIII вв.

Как изменилось сценическое искусство в эпоху Классицизма

(пространство, сценография, костюмы, мизансцены, особенности

актерского исполнения)?

Вопросы по теме «Классицизм и Просвещение»

1.

Эстетика классицизма была

основана на принципе

A. Борьбы разума и чувства

B. В здоровом теле – здоровый дух

C. Греховности человеческой

плоти

D. Любовь все победит

2.

Корнель является автором

трагедии

A. «Электра»

B. «Гофолия»

C. «Федра»

D. «Сид»

3.

Автор трагедии «Андромаха»

A. Корнель

B. Расин

C. Кальдерон

D. Мольер

4.

Известная пьеса Шеридана

A. «Ярмарка тщеславия»

B. «Школа жен»

C. «Школа злословия»

D. «Школа мужей»

5.

Автор пьесы «Севильский

цирюльник»

A. Гольдони

B. Гоцци

C. Мольер

D. Бомарше

6.

Главным творческим оппонентом

Гольдони является

A. Вольтер

B. Расин

C. Мольер

D. Гоцци

7.

Самая известная пьеса Гоцци

A. «Трактирщица»

B. «Принцесса Турандот»

C. «Опера нищего»

D. «Жеманницы»

8.

Фердинанд и Луиза главные герои

пьесы

A. «Разбойники»

B. «Трактирщица»

C. «Любовь к трем апельсинам»

D. «Коварство и любовь»

9.

Автор великого произведения

эпохи Просвещения «Фауст»

A. Расин

B. Шиллер

C. Гете

D. Дидро

10. Автор «Парадокса об актере»

A. Вольтер

B. Дидро

C. Мольер

D. Расин

11. Какие актеры стали героями

«Парадокса об актере»

A. Ипполита Клерон и Мари

Дюмениль

B. Дэвид Гаррик и Томас Беттертон

C. Мишель Барон и Мадлена

Бежар

D. Анри Леккен и Адриенна

Лекуврер

12.Создатель «высокой комедии»

A. Шекспир

B. Гоцци

C. Бомарше

D. Мольер

Тема 5. Романтизм

Вопросы по теме «Романтизм»

1. Крупнейшим драматургом –

романтиком и теоретиком

романтизма был

А. Дюма

В. Гюго

С. Мюссе

D. Руссо

2. Тальма является ярким

представителем

A. Классицизма на Французской

сцене

B. Романтизма

C. Театра Высокого Возрождения

D. Классицизма на Английской

сцене

3. Автором трагедии «Каин»

написанной в 1821 году является

A. Байрон

B. Скриб

C. Шелли

D. Гюго

4. Великая французская

трагическая актриса

А. Мари Дорваль

В. Рашель

С. Аврора Дюдеван

D. Эмма Бовари

5. Про этого актера говорили:

«Смотреть на его игру, все равно,

что читать Шекспира при свете

молнии»

А. Эдмунд Кин

В. Джон Гилгуд

С. Лоренс Оливье

D. Дэвид Гаррик

6. Этот французский актер блистал

в романтических драмах А. Дюма

А. Фредерик Леметр

В. Тальма

С. Пьер Бокаж

D. Эдмон Го

7. В этой роли Фридерик Леметр

«соединил в себе Лекена и Гаррика,

действенность Кина с

эмоциональностью Тальма»

А. Антони

В. Жорж Жермани

С. Рюи Блаз

D. Арман Дюваль

8. Героиня пьесы А. Дюма-сына,

вошедшая в репертуар величайших

актрис мира

А. Эмма Бовари

В. Маргарита Готье

С. Марион Делорм

D. Адель д’Эвре

9. Театр, ставший во Франции

основной площадкой для

постановок пьес романтического

репертуара

А. «Порт-Сен-Мартен»

В. «Комеди Франсез»

С. «Друри-Лейн»

D. «Ковент-Гарден»

10. Роль, с которой дебютировал в

Лондоне Эдмунд Кин

А. Гамлет

В. Король Лир

С. Макбет

D. Шейлок

Тема 6. Театр на рубеже XIX-XX вв.

Угадай актрису

1.

2.

3.

Элеонора Дузе

Сара Бернар

Эллен Терри

Айседора Дункан

Угадай режиссера; с каким понятием связано его имя

1.

2.

3.

4.

Антонен Арто

Макс Рейнгард

Жан-Луи Барро

Эдвард Гордон Крэг

«Театр жестокости»

«Театр сверхмарионетки»

«Тотальный театр»

«Театр обобщенных сценических

форм»

Вопросы по теме Театр на рубеже XIX-XX вв.

1. Понятие «веризм» появилось в

A. Италии

B. Франции

C. Англии

D. Германии

2. Автор пьесы «Синяя птица»

A. Шоу

B. Золя

C. Ибсен

D. Метерлинк

3. Какая роль не входила в

репертуар Сары Бернар

A. Маргарита Готье

B. Федра

C. Гамлет

D. Джульетта

4. Пьесы этого драматурга были

самым значительным вкладом

Норвегии в мировую драматургию

A. Бернарда Шоу

B. Генрика Ибсена

C. Мориса Метерлинка

D. Эмиля Золя

5. Создал в Париже «Свободный

театр»

A. Отто Брам

B. Макс Рейнгард

C. Андре Антуан

D. Людвиг Кронек

6. Эту роль с одинаковым успехом

играли и Сара Бернар и Элеонора

Дузе

A. Федра

B. Леди Макбет

C. Маргарита Готье

D. Джульетта

7. Театральная профессия Макса

Рейнгарда

A. Актер

B. Сценограф

C. Режиссер

D. Театральный критик

8. Крэг предложил использование

на сценической площадке

A. Систему ширм

B. Поворотный круг

C. Малую сцену

D. Легкие декорации

9. Манифест «Театра жестокости»

написал

A. Бертольд Брехт

B. Бернард Шоу

C. Гордон Крэг

D. Антонен Арто

10. Свое творчество разделил на

«приятные» и «неприятные» пьесы

A. Морис Метерлинк

B. Генрик Ибсен

C. Бернард Шоу

D. Оскар Уайльд

11. Элемент эффекта отчуждения

присущ театру

A. Бертольда Брехта

B. Бернарда Шоу

C. Мориса Метерлинка

D. Оскара Уайльда

12. Эпический театр – это теория

A. Бертольда Брехта

B. Бернарда Шоу

C. Андре Антуана

D. Антонена Арто

Тема 7. Театр второй половины ХХ в.

Угадай актера и одну из лучших его ролей

1.

2.

3.

4.

Лоренс Оливье

Пол Скофилд

Жерар Филип

Марлон Брандо

Родриго

Ричард III

Стенли Ковальский

Король Лир

Угадай режиссера и спектакль, который он поставил

1.

2.

4.

3.

Джорджо Стреллер

Питер Штайн

Ежи Гротовский

Питер Брук

«Стойкий принц»

«Арлекин или Слуга двух господ»

«Махабхарата»

«Три сестры»

Вопросы по теме «Театр второй половины ХХ века»

1. Режиссер, написавший книгу

«Пустое пространство»

А. Ежи Гротовский

В. Питер Брук

С. Джорджо Стреллер

D. Питер Штайн

2. Режиссер, поставивший в

русском театре трилогию Эсхила

«Орестея»

А. Ежи Гротовский

В. Питер Брук

С. Питер Штайн

D. Джорджо Стреллер

3. Основатель Авиньонского

театрального фестиваля

А. Ежи Гротовский

В. Питер Брук

С. Жан Вилар

D. Ариан Мнушкина

4. Автор теории «О бедном театре»

А. Ежи Гротовский

В. Питер Брук

С. Жан Вилар

D. Джорджо Стреллер

5. Спектакль, поставленный

Джорджо Стреллером в 1947 году,

идущий до сих пор

А. «Вишневый сад»

В. «Король Лир»

С. «Арлекин»

D. «Буря»

6. Какое эпическое произведение

поставил Питер Брук

А. «Иллиада»

В. «Война и мир»

С. «Махабхарата»

D. «Рамаяна»

7. В каком спектакле Жерар Филип

сыграл одну из лучших своих ролей

став «символом поколения»

А. «Калигула»

В. «Сид»

С. «Лорензаччо»

D. «Любовью не шутят»

8. Кто впервые поставил пьесу

Осборна «Оглянись во гневе»,

положив тем самым начало «театру

рассерженных молодых людей»

А. Питер Брук

В. Тони Ричардс

С. Питер Холл

D. Лоренс Оливье

9. Кто был первым исполнителем

роли Стенли в пьесе Т. Уильямса

«Трамвай «Желание»

А. Марлон Брандо

В. Пол Ньюмен

С. Берт Ланкастер

D. Ричард Бартон

10. Актер, воплотивший образы

Гамлета и Лира в спектаклях П.

Брука

А. Лоренс Оливье

В. Джон Гилгуд

С. Пол Скофилд

D. Ричард Бартон

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рабочая тетрадь - составная часть современного учебно-

педагогического комплекса.

Тетрадь

содержит

задания

для

самостоятельной

работы

учащихся и разбивается на тематические разделы. Рабочая тетрадь

получила

широкое

распространение

как

средство

увеличения

самостоятельности и активности учащихся.

Рабочие

тетради

сочетают

задания,

рассчитанные

на

самостоятельное выполнение с непосредственной опорой на материал

учебника. Они являются одной из форм содействия учащимися

активного усвоения и применения знаний.

Цель

рабочей

тетради

способствовать

повышению

эффективности обучения и уровня творческого развития обучаемых.

С

помощью

рабочей

тетради

развивается

мышление

обучающихся, более прочно усваиваются теоретические положения, а

также

приобретаются

практические

умения

и

навыки

решения

творческих задач.

С помощью рабочей тетради легче осуществлять контроль за

ходом обучения студентов конкретной учебной дисциплине, а также

формировать у них умения и навыки самоконтроля.

Построение рабочей тетради делает работу студента более

осмысленной. Приступая к изучению курса, он имеет представление,

какой объем работы ему предстоит выполнить, ясно представлять свои

учебные задачи, иметь возможность планировать предстоящую работу,

а при желании и работать с опережением.

С другой стороны состав рабочей тетради может определяться

как дифференцированного учебного пособия.

Рабочие тетради должны «увлечь» студента, заставить его

думать, анализировать и обобщать изученный материал.

Для создания «интересных» заданий, заставляющих открыть

«свое я», конечно,

подходят тесты. Тест - это специфический

инструмент, состоящий из совокупности заданий, проводимый в

стандартных условиях, позволяющий выявить уровень владения

определенными знаниями.

Профессионально подготовленный и использованный тестовый

инструмент

дает

качественную

информацию,

соответствующую

реальному положению дел.

Объективность тестирования достигается путем стандартизации

процедуры

проведения

и

невозможности

внести

субъективную

составляющую в оценку знаний студентов.

Особенно важно в процессе разработки рабочих тетрадей не

забывать принцип «наглядности» - студентам предлагаются чертежи,

схемы, таблицы.

Итак, рабочая тетрадь, экономя учебное время, позволяет

осуществлять текущий контроль и закрепление пройденного материа

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Акройд, П. Шекспир. Биография/ П. Акройд. – М.: Колибри, 2010. – 736

с.

2.

Бартошевич, А.В. Для кого написан «Гамлет»: Шекспир в театре. XIX,

XX, XXI…/ А.В. Бартошевич. – М.: ГИТИС, 2014. – 638 с.

3.

Бартошевич, А.В. «Мирозданью современный» Шекспир в театре XX

века/ А.В. Бартошевич. - М.: ГИТИС, 2002. – 360 с.

4.

Бартошевич, А.В. Театральные хроники. Начало двадцать первого века/

А.В. Бартошевич. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 2013. – 504 с.

5.

Бачелис, Т. Шекспир и Крэг/ Т. Бачелис - М.: Наука, 1983. – 245 с.

6.

Бобылева, А.Л. Западноевропейский и русский театр XIX—XX веков:

Сб. статей/ А.Л. Бобылева. - М.: ГИТИС, 2011 — 368 с.

7.

Бояджиев, Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения/ Г.Н.

Бояджиев. – М.: Искусство, 1973. – 367 с.

8.

Бояджиев, Г. Мольер/ Г. Бояджиев. - М.: Просвещение, 1967. – 467 с.

9.

Бояджиев, Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров/ Г.Н.

Бояджиев. – М.: ГИТИС, 2009. – 420 с.

10. Брехт, Б. Театр/ Б. Брехт. - М.: Искусство, 1965. – 367 с.

11. Брук, П. Нити времени/ П. Брук. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 2005. –

384 с.

12. Брук, П. Пустое пространство/ П. Брук. – М.: Артист. Режиссер. Театр,

2003. – 238 с.

13. Гротовский, Е. К бедному театра/ Е. Гротовский. – М.: Артист.

Режиссер. Театр, 2010. – 457 с.

14. Давыдова, М.Ю. Конец театральной эпохи/ М.Ю. Давыдова. – М.: ОГИ,

2005. – 384 с.

15. Дживелегов, А.К. Итальянская народная комедия. Искусство

итальянского Возрождения/ А.К. Дживелегов. — М.: ГИТИС, 2012. —

552 с.

16. Ковалев, Ю.В. Пол Скофилд/ Ю.В. Ковалев. – М.: Искусство, 1970. – 150

с.

17. Кун, Н. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима/ Н. Кун. - М.:

Правда, 1988. – 576 с.

18. Мокульский, С. Бомарше и его театр/ С. Мокульский. - М.: Искусство,

1968. – 186 с.

19. Мокульский, С. Карло Гольдони. О театре/ С. Мокульский. - М.:

Искусство, 1963. – 190 с.

20. Мокульский, С. История западноевропейского театра в 8-ми томах/ С.

Мокульский. – М.: Просвещение, 1956-1957 г.

21.

Пави, П. Словарь театра / П. Пави. — М.: «ГИТИС», 2003. — 516 с.

22.Силюнас, В. Ю. Испанский театр XVI-XVII веков/ В.Ю. Силюнас. – М.:

Культура, 1995. – 290 с.

23. Стрелер, Д. Театр для людей/ Д. Стрелер. - М.: Радуга, 1984. – 358 с.

24. Федоров, Н. Греческая трагедия/ Н. Федоров. - М.: Просвещение, 1966.

– 254 с.

25. Шайтанов, И.О. Шекспир/ И.О. Шайтанов. – М.: Молодая гвардия, 2013.

– 474 с.

26. Гвоздев, А.А., Пиотровский, Адр. История европейского театра:

Античный театр. Театр эпохи феодализма/ А.А. Гвоздев, Адр.

Пиотровский. М.: ГИТИС, 2013. — 440 с.

27. Дживелегов, А.К., Бояджиев, Г.Н. История западноевропейского театра

от возникновения до 1789 года: Учебник для студентов театральных

вузов/ А.К. Дживелегов, Г.Н. Бояджиев. М.: ГИТИС, 2013. — 528 с.

28. История зарубежного театра. Под ред. Г.Р. Бояджиева. В 4-х томах. – М.:

Просвещение, 1984. – 360 с.

29. Спектакли двадцатого века – М.: ГИТИС, 2004. – 488 с.



В раздел образования