Автор: Финогенова Наталья Юрьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КГКУ Детский дом №27
Населённый пункт: р.п. Солнечный
Наименование материала: Семейное воспитание
Тема: Воспитание семьянина в условиях детского дома
Раздел: среднее профессиональное
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна
осуществляться на всех этапах его возрастного развития. При этом очень
важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье.
Для ребенка, воспитывающегося вне семьи, значимыми аспектами
социализации становится коллектив сверстников, сотрудники детского дома.
Следовательно, информация о социальных ролях: муж, жена, сестра, брат,
тетя, дядя- может просто отсутствовать или быть искажена.
Подготовка детей- сирот к семейной жизни – это комплекс мер,
направленных на формирование у воспитанника адекватного представления
о семье, ее членах и их взаимоотношениях, проблемах, трудностях, а также
на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих
трудностей.
Одной из задач социального воспитания детей – сирот является
подготовка их к решению задач, связанных с семейной жизнью и ведением
домашнего хозяйства. Наличие у детей –сирот опыта решения таких задач
будет способствовать более успешной их адаптации к условиям семейной
жизни, поскольку ребенок-сирота лишен естественной родственной «ниши»
в семье и ему приходится рассчитывать главным образом на свои
собственные силы и полученный опыт.
Для того, чтобы обеспечить эффективность и высокий уровень
формирования готовности к семейной жизни, необходима определенная
целенаправленная
организационно-
педагогическая
работа
в
ходе
воспитательного процесса с детьми -сиротами в детском доме.
Очень часто ребенок достаточно хорошо представляет себе свою
будущую семейную жизнь, не имея при этом положительного опыта
семейных взаимоотношений. Поэтому формирование готовности к семейной
жизни необходимо интегрировать с нравственным воспитанием молодого
человека, с воспитанием в нем таких качеств как человечность, доброта,
чуткость, сострадание, отзывчивость, готовность помочь другим.
В подростковом возрасте активно развиваются основы нравственных
качеств и идеалов, которые закладываются в младшем школьном возрасте,
обогащаются знания подростков о значении и ценности семьи, активно
формируется чувство взрослости и самостоятельности.
В рамках семейного воспитания необходимо вести работу и по
домоводству с целью развития в детях навыков ведения хозяйства, навыков
бытового самообслуживания.
Педагогическим средством формирования готовности к семейной жизни
являются занятия –лекции, в ходе которых дети получают необходимые им
знания, практические и семинарские занятия, на которых идет закрепление
полученных знаний, занятия –практикумы, в ходе которых воспитанники
знакомятся с особенностями своей личности, узнают свои сильные стороны,
учатся развивать имеющиеся способности и корректировать негативные
проявления