Автор: Финогенова Наталья Юрьевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КГКУ Детский дом №27
Населённый пункт: р.п. Солнечный
Наименование материала: Профориентация выпускников детского дома
Тема: Профориентационная работа в условиях детского дома
Раздел: среднее профессиональное
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
Выпускники детского дома должны осознавать, что сегодня, в условиях
рынка,
добиться
успеха
может
только
тот,
кто
имеет
хорошую
профессиональную
подготовку,
владеет
навыками
общения,
обладает
способностью
приспосабливаться
к
изменившимся
условиям
труда,
выдерживать конкуренцию при наличии безработицы. В связи с этим
необходимо
проводить
работу
по
профориентации
воспитанников
и
подготовку
воспитанников
к
профессиональному
самоопределению.
Трудности
в
профессиональном
самоопределении
подростков
–
воспитанников
детского
дома
вызваны
низким
уровнем
их
интеллектуального
развития,
несформированностью
познавательных
процессов: мышления, памяти, воображения, обыденностью эмоциональной
сферы,
неадекватной
самооценкой.
Процесс
профессионального
самоопределения детей, не имеющих семьи, усложнен. Зачастую он
происходит
стихийно,
что
приводит
к
детской
неустроенности
и
неуверенности в себе. Важно готовить подростков к серьезному поиску
своего места в жизни через профессиональную деятельность. Она поможет
так войти в систему социальных отношений, что подростки будут
чувствовать свою востребованность. Правильная ориентация в профессии с
учетом особенностей характера, способностей- залог успеха в будущей
взрослой жизни.
В
старшем
школьном
возрасте
происходит
изучение
профессиональных
предпочтений,
ознакомление
со
спецификой
профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в
условиях рыночных отношений и конкуренции кадров. На данном этапе
ребенок должен уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора
будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и
физиологического ресурсов. Именно в этот период воспитанник должен
всерьез задуматься над тем, насколько готов он к намеченной для себя
профессии. Результатом процесса профессионального самоопределения в
старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь
воспитанникам
в
правильном
выборе
профессий
предполагает
необходимость специальной организации их деятельности, включающей:
получение знаний о себе, о мире профессионального труда, соотнесение
знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности.
Профессиональная
ориентация
должна
быть
направлена
на
активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы,
включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере
реализовать себя в профессии.
Профессиональное самоопределение для подростка – сложный и
длительный процесс, который не сводится только к выбору профессии или
учебного заведения, куда он будет поступать после школы. По сути,
профессиональное самоопределение продолжается всю трудовую жизнь
человека и включает в себя не только самоопределение на уровне отрасли
предприятия, профессии, но и на уровне специальности, должности.