Автор: Ильина Ольга Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "ВЮТ"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Организация и содержание самостоятельной работы как важный фактор формирования конкурентоспособных специалистов"
Раздел: среднее профессиональное
Организация и содержание самостоятельной работы как важный фактор
формирования конкурентоспособных специалистов
Сегодня современному обществу нужны инициативные и самостоятельные
специалисты,
способные
постоянно
совершенствовать
свою
личность
и
деятельность.
Именно
они
отличаются
высокой
восприимчивостью,
социальной и профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому
обновлению знаний, освоению новых сфер деятельности.
Одной из важнейших задач современной профессиональной деятельности
является
формирование
профессиональной
компетентности
будущих
специалистов. Среднее профессиональное
образование
предусматривает
формирование умения осуществлять поиск, анализ и оценку информации,
необходимой
для
постановки
и
решения
профессиональных
задач;
профессиональное и личностное развитие; использование информационно-
коммуникативные
технологий
для
совершенствования
профессиональной
деятельности;
самообразование.
Обозначенные
требования
к
подготовке
студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.
Программа среднего профессионального образования исходит из того, что
должен знать и уметь студент.
На мой взгляд, одним из важных этапов обучения, развития, самореализации
студентов
является организация внеаудиторной самостоятельной работы
студентов. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов – это одна из
форм учебной деятельности, содержанием которой является самостоятельное
построение
обучающимся
способа
достижения
поставленной
цели.
Содержание самостоятельной внеаудиторной работы имеет две параллельные
линии.
Одна
–
совокупность
учебных
и
практических
заданий,
которые
должен выполнить студент в процессе обучения, объект его деятельности.
Вторая
–
способ
деятельности
студента
по
выполнению
учебного
теоретического или практического задания.
Математика одна из точных наук. Усвоение предмета математика довольно
часто вызывает у студентов некоторые трудности. Чтобы повысить интерес к
математике,
а
тем
самым
и
успеваемость
студентов,
необходимо
заинтересовать их. Таким интересом, на мой взгляд, является желание стать
квалифицированным рабочим. Для этого необходимо углублять знания по
специальности
или
профессии,
проявлять
интерес
к
учебному
и
профессиональному
поиску,
стремиться
к
интеллектуальному
росту
и
расширению кругозора.
В соответствии с рабочей программой по общеобразовательному учебному
предмету «Математика» мною составлены методические рекомендации для
студентов
по
организации
самостоятельной
внеаудиторной
работы.
При
определении
тематики
заданий
для
самостоятельной
работы
студентов
я
исходила из требований, предъявляемых к результатам освоения учебного
предмета. Каждое внеаудиторное задание стало логическим звеном в системе
заданий,
главный
итог
которых
–
достижение
личностных,
предметных
успехов.
В
своей
практике
организации
внеаудиторной
самостоятельной
работы студентов я применяю следующие её виды:
Подготовка и написание сообщений, рефератов, докладов.
Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической
печатью, составление опорных конспектов.
Создание творческих работ.
Отработка пропущенных занятий.
По выполнению
внеаудиторной самостоятельной работы студентов мною
созданы методические рекомендации и методические пособия для студентов,
например,
«Правила
написания
и
оформления
рефератов,
докладов
и
сообщений», «Правила отработки пропущенных занятий».
Особенностью математики является то, что она изучает логические цепочки!
Цель – помочь студенту лучше понять и полюбить интересную, но далеко не
легкую
науку
–
математику.
Научить
задумываться
над
окружающими
явлениями и находить им правильное объяснение. Не углубляясь в сложные
математические вычисления, на простых примерах, связанных с будущей
профессией
или
специальностью,
раскрыть
перед
с туде нт а ми
«математическую картину мира», научить находить выход из любой трудной
ситуации, путем построения математической модели действий.
Отвечая на вопрос, какие основные идеи заложены в содержание принципа
профессиональной направленности, выделяю следующие аспекты:
приобретение студентами знаний и умений, которые потребуются им в
будущей профессии или специальности;
конкретизация
знаний
и
умений,
необходимых
человеку
в
современной жизни.
Большую роль в изучении данного предмета играет самостоятельная работа
студента,
поскольку
на
аудиторных
занятиях
по
математике
не
всегда
достаточно времени для решения большого количества разнообразных задач.
А
для
глубоко
усвоения
математических
знаний
необходима
отработка
практических
навыков,
поэтому
мною
принято
решение
по
созданию
методического пособия, в котором будут собраны
математические задачи,
связанные с бедующей профессиональной деятельностью студентов.
Почему необходимо решать математические задачи:
Во-первых,
решение
математических
задач
способствует
развитию
интеллекта и выполняет образовательную функцию. Человек, обладающий
математическими
навыками,
попав
в
сложную
жизненную
ситуацию,
начинает «просчитывать» все возможные пути решения и обязательно найдет
оптимальный выход! Но для того, чтобы выработать в себе это качество,
необходимо приложить усилия.
Во-вторых, математика расширяет кругозор. Ни одно физическое, химическое
или
биологическое
явление
невозможно
грамотно
объяснить,
не
зная
основных правил математики.
В-третьих, решение задач по математике способствует развитию логического
мышления. Выстраивание причинно-следственных связей, сравнение данных
между собой, путь от гипотезы к заключению — все это, так или иначе,
присутствует в математике. Решение задач помогает точнее формулировать
мысли, рассуждать структурировано и ясно, конкретно и четко оперировать
фактами.
Следует отметить, что при организации самостоятельной работы необходимо
предусмотреть
адекватную
обратную
связь,
т.е.
правильно
организовать
систему контроля.
Таким образом, самостоятельная внеаудиторная работа согласно требованиям
ФГОС СПО является важнейшим элементом образовательного процесса. Но
при
организации
самостоятельной
работы
преподаватель
сталкивается
с
рядом проблем – это отсутствие у студентов достаточной базовой подготовки
для
самостоятельного
изучения
материала.
Поэтому,
прежде
всего,
необходимо создать условия для повышения уровня мотивации студентов к
выполнению самостоятельной работы.
Формирование
способности
к
саморазвитию
немыслимо
без
наличия
навыков
самостоятельно
находить,
отбирать,
анализировать
информацию,
самостоятельно тренировать память, речевые умения и т.д. Корректировать
свое поведение и стратегию обучения в соответствии с полученным опытом,
восстанавливать эмоциональные и физические силы, работать в коллективе,
создавать межличностные контакты.
Самостоятельная
работа
–
это
путь
к
профессиональной
карьере,
которая
формирует
профессиональную
самостоятельность
и
мобильность
выпускников, а задача преподавателей правильно ее организовать.