Напоминание

Семинар "Географические образы в лирике Ф. И. Тютчева"


Авторы: Подкина Наталья Владимировна, Селиверстова Ирина Евгеньевна
Должность: преподаватели общеобразовательных дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ СО Техникум индустрии питания и услуг
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Семинар "Географические образы в лирике Ф. И. Тютчева"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Свердловской области

«Техникум индустрии питания и услуг «Кулинар»

(ГАПОУ СО «ТИПУ «Кулинар»)

Технологическая карта бинарного учебного занятия

(география-литература)

Разработали преподаватели общеобразовательных дисциплин

Подкина Наталья Владимировна

Селиверстова Ирина Евгеньевна

Екатеринбург 2020

Тема учебного занятия: Географические образы в лирике Ф. И. Тютчева

Учебное занятие разработали преподаватели:

Подкина Наталья Владимировна - география,

Селиверстова Ирина Евгеньевна – русский язык и литература

Специальность и группа: профессия

«Пекарь» 19.01.04 Группа.........

Цель:

Познакомиться с поэзией Тютчева в свете её географичности, научиться

анализировать творчество писателя и поэта в целом; привить навык подготовки к

семинару.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Тип занятия: бинарный урок географии и литературы. Урок-семинар.

Время занятия: 45 мин.

Тема урока: Географическое в лирике Ф. И. Тютчева

Задачи

Способствующие формированию УУД:

Познавательных:

– ознакомиться с биографией и периодами творчества Ф.И. Тютчева;

– найти на карте географические объекты, которые вдохновили поэта, страны и города,

где он побывал.

– содействовать развитию умений представлять информацию в различных видах;

Регулятивных:

– проанализировать творчество поэта в целом;

– подтвердить в стихах Ф.И.Тютчева присутствие географической привязки;

Коммуникативных:

– способствовать формированию навыков подготовки выступления перед аудиторией;

– содействовать воспитанию культуры общения;

В ходе занятия формируются следующие общие компетенции по ФГОС СПО по

профессии 19.01.04.Пекарь:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее

достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,

оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты

своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения

профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной

деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран; презентация; учебники,

раздаточный материал.

Межпредметные связи: информатика и ИКТ, история.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично поисковые.

Этап занятия

Задача

этапа

Планируем

ый

результат

Деятельность педагогов

Деятельность обучающихся

Выполняем

ые

действия

Средства

обучения

Выполняемые

действия

Продукт

деятельности

1.Организацион

но-

мотивационны

й

Настрой

обучающихс

я к

выполнению

заданий

– сообщают

тему и цель

занятия

– объявляют

форму

работы на

занятии

технические

средства

обучения:

компьютер с

лицензионны

м

программным

обеспечением,

– учебники,

дополнительн

ая литература,

Раздаточный

материал

приветствуют

– проверяют

свою готовность

к занятию

– настраиваются

на работу,

слушают

2.Актуализация

знаний

способствов

ать

отработке

навыков

подготовки

выступления

перед

аудиторией,

содействоват

ь развитию

умений

представлять

информацию

в различных

видах;

содействоват

ь

воспитанию

культуры

общения

Раздают

обучающимся

таблицы для

заполнения

Формулирую

т наводящие

вопросы

– электронная

презентация

«Географичес

кие образы в

творчестве

Ф. И.

Тютчева»

– учебники,

дополнительн

ая литература

раздаточный

материал

– Сообщения

подготовленных

обучающихся по

биографии Ф. И.

Тютчева.

Заслушивают

выступления и

заполняют

таблицу.

Отвечают

на

вопросы

преподавателей

Выразительное

чтение стихов.

Обозначили

на

карте

географические

объекты

3. Обобщение и

систематизация

знаний

– выделить

стихи

Ф.И.Тютчева

, в которых

присутствует

географичес

кая

привязка.

– найти на

карте

географичес

кие объекты,

которые

Заслушивают

выступления.

Задают

наводящие

вопросы.

мультимедийн

ая

презентация

«Географичес

кие образы в

творчестве Ф.

И. Тютчева»,

– учебники,

дополнительн

ая литература,

– раздаточный

– проверяют

работы

одногруппни

ков

– высказывают

свои мнения,

предположения

Заполненная

таблица

«Географичес

кие образы в

творчестве Ф.

И. Тютчева »

Понимание

обучающимися

особенностей

поэзии Ф. И.

Тютчева в

контексте

вдохновили

поэта,

страны

и

города,

где

он побывал

материал

литературной

географии

Подведение

итогов

– сделать

вывод и

оценить

работу на

занятии

– выделяют

лучшие

работы и

указывают на

отставание,

чью-то

рассеянность,

несобранност

ь,

пассивность

или

чрезмерную

активность и

т.д.

– называют

оценки за

занятие в

целом

– электронная

презентация

«Географичес

кие образы в

творчестве

Ф. И.

Тютчева»

– проверяют

заполнение

таблицы и

ставят отметки,

обращают

внимание на

хорошие

результаты и на

допущенные

ошибки

Взаимооценк

а результатов

деятельности

Рефлексия

Провести

голосование

по итогам

занятия

Смайлики

Высказывают

мнение о

занятии с

помощью

голосования

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ход урока:

1 слайд Преподаватели: Сообщение темы, постановка цели, задач урока, организация

внимания всех обучающихся учителем литературы и учителем географии.

Раздача таблиц для заполнения.

2 слайд Вступительное слово. Сообщение обучающихся о первых годах жизни Ф. И.

Тютчева.

3 слайд

Ведущий: один из лучших русских лирических поэтов, биография которого

включает в себя блестящую дипломатическую карьеру, интересные знакомства и бурную

личную жизнь.

Творчество поэта было признано современниками, в наши дни оно привлекает

внимание композиторов, художников и любителей поэзии

4 слайд Ведущий: Ф.И, Тютчев родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Орловской

губернии Брянского уезда, в старинной среднепоместной дворянской семье.

Родная усадьба, живописная река Десна, старинный парк с липовыми аллеями

стали местом, где формировалась юная поэтическая натура Федора Тютчева.

3. Заслушивание и обсуждение выступлений.

5слайд Ф. И. Тютчев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в

Мюнхене, столице Баварского королевства. В этом городе поэт провел 22 года своей

жизни

Его

юношеское

увлечение

романтизмом

укрепилось

после

знакомства

с

творчеством таких немецких поэтов, как Генрих Гейне и Фридрих Шеллинг...

6 слайд Обучающиеся: Так же в Мюнхене было написано стихотворение Проблеск

«Проблеск»

Слыхал ли в сумраке глубоком

Воздушной арфы легкий звон,

Когда полуночь, ненароком,

Дремавших струн встревожит сон?..

1825

7 слайд - Обучающиеся: чтение стихотворения «Я помню время золотое»

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел;

мы были двое;

Внизу, в тени,

шумел Дунай.

1834 г

Учитель географии: Что вы можете сказать о реке Дунай? Чем замечательна эта

Европейская река?

8 слайд

Обучающиеся: Дунай берет свое начало еще в Германии, высоко в горах

Шварцвальда на высоте 678 метров, где образуется путем сливания двух горных речушек

Брег и Бригах. Именно отсюда берет свое начало великая река, затем проходя по большей

части Европы и пересекая многие города, впадет в Черное море.

Дунай самая протяженная река Европы, ее длина 2300 км.

9 слайд Ведущий: Первое настоящее признание поэзия Тютчева получила в 1836 году.

Поэтическая тетрадь Тютчева, переправленная из Германии в Россию, попала в руки А. С.

Пушкина, и Александр Сергеевич опубликовал

талантливые произведения поэта в

«Современнике».

Среди них были те, которые стали классикой: “Весенняя гроза”, “Листья”, “ Зима недаром

злится” и др. В этом сборнике было опубликовано стихотворение «Через ливонские я

проезжал поля».

10 слайд Обучающийся: читает стихотворение:

Через ливонские я проезжал поля,

Вокруг меня все было так уныло…

Бесцветный грунт небес, песчаная Земля –

Все на душу раздумье наводило…

1830 г.

Обучающиеся: разбор стихотворения.

Торжественная поэзия, соединяет традиции европейского романтизма и удивительную

исповедальность. Стихотворение было написано в начале октября 1830 года, когда Ф. И.

Тютчев находился на дипломатической службе и много ездил по Европе.

11 слайд

Карта. Учитель географии. Где находится Ливония? Какие современные

государства на данной территории?

Обучающиеся: работа с картой - область Ливония.

Ливонские поля – это территория современных Латвийской и Эстонской республик.

На дождливый климат Ливонии оказывает влияние Балтийское море. Из-за влияния

морских воздушных масс погода достаточно переменчива, и зачастую может меняться по

несколько раз за день, особенно весной и осенью

Отсюда унылые пейзажи, описанные поэтом.

12 слайд - карта Европы

13 слайд Обучающийся: читает стихотворение.

Сквозь лазурный сумрак ночи

Альпы снежные глядят;

Помертвелые их очи

Льдистым ужасом разят.

1830

14 слайд. Обучающиеся: разбор стихотворения «Альпы».

Стихотворение

Альпы,

кроме

яркого

описания

горного

пейзажа

имеет

политический подтекст. Согласно концепции исследователей – цепь горных вершин, это

аллегорическое изображение славянских народов. Самая высокая гора - Российская

империя.

Учитель литературы: Что такое аллегория?

15 слайд. - Учитель географии: На территории каких стран находятся горы Альпы?

Обучающиеся - работа с картой - Горы Альпы располагаются на территории нескольких

стран. Это Франция, Швейцария, Австрия, Италия, Германия.

Оказывают влияние на климат Европы и на их экономику.

16 слайд. Обучающиеся: В 1841 году, в Праге, Ф. И. Тютчев познакомился с деятелем

чешского

национального

возрождения,

писателем

Вацлавом

Ганкой

(1791-1861),

оказавшим большое влияние на политические взгляды поэта.

В. Ганка был ревностным сторонником сближения Чехии с Россией и немало

потрудился над ознакомлением своих соотечественников с русской литературой и

русским языком.

Встреча с Ганкой углубила интерес Тютчева к историческим судьбам и культуре

славянских стран

17 слайд Обучающиеся: чтение стихотворения

«К Ганке»

Вековать ли нам в разлуке?

Не пора ль очнуться нам?

И подать друг другу руки –

К нашим кровным и друзьям?..

Горы, степи и поморья

День чудесный облистал, –

От Невы до Черногорья,

От Карпатов за Урал…

Рассветает над Варшавой,

Киев очи отворил,

И с Москвой Золотоглавой

Вышеград заговорил…

И родного Слова звуки

Вновь понятны стали нам…

Наяву увидят внуки,

То, что снилося отцам…

1841

18 слайд Учитель географии: Что такое Вышеград?

Древняя крепость (замок) и исторический район Праги. Расположен на холме над Влтавой

к югу от центра города

Влта

́

ва – река в Чехии, левый приток реки Эльбы.

Истоки в горах Шумава. Там же образует крупнейшее водохранилище Чехии – Липно.

19 слайд Ведущий: Ф. И. Тютчев считал: то, что совершается на Родине, отзовётся во

всех странах. Как гражданин, искусный дипломат, игравший значительную роль в

проведении независимой внешней политики, отвечающей национальным интересам,

Тютчев, считая необходимым объединение славян, тяготеющих к крепкому и прочному

союзу с Россией, образование единого славянского космоса.

Учитель литературы Кто такие славянофилы?

20 слайд - Обучающиеся: чтение стихотворения «Глядел я, стоя над Невой»

Глядел я, стоя над Невой,

Как Исаака-великана

Во мгле морозного тумана

Светился купол золотой.

О Север, Север-чародей,

Иль я тобою околдован?

Иль в самом деле я прикован

К гранитной полосе твоей?

О, если б мимолетный дух,

Во мгле вечерней тихо вея,

Меня унес скорей, скорее

Туда, туда, на теплый Юг...

1844 г.

21 слайд

Исследователи творчества поэта обозначили точку в Петербурге, где поэт

написал эти строки. Наплавной мост, уничтоженный пожаром.

22 слайд Учитель географии: Река Нева в Петербурге имеет свои особенности. Кто может

их отметить?

Обучающиеся: работа с картой , рассказывают про Неву

Нева – широкая и глубокая река. Средняя ширина 400—600 м. Средняя глубина 8—

11 м.

Вытекает из Ладожского озера, протекает по Приневской

низине

, впадает в Финский

залив (Балтийское море).

Часты опасные и катастрофические наводнения

в результате нагона воды из

Финского залива. Юго-западные и западные ветры приводят к нагону воды в Финский

залив и подъёму её уровня в низовьях Невы, что вызывает наводнения.

Учитель литературы: В каком ранее изученном произведении так же речь идет о

наводнении в Петербурге?

23 слайд

Ведущий: Большую часть своей жизни Тютчев провел за границей, и возвращение на

родину стало для него знаменательным во всех отношениях событием. Поэт вновь открыл

для себя красоту русской природы:

24 слайд Обучающийся: читает стихотворение «Как весел грохот летних бурь»;

«Как весел грохот летних бурь…»

Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно!..

1851 г.

Учитель географии: Какие явления, которые изучали в цикле физической географии

прозвучали в этом произведении?

В стихотворении затронуты природные явления: гроза, тучи, гремящий гром.

25 слайд обучающиеся: чтение, тема стихотворения «Неман» работа с картой-

Ты ль это, Неман величавый?

Твоя ль струя передо мной?

Ты, столько лет, с такою славой,

России верный часовой?..

Один лишь раз, по воле бога,

Ты супостата к ней впустил –

И целость русского порога

Ты тем навеки утвердил…

1853 г.

26 слайд Обучающиеся: В стихотворении «Неман» поэт назвал французского полководца

«могучим южным демоном», намекая на то, что таланту этого военачальника могли бы

позавидовать многие современные генералы, хотя как дипломат не имел право на этот

поступок.

27 слайд Учитель географии. Где находится река Неман на карте Европы?

Обучающиеся обозначают объект на карте.

28 слайд Обучающиеся: Тютчев затронул географический образ и в стихотворении

«Черное море».

Пятнадцать лет с тех пор минуло,

Прошел событий целый ряд,

Но вера нас не обманула,

И севастопольского гула

Последний слышим мы раскат

1871 г.

Обучающиеся: Стих был написан вскоре после Крымской войны, в 1878 году. России в

течение 15 лет запрещалось иметь флот на Черном море. Русские дипломаты добились

нейтрализации, в этом была немалая заслуга и самого Тютчева.

29 слайд Карта Черное море

Учитель географии. Какие страны расположены на берегах Черного моря?

Обучающиеся отвечают на вопрос.

30 слайд Ведущий: Оставив дипломатическую карьеру, Федор Тютчев с увлечением

продолжает

литературные эксперименты. Стихотворение “На возвратном пути”,

написано осенью 1859 г. по дороге из Кенигсберга в Петербург. В творчестве Тютчева

прослеживается

“противоположения железного севера, железной зимы, полюса –

блаженному югу». Тютчев всегда стремился к географической конкретности: Север – это

Россия, Петербург; Юг – Италия или, Швейцария, берега Женевского озера.

31 слайд Обучающийся: чтение стихотворения.

НА ВОЗВРАТНОМ ПУТИ

Тот же месяц, но живой,

Дышит в зеркале Лемана...

Чудный вид и чудный край -

Путь далек - не вспоминай...

Родной ландшафт... Под дымчатым навесом

Огромной тучи снеговой

Синеет даль - с ее угрюмым лесом,

Окутанным осенней мглой...

Всё голо так - и пусто-необъятно

В однообразии немом...

Местами лишь просвечивают пятна

Стоячих вод, покрытых первым льдом.

Ни звуков здесь, ни красок, ни движенья -

Жизнь отошла - и, покорясь судьбе,

В каком-то забытьи изнеможенья,

Здесь человек лишь снится сам себе...

1859 г.

32 слайд Учитель географии: Какое озеро поэт упоминает в строках «Дышит в зеркале

Лемана? Какое озеро во времена Тютчева называли Леман?»

Какой современный город назывался Кенигсбергом?

Укажите на карте дорогу из Кенигсберга в Петербург.

Обучающиеся: работа с картой - дорога из Кенигсберга в Петербург.

33 слайд - Обучающиеся: чтение стихотворения.

«О, этот Юг, о, эта Ницца»

О, этот Юг, о, эта Ницца!

О, как их блеск меня тревожит!

Жизнь, как подстреленная птица,

Подняться хочет - и не может.

Нет ни полёта, ни размаху –

Висят поломанные крылья,

И вся она, прижавшись к праху,

Дрожит от боли и бессилья...

1864 г.

34 слайд Обучающиеся: Небольшая поэтическая зарисовка «О, этот Юг, о, эта Ницца!..»

построена на контрасте двух образов: пышного европейского курорта Лазурного

побережья и тленной жизни лирического героя, осознающего конечность бытия.

Высокопарная частица «о» с первой же строки стихотворения настраивает читателя на

романтический лад.

Учитель географии: На берегу какого моря находится Ницца? Чем знаменита Ницца в

наши дни?

Обучающиеся: Ницца в XIX веке была традиционным местом отдыха русского

дворянства.

Это своеобразный символ шика, комфорта, красоты и богатства южной природы. В наши

дни, как и во времена Тютчева это курорт для состоятельных людей.

35 слайд Карта Франции.

Учитель географии: Укажите на карте, где находится Ницца? Обучающиеся: работа с

картой - г.Ницца;

36 слайд- обучающиеся: чтение, тема стихотворения «Рим ночью»

РИМ НОЧЬЮ

В ночи лазурной почивает Рим.

Взошла луна и овладела им,

И спящий град, безлюдно-величавый,

Наполнила своей безмолвной славой...

1850 г.

37 слайд «Рим ночью» – явно урбанистическое стихотворение с историческим подтекстом

(мотивом римской «славы» и римского «величия», но «отжившего»)

38 слайд

Учитель географии Понятие урбанизация изучается в курсе социальной и

экономической

географии,

что

означает

«урбанизация»,

каковы

главные

черты

урбанизации?

Обучающиеся: Урбанизация – процесс роста роли городов в современном мире.

39 слайд Ведущий: Чтобы понять стихи Тютчева, нужно хорошо представлять, как он

писал. За письменным столом? Долго и кропотливо редактируя написанное? Оказывается,

нет. И. С. Аксаков вспоминает: «Стихи у него не были плодом труда… он их не писал, а

только записывал. Они не сочинялись, а творились». Тютчев предавался любимому –

стихам – в дороге, потому что ему не сиделось на месте.

Слайды – «Петербург – Москва – Овстуг – Мюнхен – Женева – Милан – Рим – Генуя –

Ницца – Париж – Прага…

Воистину его стихи как будто растянуты на городских шпилях и башнях, география

кажется его второй музой», -остроумно заметил наш современник поэт А. Кушнер,

обративший внимание , что в тютчевских автографах перед текстом пометы: «в дороге»,

«в коляске».

4. Итоги урока – обучающиеся под руководством учителей литературы и географии проверяют

заполнение таблицы друг у друга и ставят отметки. Выбирают лучшие работы.

Проводится анализ и оценка выступлений обучающихся и принявших активное участие на

семинаре Обучающиеся делают вывод о географичности поэзии Ф. И. Тютчева.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

п /п

ФИО

Познавательные

УУД

ОК 4.

Регулятивные

УУД

ОК 2.

ОК 3.

Коммуникатив

ные УУД

ОК 5.

ОК 6.

Общая

оценка

за

занятие

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

Оценочный лист занятия «Географическое в лирике Тютчева»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Географические образы в творчестве Ф И. Тютчева

№ п/

п

Год создания,

издания

Название стихотворения

Географическая привязка (страны,

города, объекты, географические

явления)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основная литература:

1.Литература : учебник: в 2 ч. Ч. 1 / Г. А. Обернихина [и др.]. - 2-е изд., стер. -

Москва: Академия, 2019. - 432 с : фот. цв. - (Профессиональное образование).

2. Литературная география в школе

Дополнительная литература:

1. Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и письма в шести томах.

Стихотворения 1813-1849. Т. 1 /Ф. И. Тютчев; гл. ред. Н. Н. Скатов. –

Москва: Классика, 2002. - 528 с., ил.

2. Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и письма в шести томах.

Стихотворения 1850-1873. Т. 2 /Ф. И. Тютчев; гл. ред. Н. Н. Скатов. –

Москва: Классика, 2003. - 640 с., ил.

3. Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и письма в шести томах.

Публицистические произведения. Т. 3/Ф. И. Тютчев; гл. ред. Н. Н. Скатов. –

Москва: Классика, 2003. - 528 с., ил.

4. Тютчев. Ф. И. Стихотворения / Ф. И. Тютчев; сост. Л. Н. Кузина. –

Москва: ПРАВДА, 1986. – 544 с., ил.



В раздел образования