Напоминание

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ЗАПОДОЗРИТЬ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ


Автор: Солодуха Татьяна Анатольевна
Должность: Педагог-пссихолог
Учебное заведение: Аркадакский филиал ГАПОУ СО
Населённый пункт: город Аркадак, Саратовская область
Наименование материала: доклад
Тема: ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ЗАПОДОЗРИТЬ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Доклад

на тему:

«

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА,

ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ЗАПОДОЗРИТЬ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

»

Виды насилия в семье

физическое насилие;

пренебрежение;

сексуальное насилие;

психологическое жестокое обращение

Пренебрежение

Пренебрежение основными нуждами подростка (моральная жестокость) -это отсутствие со стороны

родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение

обязанностей по воспитанию подростка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Чаще всего пренебрегают основными нуждами подростков родители или лица, их заменяющие:

алкоголики, наркоманы; лица с психическими расстройствами; юные родители, не имеющие опыта и

навыков родительства; с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические

заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве;

социально изолированные.

Последствия пренебрежения

Внешние проявления:

утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру подростка;

нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:

отставание в весе и росте от сверстников;

педикулез, чесотка;

частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;

запущенный кариес;

отсутствие надлежащих прививок;

задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;

постоянный поиск внимания/участия;

частые пропуски занятий;

крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в

"псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво

дружелюбен или не желает и не умеет общаться;

склонность к поджогам, жестокость к животным;

мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.

Психологическое насилие

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое

воздействие на подростка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие

чего у подростка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

К психологическому насилию относится

угрозы в адрес подростка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;

оскорбление и унижение его достоинства;

открытое неприятие и постоянная критика;

лишение подростка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном

окружении, родительской любви;

предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или

возможностям;

однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у подростка психическую травму;

преднамеренная изоляция подростка, лишение его социальных контактов;

вовлечение подростка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению

(алкоголизм, наркомания и др.).

Особенности подростков, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

задержка психического развития;

невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;

низкая самооценка;

эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя),

подавленное состояние;

избыточная потребность во внимании;

депрессия, попытки суицида;

неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или

агрессивность);

ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение;

нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна,

нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).

Группы риска подростков по эмоциональному насилию

дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;

дети раннего возраста;

дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;

дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и

взаимоотношений;

дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни;

дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают

депрессией;

дети, в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.

Физическое насилие

Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений подростку, которые

вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического

здоровья, отставание в развитии

Чаще всего это происходит в семьях, где:

убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания подростков;

родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

родители (или один из них) имеют психические заболевания;

нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения

друг к другу);

родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы,

экономическим кризисом и др.;

родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и

уровню развития;

дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических

заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.

Физическое насилие проявляется как:

удары по лицу;

тряски, толчки;

затрещины,

удушения,

пинки;

заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;

избиение ремнем, веревками;

нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.

Наиболее часто физическому насилию в семье подвергаются дети, имеющие физические или

психические отклонения, недоношенные, с малым весом при рождении, так как обычно они более

раздражительны, больше плачут, менее привлекательны внешне.

Распознание факта физического насилия над подростком

Характер повреждений:

синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами,

сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую

воду);

повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

участки облысения, кровоподтеки на голове;

повреждения внутренних органов

Особенности психического состояния и поведения подростка, позволяющие заподозрить

физическое насилие в подростковом возрасте:

побеги из дома;

суицидальные попытки;

делинквентное поведение;

употребления алкоголя, наркотиков.

Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они избивают подростков,

являются:

противоречивые, путаные объяснения причин травм у подростков;

обвинение в травмах самого подростка;

позднее обращение или не обращение за медицинской помощью;

отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;

неспровоцированная агрессия;

большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у подростка повреждениям.

Последствия жестокого обращения с детьми в семье

уход в религиозные секты;

объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;

агрессивное, преступное поведение;

сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других подростков,

также сбежавших от домашнего насилия и др.

Насилие над детьми вне дома

Исследуя проблему преступности в отношении несовершеннолетних, мы обнаружили

популяризируемую в обществе тенденцию акцентуации на такой проблеме как семейное насилие в

отношении подростков. Однако, согласно официальным данным за 2010 г., среди 55170

несовершеннолетних, потерпевших от преступлений, сопряженных с насильственными действиями,

непосредственно от преступлений со стороны членов семьи пострадало только 5208 человек, из

которых от преступных действий или бездействий самих родителей - 4044 подростка. Следовательно,

51126 несовершеннолетних стали жертвами вовсе не семейных преступлений. Если перевести эти

данные в процентное соотношение, то лишь 7,3% из общего числа пострадавших от насильственных

преступлений подростков становятся жертвами родительского насилия. Много это или мало? Не мало.

Однако этот показатель свидетельствует о том, что не родители являются основными носителями

жестокого отношения к детям.

Тот факт, что более чем 90% несовершеннолетних жертв насильственных преступлений пострадало не

от членов семьи, а от посторонних лиц, доказывает то, что именно такое насилие является по-

настоящему серьезной проблемой общества. В связи с чем, именно предупреждение и борьба с этими

преступлениями должны стать главными задачами защиты прав подростков.

Современная школа, современные подростки и современное общество – это то, что выделяет так

называемых «своих» и «чужих». Вспомните фильм "Чучело", где можно увидеть, что проблема

жестокости раскрыта ярко. А теперь давайте обратимся к современным условиям, в которых живут и

воспитываются и социализируются наши дети. Сейчас очень часто упоминается о таких социально-

психологических явлениях в образовательной среде, как: мобинг и булинг. Давайте остановимся на

каждом из них подробнее.

В школе мы можем столкнуться с таким неприятным явлением как мобинг. Английское слово «мобинг»

переводится как «нападение толпой». Это такое явление, когда коллектив или часть его ополчаются на

одного или нескольких своих членов с целью изгнать или хотя бы ослабить его позицию.

Так кто же может стать жертвой мобинга? Да практически любой. В группу риска входят новички и

старожилы, те которых принимают взрослые и те которых они недолюбливают, хорошие ученики и не

очень, словом, всех не перечислишь. Но мобинга можно избежать, если знать его проявления и

действия против него.

Проявления мобинга бывают самыми разнообразными, хотя чаще всего он протекает по двум

сценариям. При «черном» – зачинщик провоцирует конфликт с жертвой по любой причине, к нему с

готовностью, подобно стае, подключаются остальные. В случае же «белого» - подростка выдавливают

из числа членов того или иного коллектива тихой травлей при внешнем благополучии и вежливой

атмосфере. «Белый» вариант мобинга может затянуться на месяцы, а ущерб для здоровья жертвы –

максимален.

Травля толпой – это мобинг, про который мы говорили ранее. Но часто мы сталкиваемся с регулярным

агрессивным и негативным поведением как со стороны подростков, так и со стороны значимых ребенку

взрослых. Ответом на поставленные вопросы и станет такое явление, как «буллинг». Английское слово

буллинг (bullying, от bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание,

физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем

самым подчинить его себе

Различают два типа буллинга: непосредственный, физический, и косвенный, который иначе называют

социальной агрессией. Это поведение имеет свои возрастные, половые (гендерные) и иные

психологические закономерности.

Наиболее распространены два типа буллинга – «непосредственный, физический» и «косвенный» -

социальная агрессия. Непосредственный , физический буллинг – это агрессия с физическим насилием.

Если преследователь вынуждает жертву пережить различные оскорбительные для неё и унижающие её

чувство собственного достоинства обстоятельства, говорят о поведенческом буллинге.

Когда подростка унижают всевозможными непристойными словами, обзывая и дразня его, приклеивая

издевательские ярлыки, мы имеем дело с словесным буллингом. Поведенческий буллинг тоже может

быть основан на различных нюансах вербальной агрессии – от сплетен и интриг до вымогательств и

шантажа. Кроме этого, преследователи могут объявить бойкот жертве и на фоне моральных

издевательств, совершая различные «пакости», вплоть до похищения тетрадей с домашними заданиями.

Как правило, типы буллинга тесно связаны с социальным статусом ученика – жертвы. Однако

отверженность подростка в школе проявляется не только актами насилия или травли, но также и

неприятием и игнорированием его. Причем, это неприятие бывает активное и пассивное. И неприятие, и

игнорирование лишний раз служат для ребёнка доказательством того, что он лишний в этом детском

коллективе, а если даже и нужен ему, то только в роли козла отпущения.

Чаще всего речь идет об отношениях, складывающихся в детской среде, но буллинг нередко

практикуют и взрослые. За ним стоит не только и не столько неравенство физических сил, сколько

дисбаланс власти, позволяющий одному ребенку подчинить себе другого, причем такое взаимодействие

между двумя или несколькими детьми неоднократно повторяется в течение продолжительного времени.

Эта специфическая форма агрессии, особенно характерная для среднего детства и для младших

подростков, всегда направлена против одних и тех же подростков. При переходе из начальной школы в

среднюю буллинг несколько ослабевает, но у некоторых подростков это - устойчивая личностная черта,

с возрастом меняются лишь формы ее проявления

Известный норвежский психолог Дан Ольвеус следующим образом определяет следующие типичные

черты подростков, склонных осуществлять буллинг:

1.Они испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь

таким путем своих целей.

2. Они импульсивны и легко приходят в ярость.

3. Они часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и

учителей.

4. Они не испытывают сочувствия к своим жертвам.

5. Если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков

Типичные жертвы буллинга также имеют свои характерные черты:

1.

Они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы.

2.

Они часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение

3.

Они склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве.

4.

. Они часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со

сверстниками.

5.

Если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников.

Мы можем отметить, что характерные черты жертвы и зачинщика взаимодополняют друг друга.

Некоторые дети могут быть одновременно как преследователями так и жертвами буллинга.

В школьном буллинге бывает и такое. Гиперактивный или агрессивный ребенок, предчувствуя

ситуацию, в которой он способен оказаться жертвой школьной дедовщины, сам становится

инициатором ее. Или же подобные дети, уже ставшие жертвами, берут «реванш», нападая на своих

преследователей, и выбирая для этого подходящие ситуации.

Вместе с тем существует и другая, численно меньшая, категория жертв буллинга, так

называемые провокаторы. Часто провокаторы – это дети, испытывающие трудности в учебе, письме и

чтении или страдающие расстройствами внимания и повышенной возбудимостью. Хотя эти дети по

природе не агрессивны, их поведение часто вызывает раздражение у многих одноклассников, педагоги

их тоже не любят, что делает их легкой добычей и жертвами буллинга и способствует закреплению

социально невыгодных психологических черт и стилей поведения.

КАКИЕ ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ ЖЕРТВАМИ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА.

Исследователи утверждают, что типичных жертв школьного буллинга нет. Любой ребенок в

определенных ситуациях может быть изгоем. Тем не менее, по мнению норвежского психолога Дана

Ольвеуса, автора книги «Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать» (1993), жертвами

буллинга чаще всего становятся дети:

Своеобразные «белые вороны». Причем, подобная «беловоронность» их способна

проявляться как в особенностях поведения, так и внешности.

Пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые;

Тревожные, не уверенные в себе, с низким самоуважением, несчастные;

Склонные к депрессии , и чаще своих сверстников думающие о самоубийстве;

Не имеющие даже одного близкого друга, предпочитающие общение с взрослыми людьми общению со

сверстниками; Мальчики, физически более слабые, чем их ровесники.

Помимо этих подростков, жертвами школьного буллинга становятся также дети:

Страдающие от одиночества;

Имеющие негативный опыт жизни;

Из социально-неблагополучных семей;

Подвергаемые физическим насилиям дома;

Имеющие комплекс неполноценности;

Предпочитающие умалчивать о насилии и издевательствах;

Не верящие в защиту их педагогами;

Не считающие себя значимой частью своего детского коллектива;

Верящие, что заслуживают быть жертвой, и пассивно ожидающие насилие преследователей;

Смирившиеся с этим насилием, как со своей долью.

Ученые выявили также особенности подростков, являющихся провокативными жертвами.

Как правило, это дети, поведение которых вызывает раздражение у одноклассников и учителей из-за

их: Гиперактивности и повышенной возбудимости;

Синдрома дефицита внимания;

Плохой успеваемости.

Это дети:

С трудом усваивающие чтение и письмо;

Любимчики учителей;

Гиперопекаемые родителями;

Ябеды;

Воображалы…

Необычная внешность Вашего подростка, вплоть до огненно-рыжих волос, а также дефекты

внешности могут превратить его в подростка - изгоя и жертву школьного буллинга. В ребёнка –

мишень…

Отдавая подростков в организованные детские коллективы, помните, что Ваш ребенок может войти в

группу риска по буллингу, если у него:

Заикание;

Косоглазие;

Тики;

Энурез;

Заячья губа;

Необычная форма ушей;

Сколиоз;

Шрамы;

Если он носит очки;

Необычные родинки и т.д.

Одноклассники недолюбливают также подростков:

Неопрятно одетых или же суперодетых;

Не имеющих электронных новинок современного прогресса или же имеющих самые дорогие из них, не

доступные другим детям;

Кичащихся достижениями своих родителей;

Одаренных подростков;

Вундеркиндов…

В группу риска по школьному буллингу могут попасть:

Часто болеющие дети и пропускающие из-за этого уроки в школе;

Дети, не умеющие за себя постоять из-за своей деликатности или психологических особенностей;

Интроверты с затрудненной коммуникацией;

Дети «другой национальности», непопулярной в данное время в стране.

Особенности поведения подростков должны заставить задуматься не является ли ребенок

жертвой школьной дедовщины.

«Ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;

Возвращается из школы подавленным;

Часто плачет без очевидных причин;

Никогда не вспоминает никого из одноклассников;

Очень мало говорит о своей школьной жизни;

Одинок;

Его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе».

Помимо этого, родители должны обратить также внимание и на изменения в поведении их подростка,

ставшего вдруг агрессивным,

обидчивым,

раздражительным и даже нелюдимым,

не желающим поддерживать разговоры о дедовщине в школе.

Нежелание поддерживать подобные разговоры объясняется нежеланием воскрешения воспоминаний о

насилии, которому подвергается ребенок. К сожалению, ужас, перенесенный таким ребенком, может

преследовать его многие годы, выявляясь во всевозможных постстрессовых расстройствах.

К сожалению, последствия буллинга иногда продолжаются всю жизнь у пострадавшего, калеча её, и

превращая в ряд сплошных испытаний на прочность. Эти дети-изгои потом могут стать также жертвами

и армейской дедовщины, и буллинга на работе. В то же время, если буллинг был прерван в самом

начале, следовая реакция на него может быть совсем незначительная в виде слабой интенсивности

негативных эмоций.

В тех же случаях, когда ученик подвергался школьному буллингу неоднократно и на протяжении

длительного времени, у него может развиться серьёзное постстрессовое расстройства , так называемое

посттравматическое стрессовое расстройство – ПТСР.

СТОРОННИЕ НАБЛЮДАТЕЛИ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА.

Это дети и взрослые, свидетели школьного буллинга, боящиеся вмешиваться в происходящее, тем

самым высказывая свое собственное бессилие или же демонстрирующее свое безразличие.

К сожалению, сторонними наблюдателями бывают и педагоги, проповедующие принципы

«невмешательства», и считающие, что школьная дедовщина - это только лишь один из этапов

взросления подростка и приобретения им опыта мужественности. В то же время их позиция к

происходящему один из самых важнейших факторов наличия или отсутствия школьного буллинга.

При политике невмешательства – он расцветает, при политике предотвращения уже в зачатке – вянет на

корню или же чахнет после единичной попытки.

Насилие учителей над детьми

Говоря о буллинге в школе, необходимо помнить также о том, что этот буллинг может быть

осуществлён и самими учителями подростков. К сожалению, насилие педагогов над учениками – это

тоже нередкое явление

Учитель, унижающий или бьющий подростка, точно знает, что нарушает свои обязанности,

Конституцию страны и еще массу законов. Это его не останавливает. Почему?

Каждый месяц, кроме летних, в России гремит скандал, связанный с психическим или физическим

насилием учителя над учениками, — один перечень таких историй займет полосу. Подробности дикие:

учительница написала первокласснику оценку на лбу, узнав, что он забыл дневник; учитель вывел

подростка из кабинета и ударил в живот. Одна учительница прилепила девочке жвачку к волосам,

другой скинул ученика со стула, третья била подростков линейкой, четвертая запирала первоклашек в

шкафу.

Шумные дела, дошедшие до суда, прокуратуры и прессы, — верхушка айсберга. По данным фонда

«Право подростка», учительское насилие в школах касается 20% подростков — каждого пятого.

1 марта прокуратура Москвы предложила создать общероссийскую базу данных о педагогах, которые

были замечены в применении насилия над детьми.

Интересно, что чуть не в половине случаев, дошедших до суда, родители ходят по властям с

коллективными письмами: просят вернуть педагогов.

Беззащитность и безнаказанность.

Но вот другая история. В конце ноября минувшего года московский шестиклассник на уроке

математики в ответ на замечание послал немолодую учительницу известно куда. Она ударила его по

лицу. Мальчик собрал вещи и пошел на выход, учительница догнала его и ударила еще раз, у него

пошла носом кровь. Учительницу немедленно уволили по статье 336 Трудового кодекса. Что случилось,

педагог с тридцатилетним стажем сама не понимает: «Затмение нашло». Ученики просят директора

вернуть учительницу. Мальчика перевели в другой класс, потому что в своем ему говорят: «Все из-за

тебя».

Учитель, конечно, не должен кидаться на подростка. Но и ребенок не должен материть учителя. А если

выматерил — не должен по младости лет оставаться безнаказанным.

Учителя в один голос жалуются на беззащитность перед детьми. Неоспаримый авторитет, держащийся

на любви или страхе, а то и просто на представлении о священной роли учителя, — давно в прошлом.

Перехода этого мы не заметили.

Что может сделать учитель в ответ на оскорбление? «Записать в дневник», поставить двойку и вызвать

родителей в школу. Ученик защищен малолетством, учитель не защищен ничем и связан этическими

ограничениями. Насилие использовать нельзя, но что можно? В обычной жизни после уговоров и

замечаний люди начинают орать или переходят к административным мерам; орать учителю не

положено, а меры не предусмотрены.

В советской школе работали принципы коллективного воспитания и карательные механизмы: нас могли

пропесочить на пионерском сборе или заседании комитета комсомола, вызвать с родителями на

педсовет или даже написать им в парторганизацию. Всего этого больше нет, и слава богу. Вопрос — что

есть? Самостоятельно справиться с проблемой дисциплины удается только талантливым учителям, и то

интуитивно. Хотя это не бог весть какая эзотерика, и «держать класс» — не бином Ньютона. В иных

странах специально учат «управлению классом», но отечественная методическая наука переживает не

лучшие времена.

На популярных видеосервисах в Интернете выложено множество записей, сделанных детьми на уроках,

телефонами. Учителя исступленно бранятся, колотят подростков по головам книжками… А дети

смеются, иногда даже те, кого колотят: ура, цирк приехал! А учителя, кажется, совсем забыли, кто в

классе взрослый. Они видят в своих юных мучителях сформировавшихся, законченных отморозков. И

мстят им за боль и унижение — по-взрослому, без скидок на малолетство.

Я отсмотрела около полусотни записей, сделанных в разных школах и городах. Бросается в глаза то, как

одинаковы учителя с их безнадежным криком (на который школьники не обращают внимания) и

полным забвением целей урока. Пока учитель поглощен разборкой с обидчиком, в классе царит хаос:

дети перекрикиваются, входят и выходят, скачут, болтают… Перед нами прежде всего провальные

уроки — и методически, и дисциплинарно.

Говорят, что нынешние дети — настоящие беспредельщики. И такие бывают, и видеозаписями это

подтверждается. Но чаще всего перед нами всего лишь глупые и наглые дети, чувствующие

безнаказанность и не знающие границ. Вопрос о границах дозволенного и о том, кто должен их

обозначить, — острейший в сегодняшней школе.

Что делать?

Методическая неграмотность порождает скучные уроки. Неумение поддерживать дисциплину без крика

и наказаний порождает хаос. Как только на хаос и скуку накладываются дополнительные факторы

стресса (школьники хулиганят, дома все плохо, директор наорал) — учителя начинают взрываться, и

калечить окружающих.

При этом проблема дисциплины не решается увольнением учителя и исключением ученика.

Чтобы ее решать, надо разрабатывать и внедрять в жизнь школьные правила, продумывать правовые,

нерепрессивные дисциплинарные меры: что может и должен делать учитель в типовой ситуации, когда

ученик дерется на уроке или хамит матом? Надо учить педагогов справляться с конфликтами без

лишних эмоций и удерживать внимание класса, надо обеспечить им возможность психологической

помощи и разгрузки.



В раздел образования