Автор: Солодуха Татьяна Анатольевна
Должность: Педагог-пссихолог
Учебное заведение: Аркадакский филиал ГАПОУ СО
Населённый пункт: город Аркадак, Саратовская область
Наименование материала: доклад
Тема: ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ЗАПОДОЗРИТЬ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
Раздел: среднее профессиональное
Доклад
на тему:
«
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА,
ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ЗАПОДОЗРИТЬ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
»
Виды насилия в семье
физическое насилие;
пренебрежение;
сексуальное насилие;
психологическое жестокое обращение
Пренебрежение
Пренебрежение основными нуждами подростка (моральная жестокость) -это отсутствие со стороны
родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение
обязанностей по воспитанию подростка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
Чаще всего пренебрегают основными нуждами подростков родители или лица, их заменяющие:
алкоголики, наркоманы; лица с психическими расстройствами; юные родители, не имеющие опыта и
навыков родительства; с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические
заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве;
социально изолированные.
Последствия пренебрежения
Внешние проявления:
утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру подростка;
нечистоплотность, несвежий запах.
Физические признаки:
отставание в весе и росте от сверстников;
педикулез, чесотка;
частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;
запущенный кариес;
отсутствие надлежащих прививок;
задержка речевого и психического развития.
Особенности поведения:
постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;
постоянный поиск внимания/участия;
частые пропуски занятий;
крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в
"псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво
дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
склонность к поджогам, жестокость к животным;
мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.
Психологическое насилие
Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое
воздействие на подростка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие
чего у подростка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
К психологическому насилию относится
угрозы в адрес подростка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;
оскорбление и унижение его достоинства;
открытое неприятие и постоянная критика;
лишение подростка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном
окружении, родительской любви;
предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или
возможностям;
однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у подростка психическую травму;
преднамеренная изоляция подростка, лишение его социальных контактов;
вовлечение подростка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению
(алкоголизм, наркомания и др.).
Особенности подростков, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:
задержка психического развития;
невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
низкая самооценка;
эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя),
подавленное состояние;
избыточная потребность во внимании;
депрессия, попытки суицида;
неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или
агрессивность);
ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение;
нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна,
нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).
Группы риска подростков по эмоциональному насилию
дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
дети раннего возраста;
дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и
взаимоотношений;
дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни;
дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают
депрессией;
дети, в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.
Физическое насилие
Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений подростку, которые
вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического
здоровья, отставание в развитии
Чаще всего это происходит в семьях, где:
убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания подростков;
родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
родители (или один из них) имеют психические заболевания;
нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения
друг к другу);
родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы,
экономическим кризисом и др.;
родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и
уровню развития;
дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических
заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.
Физическое насилие проявляется как:
удары по лицу;
тряски, толчки;
затрещины,
удушения,
пинки;
заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;
избиение ремнем, веревками;
нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.
Наиболее часто физическому насилию в семье подвергаются дети, имеющие физические или
психические отклонения, недоношенные, с малым весом при рождении, так как обычно они более
раздражительны, больше плачут, менее привлекательны внешне.
Распознание факта физического насилия над подростком
Характер повреждений:
синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами,
сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую
воду);
повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
участки облысения, кровоподтеки на голове;
повреждения внутренних органов
Особенности психического состояния и поведения подростка, позволяющие заподозрить
физическое насилие в подростковом возрасте:
побеги из дома;
суицидальные попытки;
делинквентное поведение;
употребления алкоголя, наркотиков.
Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они избивают подростков,
являются:
противоречивые, путаные объяснения причин травм у подростков;
обвинение в травмах самого подростка;
позднее обращение или не обращение за медицинской помощью;
отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
неспровоцированная агрессия;
большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у подростка повреждениям.
Последствия жестокого обращения с детьми в семье
уход в религиозные секты;
объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;
агрессивное, преступное поведение;
сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других подростков,
также сбежавших от домашнего насилия и др.
Насилие над детьми вне дома
Исследуя проблему преступности в отношении несовершеннолетних, мы обнаружили
популяризируемую в обществе тенденцию акцентуации на такой проблеме как семейное насилие в
отношении подростков. Однако, согласно официальным данным за 2010 г., среди 55170
несовершеннолетних, потерпевших от преступлений, сопряженных с насильственными действиями,
непосредственно от преступлений со стороны членов семьи пострадало только 5208 человек, из
которых от преступных действий или бездействий самих родителей - 4044 подростка. Следовательно,
51126 несовершеннолетних стали жертвами вовсе не семейных преступлений. Если перевести эти
данные в процентное соотношение, то лишь 7,3% из общего числа пострадавших от насильственных
преступлений подростков становятся жертвами родительского насилия. Много это или мало? Не мало.
Однако этот показатель свидетельствует о том, что не родители являются основными носителями
жестокого отношения к детям.
Тот факт, что более чем 90% несовершеннолетних жертв насильственных преступлений пострадало не
от членов семьи, а от посторонних лиц, доказывает то, что именно такое насилие является по-
настоящему серьезной проблемой общества. В связи с чем, именно предупреждение и борьба с этими
преступлениями должны стать главными задачами защиты прав подростков.
Современная школа, современные подростки и современное общество – это то, что выделяет так
называемых «своих» и «чужих». Вспомните фильм "Чучело", где можно увидеть, что проблема
жестокости раскрыта ярко. А теперь давайте обратимся к современным условиям, в которых живут и
воспитываются и социализируются наши дети. Сейчас очень часто упоминается о таких социально-
психологических явлениях в образовательной среде, как: мобинг и булинг. Давайте остановимся на
каждом из них подробнее.
В школе мы можем столкнуться с таким неприятным явлением как мобинг. Английское слово «мобинг»
переводится как «нападение толпой». Это такое явление, когда коллектив или часть его ополчаются на
одного или нескольких своих членов с целью изгнать или хотя бы ослабить его позицию.
Так кто же может стать жертвой мобинга? Да практически любой. В группу риска входят новички и
старожилы, те которых принимают взрослые и те которых они недолюбливают, хорошие ученики и не
очень, словом, всех не перечислишь. Но мобинга можно избежать, если знать его проявления и
действия против него.
Проявления мобинга бывают самыми разнообразными, хотя чаще всего он протекает по двум
сценариям. При «черном» – зачинщик провоцирует конфликт с жертвой по любой причине, к нему с
готовностью, подобно стае, подключаются остальные. В случае же «белого» - подростка выдавливают
из числа членов того или иного коллектива тихой травлей при внешнем благополучии и вежливой
атмосфере. «Белый» вариант мобинга может затянуться на месяцы, а ущерб для здоровья жертвы –
максимален.
Травля толпой – это мобинг, про который мы говорили ранее. Но часто мы сталкиваемся с регулярным
агрессивным и негативным поведением как со стороны подростков, так и со стороны значимых ребенку
взрослых. Ответом на поставленные вопросы и станет такое явление, как «буллинг». Английское слово
буллинг (bullying, от bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание,
физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем
самым подчинить его себе
Различают два типа буллинга: непосредственный, физический, и косвенный, который иначе называют
социальной агрессией. Это поведение имеет свои возрастные, половые (гендерные) и иные
психологические закономерности.
Наиболее распространены два типа буллинга – «непосредственный, физический» и «косвенный» -
социальная агрессия. Непосредственный , физический буллинг – это агрессия с физическим насилием.
Если преследователь вынуждает жертву пережить различные оскорбительные для неё и унижающие её
чувство собственного достоинства обстоятельства, говорят о поведенческом буллинге.
Когда подростка унижают всевозможными непристойными словами, обзывая и дразня его, приклеивая
издевательские ярлыки, мы имеем дело с словесным буллингом. Поведенческий буллинг тоже может
быть основан на различных нюансах вербальной агрессии – от сплетен и интриг до вымогательств и
шантажа. Кроме этого, преследователи могут объявить бойкот жертве и на фоне моральных
издевательств, совершая различные «пакости», вплоть до похищения тетрадей с домашними заданиями.
Как правило, типы буллинга тесно связаны с социальным статусом ученика – жертвы. Однако
отверженность подростка в школе проявляется не только актами насилия или травли, но также и
неприятием и игнорированием его. Причем, это неприятие бывает активное и пассивное. И неприятие, и
игнорирование лишний раз служат для ребёнка доказательством того, что он лишний в этом детском
коллективе, а если даже и нужен ему, то только в роли козла отпущения.
Чаще всего речь идет об отношениях, складывающихся в детской среде, но буллинг нередко
практикуют и взрослые. За ним стоит не только и не столько неравенство физических сил, сколько
дисбаланс власти, позволяющий одному ребенку подчинить себе другого, причем такое взаимодействие
между двумя или несколькими детьми неоднократно повторяется в течение продолжительного времени.
Эта специфическая форма агрессии, особенно характерная для среднего детства и для младших
подростков, всегда направлена против одних и тех же подростков. При переходе из начальной школы в
среднюю буллинг несколько ослабевает, но у некоторых подростков это - устойчивая личностная черта,
с возрастом меняются лишь формы ее проявления
Известный норвежский психолог Дан Ольвеус следующим образом определяет следующие типичные
черты подростков, склонных осуществлять буллинг:
1.Они испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь
таким путем своих целей.
2. Они импульсивны и легко приходят в ярость.
3. Они часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и
учителей.
4. Они не испытывают сочувствия к своим жертвам.
5. Если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков
Типичные жертвы буллинга также имеют свои характерные черты:
1.
Они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы.
2.
Они часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение
3.
Они склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве.
4.
. Они часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со
сверстниками.
5.
Если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников.
Мы можем отметить, что характерные черты жертвы и зачинщика взаимодополняют друг друга.
Некоторые дети могут быть одновременно как преследователями так и жертвами буллинга.
В школьном буллинге бывает и такое. Гиперактивный или агрессивный ребенок, предчувствуя
ситуацию, в которой он способен оказаться жертвой школьной дедовщины, сам становится
инициатором ее. Или же подобные дети, уже ставшие жертвами, берут «реванш», нападая на своих
преследователей, и выбирая для этого подходящие ситуации.
Вместе с тем существует и другая, численно меньшая, категория жертв буллинга, так
называемые провокаторы. Часто провокаторы – это дети, испытывающие трудности в учебе, письме и
чтении или страдающие расстройствами внимания и повышенной возбудимостью. Хотя эти дети по
природе не агрессивны, их поведение часто вызывает раздражение у многих одноклассников, педагоги
их тоже не любят, что делает их легкой добычей и жертвами буллинга и способствует закреплению
социально невыгодных психологических черт и стилей поведения.
КАКИЕ ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ ЖЕРТВАМИ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА.
Исследователи утверждают, что типичных жертв школьного буллинга нет. Любой ребенок в
определенных ситуациях может быть изгоем. Тем не менее, по мнению норвежского психолога Дана
Ольвеуса, автора книги «Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать» (1993), жертвами
буллинга чаще всего становятся дети:
Своеобразные «белые вороны». Причем, подобная «беловоронность» их способна
проявляться как в особенностях поведения, так и внешности.
Пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые;
Тревожные, не уверенные в себе, с низким самоуважением, несчастные;
Склонные к депрессии , и чаще своих сверстников думающие о самоубийстве;
Не имеющие даже одного близкого друга, предпочитающие общение с взрослыми людьми общению со
сверстниками; Мальчики, физически более слабые, чем их ровесники.
Помимо этих подростков, жертвами школьного буллинга становятся также дети:
Страдающие от одиночества;
Имеющие негативный опыт жизни;
Из социально-неблагополучных семей;
Подвергаемые физическим насилиям дома;
Имеющие комплекс неполноценности;
Предпочитающие умалчивать о насилии и издевательствах;
Не верящие в защиту их педагогами;
Не считающие себя значимой частью своего детского коллектива;
Верящие, что заслуживают быть жертвой, и пассивно ожидающие насилие преследователей;
Смирившиеся с этим насилием, как со своей долью.
Ученые выявили также особенности подростков, являющихся провокативными жертвами.
Как правило, это дети, поведение которых вызывает раздражение у одноклассников и учителей из-за
их: Гиперактивности и повышенной возбудимости;
Синдрома дефицита внимания;
Плохой успеваемости.
Это дети:
С трудом усваивающие чтение и письмо;
Любимчики учителей;
Гиперопекаемые родителями;
Ябеды;
Воображалы…
Необычная внешность Вашего подростка, вплоть до огненно-рыжих волос, а также дефекты
внешности могут превратить его в подростка - изгоя и жертву школьного буллинга. В ребёнка –
мишень…
Отдавая подростков в организованные детские коллективы, помните, что Ваш ребенок может войти в
группу риска по буллингу, если у него:
Заикание;
Косоглазие;
Тики;
Энурез;
Заячья губа;
Необычная форма ушей;
Сколиоз;
Шрамы;
Если он носит очки;
Необычные родинки и т.д.
Одноклассники недолюбливают также подростков:
Неопрятно одетых или же суперодетых;
Не имеющих электронных новинок современного прогресса или же имеющих самые дорогие из них, не
доступные другим детям;
Кичащихся достижениями своих родителей;
Одаренных подростков;
Вундеркиндов…
В группу риска по школьному буллингу могут попасть:
Часто болеющие дети и пропускающие из-за этого уроки в школе;
Дети, не умеющие за себя постоять из-за своей деликатности или психологических особенностей;
Интроверты с затрудненной коммуникацией;
Дети «другой национальности», непопулярной в данное время в стране.
Особенности поведения подростков должны заставить задуматься не является ли ребенок
жертвой школьной дедовщины.
«Ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
Возвращается из школы подавленным;
Часто плачет без очевидных причин;
Никогда не вспоминает никого из одноклассников;
Очень мало говорит о своей школьной жизни;
Одинок;
Его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе».
Помимо этого, родители должны обратить также внимание и на изменения в поведении их подростка,
ставшего вдруг агрессивным,
обидчивым,
раздражительным и даже нелюдимым,
не желающим поддерживать разговоры о дедовщине в школе.
Нежелание поддерживать подобные разговоры объясняется нежеланием воскрешения воспоминаний о
насилии, которому подвергается ребенок. К сожалению, ужас, перенесенный таким ребенком, может
преследовать его многие годы, выявляясь во всевозможных постстрессовых расстройствах.
К сожалению, последствия буллинга иногда продолжаются всю жизнь у пострадавшего, калеча её, и
превращая в ряд сплошных испытаний на прочность. Эти дети-изгои потом могут стать также жертвами
и армейской дедовщины, и буллинга на работе. В то же время, если буллинг был прерван в самом
начале, следовая реакция на него может быть совсем незначительная в виде слабой интенсивности
негативных эмоций.
В тех же случаях, когда ученик подвергался школьному буллингу неоднократно и на протяжении
длительного времени, у него может развиться серьёзное постстрессовое расстройства , так называемое
посттравматическое стрессовое расстройство – ПТСР.
СТОРОННИЕ НАБЛЮДАТЕЛИ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА.
Это дети и взрослые, свидетели школьного буллинга, боящиеся вмешиваться в происходящее, тем
самым высказывая свое собственное бессилие или же демонстрирующее свое безразличие.
К сожалению, сторонними наблюдателями бывают и педагоги, проповедующие принципы
«невмешательства», и считающие, что школьная дедовщина - это только лишь один из этапов
взросления подростка и приобретения им опыта мужественности. В то же время их позиция к
происходящему один из самых важнейших факторов наличия или отсутствия школьного буллинга.
При политике невмешательства – он расцветает, при политике предотвращения уже в зачатке – вянет на
корню или же чахнет после единичной попытки.
Насилие учителей над детьми
Говоря о буллинге в школе, необходимо помнить также о том, что этот буллинг может быть
осуществлён и самими учителями подростков. К сожалению, насилие педагогов над учениками – это
тоже нередкое явление
Учитель, унижающий или бьющий подростка, точно знает, что нарушает свои обязанности,
Конституцию страны и еще массу законов. Это его не останавливает. Почему?
Каждый месяц, кроме летних, в России гремит скандал, связанный с психическим или физическим
насилием учителя над учениками, — один перечень таких историй займет полосу. Подробности дикие:
учительница написала первокласснику оценку на лбу, узнав, что он забыл дневник; учитель вывел
подростка из кабинета и ударил в живот. Одна учительница прилепила девочке жвачку к волосам,
другой скинул ученика со стула, третья била подростков линейкой, четвертая запирала первоклашек в
шкафу.
Шумные дела, дошедшие до суда, прокуратуры и прессы, — верхушка айсберга. По данным фонда
«Право подростка», учительское насилие в школах касается 20% подростков — каждого пятого.
1 марта прокуратура Москвы предложила создать общероссийскую базу данных о педагогах, которые
были замечены в применении насилия над детьми.
Интересно, что чуть не в половине случаев, дошедших до суда, родители ходят по властям с
коллективными письмами: просят вернуть педагогов.
Беззащитность и безнаказанность.
Но вот другая история. В конце ноября минувшего года московский шестиклассник на уроке
математики в ответ на замечание послал немолодую учительницу известно куда. Она ударила его по
лицу. Мальчик собрал вещи и пошел на выход, учительница догнала его и ударила еще раз, у него
пошла носом кровь. Учительницу немедленно уволили по статье 336 Трудового кодекса. Что случилось,
педагог с тридцатилетним стажем сама не понимает: «Затмение нашло». Ученики просят директора
вернуть учительницу. Мальчика перевели в другой класс, потому что в своем ему говорят: «Все из-за
тебя».
Учитель, конечно, не должен кидаться на подростка. Но и ребенок не должен материть учителя. А если
выматерил — не должен по младости лет оставаться безнаказанным.
Учителя в один голос жалуются на беззащитность перед детьми. Неоспаримый авторитет, держащийся
на любви или страхе, а то и просто на представлении о священной роли учителя, — давно в прошлом.
Перехода этого мы не заметили.
Что может сделать учитель в ответ на оскорбление? «Записать в дневник», поставить двойку и вызвать
родителей в школу. Ученик защищен малолетством, учитель не защищен ничем и связан этическими
ограничениями. Насилие использовать нельзя, но что можно? В обычной жизни после уговоров и
замечаний люди начинают орать или переходят к административным мерам; орать учителю не
положено, а меры не предусмотрены.
В советской школе работали принципы коллективного воспитания и карательные механизмы: нас могли
пропесочить на пионерском сборе или заседании комитета комсомола, вызвать с родителями на
педсовет или даже написать им в парторганизацию. Всего этого больше нет, и слава богу. Вопрос — что
есть? Самостоятельно справиться с проблемой дисциплины удается только талантливым учителям, и то
интуитивно. Хотя это не бог весть какая эзотерика, и «держать класс» — не бином Ньютона. В иных
странах специально учат «управлению классом», но отечественная методическая наука переживает не
лучшие времена.
На популярных видеосервисах в Интернете выложено множество записей, сделанных детьми на уроках,
телефонами. Учителя исступленно бранятся, колотят подростков по головам книжками… А дети
смеются, иногда даже те, кого колотят: ура, цирк приехал! А учителя, кажется, совсем забыли, кто в
классе взрослый. Они видят в своих юных мучителях сформировавшихся, законченных отморозков. И
мстят им за боль и унижение — по-взрослому, без скидок на малолетство.
Я отсмотрела около полусотни записей, сделанных в разных школах и городах. Бросается в глаза то, как
одинаковы учителя с их безнадежным криком (на который школьники не обращают внимания) и
полным забвением целей урока. Пока учитель поглощен разборкой с обидчиком, в классе царит хаос:
дети перекрикиваются, входят и выходят, скачут, болтают… Перед нами прежде всего провальные
уроки — и методически, и дисциплинарно.
Говорят, что нынешние дети — настоящие беспредельщики. И такие бывают, и видеозаписями это
подтверждается. Но чаще всего перед нами всего лишь глупые и наглые дети, чувствующие
безнаказанность и не знающие границ. Вопрос о границах дозволенного и о том, кто должен их
обозначить, — острейший в сегодняшней школе.
Что делать?
Методическая неграмотность порождает скучные уроки. Неумение поддерживать дисциплину без крика
и наказаний порождает хаос. Как только на хаос и скуку накладываются дополнительные факторы
стресса (школьники хулиганят, дома все плохо, директор наорал) — учителя начинают взрываться, и
калечить окружающих.
При этом проблема дисциплины не решается увольнением учителя и исключением ученика.
Чтобы ее решать, надо разрабатывать и внедрять в жизнь школьные правила, продумывать правовые,
нерепрессивные дисциплинарные меры: что может и должен делать учитель в типовой ситуации, когда
ученик дерется на уроке или хамит матом? Надо учить педагогов справляться с конфликтами без
лишних эмоций и удерживать внимание класса, надо обеспечить им возможность психологической
помощи и разгрузки.