Автор: Корюкин Дмитрий Фёдорович
Должность: преподаватель геодезии
Учебное заведение: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тюменский колледж производственных и социальных технологий»
Населённый пункт: г. Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Фонд оценочных средств
Тема: Геодезия
Раздел: среднее профессиональное
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Тюменской области
«Тюменский колледж производственных и социальных технологий»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УПР
____________Л.В. Арсенина
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
по междисциплинарному курсу
МДК.01.01. Геодезия
Специальность: 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных
дорог и аэродромов
Группа: СЭ-20-1с, СЭ-20-2с, СЭ-20-3с
Преподаватель ___________Корюкин Д.Ф.
РАССМОТРЕНО
на
заседании
предметно-цикловой
комиссии
«Техника
и
технология
строительства и наземного транспорта»
Протокол № __ от «___» ______ 20_ г.
Председатель ПЦК ________А.К. Базаров
СОГЛАСОВАНО
с учебно-методическим отделом
____________/ ___________________________
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
Область применения
3
2.
Результаты освоения междисциплинарного курса,
подлежащие контролю
3
3.
Критерии выставления оценок
7
4.
Контрольно-оценочные материалы, необходимые для
оценки знаний и умений
8
3
1 Область применения
Фонд оценочных средств (ФОС), предназначен для проверки результатов
освоения междисциплинарного
курса
МДК.01.01
Геодезия
программы
подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности
08.02.05
Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.
ФОС включает контрольные материалы для проведения промежуточной
аттестации в форме дифференцированного зачета в рамках 1 семестра на базе
среднего общего образования.
ФОС позволяет оценивать уровень знаний и умений по дисциплине,
определенных по ФГОС СПО по соответствующей ППССЗ.
2 Результаты освоения дисциплины, подлежащие контролю
Код
Результаты обучения
(из ФГОС, рабочей программы)
Умения:
У1
читать и составлять геодезические чертежи, использовать их для составления
инженерных сооружений
У2
производить геодезические измерения для составления чертежей
У3
производить топографические съемки участков местности
У4
выполнять математическую и графическую обработку
У5
выполнять работы по выносу проекта в натуру
У6
выполнять исполнительную съемку построенных сооружений
Знания:
З1
содержание геодезических чертежей (карты, планы, профили), последовательность
их составления
З2
устройство, поверки и юстировки современных геодезических приборов
(теодолитов, нивелиров, буссолей, приборов для измерения линий)
З3
способы, точность и последовательность выполнения геодезических работ по
измерению горизонтальных и вертикальных углов, превышений, длин линий,
последовательность выполнения различных топографических съемок
З4
методы переноса проектов в натуру
Общие компетенции:
4
ОК 01
выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к различным контекстам
ОК 02
осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03
планировать
и
реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное развитие
ОК 04
работать
в
коллективе
и
команде,
эффективно
взаимодействовать
с коллегами, руководством, клиентами
ОК 05
осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста
ОК 06
проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей
ОК 07
содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08
использовать
средства
физической
культуры
для
сохранения
и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности
ОК 09
использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10
пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном
и
иностранном языках
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1
Проводить геодезические работы в процессе изыскания автомобильных дорог
и аэродромов.
ПК 1.2.
Проводить геологические работы в процессе изыскания автомобильных дорог
и аэродромов
ПК 1.3.
Проектировать конструктивные элементы автомобильных дорог и аэродромов.
ПК 1.4.
Проектировать транспортные сооружения и их элементы на автомобильных
дорогах и аэродромах
3 Критерии выставления оценок
Устный
ответ обучающегося
оценивается на дифференцированном
зачете после подготовки ответа и классифицируется в соответствии с таблицами
п.3.1., 3.2.
3.1 Критерии оценки теоретического вопроса
Оценка
Качество ответа на устные вопросы
«отлично»
Обучающийся
демонстрирует
усвоение
всего
объема
программного
материала,
не
допускает
ошибок
при
воспроизведении знаний, легко отвечает на дополнительные
вопросы.
«хорошо»
Обучающийся демонстрирует знание материала, не допускает
5
серьезных
ошибок
при
воспроизведении
знаний,
легко
устраняет
отдельные
неточности
в
ответе
с
помощью
дополнительных вопросов преподавателя.
«удовлетворительно»
Обучающийся демонстрирует освоение основного материала на
70-80 %, но испытывает затруднения при самостоятельном его
воспроизведении.
«неудовлетворительно»
У обучающегося имеются определённые представления об
изученном
материале,
но
большая
часть
программного
материала им не усвоена.
3.2 Критерии оценки практического задания
Оценка
«отлично»
«хорошо»
«удовлетвори-
тельно»
«неудовлетвори-
тельно»
Содержание
Задание
полностью
выполнено
Почти полностью
сделаны наиболее
важные
компоненты
задания
Не все важнейшие
компоненты
задания выполнены
Задание выполнено
фрагментарно и с
помощью
преподавателя
Выполненное
задание
демонстрирует
глубокое
понимание целей
и
последовательнос
ти
выполнения
заданий
Выполненное
задание
демонстрирует
понимание целей
и
последовательнос
ти
выполнения
заданий,
некоторые детали
не уточняются
Выполненное
задание
частичное
понимание целей и
последовательности
выполнения
заданий
Выполненное
задание
демонстрирует
минимальное
понимание целей и
последовательност
и
выполнения
заданий
При
выполнении
заданий
не
допущено ошибок
При
выполнении
заданий
не
допущено
ошибок, имеются
неточности
При
выполнении
заданий допущены
ошибки
Обучающийся
может
работать
только
под
руководством
преподавателя
6
4
Контрольно-оценочные материалы, необходимые для оценки
знаний и умений
4.1 Перечень теоретических вопросов
Перечень теоретических вопросов
Проверяемые
результаты
обучения
(коды)
1.
Расскажите о предмете и задачах геодезии
З1, ОК 01-10
2.
Расскажите о формах и размерах Земли. Дайте определение уровенной
поверхности
З1, ОК 01-10
3.
Дайте определение масштабам. Расскажите о видах масштабов
З1, ОК 01-10
4.
Расскажите о системах координат, используемых в геодезии
З1, ОК 01-10
5.
Дайте определение плану, карте, профилю Расскажите о различиях
между ними
З1, ОК 01-10
6.
Расскажите о географических координатах
З1, ОК 01-10
7.
Расскажите о прямоугольных координатах Гаусса-Крюгера
З1, ОК 01-10
8.
Опишите порядок определения географических и прямоугольных
координат по карте
З1, ОК 01-10
9.
Опишите, как изображается рельеф на планах и картах
З1, ОК 01-10
10.
Опишите порядок построения упрощенного продольного профиля
З1, ОК 01-10
11.
Дайте определение основным формам рельефа
З1, ОК 01-10
12.
Опишите порядок определения по карте отметок точек, уклонов линий
З1, ОК 01-10
13.
Дайте определения ориентированию направления, азимутам, румбам и
дирекционным углам данной линии
З1, ОК 01-10
14.
Дайте определения ориентированию направления, склонению
магнитной стрелки и сближению меридианов
З1, ОК 01-10
15.
Опишите порядок ориентирования линии относительно осевого
меридиана на карте
З1, ОК 01-10
16.
Опишите порядок решения прямой геодезической задачи
З1, ОК 01-10
17.
Опишите порядок решения обратной геодезической задачи
З1, ОК 01-10
18.
Расскажите о принципе измерения горизонтального угла и устройстве
буссоли
З3, ОК 01-10
19.
Опишите порядок измерения буссолью магнитных азимутов, румбов,
горизонтальных углов.
З2, ОК 01-10
20.
Опишите устройство теодолита.
З2, ОК 01-10
21.
Расскажите о поверках, юстировках теодолита.
З2, ОК 01-10
22.
Дайте определение центрированию и горизонтированию
З2, ОК 01-10
23.
Опишите способы измерения горизонтального угла
З3, ОК 01-10
24.
Опишите измерения горизонтального угла способом приемов
З3, ОК 01-10
25.
Опишите порядок измерения вертикальных углов
З3, ОК 01-10
26.
Опишите порядок определения места нуля и вычисления углов
наклона
З3, ОК 01-10
27.
Расскажите о приборах для измерения линий. Опишите порядок
З2, ОК 01-10
7
вешения линий.
28.
Опишите порядок измерение расстояний нитяным дальномером
34, ОК 01-10
29.
Опишите порядок определения высоты сооружения
З4, ОК 01-10
4.2Перечень практических заданий
1.
Определите длину наклонной линии местности, если ее горизонтальное
проложение равно 193 м, а угол наклона равен 5
°
.
Проверяемые результаты обучения (коды): У4, ОК 01 – ОК 03, ПК 1.1
2.
Определите масштаб плана, если отрезку на плане в 2,4 см соответствует на
местности длина в 600 м.
Проверяемые результаты обучения (коды): У4, ОК 01 – ОК 03, ПК 1.1
3.
Вычислите величину горизонтального угла, если отсчет на переднюю точку
равен 170
°
, а на заднюю – 20
°
.
Проверяемые результаты обучения (коды): У4, ОК 01 – ОК 03, ПК 1.1
4.
Вычислите азимут направлений сторон, если А
нач
=72
°
, а углы
1
=30
°
,
2
=45
°
,
3
=70
°
.
Проверяемые результаты обучения (коды): У4, ОК 01 – ОК 03, ПК 1.1
5.
Определите расстояние на местности, если на плане в масштабе 1:25000
между заданными точками оно соответствует 93 мм.
Проверяемые результаты обучения (коды): У4, ОК 01 – ОК 03, ПК 1.1
6.
Определите прямоугольные координаты точки В, если известны Х
А
=50 м,
Y
А
=100 м, расстояние АВ=70 м, румб направления АВ = 30
°
.
Проверяемые результаты обучения (коды): У4, ОК 01 – ОК 03, ПК 1.1
7.
Переведите азимуты в румбы: А
1
=143
°
15’, А
2
=71
°
10’, А
3
=277
°
40’,
А
4
=192
°
15’.
Проверяемые результаты обучения (коды): У4, ОК 01 – ОК 03, ПК 1.1
8
8.
Определите расстояние АВ, если известны прямоугольные координаты
точек: Х
А
=50 м, Y
А
=100 м, Х
В
=100 м, Y
В
=150 м.
Проверяемые результаты обучения (коды): У4, ОК 01 – ОК 03, ПК 1.1
9.
Определите высоты точек, указанных на карте.
Проверяемые результаты обучения (коды): У1, ОК 01 – ОК 03, ПК 1.1
10. Определите уклон линии АВ, если известно, что Н
А
=121,75 м, Н
В
=92,3 м и
горизонтальное проложение равно 121,71 м.
Проверяемые результаты обучения (коды): У4, ОК 01 – ОК 03, ПК 1.1
11. Вычислите МО и вертикальный угол, если известны отсчеты по шкале
вертикального круга КП=349
°
27’ и КЛ=14
°
17’.
Проверяемые результаты обучения (коды): У4, ОК 01 – ОК 03, ПК 1.1
12. Определите цену наименьшего деления поперечного масштаба, если его
основание равно 2 см, высота 3 см, а численный масштаб 1:500.
Проверяемые результаты обучения (коды): У4, ОК 01 – ОК 03, ПК 1.1
13.Определите масштаб плана, если отрезку на плане в 2,4 см соответствует на
местности длина в 600 м.
Проверяемые результаты обучения (коды): У4, ОК 01 – ОК 03, ПК 1.1
14. Вычислите плоские прямоугольные координаты точек В и С, если
координаты точки А: Х
А
=4175,243 м, Y
А
=2181,152 м, горизонтальные
расстояния: S
АВ
=54,123 м, S
ВС
=46,143м, дирекционный угол α
АВ
=65
20' и
горизонтальный угол, измеренный в точке В, β
П
=148
13'.
Проверяемые результаты обучения (коды): У4, ОК 01 – ОК 03, ПК 1.1
15. Вычислите горизонтальное расстояние АВ=d и дирекционный угол α
АВ
, если
координаты точек А и В соответственно равны Х
А
=5271,245 м, Y
А
=3825,148 м,
Х
В
=4728,101 м и Y
В
=4002,025 м.
Проверяемые результаты обучения (коды): У4, ОК 01 – ОК 03, ПК 1.1
16. Определите угол наклона линии АВ, если известно, что Н
А
=121,75 м,
Н
В
=92,03 м и d=121,71 м.
Проверяемые результаты обучения (коды): У4, ОК 01 – ОК 03, ПК 1.1
9
17. Вычислите МО и вертикальный угол, если КП=349
27'20'' и КЛ=14
17'40''.
Проверяемые результаты обучения (коды): У4, ОК 01 – ОК 03, ПК 1.1
4.3 Типовое тестовое задание
1.
Меридиан – это:
а) координатная линия постоянной широты;
б) координатная линия постоянной долготы;
в) линия равных высот;
г) линия равных расстояний от экватора.
2.
Азимут истинный – это:
а)
горизонтальный
угол,
отсчитываемый
от
южного
направления
географического меридиана по ходу часовой стрелки до заданного
направления;
б)
горизонтальный
угол,
отсчитываемый
от
северного
направления
географического меридиана против хода часовой стрелки до заданного
направления;
в)
горизонтальный
угол,
отсчитываемый
от
южного
направления
географического меридиана против хода часовой стрелки до заданного
направления;
г)
горизонтальный
угол,
отсчитываемый
от
северного
направления
географического меридиана по ходу часовой стрелки до заданного
направления.
3.
Румб – это:
а) острый горизонтальный угол между ближайшим концом меридиана
(северным или южным) и направлением на данный предмет;
б)
горизонтальный
угол,
отсчитываемый
от
северного
направления
географического меридиана по ходу часовой стрелки до заданного
направления;
10
в) горизонтальный угол, отсчитываемый от северного направления осевого
меридиана против хода часовой стрелки до заданного направления;
г) горизонтальный угол, отсчитываемый от южного направления осевого
меридиана против хода часовой стрелки до заданного направления.
4.
Дирекционный угол – это:
а) горизонтальный угол, отсчитанный от северного направления осевого
меридиана зоны против хода часовой стрелки до заданного направления;
б) горизонтальный угол, отсчитанный от северного направления осевого
меридиана зоны по ходу часовой стрелки до заданного направления;
в)
горизонтальный
угол,
отсчитываемый
от
северного
направления
географического меридиана по ходу часовой стрелки до заданного
направления;
г) горизонтальный угол, отсчитанный от южного направления осевого
меридиана зоны по ходу часовой стрелки до заданного направления.
Ответ: б
5.
Если дирекционный угол линии α=25°10´, то румб этой линии имеет
название:
а) СВ;
б) СЗ;
в) ЮВ;
г) ЮЗ.
7. Если румб линии имеет название ЮВ, то дирекционный угол этой линии
находится по формуле:
а) α=r;
б) α=180°+r;
в) α=180°-r;
г) α=360°+r.
11
8.
Для
вычисления
значения
магнитного
азимута
по
известному
дирекционному углу нужно знать:
а) вертикальный угол;
б) сближение меридианов;
в) склонение магнитной стрелки;
г) склонение магнитной стрелки и сближение меридианов.
9.
Если дирекционный угол линии 1-2 - 135°30´, то это значит, что линия
направлена:
а) на северо-запад;
б) на юго-восток;
в) на северо-восток;
г) на юго-запад.
г)1000 м.
10. Поперечный масштаб – это:
а) масштаб, в котором производилась съемка для составления карты;
б) масштаб, подписываемый на карте;
в) линейный масштаб в виде график-диаграммы, предназначенный для
точных измерений;
г) масштаб определенных условных знаков, расположенный поперек карты.
11. Подпись 6067 на горизонтальной линии километровой сетки означает:
а) номер зоны – 60, а расстояние от осевого меридиана 67 км;
б) эта линия находится к северу от экватора на расстоянии 6067 км;
в) эта линия находится на расстоянии 6067 км от северного полюса;
г) широта этой линии равна 60°06´07´´.
12. Численная точность масштаба 1:500 составляет:
а)0,05 м;
б)10 м;
12
в)5 м;
г)50 м.
13. Рельеф – это:
а) совокупность неровностей земной поверхности;
б) совокупность контуров местности;
в) совокупность предметов местности;
г) топография.
14. На территории нашей страны абсолютные отметки точек определяются
относительно:
а) Балтийского моря;
б) Белого моря;
в) Каспийского моря;
г) Черного моря.
15. Дайте определение - котловина:
а) куполообразная или коническая возвышенность земной поверхности;
б) чашеобразное замкнутое со всех сторон углубление;
в) понижение
между
двумя
соседними
горными
вершинами
или
возвышениями;
г) совокупность вогнутых частей поверхности.
16. Бергштрих – это:
а) отметка вершины горы;
б) отметка подножия горы;
в) указатель направления склона;
г) указатель направления течения реки.
13
17. При решении обратной геодезической задачи, для того чтобы рассчитать
дирекционный угол линии 1-2, нужно знать:
а) координаты x и y точки 1;
б) координаты x и y точки 2;
в) координаты x и y точки 1 и 2;
г) координаты x и y точки 1, 2 и длину линии 1-2.
18. В прямой геодезической задаче величину ΔX определяют по формуле:
а) ΔХ= d×cos
;
б) ΔХ = d×sin
;
в) ΔХ= d×tg
;
г) ΔХ = d×ctg
19. Поверхность, образованная как условное продолжение мирового океана
под материками — это:
а) физическое поверхность;
б) основная уровневая поверхность;
в) горизонтальная поверхность;
г) поверхность эллипсоида.
20.
Перечислите составляющие элементы теодолита 4Т30П согласно
нумерации на рисунке.
14